В годы, последовавшие за войной с Аргентиной в 1982 году из-за суверенитета Фолклендских островов, я брал интервью у Джона Нотта, государственного секретаря по обороне (обычно известного как министр обороны) в то время, сэра Генри Лича, первого морского лорда, адмирала Сэнди Вудворда, командующего оперативной группой авианосцев, и нескольких других, которые служили на кораблях или входили в состав сухопутных сил. Я также прочитал многие книги, как биографические, так и репортажные, которые были написаны о войне с Аргентиной. Однако лишь сравнительно недавно я в полной мере оценил важность HMS "Завоеватель" и другие атомные подводные лодки, принимавшие участие в конфликте. Я также пришел к убеждению, что потопление аргентинского крейсера "Генерал Бельграно" было ключевым событием в войне, и что этому инциденту никогда не уделялось того внимания, которого он заслуживал.
Это осознание пришло ко мне во время обсуждения, которое я проводил в почти безлюдном здании в Уайтхолле темным зимним днем вскоре после Рождества несколько лет назад. Я планировал снять телевизионный сериал об истории Королевского флота под названием "Война на море", и я разговаривал с контр-адмиралом Тимом Макклементом о возможности того, чтобы съемочная группа проводила время на борту различных военных кораблей во время серии учений под названием "Война в четверг’. По ходу нашей встречи мы начали обсуждать войну на Фолклендских островах, и контр-адмирал Макклемент рассказал мне о своем опыте в качестве первого офицера на HMS Conqueror , подводной лодке, потопившей "Бельграно". Я быстро забыл о цели своего визита, поскольку выслушал совершенно новый и личный взгляд на войну военно-морского флота в Южной Атлантике.
Однако наши дискуссии не ограничились Фолклендскими островами. В течение нескольких часов я узнавал о действиях британских атомных подводных лодок до и после войны с Аргентиной. На протяжении многих лет холодной войны, вплоть до 1989 года, когда военные действия подошли к концу, "Завоеватель" и другие атомные подводные лодки были вовлечены в длительный конфликт с подводными силами Советского Союза, выполняя миссии, которые часто были настолько деликатными и опасными, что их должен был санкционировать лично премьер-министр того времени. После этой встречи я остался заинтригован тем, что мне рассказали о HMS Conqueror в Южной Атлантике, возможностях атомных подводных лодок и требованиях, предъявляемых к офицерам и экипажам подводных лодок во время патрулирования. Я был полон решимости попытаться рассказать хотя бы некоторые из историй, которые услышал в тот день, хотя и понимал, что большинство из них были и останутся тайной.
Возможность сделать это представилась крайне неожиданно, когда я поговорил со своим редактором в Transworld Саймоном Торогудом о масштабах военно-морской истории и о том, какое влияние она оказала на современный военно-морской флот. Я случайно упомянул историю "Завоевателя", и он отреагировал с энтузиазмом. Мы оба знали, что двадцать пятая годовщина Фолклендской войны с издательской точки зрения практически наступила, но если бы книга могла быть написана вовремя, это был бы подходящий момент для ее публикации. Через несколько дней Саймон и "Трансуорлд" подтвердили свою заинтересованность, и я написал контр-адмиралу Макклементу, объяснив, что я хочу сделать, и попросив его о помощи. Остальное, дорогой читатель, уже история.
Исследовать книгу было нелегко. Ни один из документов, касающихся Фолклендской войны, до сих пор не передан в Национальный архив. Доступ к ним был предоставлен официальному историку Фолклендской войны профессору сэру Лоуренсу Фридману, а его выводы и интерпретация были опубликованы в двух томах его "истории". Естественно, я счел их бесценным источником, но фокус сэра Лоуренса Фридмана не обязательно совпадал с моим.
Моими основными источниками должны были быть интервью с бывшими членами экипажа "Завоевателя", хотя это и представляло некоторые трудности. Некоторые все еще злятся на то, что их действия подверглись такой критике, что привело к появлению стольких теорий заговора о том, когда и почему был отдан приказ потопить "Бельграно". В прошлом некоторые видели, как средства массовой информации искажали их взгляды, и теперь отказываются давать какие-либо интервью. Чтобы справиться с этим, я настоял на том, чтобы все интервью записывались на магнитофон и у каждого интервьюируемого была расшифровка записей.
Но были и другие трудности. Событиям уже двадцать пять лет, и обстоятельства чрезвычайно длительного патрулирования на подводной лодке, где люди сменяют вахты каждые шесть часов, неизбежно означают, что события перепутались, а память очень туманна. Мне был предоставлен доступ к некоторым личным заметкам и бумагам, но только очень поздно в соответствии с запросом Закона о свободе информации был представлен отчет о патрулировании подводной лодки. Только тогда я смог распутать то, что казалось несколькими очень запутанными противоречиями в личных описаниях событий.
Как оказалось, последним препятствием были традиции самой подводной службы вкупе со старыми привычками к секретности, вытекающими из скрытного характера операций подводных лодок во время холодной войны. Есть некоторые аспекты, о которых люди просто не желают говорить, и никакие уговоры этого не изменят.
В конце концов, однако, люди добровольно рассказывали о том, что они могли вспомнить и что, по их мнению, было безопасно рассказать. Я хотел бы поблагодарить Тима Макклемента, в частности, за его помощь, а также Дэйва Холла, Джонти Поуис, Грэма Либби, Билла Баддинга, Чарли Фоя, Колина Уэя и Джеффа Толла из Музея подводных лодок. Я также хотел бы поблагодарить лейтенант-коммандера Найджела Ферта и лейтенант-коммандера Марка Томпсона за организацию моего визита в Девонпорт и доступ к HMS Trenchant , современной подводной лодке класса "Трафальгар". Я также хотел бы выразить признательность за помощь архиву Имперского военного музея.
Через несколько лет после войны на Фолклендах Мартин Миддлбрук отправился в Аргентину, чтобы написать свою книгу "Борьба за Мальвинские острова" . Это был очень полезный источник, но я также хотел составить собственное суждение о поведении "генерала Бельграно" и его экипажа. Аргентина, конечно, была военной диктатурой во время Фолклендской войны, и аргентинский военно-морской флот сыграл важную роль во внутреннем угнетении страны. Я не уверен, какие архивы того периода будут доступны и когда.
Однако капитан "Бельграно", капитан Х. éктор Бонзо и Ассоциация "Амигос дель Крусеро генерал Бельграно" (Ассоциация выживших с "Бельграно") теперь полностью откровенны в своих приказах и своей миссии. Куда бы я ни пошел, меня встречали вежливо, а на мои вопросы отвечали вполне откровенно. Опять же, все интервью записывались на пленку и делались записи того времени. Я должен поблагодарить аргентинского военно-морского атташе é в Лондоне капитана Карлоса Кастро Мадеро и капитана Уллоа в Аргентине за их помощь, а также огромную помощь контр-адмирала Карлоса Барроса. Капитан Х é ктор Бонзо и коммандер Педро Луис Галази с "Бельграно" также были очень любезны и отзывчивы. Я также хотел бы поблагодарить Норберто Бернаскони, доктора Альберто Левена, Оскара Форнса, Хуана Хайнце, Рубена Отеро, Сантьяго Беллозо, Фернандо Миллана и Лукаса Окампо.
Также выражаем благодарность Пабло Тузону и Луз Марии Альгранти за их безупречную работу, как по переводу, так и по организации чрезвычайно напряженного графика.
Я должен также поблагодарить Саймона Торогуда из Transworld и моего агента Луиджи Бономи. От себя лично я также хотел бы поблагодарить мою жену Энн Кох и двух моих сыновей, Макса и Алекса, за их терпение, пока я пытался написать эту книгу.
Нападение "Завоевателя" на "Бельграно" имело основополагающее значение для исхода войны за Фолкленды, но этому факту и тому, что к нему привело, никогда не уделялось такого внимания, как другим событиям войны. Я надеюсь, что эта книга каким-то образом исправит это. Излишне говорить, что за любые ошибки в тексте несу исключительно я.
Майк Росситер
Февраль 2007
Пролог
НЕБОЛЬШАЯ МЕСТНАЯ ТРУДНОСТЬ
РАННИМ утром 29 марта 1982 года премьер-министр Великобритании Маргарет Тэтчер находилась на аэродроме Нортхолт, старой военной базе королевских ВВС, которая в настоящее время используется для правительственных и VIP-рейсов и расположена в нескольких милях к западу от Лондона. Вместе с лордом Кэррингтоном, министром иностранных дел, она направлялась на встречу в Брюссель. Перед посадкой на борт самолета ВВС Великобритании VC10 у нее было время поговорить с министром иностранных дел о некоторых тревожных событиях, происходящих за тысячи миль отсюда, в Южной Атлантике. Группа аргентинских рабочих – было неясно, кто именно они были, – высадилась на острове Южная Джорджия, который принадлежал британскому владение осуществлялось с Фолклендских островов, расположенных еще в семистах милях к западу. Рабочие, как оказалось, пренебрегли полномочиями британского представителя на острове и подняли аргентинский флаг над своим лагерем. Казалось вероятным, что усилия по их устранению вызовут антагонизм аргентинской хунты – военного правительства, захватившего власть в 1976 году, – и были опасения, что инцидент может перерасти в серьезный международный спор. Маргарет Тэтчер хотела усилить военное присутствие Великобритании в этом районе и попросила свой офис на Даунинг-стрит связаться с государственным секретарем по обороне Джоном Ноттом по поводу отправки атомной подводной лодки в регион. Приняв это решение, она села на самолет, летящий в Брюссель. Она понятия не имела, что через три дня то, что происходило в Южной Атлантике, обернется для нее самым большим кризисом в ее жизни.
