Арандур Норэмэлдо : другие произведения.

68. О нолдор, мориквэнди и Празднике Воссоединения

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  1. 
  
  Высокие эльфы (или эльфы света) - это нолдор, вернувшиеся в Эндорэ с Дальнего Запада*(1); Средними эльфами были тиндар, которые, хотя и были близкими родственниками высоких эльфов, остались в Средиземье и никогда не видели света Амана; а темные эльфы были теми, кто никогда не путешествовал по Западным берегам и не желал видеть Амана*(2). Названия "темные эльфы" или "эльфы тьмы" использовали для них, но никоим образом не подразумевали никакого зла или подчинения Моринготто; названия относились только к незнанию "света Амана" и включало и тиндар (XXX).
  
   
  
  Возвратившиеся нолдор по-прежнему претендовали на то, что они аманйар (аманские), но на практике этот термин теперь обычно означал тех эльфов, которые остались в Амане, в то время как Возвратившиеся называли себя этйанголди "другими нолдор"*(3) или просто (поскольку подавляющее большинство их народа вернулось в Эндорэ) - нолдор. Всех подданных Эльвэ они называли тиндар или "серые эльфы"*(4) ,(XXXIV).
  
   
  
  Первые авари, которых эльдар снова встретили в Нолдолондэ, похоже, утверждали, что они татйар, и они признали свое родство с Возвратившимися, хотя нет никаких записей об использовании ими имени "нолдо" в какой-либо узнаваемой форме аварина*(5). Они были на самом деле недружелюбны к нолдор и завидовали своим более возвышенным сородичам, которых они обвиняли в высокомерии*(6). Это болезненное отношение отчасти произошло от горечи Спора перед началом Похода эльдар, и, несомненно, позже усилилось из-за махинаций Моринготто; но эта горечь также проливает свет на характер нолдор в целом и Фэанаро в частности*(7). Действительно, тэлэри со своей стороны утверждали, что большинство нолдор в самом Амане были в душе авари и вернулись в Средиземье, когда обнаружили свою ошибку; им нужно было место для ссор*(8). Ибо, в противоположность авари-татйар, линдаринская часть западных авари была дружелюбна к эльдар и готова была учиться у них и настолько близким было чувство родства между остатками тиндар, нандор и линдаринскими авари, что позже в Раванде (Эриадоре) и Долине Андуина они часто сливались воедино*(9) (XXXIV).
  
   
  
  2. 
  
  Всех тиндар, подданных короля Эльвэ Тиндаколло, в отличие от пришедших нолдор, позже иногда называли элувайт дунэдхил (Eluwaith Dunedhil), "западные эльфы" (имеется в виду запад Средиземья), - это был термин, созданный для соответствию дунэдайн "людям запада" (применявшийся только к Людям Трех Домов). Но с растущим объединением нолдор и тиндар за пределами Лэстанорэ в один народ, использующий язык тиндар в качестве повседневной речи, элувайт дунэдхил вскоре стало применяться как к нолдор, так и к тиндар*(10) (XXXIV).
  
   
  
  Менее распространенная форма тиндэл, мн.ч. тиндэлди (thindel, мн.ч. thindeldi), также встречается в квэнйа Вернувшихся. Это было название, данное Вернувшимися нолдор второй по величине части эльдар*(11). Оно применялось ко всем эльфам тэлэринского происхождения, которых нолдор нашли в Нолдолондэ, хотя позже оно исключило нандор*(12), кроме тех, кто был прямыми подданными Эльвэ или слился с его народом. Название тиндэлди означало "Серые" или "Серые эльфы" и произошло от корня *THIN,  староквэнийского слова *thindi "серый, бледный или серебристо-серый", или квэнийского thinde.  Хранители знаний также предполагали, что это название было отсылкой к волосам тиндар. У самого Эльвэ действительно были длинные и красивые волосы серебристого оттенка, но это, похоже, не было общей чертой тиндар, хотя иногда встречалось среди них, особенно у близких или более отдаленных родственников Эльвэ (как в случае с Кирйатаном*(13). В целом тиндар, по-видимому, очень напоминали Вернувшихся, будучи темноволосыми, сильными и высокими, но гибкими. Действительно, их едва ли можно было отличить друг от друга, кроме как по глазам; ибо глаза всех эльфов, которые жили в Амане, поражали тех, кто жил в Средиземье, своей пронзительной яркостью*(14). По этой причине тиндар часто называли нолдор лахэнд, мн. ч. лэхинд "пламенноглазые". (XXXIV)
  
   
  
  3. 
  
