Бесспорным королем шаблонных персонажей, то есть архетипических персонажей популярной культуры, которым широко подражают, является Шерлок Холмс. Подражания Холмсу, копии, подтяжки, стилизации и оммажи исчисляются сотнями. Но чего не все ценят, так это того, что до 1939 года у него был близкий конкурент: Ник Картер.
Ник Картер впервые появился в 1886 году (за год до Холмса) в “Ученике старого детектива, или Таинственное преступление на Мэдисон-сквер” (New York Weekly, 18 сентября 1886). По сценарию его создателя Джона Рассела Кориелла, Картер - молодой частный детектив из Нью-Йорка. Он был воспитан своим отцом, знаменитым частным детективом Олд Симом Картером, чтобы стать как можно более великим человеком и раскрывать преступления. С этой целью Сим начал тренировать Ника, когда тот был мальчиком, подвергая его серии физических и умственных тестов, чтобы Ник не только был способен “с легкостью поднять лошадь…”пока в седле сидит тяжелый мужчина", но также хорошо осведомлен во всех областях, которые могут иметь отношение к борьбе с преступностью, от наук до различных языков, искусства и физиологии. Рост Картера всего 5’4” / 1,625 м, но он мускулистый, сероглазый и красивый.
Став взрослым, Картер признан величайшим частным детективом в Соединенных Штатах. Он пользуется уважением полиции, которая регулярно консультируется с ним, и вызывает восхищение общественности. Его дела часто требуют от него поездок по Соединенным Штатам и миру, но он поддерживает здоровые отношения со своей семьей и помощниками. В своем первом появлении он женится на Этель Далтон, и она остается полурегулярным персонажем сериала, пока ее не убьют в 1904 году.
Вскоре Картер обзаводится помощницей, Пэтси Мерфи, чистильщицей обуви, которая становится полноценным детективом. Мерфи женится на красивой южноамериканке Аделине де Мендоса, и она становится одним из самых ценных агентов Картера. В конце концов Мерфи уступил место второму и постоянному напарнику Картера, Чикерингу “Чик” Валентайну, подростку, работающему на ранчо в Неваде, который является физическим двойником Картера. Картер усыновляет Валентайна, который берет имя Картера, и Чик начинает помогать своему приемному отцу раскрывать преступления, одновременно работая самостоятельно детективом.
Актерский состав второстепенных персонажей Картера меняется и эволюционирует с течением времени и включает в себя блестящую школьницу Иду Джонс, японского детектива “Талика-девушка-гейша”, “А Туна”, королевского детектива при императоре Китая, и “Тен-Ичи, сына Микадо”.
Враги Картера - одни из самых ярких и разнообразных в популярной культуре. Он сражается с обычными похитителями, шантажистами, убийцами и головорезами Черной Руки / мафии, но у него также есть целая галерея необычных противников, включая социопата-вивисектора доктора Кварца (авангардная литература Ганнибала Лектера), прекрасную русскую принцессу и невменяемого криминального вдохновителя Дазаара, Архидемона Праксателя Железной Руки (первого киборга в детективной литературе) и принцессу Ольгу, тигрового вождя русских нигилистов. Истории Картера не всегда являются загадками. В одной истории Картер обнаруживает потерянную расу смешанного происхождения коренных жителей и викингов в Андах. В другом он находит скрытый город в Тибетских Гималаях, жители которого являются мастерами “вибрационной науки” и могут направлять вибрации, чтобы убивать других. И в третьей истории Картер сталкивается с расой боливийских амазонок-сверхлюдей, которые намерены завоевать мир.
В саге о Нике Картере медленно осознавался ход времени. Персонажи повзрослели, поженились и завели детей. Дети врагов, которых победил Картер, появились как взрослые, чтобы сразиться с Картером. И сам Картер постепенно постарел: с 18 лет во время своего дебюта до тридцати пяти к концу сериала. События из предыдущих историй были отражены в более поздних рассказах, включая ссылки на двух жен Картера (обе мертвы) и предыдущие встречи с отдельными злодеями.
Персонаж Картера эволюционировал, чтобы соответствовать меняющейся литературной среде. Когда Картер дебютировал, он был стандартным детективом из дешевого романа, которого описывали как блестящего, но чьи выводы были сделаны с помощью автора и сюжета, и чье раскрытие преступлений зависело не только от ума, но и от мускулов. Но в течение десятилетия после дебюта Картера Шерлок Холмс стал популярен в Соединенных Штатах, и Картер изменился и стал похож на Холмса, блестящего детектива-консультанта, который раскрывал дела с помощью вдохновенных умозаключений. В 1920-х и 1930-х годах Картер стал типичным криминальным частным детективом, потеряв большую часть актерского состава второго плана, свое богатство и личную историю, и больше полагаясь при раскрытии преступлений на свои кулаки, чем на мозг.
