К.Варб : другие произведения.

Введение в Сергианство

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


   Введение в Сергианство.
  
   Уважаемая Фотина Вяземская, благодарю Вас за вразумления, но Вы, пожалуй, единственный человек способный спокойно противостоять страстям генерируемых работой о. Игнатия "о ереси царебожников". Ну, наконец-то можно несмело понадеяться, что обсуждение затронутых вопросов перейдёт с понтов дворовых распальцовок на язык православной беседы.
   Во-первых, сестра, простите меня грешного, за то, что своими категорическими выводами неразумно вверг Вас в грех осуждения о. Олега Моленко. Поскольку на этом форуме он не присутствует, то отвечать мне придётся и за него. Однако я не только его не знаю, но и на сайт-то его заходил последний раз несколько лет назад. В защиту отца Олега должен сказать следующее: Человек он искренний. Царицу Небесную, судя по всему, действительно видел и вследствие этого должен уважать и побаиваться. Прошу поверить в этом мне на слово и уволить меня от разъяснений...
   Уж очень не хочется самому лишиться Её милостей...
   Отец Олег взвалил на себя очень тяжёлый крест, и своей церковью Иоанна Богослова может быть и погубил свою душу, но ведёт ко спасению многих, как и святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл. И хотя было сказано, что-то вроде: кто не погубит душу свою, тот не спасёт, про зерно которому надлежит умереть...
   Но мне ли погубившему и свою душу и отца своего духовного и много других, и уже сжигаемому в огне адовом, похваляться этим?
   Уважаемая сестра, вопрос о том, на каком месте в диптихе РПЦ МП, и если она там есть, то кто её туда и когда вставил далеко не праздный как может показаться. Не лучше, чем у МП обстоят дела и у многих других парасинагог претендующих на поместный статус. Я не владею этим вопросом, однако сильно сомневаюсь, что в своём падении МП уже достигла столь знаменательного состояния; что Русская Православная Церковь является частью Вселенской Православной Кафолической Церкви, и признает все остальные канонические поместные Церкви, естественно входящие во Вселенскую Церковь, т.к.
   являются Ея неотъемлемыми частями. Хотя попытка поучаствовать в Восьмом (по пророчествам еретическом!) ВСЕЛЕНСКОМ (созыв, которого является ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОЙ прерогативой православного императора!!!) соборе, навевает на очень грустные для православного человека мысли. О, если бы Вы знали, дорогая сестра, состояние тамошнего "православия"...
   Нет уж, по мне, лучше католики!
   Пресвятая Богородица спаси нас! Отец наш Небесный помилуй, народ Российский от сей евхаристической чаши!
   Хотя, что мне взывать о том лукаво? Благо, что я с "сергианами" в настоящее время не причащаюсь. Однако...
   Да, а кто это такие "сергиане"? Если Вы помните, я уже писал здесь, что Сергий совершил с точки зрения каноники. А по вот что поводу догматики сергиан иосифляне на торжестве православия читали: "Безумно утверждающим обновленческую ересь сергианства; учащим, яко земное бытие Церкви Божией может быть основанным на отрицании истины Христовой, и утверждающим, яко служение богоборным властем и верность их безбожным повелением, попирающе священныя каноны, святоотеческое предание и божественныя догматы и разрушающе все христианство, спасает Церковь Христову; и почитающим антихриста и слуг его и предтеч его и всех присных его, яко законную власть от Бога; и богохульствующим противу новых исповедников и мучеников...: анафема".
   Попали сергиане и под соборную анафему всей КЦ и карловчан.