  Хотя нолдор жили вместе с тиндар одним народом, "они все еще отличались от тиндар и всякий раз, когда хотели напомнить об их отличии в происхождении, их обычно называли охил (ед.ч. охэль) (Odhil (ед.ч. Odhel)*(15). Это, как уже было видно, изначально являлось названием всех эльфов, покинувших Валариандэ и перебравшихся в Аман. Тиндар также называли их гванвэн (Gwanwen) (мн.ч. гвэнвин или гванвэль, гвэнвиль  (Gwenwin, or Gwanwel, Gwenwil) "ушедший". Этот термин, который нельзя было применить к тем, кто вернулся, оставался обычным тиндаринским названием эльфов, оставшихся в Амане. Таким образом, одхил стал именем Возвратившихся нолдор*(16) (XXXIV).
  
   
  
  Но форма голод (Golodh), похоже, была фонетически неприятна нолдор. Более того, это имя в основном использовалось теми, кто хотел отметить разницу между нолдор и тиндар и игнорировать жилище нолдор в Амане, которое могло дать им право претендовать на превосходство. Особенно это название использовалось в Лэстанорэ, где король Тиндаколло был враждебен вождям нолдор, Фэанаро и его сыновьям, а также Нолофинвэ*(17) из-за их нападения на тэлэри в Амане, народ его брата Ольвэ*(18). Поэтому нолдор, используя тиндарин, никогда не применяли это имя (голод) к себе, и оно вышло из употребления среди тех, кто был дружественным им (XXXIV).
  
   
  
  В тиндарине слово gul (эквивалент квэнийского nole) имело менее лестные ассоциации, поскольку использовалось в основном для обозначения тайных знаний, особенно тех, которыми обладали изобретатели (артефакторы), создававшие волшебные вещи; и это слово стало еще более темным из-за его частого использования в составе слова morgul 'черные искусства', применяемом к обманчивым или опасным искусствам и знаниям, полученным от Моринготто*(19). Действительно, те из тиндар, кто был недружелюбен к нолдор, приписывали их превосходство в искусствах и знаниях обучению у Мэлькора-Моринготто*(20). Это была ложь, исходившая в конечном счете от Моринготто; хотя она не была полностью безосновательной (ложь Моринготто редко была такой)*(21). Но великие дары нолдор не исходили от учения Мэлькора. Фэанаро, величайший из нолдор, никогда не имел никаких дел с Мэлькором в Амане и был его величайшим врагом*(22) (XXXIV).
  
   
  
  4. 
  
  Некоторые говорили, что среди нолдор есть '"нолдор более чистой расы", то есть те нолдор, которые не имели или имели лишь незначительную примесь черт мориквэнди, возможно с подтекстом, что они были более верны своей древней природе, такой, какой она развилась в Амане*(23) (LXI).
  
   
  
   
  
  5.
  
  "Праздник Воссоединения" - более позднее название "Праздника Встречи"*(24) (LXVII).
  
   
  
  Прежде всего необходимо сказать, что у нас крайне мало сведений об этом празднике. Одни говорят, что он был до Осады Ангамандо, другие, что после. Одни говорят, что он был на юге, в Нантатарионе (Nantatharion - Nan Tathrin), другие, что на севере, у Йарвина (Иврин). Вполне возможно, что позднее, распутывая Повесть, нам удастся восстановить, когда и где был этот праздник, но пока оба варианта рассматриваются как равновозможные.
  
  6.
  
  Праздник Воссоединения после начала Осады, в Нантатарионе.
  
