Ломбард "Три короля" на Голливудском бульваре трижды за два года становился жертвой грабителей. Преступные методы каждого взлома были схожи, и поэтому в полицейском управлении Лос-Анджелеса подозревали, что каждый раз виноват один и тот же вор. Но вор был осторожен и никогда не оставлял отпечатков пальцев или каких-либо других указаний на свою личность. Никаких арестов произведено не было, и ничего из украденного имущества так и не было возвращено. Николаю Сервану, русскому иммигранту, который владел магазином, оставалось гадать о системе правосудия страны, которую он принял.
За день до Рождества этого года Серван отпер заднюю дверь ломбарда, вошел и обнаружил, что его бизнес подвергся нападению в четвертый раз. Он также обнаружил, что взломщик все еще был внутри. Именно это открытие в конечном итоге привело детектива Гарри Босха и его напарника Джерри Эдгара в ломбард "Три короля".
Вскоре после 10 часов утра они прибыли на внедорожнике, который Босх выписал из автопарка Голливудского подразделения. Они знали, что детектив по кражам со взломом по имени Юджин Брэкстон уже ждал внутри магазина с Николаем Серваном. Вместе с телом.
“Посмотри на это, Гарри, похоже на большой старый рождественский подарок”, - заметил Эдгар, когда Босх заглушил двигатель. “Просто жду, когда мы ее откроем”.
Эдгар был прав. Наружные стены небольшого одноэтажного ломбарда были выкрашены в ярко-красный цвет. Желтая лента с места преступления, натянутая патрульными спереди, выглядела как бант. Босх не потрудился прокомментировать замечание своего партнера. Он вышел и закрыл дверцу машины.
Босх на мгновение остановился на тротуаре и изучил фасад ломбарда. Это было между порно-магазином и магазином, предлагавшим частные почтовые ящики. Стальные ворота безопасности были открыты - предположительно Серваном в то утро после того, как он позвонил в полицию. Босх поднял глаза на вывеску на передней стене над окнами из пластикового стекла. Он увидел, что треугольная форма из трех шаров - эмблема международного ломбарда - была изменена, чтобы включить королевскую корону на каждом шаре.
“Мило”, - сказал Эдгар, тоже взглянув на вывеску.
“Очень”, - сказал Босх. “Давайте покончим с этим”.
“Не беспокойся обо мне, Хар. Я не собираюсь затягивать. Сегодня канун Рождества. Я хочу покончить с этим делом и для разнообразия вернуться домой пораньше ”.
Босх вошел и прошел через переднюю часть магазина, мимо велосипедов и клюшек для гольфа, антиквариата и музыкальных инструментов, и подошел к прилавку, где ждали Брэкстон и Серван.
Брэкстон, который расследовал предыдущие три кражи со взломом в "Трех королях", добрался туда первым, потому что к телефону Сервана была приклеена его визитная карточка. Когда тем утром владелец магазина пришел на работу и обнаружил мертвого грабителя за витриной с ювелирными изделиями, он не стал набирать 911. Он набрал номер Брэкстона.
“Счастливого Рождества, Брэкс”, - сказал Босх. “Что у нас есть?”
“Наведи порядок в коридорах, Гарри”, - сказал Брэкстон. “У нас в мире на одного грабителя меньше. И это уже делает Рождество для меня хорошим ”.
Босх кивнул и посмотрел на Сервана, который сидел на высоком табурете по другую сторону прилавка. Ему было около пятидесяти, черные волосы на макушке начинали редеть. У него было много мышц, которые постепенно размягчались. У него не было видимых татуировок.
“Это Николай Серван”, - сказал Брэкстон. “Это его магазин”.
Босх протянул руку через прилавок, чтобы пожать руку Сервана. Русский поднялся с табурета и крепко пожал руку.
“Мистер Серван, я детектив Босх. Это детектив Эдгар.”
“Ник. Зовите меня Ник, пожалуйста.”
У него был сильный акцент. Босх предположил, что он был в стране всего несколько лет. Эдгар перегнулся через прилавок и тоже пожал ему руку.
Босх обошел Брэкстон и направился к месту за стеклянным прилавком с ювелирными изделиями. На полу в этом тесном пространстве лежало тело. Он был белым человеком, одетым с ног до головы в черное. Все, кроме правой руки. На нем не было перчатки, в то время как левая рука была. Босх присел на корточки, как бейсбольный кэтчер, рядом с телом и изучил его, ни к чему не прикасаясь. Вязаная лыжная маска была натянута на лицо. Там были отверстия для глаз и рта. Босх отметил, что глаза были открыты, а губы оттянуты назад, несмотря на то, что зубы были плотно сжаты. Он заговорил, не поднимая глаз.
“Какое расчетное время прибытия у меня и Сида?”