   Поэтому полностью согласен с Вами, возлюбленная сестра, на канонической территории РПЦ МП (которая обладает всеми признаками самочинной вселенской парасинагоги, сотрудничающей с властью предтеч Антихриста!), РПЦ МП - единственная каноничная Православная Церковь (а точнее говоря, Церковь Будущего), остальные либо раскольники, либо еретики, либо сектанты. И слуги власти Антихриста обычно принимают к ним надлежащие меры: от доверительных разговоров и прямого подкупа до найма арабских боевиков вышибающих прикладами АКМ православных монахов из их келий. Следует лишь добавить, о "канонической территории РПЦ МП", что та территория подобно физической вселенной, истинно - непрерывно расширяется!!! - ;
   "От Востока до Запада, в Арктике, Африке и Антарктике, во всей Вселенной раскинулись приходы Московского Патриархата. Воистину вселенски его владения, всемирно пасторское попечение." - писал я в день избрания Святейшего патриарха Московского и всея Руси Кирилла в светоносной песне "Патриаршество Святейшего Кирилла - Свет Торжества Православия!"
Однако есть много доказательств, что, по крайней мере, на канонической территории Поместной Греко-Российской Восточной Церкви - РПЦ МП, не каноничная Православная Церковь, а парасинагога в которой собрались раскольники, еретики, сектанты, обновленцы и оккультисты.
   Следует заметить, что избрание патриархом Сергия, совершали даже не сергиане, а нераскаявшиеся живоцерковники!!!!!
   Поэтому даже с апостольской преемственностью в МП не без проблем.
   Пишу это к Вам об этом возлюбленная сестра не со злорадством, а с ужасом.
   В дополнение к этому сошлюсь на выступление Святейшего патриарха Московского и всея Руси Кирилла Гундяева, оно столь хорошо, что приведу его целиком, тем более что достойный комментарий расположенный мной ниже написан Свт. Виктором Глазовским задолго рождения Святейшего:
   4 июля на приеме в Константинопольской Патриархии Предстоятель Русской Православной Церкви обратился с речью к Святейшему Патриарху Константинопольскому Варфоломею и иерархам Константинопольского Патриархата.
   Ваше Святейшество, Святейший Архиепископ Константинополя -- Нового Рима и Вселенский Патриарх, возлюбленный о Господе Собрат и Сослужитель, господин Варфоломей!
   Преосвященные собратья архиереи!
   С особым трепетным чувством мы прибыли сегодня в Константинополь -- город, образ которого живет глубоко в сердце русского православного человека. На этой овеянной славой земле нам вспоминаются далекие события нашей общей истории, оживающие при виде величественного храма Святой Премудрости Божией и других памятников византийской эпохи. Пред мысленным взором воскресают дорогие каждому из нас картины: крещение святой равноапостольной княгини Ольги Святейшим Патриархом Константинопольским Феофилактом и посещение Царьграда послами ее внука, святого равноапостольного князя Владимира. Пораженные благолепием Великой Христовой Церкви и явственно ощутившие прикосновение благодати Божией, они, по их словам, не знали, где находились: на небе или на земле.
   Те далекие события предопределили выбор наших предков в пользу истинной веры. В них коренится и наше благоговейное отношение к городу святого царя Константина и к Константинопольскому Патриаршему престолу, украшенному именами величайших святителей Григория Богослова, Иоанна Златоуста и многих других.
   В самом начале нашей встречи хочу засвидетельствовать, что эти чувства живы в Русской Церкви и поныне. С этими переживаниями и с искренней во Христе любовью простираем к Вам наши братские объятия, приветствуя Ваше Святейшество и окружающих Вас высоких иерархов Святейшей Константинопольской Церкви.
   Этот мирный визит является первым из посещений братских Поместных Православных Церквей после того, как изволением Духа Святаго и избранием Собора церковного на мои рамена был возложен нелегкий крест Предстоятельского служения. Бремя этого служения непосильно немощному человеку. Его, возможно, понести только содействием благодати Божией по молитвам всех членов Церкви Христовой. Особенно важно для меня чувствовать молитвенную поддержку моих Собратий, Предстоятелей Поместных Православных Церквей, которая укрепляет мои духовные силы и деятельно поддерживает драгоценное для нас всеправославное единство.
