Подходящее жилье: автобиографическая история семейной жизни: письма Дж. Ф. Пауэрса, 1942-1963
Памяти моей сестры Мэри Фарл Пауэрс и моих родителей
В описываемой здесь ситуации была необычайная смесь комедии и трагедии, и тем, кого затронул ее пафос, не нужно будет объяснять, что комедия была поверхностной, а трагедия существенной.
— Эдмунд Госсе, знакомство с отцом и сыном
Тот, у кого есть жена и дети, стал заложником фортуны, ибо они препятствуют великим начинаниям, будь то добродетельные или злонамеренные.
— Фрэнсис Бэкон
Мы всего лишь паломники, но поскольку поездка довольно долгая, я склонен осматриваться в поисках подходящего жилья.
— Дж. Ф. Пауэрсу, 3 июня 1952
Вступление Кэтрин А. Пауэрс
Джим и Джордж Гаррелтс, 1952
Задолго до публикации его первого романа "Смерть Урбана" в 1962 году мой отец, Дж. Ф. Пауэрс, которого отныне звали Джим, планировал написать роман о “семейной жизни”, намерение, которое сохранялось до конца его жизни. В некотором роде это должна была быть история писателя, художника с блестящими перспективами, вкусом к хорошему в жизни и ожиданием товарищества по мере того, как он прокладывал свой путь в мире. Мужчина влюбляется, женится, заводит многочисленных детей — но у него нет ни денег, ни дома. Он не находит приятной непринужденности и мало что напоминает о общении единомышленников, которое он связывал с литературной жизнью, которую считал своей собственной. Роман будет называться "Плоть" - слово, пропитанное янсенистским отвращением, передающее мрачную комедию и ужасные пафосы высоких эстетических и духовных устремлений в безнадежной борьбе с человеческими потребностями и материальной нуждой.
Предлагаемая книга получила другие названия и соединилась с другими темами, в первую очередь с триумфом потребительства в американской жизни: иногда это была гонка в мешках, иногда - NAB (бренды, рекламируемые на национальном уровне), а иногда - никого дома . (Последние два также послужили предварительными названиями для другого ненаписанного романа, в то время как "Гонка в мешках" стала рабочим названием для второго — и последнего — романа Джима "Пшеница, которая зеленеет", образ, превосходно подходящий как для священников, так и для художников.) В одной версии романа, в значительной степени взятой из жизни, рассказчик, “автор одной книги”, который не в состоянии завершить второй роман, вынужден жить со своей многолюдной семьей в доме родителей жены в Средней Америке.
В любом случае роман о семейной жизни никогда не выходил за рамки нескольких заметок, набросков и фальстарта. По крайней мере, так казалось. Джим, по сути, не только жил этим, но создавал и приукрашивал это в своей переписке, материале, размер и объем которого в какой-то степени объясняют небольшое количество его опубликованных книг.
Письма, из которых состоит эта история, начинаются с двадцатипятилетнего Джима и принятия к публикации его первого короткого рассказа. Затем они переходят к письмам из тюрьмы и далее через те, в которых записаны большие надежды, большие обещания и страстное ухаживание и женитьба на Бетти Уол. Затем следует черная комедия о детях "Все пятеро рассказали", "великая бедность", "невезение" и "отказ от творчества". Центральное место в этом развитии занимает вопрос о том, где и как жить. В семейной жизни Джима доминировали поиски “подходящего жилья”, дома, который отражал бы высокое призвание художника и способствовал бы его развитию. За время их супружеской жизни, которая длилась с 1946 года до смерти Бетти в 1988 году, пара переезжала более двадцати раз. В том числе восемь раз пересекала Атлантику: четыре раза проживала в Ирландии и четыре раза возвращалась. “Я колеблюсь, - писал Джим другу, - между желанием иметь крылья ангела — те, чьи крылья, однако, знали бы, куда его отнести, — и большой кирпичный дом, в котором я мог бы спрятаться с книгами, музыкой и т.д.”.