Устроившись в своем кресле, премьер-министр думала только о предстоящей встрече и растущих расходах на Общую сельскохозяйственную политику. Она была в разгаре серии ожесточенных переговоров с лидерами Франции и Германии о будущей структуре Европейского сообщества, и, в частности, об огромных суммах денег, которые выплачивались Великобританией для поддержки неэффективного европейского сельского хозяйства. Это была лишь одна из многих жизненно важных для британских интересов проблем, которые преследовали ее правительство с момента его избрания в 1979 году. Куда бы члены ее кабинета ни посмотрели, они сталкивались с серьезными, казалось бы, неразрешимыми трудностями.
Что касается экономики, то перспективы на 1982 год были мрачными. Правительство Тэтчер, избранное к власти в 1979 году под лозунгом "Лейбористы не работают", мало что сделало, чтобы обуздать ощущение упадка. Число безработных достигло трех миллионов человек; процентные ставки колебались в районе 16 процентов; в предыдущем году в национализированной сталелитейной промышленности была продолжительная забастовка, и теперь возникла угроза таковой со стороны шахтеров страны.
В 1981 году на улицах городов по всей Британии вспыхнули серьезные беспорядки, самые крупные и продолжительные из которых произошли в районе Токстет в Ливерпуле, а также в Саутхолле и Брикстоне в Лондоне; большинство комментаторов предсказывали, что в городских районах Британии наступит еще одно жестокое лето. Конфликт в Северной Ирландии приобрел новое ужасающее измерение, когда десять задержанных членов ИРА умерли во время голодовки, чтобы продолжить свои претензии на статус военнопленных.
При взгляде за границу пейзаж казался не менее угрожающим. Между Ираком и Ираном началась война, нарушившая поставки нефти и вызвавшая растущую нестабильность на Ближнем Востоке. Во время холодной войны – глобального конфликта между Соединенными Штатами, их европейскими союзниками и Советским Союзом – Запад потерпел ряд значительных поражений за короткий период пребывания Маргарет Тэтчер у власти. Самым очевидным и драматичным было советское вторжение в Афганистан в 1979 году, когда целая армия вошла маршем и захватила страну. Советский Союз также преуспел в создании портовых сооружений в Анголе и Мозамбике, а российские самолеты совершали дальние разведывательные полеты над Атлантикой и Индийским океаном.
Британия мало что могла поделать с войной в Персидском заливе, но ползучая советская экспансия по всему миру, сопровождавшаяся ростом и быстрой модернизацией советского военно-морского флота, вызывала глубокую озабоченность. Британия располагала средствами ядерного сдерживания в виде ракет "Поларис", установленных на атомных подводных лодках, которые нуждались в модернизации. Предпочтительным решением было заменить их новыми, более крупными подводными лодками, несущими ракеты "Трайдент", закупленные у Соединенных Штатов. Джон Нотт, министр обороны, был в разгаре переговоров с другими европейскими правительствами о приемлемости этого, а также отчаянно пытался найти деньги в оборонном бюджете для оплаты новых подводных лодок, ракет и боеголовок. Учитывая все эти опасения, как внутренние, так и международные, связанные с ролью Великобритании как крупной экономики, ядерной державы, члена НАТО и Европы и ближайшего союзника Соединенных Штатов, было понятно, что события на далеком, продуваемом всеми ветрами острове казались просто раздражающим отвлечением внимания.
В то холодное утро понедельника Джон Нотт ознакомился с той же информацией, что и Маргарет Тэтчер, и тоже подумал, что атомные подводные лодки следует отправить на юг, исключительно в качестве меры предосторожности. В то время у Британии на вооружении было всего семь атомных подводных лодок "Флот" или "охотник-убийца". Они были сильно доработаны. Они не только защищали ракетоносные подводные лодки "Поларис", но и работали в сотрудничестве с военно-морским флотом Соединенных Штатов, выполняя разведывательные миссии и выслеживая любую советскую подводную лодку, которая пыталась войти в восточную Атлантику. В 1982 году американские и британские подводные патрули столкнулись с кризисом. Русские недавно спустили на воду новый класс атомных подводных лодок, которые, казалось, были намного тише и их труднее обнаружить, чем их предшественницы. Запад терял свое преимущество в противолодочной войне. Теперь требовались усиленные разведывательные патрули и новая тактика.
Чтобы выполнить просьбу премьер-министра, военно-морской флот решил, что британская атомная подводная лодка, находящаяся в настоящее время в море и работающая с надводным флотом на учениях у Гибралтара, может быть оставлена для перехода в Южную Атлантику. HMS Spartan был должным образом проинструктирован прервать учения и направиться на юг, но Министерство обороны (МО) посчитало, что, возможно, другим также следует подготовиться к отправке.
Между Джоном Ноттом и старшими офицерами Королевского военно-морского флота не было особой любви, которые считали, что если нужно найти деньги для модернизации средств ядерного сдерживания, то они должны поступать из казначейства, а не из бюджета военно-морского флота; они слишком хорошо понимали, насколько ограничены их ресурсы в попытках удовлетворить не только требования их собственных политических хозяев, но и требования их американских союзников.
Вице-адмирала Питера Герберта, который командовал всеми британскими атомными подводными лодками, можно простить за то, что он счел эти новые приказы необоснованными. "Когда двенадцать торговцев металлоломом поднимают шум в Южной Джорджии, трудно поверить, что необходимо сорвать учения Spartan и отправить ее в Южную Атлантику", - написал он.
По его мнению, посылать "Спартанца" было достаточно плохо, но откуда было взяться остальным? ТМ Великолепный был послан со срочным заданием найти советскую подводную лодку; когда она обнаружила это возможно, контакт и ответственность за него может быть передан американской подводной лодки, и великолепный могут стать частью усилий, чтобы сдерживать любую агрессию из Аргентины. Что касается любых других, какой у них был выбор? HMS Conqueror был пришвартован у стенки в Фаслане, в настоящее время ему ничего не поручалось. Да, это выглядело как решение: "Завоеватель" – она могла уйти.
1
"ЗАПАСЫ ДЛЯ ВОЙНЫ"
ПЕРВЫЙ НАМЕК на то, что HMS Conqueror должен был приобрести всемирную известность, был встречен с абсолютным недоверием. Дождливым, холодным вечером 30 марта 1982 года "Завоеватель" был пришвартован у причала в Фаслейне, на восточной стороне озера Гар-Лох в Шотландии, где базировалась 3-я эскадрилья подводных лодок, входящая в состав британского флота атомных подводных лодок. Судно только что вернулось с учений ВМС США в Атлантическом центре подводных испытаний и оценки у острова Андрос на Багамах, и большая часть экипажа уже ушла в отпуск на пасхальные каникулы. Коммандер Дэвид Холл, главный инженер, был старшим офицером, оставшимся на подводной лодке. "Завоеватель" был запланирован на пятинедельный период технического обслуживания, когда инженеры подводной лодки совместно с береговым инженерным персоналом выполняли далеко идущую программу ремонта и инспекций. Больше всего на уме у Дэвида Холла были проблемы мобилизации оборудования и запасных частей, необходимых для проведения необходимых работ на ядерном реакторе подводной лодки, турбинах, насосах и редукторах. Именно в это время в порту подводникам "Тихой службы" самым убедительным образом напомнили, что они всего лишь острие большой и негибкой бюрократии, имеющей гораздо большее значение, чем простой военный корабль.
Когда Дэвид поднял телефонную трубку и услышал, как дежурный офицер Фаслейна сообщил ему, что HMS Conqueror получил приказ провести учения, известные как "Приготовиться к войне", его немедленным ответом было приказать ему ‘пойти и сделать что-нибудь очень болезненное. Мне предстояло выполнить большой объем работ по техническому обслуживанию ядерного оружия, и у меня не было времени на глупые и бессмысленные упражнения. И я предельно ясно дал понять, что они могут пойти и найти другую лодку.’
Однако дежурный офицер на другом конце линии настаивал и через тридцать минут поднялся на борт "Завоевателя", чтобы убедиться, что коммандер Холл получил сообщение. Приказы не были упражнением; они исходили от адмирала сэра Джона Филдхауза, главнокомандующего флотом, самого высокопоставленного адмирала военно-морского флота. "Завоеватель" поднимался в воздух из-за чрезвычайной ситуации. Первой мыслью Дэвида было, что в Северной Атлантике разразился кризис, что российская атомная подводная лодка прорвала оборону НАТО и что "Завоеватель" отправляется на ее поиски.
HMS Conqueror была атомной подводной лодкой, получившей название SSN, что расшифровывается как судно с подводным ядерным вооружением. Он не был вооружен ракетами с ядерными боеголовками, как ПЛАРБ или "Бомбардировщики", которые тихо прятались на глубине, готовые нанести ядерный удар возмездия по Советскому Союзу. Единственным ядерным элементом "Завоевателя" был ядерный реактор, вырабатывающий тепло, которое, в свою очередь, вырабатывало пар для приведения в действие его турбин и пропеллера. Задачей "Завоевателя" было находить и выслеживать военные корабли и подводные лодки, а в случае войны топить их, отсюда и название ‘охотник-убийца’.
