Подготовлено Дэвидом Эдвардсом, Мэри Михан и командой онлайн-корректоров по адресу http://www.pgdp.net (Этот файл создан на основе изображений, щедро предоставленных интернет-архивом)
Тайна Большого Лука
Автор : И. Зангвилл
Чикагская и нью-Йоркская Rand, McNally & Company
Авторское право, 1895, Rand, McNally & Co.
[Иллюстрация: "Боже мой!" - воскликнул он.]
Введение.
ОБ УБИЙСТВАХ И ЗАГАДКАХ.
Поскольку эта небольшая книга была написана около четырех лет назад, я чувствую себя в состоянии просмотреть ее без предубеждения. Новая книга, только что возникшая в голове, естественно, может показаться создателю ошибочной, но старая книга попала в надлежащий ракурс, и он может хвалить ее без страха или благосклонности. "Тайна Большого Боу" кажется мне превосходной историей об убийстве, поскольку, будучи такой же сенсационной, как большинство из них, в ней больше юмора и создания персонажей, чем в лучших. Действительно, юмора слишком много. Тайны должны быть спокойными и трезвыми. Здесь должна быть всепроникающая атмосфера ужаса и благоговения, какую удается создать Эдгару По. Юмор не в тоне; было бы более художественно сохранить мрачную нотку во всем. Но в те дни я был реалистом, а в реальной жизни загадки случаются с реальными людьми с их индивидуальным юмором, и таинственные обстоятельства склонны осложняться комизмом. Непременным условием хорошей тайны является то, что читатель должен иметь возможность или неспособность разгадать ее, и что решение автора должно удовлетворять. Многие тайны продолжаются, затаив дыхание, до тех пор, пока не будет достигнута развязка, только для того, чтобы у читателя возникло ощущение, что у него перехватило дыхание под ложным предлогом. И не только решение должно быть адекватным, но и все его данные должны быть приведены в тексте рассказа. Автор не должен внезапно навязывать читателю в конце нового человека или новые обстоятельства. Таким образом, если бы друг попросил меня угадать, с кем он вчера ужинал, было бы глупо, если бы он имел в виду кого-то, о ком, как он знает, я никогда не слышал. Единственный человек, который когда-либо разгадал "Тайну Большого Боу", - это я сам. Это не парадокс, а простой факт. Задолго до того, как была написана эта книга, однажды ночью я сказал себе, что ни один торговец тайнами никогда не убивал человека в комнате, куда нет доступа. Едва была предложена головоломка, как появилось решение, и идея хранилась в моей голове до тех пор, пока годы спустя, во время сезона глупостей, редактор популярной лондонской вечерней газеты, желая дать морскому змею годичный отпуск, не попросил меня снабдить его более оригинальным художественным произведением. Я мог бы отказаться, но в моей душе было убийство, и вот появилась возможность. Я взялся за работу серьезно, хотя Morning Post впоследствии сказала, что пародия была слишком сложной, и мне, по крайней мере, удалось заинтересовать моих читателей, многие из которых присылали непрошеные отзывы в виде решений по ходу статьи, что, когда она закончилась, редактор попросил меня сказать что-нибудь в знак благодарности. После этого я написал письмо в газету, поблагодарив потенциальных разгадывателей за их любезные попытки помочь мне выбраться из той неразберихи, в которую я втянул сюжет. Мне не хотелось ранить их чувства, говоря прямо, что им всем до единого не удалось напасть на след настоящего убийцы, как и настоящей полиции, поэтому я попытался донести до них правду окольным путем, лживо, вот так:
Редактору журнала "Звезда".
СЭР: Теперь, когда "Тайна Большого лука" разрешена к удовлетворению
разрешите ли вы хотя бы одному человеку использовать ваш
бесценные колонки, позволяющие ему поблагодарить сотни ваших
читатели, которые удостоили его своими добрыми предложениями и
решения, пока его рассказ шел, а они читали? Я спрашиваю
это особенно важно, потому что им принадлежит большая заслуга в том, что
это позволило мне закончить историю так, чтобы она меня устроила.
Когда я начинал это делать, я, конечно, понятия не имел, кто это сделал.
