Мне было бы трудно переоценить значение, которое Энди Уорхол и его работы имеют для современного изобразительного искусства. Его работы затрагивают и действительно воплощают большинство основных тем и дилемм, с которыми сталкиваются современные художники.
Их можно кратко описать как: роль популярной культуры и средств массовой информации, значение воспроизводимого образа, природа славы, знаменитостей и гламура, вопросы сексуальности, гендера и репрезентации, и не в последнюю очередь ирония.
По любым меркам он ‘Поп-артист’. Его картины, изображающие банки из-под супа и бутылки из-под кока-колы, Элвиса Пресли и Мэрилин Монро, автомобильные аварии и электрические стулья, представляют собой одни из самых характерных и узнаваемых образов в поп-арте *, и делают это с начала 1960-хгодов.
≡ Художественное движение двадцатого века, которое заимствует у нас образы из потребительства, средств массовой информации и популярной культуры, одновременно ниспровергая их и прославляя.
И все же сейчас он предстает художником гораздо более широкого и значимого значения, чем предполагает термин ‘поп-арт’. Он также принадлежит, по крайней мере частично, к ряду других художественных традиций: минимализму ¹, дадаизму ², концептуальному искусству ³ и, прежде всего, портретной живописи, не в последнюю очередь автопортрету.
1. Движение, которое сводит искусство к его элементарным формам, освобождая его от субъективного или личного выражения. Среди художников - Дональд Джадд и Карл Андре.
2: В значительной степени нигилистическое художественное движение, которое верило в подрыв традиционного искусства и культуры. Среди мистов - Тристан Тцара и Марсель Дюшан.
3: Искусство, которое больше связано с идеями, чем с репрезентацией. Поэтому его привлекательность интеллектуальна, а не визуальна. Среди художников - Джозеф Бойс. Christo. Йоко Оно.
Хотя он наиболее известен своими работами на бумаге и холсте, его творчество как режиссера, фотографа, автора дневников, а иногда и как скульптора (или, по крайней мере, создателя объектов) и даже как дизайнера продуктов во многом схоже с эстетикой.
В начале своей карьеры Уорхола воспринимали как шарлатана, который презирал художественный истеблишмент и широкую публику, а возможно, и само искусство. Внесение картин с изображением суповых банок или долларовых купюр в храм высокого искусства рассматривалось как преднамеренное осквернение. Сегодня кажется не столько тем, что он ненавидел высокое искусство, сколько тем, что он менял природу того, каким искусство могло быть, и навсегда стирал всякое четкое различие между высоким искусством и низким.
Безусловно, он был шутником и провокатором. Несомненно, есть что-то возмутительное в том, чтобы выставить в художественной галерее 32 более или менее одинаковых картины с изображением банок из-под супа Campbell's. Это было ново и привлекало внимание. Банки из-под супа демонстрируют, что, хотя в искусстве Уорхола часто присутствует пустота и банальность, оно никогда не бывает тихим или замкнутым.
Другие провокации Уорхола включали отправку имитатора Уорхола в лекционный тур, поручение его помощникам создавать для него картины, автограф его матери на его работах, публикацию "романа", который, как он утверждал, никогда не читал, поскольку он состоял из расшифровок телефонных звонков других людей, и публикацию книги фотографий под названием "Америка", в которой содержались снимки, сделанные во Франции.
Вы могли бы возразить, что эти подрывные действия иногда мешали искусству, но, возможно, правильнее было бы сказать, что они были присущи ему. Если эти вещи демонстрируют забавный скептицизм в отношении искусства, то его, несомненно, разделяет любой здравомыслящий наблюдатель современной арт-сцены. В этом смысле у нас возникает ощущение, что Уорхол на нашей стороне.
Роберт Хьюз в "Американских видениях" говорит, что искусство Уорхола;
“... все вытекало из одного центрального понимания: что в культуре, перенасыщенной информацией, где большинство людей воспринимают большинство вещей из вторых или третьих рук через телевидение и печатные издания, через образы, которые становятся банальными и разобщенными из-за многократного повторения, есть роль для искусства без аффектации. Вам больше не нужно быть горячим и полным чувств. Вы можете быть суперхолодным, как слегка заиндевевшее зеркало”.