Джим — Джеймс Фарл Пауэрс — родился в Джексонвилле, штат Иллинойс, 8 июля 1917 года. Его отец, Джеймс (1883-1985), был сыном человека, которого также звали Джеймс, который приехал из графства Уотерфорд, Ирландия, и работал на газовом заводе. Он умер, когда Джеймсу, его сыну, было около семнадцати. Этот Джеймс, то есть отец Джима, стремился стать пианистом, его называли вундеркиндом, и ему предложили учиться в Париже — по крайней мере, так утверждал Джим. Вместо этого молодой человек пожертвовал этим будущим, чтобы обеспечить своих сестер и овдовевшую мать. “Она была женщиной, которая разрушила жизнь моего отца жизнь, за которую я держусь”, - написал Джим, описывая свое прошлое Бетти, своей будущей жене, через две недели после их знакомства. Возможно, это представление о его взгляде на семейные обязательства, которое должно было заставить ее задуматься. Застряв в южном Иллинойсе, Джеймс руководил танцевальными группами, исполнял ноты для покупателей в музыкальном магазине и управлял неудачным магазином по продаже масла и яиц, прежде чем окончательно стать менеджером среднего звена в Swift and Company. Он был уволен во время депрессии и несколько лет был без работы, пока Свифт снова не нанял его бухгалтером на более низкую должность. Джим считал обе работы унизительными и печальными, тем более что его отец так их не воспринимал и был добросовестным работником и преданным добытчиком.
Мать Джима, Зелла (1892-1973), была дочерью Матильды нéэ Зильберсторф от ее первого мужа, Фарла Руцонга, фермера, художника и “гранильщика”, воздухоплавателя и полупрофессионального бейсболиста, который умер от туберкулеза, не дожив до тридцати лет. Вторым мужем Матильды (по крайней мере, из трех) был богатый и добрый фермер, который помог Зелле окончить колледж, что было редкостью для женщины в начале двадцатого века.
Джим вырос в Иллинойсе, в Рокфорде, а позже в Куинси, где у него появились друзья на всю жизнь, среди них Джордж Гаррелтс, впоследствии священник. Общительный, амбициозный, своевольный и сведущий в церковной политике, Гаррелтс на протяжении многих лет был ближайшим другом Джима и оказывал на него огромное влияние. Оба в конечном итоге учились в средней школе при францисканском колледже Куинси. После окончания в 1935 году Джим переехал в Чикаго, устраиваясь на разные работы, его первая была в издательстве Marshall Field по продаже книг. Позже он нашел работу шофера или, как он выразился, водил “большой "Паккард" для ублюдка по югу и Юго-Западу”.
В конце концов, он нашел работу в WPA Illinois Historical Records Survey в Чикаго, где познакомился с рядом писателей из Федерального писательского проекта WPA, среди которых Нельсон Олгрен, Ричард Райт, Джек Конрой и Арна Бонтемпс. После этого он снова продавал книги, на этот раз у Брентано, с работы которого его уволили за отказ покупать военные облигации. Он провел пару семестров в Северо-Западном университете, где посетил по крайней мере один писательский семинар с Бергеном Эвансом (впоследствии наиболее известным как ведущий телевизионной викторины "Вопрос за 64 000 долларов" ). Тем временем Джим начал писать рассказы, завел пару любовных романов, стал убежденным пацифистом и публиковал статьи в газете Дороти Дэй, The Catholic Worker .
В начале 1940-х годов Джим познакомился с отцом Харви Иганом, коллегой-ассистентом Джорджа Гаррелтса в больнице Святого Олафа в Миннеаполисе. В течение нескольких лет Иган взял на себя роль литературного покровителя Джима, десятилетиями выручая его ссудами и подарками. Иган, обладавший юмористической жилкой, был также одним из самых важных корреспондентов Джима и вызывал всеобщую признательность за его сухое остроумие и самоуничижительные фантазии.
Когда Джим встретил его, Иган был строгим “отстраненцем”, как, впрочем, и Гаррелтс в то время. Отстраненность, возможно, является самым забытым проявлением в почти забытом американском католическом контркультурном религиозном и социальном брожении середины двадцатого века. (Сюда также входили католическое действие, католическое рабочее движение, католическое движение за сельскую жизнь, литургическое движение, движение христианской семьи и движение отступления.) Движение непривязанности было инициировано канадским иезуитом Онисимом Лакутюром с целью избавить духовенство от его “комфортного язычества” и пробудить в нем “героическую святость”1. В качестве своего первого принципа оно придерживалось того, что целеустремленная преданность Богу является истинной христианской целью и, более того, что этого состояния нельзя достичь, не отрешившись от ненужных материальных вещей и земных желаний. “Ни от чего не получай удовольствия, - советовал Гаррелтс Джиму в письме, - и ты найдешь удовольствие во всем, это правило”.
