Я стою на балконе гостиничного номера и смотрю на свой последний православный рассвет. Сегодня вечером я принимаю ислам. Для этого я и приехал в Стамбул.
Я работаю в гостинице, хорошей частной гостинице в Москве. И меня повышают - до управляющего. С очень хорошими условиями повышают. А у меня кредит на квартиру. И жена потеряла работу еще в прошлом году. И двое детей.
Хозяин нашей гостиницы (и еще двух десятков других) - турок Агасы. Я с ним несколько раз встречался в Москве. Он неплохой человек - как для хозяина. Всех, кто ниже его, за скотов не считает. Зарплату платит исправно - и даже небольшие премии в конце года выдавал. Правда, до кризиса.
Сейчас дела идут не так хорошо, как раньше. Гостиничный бизнес от кризиса очень пострадал - люди стали жить экономнее. А наша гостиница - дорогая, элитная. В хорошем месте находится, у каждого номера свой стиль, и сервис у нас по-настоящему европейский. За этим все строго следят - и менеджеры, и сам хозяин.
А месяц назад вызвал меня Зотов, управляющий. Сказал, что его переводят на другую гостиницу, а меня - и хозяин не возражает - управляющим поставят. И зарплату называет - а я сразу в уме считаю, сколько нам на жизнь будет оставаться, после того, как я из этой новой зарплаты ежемесячный драконовский платеж банку отдам.
Квартиру я три года тому назад взял неплохую. Три комнаты, в новом доме, и не совсем "на выселках", хотя и не центре, куда уж там... Тогда казалось, что проблем не будет кредит выплачивать. Я зарабатывал очень неплохо, жена - просто неплохо. Хватало и банку заплатить, и няньке, и даже в отпуск съездить - не на Мальдивы, конечно, но в Египет - хватало.
Кто ж знал, что так все получится... что не нужно кредит брать в американской валюте, если зарплата - в российской. А еще и жену сократили. Мол, у тебя двое детей, все время болеют, ненадежный ты работник.
Сразу очень тяжело было - по кредиту почти всю зарплату отдавали. Потом полегче немного стало - совсем немного. А тут такое предложение...
- Только вот, - говорит Зотов, - ты же понимаешь, что хозяин наш - мусульманин.
Я головой покивал - понимаю, конечно.
- А мусульмане - они к этому всему очень серьезно относятся.
Я снова головой киваю.
- В общем, придется тебе, Николай Батькович, ислам принимать.
- Как, - говорю, - ислам? Я могу и так серьезно относится. Я вообще очень серьезный.
- Да знаю, - Зотов отмахивается, - если бы не знал, не предлагал бы тебя в управляющие. Только все равно придется. Пунктик у хозяина такой.
Я сначала решил, что шутка. Что решил меня Зотов разыграть. Посмотреть, как у меня физиономия вытянется. Ну, думаю, подыграю.
- Ну и ладно, - говорю, - пунктик так пунктик. Подумаешь.
- Здорово! - Зотов отвечает. - Тогда можешь готовиться. И почитай там что-нибудь про ислам, а то нехорошо получится.
Вот тут у меня физиономия и вытянулась. Оказалось, что хозяин только с мусульманами работает. То есть "мелкая сошка" вроде администраторов-менеджеров может хоть зороастрийцами быть, хоть последователями культа вуду, а управляющие - только мусульманами. Вот так ему хочется. Хозяин - имеет право на капризы.
- Может, ты еще подумаешь? - Зотов спрашивает. - Или мне Будыкина кандидатуру предложить? Он за эту должность всю семью заставит в ислам перейти - вместе с двоюродными и троюродными.
- Да нет, - говорю, - подумаешь. Надо - значит надо.
В общем, поговорили еще немного, обсудили рабочие вопросы, и только в дверях я вспомнил, что хотел у Зотова спросить.
- А ты что... тоже?
Он сразу понял, о чем я.
- Да, - говорит, - я тоже.
- И... как?
- Да ничего особенного. Какая разница?
- Да никакой, - соглашаюсь и выхожу в коридор.
А дома жена как услышала, какую зарплату предлагают, так сама была согласна - в мусульманки. Только чтобы на фруктах больше не экономить и в конце месяца из родительской пенсии денег не одалживать.
- Да нет, - говорю, - тебе не нужно.