   
  
  Некоторые говорят, что Праздник Воссоединения был после того, как была установлена Осада Ангамандо. 'И под охраной своих армий на Севере нолдор начали бродить по земле вдоль и поперек, и они построили там много прекрасных жилищ и основали королевства; ибо, за исключением Лэстанорэ и Отсориандэ (о которых будет сказано ниже), до нолдор мало народа было в тех землях. Это были темные эльфы тэлэрианской расы, и нолдор встретили их с радостью, и это была счастливая встреча, как между давно разлученными родственниками (XLII).
  
   
  
  И Нолофинвэ устроил большой пир (XLII). "Пир и Игры Воссоединения" (на нолдорине Мэрэт Адэртад)*(25) проводились 'на юге, вдали от угрозы Моринготто (XLII), в Нантатарионе (Nantatharion - Nan Tathrin), "Земле Ив", недалеко от дельты Сириона, 'и проводились они весной (XLII), и там присутствовали эльфы Валинорэ из трех Домов нолдор (LXVIII), 'все, кому удалось освободиться от северной стражи; и большое количество темных эльфов (XLII): как жители западных Гаваней, Вириттэмара (Бритомбара) и Хэлкариста (Эглорэста) (LXVIII),  из земли Фалассэ (XLII), так и рассеянные лесные эльфы запада (LXVIII),  странники лесов (XLII), и многие также пришли из зеленых эльфов*(26) Отсориандэ, из дальней Страны Семи Рек, лежащей под стенами Синих Гор (XLII).
  
   
  
  И из Лэстанорэ прибыли послы, хотя сам Тиндаколло не пришел (XLII). Но Тиндаколло не хотел открывать свое королевство или убирать магию, окружавшую его, 'ибо, обладая мудростью Мэлйанны*(27), он (XLII) не доверял тому, что сдерживание Моринготто продлится "вечно (XLII) или долго. Однако последовало время мира, роста, цветения, процветания и веселья (LXVIII).
  
   
  
  Но сердца нолдор были высоки и полны надежд, и многим из них казалось*(28), что оправдались слова Фэанаро, призывавшего их искать свободы и прекрасных королевств*(29) в Средиземье (XLII).
  
   
  
  Радость этого праздника надолго запомнилась в более поздние дни скорби (XLII)
  
   
  
  7.
  
   Праздник Воссоединения перед началом Осады, возле Йавэрина.
  
   
  
  "В 20-м году Первой Эпохи Финвэ-Нолофинвэ, король нолдор, созвал великий совет*(30) и устроил высокий пир, который долгое время спустя запомнился как Праздник Воссоединения (LXI).
  
   
  
  Праздник был устроен возле прекрасных озер Йавэрина (Иврина) (откуда возник быстрый Нарака), ибо там, у подножия гор, которые защищали их от "Севера", земли были зелеными и прекрасными. Туда пришли многие вожди и народ Нолофинвэ и Инглора; и сыновья Фэанаро - Маитимо и Макалаурэ с воинами Рубежа*(31); и там к ним присоединились Кириамо и многие жители Гавани, а также великое множество серых эльфов из лесов и полей повсюду, и даже из Отсориандэ пришли некоторые из нандор от имени своего народа*(32). Но Тиндаколло сам не прибыл из Лэстанорэ и послал лишь двух гонцов, Капалэна (Даирона) и Лунгума (Маблунга), с приветом*(33) (LXI).
  
   
  
  В Мэрэн Энэртиэ (Мэрэт-Адэртад) много советов было воспринято по доброй воле, приносились клятвы союза и дружбы, было много веселья и добрых надежд; и действительно, после этого последовало прекрасное время мира, роста и цветения, и вся земля была рада, хотя Тень все еще нависала на Севере*(34) (LXI).
  
   
  
  Записано, что на этом пиру больше всего говорили  на языке серых эльфов; на нем говорили даже нолдор, поскольку, в то время как нолдор легко усваивали речь этой земли, тиндар медленно осваивали язык Амана*(35) (LXI).
  
     
  
   
  
  Примечания.
  