В состоянии покоя на поверхности, пришвартованная у причала, или, как ее еще называют, "у стенки", матово-черная боевая рубка "Завоевателя" возвышалась на 30 футов над его изогнутой палубой, но, подобно айсбергу, огромная часть его корпуса, 265 футов в длину и 30 футов в диаметре, все еще была скрыта ниже ватерлинии. Почти на одном уровне с носовой палубой, на самом деле узкий проход шириной около 6 футов, и примерно на четверть длины судна позади носа находились два гидроплана, которые выступали наружу, как короткие, обрубленные крылья, с обеих сторон. Дальше за кормой от его кормы виднелся только еще один черный плавник, торчащий из воды, который был видимой частью крестообразного хвостового оперения, с вертикальным рулем ниже ватерлинии, еще двумя горизонтальными гидропланами и одним большим пропеллером, который вел судно по воде со скоростью почти 30 миль в час. У "Завоевателя" не было острого носа, чтобы рассекать волны, как у эсминца, или даже как у более старой подводной лодки, такой как подводная лодка времен Второй мировой войны. Его носовая часть изогнулась и исчезла в море, скрыв сонарные приемники, установленные на носу и бортах, и шесть торпедных аппаратов, направленных вперед. Даже находясь на поверхности, около 85% объема атомной подводной лодки остается скрытым под водой. После спуска на воду подводные лодки лишь неохотно признают существование жизни над волнами.
HMS Conqueror был самым современным воплощением типа военного корабля, который существовал на протяжении всего двадцатого века и всегда нес с собой атмосферу незаконности. Подводники считались отвратительной пиратской шайкой, сама природа судов, на которых они плавали, заключалась в том, что они были незаметны и действовали исподтишка, грабя честное, беззащитное торговое судоходство. Они оказались очень эффективным оружием в Первой мировой войне, когда подводные лодки германского флота нанесли ущерб морской торговле Великобритании, их репутация была подтверждена успехом в потоплении ничего не подозревающих пассажирских и торговых судов. ", когда подводная лодка торпедировала лайнер, "Лузитания это было расценено как бессердечный и ненужный акт, который нанес ущерб отношениям Германии с нейтральными на тот момент Соединенными Штатами. Однако подводный флот Германии был больше, чем просто успешным торговым рейдером. Угроза, которую подводные лодки представляли для надводных военных кораблей, сильно давила на британское адмиралтейство, и их скрытое присутствие в Северном море удерживало флот метрополии королевских ВМС в порту в первые два года войны. Адмирал "Джеки" Фишер, великий модернизатор королевского флота и создатель огромных, тяжело вооруженных и бронированных дредноутов, пророчествовал, что подводные лодки произведут революцию в ведении войны на море, и страх, который подводные лодки внушали британским адмиралам, казалось, подтверждал его слова.
Постепенно военно-морские инженеры начали разрабатывать способы противодействия угрозе, которую представляли подводные лодки, и баланс преимуществ снова сместился в сторону надводных военных кораблей. Линкоры строились с броневой обшивкой вдоль бортов и большими выпуклостями по ватерлинии, которые должны были уменьшить повреждения, наносимые взрывающимися боеголовками торпед. Наука обнаружения звука развивалась, и Asdic, как называли его британцы, или гидролокатор, как его называли в других странах, оказался способным обнаруживать затопленные подводные лодки. После обнаружения они были недостаточно быстры, чтобы обогнать военный корабль, такой как эсминец или фрегат, который мог покрыть весь район моря фугасными глубинными бомбами.
У подводных лодок была и другая, фатальная слабость. Им приходилось постоянно всплывать на поверхность либо для пополнения запасов воздуха для экипажа, либо передвигаться по поверхности на дизельном топливе, чтобы подзарядить огромные батареи, питавшие их под водой, и, следовательно, как гидролокаторное обнаружение, так и бортовой радар значительно уменьшили их угрозу. Во время Второй мировой войны ВМС Германии разработали мачту со шноркелем, которая всасывала воздух и выпускала выхлопные газы, чтобы подводные лодки могли запускать свои дизельные двигатели, находясь под водой на перископной глубине. Однако бортовой радар был быстро усовершенствован для обнаружения трубки, торчащей над волнами. К 1945 году, когда война подошла к концу, почти половина немецких подводных лодок, потопленных союзниками, была обнаружена самолетами, когда они двигались на поверхности или погружались на перископную глубину; другая половина была потоплена военными кораблями с очень близкого расстояния с использованием глубинных бомб.
В последние годы Второй мировой войны германский флот провел большую работу в попытке устранить растущую уязвимость своих подводных лодок. Было ясно, что им нужно было развивать большие скорости под водой и меньше зависеть от кислорода из атмосферы. В 1930-х годах была разработана система, использующая перекись водорода в качестве топлива. Перекись водорода разлагается, выделяя кислород и тепло, и были разработаны прототипы, рассчитанные на достижение скорости в 25 узлов под водой – достаточной, чтобы обогнать надводное судно в бурном море. К концу войны в Европе эти подводные лодки все еще находились на стадии строительства и так и не были приняты на вооружение. С перекисью водорода в качестве топлива было много проблем, несмотря на кажущиеся преимущества, которые она могла бы предложить. Это химическое вещество было сложным в хранении и транспортировке, и оно было чрезвычайно летучим и взрывоопасным при контакте с морской водой. Королевский флот проявил большой интерес к этой трофейной немецкой технологии после войны и построил подводную лодку под названием HMS Explorer, работавшую на перекиси водорода. Его прозвали HMS Exploder .
Однако Вторая мировая война ознаменовалась другим развитием событий: ядерной энергией, продуктом атомной физики. Его разрушительная природа как оружия проявилась в бомбах, сброшенных на японские города Хиросиму и Нагасаки, но у него был более многообещающий аспект, когда его использовали в реакторе, где энергия распадающихся атомов была более контролируемой.
Быстро стало очевидно, что здесь был источник энергии, для горения которого не требовался воздух, и он был практически неограничен. Его потенциалом воспользовался адмирал США Хайман Г. Риковер, который быстро организовал масштабный проект по созданию реактора, который можно было бы устанавливать на военные корабли и подводные лодки. Результатом этих усилий стала спущенная на воду в 1955 году первая атомная подводная лодка - " Наутилус " , названная в честь подводной лодки с таинственным двигателем из научно–фантастического романа Жюля Верна "Двадцать тысяч лье под водой " . Современный Наутилус быстро продемонстрировал свои уникальные возможности, столь же впечатляющие, как и все, что представлял себе Верн. Совершив кругосветное плавание, не поднимаясь на поверхность, совершив опасные путешествия под ледяной шапкой Арктики к Северному полюсу, атомная подводная лодка стала таким же революционным военным кораблем, каким был дредноут адмирала Фишера сорок девять лет назад.
Установка ядерных реакторов на подводных лодках снова перевернула битву между надводными военными кораблями и подводными лодками с ног на голову. Огромная мощность атомной электростанции преобразила дизельные подводные лодки Второй мировой войны, сделав устаревшими эсминцы, фрегаты и корветы, которые были звездами охраны конвоев и которые фигурировали в классических фильмах о войне, таких как "Жестокое море". Подводные лодки теперь могли легко обгонять не только большинство надводных военных кораблей, но и недавно разработанные противолодочные торпеды. Ядерная энергия также означала, что подводной лодке больше никогда не нужно всплывать во время патрулирования. Энергии было более чем достаточно, чтобы обеспечить охлаждение больших запасов продовольствия, установки для опреснения пресной воды, ее подогрев для душа и приготовления пищи, а также электролиз воды для обеспечения экипажа кислородом и чистым воздухом. Единственным эффективным способом определить местонахождение подводной лодки было обнаружение звука, который она издавала, когда двигалась глубоко под поверхностью океана. Атомные подводные лодки типа "Наутилуса" могут крейсировать месяцами подряд, и самым слабым звеном сейчас является экипаж и пределы его выносливости.
Королевский военно-морской флот также начал исследовать возможность использования ядерных реакторов для кораблей и подводных лодок, но этому препятствовал тип реакторов, которые британское управление по атомной энергии разрабатывало для выработки электроэнергии в гражданских целях. Это были тяжелые, громоздкие реакторы с газовым охлаждением, и оказалось невозможным сделать их достаточно маленькими для использования в море. К 1953 году военно-морской флот начал присматриваться к более простым конструкциям, таким как реакторы с водяным охлаждением под давлением, которые строились в США; но запуск "Наутилуса" показал, насколько далеко продвинулись достижения ВМС Соединенных Штатов по сравнению с британскими.
Однако помощь была под рукой. В 1957 году Соединенные Штаты предложили поделиться своей технологией и поставили британскому правительству комплектный морской реактор и энергетическую установку.
Первая британская атомная подводная лодка, затем HMS Dreadnought, названная в честь революционного линкора адмирала Фишера 1906 года, была введена в строй через несколько лет после "Наутилуса", в апреле 1963 года. Передняя часть лодки была спроектирована и построена на верфи "Виккерс" в Барроу-ин-Фернесс, но ядерный реактор и большая часть оборудования, окружающего его, были поставлены Соединенными Штатами. "Дредноут" быстро продемонстрировал, на что он способен, совершив путешествие из Розайта в Сингапур и обратно на расстояние 26 545 миль в затопленном состоянии.
Следующая атомная подводная лодка, Valiant, которая будет построена в Великобритании, снова была продуктом верфей Виккерс, и на этот раз ядерный реактор был построен и поставлен компанией Rolls-Royce. "Valiant" никогда не был полностью успешным, но последующие проекты, из которых "Conqueror" был четвертым в серии, отличались все большим совершенствованием механизмов, формы корпуса и других технологий. Британские разработки были направлены на снижение передаваемого шума насосов для подачи охлаждающей воды и теплообменников, которые были характерны для ядерных реакторов. Реактор, парогенерирующая установка, турбины и редуктор были размещены на металлическом плоту, который был изолирован от основного корпуса резиновыми и гидравлическими креплениями. Реакторы теперь полностью проектировались и строились британскими компаниями, а торпедные аппараты были модифицированы для использования современной торпеды с проводным наведением под названием Tigerfish.