убийство, но я решил, что никто не должен об этом догадываться. Соответственно,
поскольку каждый корреспондент отправлял письма от имени подозреваемого, я определил
он или она не должны быть виновной стороной. Постепенно каждый из
персонажи были отмечены как невиновные - все, кроме одного, и я
у меня не было другого выбора, кроме как сделать этого персонажа убийцей. Я был очень
извините, что делаю это, так как мне скорее понравился этот конкретный человек, но
что можно сделать, когда у тебя такие изобретательные читатели? Ты не можешь позволить
кто-нибудь может похвастаться, что он угадал правильно, и, несмотря на все трудности
после того, как я изменил сюжет пять или шесть раз, я чувствую, что выбрал
курс, наиболее соответствующий достоинству моей профессии. Если бы я
если бы это соображение не подтолкнуло меня, я бы, конечно,
вынесен вердикт в отношении миссис Драбдамп, как рекомендовано
читатель, который сказал, что, судя по иллюстрации в "Звезде",
она должна быть не менее семи футов ростом, и, следовательно, легко могла
забралась на крышу и опустила свою (пропорционально) длинную руку вниз
дымоход для создания разреза. Я не несу ответственности за
концепция персонажа художником. Когда я в последний раз видел добрую леди
она была ниже шести футов, но у вашего художника, возможно, была более поздняя
Информация. "Звезда" всегда так пугающе современна. Я
не следует опускать юмористическое замечание корреспондента, который сказал:
"Мортлейк, возможно, каким- то диким образом перепрыгнул из одного окна в другое .
еще одна, во всяком случае, в рассказе ". Я надеюсь, что мои коллеги-писатели так
сатирически подталкиваемый не будет требовать его имени, поскольку я возражаю против
убийства, "по крайней мере, в реальной жизни". Наконец, несколько слов о
легионы людей, которые отчитали меня за то, что я позволил мистеру Гладстону
напишите более 170 слов на открытке. Это все благодаря вам, сэр.,
кто объявил, что моя история содержит элементы юмора. Я пытался
добавь немного, и это нежное покопание в памяти великого старого корреспондента
"Привычки" должны были стать одной из них. Однако, если мне суждено быть
взятый "в конце письма" (или, скорее, открытки), я
должен сказать, что только сегодня я получил открытку, содержащую около
250 слов. Но это было не от мистера Гладстона. Во всяком случае, до
Сам мистер Гладстон отказывается от этой открытки, я подумаю
я оправдываю то, что позволил этому появиться в книге.
Еще раз благодарим ваших читателей за их ценную помощь, Ваш,
и т.д.
Можно было бы подумать, что никто не воспримет это всерьез, поскольку очевидно, что детектив - это всего лишь одна из разновидностей историй, которую нельзя рассказывать экспромтом или изменять в последний момент, поскольку она требует самого тщательного составления фрагментов и самого замысловатого "голубиного хвоста". Тем не менее, если вы пошутите над водами, то через много дней поймете, что это не шутка. Вот что я прочитал в "Литтелтон Таймс" , Новая Зеландия: "Цепочка косвенных улик кажется довольно неопровержимой. Судя по всему, сам мистер Зангвилл был озадачен, после того как тщательно подделал каждое звено, как его разорвать. Принятый в конечном итоге метод я считаю скорее изобретательным, чем убедительным ". После этого я решил больше никогда не шутить, но это благое намерение теперь помогает проложить проторенный путь.
И. ЗАНГВИЛЛ.
ЛОНДОН, сентябрь 1895 года.
ПРИМЕЧАНИЕ.
Тайна, которая у автора всегда будет ассоциироваться с этой историей, заключается в том, как он справился с задачей ее написания. Она была написана за две недели - день за днем - по внезапному требованию "Звезды", которая вместе с ней "отправилась в новый путь".
Упомянутые две недели были дополнительно потревожены необычайной комбинированной атакой других неприятностей и задач. Это не оправдывает недостатков книги, поскольку у автора всегда была возможность пересмотреть или исключить ее. Последнюю функцию можно смело оставить на усмотрение публики, в то время как если произведение стоит - почти до буквы - так, как оно появилось в "Звезде", то это потому, что автор не может рассказать историю более одного раза.
Появление мистера Гладстона в вымышленной сцене защищается на том основании, что он в значительной степени мифический персонаж.
I. Z.
ТАЙНА БОЛЬШОГО ЛУКА.
ГЛАВА I.