   Поистине, во Христе Иисусе все мы, сподобившиеся Единого Духа усыновления, иерархи и миряне, греки и славяне и прочие православные народы, мужеский пол и женский -- все соединены друг с другом нашим общим усыновлением Богу, к Которому единодушно взываем: Авва, Отче! (Рим. 8, 15).
   Единство Вселенской Церкви проявляется в общении Поместных Церквей. Все они связаны между собою союзом любви. Однако при этом мы никогда не забываем, что Русскую Церковь связывают особые отношения с первенствующим в священных диптихах Константинопольским Патриаршим Престолом. От него мы получили просвещение светом веры и начала премудрости книжной, храмоздательство и священную живопись, богослужение и все многообразие церковного устроения.
   Все это духовное богатство было воспринято нашими предками во главе со святым равноапостольным князем Владимиром, крестившим Русь в Киеве в 988 году. Из Киева, матери городов русских, благодать богопознания распространилась по всей Руси. Вышедшие из единой Киевской купели, восточнославянские народы составили то нерасторжимое духовное единство, которое лежит в основании бытия Русской Церкви.
   Сначала под омофором Патриархов Цареградских, затем самостоятельная в своем управлении, эта Церковь много потрудилась во вверенном ей винограднике Христовом на Руси, в северных странах, в Сибири и даже до восточного края земли. Ее апостольским служением свет Христовой Истины распространился не только в этих землях, но и за их пределами.
   Православие на Руси явило великий сонм святых: благоверных князей, святителей, преподобных, блаженных Христа ради юродивых, праведников. Поистине крестный путь прошла Русская Церковь в ХХ веке: тысячи священнослужителей, десятки тысяч монахов и мирян взошли на Голгофу и в мученичестве своем просияли подвигами терпения, великодушия, незлобия и любви к врагам. По молитвам этих бесчисленных угодников Божиих Русская Церковь восстала во всей красе и славе в наши дни.
   Эпоха семидесятилетнего гонения на веру и служения Богу в весьма стесненных обстоятельствах не миновала бесплодно. Пройдя через горнило испытаний, Русская Церковь получила возможность свободного осмысления пройденного ею исторического пути. Итогом его стали важные концептуальные документы, обобщающие опыт Церкви в таких сферах, как церковно-государственные и церковно-общественные отношения. С богословской точки зрения была рассмотрена также тема свободы человека и его прав, многие другие вопросы, от ответов на которые зависит ныне судьба всей христианской цивилизации.
   Эти труды, которые, надеемся, могут быть полезными для всей православной Полноты, являются вкладом Русской Церкви в общеправославное свидетельство перед лицом современного мира, теряющего духовно-нравственные ориентиры.
   Сегодня, оглядываясь на пройденный Русской Церковью путь, мы можем с уверенностью утверждать, что спасительное сеяние миссионеров Константинопольской Церкви в русской земле принесло обильные благодатные плоды, являющиеся нашим общим достоянием, достоянием всего Православия.
   Ваше Святейшество!
   Мы прибыли ныне в Ваш кафедральный град с упованием на то, что настоящий визит послужит благим началом для обновления братских во Христе взаимоотношений между двумя великими Православными Патриархатами Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви Христовой. Мы всей душой поддерживаем прозвучавший здесь в прошлом году призыв Вашего Святейшества к Поместным Православным Церквам сознавать себя и действовать как единая Церковь. Это Ваше видение является и нашим искренним убеждением. На этом общем основании мы можем немало сделать для упрочения богозаповеданного единства. От всего сердца благодарю Вас за Ваше радушное приглашение и надеюсь в эти дни сполна вкусить от духовного пира совместной молитвы и братского общения.
   Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru

Перечитал я окаянный послание Святейшего, и вспомнилась мне притча, цитирую по "Илиотропиону" Иоанна Максимовича митрополита Тобольского и всея Сибири:

   Святой Дорофей рассказывает: "Однажды прибыл в городскую пристань корабль с пленниками, которые были продаваемы. На пристани собралось много покупателей пленников и пленниц. В том городе жила одна богатая, весьма добродетельная и благочестивая девица; она весьма обрадовалась долго ожидаемому ею благоприятному времени для покупки себе служанки - горничной, которую сердечно желала она научить доброй нравственности и приличным женскому полу занятиям. Охотно приступает она к продавцу невольниц, которых было у него две молодых девочки, из которых одну и берет она к себе, уплатив за нее деньги по договору с продавцом.
   Не успела только отойти она оттуда, как подходит к продавцу бесчестная, развратная женщина, содержательница "дома терпимости, " и за небольшую цену покупает у того же торговца другую из бывших двух у него девочек и ведет ее к себе в сожительство для известной эксплуатации (торговли)."
   Вот какая неравная судьба этих двух молоденьких девочек. Кто в этом событии исследует глубину и таинственность Божьих судеб? Обе с детства неповинные девочки, обе проданы, обе незнающие ни своей наступающей жизни, ни своей участи, обе, получив, они доброе воспитание - сохранили бы его благовонные плоды во всю свою жизнь. Но одна отдана к наставнице доброй нравственности, христианской жизни и, воспользовалась ее наставлениями, сама сделалась доброй христианкой, подражательницей Ангелам; - другая, напротив, попала в школу мерзости и разврата, к учительнице лжи, соблазна и всех мерзостей, и сама охотно последовала примеру своей госпожи, и сделалась корыстью диавола, хотя бы могла лучше устроить свою жизнь, если бы попалась к лучшей наставнице. Но судьбы Твои, Боже, бездна многа!
  
   На примере этих девочек многие столетия богословы рассуждали о судьбе, промысле и суде Божьем.
   Я и сам грешный ещё 10-15 лет назад на провокации карловчан негодовал: Неужели Вы не понимаете, что девочка из дома терпимости - праведница! Её так жестоко в течение семидесяти лет имели! Самыми развращёнными и немыслимыми ранее способами. Столько мучений, столько подвигов, столько страстотерпений! Как может сравниться с ней кисейная барышня?
   На, что мне замечали: Деточка, одумайся, нераскаявшаяся блудница не может быть невестой христовой, она даже катехизис учить не хочет! Лишь добрая горничная, протаскавшись с полмира, соблюла себя в должной чистоте!
   Но мы же с Вами дорогая сестра не язычники, а христиане и помним завет Спасителя, не то оскверняет человека что в него входит, а что от него исходит...
   Однако прошло ещё совсем немного времени, и мы с Вами воочию убедились, что сёстры друг дружки стоят и подходят как два сапога в пару. Ибо в равной мере несли в мир не стыдясь, свет свободы мысли, просвещенной Божественной Истиной, который воссиял ныне на небосклоне в более высоком градусе.
   Но хватит о девочках, поговорим о мальчиках...
   Вот что писалось лет сто назад об Антонии и Сергии нёсших миру Светоносный Дух Торжествующего Православия, тогда ещё Имперского:
   Cвт. Виктор Глазовский (Островидов). Новые богословы
   В Русской Церкви недавно создалось новое богословское направление, причиной возникновения которого послужило стремление как-либо оживить в сознании верующих мертвую богословскую науку, освободив само Христианское вероучение от его малопонятности, формальности. Главными созидателями школы этого направления являются архиепископы Антоний (Храповицкий) и Сергий (Страгородский), ученые труды, которых, будто бы, можно считать возрождением подлинного святоотеческого учения.