Картер - действующий частный детектив, и он берет плату за свои услуги, но в первую очередь им движет желание добиться свершения правосудия; его заявленная цель - “стремиться к добру и исправлять ошибки”. Он решительно честен и высокоморальен и никогда не поддается искушению; его единственные пороки - пиво и время от времени сигара. Но, хотя симпатии Картера всегда на стороне жертвы, он не заинтересован в социальной перестройке, и его истории не содержат постоянной критики власти. Представители истеблишмента иногда изображаются как преступники, включая коррумпированных банкиров и политиков, но, как правило, разрешение истории приводит к восстановлению социального статус-кво, при этом преступные члены истеблишмента изображаются как отклонения, а не неизбежный побочный продукт власти. В рассказах Ника Картера преступление - это индивидуальная ошибка и изолированное событие, а не признак социальной проблемы. В этом отношении Картер, хотя и борец с преступностью, является защитником истеблишмента, а не личности.
Долголетие и популярность Ника Картера оказали влияние на других детективных персонажей. Его происхождение похоже на происхождение Дока Сэвиджа, и несколько элементов подхода Картера к раскрытию, от его многочисленных маскировок до методов контакта со своей группой агентов, были использованы Тенью. Картер использовал ряд приспособлений, в том числе револьверы с пружинным зарядом и взрывчатку высокой мощности, которые были приняты на вооружение многочисленными персонажами криминальной хроники и комиксов.
Популярность Картера проявилась другим способом: через глобальную имитацию. Первым журналом pulp был Argosy, который начал печататься на дешевой бумаге из древесной массы (от которой происходит термин “целлюлоза”) в 1891 году. На рубеже веков издательства "криминальной хроники" начали отходить от общего формата художественной прозы Argosy и начали публиковать моножанровые подборки и, в подражание даймовым романам, подборки с одним персонажем. В 1905 году компания Street and Smith, которая с 1869 года публиковала рассказы о Буффало Билле в различных десятицентовых романах, продала лицензию на эти рассказы нескольким европейским издателям, и они начали продавать их переводы. Французские и немецкие читатели были знакомы с приключенческой фантастикой в жанре сериала – colporteur и фельетон предшествовал американской новелле и десятицентовому роману, но рассказы о Буффало Билле были написаны на более базовом литературном уровне, без каких-либо попыток придать им литературную ценность, с акцентом на мелодраму и экшн, а также в жанре пограничной фантастики, который был самым популярным жанром популярной литературы того времени. Что не менее важно, каждый выпуск был относительно недорогим.
Сказки о Буффало Билле сразу же стали популярными. В следующем году немецкое издательство начало продавать копии heldromans (“романов-героев”, или немецкого эквивалента the pulps) о Сидящем Быке, и они были столь же успешными. Недорогие журналы об обоих мужчинах с дешевой печатью появлялись по всей Европе и везде хорошо продавались. Подражания обоим персонажам появились в европейских странах и в России в течение следующего десятилетия. В годы, предшествовавшие началу Первой мировой войны, другие персонажи из американских газет и британских рассказов стали достаточно популярными, чтобы породить европейских подражателей или несанкционированные продолжения, с Шерлоком Холмсом, Секстоном Блейком и Фу Манчи во главе.1
Но, за исключением Шерлока Холмса, ни один из этих персонажей не был таким успешным или популярным, как Ник Картер. Картер, конечно, был чрезвычайно успешным в Соединенных Штатах, появившись в более чем 4000 рассказах в 20 журналах (включая девять, носящих его имя и посвященных главным образом его приключениям) в период с 1886 по 1939 год. Стрит и Смит продали лицензию на Ника Картера европейским издателям в 1906 году, и переиздания этих рассказов, а также бесчисленное количество несанкционированных продолжений появились по всей Европе, России, Азии, Центральной и Южной Америке, Ближнему Востоку и Северной Африке вплоть до 1939 года.
Но равным показателем популярности Картера была скорость, с которой он превратился в шаблонного персонажа, и количество стран, которые использовали его таким образом. В популярной художественной литературе есть несколько шаблонных персонажей: Шерлок Холмс (Великий детектив, блестящий детектив-консультант), Арсен Люпен (джентльмен-вор с жизнерадостностью), Филип Марлоу (циничный, прожженный частный детектив), Тень (мститель в костюме) и несколько других. Шаблон Ника Картера - это вариация на тему Холмса. Как и Холмс, Ник Картер - великий детектив. Но в историях Ника Картера столько же экшена и приключений, сколько дедукции и раскрытия преступлений, так что шаблон Картера - это персонаж, одинаково грозный со своими мозгами и кулаками. Холмс мог постоять за себя в драке, но он не был регулярно вовлечен в драки, как Картер.