Памятным утром в начале декабря Лондон открыл глаза от холодного серого тумана. Бывают утра, когда король Туман собирает свои молекулы углерода сомкнутыми эскадрильями в городе, в то время как он рассеивает их в пригороде; так что ваш утренний поезд может доставить вас из сумерек в темноту. Но сегодня маневрирование противника было более однообразным. От Боу даже до Хаммерсмита тянулся унылый, жалкий туман, подобный призраку безденежного самоубийцы, получившего состояние сразу после рокового поступка. Барометры и термометры сочувственно разделяли его депрессию, и их настроение (когда оно у них было) было подавленным. Холод резал, как нож с множеством лезвий.
Миссис Драбдамп с Гловер-стрит, 11, Боу, была одним из немногих людей в Лондоне, на которых туман не действовал угнетающе. Она занималась своей работой так же безрадостно, как обычно. Она одной из первых узнала о приближении врага, выделив нити тумана из клубящейся тьмы в тот момент, когда подняла шторы в своей спальне и открыла мрачную картину зимнего утра. Она знала, что туман задержался по крайней мере на день, и что счет за газ за квартал побьет рекорд в прыжках в высоту. Она также знала, что этот это произошло потому, что она позволила своему новому жильцу-джентльмену, мистеру Артуру Константу, платить фиксированную сумму в размере шиллинга в неделю за бензин, вместо того, чтобы взимать с него часть фактического счета за весь дом. Метеорологи могли бы спасти репутацию своей науки, если бы они учли следующий счет миссис Драбдамп за газ, когда предсказывали погоду, сделали "Снег" любимым словом и сказали, что "Тумана" нигде не будет. Туман был повсюду, но миссис Драбдамп не ставила себе в заслугу свое предвидение. Миссис Драбдамп Драбдамп действительно ни за что не ставила себе в заслугу, упрямо платя за свой путь и борясь за жизнь, как усталый пловец, пытающийся дотронуться до горизонта. То, что все всегда шло так плохо, как она предвидела, нисколько не радовало ее.
Миссис Драбдамп была вдовой. Вдовами не рождаются, а становятся, иначе вы могли бы вообразить, что миссис Драбдамп всегда была вдовой. Природа наделила ее такой высокой, худощавой фигурой, бледным, тонкогубым, удлиненным лицом с жестким взглядом и болезненно аккуратной прической, которые в низших слоях общества всегда ассоциируются с вдовством. Только в высших кругах женщины могут терять своих мужей и при этом оставаться обворожительными. Покойный мистер Драбдамп поцарапал основание большого пальца ржавым гвоздем, и миссис Предчувствие Драбдампа, что он умрет от скрюченности челюстей, не помешало ей день и ночь бороться с тенью Смерти, как она безуспешно боролась с ней дважды до этого, когда Кэти умерла от дифтерии, а маленький Джонни - от скарлатины. Возможно, именно из-за переутомления бедных Смерть превратилась в тень.
Миссис Драбдамп разводила огонь на кухне. Она делала это очень научно, поскольку знала о непостоянстве угля и о том, что горящие палочки могут превратиться в дым, если их не поддерживать в должном состоянии. Наука, как обычно, увенчалась успехом, и миссис Драбдамп поднялась с колен довольная, как жрица парсов, должным образом совершившая утренний обряд поклонения своему божеству. Затем она резко вздрогнула и чуть не потеряла равновесие. Ее взгляд упал на стрелки часов на каминной полке. Они показывали без пятнадцати семь. Миссис Преданность Драбдампа кухонному огню неизменно заканчивалась в пятнадцать минут седьмого. Что случилось с часами?
Миссис Драбдамп сразу же представила, как Сноппет, соседский специалист по часовому делу, неделями держал часы в руках, а затем возвращал их лишь поверхностно отремонтированными и тайно поврежденными более серьезно "для пользы дела". Зловещее видение исчезло так же быстро, как и появилось, изгнанное глубоким ударом колоколов Святого Дунстана, отбивших три четверти. На его месте поднялся великий ужас. Инстинкт подвел; миссис Драбдамп встала в половине седьмого вместо шести. Теперь она поняла, почему чувствовала себя такой ошеломленной, странной и сонной. Она сама проспала.