Следующим усовершенствованием конструкции Conqueror стал новый класс подводных лодок, класс Swiftsure, которые были быстрее, могли погружаться глубже и были оснащены двигательной установкой с водяным насосом, которая представляла собой многолопастный винт внутри корпуса, вращающийся между двумя неподвижными наборами лопастей, подобно турбине. Это сделало кормовую часть подводной лодки намного тише. К 1982 году пять из этих подводных лодок поступили на вооружение.
Атомные подводные лодки привыкли быстро реагировать на чрезвычайно опасные операции. Типичный инцидент, хотя и в британских водах, произошел с "Завоевателем " . Судно было пришвартовано в Фаслане в канун Нового 1972 года, когда его затопило. Ей было приказано выследить судно, которое подозревалось в контрабанде оружия для ИРА в Северной Ирландии, и по возвращении с этого задания несколько недель спустя, по словам ее тогдашнего штурмана Роджера Лейн-Нотта, "Мы были в авангарде складывающейся ситуации с русскими в северо-восточной Атлантике". Была обнаружена российская подводная лодка, входящая в Атлантику, и подозревалось, что она находится в районе внутреннего Клайда.
Было жизненно важно обеспечить безопасность лодки "Поларис", и нас послали идентифицировать ее и преследовать. В то время не существовало реальной системы командования и контроля, и нашими правилами ведения боевых действий были просто ‘убери это’. В значительной степени это зависело от нас.
"Завоеватель" обнаружил российскую подводную лодку и подтвердил, что это была субмарина класса "Виктор". Было сложнее понять, как убедить российскую субмарину уйти: ‘Мы проходили близко, менее чем в 1000 ярдах, используя активный гидролокатор, чтобы он знал, что мы его обнаружили, на скорости 28 узлов’. Общая скорость приближающихся подводных лодок составляла около 60 миль в час, а в стесненных условиях и на мелководье, при наличии только гидролокатора для наведения, легко понять, как подобный инцидент мог привести к смертельному столкновению. Тот факт, что этого не произошло, был свидетельством способностей командира и членов экипажа." Никому не давали командовать подводной лодкой без прохождения специальных квалификационных курсов для командиров подводных лодок, известных как "Погибающий", потому что во время прохождения курса надежды стольких подводников на командование рухнули. Но в результате появились командиры подводных лодок, которые сталкивались с чрезвычайно стрессовыми ситуациями и были в высшей степени уверены в своих силах. Они также знали, на что способна их подводная лодка и ее оборудование. "Завоеватель в конце концов убедил советского капитана подводной лодки уйти, но этот инцидент выявил отсутствие надлежащей системы командования и контроля. В течение года после этого столкновения управление подводными лодками "Поларис" и "хантер-киллер" было централизовано в штаб-квартире НАТО в Нортвуде, пригороде северного Лондона.
Таким образом, в свете предыдущих миссий "Завоевателя" срочный телефонный звонок дежурному офицеру подводной лодки, пришвартованной в гавани, не был чем-то необычным, но поступивший 30 марта 1982 года приказ "готовиться к войне", безусловно, был таким. Коммандер Дэвид Холл был крайне обеспокоен. "Завоеватель" завершил длительное патрулирование в Баренцевом море, прежде чем пересечь Атлантику и отправиться в район подводных учений на Багамах. Подводной лодке шел десятый год службы, и она остро нуждалась в периодическом пребывании в порту для технического обслуживания. Команда коммандера Холла уже приступила к работе над оборудованием для управления реактором и главной двигательной установкой, часть из которых уже была разобрана на части. Старшина Чарли Фой, который жил на лодке, вспоминает, что большая часть оборудования уже была вывезена на берег для разборки и чистки. Теперь им предстояло обратить этот процесс вспять, и быстро.
Первой задачей было вернуть оставшихся офицеров и экипаж из отпуска, а затем выработать наилучший способ сократить запланированную пятинедельную программу технического обслуживания. Штурман лейтенант Джонатан (Jonty) Пауис жил в Фаслане со своей женой, которая ожидала ребенка в мае. Он быстро вернулся на судно и начал составлять список членов экипажа и их контактные данные. Дежурный офицер по операциям на Фаслейне уже позвонил некоторым офицерам. Лейтенант-коммандер Тим Макклемент, заместитель командира "Завоевателя", покинул Фаслейн за день до этого.
Я сел в машину со своей женой и шестимесячным ребенком, и мы проехали весь путь до Бата, чтобы встретиться с моими родителями, с которыми собирались провести Пасху. Мы, конечно, приехали, и первое, что сказал мой отец, было: ‘Звонил ваш дежурный офицер – вам нужно возвращаться’. И я сказал: ‘Ну, я слишком устал – я только что проделал весь этот путь’. Итак, я лег спать на четыре часа, затем оставил жену и сына, позаимствовал машину моей матери и проделал весь обратный путь сам. Я предположил, что нас отправили на северную лодку. И я только что бросил свою жену и маленького ребенка.
Найти других членов экипажа было не так-то просто. Некоторым из них не звонили с приказами возвращаться на Фаслейн до 1 апреля, и эти сообщения часто воспринимались как первоапрельская шутка. Грэм Либби, один из водолазов "Завоевателя" и старший оператор гидролокатора, служивший на подводной лодке с 1979 года, находился дома в Портсмуте, поскольку одним из первых отправился в отпуск.
Я пробыл там всего несколько дней, когда раздался стук в дверь, и там стоял этот полицейский и говорил: ‘Вас отозвали. Возвращайтесь на лодку’. Это было утром первого апреля, когда он постучал в дверь, и я подумал, что это розыгрыш, первоапрельское дурачье, поэтому я позвонил на яхту в Фаслейн, и они сказали: ‘Да, это правда – вас отозвали’. Когда я добрался туда, там была просто кипучая деятельность. На причале были склады, была полная загрузка нового оружия, все бегали вокруг, и я подумал, что это не заводная игра, это не учения, здесь что-то происходит.
К тому времени, когда Грэм Либби прибыл в Фаслейн, все офицеры и большая часть экипажа отчаянно пытались собрать запасы для войны, а также выяснить, в чем заключалась их миссия и как они должны были ее выполнять. Запасаться для войны означало брать на борт в два раза больше провизии, чем было необходимо для обычного патрулирования. Процесс включал в себя настил из двойного настила, когда банки с едой размещались на палубах, а затем поверх банок укладывался оргалит в качестве временного пола. Как объяснил Грэм Либби:
У вас все равно мало места над головой; теперь вы ограничены пятнадцатидюймовым слоем консервов. Поэтому вы едите, не поднимаясь с пола, когда все свежие продукты исчезли или погибли. Даже просто глядя на все эти дополнительные блюда, вы знали, что собираетесь надолго.
Фаслейн, на самом деле, был чрезвычайно занят. HMS Splendid была отозвана с задания по обнаружению советской подводной лодки в Атлантике и была пришвартована у причала с полным комплектом торпед. Его капитан, коммандер Роджер Лейн-Нотт, получил приказ двигаться к Фолклендским островам с максимально возможной скоростью:
Я получил сигнал от Первого морского лорда с подробным описанием событий в Южной Атлантике. Нам пришлось снять русскую подлодку, вернуться в Фаслейн и пополнить запасы. Я прибыл примерно в девять или десять вечера, мы загрузились и восемнадцать часов спустя отплыли в обстановке некоторой секретности.
К этому времени большинству экипажа "Завоевателя" стало ясно, что на Фолклендах возникла какая-то проблема с аргентинцами, и именно туда они направлялись. За неделю до телефонного звонка Дэвиду Холлу в новостях появились сообщения о том, что какие-то аргентинские солдаты или рабочие – было неясно, кем они были в точности, – высадились на отдаленном острове посреди Южной Атлантики под названием Южная Джорджия, который был британской территорией, и подняли аргентинский флаг. Теперь появились неподтвержденные слухи о том, что аргентинские военные корабли направлялись к Фолклендским островам – еще одному британскому владению с населением в две тысячи британских граждан – с намерением вторгнуться на них. Казалось, в этих событиях не было никакой логики, и было трудно понять, как "Завоеватель" мог как-то повлиять на то, что происходило в 8000 милях от него. Многим людям потребовалось некоторое время, чтобы понять, где находятся Фолклендские острова. Один член экипажа вспоминал, как подумал: ‘Что аргентинцы делают у берегов Шотландии?’
Командир "Завоевателя", коммандер Кристофер Рекорд-Браун, был новичком на лодке и подумал, что у него, возможно, будет время познакомиться с командой, многие из которых, такие как Грэм Либби или писатель-старшина Колин "Медведь" Уэй, прослужили на лодке несколько лет. Как кто-то заметил, ‘Он едва ли знал имена членов кают-компании, не говоря уже о ком-либо из младшего рядового состава’. Но теперь он устраивался на совещаниях на берегу, пытаясь узнать как можно больше подробностей о своей миссии и испытывая сильное давление, требующее как можно быстрее выйти в море. Его беседы с Дэвидом Холлом были напряженными, поскольку инженер боролся против дальнейшего сокращения его чрезвычайно урезанного десятидневного периода технического обслуживания, но Дэвид был поражен полным изменением отношения военно-морской бюрократии. Чтобы получить необходимые запасные части, больше не нужно было бесконечно заполнять формы и запрашивать заявки, получая ответ, что доставка займет десять недель. Вместо этого ему немедленно предложили все, что он хотел, с некоторым труднодоступным оборудованием, отправленным вертолетом, если это необходимо. Он мог бы восстановить всю лодку, если бы у него было время, но это было единственное, что было ему недоступно. Из-за постоянного давления его первоначальный пятинедельный период технического обслуживания сократился до пяти дней. Чарли Фой вспоминает этот процесс как один безумный порыв, когда на борт было поднято как можно больше оборудования на случай любой предвидимой чрезвычайной ситуации, а работы по замене механизмов продолжались двадцать четыре часа в сутки.
