Марджери Аллингем родилась в Илинге, Лондон, в 1904 году в семье, увлеченной литературой. Ее первый роман "Черный платок Дик" был опубликован в 1923 году, когда ей было 19. Ее первым детективным произведением был рассказ в виде серии, опубликованный Daily Express в 1927 году. Озаглавленная "Тайна белого коттеджа", она содержала нетипичные темы для женщины-писательницы той эпохи. Ее прорыв произошел в 1929 году с публикацией книги "Преступление в Черном Дадли". В ней появился Альберт Кэмпион, хотя первоначально он был второстепенным персонажем. Он вернулся в Таинственная миля, отчасти благодаря давлению со стороны ее американских издателей, очень понравилась героине. Кэмпион оказался настолько успешным, что Аллингем сделал его центральным персонажем еще 17 романов и более 20 коротких рассказов, продолжавшихся в 1960-х годах.
Стиль Аллингем демонстрирует глубокое понимание создания персонажей, остроумие, точность наблюдений и вспышку эксцентричности, что ставит ее в один ряд с Агатой Кристи как одну из королев преступности.
Марджери Аллингем умерла в 1966 году.
Также автор Марджери Аллингем
Посмотри на леди
Полиция на похоронах
Сладкая опасность
Смерть призрака
Цветы для судьи
Случай с покойным поросенком
Танцоры в трауре
Мода в саванах
Черные перья
Кошелек предателя
Пиджин коронера
Больше работы для гробовщика
Смертельный дуэт
Тигр в дыму
Манящая леди
Прячу глаза
Гувернантка из Фарфора
Читатели мыслей
Груз орлов
Научно-популярная литература и короткие рассказы
Дубовое сердце
Аллингемский сборник
Это издание вышло в 2017 году издательством Ipso Books
Впервые опубликовано в Великобритании Майклом Джозефом в 1941 году
Ipso Books является подразделением Peters Fraser + Dunlop Ltd
Друри-Хаус, 34-43 Рассел-стрит, Лондон, WC2B 5HA
Авторское право No Марджери Аллингем, 1941
Все права защищены
Вы не имеете права копировать, распространять, передавать, воспроизводить или иным образом делать доступной эту публикацию (или любую ее часть) в любой форме или любыми средствами (включая, без ограничения, электронные, цифровые, оптические, механические, фотокопирование, печать, запись или иным образом) без предварительного письменного разрешения издателя. Любое лицо, которое совершает какие-либо несанкционированные действия в связи с этой публикацией, может быть привлечено к уголовному преследованию и гражданским искам о возмещении ущерба.
ОБЕРН-ХАУС
ОБЕРН
Англия.
Мой дорогой Оберн,
Вам, наверное, захочется узнать об этой книге и о том, как я пришел к мысли написать ее о вас.
В ноябре прошлого года американец, которого некоторые из вас знают, попросил меня записать это, чтобы он, его жена и его деревня в Америке могли точно представить, какой была жизнь здесь для нас, простых деревенских жителей, во время войны.
Это была деловая просьба, и я проделал с ней сверхосторожную работу, как вы увидите, потому что я верил, что он и его друзья достаточно (но не совсем) похожи на нас, чтобы я мог донести до него гораздо больше реальной правды, чем обычно в таких случаях, если бы я только подошел к задаче без ненужных умолчаний и со многими объяснениями.
Кроме того, война подбирается к ним там совсем близко, и им, возможно, самим придется пройти через то же самое, если случится худшее (для нас) и наш остров падет. Это не частная попытка пропаганды и пока что не бескорыстный жест с моей стороны. Американец нанял меня как профессионального писателя, чтобы я рассказал ему то, что он хочет знать. Тем не менее, я убежден, что для нас было бы хорошо, если бы небольшая часть этого другого великого народа, столь похожего на нас в основном и столь непохожего на нас в частности, приобрела благодаря этой истории немного более четкое представление хотя бы об одном крошечном уголке страны, переживающей те трудности, которые наша страна испытывает сейчас. Если бы я так не думал, я бы не написал эту книгу, потому что я не люблю предавать огласке наши личные дела.
Я рассказываю вам все это, потому что хочу объяснить, почему я вставил все, что, по моему мнению, могло бы помочь сделать картину более ясной. Естественно, я не выдал никаких военных секретов и скрыл названия и расположение всех мест, но я не скрывал ни ваших прозвищ, ни прозвищ в моей собственной семье. Я процитировал всех настолько точно, насколько мог, и я сделал все возможное, используя все искусство, которым я владею, чтобы как можно ярче передать то, во что я сам верю душой и совестью, чтобы быть правдой.
Некоторые из вас, конечно, могут не во всем соглашаться со мной, но я замечаю, что обычно мы, кажется, думаем о делах примерно одинаково, а я ребенком жил по соседству и многое узнал от ваших родственников и соседей. Поэтому я отбросил застенчивость и продолжил писать, не думая ни о чем, кроме как рассказать американцу и его жене правду, какой я ее вижу здесь.