Американская церковная иерархия считала неприятие мира отрешенностью опасным, граничащим с ересью (фактически янсенизмом), а также выступала против его настойчивости в отношении пацифизма. Тем не менее — и отчасти как следствие — движение имело сильную привлекательность для непримиримого Джима, не на всех своих условиях, а на его собственных. Он одобрил его отрицательные высказывания, критику американского материализма и милитаризма и его упрек самодовольным католикам из среднего класса, которые, при всей своей очевидной религиозности, ставят “деловое чутье” на первое место.
По настоянию недавно рукоположенных Гаррелтов Джим посетил ретрит в Окмонте, штат Пенсильвания, которым руководил отец Луис Фарина, пацифист и сторонник отстранения, что глубоко повлияло на него и укрепило его решимость отказаться от военной службы. Его главной заботой было то, какое влияние это решение окажет на его родителей, чьи друзья и соседи были уверены, что выставят их к позорному столбу за антиамериканизм их сына и предполагаемую трусость. Будучи католиком, Джиму было отказано в статусе отказника по соображениям совести на том основании, что учение Церкви разрешает убивать в “справедливой войне".” Он был арестован после того, как не явился на призыв в армию в апреле 1943 года и провел три дня в тюрьме округа Кук, прежде чем был освобожден под залог в тысячу долларов. Позже большое жюри предъявило ему обвинение и приговорило к трем годам тюремного заключения.
Прежде чем приступить к отбыванию наказания, Джим посетил еще один ретрит, на этот раз для священников (где он проходил как семинарист), в аббатстве Святого Иоанна в Колледжвилле, штат Миннесота. Ее возглавлял могущественный проповедник отец Джон Хьюго, еще один влиятельный сторонник отделения, пацифист и пионер в реформировании литургии и религиозных практик. Так началась связь с аббатством Святого Иоанна и университетом, которая повлияла на всю его дальнейшую жизнь.
Джим отсидел тринадцать месяцев в федеральной тюрьме в Сэндстоуне, штат Миннесота, прежде чем был условно освобожден. В последующие годы он скрывал свой тюремный срок из-за боли, которую это причинило его родителям и родственникам жены. Действительно, мы, его дети, узнали об этом только в 1959 году, когда одноклассник высмеял мою сестру Мэри за то, что у нее отцом был “тюремщик”.
Пока он был внутри, первый рассказ Джима “Он не сажает хлопок” был опубликован в Accent , авторитетном литературном журнале. Похоже, что одержимость Джима отношениями между художником и его домом также зародилась в тюрьме, поскольку среди его товарищей по заключению были двое учеников Фрэнка Ллойда Райта, оба заключенные за отказ от военной службы. Один из них, Джек Хоу, составил план фермы, которую Джим, казалось, считал ответом на вопрос о жизни на земле. Его письмо сестре, восхваляющее это, любопытно прочитать тому, кто знал его в более поздней жизни. Ферма должна была быть не только общим делом, но также включать разведение животных и много ручного труда, что было не по душе Джиму. Дальше рисунков и разговоров дело не продвинулось.
После условно-досрочного освобождения в конце 1944 года и в качестве условия освобождения из тюрьмы Джиму была назначена работа санитаром больницы в Сент-Поле, штат Миннесота, сначала он жил в самой больнице, а позже в жилом отеле Сент-Пола "Мальборо“, "старой свалке из красного камня, скрипящей от старости и старух”. Несколько месяцев спустя, в ноябре 1945 года, он встретил Бетти Уол, рукопись романа которой была прислана ему за его взгляды ее учительницей, монахиней, считавшей Бетти своей лучшей ученицей. Джим и Бетти обручились в течение двух дней и поженились менее чем через шесть месяцев, посетив друг друга всего пять раз после первой встречи. Вместо этого они переписывались почти каждый день до того, как поженились.