- А мусульманам, - спрашивает, - можно на православных женатыми быть?
- Не знаю пока. Почитать нужно.
- Ну, ты почитай, ага. Если что - фиктивно разведемся. Подумаешь. Ты же меня и так любить будешь, правда?
Возвращаюсь с балкона в номер. До встречи с хозяином еще пять часов. Сначала пойдем в мечеть, к имаму - Зотов так сказал. Потом меня сотрудникам головного офиса представят, как нового управляющего.
Выхожу из гостиницы. Я в Стамбуле не первый раз - но все как-то некогда было город посмотреть. А сейчас время есть. Беру такси, называю адрес - площадь Султанахмет. Если верить путеводителю, именно там все самое интересное и находится.
Пока едем, город рассматриваю - пестрый и шумный. Особенно мне нравятся дома, которые карабкаются друг на друга. Прямо какие-то гроздья из домов получаются. Я так понимаю, что это большие семьи достраивают комнаты - для детей, для внуков.
До площади добираемся быстро. Похоже, что пробки здесь утром в другую сторону. Таксист останавливается и на плохом английском объясняет, что дальше проехать нельзя - пешеходная зона.
Зона так зона. Расплачиваюсь, выхожу из машины. Жарко. Еще только апрель, а уже жарко. Что же у них тут летом творится? Не люблю, когда слишком жарко - мозги плавятся, мысли лениво булькают в голове. Но сейчас еще ничего. А после московской промозглой сырости даже приятно.
Иду вперед, по ходу сверяюсь с путеводителем. Похоже, что вот это большое и белое, которое справа - это Айя-София. Напротив, чуть поменьше и поярче - Голубая мечеть. Да, действительно голубая.
Интересно, это они специально так построили - мечеть напротив храма? Или храм напротив мечети? В путеводителе об этом почему-то ничего не пишут. Наверное, скользкий вопрос.
Если вот так смотреть, издалека, то Голубая мне даже больше нравится. Вид у нее более дружелюбный. Или мне просто кажется?
Если честно, то в Москве переход в ислам выглядел чем-то неважным. Работа - дом, дом - работа, некогда было задумываться. Тем более что православие мое - очень условное. Да, крестился. Когда теща венчание затребовала после росписи. Мол, чтобы не жить во грехе. Так и крестили, чтобы венчаться можно было.
Да, а еще мы всей семьей в церковь ближайшую на Пасху ходим - куличи святить. Особенно детям, когда маленькие были, нравилось, когда батюшка водой брызгал - на куличи, на людей, куда придется. Но это скорее так... традиция. Положено куличи печь - печем. Положено в церковь их носить - носим. А раньше на демонстрации майские положено было ходить - ходили.
А сейчас мне как-то не по себе. Переживаю, что имам поймет, что я так, для виду ислам принимаю? Так он ведь мысли читать не умеет. А что нужно говорить - это все я прочитал, и кое-что даже выучил. Специальную книжку в сети нашел: "Ислам: что нужно знать".
Намаз и закят меня не очень пугают - тем более что в Москве за мной особо следить некому будет. Отправляться в джихад, надеюсь, от меня никто не потребует. Обрезание как будто тоже процедура не обязательная - рекомендуется настойчиво, но можно и без нее.
Переживаю, что не буду больше православным? Можно подумать, что я им раньше был. Я им раньше просто считался. То есть в статистику "количество православных" меня тоже можно было посчитать - если формально подходить. А завтра меня можно будет посчитать в другую статистику. Только и всего.
В общем, сижу на скамейке между храмом и мечетью и непонятно почему переживаю. Может, это что-то вроде родовой памяти на меня так влияет? Все-таки род православный...
Или я боюсь, что Бог меня накажет? Смешно. А мусульмане считают, что это их Бог меня накажет, если я ислам не приму. Куда ни повернись - везде накажут. А за что меня наказывать? Я что - убил кого-то? Или обидел?
И даже если - ладно, допустим - там, наверху, действительно есть Бог, неужели ему и правда есть дело до того, во что именно верит вот эта мелкая человеческая букашка по имени Николай? Да, я согласен быть мелкой и даже ничтожной букашкой - только бы уже поскорее это все как-то решилось.