На атомной подводной лодке было принято, что и командир, и второй помощник должны обладать квалификацией командира, и капитан-лейтенант Макклемент также совсем недавно прошел курс командования. Как заметил один коллега, ‘Он был как вкопанный, смертельно желал проявить себя’. Однако он был всего лишь исполняющим обязанности лейтенант-коммандера, в то время как главный инженер был полноправным командиром, намного старше по званию. Когда Макклемент только присоединился Командир "Завоевателя" Холл отвел его в сторону и сказал: ‘Ты второй в команде, и я поддержу тебя в кают-компании, если ты окажешь мне услугу и выслушаешь меня, если я думаю, что могу дать тебе какой-нибудь совет’. С тех пор они хорошо ладили. Обоим было любопытно узнать, каким был их новый командир.
У лейтенант-коммандера Макклемента были и другие заботы. Однажды ночью старшина Чарли Фой возвращался на подводную лодку, когда увидел припаркованный рядом с лодкой автобус с надписью ‘Команда парашютистов Королевской морской пехоты по свободному падению", нарисованной на борту. На "Завоеватель" садилась группа SBS, Специальной лодочной службы.
Специальная лодочная служба была небольшой группой спецназа, набранной исключительно из Королевской морской пехоты. Как подразделение, они не были так известны, как другая группа спецназа, Специальная воздушная служба, или SAS. SAS стали хорошо известны благодаря своим операциям в Северной Ирландии, а совсем недавно - за их роль в захвате заложников в иранском посольстве в Лондоне в 1980 году. Группа иранских студентов, выступающих против правления лидера Ирана аятоллы Хомейни, захватила девятнадцать заложников в посольстве в Кенсингтоне. Члены SAS спустились по фасаду и задней части здания, разбивая окна, бросая светошумовые гранаты и стреляя из автоматов. Все событие, транслировавшееся в прямом эфире по телевидению, было настолько захватывающим, насколько это вообще возможно в Голливуде.
По сравнению с этим у SBS не было публичного профиля, но они считали себя такими же высококвалифицированными и участвовали в боевых действиях в Суэце, Адене, Малайзии и Индонезии. Они были сформированы после Второй мировой войны из нескольких довольно эзотерических групп. Одной из них была Специальная секция лодок, входившая в состав армейского подразделения коммандос. Затем была сформирована в 1942 году небольшая группа морских пехотинцев под названием лоцманские группы объединенных операций, которые отвечали за тайное наблюдение и нанесение на карту возможных мест высадки для вторжения союзников на Сицилию и Францию. Третьей группой, чьи подвиги были наиболее известны, был патрульный отряд королевской морской пехоты "Бум". Эта последняя группа, несмотря на свое прозаичное название, была сформирована для совершения нападений на вражеские корабли в порту. Их самой известной операцией было вторжение на каноэ в гавань Бордо с минами limpet, повредившее шесть торговых судов. В живых остались только двое, Блонди Хаслер и Нед Спаркс; мемориал десяти погибшим был установлен в штаб-квартире SBS в Пуле, Дорсет, а после войны был снят художественный фильм об этой миссии "Герои ракушки".
Различные действия этих различных групп дают хорошее представление о талантах 6SBS, которые появились на причале на HMS Conqueror . 6SBS, возглавляемые своим командиром Дэвидом Хивером, также состояли из уоррент-офицера и трех военнослужащих по четыре человека, что составило четырнадцать дополнительных спальных мест, которые нашел Тим Макклемент. В довершение своих проблем Макклемент получил еще один сигнал, в котором говорилось, что он должен ожидать высадки еще тридцати шести человек на парашютах, как только он отправится в путь. Ему пришлось сидеть в кают-компании с офицерами-оружейниками и инженерами и прикидывать, с каким небольшим экипажем лодки они могли бы выйти в море, чтобы разместить дополнительных людей.
Этот отряд SBS участвовал в зимних и горных учениях в Норвегии, и ему было приказано направляться прямо в Фаслейн, оставив большую часть своего снаряжения и оружия следовать за ним. СБС может осуществлять широкий спектр действий, от саботажа до разведки и наблюдения, и Уайтхолл мобилизовал все силы специального назначения, включая SAS, исходя из принципа, что их необходимо доставить на Фолклендские острова как можно скорее; о своей конкретной миссии они могут позаботиться позже. Следовательно, 6SBS получили партию оборудования, которое не только заменило то, что они оставили в Норвегии, но и позволило бы им выполнить любую задачу, которую им могли бы поручить. Появились новые личные пистолеты и пистолеты-пулеметы с глушителем, из которых они никогда даже не стреляли в тестовом режиме. Там были фугасные мины, подрывные заряды, ручные гранаты, ракетные установки, универсальные пулеметы и боеприпасы всех калибров. Там было водолазное снаряжение, позволяющее пользователю оставаться под водой в течение длительного периода времени, надувные лодки и подвесные моторы, даже зимние камуфляжные костюмы и лыжи. Все было загружено в торпедное отделение "Завоевателя" через люк для загрузки оружия в носовой части корпуса. По мнению Чарли Фоя, именно лыжи выдали игру: ‘Я подумал, зачем команде парашютистов свободного падения лыжи?’
Всего SBS доставила на борт 9 тонн оборудования. К Тиму Макклементу обратился главный старшина, который указал, что вся взрывчатка и боеприпасы не могут быть погружены на судно, поскольку по правилам каждый вид оружия должен храниться в шкафчике своего типа.
Первое военное решение, которое я принял [вспоминает Макклемент], состояло в том, чтобы взять правила, положить их поверх девяти тонн оборудования и сказать ему, что мы можем сказать, что взрывчатка подпадает под правила. И вот как это должно было произойти. Многие правила должны были быть нарушены и проигнорированы.
Оборудование создавало другие проблемы для лейтенант-коммандера Макклемента. Как первый лейтенант, он отвечал за дифферент подводной лодки, то есть за ее общий вес и положение в воде. На подводной лодке это гораздо важнее, чем на надводном корабле. По словам Макклемента, это автоматическое, почти инстинктивное действие для подводника - проверять отметки осадки на корпусе субмарины каждый раз, когда он поднимается по трапу: ‘Я никогда не видел, чтобы кто-нибудь на надводном корабле беспокоился."Подводная лодка должна обладать нейтральной плавучестью, чтобы в случае отключения реактора по какой-либо причине подводная лодка останется на заданной глубине; крайне нежелательно, чтобы она затонула, а также всплыла на поверхность. Вес всего, что поднимается на борт или покидает подводную лодку, тщательно контролируется первым лейтенантом, включая членов экипажа. "Завоеватель" уже погрузила большое количество продовольствия и других предметов первой необходимости, включая 1000 рулонов туалетной бумаги, 35 фунтов хозяйственного мыла, 49 000 листов бумаги для ксерокса и 22 рулона кальки для чертежного стола в рубке управления. В дополнение к запасному оборудованию экипажа, у них теперь было дополнительно 9 тонн оборудования для SBS. Избыточный вес лодки составлял 20 тонн – не такая уж большая величина, но на подводной лодке почти нет права на ошибку.
HMS Conqueror был готов выйти в море в воскресенье, 4 апреля. Судно медленно отошло от причала и направилось в глубокие воды острова Арран, чтобы совершить пробное погружение. Коммандер Рекорд-Браун приказал подводной лодке погрузиться на 75 футов, затем подняться на 60 футов – маневр, известный как "раскачивание пузыря", – чтобы очистить балластные цистерны от воздуха. Затем, когда все люки и отсеки сообщили об отсутствии утечек, "Завоеватель" всплыл еще раз. Они собирались пропарить Ирландское море на поверхности, чтобы как можно быстрее преодолеть его. Кроме того, поскольку у SBS был совершенно новый набор вооружения, они собирались произвести пробный выстрел с верхней части боевой рубки, или плавника. Это было полным нарушением правил безопасности, но Тим Макклемент знал, что это не последнее постановление мирного времени, которое они проигнорировали. У него было только одно замечание: "Не стреляйте по Ирландии, ребята – убедитесь, что вы стреляете по Уэльсу". Так что "Завоеватель" шел полным ходом, носовая волна разбилась высоко над носовым корпусом, а морские пехотинцы SBS по очереди поливали море пистолетным и пулеметным огнем. Они направлялись на юг – куда и что делать, они все еще не знали.
В течение многих лет "Завоеватель" и ее команда как можно быстрее продвигались на север, чтобы перехватить советскую подводную лодку, выследить ее, записать малейший издаваемый ею звук; затем иногда, чтобы напомнить русскому командиру, кто здесь главный, они выдавали свое присутствие, прежде чем ускользнуть. Или они осторожно вошли бы в советские территориальные воды, постепенно приближаясь к военной базе или порту в Баренцевом море, зная, что в случае их обнаружения начнется опасная погоня с российским подводным или надводным военным кораблем. Они изо дня в день тренировались для того времени, когда холодная война с Советским Союзом превратилась в горячую. Но теперь они направлялись в неизвестность. Как сказал коммандер Роджер Лейн-Нотт о своем плавании на юг на HMS Splendid тремя днями ранее, это была не та война, не с тем врагом.