Письма Джима к Бетти затрагивают многие темы, но прежде всего - его любовь к ней и то, как и где они будут жить. По большей части они полны оптимизма — и предвещают гибель, особенно в жилищном плане, в вопросе зарабатывания на жизнь и осуждении Джимом “делового чутья”. Хотя уже поговаривают об Ирландии, пара решила, что будет жить в сельской местности Миннесоты недалеко от Сент-Джонса. С этой целью отец Бетти дал им денег на покупку земли в Эйвоне, в нескольких милях от Колледжвилля, где его рабочая бригада построила начало дома, едва пригодной для жилья землянки, в которой не было водопровода. Там, в лесу, пара и, в конечном счете, один ребенок жили с начала 1947 до середины 1948 года.
Регион был очагом католических реформаторских движений, людей, возвращавшихся на родину и восторженно рассказывавших о больших семьях, общине, литургической реформе и католическом искусстве. Так, в шутливой форме Джим называл круг друзей, живших в географических и духовных окрестностях Сент-Джонса, “Движением” и, при случае, “сельскими жителями”, а сам район - “Страной Большого молитвенника”. Позже, когда Пауэрсы уехали (только для того, чтобы возвращаться снова и снова), эти друзья стали ключевыми корреспондентами. Уверенный, что они оценят его тонкое, подрывающее остроумие, Джим написал им несколько своих самых забавных писем, большая часть юмора которых основана на том, как высокие идеалы Движения были настолько разрушены реальностью. Его страсть к рассказыванию историй очевидна повсюду, и по мере того, как он писал эти письма, члены Движения становились не только корреспондентами, но и литературными творениями — как и сам Джим и его семья. В конце концов, этой семьей были Джим и Бетти и их дети: Кэтрин (я), Мэри, затем еще один Джеймс, которого мы назвали Боз, Хью и Джейн.
В своих письмах к друзьям Джим подробно останавливался на том, что его собственная жизнь не сложилась так, как он думал, что это произойдет и должно произойти. Он представлял себя человеком, борющимся — хотя и не всегда ужасно усердно — в мире, который его не понимал и не ценил. Его разочарование и недовольство звучат на протяжении всей переписки, достаточно часто с комическим оттенком, поскольку он развивал тему того, что жизнь косит его. Он часто выражал мрачное удовольствие от безнадежности своего положения: отсутствия дома, наличия множества детей и отчаявшейся жены, количества времени, которое ему приходилось тратить на механику жизни, ничтожный характер его повседневных дел, а также его тоску по товариществу и его отсутствие.
“У нас здесь нет прочного дома” было его постоянным рефреном, с притворным самодовольством отталкиваясь от христианского учения и, возможно, с иронией, от названия первого романа его бывшего друга, писателя-католика Джо Девера ("Нет прочного дома", 1947). В любом случае, фраза всегда имела оттенок шутки, поскольку Пауэрсы вечно были в разъездах, покидая некоторые дома из-за желания уехать из страны (какой бы она ни была в то время), покидая другие дома, потому что они были захвачены eminent domain или распроданы из-под них. Но Джим также имел в виду это утверждение как краткое изложение своего основного убеждения: что жизнь на земле не имеет смысла и что, поняв это, вы поняли реальность. Тем не менее, для человека, который считал, что мир - это усеянное препятствиями путешествие к своему настоящему дому (небесам), он был более чем обычно оскорблен трудностями и невзгодами, не говоря уже о посредственности и серости. Он не был стоиком и принимал все это близко к сердцу.
Из горстки опубликованных рассказов Джима, которые не были о священниках, два были основаны на несчастьях с жильем в его семье: “Посмотри, как живут рыбы” и “Тинкеры”. Проблема поиска “подходящего жилья” для семьи Пауэрс всегда была с нами и всегда не поддавалась решению, но не только из-за неудачных поездок и отсутствия денег. Хотя Джим гордился своим ясным, лишенным иллюзий представлением о том, как все на самом деле работает, когда дело доходило до адаптации к реальности, он был не из тех, кто сам создает подходящее жилье.