   "Нужно,- говорят богословы нового направления,- чтобы все теоретические положения Христианской религии, все ее догматы, которые теперь кажутся лишь безразличными метафизическими тонкостями, получили бы для верующего глубокий полножизненный практический смысл. И пока мы не покажем теснейшей связи между всеми догматическими истинами православной веры и добродетельной жизнью, нам не удержать и не возвратить в церковь рассевающиеся чада ее". Согласно сему своему желанию, богословы действительно пытаются показать, что догматы Христианского вероучения нужны для жизни человека не потому, что в совокупном содержании их дана миру великая истина Божьего спасения мира, а потому что каждый из них, будто бы, может служить в качестве начала возбуждающего и укрепляющего в человеке его инстинктивное влечение к добру. Отсюда у преосвященных богословов являются потуги мысли отыскать какие-либо "нравственные идеи", заключающиеся в догматах Церкви, и тем показать, так сказать, жизненную необходимость сих догматов в деле нравственного развития человека.
   Помимо этой кажущейся отвлеченности и безжизненности православного учения возмущает дух новых богословов еще и привнесение в само дело спасения человека некоторого механического, сверхъестественного элемента, как чего-то мертвого по отношению к жизни человека, помимовольного. Сверхъестественное начало, будто бы, уничтожает значение за личным произволением самого спасающегося человека, и, подменяя его жизненный нравственный подвиг каким-то магическим действием над человеком, тем неизбежно разрушает и само спасение, которое тождественно нравственному совершенству. Этот-то магический элемент, особенно заметный в учении о святых таинствах Церкви, и составляет, по мнению новых богословов, в собственном смысле заблуждение Запада, только случайно привнесенное в вероучение Церкви. Между тем, по их новым богословским соображениям, ничто помимовольное, сверхъестественное не может иметь места в деле спасения человека, а в самом Христианском вероучении все действительно истинное должно клониться лишь к одной цели: укреплению нравственной самодеятельности человека. Отсюда естественно для новых богословов вытекает ненужность, непригодность некоторых святых таинств Православной Церкви, как не соответствующих вышенамеченной цели, например: брака, елеосвящения и других. Отсюда, говоря скромно, странность для их сознания и той основной проповеди Христианства, что только крестная смерть Христа, сама в себе, несет человеку очищение грехов его и что святое крещение в смерть Христову действительно дает крещаемому мгновенное истинное возрождение, делая его сонаследником Христу. Оказывается, по мнению новых богословов, ни страдания, ни сама смерть Богочеловека не имеют никакого самоценного независимого значения для спасения человека, а есть лишь простое свидетельство любви Бога к человеку. Спаситель мира превращается в "свидетеля", а необходимую причину страданий "свидетеля", по новому богословию, можно полагать в том, что для самого человека нелегко привыкнуть делать добро, и для него необходимо нужно всегда иметь пред глазами своими готовый идеал страданий за добро, чтобы черпать из него себе силу. Оставив пока богословские труды архиеп. Антония, главная мысль которого нами сейчас точно указана, и о которых сами профессора-рецензенты замечают, что у архиеп. Антония есть много оригинального, что "невеждам" может показаться новшеством и разрушением учения Церкви,- мы остановимся теперь на учении архиеп. Сергия о святом таинстве крещения.
   По учению Православной Церкви, святое таинство крещения есть духовное благодатное рождение человека от Самого Бога. В нем человеку усвояется спасительная сила Христовой крестной смерти, то есть все грехи человека принимаются на Себя Спасителем мира, и потому человек совершенно очищается от всех грехов своих и, в силу этого, тотчас же становится членом Его Царства и сонаследником вечной Его славы. И это действие святого таинства происходит, не воображаемо и мыслимо только, но существенно, то есть на самом деле происходит обновление человека Божественной силой, которая непосредственно дарует крещаемому: "оставление наказания, разрешение уз, соединение с Богом, свободу дерзновения и вместо рабского уничижения равночестие с ангелами" (св. Григорий Нисский). "Для того чтобы изгладить грехи, Господь добровольно умер... ко кресту был пригвожден грех, крестом были разрешены грехи",- учит св. Иоанн Златоуст. А потому "Спаситель есть очистительная жертва всей вселенной, ибо Он очищает, упраздняет все грехи людей Своей добровольной крестной смертью". И всякий верующий делается причастником этой очистительной жертвы, а вместе с нею и наследником небесных благ,- только лишь в святом таинстве крещения. "В таинстве крещения,- говорит Златоустый,- Бог очищает сами грехи, ибо благодать касается самой души и с корнем исторгает из нее грехи. Посему душа крещенного бывает чище солнечных лучей... Дух Святый, переплавляя душу в крещении, как бы в горниле, и истребляя грехи, делает ее чище и блистательнее всякого золота".