“В пути”, - сказал Брэкстон. “Это все, что я могу вам сказать. Впрочем, сегодня не так много машин.”
Команда судмедэкспертов и криминалисты приедут из центра города. Босх и Эдгар проехали всего восемь кварталов от участка, где их разместили.
“Ты знаешь этого парня, Брэкса?”
“Не могу насмотреться на него достаточно, чтобы знать наверняка”.
Босх ничего не сказал. Он ждал. Он знал, что Брэкстон должен был быстро заглянуть под лыжную маску, хотя это нарушило бы протокол осмотра места преступления.
“Это похоже на парня, которого я прикончил около пяти лет назад, когда он по уши обвинил Монти Келмана”, - сказал Брэкстон.
Босх кивнул.
“Местный парень, я так понимаю?”
“Большую часть времени. Из того, что я слышал, он обычно брал задания за городом. Был в команде, которая брала работу у монтажника по имени Лео Фрилинг. Работал в долине. Но Лео был убит несколько лет назад. Я думаю, что с тех пор Монти начал что-то вроде организации своих собственных дел ”.
“Работает в одиночку?”
“Зависит от работы”.
Босх достал из кармана пару латексных перчаток, надул их, как воздушные шарики, чтобы они лучше сидели, а затем надел. Он изменил положение и попытался немного перевернуть тело, чтобы проверить, нет ли ран и пропавшей перчатки. Он ничего не видел, но не хотел полностью переворачивать тело, пока не будут сделаны фотографии и следователи судебно-медицинской экспертизы не осмотрят место происшествия.
“Так как же умер этот парень?”
Вопрос был риторическим, но он поднял глаза на Сервана, как только произнес его. Казалось, это застало владельца магазина врасплох, как будто его в чем-то обвинили. Серван развел руками и покачал головой.
“Я этого не знаю”, - сказал он. “Я прихожу в магазин, открываю, он прямо там мертв”.
Босх кивнул и обвел взглядом прилавок. Он заметил, что Эдгара там больше нет. Он посмотрел на Брэкстона.
“Брэкс, почему бы тебе не отвести мистера Сервана в одну из патрульных машин, чтобы мы могли поработать здесь”.
Пока Брэкстон выводил Сервана на улицу, Босх вернулся к телу и продолжил осмотр. Он поднял обнаженную руку и изучал ее, пытаясь понять, почему на ней не было перчатки. Он заметил изменение цвета на подушечке большого пальца. Коричневато-желтая линия. На указательном пальце была такая же полоса обесцвечивания. Двумя руками он соединил большой и указательный пальцы, совместив две метки. Казалось, что рука - правая рука - держала ручку или какой-то другой тонкий инструмент, когда были сделаны пометки.
Босх осторожно положил руку на пол и двинулся вниз по телу к ступням. Он снял правый ботинок, черный кожаный спортивный ботинок с черной резиновой подошвой, и снял черный носок. На ступне мертвеца было круглое пятно коричневого цвета в центре, сужающееся к желтому.
“Что у тебя есть, Гарри?”
Босх поднял глаза. Это был Брэкстон.
“Я пока не уверен. Вы видите перчатку? У парня пропала перчатка.”
“Сюда”.
Это был Эдгар. Он находился за другой витриной на другой стороне магазина. Босх встал и подошел. Эдгар присел на корточки и указал под витрину.
“Под футляром лежит черная кожаная перчатка. Я не знаю, совпадение ли это, но это перчатка ”.
Босх опустился на четвереньки, чтобы заглянуть под витрину. Он сунул руку под одеяло и вытащил перчатку.
“Выглядит одинаково”, - сказал он.
“Если это не подходит, вы должны оправдать”, - сказал Эдгар.
Босх посмотрел на него.
“Джонни Кокран”, - сказал Эдгар. “Вы знаете, перчатки О.Дж.”.
“Верно”.
Босх встал. При этом одно из его колен издало хрустящий звук. Он изучил это дело. В нем было две полки, освещенные изнутри. На полках были не ювелирные изделия, которые казались очень ценными. Там были монеты и несколько небольших нефритовых скульптур, золотые и серебряные пилюльницы, портсигары и другие декоративные безделушки, усыпанные драгоценностями. Это был материал высокого класса. Босх заметил, что большинство монет были российскими.
Босх отошел от витрины и осмотрел магазин. Кроме двух витрин, там был в основном хлам, собственность отчаявшихся в финансовом отношении людей, готовых расстаться практически с чем угодно в обмен на наличные.
“Брэкс”, - сказал Босх. “Где вход?”
Брэкстон сделал ему знак отойти назад и пошел впереди. Босх и Эдгар последовали за ним. Они пришли в заднюю комнату, которая использовалась как офис и склад. На полу были разбросаны гравий и другой мусор. Все они посмотрели вверх. В потолке было грубо вырезано отверстие. Он был шириной в два фута, а над ним было голубое небо.