Мир за пределами дома, в каком бы ему ни довелось жить, становился для него все более неприемлемым, и его представление об идеальном доме все больше напоминало убежище, место, защищенное от заразы мира и линии самодовольства, которую он распространял. Когда он отступил, семья, которую он когда-то считал препятствующей его призванию художника, стала для него образцовым обществом — тем более после того, как большинство ее членов уехало и идея могла процветать, не сдерживаемая реальностью. В 1979 году он написал мне, тогда тридцатиоднолетнему и живущему, как и другие его дети, далеко: “Ты упомянул о плане Боза заработать много денег, чтобы мы могли вернуться в Ирландию. Возможно, он прав. Я рассматриваю это как идеализм, но что еще могло бы сработать для нашей семьи? Большой дом недалеко от Дублина, Джейн ткет и крашит в одной комнате, Хью философствует и занимается ботаникой в другой, Боз и семья в одном крыле, Мэри рисует в одной башне, Кэтрин читает в другой, мама в саду, папа с Irish Times и Daily Telegraph в кабинете”.
В соответствии с этой схемой я говорю себе сейчас, как и тогда: о, дорогой.
* * *
Письма Джима - это утверждения комической мощи против абсурдности, как он это видел, своего существования. Он написал их отчасти для того, чтобы предотвратить хаос, придать реальности форму его собственного творения, какой бы мрачной она ни была. Так получилось, что последнее общение между моими родителями происходило — так сказать — в письменной форме и было еще одной попыткой отбиться от невыносимого. В то утро, когда Бетти умерла (дома, истощенная раком, под неустанным присмотром Джима), он спросил ее, что бы она хотела на завтрак. Она только покачала головой. Он ушел и вернулся с карандашом и контрольным списком с записями “Яйца” и “Печень”. Он ушел; вернулся; галочки нет. Он забрал список и вернулся с ним, добавив “Поцелуи”. Она слабо улыбнулась и снова покачала головой. Он оставил его у нее, а когда вернулся снова, она пометила “Печень”. Это поразило его, как, я не сомневаюсь, и предполагала Бетти, партнерша и опора его мрачного чувства юмора, своей непримиримостью и мрачной комедийностью.
Бетти умерла пару часов спустя. Джим сказал, что все это время он говорил ей, как ему жаль, что он подарил ей такую тяжелую жизнь и отсутствие дома. Он так и не оправился по-настоящему от ее смерти, хотя прожил еще одиннадцать лет в одиночестве - достаточно долго, чтобы быть вынужденным покинуть другой дом, обреченный на разрушение.
Примечание к тексту
Я отобрал письма и выдержки из дневников, составляющие текст этой книги, из тысяч писем и нескольких личных дневников с целью сохранить фокус на жизни JFP. Я вырезал письма и отрывки, которые не являются необходимыми для рассказа, включая большое количество, касающихся обсуждений JFP и переговоров с редакторами и издателями.
Отрывки, вырезанные из писем, обозначены следующим образом: [...]. Отрывки, вырезанные из выделенного курсивом промежуточного материала, обозначены только многоточиями.
Я добился последовательности в таких вопросах, как заглавные буквы, и исправил очень мало орфографических ошибок. Я добавил несколько дополнительных разрывов на абзацы, поскольку JFP часто жертвовала форматом ради экономии почтовых расходов. Я также сохранил предпочтение JFP британскому обычаю не ставить точку после аббревиатуры, если последняя буква аббревиатуры совпадает с последней буквой сокращаемого слова — например, “Мистер”, “Миссис”, “Фр”, "Старший” и “Доктор”.
1. К счастью, я не обязан зарабатывать на жизнь, 8 сентября 1942–6 ноября 1945
Письмо из тюрьмы
В 1942 году, когда начинается эта история, Джиму было двадцать пять лет, и он жил в Чикаго со своими родителями в их квартире по адресу 4453 North Paulina Street. Он работал в оптовой книжной компании A. C. McClurg и тоже писал. Его рассказ “Он не сажает хлопок” (персонажи которого были основаны на джазовых музыкантах Бэби Доддсе, Джимми Нуне и Лонни Джонсоне) был принят журналом Accent: A Quarterly of New Literature. Журнал был основан в 1940 году Керкером Куинном совместно с шестью другими редакторами, включая Чарльза Шаттака, который стал самым полезным редактором и критиком Джима.
