"Кэсси, ради бога! Какого черта тело уже там делает? Я не требовал тела. Мы еще не созданы ".
Голос кинорежиссера Сэма "Киномана" Голдфарба, говорившего в мегафон со своего места на поднятой стреле, эхом разносился по деревянному лабиринту сухого дока Лейк Юнион, словно сам Бог, говорящий с горы.
Кэсси была Кэсси Янг, панковской внешности молодая женщина, которая служила Голдфарбу правой и левой руками. Она поспешила к основанию режиссерской стойки, одновременно поднося ручную рацию к губам.
Поскольку я коп из отдела убийств, мои уши навострились, когда я услышал слово "тело". Последние две недели я таскалась по Сиэтлу, покорно ухаживая за голливудской съемочной группой. Официально я выполнял специальное задание в офисе мэра Доусона, выступая в качестве технического советника старого соседа и приятеля его чести по комнате в Стэнфорде, Сэмюэля Голдфарба. Неофициально я делал меньше, чем ничего, и чувствовал себя таким же бесполезным, как сиськи у кабана.
Моя короткая авантюра в кинобизнесе, безусловно, лишила меня очарования. Насколько я могу судить, фильмы снимаются толпами людей, которые бесконечно слоняются без дела, фактически ничего не делая. Я имею в виду, что ничего не происходит. Они тратят часы на подготовку сцены, на съемку которой уходит меньше минуты, или же тратят часы на съемку сцены, которая составляет две секунды отснятого материала. Весь процесс был абсолютно отупляющим. Я ненавидел это.
Мой первоначальный всплеск адреналина, подпитываемого "телом", быстро прошел. В конце концов, фильмы - это сплошная выдумка. На съемочной площадке все не так, как кажется. Я, естественно, предположил, что это было в большей степени то же самое. Прислонившись спиной к рабочему столу в трубной мастерской, я перенес вес на одну ногу, пытаясь унять пульсирующие жалобы на недавно восстановившуюся костную шпору на другой пятке.
Я коротал время, болтая с болтливым старым придурком по имени Вуди Кэрролл. Вуди в тот день был сотрудником сухого дока Лейк Юнион, вышедшим на пенсию, чтобы присматривать за актерским составом "Смерти в сухом доке". Его работой было убедиться, что мы не причинили никакого ущерба собственности компании во время нашей субботней съемки.
Вуди сказал мне, что он работал плотником в сухом доке Лейк Юнион как до, так и после Второй мировой войны. Он постоянно находился там с того момента, как вернулся домой из японского лагеря для военнопленных на Филиппинах, и до выхода на пенсию в 1980 году. Он был полон бесчисленных историй, и его рассказы отвлекали мои мысли от костяной шпоры большую часть дня. Прячась от палящего солнца, мы отступили в мрачную тень трубочного цеха. В Сиэтле было душно в течение необычно жаркого, сухого августа. Люди, которые живут на северо-Западе, не привыкли к жаре.
"Я не знаю, что думать об этих молодых людях сегодня", - протянул Вуди Кэрролл, подхватывая ход его мыслей и возобновляя наш разговор, как будто ничего не произошло. Он горько жаловался на качество работы некоторых молодых сотрудников в сухом доке. "Они скорее будут покупать и продавать вещи, чтобы задирать нос, чем честно выполнять дневную работу. Это просто превосходит все ".
Снаружи я мог видеть, как Кэсси Янг убирает рацию в карман. Теперь, прикрывая глаза рукой, она обратилась к Гольдфарбу, который по-прежнему восседал на стреле.
"В магазине говорят, что они все еще работают над телом. Он еще не готов".
"Ну, и как, черт возьми, ты это называешь? Это прямо на пути к следующему кадру. Убери это оттуда, ради Бога! Как ты думаешь, за что я тебе плачу? И где каскадер Деррика? Он нужен мне. Сейчас!"
Гольдфарб указал на место в воде, недалеко от того места, где крутые деревянные ступеньки вели на крыло сухого дока. Они использовали стрелу, чтобы снять сцену драки на узких ступеньках, на заднем плане которой маячил тральщик ВМС "Плед". Две известные звезды фильма, Деррик Паркер и Ханна Бойер, все еще цеплялись за поручни два на четыре примерно в двадцати футах над прочной обшивкой пирса.