2
СЮЖЕТ
ПРИЧИНА, ПО КОТОРОЙ HMS Conqueror направлялся на юг по Ирландскому морю, пули из различных видов стрелкового оружия рикошетили от воды, заключалась в том, что длительный дипломатический спор между Великобританией и Аргентиной о группе небольших островов в 8000 милях от Лондона привел к кровопролитию.
Фолклендские острова, или Мальвинские острова, как называют их аргентинцы, состоят из двух основных островов, разделенных каналом, который проходит примерно с юго-запада на северо-восток. Эти острова, Восточный Фолкленд и Западный Фолкленд, окружены бесчисленным количеством небольших островов и скальных выступов, а их побережья изрезаны множеством бухт и заливчиков. Они лежат на 51 градусе южной широты, в 59 градусах к западу от Гринвича и в 300 милях к востоку от южной оконечности Аргентины. Большая часть из примерно двух тысяч жителей, которые в основном являются потомками британских поселенцев, проживают на Восточном Фолкленде, а крупнейшим населенным пунктом здесь является Стэнли, городок на самой восточной оконечности острова. На то, что команда "Завоевателя" собиралась делать в Южной Атлантике, хотя они еще не знали этого, повлияло не только аргентинское вторжение на эти два острова, но и то, как это вторжение разворачивалось.
Все, что касается Фолклендских островов, открыто для споров. Сэмюэл Джонсон писал, что они были "мрачным уединением, островом, заброшенным от использования человеком, штормящим зимой и бесплодным летом… где гарнизон должен содержаться в состоянии, которое с завистью созерцает сибирских изгнанников.’Другие говорили, что климат, хотя зимой и холодный, относительно мягкий, а средняя температура на островах действительно выше, чем в Великобритании.
Существуют даже разные версии открытия Фолклендских островов в шестнадцатом веке. В некоторых источниках утверждается, что впервые их увидел Америго Веспуччи в 1502 году; в других говорится, что впервые с ними столкнулось судно одной из экспедиций Магеллана. С другой стороны, их впервые обнаружил британский корабль в 1592 году или, возможно, сэр Ричард Хокинс двумя годами позже. Однако существует редкое единодушие в том, что впервые они были названы ‘Себальдами’ голландским моряком Себальдом ван дер Веентом в 1600 году.
Первая высадка на их безлесной местности была осуществлена капитаном Королевского флота Джоном Стронгом в 1690 году, и именно он назвал пролив между двумя крупными островами в честь Энтони Кэри, 5-го виконта Фолкленда, который позже стал первым морским лордом. Прошло еще семьдесят лет, прежде чем к Фолклендам проявили какой-либо дальнейший интерес, и на этот раз это были французы, которые первыми поселились на них – на Восточном Фолкленде в 1764 году – назвав их Малуинцами, потому что многие из этих французских поселенцев прибыли из порта Сен-Мало в Бретани. Эта попытка оккупировать острова вызвала гнев испанского правительства, которое посчитало, что ранее игнорировавшийся архипелаг был настолько близок к их обширной империи в Южной Америке, что на законных основаниях входил в сферу их интересов, и они решительно возражали против французского присутствия. Французы уступили, и в 1766 году поселение официально передали Испании. Затем испанцы передали острова под юрисдикцию провинции Буэнос-Айрес, и испанец дон Фелипе Руис Пуэнте стал губернатором островов, а Малуины стали испанскими Мальвинскими. Это был первый зарегистрированный случай попытки установить какой-либо законный суверенитет над островами.
На этом история могла бы закончиться, если бы коммодор Джон Байрон не прибыл на остров Западный Фолкленд примерно в то же время, когда французы обосновались на Восточном Фолкленде, и не заявил права на его принадлежность Британии. Год спустя британское поселение было основано в Порт-Эгмонте на острове Сондерс в Западном Фолкленде, в явном неведении о французской попытке колонизации на территории нынешнего Стенли и перед лицом возражений Испании.
Британский аванпост просуществовал четыре года, в течение которых Великобритания и Испания обменивались дипломатическими письмами о законности поселения, пока в 1770 году испанцы не предприняли решительных усилий, чтобы закрыть вопрос об управлении островами раз и навсегда. Они послали силы из 1400 солдат при поддержке пяти военных кораблей, чтобы изгнать британцев и уничтожить Порт Эгмонт. Однако эта экспедиция оказалась не такой решительной, как надеялись испанские власти на материке. Британские поселенцы ушли, но британское правительство пригрозило войной, и испанское правительство разрешило поселенцам вернуться в следующем году, заявив при этом, что при этом Испания не меняет своих притязаний на суверенитет. Три года спустя британская колония была добровольно закрыта, потому что ее поддержка стала слишком большой тратой британских ресурсов в то время, когда прилагались все усилия, чтобы удержать колонии в Северной Америке.
В очередной раз Фолкленды были забыты, поскольку европейские империи сражались друг с другом за преимущество в других частях света, а сама Испания стала полем битвы в глобальном конфликте между Великобританией и Францией. Когда Испания была оккупирована войсками Наполеона, испанские колонии в Южной Америке воспользовались возможностью, чтобы захватить свою свободу. В 1810 году Соединенные провинции Рио-де-ла-Плате провозгласили свою независимость от Испании и в конечном итоге в 1816 году провозгласили себя страной Аргентина, заявив права на все те земли и территории, которые когда-то находились под юрисдикцией испанских властей в Буэнос-Айресе, как Фолклендские или Мальвинские острова. Именно на этом основано последующее заявление о суверенитете Аргентины.
Но одно дело заявлять о суверенитете; совсем другое дело им пользоваться. Все попытки Аргентины навязать свою власть над островами приводили к конфликту с более могущественным государством и заканчивались разочарованием. В 1829 году новое аргентинское правительство в Буэнос-Айресе предоставило Луи Верне, как военному губернатору островов, право основать колонию и зарабатывать деньги на торговле шкурами, мясом, шерстью и тюленьими шкурами. Британия направила дипломатическую ноту протеста, но больше ничего не сделала. Однако Верне приказал арестовать несколько рыболовецких судов Соединенных Штатов, утверждая, что они вели промысел в аргентинских водах без соответствующих лицензий аргентинского правительства. Это привело к возмездию со стороны Соединенных Штатов в виде военного корабля USS Lexington, который отправился на Фолклендские острова в 1831 году, арестовал жителей и опустошил поселение, разрушив все здания.
Почувствовав благоприятную возможность, Адмиралтейство в Лондоне направило к островам два британских военных корабля, которые прибыли в декабре 1832 года. В то же время аргентинское правительство направило свою собственную канонерскую лодку и нового военного губернатора, но силы под его началом взбунтовались, и он не смог оказать сопротивление Королевскому флоту или предотвратить высадку британских войск и присоединение Фолклендских островов к Великобритании.
В жестоко сжатом объяснении своих действий британское правительство написало:
Британское правительство в свое время считало нецелесообразным содержать какой-либо гарнизон на этих островах: теперь оно изменило свои взгляды и сочло уместным разместить там пост. Его Величество не подотчетен ни одной иностранной державе по причинам, которыми он может руководствоваться в отношении территорий, принадлежащих Британской короне.
Фолклендские острова стали еще одной красной точкой на глобальной карте Империи, и в то время лишь немногие страны, конечно не Аргентина, были готовы навязать войну Британии. Однако дипломатически, путем обмена нотами и письмами, правительство Аргентины выразило протест и продолжало делать это.
С окончанием Второй мировой войны мощное антиколониальное движение привело к демонтажу большинства империй европейских государств. Мало того, что существовало большое и мощное требование независимости и самоопределения, но старые имперские державы, особенно Британия, сочли издержки, связанные с сохранением империи, слишком большими, чтобы их нести. В Аргентине военный переворот 1943 года привел к власти молодого полковника Хуана Перонина. В 1946 году он был избран президентом на основе политики национального возрождения и начал поднимать вопрос о Фолклендах в недавно созданной Организации Наций. Аргентинская политика стала чрезвычайно жестокой в 1950-х годах, когда вооруженные силы, особенно военно-морской флот, пытались свергнуть правительство Пера óн. В июне 1955 года самолеты ВМС разбомбили митинг перонистов на главной площади Пласа-де-Майо в Буэнос-Айресе, убив 364 мирных жителя в результате неудавшегося военного переворота; еще один переворот в сентябре того же года привел к отстранению Перониста от власти.#243;н.
Однако, что бы ни случилось с правительством Аргентины, претензии на Мальвинские острова рассматривались в Организации Объединенных Наций, и в 1965 году Аргентина успешно добилась принятия Генеральной Ассамблеей резолюции, призывающей Великобританию и Аргентину к переговорам о мирном решении проблемы Фолклендских островов. Позиция британского правительства заключалась в том, что они не могли игнорировать эту резолюцию, и они действительно не хотели бы этого, но они также не могли немедленно согласиться с требованиями Аргентины. Они придерживались мнения, что первостепенными являются пожелания и право на самоопределение коренного населения. Это была важная тактика ведения переговоров, поскольку она помогла защитить британские интересы в других спорах о владениях, таких как Гибралтар, Белиз и Северная Ирландия. Население Фолклендских островов было небольшим, но почти полностью состояло из людей, которые могли проследить свою родословную на протяжении нескольких поколений до поселенцев британского происхождения. То, что эти поселенцы были полны решимости оставаться британцами, было чем-то, о чем британскому правительству лишь постепенно стало известно.