ЧАРЛЬЗ ШАТТАК
Улица Норт-Паулина, 4453
Чикаго
8 сентября 1942
Дорогой мистер Шаттак,
Естественно, я очень рад, что редакторам “Акцента” настолько понравилась статья "Он не сажает хлопок", что они опубликовали ее.1 [...]
Что касается данных "кто есть кто", это будет мой первый опубликованный рассказ. Помимо того факта, что мне 25 лет и я живу в Чикаго, я не хотел бы ничего упоминать обо мне: потому что эти факты, ничтожные и незначительные, по крайней мере, свершились.
Неофициально я работаю в оптовой книжной компании. На самом деле я мог бы даже быть тем, кого Publishers Weekly и книготорговцы с любовью называют “книголюб”, но войны бестселлеров оставили меня, несмотря на мои нежные годы, потрепанным и израненным, не способным найти утешения в этом священном термине, хотя и отдающем ремеслом и гильдиями.
Курсивом выделено "Я хочу уехать" и, да, вы угадали, писать. Сейчас я не работаю над романом.
Я не думаю, что мои годы нежны. Течение времени преследует меня даже больше, чем пространство.
Еще раз спасибо. Я надеюсь, что вы сможете вскоре опубликовать эту историю.
Искренне,
Дж. Ф. Пауэрс
Джим подал заявление на получение статуса отказника по соображениям совести в ноябре 1940 года, но в сентябре 1942 года был классифицирован как 1-А. Его большой друг со времен учебы в Куинси-колледже Джордж Гаррелтс, рукоположенный в священники в сентябре 1942 года, был решительным сторонником решения Джима отказаться от военной службы. После неудачной апелляции Джим не явился на призыв 3 апреля 1943 года. Арестованный две недели спустя, он провел три дня в тюрьме округа Кук, прежде чем был освобожден под залог в тысячу долларов. 6 мая 1943 года большое жюри предъявило ему обвинение , а 30 сентября 1943 года он был приговорен к трем годам заключения в федеральной тюрьме Сэндстоун в Миннесоте. Он отсидел тринадцать месяцев, прежде чем был условно освобожден.
Находясь в заключении, Джиму разрешалось писать два письма в неделю. Он работал в больнице и, в некоторой степени, над собственным письмом. Хотя это было маловероятно, и благодаря друзьям, которых он там завел, тюрьма дала Джиму представление о том, какой может быть жизнь для художника. Среди его сокамерников было несколько культурных, идеалистически настроенных мужчин, которые также отказывались от военной службы по соображениям совести. Среди них были Джон Маршалл, с которым он написал и продюсировал пьесу, и двое учеников Фрэнка Ллойда Райта, Джек Хоу и Дэви Дэвисон. Хоу составил план фермы для Джима , который представлялся ему более интеллектуальным и культурным выражением идеалов католического рабочего движения.
ШАРЛОТТА И БИЛЛ КРАФТ
Песчаник
22 мая 1944
Дорогие Шарлотта и Билл,
[...] Вы делаете свою жизнь в Новой Англии2 привлекательной — даже для меня. Временами я думал, что мое место там. Но большую часть времени я задавался вопросом, есть ли для меня какое-нибудь место, кроме как в какой-нибудь отрасли государственной службы. Есть справедливость, которую трудно назвать поэтической, в том, что я оказываюсь связанным судьбой с миллионами людей, когда больше всего я хочу быть отделенным от них. […]
Погода хорошая, и я испытываю искушение выбраться из общежития, но когда я это делаю, там только песчаная площадка, окруженная бетонными стенами — и поэтому монотонность всегда берет верх. Травы нет. Некоторое время назад я видел, как кто-то играл с маленькой змеей. Она лежала на песке, ее толкали тюремные ботинки, и я думаю, что рано или поздно она умрет. Она тоже не может выбраться. […]
Пишите, когда вам захочется — и любите.