Это рассказывает только половину истории. Конечно, вам было бы трудно утверждать, что все творчество Уорхола ‘горячо и полно чувства’, однако оно редко бывает таким пустым или бесстрастным, как утверждают его поклонники и критики. Такие серии, как "электрические стулья", "автомобильные аварии", "взрывы атомных бомб", "черепа", портреты Джеки Кеннеди и Мэрилин Монро, извлекают очень сильные чувства из внешне разобщенных и истощенных изображений. В этом смысле его искусство посвящено обновлению и оживлению чувств, а не бегству от них.
Уорхол, возможно, необычен тем, что не создал ни одного шедевра; в его каноне нет Моны Лизы, Герники. Все его великие работы представлены во множестве: много банок из-под супа, много бутылок из-под кока-колы, много Мэрилин, много Мао. Несомненно, здесь действовал коммерческий принцип. На работы Уорхола был большой спрос, и он стремился удовлетворить его. С другой стороны, мир искусства таков, что дефицит также может создавать ценность; цены на картины Фрэнсиса Бэкона, например, взлетели так высоко, потому что он уничтожил так много из них.
Но если отбросить соображения финансового рынка искусства, кажется вполне уместным, что произведений искусства Уорхола так много, так изобилуют. Он озабочен миром средств массовой информации и массового производства, повторяющимися изображениями и стандартизированными повседневными продуктами, перенасыщением и перегрузкой. Было бы абсурдно, если бы он создал всего несколько вымученных, дорогостоящих произведений искусства.
Мы должны с подозрением отнестись к часто повторяемой фразе о том, что "Энди Уорхол был своим собственным величайшим творением", однако нет сомнений в том, что он жил и выглядел как поп-артист — хладнокровный, отстраненный, лишенный мнения наблюдатель — и над созданием и поддержанием этой роли он усердно работал. В этой роли он находит жизнь с сопутствующими отношениями, сексом и любовью бесконечно трудной. Он говорит, что предпочел бы не беспокоиться. Он говорит, что хочет быть машиной. Он говорит интервьюерам, что они должны просто придумать то, что они хотят, чтобы он сказал, и он скажет это. Действительно ли он ‘имел в виду’ что-либо из этого, не имеет значения.
Персонаж Уорхола обитает на странной территории между наивностью и фальшивой наивностью *, между инстинктивным и искусственным.
≡ Кто-то или что-то, кажущееся наивным, но на самом деле очень знающее и утонченное.
Это поза, но она не совсем фальшивая. Когда Полу Моррисси, главному соавтору более поздних фильмов Уорхола, предположили, что Уорхол был ученым-идиотом * , он ответил: “Ну, я не знаю насчет роли ученого”.
≡ Термин, используемый для описания людей, которые проявляют мало очевидного интеллекта, но способны выполнять сложные умственные или художественные задачи.
Несомненно, в этом комментарии есть некоторая личная неприязнь, но Трумэн Капоте, похоже, придерживался примерно того же мнения, когда описывал Уорхола как сфинкса без загадки.
В каталоге выставки 1968 года цитировались слова Уорхола:;
“Если вы хотите знать все об Энди Уорхоле, просто взгляните на поверхность моих картин и на меня, и вот он я. За этим ничего нет”.
Конечно, каждый волен решать, до какой степени это поза и насколько это сказано для эффекта, иронично или как-то иначе.
Вы также можете задаться вопросом, является ли это подлинной попыткой демистифицировать его искусство или просто еще одной формой мистификации. В конце концов, ничто так не усиливает тайну, как утверждение, что никакой тайны вообще нет. В любом случае, Уорхол реагирует на давнюю традицию, которая утверждает, что серьезное авангардное искусство невозможно понять без использования сложной интеллектуальной теории, того, что Том Вулф называет ‘нарисованным словом’. Конечно, природа теории такова, что ее можно применять там, где это не требуется, но Уорхол, безусловно, наименее теоретичный из художников. Когда он говорит, что то, что вы видите, - это то, что вы получаете, вы можете услышать, как целая армия любителей непрофессионального искусства испускает коллективный вздох облегчения.
