|
|
||
Кстати, именно подвижные осадные башни и получили в русском языке название "турусы на колесах" ("разводить турусы на колесах", "попускать турусы" от латинского taurus - "башня")
Внутри башни располагался отряд воинов, который был неуязвим для противника. Одновременно этот отряд служил «двигателем», потихоньку перемещая башню, установленную на колесах. «Туруса» приближалась к стене осажденной крепости вплотную. Воины по лестницам в середине башни быстро влезали на ее верх, а оттуда с помощью перекидного мостка перебирались на крепостную стену.
Так называемая «тюдоровская повозка» применялась в Англии во времена короля Генриха VIII. Это был деревянный длокгауз на колесах и имел два этажа: в нижнем в специальной упряжке помещались лошади, а в верхнем — мушкетеры, которые вели огонь через бойницы. Подвижные защитные повозки, вооруженные огнестрельным оружием, применялись и в России. В частности, при осаде войсками Ивана Грозного г. Казани в 1552 г. принимала участие подвижная 13-м осадная башня на 50 артиллерийских орудий.
Она была создана по проекту русского военного инженера Ивана Григорьевича Выродкова. Перед штурмом башню собрали из заранее заготовленных деталей за одну ночь, и она сыграла важную роль при взятии города. Подобные повозки более или менее надежно защищали воинов от оружия противника и сами обладали неплохой огневой мощью. Но все они имели один общий существенный недостаток: малую подвижность на поле боя.
знал только гулявый воевода и пара его приближенных. Мало ли кто под пытками или корысти ради может сообщить татарам данные о новом месте расположения гуляй-города. Да и время смены позиции тоже никому не было известно. Это могло произойти в любой момент – ранним утром или даже ночью.
Только второго августа Давлет Гирей начал очередной штурм. Три тысячи стрельцов были убиты, а русская конница оборонявшая фланги, понесла большие потери. Однако приступ снова был отбит — крымские конники не смогли взять укрепленную позицию.
|