   Это православное учение о святом таинстве крещения содержится и в трудах многих епископов Русской Церкви. Так епископ Феофан Затворник говорит: "Умерши на кресте, Господь Спаситель грехи наши вознес на крест и стал очищением о гресех наших. В крестной смерти Господа - сила, очищающая грех. Кто крестится,- погружается,- в смерть Христову, тот погружается в силу, очищающую грех. Сия сила в самом действии погружения снедает всякий грех, так что и следа его не остается. Здесь бывает то же, как если бы кто приготовил такой химический состав, который когда погрузят в него - и всякая нечистота будет снедена. Так и смерть Христова, как сила, очищающая грех, снедает всякий грех, как только кто погружается в сию смерть крещением. В крещенном и следа греха не остается: он умер ему..." Таким путем, то есть посредством святого таинства крещения, "все потребное для спасения человека переходит от Христа Господа на верующего крещающегося и ему усвояется не номинально (то есть на словах), а существенно".
   Так учила и учит до сего времени о святом таинстве крещения Вселенская Церковь, но с этим учением не хотят согласиться новые богословы, и архиеп. Сергий*) пытается уверить, что будто бы еп. Феофан совсем не хотел сказать того, что он сказал: "Здесь в словах еп. Феофана иной увидел бы самое крайнее, по своей вещественности, представление об оправдании человека... Однако все эти сравнения остаются только сравнениями, самого существа дела не выражающими... они не касаются действительного смысла таинства, для выражения которого школьные формулы нужно оставить... Для Православия нет необходимости прибегать к такому противному всяким законам душевной жизни превращению грешника в праведника".**)
   "Ведь душа не какое-нибудь вещество, чтобы в ней было возможно такое помимовольное превращение человека,- богословствует архиеп. Сергий,- и человек не может быть страдательным предметом для действия сверхъестественной (Божеской) силы.., а само крещение не есть какое-то внешнее магическое действие над крещаемым".., оно есть "великое испытание совести человека, поворотный момент в жизни. Ведь если бы святое таинство крещения, само по себе, по своему существу чрез веру крещаемого или его восприемников в Распятого давало действительное полное обновление жизни, то человек оказался бы только безвольным предметом чужого воздействия и святость, полученная им таким путем, ничем не отличалась бы от святости прирожденной, не имеющей нравственного достоинства". "Человек не может невольно претерпевать спасение, а потому и нельзя представлять себе, чтобы в момент крещения или покаяния совершалось какое-то невменение греха, какое-то провозглашение человека праведным", святым, или, что тоже, достойным Царствия Небесного. "Сущность оправдания не в перемене независимой от воли человека его духовно-телесной природы, а в перемене его жизнеопределения, в изменении направления его воли.., а благодать крещения только укрепляет решимость человека настолько, что он начинает ненавидеть грех". Таким образом, "оправдание для православного есть состояние свободно-нравственное; оно находится в зависимости от самого человека, хотя и может совершиться только с помощью благодати Божией"... И "прощение грехов не в том состоит, что покрывается или прощается существующий грех; такого прощения,- учит архиеп. Сергий,- нет в Христианстве". "Прощение грехов в таинстве крещения или покаяния состоит в том, что вследствие коренного душевного перелома, настолько же благодатного, как и добровольного, в человеке является жизнеопределение совершенно противоположное прежнему, греховному, так что прежний грех перестает влиять на душевную жизнь человека, перестает принадлежать душе - уничтожается". "Нить жизни человека как бы прерывается, и образовавшееся у него греховное прошлое теряет свою определяющую принудительную силу... Это добровольное пресечение зла и является самой существенной частью оправдания, является, так сказать, самим способом, каким грехи человеку отпускаются... Прежние грехи человек бросил и потому они ему не считаются", но "совершенное остается совершенным, бывших грехов позабыть человеку нельзя.., сознание бывших грехов только учит человека понимать милость и всепрощающую любовь Божию".