На сегодняшней современной сцене, вероятно, легче назвать художников, на которых Уорхол не повлиял, чем тех, на кого он повлиял. При жизни он был источником вдохновения и образцом для подражания для целого поколения художников, в число которых входили Жан-Мишель Баския, Кит Харинг и Джулиан Шнабель. Сегодня работы Джеффа Кунса и Мэтью Барни в Америке, Дэмиана Херста, Сары Лукас и Трейси Эмин в Англии были бы немыслимы, если бы Уорхола не существовало.
На самом деле влияние Уорхола настолько широко распространено, настолько всепроникающе, что оно почти стало невидимым. Это часть культуры, часть того, что мы принимаем как должное. Его искусство изменило то, как мы думаем и чувствуем о банальных предметах, о средствах массовой информации, о славе и о самом искусстве. Если вы хотите увидеть его памятник, оглянитесь вокруг, или, если это невозможно, просто включите телевизор.
Краткие сведения
Хотя изначально Энди Уорхола называли поп-художником, сейчас мы видим значимость Энди Уорхола в других художественных традициях, особенно в портретной живописи.
Он настоящий подрывной деятель и наименее "теоретизирующий" из художников.
2 Краткая жизнь Энди Уорхола
нди Уорхол иногда говорил, что он пришел ‘ниоткуда’. На самом деле он родился в Питтсбурге в августе 1928 года, но его родители были родом из деревни Микова в районе, называемом Карпатская Рутения, месте, где сходятся Россия, Польша, Венгрия и территория нынешней Словакии, месте, которое можно найти только на самых скрупулезно подробных картах.
Уорхол был младшим из трех сыновей (дочь умерла в возрасте шести недель). Его родители, Ондрей и Джулия Уорхолы, эмигрировали в Соединенные Штаты в 1922 году и были набожными византийскими католиками. Ондрей был чернорабочим, и, как и многие другие американцы, он потерял работу во время Депрессии.
Энди Уорхола, как его тогда называли (он не менял свое имя на Уорхол до 1949 года), был хрупким маменькиным сынком. Он страдал от ревматизма, и его часто не пускали из школы домой. Пока он выздоравливал, он читал журналы о кино, комиксы и делал рисунки и коллажи. Когда он был здоров, он был большим любителем кино, и он писал кинозвездам, прося их фотографии и автографы. Он был особым поклонником Ширли Темпл, и в архиве Уорхола есть фотография с автографом, которую она прислала ему в ответ на одно из его писем.
Все это время он рисовал постоянно, возможно, одержимо, и, будучи еще школьником, посещал уроки рисования в Питтсбургском музее Карнеги. По окончании школы в 1945 году он был принят на художественное отделение Технологического института Карнеги. Однако, оказавшись там, у него возникли проблемы с учебой, особенно с написанием ролей, и его отчислили в конце первого курса. После непродолжительного периода торговли фруктами от двери к двери со своим братом он был восстановлен в должности, и на этот раз у него дела шли намного лучше.
Он получил художественную премию, вступил в студенческий киноклуб и посещал лекции таких людей, как композитор-авангардист Джон Кейдж и режиссер-экспериментатор Майя Дерен. В 1948 году, будучи еще студентом, он устроился на работу в Питтсбургский универмаг, разрисовывая задники для витрин. Демонстрационный отдел магазина был заполнен яркими гомосексуалистами, и Уорхол впервые столкнулся с этим миром.
♦
Уорхол отправляется в Нью-Йорк
Хотя Энди Уорхолу суждено было стать квинтэссенцией нью-йоркского художника, он впервые посетил этот город только в 1948 году. Он взял с собой свое портфолио, пошел стучаться во все двери и в конце концов нашел сочувствующую аудиторию в лице Тины Фредерикс из журнала Glamour, которая дала ему несколько внештатных работ.
После окончания университета в 1949 году он навсегда переехал в Нью-Йорк, поначалу живя в квартире в трущобах Нижнего Ист-Сайда. Он вернулся к Тине Фредерикс, которая на этот раз заказала ему нарисовать обувь для своего журнала. Обувь была идеальным предметом для Уорхола. Эти рисунки привлекли к нему всеобщее внимание, и в результате он начал много работать для других журналов и рекламных агентств.
Он действительно был очень успешным коммерческим художником. Его работы включали обложки книг и газетные рекламные объявления, в том числе рисунок моряка, вводящего себе героин, который впервые появился в рекламе радиопрограммы под названием The Nation's Nightmare, а затем был использован в качестве обложки альбома. В итоге это принесло ему золотую медаль от Клуба арт-директоров.