Джеймс (Пауэрс) 1939
ШАРЛОТТА И БИЛЛ КРАФТ
Песчаник
11 июня 1944
Дорогие Шарлотта и Билл,
[...] Сегодня воскресенье в Сэндстоуне, и весь день с перерывами шел дождь. […] Письма от мамы и папы также принесли печальные новости — умер Эрик Свенсон и брат Расса Алонсо, которого я почти не помню … Ну, я не знаю, что сказать по этому поводу. Я могу только надеяться, что эти мальчики думали, что занимаются хорошей работой. Если так, то это не так уж плохо, поскольку рано или поздно мы все должны умереть, и это привилегия - умереть за что—то значимое, как бы смешно это ни звучало. Как говорит отец Джордж, очень странно, что поднимается такая шумиха вокруг некоторых святых, которые умерли за любовь к Богу, о трудностях и мученичестве, которым они подвергли себя, и все же, когда миллионы умирают за — большинство из них сами не знают за что, — этому никто не удивляется, разве что втайне многие боятся высказаться вслух. […]
У. М. Файфилд, 3 [...] который написал мне несколько недель назад, упомянув, что монахиня планирует использовать “Львов” 4 в антологии, которую она редактирует,5 снова пишет, что он командир и понимает мою ситуацию. Я написал ему, объяснив свою неспособность написать длинное письмо. […]
Любовь,
Джеймс (Пауэрс) 1939
ШАРЛОТТА И БИЛЛ КРАФТ
Песчаник
25 июня 1944
Дорогие Шарлотта и Билл,
Сегодня снова воскресенье, и жарко. [...] Несмотря на пьесу и рассказ, которые я написал с тех пор, как приехал сюда, работать невозможно. Абсолютное отсутствие уединения и тишины — вызывает у Джеймса отвращение к мальчику. А потом, когда наступает такой день, как этот, я не могу убежать даже от собственного тела, которое потеет и скручивается от жары. Вот почему я ненавижу лето и почему я счастлив, когда идет дождь и серо. Сейчас я смотрю в окно, вижу пыльные дворы, а там на скамейках сидят заключенные, разговаривают и дремлют. При всей моей лености у меня нет таланта к такого рода вещам. Я думаю, это эквивалентно тому, как мама и папа обычно сидели на заднем крыльце. Как провести всю жизнь за один вечер. […]
Отец Джордж пишет о милой прихожанке, которая пришла к нему, о своей душе и, что более непосредственно, о своих финансах. Она хотела, чтобы он порекомендовал хорошее вложение средств. Он рекомендовал бедных. Она взывала к здравому смыслу. Отец Джордж сказал ей, что ей лучше вернуться и повидаться с пастором. Я несколько ошеломлен, услышав, что проповеди в вашей церкви странные, непохожие на другие и грамотные. Какое облегчение, должно быть, для вас не слышать о пикниках и карнавалах. […]
Любовь,
Джеймс (Пауэрс) 1939
ШАРЛОТТА И БИЛЛ КРАФТ
Песчаник
21 июля 1944
Дорогие Шарлотта и Билл,
[...] Я только что закончил письмо маме и папе, в котором изложил им свои идеи о политических соглашениях и фермах на будущее. Ферма больше, чем обычно, занимает мои мысли, потому что позавчера вечером я видел полные планы. Около шести или семи коттеджей, здания-близнецы, соединенные дорожкой: в одном есть место для еды (включая камин, огромный и “ревущий”) и небольшой кинотеатр в другом (включая проекционный зал для фильмов, в основном “иностранных”). Наконец, сарай. Такой сарай, какого я не мог себе представить и который даже сейчас я с трудом могу понять, для архитектора (одного из Фрэнка Ллойда "Юные гении" Райта)6 понимает потребности и прихоти цыплят, свиней, лошадей, коров и всех остальных. Весь проект обойдется в сумму от 50 до 60 000 долларов. Как мне сказали, это меньше, чем то же количество зданий, которые стоили бы, если бы они были (а это не так) уродливыми и дешевыми. Я знаю, конечно, вам интересно, что мы здесь пьем, что заставляет меня так свободно говорить о таких больших деньгах. Это не так уж много, учитывая мои литературные перспективы (не то, что я получу из книг, но людей, которых я встречу). В любом случае, такова установка. Что-то помимо пенсии, ради чего стоит работать. Я кручусь на колесах и торгую, где могу. [...]