Огорченная и озадаченная, она поспешно поставила чайник на потрескивающие угли, обнаружив секунду спустя, что сама проспала, потому что мистер Констант пожелал, чтобы его разбудили на три четверти часа раньше обычного, и позавтракал в семь, поскольку ему предстояло выступить на раннем собрании недовольных трамвайщиков. Она сразу же побежала со свечой в руке в его спальню. Это было наверху. Весь "верхний этаж" принадлежал Артуру Константу, поскольку состоял всего из двух независимых комнат. Миссис Драбдамп яростно постучала в дверь той, которую он использовал как спальню, крича: "Семь часов, сэр. Вы опоздаете, сэр. Вы должны немедленно встать. Обычного сонного "Все в порядке" не последовало; но, поскольку она сама изменила свое утреннее приветствие, ее ухо было менее ожидаемо эха. Она спустилась вниз, не испытывая никаких предчувствий, кроме того, что чайник займет второе место в гонке между его кипячением и приготовлением ее квартиранткой.
Потому что она знала, что можно не опасаться, что Артур Констант останется глух к чувству долга, временно представленному миссис Драбдамп. Он спал чутко, и колокольчики трамвайных кондукторов, вероятно, звенели у него в ушах, созывая его на встречу. Почему Артур Констант, бакалавр - белорукий, в белой рубашке, джентльмен до мозга костей - должен интересоваться пассажирами трамвая, когда судьба свела его необходимые отношения с водителями, по крайней мере, к извозчикам, миссис Драбдамп не могла до конца понять. Вероятно, он стремился представлять Боу в парламенте; но тогда, несомненно, было бы разумнее поселиться у домовладелицы, которая обладала правом голоса, имея живого мужа. Не было особой практической мудрости и в его желании самому чистить ботинки (занятие, в котором он мало блистал) и жить во всех отношениях как рабочий Лука. Рабочие Боу не были столь щедры в своем покровительстве воде, будь то стаканы для питья, утренние ванны или заведения прачек. Они также не ели деликатесов, которыми угостила миссис Боу. Драбдамп заверил его, что это собственность ремесленника. Ей было невыносимо видеть, как он ест вещи, неподобающие его положению. Артур Констант открыл рот и съел то, что дала ему хозяйка, сначала намеренно не закрыв глаза в соответствии с рецептурой, а скорее хвалил себя за то, что держал их очень широко открытыми. Но святым трудно видеть сквозь свои собственные нимбы; и на практике ореол вокруг головы часто неотличим от тумана. Чай, который нужно было заварить в чайнике мистера Константа, когда этот сварливый чайник должен был закипеть, не был грубая смесь черного и зеленого, священная для нее и мистера Мортлейка, о котором теперь напоминали ей мысли о завтраке. Бедный мистер Мортлейк, уехавший без денег в Девонпорт, где-то около четырех в сгустившейся темноте зимней ночи! Что ж, она надеялась, что его путешествие будет должным образом вознаграждено, что его льготы будут большими и что он заработает на "дорожных расходах" так же хорошо, как соперничающие профсоюзные лидеры открыто обвиняли его в лицо другим людям. Она не завидовала ему за его доходы, и это было не ее дело, если, как они утверждали, знакомить ее с мистером Константом его идея освободить комнаты заключалась не только в том, чтобы принести пользу своей квартирной хозяйке. Он оказал ей необычайно хорошую услугу, каким бы странным ни был представленный таким образом жилец. Его собственное апостольство перед сынами труда не вызвало у миссис Драбдамп ни малейшего замешательства. Том Мортлейк был наборщиком, а апостольство, очевидно, было более высокооплачиваемой профессией с более высоким социальным статусом. Том Мортлейк - герой "ста ударов", изображенный на плакате, безошибочно превосходил Тома Мортлейка, называющего имена других людей в деле. Тем не менее, работа заключалась не только в пиве и кеглях, и миссис Драбдамп почувствовала, что последней работе Тома не позавидуешь. Она потрясла его дверь, проходя мимо по пути на кухню, но ответа не последовало. Выходная дверь находилась всего в нескольких футах по коридору, и взгляд на нее развеял последнюю надежду на то, что Том отказался от путешествия. Дверь была открыта на засов и цепочку, и единственной защитой был замок с защелкой. Миссис Драбдамп чувствовала себя немного неловко, хотя, надо отдать ей должное, она никогда не страдала так сильно, как большинство домохозяек, от преступников, которые никогда не приходят. Не совсем напротив, но все же всего в нескольких домах отсюда, на другой стороне улицы, жил знаменитый бывший детектив Гродман, и, как это ни нелогично, его присутствие на улице давало миссис Драбдамп странное чувство безопасности, как у верующей, живущей под сенью храма. То, что какое-либо дурно пахнущее человеческое существо могло сознательно приблизиться на расстояние мили к запаху столь знаменитой ищейки, казалось ей в высшей степени невероятным. Гродман ушел на пенсию (со знанием дела) и теперь был всего лишь спящей собакой; тем не менее, даже у преступников хватило бы здравого смысла позволить ему лгать.