Уорхол усердно работал и вскоре заработал достаточно денег, чтобы оправдать наем ассистента, практика, которая будет важна на протяжении всей его трудовой жизни. Вскоре его мать продала свой дом в Питтсбурге и переехала в Нью-Йорк, чтобы жить со своим сыном, поначалу деля с ним спальню в его квартире. Они жили вместе, не всегда гармонично, до самой ее смерти в 1972 году.
В социальном плане Уорхол теперь вращался в нью-йоркской гей-элите, очень замкнутой, чтобы не сказать подпольной, среде. Он ходил по дорогим ресторанам в надежде заметить знаменитостей, и с некоторым успехом. Также в это время он начал лысеть и начал носить парик.
В своей более поздней карьере Уорхол сознательно не делал различий между искусством и коммерцией, но когда в начале 1950-х годов ему устроили свои первые персональные выставки в галерее, он отказался от коммерческой работы и выставил рисунки, основанные на работах Трумена Капоте, затем серию бумажных скульптур, украшенных нарисованными фигурами, затем рисунки танцора по имени Джон Батлер.
В 1955 году у него была выставка откровенно гомосексуальных рисунков в галерее Бодли, и хотя отзывы и продажи были плохими, некоторые из менее откровенных рисунков были отобраны для показа в Нью-Йоркском музее современного искусства в следующем году.
Работы Уорхола в этот период были деликатными и фееричными, и это произвело мало впечатления на серьезный мир изобразительного искусства, который тогда был сильно увлечен агрессивной энергией абстрактного экспрессионизма* .
≡ Послевоенное, в основном нью-йоркское художественное движение, которое создавало большие, нефигуративные, жестикулирующие, сложные по духу картины. Среди художников Джексон Поллок, Марк Котко, Виллем де Кунинг.
Уорхолу совсем не нравился этот стиль, но с началом 1960-х годов многое в мире искусства и в целом должно было измениться.
♦
Уорхол вступает в 1960-е годы
В 1960 году в галерее Лео Кастелли Джаспер Джонс провел новаторскую выставку под названием "Флаги, цели и цифры" . Все билеты на выставку были распроданы, и Музей современного искусства купил четыре основные картины. Джонс ранее был коммерческим художником, как и Роберт Раушенберг, у которого также была успешная выставка в Кастелли. Оба также оказались гомосексуалистами. Уорхол завидовал их успеху, но он мог видеть возможности для себя.
Он начал серию черно-белых картин, изображающих пластику носа, парики, телевизоры, схемы танцевальных па, основанных на дешевой рекламе, найденной в журналах. Затем он нарисовал персонажей мультфильмов — Дика Трейси, Бэтмена и Попая, а затем бутылку из—под кока-колы. Хотя он работал в области, которая в конечном итоге принесла ему успех, эти ранние работы не смогли обеспечить ему прорыв.
К концу 1960—х большинство из тех, кого впоследствии стали считать крупнейшими поп—художниками - Клаас Ольденберг, Red Grooms, Том Вессельман, Джордж Сигал, Рой Лихтенштейн, Джеймс Розенквист - провели успешные выставки в Нью-Йорке. У Энди Уорхола в то время даже не было галереи.
Затем, согласно легенде, начинающая владелица галереи по имени Мюриэль Латоу встретила Уорхола, и он попросил ее дать ему несколько идей относительно того, что ему следует нарисовать. Ее первым предложением было нарисовать деньги. Во-вторых, он должен был нарисовать банку супа.
Мать Уорхола вышла и купила по банке каждого из 32 сортов супа Campbell's, и он начал работу, создавая индивидуальные ‘портреты’ каждой банки на простом белом фоне. Уорхол нашел свой предмет. Картины были впервые показаны в Лос-Анджелесе в 1962 году в галерее Ferus, имели огромный успех, и их слава распространилась по всему миру.