   
  
  *(1) В оригинале сказано не "в Эндорэ", а "в изгнание": "вернувшиеся в изгнание с Дальнего Запада". Но сама постановка фразы "вернувшиеся в изгнание" в данном случае звучит дико и нелепо. Профессор внимательно вычитывал свои тексты и вносил в них порою кажущиеся совсем незначительными правки - очень сомнительно, что такая нелепая и нелогичная фраза была оставлена случайно. Нолдор вернулись домой, в Эндорэ, но так как противники Фэанаро любили говорить об "Изгнании", получилась нелепая фраза "вернулись в изгнание". Хотя в действительности нолдор никто не изгонял, они ушли из Амана по своей воле, и только десятилетия спустя Валар объявили, что ушедшие нолдор изгнаны. Но это то же самое, что сказать, что ушедший из твоего дома, хлопнув дверью, изгнан тобою. Другое дело, что Валар, не давая нолдор шанс вернуться после победы за своими вещами и своими детьми, тем самым отобрали у нолдор имущество и похитили детей.
  
   
  
  *(2) К темным эльфам, таким образом, должны были бы относиться только нандор и авари. Однако обычно название "темные эльфы", мориквэнди, распространяется на всех, кто не был в Амане. Очевидно, у разных групп эльдар или у разных хранителей мудрости была разная классификация, но в конце концов победила та, что разделяла эльфов не на три, а на две группы: "мориквэнди" и "калаквэнди".
  
   
  
  *(3) В оригинале этйанголди переведено как "изгнанные нолдор", но это далеко не первый случай, когда Профессор дает вольный перевод слов с квэнйа на английский - не дословно а... весьма художественный перевод, примерно как Григорьев и Грушецкий перевели "Boromir smiled" - "Тень улыбки промелькнула на бледном, без кровинки, лице Боромира". Слово этйанголди - еtyangoldi - состоит из слов еtya- и ngoldi. Нголди - это множественное число от нголдо и значит "нолдор", а этйа - означает "другой из двух" - etya, etyo "other (of two)" (PE14:55). Таким образом, настоящее значение слова "этйанголди" - "другие из двух нолдор". Как мы видим, "Изгнанниками" нолдор себя не считали и не звали - потому что тот, кто ушел по своей воле, несмотря на попытки его удержать, не может быть изгнанником.
  
   
  
  *(4) Непонятно, кого внутренний автор называет "всеми подданным Эльвэ", потому что ко времени прихода нолдор "своими подданными" Эльвэ считал только жителей Лэстанорэ и Гаваней Кирйатамо. И если жителей Лэстанорэ нолдор звали тиндар, то жители Гаваней были фалмари.
  
   
  
  *(5) Тот факт, что внутренний автор не видит связи меж татйар и нолдор, говорит нам о том, что внутренний автор не знает древней истории эльфов. Эльфы, относившиеся к татйар, но не ушедшие в Поход или не пересекшие Моря, не могли звать себя нолдор, потому что "нолдо" это измененная форма слова "нголдо" - "знающий": благодаря тому знанию, что получили от Валар в Амане. Татйар, прибывшие в Аман, начали называть себя нголдор, потому что они стали народом знающих, а не вторых. Минйар стали ванйар - "народом Валар", нэлйар стали тэлэри - "последними", или солосимпи - "флейтистами". И как татйар Эндорэ не имели отношения к нолдор, так и нэлйар Эндорэ не имели отношения к тэлэри.
  
   
  
  *(6) Данное утверждение сомнительно по двум причинам. Во-первых, мы уже встречали в текстах недружелюбное описание авари со стороны сторонников Эльвэ, что косвенно говорит о союзе авари и нолдор, особенно Первого Дома. Во-вторых, далее в тексте мы увидим, что авари в самом деле были в союзе с Маитимо и Первым Домом, что опять же противоречит сообщению о том, что авари были недружелюбны к нолдор. К тому же, никто, кроме Эльвэ и его сторонников, не обвинял нолдор в высокомерии - видимо, автор данного текста делал свои записи, опираясь на источники из Лэстанорэ.
  