Итак, миссис Драбдамп на самом деле не чувствовала, что была какая-то опасность, особенно после того, как второй взгляд на входную дверь показал, что Мортлейк был достаточно предусмотрителен, чтобы снять петлю, удерживающую засов большого замка. Она позволила себе еще один приступ сочувствия к лидеру лейбористов, кружащему по своему унылому пути к верфи в Девонпорте. Не то чтобы он рассказывал ей что-нибудь о своем путешествии за город; но она знала, что в Девонпорте есть верфь, потому что Джесси Даймонд - возлюбленная Тома - однажды упомянула, что ее тетя жила неподалеку, и на поверхности лежало то, что Том поехал помогать докеры, которые подражали своим лондонским собратьям. миссис Драбдамп не нужно было ничего объяснять, чтобы быть в курсе происходящего. Она вернулась, чтобы приготовить мистеру Константу чай высшего сорта, смутно удивляясь, почему люди так недовольны в наши дни. Но когда она принесла чай, тосты и яйца в гостиную мистера Константа (которая примыкала к его спальне, хотя и не сообщалась с ней), мистера Константа там не было. Она зажгла газ и постелила скатерть; затем вернулась на лестничную площадку и постучала в дверь спальни повелительной ладонью. Ответом ей была только тишина. Она позвала его по имени и назвала время, но услышала только свой голос, и он показался ей странным в полумраке лестницы. Затем, бормоча: "Бедный джентльмен, прошлой ночью у него разболелся зуб; и, возможно, он только что сомкнул глаза, чтобы заснуть. Жаль беспокоить его ради этих седых проводников. Я дам ему поспать в обычное время", - она отнесла чайник вниз со скорбным, почти поэтическим чувством, что яйца всмятку (как и любовь) должны остыть.
Пробило половину восьмого, и она постучала снова. Но Констант продолжал спать.
Его письма, всегда странного ассортимента, приходили в восемь, а вскоре пришла телеграмма. Миссис Драбдамп колотила в дверь, кричала и, наконец, подсунула под нее проволоку. Теперь ее сердце билось достаточно быстро, хотя, казалось, вокруг него обвилась холодная, липкая змея. Она снова спустилась вниз, повернула ручку двери комнаты Мортлейка и вошла, сама не зная зачем. Покрывало на кровати свидетельствовало о том, что ее обитатель лег только в одежде, словно боялся опоздать на ранний поезд. Она ни на секунду не ожидала увидеть его в комнате; и все же каким-то образом сознание того, что она одна в доме со спящим Константом, казалось, впервые мелькнуло у нее в голове, и липкая змея сжала ее сердце.
Она открыла входную дверь, и ее взгляд нервно блуждал вверх-вниз. Было половина девятого. Маленькая улочка, холодная и неподвижная, тянулась в сером тумане, моргая мутными глазами в обоих концах, где тлели уличные фонари. В данный момент никого не было видно, хотя из многих труб поднимался дым, приветствуя своего собрата тумана. В доме детектива напротив жалюзи все еще были опущены, а ставни подняты. И все же знакомый, прозаический вид улицы успокоил ее. От холодного воздуха она закашлялась; она захлопнула дверь, чтобы, и вернулась на кухню, чтобы приготовить свежий чай для Константа, который мог только крепко спать. Но канистра дрожала в ее руках. Она не знала, уронила она его или швырнула на пол, но в руке, которая мгновение спустя снова забарабанила в дверь спальни, ничего не было. Ни звука изнутри не отозвалось на шум снаружи. Она наносила удар за ударом в каком-то приступе бешенства, едва помня, что ее целью было всего лишь разбудить своего жильца, и почти пробивала нижние панели ногами. Затем она повернула ручку и попыталась открыть дверь, но та была заперта. Сопротивление вернуло ее к себе - на мгновение она была шокирована порядочностью при мысли, что собиралась войти в спальню Константа. Затем ужас снова охватил ее. Она почувствовала, что осталась одна в доме с трупом. Она опустилась на пол, съежившись; с трудом подавляя желание закричать. Затем она рывком поднялась и помчалась вниз по лестнице, не оглядываясь, распахнула дверь и выбежала на улицу, только сильно дернув рукой за дверной молоток Гродмана . Через мгновение окно первого этажа распахнулось - маленький домик был того же образца, что и ее собственный, - и полное, мясистое лицо Гродмана с сонным раздражением вырисовалось сквозь туман из-под ночного колпака. Несмотря на хмурое выражение, лицо бывшего детектива озарило ее, как солнце освещает обитателя комнаты с привидениями.