Учитывая недавнюю историю искусства, может показаться странным думать, что картины с изображением суповых банок можно считать возмутительными или шокирующими, и, без сомнения, полемика была подогрета средствами массовой информации, однако некоторая часть возмущения, несомненно, была реальной, вызванной ощущением, что Уорхол каким-то образом оскорбляет и обманывает свою публику. Разжечь дискуссию помог тот факт, что в важном смысле вам не нужно было видеть эти произведения искусства, чтобы понять их точку зрения, чтобы составить о них мнение и иметь возможность присоединиться к дискуссии. Сама идея так называемого серьезного художника, раскрашивающего банки из-под супа, была достаточно возмутительной. В этом смысле Уорхол всегда был чем-то вроде художника-концептуалиста.
Он начал создавать картины с культовыми, но банальными общеамериканскими сюжетами — зелеными марками*, этикетками ‘Осторожно обращаться со стеклом’, почтовыми марками, долларовыми купюрами — и продолжал работать с банками из-под супа и бутылками из-под кока-колы, создавая множество, а не отдельные изображения.
≡ Марки, которые выдавались при покупках в магазинах и супермаркетах в 1960-х годах в качестве своеобразной бонусной системы. Марки наклеивались на книги и обменивались на потребительские товары.
♦
Уорхол открывает массовое производство
В 1962 году Уорхол начал использовать шелкографию в своих работах, процесс, который позволял ему создавать повторяющиеся, но часто слегка отличающиеся друг от друга изображения. В мае 1963 года он рассказал журналу Time;
“Картины - это слишком сложно. То, что я хочу показать, связано с финансами. У машин меньше проблем. Я бы хотел быть машиной. А ты бы не хотел?”
С самого начала Уорхола всегда можно было цитировать.
Процесс шелкографии позволил ему создавать произведения искусства в больших количествах, и он часто оставлял часть ручной работы помощникам. Он обратился к своей коллекции журналов о кино и использовал сохранившиеся изображения в качестве основы для портретов Элвиса Пресли, Троя Донахью, Лиз Тейлор, Уоррена Битти, Натали Вуд и, конечно, Мэрилин Монро.
Позже он начал иметь дело с глубоко американскими формами насилия и смерти: изображениями автомобильных аварий, электрического стула, атомной бомбы, расовых беспорядков. На тот момент в 1960-х годах не было недостатка в насыщенном материале. Его изображения Джеки Кеннеди, оплакивающей смерть своего мужа, стали частью иконографии самого мероприятия.
S 1960-х также предложили новые, более экстремальные формы знаменитости. В мире Битломании для артиста подходящего сорта тоже было место стать поп-звездой, и Уорхол выглядел и играл свою роль так, как такие, как Джонс или Раушенберг, просто не могли. Кроме того, их искусство было сложным, неуклюжим и двусмысленным, чего, по-видимому, не было у Уорхола, хотя это никоим образом не отрицает глубины творчества Уорхола. Уорхол очень скоро стал самым известным из поп-исполнителей.
♦
Уорхол ходит в кино
Учитывая плодовитость творчества Уорхола в то время, может показаться удивительным, что он все еще находил время для того, чтобы быть заядлым кинозрителем, но каким-то образом ему это удавалось. Его вкусы были очень широкими: как мейнстрим, так и авангард. Он начал посещать показы в нью-Йоркском кооперативе кинематографистов, где звезды зарождающегося американского ‘андеграундного кино’ демонстрировали свои работы.
Эти безжалостно подрывные, грубые, часто очень откровенные в сексуальном плане фильмы очень нравились Уорхолу. Он думал, что мог бы сделать что-то подобное, если не лучше. Он купил киноаппарат Bolex и говорил людям: “Я собираюсь снимать плохие фильмы”.
О фильмах Уорхола гораздо больше говорят, чем их смотрят, и иногда о них гораздо легче говорить, чем смотреть. В таких фильмах, как Kiss, Eat, Sleep, Blow Job и Empire, концептуальный элемент снова был чрезвычайно важен. На самом деле вам не нужно было смотреть пяти с половиной часовой фильм о спящем человеке или восьмичасовой фильм об Эмпайр Стейт Билдинг, чтобы составить четкое, пусть иногда ошибочное, представление о том, на что они были похожи и о чем они были.
Однако лучшие из них не были узко концептуальными. Такие фильмы, как "Девушки из Челси" или "Красота № 2", или даже простые экранные тесты, показывают очарование Уорхола людьми, особенно если это были красивые молодые мужчины или женщины, или если они были байкерами, или трансвеститами, или каким-то другим необычным образом. Несомненно, именно поэтому Уорхол смог совершить экстраординарный подвиг представления авангардного кино массовой аудитории. Публика разделяла его увлечение.