   
  
  *(7) Внутренний автор сознательно или нет, но совершенно беспочвенно очерняет нолдор и Фэанаро. Споры перед Великим Походом были в 2104-м году Валар, за 8 960 лет до начала Первой Эпохи. Нигде в текстах не говорится о злопамятстве и мстительности нолдор (как бывших татйар, о которых вообще мало говорится), и нет никаких оснований полагать, что авари держали какое-то зло на Возвратившихся за то, что было сказано их родичами девять тысяч лет назад. Далее, непонятно, как именно якобы злопамятство авари проливает свет на характер Фэанаро. Это... ни к чему не привязанное утверждение, имеющее целью очернение Фэанаро и ничего более. И в противовес сказанному, мы можем вспомнить, что именно сын Фэанаро, Маитимо собрал самый великий в истории Арды союз эльфов, людей и гномов, союз, который истощил силы Моринготто. Скорее, именно это проливает свет на характер нолдор в целом и Фэанаро и его Дома в частности.
  
   
  
  *(8) Данные слова, как сообщает внутренний автор, принадлежат тэлэри, которые отказались слушать не только Манвэ и Улмо, но и Единого, и которые из страха перед Врагом просили Валар превратить их дом в тюрьму и почти шестьсот лет боялись и избегали любимого ими прежде Моря. Они возненавидели нолдор, ушедших сражаться с до безумия пугающей их Тьмой, и их слова о нолдор, это явные навет и очернение. Нолдор вернулись в Эндорэ не ради ссор, а в большинстве своем ради войны с Моринготто, чем защитили все Эндорэ. Более того, кроме ссоры за власть, затеянной Нолофинвэ, меж нолдор не было вражды, тем более такой, для которой им было бы нужно место. Тем не менее, тэлэри, ожесточившиеся и омраченные, восставшие и против Манвэ, и против Единого, действительно могли говорить такое о нолдор.
  
   
  
  *(9) Внутренний автор, манипулируя названиями, создает некий нужный ему, но при этом далекий от истины образ. Во-первых, исходя из данного текста, можно понять, что авари, пришедшие в Нолдолондэ, все сплошь были из татйар, а авари, оставшиеся по ту сторону Линдоноронти, все сплошь были из нэлйар (линдаринские авари). Но мы знаем, что большая часть оставшихся у Куивиэнэн авари были из татйар, а в Нолдолондэ пришла явно не бОльшая часть всех авари - более того, в Нолдолондэ было довольно немного авари; их были, может быть, сотни, но не целый народ. Таким образом, все наветы о склочной природе татйар со всей очевидностью оказываются ложью. Во-вторых, и по отношению к авари, и по отношению к нандор мы видим одну и ту же манипуляцию: и авари и нандор являются смешанным народом, потомками татйар и нэлйар, но их называют то  нолдор, то тэлэри в зависимости от политической необходимости. Так в главе о владениях в Нолдолондэ приходилось писать комментарии о том, что нандор Отсориандэ были не нолдор - там дружба нандор с нолдор обуславливалась их общим родством. В этой же главе то же самое общее родство авари и нолдор вдруг выступает основой для конфликтов, потому что этот народ якобы обожал ссориться. В-третьих, сложно говорить об авари Раванда (Эриадора) как о тех. кто с удовольствием учился у эльдар (= у Вернувшихся, т.е., у нолдор), так как уже во Второй Эпохе, когда эльдар, покинув затопленное Нолдолондэ, поселились в Эндорэ, практически все Возвратившиеся или погибли, или вернулись на Запад, и мало кто остался в Эндорэ, чтобы мочь учить мориквэнди. Либо же внутренний автор пишет об отношении авари-нэлйар Раванда не к нолдор, а к эльдар (которые включают всех, кроме авари - то есть к мориквэнди). Хотя выше он ничего не пишет об отношении авари-татйар к мориквэнди.
  