“Это композитная крыша”, - сказал Брэкстон. “Ничего особенного не происходит. Может быть, полчаса.”
“Это наделало бы шуму”, - сказал Эдгар. “Кто-нибудь знает, когда закрывается дворец порнографии?”
“Я помню, что проверял один из других случаев, когда это место подвергалось нападению”, - сказал Брэкстон. “Он закрывается в четыре, снова открывается в восемь. Четырехчасовое окно.”
“Крыша была отправной точкой в трех других нападениях?” Босх спросил.
Брэкстон покачал головой.
“Первые два раза он ударил по задней двери, а затем по крыше. Это уже второй случай, когда все зашкаливает ”.
“Вы думаете, что все три раза до этого это был Монти?”
“Не сомневался бы в этом. Это то, чем занимаются эти парни. Снова и снова попадайте в одни и те же места. После второго использования задней двери мистер Серван принял там меры предосторожности. Добавлено больше стальной арматуры. Итак, парень поднялся на ладью и отправился туда ”.
“Почему это место так часто посещается?” - Спросил Эдгар.
“Сюда приезжает много иммигрантов. Русские, корейцы, отовсюду. Они закладывают вещи, которые привезли с собой с родины. Джейд. Золото. Монеты. Маленькие, дорогие вещи. Взломщикам нравится это дерьмо, чувак. Тот случай, когда вы нашли ту перчатку? Все это есть там. Именно за этим парень и пришел. Я не знаю, почему он оказался за витриной с драгоценностями ”.
“Каков был подход к трем предыдущим?” Босх спросил.
“Вероятно, в среднем получается от сорока до пятидесяти тысяч за убийство”, - сказал Брэкстон. “Для ломбарда это чересчур. Вот почему этого парня постоянно били ”.
Патрульный вернулся в заднюю комнату и сообщил детективам, что прибыли люди судмедэксперта.
Три детектива продолжали беседовать еще некоторое время, чтобы обсудить первоначальные впечатления и теорию Босха о том, что случилось с грабителем, и выработать стратегию расследования. Было решено, что Эдгар останется на месте происшествия и при необходимости будет помогать бригадам судмедэкспертизы и SID. Босх и Брэкстон должны были заниматься уведомлением Сервана и ближайших родственников.
Как только судебно-медицинский эксперт снял отпечатки пальцев с открытой руки грабителя, Босх и Брэкстон вместе с Николаем Серваном отправились обратно в Голливудское отделение.
Bosch отсканировал отпечатки в компьютере и отправил их в центр печати в Паркер-центре. Затем он провел официальное интервью с Серваном, записанное на пленку. Хотя ростовщик не добавил ничего нового к тому, что он рассказал им в своем магазине, Босху было важно записать свой рассказ на пленку.
К тому времени, как он закончил интервью, его ждало сообщение от специалиста по печати по имени Том Раш. Отпечатки были сопоставлены с помощью компьютера с тридцатидевятилетним бывшим заключенным по имени Монтгомери Джордж Келман. Келман был условно-досрочно освобожден за кражу со взломом.
Босху потребовалось три звонка, чтобы найти агента Келмана по условно-досрочному освобождению и узнать текущий адрес и работодателя убитого. Ему сказали, что Келман работал в утреннюю смену посудомойщиком в ресторане на Хиллвью. В то утро агенту по условно-досрочному освобождению уже звонил владелец ресторана, который сообщил, что Келман не вышел на работу или сослался на болезнь - как того требовали правила условно-досрочного освобождения. Агент, казалось, был рад узнать, что ему не пришлось утруждать себя заполнением всех документов, необходимых для доказательства нарушения Келманом условно-досрочного освобождения.
“Счастливого Рождества!” - сказал он Босху, прежде чем повесить трубку.
Поговорив с Эдгаром по телефону и узнав, что техники все еще работают с телом и на месте происшествия, Босх сказал своему напарнику, что жертва была идентифицирована как Келман и что они с Брэкстоном направляются по адресу, который агент по условно-досрочному освобождению предоставил Келману. Он сказал, что они собирались оставить Николая Сервана в комнате для допросов в отделе.
Монти Келман жил в квартире на Лос-Фелис, недалеко от Гриффит-парка. На стук Босха открыла молодая женщина в шортах и слегка укороченной водолазке с длинным рукавом. Она была худой до такой степени, что казалась изможденной. Очевидный наркоман. Она внезапно рухнула в позу эмбриона на диване, когда ей сообщили плохие новости о Монти. Пока Брэкстон пыталась утешить ее и одновременно получить от нее информацию, Босх быстро осмотрел квартиру с одной спальней. Как он и ожидал, не было никаких явных признаков того, что помещение принадлежало грабителю. Эта квартира была фасадом - местом, куда приходил агент по условно-досрочному освобождению, и Келман поддерживал видимость законопослушной жизни. Босх знал, что у любого активного взломщика с "хвостом" за условно-досрочным освобождением есть отдельное секретное место - конспиративная квартира - для своих инструментов и добычи.