Снимать фильмы было дорого, поэтому Уорхол продолжал изготавливать шелкографии, в основном для финансирования своих фильмов. И шелкография, и создание фильмов были трудоемкими, требовавшими привлечения многочисленных помощников. Им также требовались большие помещения, и поэтому Уорхол переехал на склад, место, которое стало известно как Фабрика .
Это была одноместная комната размером 100 на 40 футов, и в конечном итоге ее интерьер был полностью выкрашен в серебристый цвет Билли Неймом, фотографом и в значительной степени смотрителем Фабрики.
Слава Уорхола привлекла обширную команду чудаков, некоторые из которых гораздо более колоритны, чем другие, смесь светской и низменной жизни, уличных наркоманов, наследниц, трансвеститов, мальчиков по найму и поэтов. Это была архетипичная обстановка 1960-х годов. Было много секса, наркотиков и рок-н-ролла, и у Фабрики даже была своя рок-группа Velvet Underground, и это в конечном итоге привело к тому, что Уорхол ненадолго стал участвовать в мультимедийных мероприятиях, таких как взрывающийся пластик Неизбежный * .
≡ Мультимедийное мероприятие и среда с участием рок-групп, танцев и демонстрации слайдов и фильмов.
♦
Уорхол и Валери Соланас
Фабрику трудно было назвать благоприятной средой. В некотором смысле она напоминала суд, члены которого пытались снискать расположение Уорхола. Со своей стороны, он получал удовольствие, наблюдая, как люди враждуют друг с другом, и эти трения и конфронтации часто становились сырьем для его фильмов. Одной из его менее стабильных актрис, Валери Соланас, вскоре предстояло все полностью изменить.
Соланас была самозваной феминисткой. Она основала и была единственным членом организации под названием SCUM, Общества по разделке мужчин, хотя ее политическая деятельность не простиралась дальше написания манифеста.
Было бы абсурдно предъявлять какие-либо претензии или оправдывать Соланас, но некоторые вещи, которые она изложила в своем манифесте, не настолько безумны, чтобы она не нашла множество радикальных феминисток, которые в 1968 году разделяли ее взгляды. Даже сегодня не пришлось бы далеко ходить, чтобы найти согласие с ее жалобой на то, что;
“Мы все знаем, что ”Великое искусство" велико, потому что авторитетные мужчины сказали нам, и мы не можем утверждать обратное, поскольку только люди с утонченной чувствительностью, намного превосходящей нашу, могут воспринимать и ценить величие" (стр.28 Манифеста отбросов ).
Соланас появился в фильме Уорхола под названием "Я, мужчина", а после она дала ему написанный ею сценарий под названием "Тебе в задницу", по которому она хотела, чтобы он снял фильм. Уорхол, очевидно, любил название, но когда он не смог взяться за проект, Соланас, что вполне естественно, потребовала вернуть сценарий, а когда он сказал ей, что потерял его, она попросила денег. Уорхол всегда был известен тем, что плохо давал деньги своим коллегам, и Соланас не был исключением.
Утром в понедельник, 3 июня 1968 года, Соланас отправилась на Фабрику (которая к тому времени сменила местоположение) в поисках Уорхола. Получив сообщение, что его там нет, она подождала снаружи до его прибытия ближе к вечеру. Она последовала за ним в лифт, а затем на саму фабрику, где изготовила пистолет и дважды выстрелила в Уорхола, не попав в него. Однако своим третьим выстрелом она поразила его в правый бок, пуля вышла через левую сторону спины.
Пуля повредила оба легких Уорхола, его печень, селезенку, желчный пузырь и кишечник. В больнице он был клинически мертв в течение полутора часов, но выжил после пяти с половиной часовой операции, которая включала удаление селезенки.
Стрельба стала главной новостью, хотя были те, кто думал, что это какой-то рекламный ход в стиле поп-арт. Эта история, без сомнения, дольше бы муссировалась в средствах массовой информации, если бы ее быстро не заменила другая стрельба, убийство Роберта Кеннеди.