   
  
  *(10) Здесь несколько вещей смешаны в одно. Во-первых, название элувайт дунэдхил относилось только к подданным Эльвэ, т.е. к подданным Лэстанорэ и, быть может, фалмари, а нолдор смешались в один народ с тиндар, жившими вне Лэстанорэ, таким образом, на них не могло распространиться название "элувайт дунэдхил". Во-вторых, сказано, что название "элувайт дунэдхил" было дано лэстанорцам посл того, как название "дунэдайн" было дано людям Трех Домов. Но люди появились в Нолдолондэ задолго после того, как нолдор и тиндар стали жить вместе как один народ. Таким образом, сообщение о том, что нолдор после, когда они смешались с тиндар, были названы "элувайт дунэдхил" и вовсе не состоятельно. В-третьих, утверждение о том, что нолдор в повседневной речи стали использовать тиндарин звучит так, словно нолдор стали использовать только тиндарин, отказавшись при этом от квэнйа. Но это не так, о чем подробно будет говориться в следующей главе.
  
   
  
  *(11) "Вторые по величине эльдар" имеется в виду, мориквэнди, населявшие Нолдолондэ - как будет сказано позже, мориквэнди по своему числу превосходили нолдор.
  
   
  
  *(12) Поскольку нандор были лишь отчасти родичи нэлйар, а отчасти татйар, внутренний автор не относит их к тиндар. И этот факт навсегда ставит точку в вопросе их происхождения.
  
   
  
  *(13) Здесь впервые говорится о том, что Кирйатан родич Эльвэ. Но степень их родства неизвестна.
  
   
  
  *(14) В действительности, внешне тиндар очень сильно отличались от нолдор - не только глазами, но и ростом (средний рост мужчин-нолдор 210 см, средний рост мужчин тиндар 160-180 см), и цветом волос, так как еще у Куивиэнэн у нэлйар волосы были от белых до темно-русых, а волосы нолдор были всегда темные, хотя и не обязательно черные.. При этом у детей от смешанных браков могли быть несвойственные для народа в целом волосы. По этой причине, после того, как нолдор и тиндар смешались в один народ, у рожденных у них детей могли быть темные волосы, даже если сами юные эльфы идентифицировали себя как тиндар. Но это могло случиться только со временем, а не в то время, когда нолдор только пришли в Нолдолондэ.
  
   
  
  *(15) Фраза построена таким образом, что становится понятно - "напоминали о происхождении" нолдор не с добрыми намерениями, но все тиндар Нолдолондэ, кроме лэстанорцев, относились хорошо к нолдор. Таким образом, скорее, правильно будет сказать, что, когда хотели подчеркнуть, что речь идет о Возвратившихся, а не о мориквэнди, то говорили об "охил".
  
   
  
  *(16) Таким образом, название "охил" являлось напоминанием о том, что нолдор пришли с Запада, то есть о превосходстве нолдор над мориквэнди. Это явно не "напоиминание об их отличии", а скорее напоминание об их величии.
  
   
  
  *(17) Кажется, здесь впервые открыто говорится, что Эльвэ был враждебен не только к фэанариони, но и к самому Фэанаро, то есть Тиндаколло и Фэанаро были знакомы, и вряд ли это могло быть иначе, так как от Миттаринга до Лэстанорэ не больше 100 лиг (483 км), и Фэанаро, осматривавший земли и дошедший до Гаваней Кирйамо, не мог не встретиться с Эльвэ и не попытаться наладить с ним контакт. При этом Фэанаро погиб намного раньше, чем Эльвэ услышал про Альквалондэ, так что единственной причиной враждебности могла быть зависть Эльвэ.
  
  Также в даном тексте впервые открыто сказано о том, что Эльвэ был враждебен к Нолофинвэ, что в целом тоже следовало из текстов: Эльвэ не пропускал в Лэстанорэ никого, кроме Третьего Дома.
  
   
  
  *(18) Говоря, что Эльвэ был враждебен к Фэанаро и Нолофинвэ "из-за их нападения на тэлэри в Амане", внутренний автор прямо утверждает, что Нолофинвэ участвовал в бою с тэлэри на стороне нолдор. В то время как другие авторы обычно пишут только об участии Финдэкано.
  
   
  
  *(19) Некоторые эльфы-рабы, как, например, Эол Темный эльф, родич Эльвэ, находясь в плену, обучились Темным искусствам - не обязательно напрямую от Моринготто, но даже действуя через своих умаиар, за всем стоял Владыка Севера.
  