Я надеюсь, что вы одобрите мое поведение в этом вопросе и не будете смущены некоторой лысостью, своего рода отсутствием прикрытия сердца, которое вы заметите в этом письме – ибо книга на самом деле не больше и не меньше, чем письмо американцу и его семье.
Говорят, ложь - это новое современное искусство врага, но говорить правду нелегко. На самом деле говорить правду - основа всего классического искусства, которое всегда было печально известно своими трудностями. Тем не менее, я сделал все, что мог. Я не зацикливался на чем-то одном больше, чем на другом, и постарался вложить в это все.
Со всей моей любовью, и пусть Бог благословит вас и позаботится о вас,
МАРДЖЕРИ КАРТЕР
(урожденная Аллингем)
ОБЕРН-ХАУС,
ОБЕРН,
Англия.
Мои дорогие Т. и М.,
Вот, наконец, письмо.
Первое, что нужно помнить о ней, это то, что она МЕСТНАЯ. Может, это Британия, а может, и нет – этого я не могу вам сказать, потому что не знаю – но, по-моему, она темно-коричневая.
Из моей записки Оберну вы поймете, что я чувствую по поводу этой части и почему у меня хватило наглости написать ее.
Упоминание о том, что вы двое не совсем такие, как мы, вы поймете даже лучше, чем мы! Вы теплые люди; мы холодные люди, которые были теплыми и до сих пор хранят тепло в некоторых местах. Наше сердце старое, твердое и все еще верное, несмотря на поверхностную гниль. Ваше на семьсот лет моложе, нежнее и настолько правдиво, насколько вы хотите довести его до точки чистого совершенства. Я знаю, вы не будете возражать, если я это скажу, потому что вы, вероятно, чувствуете это так же сильно, как и я.
Моя любовь и добрые пожелания всегда, что бы ни случилось.
Твоя навеки,
МАРДЖЕРИ АЛЛИНГЕМ.
Глава первая
До июля 1938 года
Эта деревня
Оберн мог бы быть таким самодовольно живописным – если бы не магазин, который Альберт и его отец построили из кирпича для общественных туалетов прямо посреди площади, – что мы в долгу перед ними обоими, хотя бы за одно это.
Здание возвращает все это место на землю, делает его трезвым и, так сказать, избавляет от маскарадных костюмов.
Альберт по-прежнему утверждает, что это прекрасный магазин. Он всегда нравился ему и его отцу; фактически, они дважды строили его своими руками. Они только что выставили его во всей его наготе прямо перед одним из двух единственных настоящих майских деревьев в Англии, когда пришел Совет и захотел расширить дорогу, поэтому Альберт и его отец снова снесли лавку, все два ее этажа, аккуратно, кирпичик за кирпичиком, и снова воздвигли его примерно на пятнадцать футов дальше, где он и стоит (по крайней мере, на момент написания статьи), как видимый знак того, что деревня - это не декорация к старомодной музыкальной комедии.
Майское дерево сейчас, конечно, не используется в качестве майского дерева. В этом месте нет ничего художественного, оно по-прежнему сельскохозяйственное. На шесте, который всего лишь шест, установлен флюгер, а у его подножия, где ждешь автобус, растут два майских дерева, одно красное и одно белое, которые старый доктор и миссис Грейвс посадили там сорок лет назад, когда они были некоронованными королями деревни.
За майским деревом находится кузница Норри, которая не менялась по крайней мере последние сто лет и которая выглядит как одна из тех очень аккуратных и сдержанных рекламных табличек в крупных американских журналах, под которыми копия начинается ‘В былые времена прекрасные мастера работали в трудных условиях ...’. Вы никогда не видели такого упорядоченного беспорядка, и когда огонь разгорается вовсю, а он и его второй по старшинству брат Джек (Майкрофт в семье) работают там в своих фартуках из козьей шкуры, лязгая на самой большой наковальне, которая звенит, как пожарный колокол, по всей деревне, эффект, да простят меня за такие слова, необычайно напоминает сцену с алмазной шахтой в "Белоснежке. Это особенно актуально в темный и ветреный осенний день, когда черные тучи сгущаются над низкой крышей red pantiles и кажется, что горизонта нет.
Бакалейная лавка Реджа, Auburn stores, тоже находится на площади, как и the Queen's Head, которая стоит в своем собственном дворе с большой вывеской, раскачивающейся на довольно красивом столбе, который установили пивовары.