Пока вся команда прыгала в ответ на отрывистые команды Голдфарба, Кэсси Янг осторожно пробиралась через спутанный клубок электрических проводов к месту, указанному Голдфарбом.
Мне не очень нравилась Кэсси. Она была худощавой, рыжеволосой, постадолголетней девушкой, которой нравился яркий образ в стиле новой волны. Она нанесла толстый слой макияжа, похожего на белый блин. С ее ресниц капала густая черная тушь. Ее легко могли принять за беженку из школы для мимов. Глядя на нее, я был благодарен, что она не моя дочь, хотя они с Келли, вероятно, были примерно одного возраста.
Мы с Кэсси неоднократно скрещивали шпаги во время моего двухнедельного принудительного содержания на съемках "Смерти в сухом доке". Мне было трудно воспринимать ее всерьез. Чувство было взаимным.
По словам капитана Пауэлла, моей главной задачей в качестве технического советника было убедиться, что Голдфарб не изобразит полицейское управление Сиэтла "кучкой тупых придурков". Однако я быстро усвоил, что пытаться сказать Сэму Голдфарбу то, чего он не хочет слышать, все равно что разговаривать с кирпичной стеной. Каждый раз, когда он заставлял своих мнимых копов делать что-то невероятно глупое, я кричала о кровавом убийстве. За все хорошее, что это принесло мне. Кэсси Янг не стеснялась в выражениях, давая мне понять, что я должен держать это мнение при себе. Я действительно был техническим консультантом. Только по названию.
В течение прошлой недели я звонил капитану Пауэллу каждое утро в восемь часов, умоляя его снять меня с крючка и снять с задания. Не повезло. Он продолжал говорить мне, что мэр хочет видеть меня на съемочной площадке, и я останусь на съемочной площадке.
Все еще слегка интересуясь тем, что так подействовало на нервы Голдфарба, я наблюдал, как Кэсси добралась до края причала и опустилась на колени, чтобы заглянуть за борт. Ее колени едва коснулись дерева, когда она отпрянула, как будто обожглась. Она прикрыла рот рукой, но все равно приглушенный звук, сорвавшийся с ее губ, был самым леденящим кровь криком, который я слышал за многие годы. Душераздирающий звук эхом разносился взад и вперед по устрашающе тихим деревянным зданиям.
В течение нескольких дней я прятался на заднем плане процесса, держась подальше от камер и оборудования. Теперь, звук крика Кэсси побудил меня к действию. Несмотря ни на что, я в первую очередь полицейский. В чрезвычайных ситуациях мы обучены реагировать. Это обусловленная реакция, такая же естественная, как дыхание. Не раздумывая ни секунды, я побежал к Кэсси сломя голову, не обращая внимания на быстрый укол боли в поврежденной пятке.
"Тихо на съемочной площадке", - прогремел кто-то в мегафон, но Кэсси продолжала кричать, истерично указывая на воду. Я подошел к ней и схватил за плечи как раз в тот момент, когда мегафон загремел снова. "Ради Бога, кто-нибудь, поймайте Ханну! Она собирается упасть".
Тогда Кэсси вырвало. Мне удалось оттащить ее от себя как раз вовремя, затем я держал ее за талию, пока она вываливала свои кишки на причал.
Между блевотой и криком я предпочитаю последнее.
Наконец Кэсси выпрямилась и тяжело прислонилась ко мне, в то время как все ее тело сотрясала ужасная дрожь. Я держал ее, нежно похлопывая по спине, успокаивая, как мог, в то время как я пытался заглянуть через ее плечо и посмотреть в воду, но мы были слишком далеко от края причала. Угол был неправильным.
"Что это?" - Наконец потребовал я, удерживая ее на расстоянии вытянутой руки. "Что там, внизу?"
Мотая головой из стороны в сторону, она, казалось, была совершенно неспособна говорить, но как только я сделал шаг к краю причала, она ожила и боролась со мной зубами и ногтями. К ней также вернулась способность говорить.
"Нет, нет!" - запротестовала она, выкручивая запястья, чтобы вырваться из моей хватки. "Я не могу смотреть еще раз. Пожалуйста, не заставляй меня смотреть еще раз, пожалуйста ".
К тому времени один из электриков стоял рядом с нами. Я передал Кэсси ему, затем подошел к краю пирса, чтобы посмотреть самому.