   
  
  *(20) В оригинале сказано "у Мэлькора-Моргота" и это примечательная смесь квэнйа и тиндарин, выдающая, что внутренний автор или не из нолдор, или из нолдор Дельты Сириона, потомков - остатков народа Турукано, Финдарато и Налтариэль, которые говорили на искаженной квэнйа, на суржике-нолдорине. По тому что имя "Мэлькор" дано на квэнйа (тиндарская форма - Belchur или Belegûr), а имя "Моргот" на тиндарин (квэнийская форма Моринготто). Нолдор, по крайней мере большинство, уважавшие язык, никогда не смешивали квэнйа и тиндарин и написали бы или "Мэлькор-Моринготто" или "Бэлхур-Моргот".
  
  *(21) В главе о Непокое говорилось, что Моринготто учил некоторых нолдор тайным чарам - откровенно Темным.
  
   
  
  *(22) Из этого сравнения слов gul и nole мы видим, что тиндар Лэстанорэ были технически мало развиты (как мы знаем, в Лэстанорэ Хумэфэлйар было единственным строением, большинство эльфов жили в лесах и рощах) и не ценили "изобретателей", но хотя бы не сажали на бочку с порохом (возможно, потому, что не знали пороха...) В Лэстанорэ не ценили Капалэна (Даэрона), равно с этим, видимо, не интересовались и другими изобретениями. Это выглядит очень похожим на стереотипное отношение средневековых людей к технологиям и их создателям - "у, колдун проклятый". Но у нолдор к изобретателям было совсем другое отношение, и технологии сделали нолдор намного могущественнее Эльвэ, поэтому нолдор было проще назвать колдунами и чернокнижниками, научившимися всему у Моринготто, чем заняться развитием изобретений самим.
  
   
  
  *(23) Таким образом, эльфы Ондолиндэ, до его падения, были более "чистыми нолдор", чем все остальные, а нолдор Налтариэль, жившие в Лэстанорэ, напротив, были менее "чистыми" из всех. Подозреваю, что в "природу, какой она развилась в Амане" в данном случае входит и культура, и быт, и язык, отказ от которых вел в сторону от "чистоты" к "дикости".
  
   
  
  *(24) В "Сильмариллионе" Кристофера "Праздник Воссоединения" представлен, как праздник на котором воссоединились разделенные распрями народы нолдор. Но разве нолдор не объединились еще в 5-м году, после спасения Маитимо? Разве у нолдор не было общих советов еще в самом начале 7-го года? Тогда почему же праздник объединения нолдор состоялся только в 20-м году? Потому что в действительности это праздник воссоединения всех вернувшихся из-за моря и всех мориквэнди. О чем и будет рассказано в главе.
  
   
  
  *(25) В действительности, это не на нолдорине, а на тиндарине: древний нолдорин (корнолдорин) был языком нолдор, но просто "нолдорин", или "новый нолдорин" появился в конце Первой Эпохи и это была смесь квэнйа с другими языками Нолдолондэ (что ламбэнголмор, да и большинство нолдор, считало недопустимым). Нолдорином пользовались остатки нолдор Ондолиндэ, Наркосторондо и Лэстанорэ. Название Мэрэт Адэртад пришло в нолдорин из тиндарина, и по своему происхождению это тиндарское слово. Однако, говоря о недопустимом смешении языков - чем и стал нолдорин, нельзя не отметить, что любая порча начинается постепенно. Как уже упоминалось, на нолдорине говорили остатки народа Турукано, Финдарато и Налтариэль - именно тех, кто когда-то в Амане начал произносить слова через "s" вместо правильного произношения "th", чтобы не говорить, как Фэанаро. Ламбэнголмор осуждали такое произношение, говорили, что оно приводит к искажению и деградации квэнйа, но враждовавшие с Фэанаро их не слушали и, как и при любой порочности, переступив черту допустимого в одном, они не видели необходимости удерживать себя в другом, и смешивали квэнйа с другими языками, превращая квэнйа в суржик. Так появился нолдорин - смесь квэнйа со всеми языками Нолдолондэ, кроме гномского. Хотя для большинства нолдор даже имена, произнесенные на другом языке, выбивались и резали слух настолько, что нолдор были вынуждены переводить свои имена на тиндарин и переводить тиндарские имена и названия на квэнйа. При такой щепетильности даже в мелочах, представьте, каким варварским казался новый нолдорин тем, кто сохранил в своей речи квэнйа.
  