Почтовое отделение находится рядом с королевским, и оно действительно выглядит так, как будто его оторвали от банки с ирисками. В нем есть эркерные окна с маленькими стеклами, одно из которых было снято, чтобы впустить красный жестяной почтовый ящик, и когда-то это, должно быть, был очень важный магазин. Оберн, возможно, немного похож на этот; не вырождающийся или разлагающийся, а "ушедший в отставку". В те дни, когда десять миль до города означали десять миль пешком или верхом, в большинстве домов средних размеров размещались магазины. Норри говорит, что, когда он был "маленьким одомашненным мальчиком", у человека, который владел магазином Реджа, было пять помощников, каждый из которых каждое утро по понедельникам надевал чистый фартук из белой скатерти, и это было ‘Передайте один, пожалуйста’ и ‘Второй, вы обслуживаете?’ это звучит очень впечатляюще и, учитывая размеры здания, поразительно.
Помимо the Queen's здесь есть еще два паба, и этого предостаточно, поскольку нас всего шестьсот с лишним человек, считая отдаленные фермы, и большой процент населения - пожилые люди, которые сидят дома. Одну из таких гостиниц, "У Тэтчер", держат брат Норри Джек и две их сестры, мисс Вик и мисс Сьюзи, и там у них есть ветчина в стеклянной витрине. Этот окорок был приготовлен к крестинам одного из дядей Норри, но так и не был приготовлен или съеден из-за пары слов в церкви, которые отложили церемонию на неопределенный срок. Ветчина пролежала там девяносто лет и сморщилась так, что стала не больше коричневой кожистой ладони, на которую она и похожа.
Лев лежит на другом конце деревни, по дороге к церкви. Это очень популярный дом, и был еще более популярным до того, как Cis присоединился к WAFS. Раньше был другой дом под названием Wheatsheaf, но деревня давным-давно продала лицензию и вложила деньги, так что с тех пор мы являемся одним из немногих приходов в Англии, которые обладают небольшим собственным капиталом. В нашем случае это небольшая сумма. Это стоит не более трех-четырех тысяч фунтов стерлингов, но это означает, что у нас есть свой собственный ряд муниципальных домов за школой, и это также означает, что мы не настолько обязаны сельскому районному совету или даже Совету графства, как могли бы быть. У нас в кошельке, как правило, есть деньги.
Среди других наших общественных ценностей - железная дорога, состоящая из одного сошедшего с рельсов вагона (на котором совсем недавно висел плакат с бессмысленным вопросом: ‘Почему бы не перезимовать в Праге?’) и действительно очень маленького поезда, который ходит туда и обратно утром и туда и обратно ночью. Этот поезд, или, скорее, линия, по которой он курсирует и которая соединяет нас с главным железнодорожным полотном, расположенным в пяти милях в одном направлении, и в полутора милях во Флинтхаммоке-он-Эстуари в другом, был предметом грандиозного сражения в восьмидесятых. С тех пор, благодаря бензиновому двигателю и тому подобному, Auburn Flyer перестал быть таким важным; но он курсирует два раза в день, являясь памятником общественному духу, предприимчивости и непобедимому упрямству наших бабушек и дедушек в войнах за комнаты советов.
Это симпатичный маленький поезд с пронзительным гудком и устрашающей тенденцией раскачиваться, как лодка, при сильном ветре из-за солонцов; но он действительно очень полезен для перевозки грузов, слишком громоздких для автобусов семьи Осборн, которые являются нашим основным средством передвижения.
На другом конце деревни, на главной дороге Оберн-Флинтхаммок, находится школа. По моему честному мнению (и, конечно, говорю за себя), большинство из нас были так заняты борьбой за сохранение школы открытой, что совершенно пропустили первые звуки войны. Это худшая из причин. Чем она более узкая и интимная, тем более захватывающей она становится. Я заметил, что М. Моруа в своей душераздирающей книге "Что случилось с Францией" обвиняет англичан в том, что они так много думали о своих маленьких зеленых лужайках, что не заметили опасности слишком поздно. Это ужасающая правда, за исключением того, что тогда нас, как всегда, захватили не наши газоны, а наши маленькие вечнозеленые свободы. Чтобы быть по-настоящему свободным, требуется много времени и хлопот.
Я думаю, что, вероятно, первым случаем, когда большинство из нас в Оберне когда-либо серьезно рассматривало возможность новой европейской войны в наше время, был один вечер, когда мистер Вернон Бартлетт выступил по радио с внезапной ноткой тревоги в своем болтливом голосе. Вот так странно работает радиоприемник. Кажется, он воздействует на голос так же, как слишком яркий свет воздействует на лицо. Все подлинное бросается в глаза. Любая фальшь действует на нервы. Я не могу вспомнить точную дату выступления, но это было, когда Германия покинула Лигу. Семья внимательно слушала, потому что Чарльз Ульм в то время летел в Австралию, и он навестил нас, и поэтому всем не терпелось узнать, все ли с ним будет в порядке. Эта передача по программе foreign affairs была первой из всех радиопередач, которая внезапно перевернула наши сердца, хотя, честно говоря, я не думаю, что именно страх перед боем или даже смертью вызвал у нас этот внезапный холодок внутри. Это было скорее первое из опасений, первый намек на то, что этот новый мир, который мы так быстро создавали и в котором время и расстояния так счастливо исчезали, в конце концов, может и не породить всеобщего братства, или, по крайней мере, не в одночасье. Я помню, было даже смутное предчувствие, что знать все, возможно, не означает ничего прощать, а жить по соседству с другими нациями, возможно, не означает жить в гармонии.