"Что, черт возьми, случилось?" он зарычал. Гродман не был ранней пташкой, теперь, когда ему нечем было ловить червей. Теперь он мог позволить себе презирать притчи, потому что дом, в котором он жил, был его, и он жил в нем, потому что несколько других домов на улице тоже были его, и домовладельцу хорошо находиться в своем собственном поместье в Боу, где браконьеры часто стреляют в луну. Возможно, желание насладиться своим величием среди своих ранних закадычных друзей тоже что-то значило, поскольку он родился и вырос в Боу, получив в юности свое первое задание от местной полиции, откуда в часы досуга получал несколько шиллингов в неделю в качестве детектива-любителя.
Гродман все еще был холостяком. В небесном бюро по браку, возможно, и подобрали для него партнершу, но он так и не смог ее найти. Это была его единственная неудача как детектива. Он был самодостаточным человеком, предпочитавшим газовую плиту домашней прислуге; но из уважения к мнению с Гловер-стрит он допустил присутствие женщины между десятью утра и десятью вечера и, в равной степени из уважения к мнению с Гловер-стрит, исключил ее между десятью часами вечера и десятью утра.
"Я хочу, чтобы вы немедленно подошли", - выдохнула миссис Драбдамп. "Что-то случилось с мистером Константом".
"Что? Надеюсь, полиция не побила тебя дубинкой на утреннем собрании?"
"Нет, нет! Он не ушел. Он мертв".
"Мертв?" Лицо Гродмана стало очень серьезным.
"Да. Убит!"
"Что?" - почти прокричал бывший детектив. "Как? Когда? Где? Кто?"
"Я не знаю. Я не могу до него добраться. Я стучал в его дверь. Он не отвечает ".
Лицо Гродмана озарилось облегчением.
"Ты глупая женщина! Это все? У меня будет простуда в голове. Ужасная погода. Он устал как собака после вчерашнего - процессии, три речи, детский сад, лекция о "Луне", статья о сотрудничестве. Это его стиль. Это был также стиль Гродмана. Он никогда не тратил слов впустую.
"Нет, - торжественно выдохнула миссис Драбдамп, - он мертв".
"Хорошо, возвращайся. Не тревожь соседей без необходимости. Подожди меня. Спустимся через пять минут". Гродман не воспринял эту кухонную Кассандру слишком серьезно. Вероятно, он знал свою женщину. В его маленьких, похожих на бусинки, глазах блеснула почти веселая улыбка, когда он отвел их от миссис Драбдамп и с грохотом захлопнул засов. Бедная женщина перебежала дорогу и выскочила в свою дверь, которую она не захотела закрыть за собой. Казалось, она заперлась там с мертвецами. Она ждала в коридоре. Спустя целую вечность - семь минут по любым честным часам - появился Гродман, одетый как обычно, но с растрепанными волосами и безутешными бакенбардами. Он еще не совсем привык к этим бакенбардам, потому что они только недавно начали расти. На действительной службе Гродман был гладко выбрит, как и все представители этой профессии, поскольку, несомненно, ваш детектив - самый разносторонний актер. Миссис Драбдамп тихо закрыла входную дверь и указала на лестницу, страх действовал как вежливое желание отдать ему преимущество. Гродман поднялся, веселье все еще мерцало в его глазах. Выйдя на лестничную площадку, он безапелляционно постучал в дверь, крича: "Девять часов, мистер Констант, девять часов!" Когда он замолчал, не было слышно больше ни звука, ни движения. Его лицо стало более серьезным. Он подождал, затем постучал и заплакал громче. Он повернул ручку, но дверь оказалась крепкой. Он попытался заглянуть в замочную скважину, но она была заблокирована. Он потряс верхние панели, но дверь, казалось, была не только заперта, но и заперта на засов. Он стоял неподвижно, с застывшим лицом, потому что любил и уважал этого человека.