Как только я это сделал, я понял, почему Кэсси Янг сопротивлялась моей попытке вернуть ее обратно.
Там, в воде, плавал труп, или, скорее, то, что осталось от трупа. Хотя на озере Юнион нет естественных течений, о которых можно было бы говорить, интенсивное движение лодок по озеру создает большое движение воды. Это движение, имитирующее течение, оставило тело с ногами, оседлавшими деревянную опору.
Я мог сказать, что труп принадлежал мужчине, но больше я мало что мог разобрать. Раздутое тело плавало низко в воде. То, что было видно, вряд ли можно было назвать лицом. Черты его лица были искажены и не в фокусе, где соскальзывание кожи и кормление рыб сделали свое уродливое дело. Его волосы, прилизанные к голове, были темными и блестящими, спутанными от озерного масла.
Фильмы ужасов постоянно изготавливают фальшивые маски смерти. Кэсси Янг была в кинобизнесе. Меня удивило, что она восприняла это так тяжело, что она была так потрясена, но, конечно, маски из фильмов ужасов делаются во имя хорошего чистого веселья. Это не было забавой или выдумкой.
Это было реально - слишком реально.
Я обернулся, чтобы оценить ситуацию. Казалось, что все на съемочной площадке застыли на месте. Никто не пошевелился. Никто не сказал ни слова. На верхней поверхности стенки крыла стояла группа мужчин, сгруппированных в плотный круг вокруг того, что, как я предположил, было раненой Ханной Бойер. Я был благодарен, что кому-то удалось поймать ее и оттащить в безопасное место. Если падение с высоты двадцати футов тебя не убивает, то очень сильно калечит.
Первым, кто сдвинулся с места, был Вуди Кэрролл, который поспешил ко мне так быстро, как только позволяли его семидесятилетние ноги. Он остановился рядом со мной и посмотрел в воду.
"Звони 911", - приказал я. "Пусть они пришлют скорую помощь для Ханны и патрульную машину для него". Без единого слова протеста Вуди кивнул, повернулся и поспешил прочь к телефону, который был виден у основания крыла.
Сухой док Лейк Юнион занимает около 500 000 с лишним квадратных футов, и все это находится на глубине тридцати пяти футов. Пешком или на машине вам придется пересечь городской ров, чтобы добраться туда. Различные магазины и доки объединены в причудливый узор из лоскутного одеяла и мешанины. Компания непрерывно существует и используется с 1919 года. Здания и доки добавлялись всякий раз, когда и где бы ни двигался дух, придавая всему месту случайный, собранный вместе вид.
Глядя сейчас на лабиринт зданий и доков, я задавался вопросом, как машины скорой помощи вообще смогут нас найти. Мы находились недалеко от основания самого большого сухого дока.
Вуди поднял трубку телефона. Не успел он произнести ни слова, как раздался пронзительный свисток, пославший в воздух пять коротких резких взрывов. Вуди положил трубку и поспешил обратно ко мне.
"Тебе лучше пойти встретиться с ними и направить их сюда, к нам", - сказал я ему. "Иначе они никогда не смогут нас найти".
Вуди рассмеялся. "Те другие парни, о которых я тебе говорил, уже в пути. Для этого и нужен свисток. Не волнуйся. Они найдут нас".
Вуди сообщил мне ранее, что команда безопасности скелетов играла в карты наверху в раздевалке для сотрудников. Я не думал, что они нам понадобятся. Теперь я был более чем счастлив, что они были там.
Гольдфарб, спустившись со своего верхнего насеста, ворвался ко мне сзади. "Что происходит, Бомонт?" он потребовал. "Нам нужно снимать фильм. Мы теряем свет ".
В те дни, когда я был на съемочной площадке, я считал Гольдфарба совершенно неприятным маленьким человеком, который возводил свой дурной характер на пьедестал и называл это "Артистической вольностью". Я снова и снова наблюдал, как вся команда прыгала, чтобы удовлетворить его малейшую прихоть. Но это был кинобизнес. Это было делом полиции, моим делом - возможно, отдела по расследованию убийств.
Команда внезапно расклеилась. Они двинулись вперед, пытаясь разглядеть то, что находилось под причалом. Я прогнал самых близких.