К сожалению, тот инцидент был всего лишь мимолетным движением век, всего лишь поворотом во сне. Мне кажется, что вокруг этого разговора была какая-то шумиха. В любом случае, после этого, безусловно, вообще прекратилась тема войны.
Тем временем нам в Оберне нужно было подумать о нашей школе. Я не хочу показывать, что вся деревня была поглощена школой, исключая все остальное. Этого не произошло. Но то, что я могу назвать только общественным сознанием, действительно было довольно озабочено этой темой большую часть двух лет до войны.
В очень маленькой деревне общественное мнение очевидно. То, что думает деревня, ясно, определенно и, как правило, очень важно. Обычно большинство из нас мало задумывается о национальных делах, за исключением тех случаев, когда они касаются нас напрямую, но я снова и снова замечал, что, когда национальный вопрос наконец начинает волновать нас до такой степени, что провоцирует открытое выступление по этому поводу, тогда парламент решает этот вопрос в два раза быстрее и по-нашему, как если бы он понимал, что от этого зависит его работа. Это долгое время озадачивало меня, пока мне не пришло в голову, что причина очевидна и заключалась просто в том, что мы не были уникальной группой индивидуумов, какими мы себя видим, а просто эхом, отражением тысяч других маленьких сельских общин, все думающих и чувствующих одно и то же, иногда неправильное, с инстинктивным единством, которое, должно быть, весьма впечатляет, если смотреть со стороны.
Оберн сильно переживала из-за школы. Честно говоря, школа не очень большая – на самом деле она примерно такая же большая, как поезд, – и она стоит на обочине дороги под огромными вязами, и в ней тепло, и солнечно, и все гигиенично, как того требует закон, но никакой фантазии. Оно было построено по общественной подписке в Оберне, и поколения жителей Оберна научились там читать, писать и складывать. Более того, что крайне важно, они также получили там небольшое религиозное образование, поскольку это церковная школа, а не одно из новомодных заведений, где, чтобы избежать межконфессиональной розни, выплеснули ребенка вместе с водой из ванны и вообще покончили с Катехизисом и Десятью заповедями.
Как и большинство представителей моего поколения, я бы покраснел, если бы назвал себя глубоко религиозным, но я нахожу странным, что как нация мы будем сражаться и умрем за принципы, на преподавание которых в наших бесплатных школах у нас нет времени. Однако, возможно, так оно и есть, и, как я уже говорил, примерно в то время, когда Гитлер подумывал о захвате Австрии, в Оберне возникло движение меньшинства, целью которого было навсегда закрыть школу.
Детей старшего возраста – то есть тех, кому было больше одиннадцати, – уже каждое утро отправляли в город, а вечером привозили домой на специальном автобусе, и аргументом было то, что, поскольку осталось всего двадцать с лишним малышей, казалось ненужным держать двух школьных мам, чтобы присматривать за ними, и что они вполне могут отправиться в город со старшими. Новое оформление было сделано несколько небрежно, и школа была отмечена к закрытию.
Реакция Оберн была быстрой и возмущенной. Это была та же реакция, которую вы могли бы вызвать, если бы отобрали очень старую шляпу у дотарда, дремлющего на солнышке, с резким "Тебе это больше не нужно, не так ли, дедушка?" А вот и фургон для сбора вторсырья.’
Во многих отношениях это была замечательная и даже эпическая борьба, длившаяся большую часть двух лет. В ней была неподдельная горечь и настоящий триумф, страх, раздражение, поразительная выносливость и целеустремленность, а также столько мозгов и рычагов воздействия с обеих сторон (а также почти столько выдающихся людей), сколько требуется для прохождения спорного законопроекта через второе чтение в парламенте.
Наконец, приказ о закрытии был отменен в одиннадцатом часу, и школа осталась, хотя бы для того, чтобы доказать, что нынешнее поколение темнокожих мужчин во многом такое же, как и ее предшественники. С поездом Церковная школа - наша, маленькая, устаревшая и удивительно, хотя и непонятно почему, полезная.