"Эй, стучи как можно громче", - прошептала бледнолицая женщина. "Теперь ты его не разбудишь".
Серый туман последовал за ними через парадную дверь и окутал лестницу, наполняя воздух влажным, могильным запахом.
"Заперто на засов", - пробормотал Гродман, снова тряся дверь.
"Разорвите его", - выдохнула женщина, сильно дрожа всем телом и выставив руки перед собой, словно отгоняя ужасное видение. Не говоря больше ни слова, Гродман навалился плечом на дверь и сделал неистовое мускульное усилие. В свое время он был спортсменом, и в нем еще оставалась сила духа. Дверь заскрипела, мало-помалу начала поддаваться, деревянная обшивка, окружающая засов замка, раскололась, панели прогнулись вверх, большой верхний засов оторвался от железной скобы; дверь с грохотом отлетела назад. В комнату ворвался Гродман.
"Боже мой!" - воскликнул он. Женщина вскрикнула. Зрелище было слишком ужасным.
* * * * *
В течение нескольких часов ликующие газетчики кричали: "Ужасное самоубийство в Боу", а на плакате "Звезды" добавлено, к удовольствию тех, кто слишком беден, чтобы купить: "Филантроп перерезает себе горло".
ГЛАВА II.
Но газеты поспешили. Скотланд-Ярд отказался предрешать дело, несмотря на гроши в кармане. Было произведено несколько арестов, так что более поздние издания были вынуждены смягчить термин "Самоубийство" до "Тайны". Арестованные представляли собой невзрачную компанию бродяг. Большинство из них совершили другие правонарушения, за которые полиция их не арестовывала. Один сбитый с толку джентльмен сдался (как будто он был загадкой), но полиция не захотела его брать и немедленно вернула его друзьям и хранителям. Количество кандидатов на каждое новое открытие в Ньюгейте поражает.
Едва вся значимость этой трагедии оборвавшейся жизни благородного молодого человека успела просочиться в общественное сознание, как ее поглотила свежая сенсация. Том Мортлейк был арестован в тот же день в Ливерпуле по подозрению в причастности к смерти своего соседа по квартире. Новость обрушилась подобно взрыву бомбы на страну, в которой имя Тома Мортлейка было нарицательным. То, что талантливый оратор-ремесленник, который при случае никогда не гнушался обрушивать на Общество красную риторику, на самом деле пролил кровь, казалось слишком поразительным, тем более что пролитая кровь была не голубой, а принадлежала симпатичному молодому идеалисту из среднего класса, который теперь буквально отдал свою жизнь Делу. Но эта дополнительная сенсация не достигла апогея, и все (за исключением нескольких лидеров лейбористской партии) вздохнули с облегчением, услышав, что Тома освободили почти сразу, просто вызвав повесткой о явке на дознание. В интервью, которое он дал представителю ливерпульской газеты в тот же день, он заявил, что полностью объясняет свой арест враждебностью по отношению к нему со стороны полиции по всей стране. Он приехал в Ливерпуль, чтобы проследить за передвижениями друга, из-за которого ему было очень не по себе, и он наводил тревожные справки в доках, чтобы выяснить, в какое время пароходы отправляются в Америку, когда детективы, размещенные там в соответствии с инструкциями из главного управления, арестовали его как подозрительного персонажа. "Хотя, - сказал Том, - они, должно быть, очень хорошо знали мою физиономию, поскольку меня рисовали и изображали карикатурами по всему магазину. Когда я сказал им, кто я такой, у них хватило порядочности отпустить меня. Я думаю, они думали, что уже достаточно набрали от меня. Да, это, конечно, странное совпадение, что я действительно мог иметь какое-то отношение к смерти бедняги, которая ранила меня так же сильно, как и всех остальных; хотя, если бы они знали, что я только что вернулся с "места преступления" и на самом деле жил в доме, они, вероятно, оставили бы меня в покое ". Он саркастически рассмеялся. "Странная компания бестолковых - эта полиция. Их девиз: "Сначала поймай своего человека, а потом готовь улики". Если ты на месте, ты виновен, потому что ты там, а если ты в другом месте, ты виновен, потому что ушел. О, я их знаю! Если бы они могли придумать, как похлопать мне в ладоши, они бы это сделали. К счастью, я знаю номер такси, которое отвезло меня в Юстон сегодня до пяти утра."