"Уводите своих людей отсюда, мистер Голдфарб. К нам уже подъезжают машины скорой помощи ". Не успел я договорить, как услышал тонкий вой приближающейся сирены.
"Копы?" Голдфарб взвизгнул, его голос стал пронзительным. "Ты имеешь в виду, что кто-то вызвал полицию?"
"Это именно то, что я имею в виду, мистер Голдфарб", - ответил я.
Гольдфарб не был моим боссом, и у меня выработался определенный иммунитет к бредням режиссера. Он был хроническим жалобщиком, всегда скулил и стонал, всегда во всю глотку.
"Вы не можете этого сделать, детектив Бомонт", - прорычал он в ответ. "Вы не можете привести сюда копов и приказать мне убрать моих людей".
"Смотри на меня", - сказал я. Я повернулась к Вуди. "Сделай это".
Он сделал это быстро и эффективно, оставив Сэма "Киномана" Голдфарба переминаться с ноги на ногу в полном расстройстве.
"Кэсси, ты не можешь это остановить?" он причитал. От рева в одну минуту Гольдфарб перешел к нытью в следующую. "Роберт Доусон услышит об этом", - продолжил он, обращаясь ко мне. "Я позабочусь о том, чтобы тебя уволили до конца дня".
Хиззонер может засунуть это себе в ухо, подумал я. Я сказал: "Будь моим гостем. Ты делаешь это".
У медицинского центра номер один в Сиэтле одни из лучших показателей реагирования в стране. Машина скорой помощи была первой машиной скорой помощи, появившейся на месте происшествия. Он шумно загрохотал по деревянным доскам и, дернувшись, остановился. Я поспешил ему навстречу и направил медиков к лестнице. "Женщина там, наверху", - сказал я, указывая. "На стенке крыла".
"Отлично", - ответил водитель, прикрывая глаза ладонью и оценивая перпендикулярную стену с крутой деревянной лестницей. "Что с ней не так?"
"Вероятно, потерял сознание".
Он подогнал машину помощи как можно ближе к подножию лестницы. Он и его партнер выпрыгнули из своего автомобиля как раз в тот момент, когда машина полиции Сиэтла подъехала к причалу позади меня. Из машины вышли двое полицейских в форме, мужчина и женщина.
Этим человеком был парень по имени Фил Бакстер. Я видел его в отделе раньше, хотя мне пришлось проверить его бейджик с именем, прежде чем я смог вспомнить его имя. Женщина была молодой чернокожей с именем "Джексон", приколотым к нагрудному карману ее синей униформы. Она была новой для меня.
"Что здесь происходит?" Бакстер не требовал ни от кого конкретно. "Кто главный?"
"Похоже, что да", - с отвращением сказал Гольдфарб, указывая на меня.
Я ответил без дальнейших подсказок. "Тело", - сказал я Филу. "Вон там. В воде".
Бакстер подошел к краю причала и посмотрел вниз. Чистая сила привычки заставила меня последовать. Он все еще был там, ударяясь о деревянные сваи, когда кильватерный след приземляющегося поплавкового самолета расходился рябью по озеру.
Когда корпус поднимался и опускался, большая декоративная латунная пряжка ремня на мгновение блеснула на солнце прямо под поверхностью воды. На нем был какой-то рисунок, а также какая-то печать. Я прищурился своим лучшим прищуром среднего возраста. Как я ни старался, я не мог разобрать буквы.
"Ты можешь прочитать, что написано на этой пряжке?" Я спросил Бакстера.
Он тоже прищурился. "Не отсюда", - ответил он.
Я не заметил, но его напарник, офицер Джексон, последовал за нами. "Здесь написано ‘Слесарь по металлу", - тихо заметила она.
Я оглянулся на нее с некоторым удивлением. Она была на несколько футов дальше, чем я, и она смогла прочитать это, когда ни Бакстер, ни я не могли. "Моему видению двадцать десять", - объяснила она с улыбкой, которая заставила меня почувствовать себя древней.
Впервые офицер Бакстер посмотрел мне прямо в лицо. "Ну, извините меня, детектив Бомонт. Я не узнал тебя. Как отдел по расследованию убийств добрался сюда так быстро? Я как раз собирался позвонить вам, ребята ".
"Давай, звони", - сказал я ему. "Я здесь не представляю отдел по расследованию убийств".