   
  
  *(26) Как говорилось ранее, "нолдор не использовали для нандор название "зеленые эльфы"", но так нандор прозвали в Лэстанорэ - скорее всего, внутренний автор этого текста из нолдор Лэстанорэ (пришедших с Налтариэль или поздних беженцев из Наркосторондо), или же внутренний автор данного текста жил в Устье Сириона и говорил на нолдорине, где были перемешаны слова на квэнйа и других языках Нолдолондэ.
  
   
  
  *(27) С определенной долей уверенности можно говорить, что внутренний автор был из сторонников Тиндаколло. Нежелание Эльвэ снимать защиту с Лэстанорэ можно объяснить его нежеланием ослаблять королевство перед Моринготто. Но этим нельзя объяснить или оправдать нежелание Эльвэ допускать сородичей в свое королевство, хотя внутренний автор и пытается прикрыть поступки Тиндаколло благородным предлогом, туманно ссылаясь на мудрость Мэлйанны.
  
  *(28) "В то время казался" - это мнение летописца после многих войн, а о нолдор начала Первой Эпохи правильнее сказать, что они признали правоту Фэанаро.
  
  *(29) В тех отрывках речи Фэанаро, которые приведены в текстах, нет призыва искать какие-либо королевства, а слово "fair" многозначно, поэтому не совсем понятно, как верно перевести выражение "seek freedom and fair kingdoms" - "искать свободы и прекрасных королевств" или "искать свободы и справедливых королевств". Фэанаро видел в Амане немало несправедливости, но говорил и о водах Куивиэнэн под незамутненными звездами куда могли бы вернуться эльдар из омраченного Амана.
  
   
  
  *(30) Совет не между всеми нолдор, который проходил первый и последний раз в 7-м году, но Великий Совет, на который пришли как нолдор, так и все мориквэнди.
  
   
  
  *(31) Быть может, Пэнголод, писавший с чужих слов, не знает достоверно, кто из нолдор был на празднике, а, может быть, из старших Лордов были только представители Домов: Нолофинвэ, Финдарато, Маитимо, Макалаурэ. Но если, как представил это Кристофер Толкиен, Праздник Воссоединения был примирением и воссоединением нолдор, то почему присутствовали не все Лорды нолдор?
  
   
  
  *(32) Пэнголод говорит, что пришли только некоторые из нандор, в то время как другие источники говорят, что нандор было много.
  
   
  
  *(33) Так как у Даэрона и Маблунга были имена на квэнйа, мы можем утверждать, что они довольно плотно общались с нолдор и, видимо, как на тиндарин, так и на квэнйа. Причем у Маблунга было два имени - полное и краткое: Лунгума и Лунгумаквэ (Lunguma и Lungumaqua).
  
   
  
  *(34) Как можно видеть из текста, нет никаких ни прямых, ни косвенных сообщений, которые говорили бы нам о том, что это был праздник Воссоединения нолдор, но весь текст дает понять, что это было воссоединение вернувшихся из Амана с оставшимися в Эндорэ. Более того, прямо говорится, что этот праздник был при встрече калаквэнди и мориквэнди - но ни слова о том, что примирились нолдор. К сожалению, Кристофер Толкиен исказил историю, представив в своем "Сильмариллионе" то, что по какой-то причине захотел представить, а не то, что было на самом деле.
  
   
   *(35) Тиндар учили квэнйа, но медленнее, чем нолдор учили. Но уже в 20-м году некоторые тиндар говорили на квэнйа, и это первые свидетельства того, что, как будет рассмотрено позднее, вопреки "Сильмариллиону" Кристофера, квэнйа вовсе не исчезла из повседневного общения эльфов.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"