Не сидится мне на лавочке. Поднимаюсь, подхожу ближе к храму. Ого, вход платный. Ничего себе. Если на доллары пересчитать - целых двадцать. Жалко отдавать... Может, лучше в мечеть пойти? Заодно посмотрю, как там - в мечети. В Москве собирался зайти, да так и не собрался, все время некогда было.
Непочтительно поворачиваюсь к храму филейной частью, иду к Голубой. По дороге отбиваюсь от представителей местной сувенирной мафии. Интересно, и как они видят, что я - русский? Просто бакалавры психологии какие-то. Говорят, у нас, русских, что-то такое во взгляде есть. Чего у европейцев нет. Ну и ладно. Все равно покупать ничего не буду - денег нет.
Вот, а в мечеть вход бесплатный. Только обувь нужно снимать. Снимем, не проблема. Главное, чтобы не утащили. Хотя вон, рядом такие ботинки стоят - раз в десять дороже моих. Буду надеяться, что их первыми утащат, если вдруг что.
Разуваюсь, прохожу в мечеть. Снаружи выглядит интереснее, а внутри ничего особенного. И какое-то все... непривычное. Я бы даже сказал - чужое. Может, постоять немного вот здесь, в сторонке, привыкнуть? Стою, привыкаю. Получается плохо. И смотрят на меня как-то не очень приветливо. В путеводителе написано, что мечеть действующая и что посещать ее можно, но вести себя нужно прилично. Похоже, разглядывать других посетителей - это не очень прилично.
Выхожу, обуваюсь. Никто на мои ботинки не позарился. А тех, дорогих, уже нет. Может, все-таки украли? Вообще, интересная традиция - обязательно разуваться перед входом. Здесь-то ничего, а вот в Москве можно и пальцы на ногах отморозить, если при минус тридцати разуваться.
Смотрю на часы - до встречи с хозяином еще три с половиной часа. Наверное, разорюсь на двадцать долларов и зайду в храм. Нет, я даже не надеюсь что мне будет какое-то видение, или что глас свыше мне что-то подскажет. Тем более что София - музей, а не храм. Но я все равно зайду. Так, на всякий случай.
Плачу деньги в кассу, получаю билетик, прохожу через турникет сразу за группой туристов-россиян.
- Ой, ну ты посмотри как тут красиво! - громко восхищается полная потная женщина.
А я ничего такого особенного не вижу. Может, у меня просто настроение такое, далекое от восторженного?
Заходим в храм. Все-таки здесь привычнее. Сверху - купол, впереди - алтарь... только вот это сооружение тут явно лишнее. Открываю путеводитель. Ну надо же, как интересно! Стою, читаю. Туристы туда-сюда ходят, толкаются, ворчат, а я оторваться не могу.
Собор Святой Софии полвека мечетью "работал". Как захватили османы Стамбул... Константинополь который... так сразу намаз в Софии и совершили. А потом вот это построили... возле которого я сейчас стою... забыл, как называется... сейчас посмотрю... михраб. Чтобы мечеть получилась. И минареты пристроили.
Нет, все-таки странно выглядит этот михраб в храме. Интересно, как ей, Софии, мечетью? Наверное, так же, как мне сейчас. Никто не спрашивает, и выбора нет. Или есть? Говорят, выбор всегда есть. Вот и у меня есть выбор - между православием своим формальным и совершенно реальным семейным благополучием.
Что еще в путеводителе интересного пишут? Ага. Собираются Софию обратно в действующий православный храм превратить. Все-таки историческая реликвия, оплот христианства и все такое. Интересно, что по этому поводу думают мусульмане? В путеводителе об этом ничего не пишут. Наверное, тоже скользкий вопрос.
Выхожу из храма и снова присаживаюсь на лавочку между Голубой мечетью и Айя-Софией. Я не хочу принимать ислам - и я не могу отказаться.
Я не могу вернуться в Москву, к жене, и сказать ей, что ничего не будет. Что прибавки к зарплате, которую она уже всю распланировала и почти потратила, не будет. Что нормальной жизни, без унизительных подсчетов последних рублей, не будет. И что никто не знает, оставят ли меня на старой должности, если я откажусь от новой...
Я не хочу, чтобы моей семье было плохо. Пускай лучше будет плохо мне. Может быть, Бог, там, наверху, подумает обо мне что-то обидное. Но я все-таки приму сегодня ислам и получу эту должность. А потом, когда будет можно, вернусь в православие - вместе с Айя-Софией.