Между представителями Британии и Аргентины начались переговоры, но вскоре они натолкнулись на риф проблемы интересов фолклендцев. Аргентинское правительство не хотело ничего меньшего, чем полной передачи суверенитета, но эффект от любой оговорки, введенной Британией, которая была направлена на защиту или сохранение прав, которыми пользуются островитяне в соответствии с существующими договоренностями, неизбежно привел бы к ослаблению контроля Аргентины. Переговоры также не удалось сохранить в секрете от островитян, и чем больше они беспокоились о переговоры между британским правительством и Аргентиной, тем больше проблема становилась внутриполитическим вопросом в Великобритании. Жители Фолклендских островов смогли через компанию Фолклендских островов, которой принадлежало более половины ферм на острове, пролоббировать ряд закулисных депутатов парламента и побудить их начать задавать неудобные вопросы различным министрам Кабинета. Проблема британского правительства заключалась в том, что оно не могло предложить аргентинскому правительству полный и неограниченный суверенитет, но в то же время оно не могло категорически отказаться обсуждать этот вопрос, потому что оно не желало принимать военную и финансовую логику полной приверженности жителям Фолклендских островов и их обороне.
Таким образом, в течение нескольких лет переговоры поддерживались дискуссиями об улучшении транспортного сообщения между островами и материком и различными визитами на острова министров британского правительства с целью убедить островитян видеть свое будущее в составе Аргентины. Эта тактика потерпела неудачу, потому что она так и не принесла ничего, что удовлетворило бы аргентинское правительство, и в то же время встревожила островитян и тем самым вызвала проблемы в Вестминстере. Их единственным преимуществом было то, что они привели к бесконечным отсрочкам решения проблемы, но это произошло ценой растущего неверия в умах аргентинских переговорщиков относительно возможности когда-либо разрешить спор.
Сменявшие друг друга британские правительства предпринимали усилия, чтобы выйти из тупика. В 1976 году лейбористское правительство под руководством Джеймса Каллагана назначило старшего пэра лейбористов, лорда Шеклтона, посетить Фолкленды и подготовить доклад, в котором рассматривалось бы долгосрочное экономическое будущее островов. Надежда, непосредственно выраженная Шеклтону, заключалась в том, что такой отчет поможет убедить островитян в том, что у сообщества, привязанного к Великобритании, находящейся в 8000 милях от них, нет будущего. Выбор лорда Шеклтона был странным. Он был сыном знаменитого полярного исследователя Эрнеста Шеклтона, который был похоронен на маленьком острове Южная Джорджия в 700 милях к востоку от Фолклендских островов. HMS Endurance, вооруженный ледовый патрульный корабль, который регулярно посещал Фолклендские острова и патрулировал район, в целом являясь видимым символом британских интересов, был назван в честь собственного корабля Эрнеста Шеклтона, который застрял во льдах моря Уэдделла у берегов Антарктиды и затонул в 1915 году. Имя Шеклтона, возможно, и вселяло уверенность в жителей Фолклендских островов, но оно определенно не было рассчитано на то, чтобы произвести впечатление на аргентинское правительство, которое связывало его со всем, что они находили нежелательным в присутствии Великобритании в регионе.
На визит лорда Шеклтона на Фолклендские острова также повлиял политический хаос в Аргентине. Перон, который снова пришел к власти в 1973 году, был мертв, и военные готовились к возможному перевороту. Правительство Аргентины заявило Великобритании, что не будет предлагать лорду Шеклтону и его команде никаких удобств или помощи в поездке на Фолкленды; они рассматривают его визит как провокацию и отзывают своего посла в Лондоне. Отчет, подготовленный Шеклтоном, также не был хорошей новостью для правительства Каллагана. Он утверждал, что при достаточном количестве денег из Великобритании, Фолклендские острова могут иметь многообещающее экономическое будущее. Он рекомендовал удлинить взлетно-посадочную полосу аэропорта в Стэнли и развивать рыболовство как альтернативную отрасль сельскому хозяйству. Затраты были бы высокими – слишком высокими для населения всего в две тысячи человек, – но правительство также понимало, что доклад нанес им удар в лицо: это укрепило бы решимость островитян оставаться британцами, а также подтвердило бы мнение аргентинского правительства о том, что переговоры были не более чем британской тактикой затягивания.
Во время визита Шеклтона на Фолклендские острова было указание на то, с какой стороны дул ветер в Буэнос-Айресе. Королевское исследовательское судно – возможно, неизбежно названное "Шеклтон" – проводило научную съемку в антарктических водах. В шести часах пути от Порт-Стэнли судно было перехвачено аргентинским эсминцем "Альмиранте Сторни" и приказано остановиться. Этот приказ был проигнорирован только для того, чтобы за ним последовало другое указание изменить курс и направиться в Ушуайю, южный аргентинский порт на канале Бигл. Когда это также было проигнорировано, прозвучали два выстрела с предупреждением, что третий попадет в "Шеклтон " . Несмотря на то, что его капитан ни на что не обращал внимания, RRS Shackleton добрался до безопасной гавани в Стэнли. Было некоторое беспокойство по поводу того, как она сможет спастись, но дальнейшего противостояния не было, и она отплыла на север в сопровождении "Эндьюранс " .
Однако этот инцидент британское правительство не могло проигнорировать. Это было свидетельством того, что в аргентинской политике в отношении Фолклендских островов произошли фундаментальные изменения, вызванные военным переворотом в марте 1976 года. Адмирал Эдуардо Массера, представитель военно-морского флота в военной хунте, был самым агрессивным и националистичным из военных лидеров, пришедших к власти. Военно-морской флот быстро стал ключевым игроком в механизме внутренних репрессий и в то же время принял более агрессивную политику в погоне за территориальными амбициями Аргентины. Аргентина в одностороннем порядке ввела 200-мильную морскую зону экономических интересов, и аргентинские военно-морские силы вступили в конфликт с российскими и болгарскими траулерами, которые были обнаружены на промысле в пределах этой границы, обменялись выстрелами и получили ранения. Именно Массера теперь организовал конфликт с "Шеклтоном" и занял очень жесткую позицию в отношении возвращения Фолклендских островов, полагая, что военные действия могут быть необходимы.
Изменение тактики ведения переговоров в Аргентине заставило британское правительство задуматься о том, какие у них могут быть варианты действий в случае каких-либо открытых действий против Фолклендских островов, которые, как предполагалось, приняли бы форму прекращения коммуникаций с островами. Министерство обороны полагало, что можно будет снабжать острова продовольствием и топливом, используя коммерческие суда или вспомогательные суда Королевского флота. Наличие выносливость , и отряд из тридцати семи морской пехоты на островах, хотелось бы надеяться, недопущению любых военных авантюр. Так было бы лучше, потому что британских возможностей укрепить острова практически не существовало, если не считать вывода авианосца "Арк Ройял" и его эскадрилий реактивных истребителей "Фантом". Приближался новый раунд дискуссий, и министр иностранных дел Дэвид Оуэн довольно серьезно отнесся к вопросу о военных действиях Аргентины. Он обсуждал этот вопрос в кабинете министров и убедил государственного секретаря по обороне санкционировать отправку атомной подводной лодки в этот район. HMS Dreadnought корабль должен был сопровождаться двумя фрегатами и двумя вспомогательными кораблями флота, готовыми прибыть на базу недалеко от Фолклендских островов в декабре 1977 года, когда в Нью-Йорке должны были состояться переговоры с представителями министерства иностранных дел Аргентины. С тех пор было несколько заявлений о том, что присутствие атомной подводной лодки было незаметно доведено до сведения аргентинской хунты сэром Морисом Олдфилдом, главой Секретной разведывательной службы, и что это помогло отклонить план аргентинского флота по организации вторжения. Отчеты премьер-министра того времени, сэра Джеймса Каллаган и министр иностранных дел Дэвид Оуэн расходятся во мнениях относительно того, была ли проинформирована хунта или нет, но ясно, что в Аргентине разрабатывались какие-то планы военного вмешательства, хотя в то время не было никаких доказательств того, что они дошли до стадии мобилизации сил. В любом случае переговоры в Нью-Йорке завершились довольно мирно, и в начале 1978 года в Лиме планировалось провести еще одну серию встреч. Британское правительство, однако, теперь рассматривало любые переговоры с Аргентиной в свете возможности того, что хунта может прибегнуть к некоторой демонстрации силы.
Дэвид Оуэн знал, что HMS Endurance вскоре может быть погашен, а не заменен, потому что Министерство обороны посчитало это слишком дорогостоящим. По его мнению, "Я не вижу перспективы в течение некоторого времени, что мы сможем обойтись без нее… Я Вид на выносливость , вместе с Королевской морской контингент на Фолклендах, как жизненно важные и видимого военного присутствия.’
В мае 1979 года было избрано новое британское правительство под руководством премьер-министра Маргарет Тэтчер. Это была одна из наиболее идеологически мотивированных администраций, которые были избраны со времен лейбористского правительства Клемента Эттли в 1945 году. Маргарет Тэтчер была полна решимости сократить государственные расходы, снизить налоги и ограничить власть профсоюзов. Ей пришлось сражаться со старой гвардией Консервативной партии, чтобы стать лидером, и после избрания она хотела изменить политический ландшафт Британии. Экономически Британия переживала стагнацию, с высокой безработицей и инфляцией. На международном уровне "холодная война" шла не очень хорошо. Россия увеличила свое присутствие в Африке, открыв военные базы в Анголе, и оказывала экономическую и военную помощь Афганистану, что в конечном итоге привело к советскому вторжению в декабре того же года. Однако были некоторые области, где новое правительство могло бы расчистить карты: затянувшиеся проблемы с восстанием поселенцев в Родезии и трудности из-за Фолклендских островов могли быть решены решительными действиями. Новый министр иностранных дел лорд Кэррингтон быстро приступил к решению проблемы Родезии, и конституционная конференция в Лондоне вскоре привела к урегулированию и независимости страны под названием Зимбабве. Это привело к избранию президентом, к огорчению лорда Кэррингтона и ярости депутатов-консерваторов, Роберта Мугабе, поддерживаемого Китаем лидера Африканского национального союза Зимбабве (ЗАНУ).