И все же все это время, по мнению даже наших самых добрых критиков, мы должны были наблюдать за немцами. Но, честно говоря, я не вижу, к чему хорошему это привело бы. Мы сами почти никогда не наблюдаем за иностранцами по той простой причине, что, как сказал старина Энри в Саффолке, "Мы не можем ничего с ними поделать". Более того, у нас есть своя работа, когда дело доходит до наблюдения, мы следим за Флинтхаммоком на востоке и Хитом на западе. Кремневый Хаммок, по нашему, возможно, несколько предвзятому мнению, "слабак ни Парижа, если ты доберешься туда в одиночку’. Там, внизу, население составляет почти две тысячи человек, и там, по словам Оберна, все сказочно богаты и "никто не занимается никакой работой, что удивительно странно, так оно и есть сейчас’. Эта гнусная клевета фактически не имеет под собой никаких оснований, но она показывает, что мы от природы не обладаем таким широким воображением, которое позволило бы нам как личностям стать гражданами мира без значительной умственной и моральной дисциплины.
И все же, если мы очень заняты, живя своей собственной жизнью и управляя собственными замками, мы не спускаем глаз с наших собственных политиков, тщательно отмечая по их выходкам, в какую сторону дует ветер. Отношения между обычным сельским жителем и политиком так редко упоминаются дома, что часто могут быть неправильно поняты за границей. Часто встречаются ссылки на непостоянство общества по отношению к своим лидерам и короткую память простого человека.
С детства эти наблюдения казались мне дико обманчивыми. Начнем с того, что единственное, чего нам явно не хватает, - это короткой памяти. Некоторые из наших воспоминаний настолько давнишние, что охватывают также воспоминания наших отцов и дедов, в то время как слово ‘лидер’ - это в основном вежливость.
Обычный английский крестьянин, во всяком случае, в Оберне, имеет очень четкое представление о демократическом правлении. Я сомневаюсь, что он думает об этом по-гречески, но, по его мнению, довольно ясно, что страной, в конце концов, управляет общественность, называйте это как хотите. Мы – я, и ты, и пастор, и все остальные деревенские парни – представляем общественность, а политики - наших слуг. Они устраиваются на работу (часто довольно подобострастно, что мы замечаем с мгновенным подозрением), мы даем им ее, платим им почестями или наличными и судим о них исключительно по результатам. Иногда мы попадаем в трудную ситуацию, когда мужчины, претендующие на эту исключительно важную работу, оказываются не совсем такими, как мы могли бы пожелать. Вот уже двадцать лет происходит нечто подобное, и некоторые из нас не могут забыть потерянное поколение в 1914-1918 годах. Мы потеряли там слишком много хорошего, с чем вполне могли бы справиться сейчас. И все же, как мы справедливо, хотя и неэлегантно, говорим: ‘Если вы не можете получить жирный бекон, вам придется довольствоваться хлебом и тушенкой и брать все лучшее, что вам предложат’.
Работа по управлению страной настолько важна, что ее можно поручить только лучшим мужчинам в их лучшей форме, и наше беспокойство об их способностях до того, как они получат назначение, безгранично. Однако, как только они приступают к работе, это правило, рожденное из долгого опыта и настолько прочно внедренное, что оно стало своего рода инстинктом, что мы сидим сложа руки и позволяем им спокойно заниматься этим до тех пор, пока ситуация не станет выглядеть действительно опасной.
Это, конечно, не означает, что мы теряем интерес или что у нас нет другой стороны в этом вопросе. Напротив, наша роль часто бывает очень тяжелой. По нашему опыту, мы должны следить за малейшими признаками, которые они нам дают, чтобы показать, как они хотят, чтобы мы играли. Поскольку многие из этих признаков должны быть незаметны для иностранца, наше совместное выступление не лишено достоинств.
Естественно, я сейчас говорю не о тех политически настроенных людях, которые объединяются в группы и делают хорошую или плохую работу в зависимости от обстоятельств, и не о депутате парламента, который никогда не станет государственным деятелем и который думает о нас и обращается с нами так, как будто мы всегда были предвыборной толпой, что абсурдно. Все это относится только к обычному человеку, парню, который считает себя британцем и жителем Восточной Англии и никем иным, чей социальный класс его ни в коем случае не беспокоит, который голосует иногда за одну партию, а иногда за другую, который неуклонно движется к тому, что, как он надеется, является миром, свободой и тем великолепным экономическим состоянием, при котором у него всегда есть лишние пять шиллингов, и который по ходу дела исправляет свои ошибки и меняет свои суждения. Его идеальный мажордом - государственный деятель, который знает и любит свою страну и который никогда не совершает ошибки, недооценивая своего работодателя ни в интеллекте, ни в силе.