В спальне был небольшой письменный стол, в котором Келман хранил свою чековую книжку и личные бумаги. Босх пролистал чековую книжку и не увидел ничего необычного. Он просмотрел все остальное в ящике, но не нашел никакой зацепки, ведущей к конспиративной квартире Келмана. Он не особенно беспокоился по этому поводу. Это был просто незавершенный конец, нечто такое, что больше беспокоило бы Брэкстона как детектива, занимающегося кражами со взломом, чем Босха.
Когда он повернулся, чтобы выйти из спальни, он увидел саксофон, стоящий на подставке в углу у двери. По размеру он понял, что это альт. Он подошел и взял его в руки. Он выглядел старым, но за ним хорошо ухаживали. Это была полированная латунь, и он увидел, как полировальная тряпка вдавливается в горловину инструмента. Босх никогда не играл на саксофоне, даже не пытался, но звук инструмента был единственной музыкой, которая смогла по-настоящему зажечь его изнутри.
Он держал инструмент с чувством почтения, которое редко проявлял к какому-либо человеку или предмету. И на мгновение у него возникло искушение поднести мундштук к губам и попытаться произнести какую-нибудь ноту. Вместо этого он держал инструмент так, как, по его наблюдениям, его держали бесчисленные музыканты - от Арта Пеппера до Уэйна Шортера.
“Гарри, у тебя есть что-нибудь?” Сказал Брэкстон из другой комнаты.
Босх перенес саксофон и стенд аут в гостиную. Теперь женщина сидела на диване, крепко скрестив руки на груди. По ее лицу текли слезы. Босх не знал, плакала ли она о своей потерянной любви или о потерянном мусорном билете.
Он поднял саксофон.
“Чье это?”
Она сглотнула, прежде чем ответить.
“Это дело Монти. Был.”
“Он играл?”
“Он пытался. Он любил джаз. Он всегда говорил, что хочет брать уроки. Он никогда этого не делал ”.
Новый поток слез потек по ее щекам.
“Это, должно быть, хабар”, - сказал Брэкстон, игнорируя ее и обращаясь к Босху. “Я могу просмотреть это на коробке, когда мы вернемся. На этих предметах внутри колокола выгравированы производитель и серийный номер ”.
Он указал на устье рога.
“Там, внутри. Я бы не удивился, если бы это вышло из магазина Сервана на одном из ранних B и Es ”.
Босх вытащил войлочную тряпочку для полировки из отверстия и заглянул внутрь. На изогнутой латуни была надпись, но он не смог ее прочитать. Он подошел к окну и повернул инструмент так, чтобы солнечный свет попадал в рот. Он наклонился поближе и повернул прибор так, чтобы можно было прочитать надпись.
ИНСТРУМЕНТЫ CALUMET
ЧИКАГО, Иллинойс
СДЕЛАНО НА ЗАКАЗ ДЛЯ КВЕНТИНА МАККИНЗИ, 1963
“СЛАДКОЕ МЕСТЕЧКО”
Босх прочитал это снова, а затем в третий раз. В висках у него внезапно возникло ощущение, как будто к ним прижали горячие четвертаки. Внезапное воспоминание заполнило его мысли. Музыкант под навесом, установленным на палубе корабля. Солдаты столпились вплотную. Те, кто в инвалидных креслах, мужчины, у которых отсутствуют конечности, на переднем плане. Мужчина, играющий на саксофоне, наклоняющийся вверх-вниз, туда-сюда, как Шугар Рэй Робинсон, выходящий из-за угла ринга. Музыка, прекрасная и подвижная, зажигает его. Звучание лучше всего, что он когда-либо слышал. Проклятый свет в конце всех его туннелей.
“Господи, Гарри, о чем там говорится?”
Босх посмотрел на Брэкстона, и воспоминание отступило во тьму.
“Что?”
“Ты выглядишь так, словно увидел там прячущееся привидение. О чем там говорится?”
“Чикаго. Это было сделано в Чикаго.”
“Калумет?”
“Как ты узнал?”
“Я детектив, занимающийся кражами со взломом. Знать - моя работа. Калумет - одна из самых известных. Существует уже давно. Возможно, нам удастся это отследить ”.
Босх кивнул.
“Вы закончили здесь?” он спросил. “Поехали”.
На обратном пути в участок Босх позволил Брэкстону вести машину, чтобы тот мог подержать саксофон и изучить его.