"Ты не такой?"
Я не хотел вдаваться во все кровавые подробности того, почему я был там. "Доверься мне в этом", - сказал я. "Позвони в патруль порта и попроси их прислать кого-нибудь".
Бакстер повернулся к своему партнеру. "Сделай это, хорошо, Меррили?"
Кивнув, офицер Джексон направился обратно к патрульной машине.
Я почувствовал прикосновение к своему плечу. Когда я обернулся, там был Деррик Паркер. "Привет, Бо. Что происходит?" - неуверенно спросил он. "Ханна действительно получила удовольствие. Она упала замертво в обморок".
"Как она?"
"Учащенное дыхание. Она приходила в себя, но у нее случился рецидив, как только приехали медики. Ханне нравятся парни в форме".
Деррику Паркеру совсем не нравилась его партнерша по фильму. Мы с ним немного подружились, пока он был в Сиэтле. У нас были схожие вкусы, хотя он предпочитал Glenlivet, а не MacNaughton. Казалось, ему нравилось жить в трущобах в некоторых из моих любимых водопоев. Официантки в "Собачьей будке" все еще не смирились с тем фактом, что он был настоящей знаменитостью. Паркер сказал, что хотел бы сохранить это таким образом.
"Кем он был?" - Спросил Паркер, кивая в сторону воды.
"Тот самый мертвец?" Я пожал плечами. "Это зависит от судмедэксперта и детективов, ведущих это дело".
"Но вы детектив, не так ли?" - Возразил Паркер.
"Это не мое дело. Я снимаюсь в фильме, помнишь?"
Офицер Джексон вернулся туда, где мы стояли. Она одарила Деррика Паркера легкой, неуверенной улыбкой. Я уверен, что она узнала его, но когда она заговорила, Меррили Джексон была сугубо деловой. "Они все уже в пути".
"Все?" - Спросил я.
"Кто-то идет из офиса судмедэксперта. Как и два детектива. Дэвис и Крамер."
Это было не совсем по правилам, но офицер Джексон проявил небольшую инициативу, и вызов всех сразу, вероятно, сэкономил бы время.
Я кивнул. "Хорошо", - сказал я. "Кстати, мы еще не были представлены. Я детектив Джей Пи Бомонт, а это Деррик Паркер."
Она протянула мне руку. "Меррили Джексон", - сказала она, пожимая мне руку, но одаривая Паркера широкой улыбкой. "Я рад познакомиться с вами".
Меррили Джексон не комментировала вслух звездный статус Деррика Паркера, как и Бакстер. У них были другие причины для беспокойства. Толпа членов съемочной группы придвигалась ближе. "Нам лучше убрать этих людей с дороги", - сказал Бакстер. "Фургону судмедэксперта нужно будет подъехать поближе к воде".
Едва они обратили свое внимание на сдерживание толпы, как к причалу подъехала другая машина с мигалками и ревущей сиреной. Детектив Мэнни Дэвис вышел со стороны водителя и направился ко мне, в то время как детектив Пол Крамер остановился, чтобы поговорить с офицерами Джексоном и Бакстером.
"Как дела, Бо?" Спросил Мэнни со смешком. "Как скоро мы увидим твое имя в огнях?"
"Прекрати комедию, Мэнни".
"Но я слышал, что тебе нравится кинобизнес".
Я сердито посмотрела на него.
"Хорошо, хорошо", - сказал он. "Ничего особенного. Что у нас есть, наживка для рыбы?"
"Это верно. Утопленник".
Мэнни неторопливо подошел к краю причала и посмотрел в воду. "Он некоторое время был в воде", - заметил Мэнни. Словно в подтверждение его слов, в этот момент ветер переменился, и резкий запах гниющей плоти окутал нас, как дурно пахнущее облако. К счастью, к тому времени Голдфарб увел Кэсси. Если бы она была в пределах досягаемости, я уверен, ее бы снова вырвало.
Одно дуновение, и обаятельная улыбка Деррика Паркера полностью исчезла.
"Иисус", - сказал он с гримасой. "Это ужасно". Он начал пятиться, но Мэнни остановил его.
"Эй, подожди минутку. Разве ты не..." Мэнни сделал паузу, подыскивая имя, затем смущенно замолчал.