Никто не знает эту договоренность лучше, чем две соответствующие организации, и великие государственные деятели, похоже, всегда сохраняли свое место и достоинство, как и подобает хорошим слугам. На самом деле, чем значительнее государственный деятель, тем глубже и теснее взаимопонимание и сотрудничество между ним и соотечественником. Их отношения - это отношения мужчины и хозяина, которые наполнены чувствами с обеих сторон, но в которых нет ни капли сентиментальности или фальшивой доброты. Хозяин знает, что сама его жизнь зависит от того, хорошо ли выполнена работа, а государственный деятель знает, что любая ошибка, которую он допустит, может быть прощена, но ради безопасности дорогих людей никогда не будет забыта, ни при его собственной жизни, ни при жизни его сына.
Я могу объяснить это сотрудничество только тем, что это своего рода соглашение между лошадью и наездником, но рассматриваемое с точки зрения лошади.
В Оберне мы чувствуем, что очень разумно (как, несомненно, и другие поступают в других местах) относимся к этим нашим всадникам. Мы понимаем, что для преодоления различных препятствий нам нужна изобретательность разных людей. Эрл Болдуин, который заставил некоторых из нас с тревогой поглядеть на него, когда мы увидели его в Ипсвиче с трубкой, такой большой, что она, должно быть, была образцом или театральным реквизитом, безусловно, недооценил Гитлера (как и нас в тот раз), и эта ошибка вполне могла отправить нас в пропасть, отбросив копыта. Этот его жизненный промах разрушил нашу веру в его надежность на посту премьер-министра, но, с другой стороны, наша долгая память – которая подобна памяти животного, без причудливых интеллектуальных мыслей, которые могли бы ее искалечить, – не позволяет нам принижать значение его поведения, когда он с полным пониманием отнесся к нашей очень личной катастрофе и не позволил нам оступиться в то время, когда каждый шаг был для нас агонией.
С тех пор я встречал умных людей, которые торжественно обвиняли мистера Болдуина в том, что он в одиночку сверг короля Англии, когда страна на это не смотрела. Эти люди просто забыли. Теперь, когда большие бомбардировщики прилетают каждую ночь, чтобы беззаботно сеять смерть над нашими большими городами и нашими маленькими полями, когда на карту поставлена жизнь каждого и каждое утро невозможно сказать, кто из наших друзей всей жизни мог погибнуть в темноте, я готов поспорить, что ни за одну неделю не проливается ни десятой, ни двадцатой части слез, которые лились по всему острову в любой день того периода разочарований и тяжелой утраты в 1937 году.
Когда дело касается правительства, у рыжеволосых людей, я думаю, есть еще одна общая со многими их соотечественниками слабость: они не любят слушать о нечестных политиках. На самом деле мало что раздражает их больше, чем рассказ о махинациях в правительственных кругах, и они предпочли бы не знать об этом и списать любой недостаток на что-то другое. В других странах и среди многих их соотечественников эта особенность часто совершенно непонятна и обычно соходит за крайнюю глупость или сентиментальность. Однако, стоит взглянуть на этих людей с нашей точки зрения – то есть, так сказать, как на конюхов, отвечающих за нашу самую достойную и драгоценную лошадиную особу, – и легко распознать оскорбление и невыносимое чувство стыда, которое должно вызвать в нас любое вероломство с их стороны. Я не думаю, что большинство из нас думает об этом так многословно, но мы чувствуем это и реагируем соответствующим образом.
После аншлюса, который нас изрядно напугал, мы с тревогой покосились на правительство, но не получили от него никакого предупреждения. Не было ни освященного веками грохота барабанов, ни внезапного и беспричинного настаивания на том, что армия - это жизнь мужчины; ничего, только настойчивое стремление к социальным улучшениям дома, что, как всем известно, свидетельствует о том, что за границей все чисто.
Результатом этого было то, что мы почувствовали, что, как бы странно это ни выглядело, в этой внутренней истории должно было быть что-то (чего мы не ожидали узнать до тех пор, пока не узнаем позже), что имело решающее значение, и для нас было нормально продолжать вносить последние штрихи в наше восстановление после прошлой войны. Нам никогда не приходило в голову, что люди, стоявшие в то время у власти, в основном боялись лошади.
Привычка путать сильное стремление к более справедливым шансам для всех с красной революцией была очень распространена, но с точки зрения страны, которая мыслит поколениями или, по крайней мере, десятилетиями, все еще кажется странным, что где-то должно было возникнуть какое-то реальное волнение по поводу перехода страны к антикапитализму, когда мы уже были единственным государством в Европе, где по общему согласию деньги регулярно отбирались у богатых и регулярно выплачивались наличными бедным. Мы антикапиталисты – на манер тори – и были таковыми в течение нескольких лет.
Я думаю, если бы мы тогда поняли, что правительство нервничало из-за нас и потакало нам, как необъезженному жеребенку, в то время как дорога становилась все более дикой, а грозовые тучи сгущались, как иллюстрация в семейной Библии, мы могли бы сильно запаниковать. Как бы то ни было, это повергло нас в шок, когда мы увидели это, но к тому времени нам угрожала непосредственная опасность, чтобы успокоить нас, и один из последних настоящих государственных деятелей в стране собрал поводья и крепко заткнул удила.