   Да, наличность у человека прежних грехов, как точно определенных актов злой воли, после крещения или покаяния не суть важно, ибо "из купели выходит новый человек ведь не в силу уничтожения его грехов, а поскольку он определяет себя к добру..; этим самоопределением к добру или внутренним охотно-свободным переворотом и слагается с человека греховное поношение.., будет ли то грех первородный или последствия поступков самого крещаемого". "Чтобы выйти из таинства новым человеком, он должен сам стремиться быть новым и, насколько есть у него сил, должен уничтожать в себе малейшие остатки прежнего греховного устроения.., так что собственно праведность, полученная человеком в крещении, является скорее возможностью, чем действительностью". А если это так, "то даже непринятие таинства в установленной форме может не повредить человеку, раз образовалось в нем существо истинного Христианства - желание царства Христова". Отсюда ясно делается, что "если оправдание есть дело не магическое, а нравственное, если сущность его в изменении жизненного определения человека, изменении, которое только завершается благодатью, а производится волей человека", то для очищения грехов крещающегося, конечно, совсем не требуется очистительной Голгофской Жертвы. Ибо в оправдании, по учению новых богословов, все зависит не от усвоения плодов искупительной смерти Богочеловека, а от нравственного психического перелома. "Грех не забывается и не невменяется человеку в силу каких-нибудь посторонних для души человека причин", а потому "если и можно говорить о невменении Богом греха человеку, то лишь в качестве домирного предположения всего домостроительства Божия о нашем спасении, предположения, которое низвело на землю Сына Божия и вознесло Его на крест, и которое, с другой стороны, является вечным залогом милости для нас, для всякого грешника, приступающего к Богу". Всякое другое представление дела освящения человека и прощения грехов, по мнению архиеп. Сергия, есть грубое заблуждение Запада, и возникает оно не потому, чтобы и на самом деле у человека не было средств спасения, а потому что "такое заблуждение мило себялюбивой природе человека".
   Вот коротко учение новых богословов, и в частности архиеп. Сергия, о святом таинстве крещения, из которого ясно обрисовывается и вообще их взгляд на Божие дело спасения человека, какового спасения в собственном смысле не было и нет, а человеку явлена одна лишь помощь, чтобы он сам совершал свое спасение. Новые богословы не могут примириться с учением Православной Церкви о действительном значении крестной смерти Христа, как жертвы, очищающей грехи, ибо такое понятие о спасении, по их мнению, игнорируя собственные средства человека, лишено здравого смысла, как отрицающее законы психической жизни человека, где все должно происходить естественным порядком. "Спасение не есть какое-нибудь внешне-судебное или магическое действие, а развитие постепенно совершающееся в человеке действием благодати Божией, так как могут быть степени искупления",- говорит архиеп. Сергий.