"Если бы они похлопали вам в quod, - шутливо заметил интервьюер, - заключенные объявили бы забастовку через неделю".
"Да, но там было бы так много черноногих, готовых занять свои места, - вспомнил Мортлейк, - что, боюсь, это было бы бесполезно. Но прошу меня извинить. Я так расстроен из-за моего друга. Боюсь, он уехал из Англии, и я должен навести справки; а теперь пропал бедняга Констант - ужасно! ужасно! и я должен быть в Лондоне на дознании. Я действительно должен бежать. До свидания. Скажите своим читателям, что это все из-за недовольства полиции ".
"Одно последнее слово, мистер Мортлейк, если вы не возражаете. Правда ли, что вам выставили счет за председательствование на большом собрании клерков в Сент-Джеймс-холле сегодня между часом и двумя в знак протеста против немецкого вторжения?"
"Ух ты! так и было. Но нищие арестовали меня незадолго до часа дня, когда я собирался телеграфировать, а потом известие о конце бедняги Константа выбросило это из головы. Какая неприятность! Господи, как неприятности сходятся вместе! Ну, до свидания, пришли мне экземпляр газеты ".
Показания Тома Мортлейка на следствии мало что добавили к тому, что стало известно общественности о его передвижениях в утро, когда произошла Тайна. Таксист, который отвез его в Юстон, с негодованием написал в газеты, что он забрал своего знаменитого пассажира на железнодорожной станции Боу около половины пятого утра, и арест был преднамеренным оскорблением демократии, и он предложил дать на этот счет письменные показания, оставив неясным, какие именно. Но Скотленд-Ярд не проявил интереса к письменному показанию под присягой, о котором идет речь, и № 2138 снова погрузился в безвестность своего ранга. Мортлейк, чье лицо было очень бледным под черной гривой, зачесанной назад с его прекрасного лба, давал свои показания тихим, сочувственным тоном. Он знал покойного больше года, постоянно сталкиваясь с ним в их общей политической и общественной работе, и нашел для него меблированные комнаты на Гловер-стрит по его собственной просьбе, их просто сдали в аренду, когда Констант решил покинуть свои комнаты в Оксфорд-Хаусе в Бетнал-Грин и разделить реальную жизнь людей. Местность подходила покойному, так как находилась рядом с Народным дворцом. Он уважал покойного и восхищался им, чья неподдельная доброта покорила все сердца. Покойный был неутомимым работником; никогда не роптал, всегда был в прекрасном расположении духа, считал свою жизнь и богатство священным достоянием, которое должно быть использовано на благо человечества. В последний раз он видел его в четверть десятого вечера за день до его смерти. Он (свидетель) получил письмо с последней почтой, которое заставило его беспокоиться о друге. Покойный, очевидно, страдал от зубной боли и вставлял кусочек ваты в дупло зуба, но не жаловался. Покойный казался несколько расстроенным новостями, которые он принес, и они оба довольно взволнованно обсуждали их.
Автор: член жюри: Касались ли его эти новости?
Мортлейк: Только безлично. Он знал моего друга и искренне сочувствовал, когда тот попадал в беду.
Коронер: Не могли бы вы показать присяжным письмо, которое вы получили?
Мортлейк: Я ее потерял и не могу понять, куда она делась. Если вы, сэр, считаете это важным, я расскажу, в чем заключалась проблема.
Коронер: Зубная боль была очень сильной?
Мортлейк: Я не могу сказать. Думаю, что нет, хотя он сказал мне, что это нарушило его покой прошлой ночью.
Коронер: В котором часу вы ушли от него?
Мортлейк: Примерно без двадцати десять.
Коронер: И что вы сделали потом?
Мортлейк: Я отлучился примерно на час, чтобы навести кое-какие справки. Затем я вернулся и сказал своей квартирной хозяйке, что должен уехать ранним поездом в ... в деревню.
Коронер: И это был последний раз, когда вы видели покойного?