"Деррик Паркер?" Паркер закончил за него. Он вздохнул. "Да, это я", - сказал он и протянул руку.
Мэнни с удивлением пожал ее. "Знаешь, моя жена без ума от тебя, я имею в виду, от твоих фотографий", - сказал он. "Она была чертовски зла, что Бо получил это задание, а я нет". Мэнни нащупал в кармане маленькую записную книжку, которую он там носил. Наконец он нашел это и вырвал страницу, которую протянул Деррику. "Могу я взять у вас автограф? Для моей жены, я имею в виду. Она была бы в восторге ".
Деррик послушно взял газету. Используя заднюю часть блокнота Мэнни в качестве поверхности для письма, он нацарапал свое имя. Он как раз возвращал Мэнни листок бумаги с автографом, когда появился Пол Крамер.
Мэнни Дэвис работает в департаменте уже много лет. В последний раз я работал с ним несколько лет назад по делу об избиении бомжа. Пол Крамер был новичком в квартале, и я намеренно использую слово "малыш". Ему было тридцать лет, и он только что перешел из отдела ограблений в отдел убийств. Его взлет до детектива был стремительным, но в отделе ходили слухи, что работа с Крамером была настоящей занозой в заднице.
Крамер подоспел как раз вовремя, чтобы увидеть, как Мэнни берет у Деррика листок бумаги и засовывает его в карман. Он перевел взгляд с Деррика на Мэнни и обратно.
"Свидетель?" - Спросил Крамер.
Мэнни взглянул в мою сторону, затем покачал головой. "Это ничего", - сказал он. "Я как раз собирала Бо и его друга здесь для дружеской игры в гольф".
Партнерские отношения, как и некоторые браки, не всегда заключаются на небесах. Рабочие отношения Мэнни и Крамера, очевидно, были непростыми.
Я понял ситуацию. Деррик сделал то же самое. У нас обоих хватило ума держать рот на замке.
ГЛАВА 2
Расследование на месте преступления - это точная наука, осложненная противоречащими требованиями принятого протокола и необходимостью быстрых, решительных действий. То, что может показаться абсолютно очевидным в искусственной лабораторной ситуации или при изучении конкретного случая в полицейской академии, становится менее четким в реальном мире. На местах преступлений жесткие правила доказательной процедуры часто становятся жертвами споров о юрисдикции и конфликтов личностей. В конце концов, копы тоже люди.
В данном конкретном случае междоусобица началась сразу после прибытия следователя из бюро судебно-медицинской экспертизы. Ее звали Одри Каммингс, и она появилась почти по пятам за детективами Крамером и Дэвисом. Как только Пол Крамер заметил ее, он обиделся и напал.
"Кто тебя позвал?" он потребовал. Вопрос и то, как он его задал, были всего на один шаг ниже грубости.
Офицер Меррили Джексон последовала за Крамером по причалу. Теперь она шагнула вперед, готовая принять на себя всю ответственность. "Я так и сделал, детектив Крамер. Это казалось хорошей идеей ".
"Предполагается, что это решение должно быть оставлено на усмотрение детективов", - отрезал Крамер с резким раздражением в голосе.
"Прости", - ответила она.
"Не беспокойтесь об этом", - быстро вставил Мэнни офицеру Джексону. "Ты был прав. Она действительно нужна нам, и хорошо, что она здесь. Это сэкономит время ". Он повернулся к Крамеру. "Не доводи свой кишечник до истерики, Пол", - сказал он.
Предостережение пришло слишком поздно. Детектив Крамер - один из тех сильных, территориальных личностей, которые терпеть не могут, когда другие люди ступают на его частную территорию. Насколько я могу судить, он занимается не тем бизнесом. Убийства редко сопровождаются табличками "Посторонним вход воспрещен". Фактически, в тот самый момент медиа-клан Сиэтла, встревоженный внезапным всплеском активности в середине дня, начал собираться в беспорядочную кучку прямо вне поля зрения Крамера. Вуди Кэрролл делал все возможное, чтобы держать их вместе в окружении полицейских машин.
Дама из офиса судмедэксперта, дама лет пятидесяти пяти, которая побывала не только в сарае, оставалась хладнокровной и собранной перед лицом всех пререканий. Наигранная незаинтересованность Одри Каммингс ясно дала понять, что профессиональные дрязги были для нее привычным делом.