Даже в июле 1938 года, хотя никто в Оберне не мог не понимать, что что-то должно произойти, общее впечатление было таким, что это вряд ли могла быть война, потому что ни один из признаков не был верным. Никто не анализировал это естественным образом, но это было похоже на то, как если бы кто-то посмотрел на небо, испещренное облаками необычного цвета, и решил, что, что бы ни случилось, это будет не обычный дождь.
Однажды вечером мы все разговаривали во дворе. Было очень мирно и немного слишком хорошо, чтобы быть правдой, как это часто бывает в Оберне, с густыми и роскошными листьями над головой и приятным запахом сухой травы в воздухе. Подготовка к августовской вечеринке по крикету была в самом разгаре, и Сэм, который является капитаном "Оберна" и также присматривает за нашим садом, после долгого и тщательного осмотра поля приготовил Пи-и-Си и грог. Альберт забрел сюда, чтобы еще раз взглянуть на большой сарай, который мы использовали в качестве гаража, посмотреть, сможем ли мы что-нибудь сделать из него в качестве столовой, если нам не повезет и пойдет дождь, чтобы накормить корм.
Норри тоже был там. Он вышел из кузницы и возился в конюшнях, разговаривая с Куи и проводя каникулы водителя автобуса в том, что он очаровательно называет ‘лошадиным удовольствием’. Это может означать что угодно - от выщипывания хвоста или обливания зверя оловянной бутылкой до, как в данном случае, размышлений о шансах нерожденного жеребенка стать чемпионом шоу-джампера, пойнтера или даже, в более бурные моменты, обладателем городского знака Ньюмаркета. Кобыла Куи, Струан, высунулась из своего загона и выглядела задумчивой. Ее жеребенок должен был родиться в мае.
Разговор был совершенно праздным. Сэм думал, что песок, в который инвестировала P.Y.C. и который дедушка Сэма выбросил на поле в начале года, был ошибкой, и другие были склонны согласиться с ним. Общее мнение было таково, что мы должны увидеть бенефис в 1939 или 1940 году, и что тем временем важно было доставить сено с дальнего поля.
Затем кто-то упомянул о тени, которая лежала на задворках нашего сознания, и заметил, что радио ‘было скучным’, что было прямой отсылкой к судетской проблеме и типичным проявлением национальной склонности к преуменьшению. Никто не сделал никаких комментариев, и наступило одно из тех очень долгих молчаний, которые подчеркивают, а иногда и заменяют большинство темных летних разговоров.
Из всех нас тогда только Норри был взрослым во время последней войны. В армии он был кузнецом-ветеринаром, и его боевые воспоминания в основном касаются еды и мулов. Но всем нам, остальным, было за тридцать, и наше поколение помнит время, когда война была жизнью, когда, казалось, не было ни начала, ни конца невыносимому напряжению, с которым раздраженно боролись наши старшие и которое мы, казалось, вот-вот унаследуем.
В тот вечер во дворе моя собственная непосредственная реакция на внезапную мысль о войне была, я полагаю, почти такой же, как и у большинства других. В 1914 году мне было десять лет, и очень яркие впечатления, полученные в этом возрасте, никогда не меняются, но неожиданно приходят впоследствии, такими же яркими и безыскусными, какими они были в то время. Война означала для меня просто смерть; солдат, подъезжающий галопом на толстой серой лошади, чтобы поцеловать мою заплаканную медсестру на прощание через стену под каштанами, а затем смерть.
Это было не обычное умирание и даже не смерть в ее более ужасных формах, а смерть окончательная, пустая и где-то далеко. Я внезапно вспомнил женщин и стариков, одетых во все черное, какими были сельские жители в те дни, по воскресеньям, стоящих на деревенской улице и читающих огромные списки погибших, набранные очень мелким шрифтом, которые, казалось, занимали целые страницы газеты; мальчика на велосипеде с не одной телеграммой, в которой говорилось о трагедии, а иногда с двумя или даже тремя одновременно; и долгие печальные службы в маленькой церкви, которая когда-то была сараем и все еще пахла сеном.
Это была ужасная картина уничтожения, конца, безнадежного уничтожения практически всего человеческого урожая. Я вспомнил имена, о которых не вспоминал двадцать пять лет: Джордж Плейл и большой пастух, которого они называли ‘Лонг'ан’. Я вспомнил нехватку продовольствия в школе-интернате, в которую я пошел позже, и жуткую темноту тоже; но главным были сотни и сотни смертей где-то далеко.
Потом, конечно, была уборка по мере взросления и эффект, который это оказало на всех нас.