Николасу Ридли, государственному министру лорда Каррингтона и его представителю в Палате общин, теперь было поручено заняться вопросом переговоров с аргентинской хунтой. К этому подходили с меньшей поспешностью, чем к вопросу о Родезии, но даже в этом случае Ридли вскоре посетил Буэнос-Айрес и Фолклендские острова, и в коридорах Министерства иностранных дел начало формироваться новое предложение, основанное на идеях, которые постепенно развивались в ходе медленного раунда переговоров, проходивших при последнем лейбористском правительстве. Эта формула называлась "возврат аренды", и Ридли теперь верил, что это единственный возможный выход из тупика. В соответствии с этой формой соглашения суверенитет над островами был бы формально передан Аргентине, но британское правительство заключило бы договор аренды сроком на девяносто девять лет или более, чтобы гарантировать безопасность островитян и их образ жизни. На островах будут подняты флаги обеих стран, а правительство Аргентины будет иметь официальное представительство на Фолклендах и в их руководящем органе. Предложение было неофициально представлено Аргентине в надежде, что стороны смогут договориться о некоторых вариациях этого принципа – в частности, о сроке лет – и что хунта согласится на ограничение осуществления суверенитета в течение срока аренды.
Однако, каков был бы исход этих переговоров, остается одной из величайших загадок истории, потому что, когда Николас Ридли посетил Фолклендские острова, чтобы получить одобрение островитян, он был встречен с откровенным антагонизмом; они ясно дали понять, что будут проводить кампанию за ‘Сохранение Фолклендских островов британскими’. Проблема для Ридли заключалась в том, что он не мог обнародовать подробные предложения островитянам, на случай, если они почувствуют, что их ставят перед свершившимся фактом, результатом секретных переговоров с Аргентиной. С другой стороны, отсутствие подробностей усилило опасения островитян, и они были еще более усугублены новым законопроектом о гражданстве, проходящим через парламент, который, казалось, лишал их каких-либо прав на британское гражданство.
Однако самым сильным противником возврата аренды был не "Стэнли", а Лондон. В результате сделки по Родезии закулисное мнение Консервативной партии ожесточилось против лорда Каррингтона и Министерства иностранных дел, и никто не был готов увидеть то, что они рассматривали как второе позорное оставление родных на Фолклендах. Новое консервативное правительство, по их мнению, было избрано не для того, чтобы пустить британские интересы коту под хвост. Ридли стал объектом не только враждебных вопросов со стороны депутатов-консерваторов в Палате общин, когда он вернулся с Фолклендских островов, но также из-за обвинений со стороны лейбористской оппозиции в невыполнении предыдущих обязательств перед фолклендцами. С точки зрения растущего фолклендского лобби в палатах парламента, возврат аренды был мертвой буквой. Продолжение переговоров с представителями Аргентины было прекращено или отложено, пока Ридли ждал, изменится ли настроение на самих островах, но это было бесполезно. Когда в октябре 1981 года островитяне избрали новый Совет Фолклендских островов, он был категорически против любой формы возврата аренды.
Аргентина предложила провести еще один раунд переговоров, который должен был начаться в 1982 году в Нью-Йорке и продолжаться ежемесячно. Было неясно, есть ли у британцев что сказать.
Аргентинская хунта уже показала, что готова оказать некоторое военное давление на Великобританию, даже если, подобно попытке ареста исследовательского судна "Шеклтон", это никогда не было чем-то большим, чем преследование, от которого Аргентина могла бы отказаться, если бы казалось, что оно выходит из-под контроля. За годы, прошедшие с тех пор, как хунта пришла к власти, произошло множество подобных инцидентов, принимавших форму, например, несанкционированных и необъявленных посадок на изолированных островах, которые входили в состав зависимых Фолклендских островов, или неофициальных полетов над Фолклендами самолетов аргентинских ВВС. Было очевидно, что это было частью двойной стратегии оказания давления как на британское правительство, так и на жителей Фолклендских островов, чтобы они серьезно отнеслись к переговорам. К концу 1981 года британцы исчерпали свои дипломатические возможности, вопрос о возврате аренды не рассматривался из-за оппозиции на Фолклендах и в парламенте, и никакого другого плана на горизонте не было.
Военное руководство в Буэнос-Айресе, однако, начало думать, что пришло время начать повышать ставки в вопросе о Мальвинских островах. 9 декабря 1981 года, в разгар южного лета, когда тротуары площади Майо и широкой авениды 9 июля были утоплены в пурпурных цветах деревьев джакаранда, два высокопоставленных военных деятеля, генерал Леопольдо Галтьери и адмирал Хорхе Анайя, встретились за обедом, чтобы обсудить различные трудности, с которыми они столкнулись в связи с политической ситуацией в Аргентине и ее нынешним президентом генералом Роберто Виолой. Эти двое были очень разными. Галтьери был крупной фигурой, немного полноватой, экспансивной, с широкими жестами и лицом грубого, грубоватого человека действия, которым он себя выдавал. Анайя был маленьким и худощавым, с четкой фигурой, прекрасным аскетичным лицом и темными волосами, гладко зачесанными назад, близко к черепу. Оба были исключительно сильными и безжалостными людьми.
Аргентина была военной диктатурой с момента свержения Изабель Пер óн – вдовы Хуана Пер óн – в 1976 году, и режим опустился до крайнего варварства в своей так называемой войне против подрывной деятельности. В сельской местности проводились операции по борьбе с повстанцами против революционных организаций сельскохозяйственных рабочих и крестьян, а против противников режима в городах применялись задержания, пытки и убийства. Число людей, убитых режимом, возросло до десятков тысяч. Армия сыграла наиболее заметную роль в создании этого диктатура и ее глава генерал Хорхе Видела стали президентом, но глава военно-морского флота адмирал Эдуардо Массера сыграл ключевую идеологическую роль в формировании хунты и ее усилиях по уничтожению любой оппозиции. Военно-морской флот создал свои собственные эскадроны смерти и превратил одно из своих зданий в Буэнос-Айресе, школу механиков военно-морского флота, в центр пыток и тюремного заключения многих заключенных режима. Военно-морские офицеры взяли на себя ключевую роль в специальных подразделениях, которые осуществляли похищения подозреваемых и совершали полеты на вертолетах, которые избавлялись от задержанных, сбрасывая их в море.
Адмирал Массера утверждал, что хунта должна подтвердить исторические территориальные претензии Аргентины на части пролива Бигл у мыса Горн, которые оспаривались с соседним Чили, а также на Фолклендские или Мальвинские острова. Его предложение о том, что Фолкленды должны быть возвращены военными средствами, было встречено президентом Видела с осторожностью, который считал, что это была уловка, позволяющая военно-морскому флоту и самому адмиралу Массере усилить политическое влияние; именно это недоверие среди членов хунты дало британскому правительству дополнительную передышку. Тем не менее, адмиралу Массере было дано разрешение разработать планы действий в чрезвычайных ситуациях для вторжения на Мальвинские острова, и именно адмиралу Анайе, командующему флотом ВМС Аргентины, было поручено подготовить их.
К тому времени, когда генерал Галтьери и адмирал Анайя сели обедать в 1981 году, политика сдвинулась с мертвой точки. В марте 1981 года Виделу сменил генерал Виола. Тысячи были убиты, и война с подрывной деятельностью не могла продолжаться бесконечно. В хунте произошел раскол по поводу того, какой политики ей следует придерживаться, чтобы сохранить военную мощь. Президент Виола выступал за ту или иную форму политической либерализации и установил контакты с остатками перонистов и Радикальной партии. Гражданский, Коста Мéндес, был допущен в правительство в качестве министра иностранных дел. Но генерал Галтьери и другие высокопоставленные военные деятели были обеспокоены не только угрозой некоторого ослабления репрессивной политики хунты, но и развивающимся экономическим кризисом, который привел к галопирующей инфляции и застою производства.
Обсуждения этих военных были сосредоточены на возможности отстранения Виолы от власти. Адмирал Анайя, ныне глава военно-морского флота, пообещал Галтьери свою поддержку и поддержку военно-морского флота, но с одним конкретным условием: чтобы военно-морскому флоту было разрешено расширить свои планы по возвращению Мальвинских островов и работать над их реализацией к концу 1982 года. Сделка была согласована, ужин завершен, и события пошли своим чередом.
Виола, к тому времени уже несколько больной, был отправлен в отставку, а генерал Гальтиери несколько дней спустя занял свой пост президента и главы хунты.
Верный своему слову, в январе 1982 года Галтьери уполномочил Анайю всерьез заняться планированием военного захвата Мальвинских островов. Штаб-квартира военно-морских сил Аргентины на Авенида Комодоро Пи представляет собой огромное каменное здание, к которому ведут огромные монументальные ступени. Как и любая крупная штаб-квартира, это рассадник сплетен, и в целях секретности группа планирования "Мальвинас" разместилась в Военно-морском клубе, старом здании на углу Флориды и Авенида Корриентес в центре Буэнос-Айреса. Клуб Navy Club создан по образцу эксклюзивных клубов старых джентльменов Сент-Джеймса в Лондоне. В его скромно тихие и элегантные номера, куда можно подняться на старомодном полукруглом лифте с металлической решеткой, можно было подняться на старомодном лифте. Это идеальное место для организации военного заговора.