Валери Соланас утверждала, что застрелила Уорхола во имя феминизма, хотя, как часто указывалось, Уорхол является довольно плохим символом патриархата мачо-мужчин. Соланас также утверждала, что сделала это, потому что Уорхол контролировал ее жизнь. Это было не совсем правдой, и все же были те, кто думал, что Уорхол пожал то, что посеял. Если бы ради собственного развлечения вы окружили себя странными, потенциально опасными, неуравновешенными людьми, то в том, что один из них обратился против вас, была неизбежность, возможно, даже определенная справедливость.
В конечном счете Соланас получила только трехлетний тюремный срок. Срок вполне мог бы быть и дольше, но Уорхол отказался быть свидетелем по ее обвинению.
♦
Уорхол выздоравливает
Выздоровление Уорхола было долгим и медленным, и он продолжал периодически испытывать боли до конца своей жизни, однако к августу 1968 года он снова был дома и рисовал. Важно отметить, что цена работы Уорхола резко возросла после стрельбы. В 1970 году картина "банка из-под супа" была продана на аукционе за 60 000 долларов, что в то время было рекордом для работы ныне живущего американского художника. В том же году передвижная выставка работ Уорхола положила начало длительному международному турне, которое включало Лондон, Париж, Лос-Анджелес, Чикаго и, в конечном счете, Нью-Йорк. Это значительно укрепило его репутацию в Америке и за рубежом.
После съемок Уорхол изменил свою социальную принадлежность к тому, что историк искусства Джон Ричардсон описывает как Высшая богема * .
≡ Термин, используемый для описания рабочей и социальной среды Уорхола, в которую входили кинозвезды, модельеры, различные наследницы и представители европейской аристократии.
Он хотел создать более безопасную обстановку, и его рабочая и общественная жизнь теперь была бы сосредоточена вокруг кинозвезд, модельеров, а также различных наследниц и представителей европейской аристократии. Он даже имел дело с такими людьми, как Имельда Маркос и иранский шах.
В 1969 году он основал журнал inter / VIEW (который позже изменил написание на Interview ) и использовал свои контакты со знаменитостями, чтобы наполнить его страницы изображениями и интервью со своими новыми знакомыми. Часто фотографии из журнала служили основой для портретов. К тому времени Уорхол был богат, но содержать Фабрику по-прежнему было чрезвычайно дорого. Чтобы зарабатывать деньги, Уорхол позиционировал себя как светский портретист и заставлял своих помощников усердно работать, чтобы получать заказы на портреты. В это время почти каждый, у кого было 25 000 долларов, мог заказать свой портрет Уорхола. Итак, помимо создания портретов звезд и знаменитостей, он также создал портреты многих богатых анонимных промышленников и их жен.
Высокая богема Уорхола достигла критической массы с кратким появлением Studio 54, печально известного нью-йоркского ночного клуба, постоянным завсегдатаем которого Уорхол был. Как и в случае с оригинальной фабрикой, это было место, пропитанное сексом и наркотиками, хотя на этот раз музыка предпочиталась диско, а не рок-н-роллу. И снова это было место, где встречались высокая и низкая жизнь, но теперь участие Уорхола было гораздо более периферийным. Он был посетителем, а не обитателем. Его книга фотографий 1979 года "Экспозиции" описывает этот мир широко раскрытыми, но далеко не невинными глазами.
♦
Уорхол в упадке
Уорхол всегда был страстным коллекционером, но его растущее богатство теперь означало, что он мог приобретать серьезно, в больших, чтобы не сказать навязчивых, масштабах. Они с матерью переехали в таунхаус на 66-й восточной улице Нью-Йорка, и он превратил его в своего рода частный музей, в котором большинство комнат были заперты и где никто, даже Уорхол, никогда не видел коллекцию.
Он продолжал усердно работать. Он сделал серию портретов спортсменов, успешно сотрудничал с художником Джейми Уайетом. Он создал две серии изображений, одну под названием Skulb, другую под названием Shadows , которые сегодня выглядят как некоторые из его самых важных работ. Он также занимался живописью, используя сексуальные образы, называется торсы , одна называется секса , причем очень откровенного.