Когда мы, представители нашего поколения, только готовились разорвать землю у себя над головами, мы обнаружили, что практически вся группа молодежи, находившаяся непосредственно перед нами, исчезла, и, естественно, это означало, что на большинстве из нас с самого начала лежала тяжелая ответственность. Само по себе это не очень необычно, но к этому добавилось наше очень странное воспитание.
Те из нас, кто был подростком, когда закончилась война, рано вышли из дома, даже в Оберне, в разочарованный мир, где все, включая Бога, было крайне подозрительным.
Для большинства наших старейшин – а они были значительно старше нас – это был проходящий этап, временное отсутствие веры в человечество, время истощения после великих испытаний; но для тех из нас, кто был зеленым и довольно напуганным, как и все люди в этом возрасте, везде, где мы ступали, не было ничего, кроме сломанных досок. Никто вообще ничего не знал наверняка. Самые элементарные моральные принципы подвергались значительным сомнениям. Каждая формула поведения, польза от которой не была очевидна сразу, была выброшена за борт. Наши родители, школьные учителя и священнослужители, потрясенные катастрофой, которая, по всеобщему мнению, была прямым следствием мира, в котором большинство из них жили счастливо и невинно, отказались от любой мысли учить нас с усталым отвращением к самим себе. Потеряв своих младших братьев и старших сыновей, по-видимому, по какой-то неустановленной вине их самих или их отцов, они не осмелились ничего рассказать нам. Нам дали ключи от дверей и свободу в хаосе. Псевдоученые и торговцы сносом зданий стали пророками наших более искушенных современников, и их доктрины просочились к нам, показав нам, по крайней мере, как мы могли бы приступить к работе в настоящее время, даже если бы это было всего лишь разгребанием мусора.
С тех пор целому поколению пришлось узнать, как жить, методом проб и ошибок, и главным результатом стало то, что оно действительно очень тщательно изучило то немногое, что ему известно. На горьком личном опыте она узнала ценность многих условностей. Прежде всего, она научилась наблюдать, колебаться и никогда не удивляться худшему.
Военные воспоминания, рассказанные на набережной или на скамейках возле пабов, или опубликованные в книгах и распространяющиеся в библиотечных фургонах, наполнили всех нас ужасом войны, который намного превосходил любой евангельский ужас перед адом, а двадцать лет энергичной антивоенной пропаганды дали нам импрессионистскую картину современной войны, недостаток деталей в которой мог быть дополнен самым отвратительным кошмаром, который только мог вообразить каждый отдельный разум.
Более того, с самого начала нужно было что-то делать с нашим материальным благополучием, поскольку в 1918 году очень немногие из нас были в состоянии продолжать программу, к которой нас готовили в 11 и 12 годах. Мой собственный отец, например, оставил попытки содержать наш большой старый дом дальше по дороге в конце 17-го, и мы все переехали в Лондон, чтобы жить в первоклассной квартире в Бейсуотере, где мы чувствовали себя как голуби в запечатанной голубятне. Прошло почти пятнадцать лет, прежде чем мы, молодые, благодаря сплоченной совместной работе, вернулись на родину, а к тому времени кто-то позволил дому развалиться, и нам пришлось переехать сюда, чуть дальше по дороге, в дом старого доктора в Оберне.
Мы ни в коем случае не были одиноки в подобном опыте, и это мучительное занятие - быть выброшенным из одной схемы в другую, когда тебе тринадцать или около того. Страдания такого рода в этом возрасте порождают силу, и нынешняя популярная теория о том, что быть богатым - грех, объясняется, я полагаю, не только фундаментальным стремлением ко всеобщему равенству, но и нашими страстными усилиями по самозащите в то время, когда быть бедным все еще считалось грехом.
В тот вечер во дворе перспектива новой войны, когда поколение после нас пойдет тем же путем, что и предыдущее, была не только ужасной, но и, казалось, непереносимой.
Нельзя сказать, что мы совсем не продвинулись вперед. Оглядываясь вокруг, мне пришло в голову, что, хотя никто из нас не был богат, мы определенно все поправились. После значительных усилий мы все жили примерно так, как хотели жить, в том месте, которое считали своим естественным домом.
Сэм был самым молодым из нас, ему был тридцать один. Он родился в Оберне, никогда не покидал его надолго, был женат и имел двух замечательных детей в возрасте до пяти лет.
Он определенно не был богат, но был бы очень оскорблен, и совершенно справедливо, если бы кто-нибудь назвал его бедным. Будучи капитаном по крикету, футбольным секретарем и коллекционером в "Форестерс", он был личностью не слишком заметной, а как управляющий замечательным местным садом – старый доктор превратил его в своего рода легенду в округе – он был на высоте в своей профессии и особенно преуспел на важных ежегодных выставках цветов.
Мы с ним все еще поздравляли себя, не слишком конфиденциально, с нашей наградой за лучший одиночный цветок на выставке роз в большом городе, когда особенно удачливый президент Гувер проделал этот трюк за нас.