Небо сегодня прекрасно — мир, это чудесно — и я не могу вспомнить, чтобы небо было таким где-нибудь еще. Каждый день новые новости. Сегодня я думал (наблюдая за облаками), как далеко я продвинулся по сравнению с прогулками на каноэ, которые мы совершали с Рамоной7 вокруг цепи озер. Я говорил вам, что она вышла замуж в январе 1943 года, но говорил ли я вам, что она ожидала ребенка в ноябре? Что ж, о ней все позаботились, и это хорошо, я думаю, для меня. Она никогда не имела в виду то, что говорила о том, чтобы быть другой. Отцу Джорджу потребовалось время, чтобы понять это давным-давно: при первой встрече с ней.8 [...] Сегодня вечером слушал съезд и потерял пакет с печеньем из-за Уоллеса.9
Любовь,
Джим (Пауэрс)
МАРИЭЛЛА ГЕЙБЛ
Песчаник
1 августа 1944
Дорогая сестра Мариэлла,
Власти любезно разрешили мне написать вам письмо со специальной целью.
Я был очень рад услышать, что вы хотите воспользоваться моей работой, и чувствую себя обязанным Уильяму Файфилду и Гарри Сильвестру за то, что они представили ее вашему вниманию. […]
После отъезда из Чикаго в сопровождении маршала США я отбывал срок в тюрьме Сэндстоун в Миннесоте. “Рэп”: неявка на призыв или отказ от войны по соображениям совести. Для меня проект и тюрьма были дарами небес, периодически приводящими в замешательство как таковые, но по сути благословениями. Я имел честь жить среди людей доброй воли в этих местах, нескольких из не прославленных, если не сказать неизвестных, жертв мира и войны в наш век “умеренной добродетели и умеренного порока”10.
[…]
Во Христе,
Дж. Ф. Пауэрс
ШАРЛОТТА И БИЛЛ КРАФТ
Песчаник
4 августа 1944
Дорогие Шарлотта и Билл,
[...] У меня есть надежды на более веселое Рождество в этом году, чем в прошлом: меня заверяют со всех сторон, что война закончится, и весьма вероятно, что к тому времени я выйду условно-досрочно и, так сказать, устроюсь. На самом деле, если Вашингтон одобрит мое условно-досрочное освобождение, я могу выйти на него к сентябрю. […]
Отец Джордж находится (или недавно был) в Окмонте на ретрите, и один здешний парень собирается в Окмонт на следующей неделе, чтобы работать у отца Фарины.11 Изучал бухгалтерию в Крейтонском университете и приехал сюда как католический КО и теперь знает, что бухгалтерия так же далека от его сердца, как убийство, и отдаст свою жизнь такой работе, какую влечет за собой отец Фарина и движение CW.
Вы спрашиваете о ферме будущего. Вы правы: поблизости не будет рекламщиков или страховых агентов (если, конечно, они не исправились). Вы ошибаетесь: летом здесь не будет проезжающих артистов, как если бы это был штат Висконсин-Деллс. Кто там живет, тот там и живет. Никакой подработки. Это не будет туристический лагерь. Мы будем получать средства к существованию от земли. Средства к существованию - это не так много, как пытаются внушить горожанам компании легкой промышленности и бакалейные лавки. Конечно, это будет рискованно. Я абсолютно уверен, что “риск” - волшебное слово. Состояние городов обусловлено тем фактом, что люди ничем не рискуют ради того, чтобы жить. Они предпочли бы умереть за то, что не живут — это медленный процесс, подобный тому, как целый день сосут.12 Медленный процесс, даже если в нем нет ничего хорошего. Если вы посмотрите готовящиеся к выпуску журналы "Лайф", вы увидите некоторые образцы творчества Ф. Л. Райта. Это будет статья о “Бродакр Сити”, городе мечты мистера Райта. Моя ферма - дело рук парня, которого мистер Райт назвал “лучшим рисовальщиком, которого он когда-либо встречал”13. [...] А теперь, еще раз, моя любовь к вам обоим.