В этот момент, в конце s 1970-х годов, громкий авторитет Уорхола и его беззастенчивый коммерциализм начали вызывать определенное презрение. Росла тенденция считать Уорхола в лучшем случае неуместным, в худшем - абсурдным. S 1970-е закончились для него выставкой из 56 пар портретов таких людей, как Бьянка Джаггер, Сильвестр Сталлоне, Ив Сен-Лоран и Лайза Минелли. Критики жаловались, что эти произведения искусства были такими же поверхностными, как и люди, которых они изображали, что Уорхол попал под чары гламурной банальности.
Те, кто считал его истощенной силой, еще больше укрепились в своих предубеждениях после серии его работ 1980 года под названием "Развороты", в которых он пересмотрел некоторые из своих самых известных изображений, но теперь он обработал их шелкографией ‘в негативном" виде. Возможно, в то время это выглядело как шаг назад, но сегодня эти работы выглядят впечатляюще мощно.
Его авторитету вряд ли помогло то, что он также работал на Mercedes Benz, производя трафареты их автомобилей в стиле Уорхола. И это пошло еще дальше, когда он работал моделью по найму, появляясь в рекламе таких компаний, как Sony, TDK, Coca-Cola и Golden Oak furniture.
В начале 1980-х годов ему было поручено создать десять портретов евреев двадцатого века, среди которых были Эйнштейн, Кафка и Голда Меир. Затем он сотрудничал с молодыми художниками Жан-Мишелем Баския, Франческо Клементе и Китом Харингом в более или менее успешной попытке доказать, что он все еще актуален и находится в контакте с современной сценой.
Также в начале 1980-х годов он продюсировал кабельное шоу под названием "Телевидение Энди Уорхола", хотя это никогда не было очень успешным или прибыльным предприятием. Позже он сделал еще одно шоу под названием "Пятнадцать минут"Энди Уорхола для MTV, которое получилось ненамного лучше. Он всегда говорил, что провал этих телевизионных шоу был для него причиной большого разочарования.
В 1986 году он начал серию работ, основанных на "Тайной вечере" Леонардо, за два года их было более 100, а в январе 1987 года состоялась его первая выставка в качестве фотографа. Теперь мы знаем, что в то время он регулярно посещал мессу и все более серьезно относился к католической вере, от которой никогда полностью не отказывался. Он даже раздавал еду бездомным в нью-йоркской церкви Небесного покоя.
Однако, что касается мира в целом, на тот момент в конце 1980-х годов Энди Уорхол был работающим художником, с успехами и неудачами, со сторонниками и врагами, с репутацией, которая постоянно пересматривалась, поднимаясь и падая в зависимости от капризов общественного и критического вкуса. В любом случае, у него, очевидно, впереди была долгая трудовая жизнь.
♦
Смерть Уорхола
В феврале 1987 года Энди Уорхолу поставили диагноз "инфицированный желчный пузырь", и ему посоветовали удалить его. С некоторой неохотой он согласился. Его положили в больницу, и обычная операция, казалось, прошла достаточно гладко, но Уорхол умер на ночь после операции.
Есть предположение, что частная медсестра, нанятая для его ухода, покинула свой пост в какой-то момент ночью. Конечно, когда она проверила его в 5.45 утра, он посинел. Бригаде реаниматологов не удалось привести его в чувство, и он был объявлен мертвым в 6.31 утра 22 февраля 1987 года.
После его смерти начались бы бесконечные юридические споры относительно его лечения в больнице, стоимости его имущества и судьбы его картин. Однако его культурная значимость была быстро подтверждена, когда в 1989 году Нью-Йоркский музей современного искусства провел крупную ретроспективу, а в 1994 году в его родном Питтсбурге был открыт Музей Энди Уорхола, являющийся непреходящим памятником человеку и его искусству. С годами его репутация только возросла.
Оглядываясь назад на работы Уорхола, легко увидеть, что он всегда был сильно одержим смертью; в ранних работах речь шла о самоубийствах и автомобильных авариях, в более поздних - о черепах и тенях. Его собственные автопортреты часто выглядят как посмертные маски. Однако за два года до своей смерти в своей книге "Америка" он сказал: “Смерть - это самое постыдное, что когда-либо могло с вами случиться”. Кто бы мог подумать, что Энди Уорхола так легко смутить?
Краткие сведения
Семья Уорхола была восточноевропейской католической.
Он был успешным коммерческим художником до того, как стал прекрасным художником.
Он был самым известным и Я успешным из поп-артистов и сыграл свою роль до конца.