   Не имея в себе достаточно силы принять тайну Христова пришествия в мир, как точно определенное историческое дело Божьего спасения человека, как известный момент, цена которого в нем самом, как таковом,- новые богословы усиливаются осмыслить Христианство другим путем, а именно путем приспособления отдельных догматов Христианского вероучения к духовной жизни человека. Вместо того, чтобы твердо и смело судить всю настоящую жизнь истиной учения о совершенном Божием спасении мира, они осмысливают эту истину ее возможной пригодностью, полезностью для жизни человека. Они имеют надежду как-либо связать Никейский символ и Нагорную проповедь, то есть истину догматического учения Христианства, с добродетельной жизнью человека, и забывают, что нравственное содержание жизни есть для всякого верующего лишь неизбежное, естественное следствие определенного Божия дела спасения человека. И новые богословы, думая чрез искусственное расширение нравственной самодеятельности человека оживить Христианство, в действительности только повторяют собой печальную судьбу известных еретиков XVI века - социниан. "Социнианские богословы также приписали совершение спасения нравственным силам самого человека, хотя и при содействии Божией благодати, так что крестная смерть Иисуса Христа, по их богословским соображениям, была не искупительной жертвой за грехи людей, а только исключительным свидетельством Божией готовности прощать людям все согрешения их и оказывать им благодатную помощь для достижения вечной жизни и Царства Небесного. Таким представлением Христова дела они, очевидно, не только разрушили Христианский догмат спасения, но и открыли широкий путь к решительному отрицанию всей Христианской догматики; потому что, если в самом деле, Божие участие в спасении людей ограничивается только простым показанием Божией готовности содействовать их действительному спасению, то для такого показания вовсе не требуется пришествия мир Божия Сына... И социнианские богословы, действительно, пришли к полному разрушению Христианства, хотя на самом деле они думали и желали не разрушать Христианство, а напротив, утвердить его, как абсолютно истинную вечную религию".
   Такой же неизбежный конец должен быть и для новых богословов: и для них историческое дело Христа-Спасителя в той форме, в какой оно совершено, безусловно, должно потерять, и уже для многих несчастных потеряло, свой смысл и значение. И человек снова возвращается на путь естественного мышления и еще только "возможности" своего спасения, и в муках отчаяния снова вопиет к Небу словами апостола Павла: "Бедный я человек! Кто избавит меня от сего тела смерти". 
   *) См. сочинение архиеп. Сергия "Православное учение о спасении" изд. 2-е. Казань, 1898. С. 157-217
   **) Здесь невольно хочется напомнить преосвященному богослову следующие слова святого апостола Павла: "благоугодно было Богу безумием проповеди спасти верующих".- прим. автора.
   Да, Православие - это наука из наук! Не монашество - как писал Свт. Игнатий Брянчанинов, - а именно Православие! Суть Православия в Соборности! Соборность - это идея единства в многообразии, свободно выраженного единства всех возрастов, национальностей, полов, классов и исторических эпох, совершающегося посредством Святаго Духа и единственного Боговдохновенного исповедания веры. Рассказать о Православии в двух словах - невозможно!
   Но Вы, возлюбленная сестра, человек по мироощущению глубоко православный, и вот вы спрашиваете: Что Вы называете "Четвероевангелием" - четыре Канонических Евангелия: от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна Богослова?
   Разве такой вопрос сам по себе не свидетельствует о том, что причастие у еретиков - есть яд? Или это ещё что-то?
   Отвечу, Четвероевангелие это четыре Канонических Евангелия: от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна Богослова, но в Православном понимании неслиянного единства. И только оно одно достойно лежать на престоле!
   И исключительно из-за её нелинейности, эта единственная книга, читать которую в храме женщинам запрещено...
   На мой взгляд, совсем не справедливо, ибо как раз в особенностях женского мышления логично и - и, а не или - или... Правда, единство должно быть неслиянным. Поэтому может и к лучшему, что запрещено.
   Но о Православном миропонимании в следующий раз.
   Простите возлюбленная сестра, меня грешного, что вероятно ввёл Вас этим письмом в многочисленные соблазны.
   Да сохранит Господь нас в Православной Вере!
  
   Const/ВАРБ 26.08.09.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"