Кроме того, Шерлок Холмс настолько отождествляется с Англией и Лондоном, что большинство подражаний Холмсу были английскими персонажами, чьи приключения происходили в Лондоне. Напротив, Ник Картер регулярно путешествует по всему миру, так что, хотя он американец, он гораздо более подвижен, чем Холмс. Благодаря этому шаблон Carter был легко перенесен на персонажей из других стран и культур. Именно этот аспект отличает Картера не только от Холмса, но и от Секстона Блейка. У Блейка было большое количество подражаний, но, как и у Холмса, большинство из них были англичанами и находились в Англии. Физическая сторона Блейка унаследована от Картера, так что в некотором смысле Блейка можно рассматривать как имитацию Ника Картера. Как и Нат Пинкертон, который был чрезвычайно популярным персонажем в Европе, Скандинавии, России и на Ближнем Востоке с 1907 по 1933 год и вдохновил свой собственный набор подражаний. Пинкертон назван в честь Аллана Пинкертона, главы агентства Пинкертона, и управляет детективным агентством, подобным Пинкертону, но во всех важных отношениях Нат Пинкертон основан на шаблоне Ника Картера.
Краткий обзор некоторых международных персонажей, созданных по образцу Ника Картера:
В Чехословакии был Леон Клифтон в исполнении Ярослава Пульды, который появился в "Памяти американского детектива Леоны Клифтона # 1-275" (1906-1910), и Гарри Уорд, который появился в "Памяти американского детектива Гарри Варда #1-6?" (1925).
В Дании был Фасмер, созданный Робертом Стормом Петерсеном и Акселем Брейдалом и появившийся в Kobenhavn ved Nat #1-10 (1913) и Kobenhavn ved Nat #1-6 (1941), и Дик Дональд, который появился в Dick Donald, Mesterdetektiven # 1-8 (1942-1943).
Во Франции был Ник Винтер в исполнении Поля Гарбаньи, который снялся в девяти фильмах в период с 1911 по 1921 год, а также в фильмах "мякоть в Испании" (1912) и "Турция" (1918), и Дик Картер в исполнении Жан-Шарля Лагайарда, появившийся в "Дике Карттере", "Король злодеев" # 1-21 (1924).
В Германии были: Пэт Коннер Роберта Хейманна, который появился в Pat Conner, der Meister-Detektiv # 1-30 (1908), серии, которая переиздавалась по всей Европе, Скандинавии и России с 1908 по 1915 год; Джон Уилсон, который появился в John Wilson, Aus dem Geheimbuch des berühmten amerikanischen Detektivs #1-56 (1908-1910) и в австрийской газете 1909 и русской газете 1910; Джек Франклин, который появился в Джек Франклин, "Детектив мейстера" # 1-41 (1911) и в "Датской хронике" в 1918 году; Стюарт Уэббс, созданный Джо Мэем и Эрнстом Райхером и появившийся в 50 фильмах между 1914 и 1930 годами; Уилл Мортон в исполнении Джо Морриса, который появился в "Детективе Кляйне-Романе" # 1-370 (1919-1927) и в "Датской хронике" в 1923 году; Ник Пратт в исполнении Вальтера Кейбела, который появился в "Нике Пратте, американском детективе мейстера" #1-33 (1922-1923); и Ник Кнаттертон Манфреда Шмидта, который появлялся в одноименном комиксе в Grünen Post с 1935 года по настоящее время.
В Венгрии был Том Пик из Галантая Дьюлы, который появился в Tom Pick Детектив Кирали Каланджаи # 1-36 (1910-1912); Доктор Кубб, созданный под псевдонимом “Ник Картер Киадо” и появляющийся в Докторе Куббе из Вилагьяро Эрдекфешите Каланджаи #1-46 (1922-1925); и венгерский детектив Ник Картер из Урании Квны, который появился в Magyar Nick Carter # 1-4 (1926).
В Италии был Джо Петрозино, который появился в Джузеппе Петрозино #1-100 (1909-1910) и аналогичных сериях в Германии, Италии и Франции, и Гарри Сандер, который появился в Гарри Сандере. Il Poliziotto Mondiale #1-20 (1930).
В Нидерландах был Мацист, который появился в "Мацисте о преступниках" #1-28 (1919), и Джек Джексон, созданный Дж. Дэвидсом и появляющийся в четырех романах между 1922 и 1925 годами.
В Норвегии был Кнут Грибб Свена Эльвестада, который появился в более чем тысяче рассказов и десятках романов с 1908 года по настоящее время. (Грибб начинал как обеленный клон Ника Картера, но постепенно стал его собственным персонажем).
В Польше был Стефан Венке, который появился в "Стефан Венке, Злынный варшавский Агент Шледчи" #1-20 (1908), и Джо Дибс, созданный Джо Мэем и появившийся в 28 фильмах в Германии в период с 1915 по 1920 год, а также в польской криминальной хронике "Джо Дибс, Найсильни Чловек и Найлепси Детективы на Свеце" # 1-5 (1924).
В Португалии были Джим-Джойс, созданный Рейнальдо Феррейрой и появившийся по меньшей мере в 60 рассказах между 1926 и 1928 годами, и Ральф Уильямсон, также созданный Рейнальдо Феррейрой и появившийся в “Приключенческих новеллах Ральфа Уильямсона” (журнал Bertrand, 1927-1928).
В Испании был Джек Форд, который появился в Джеке Форде. Террорист Малехорес #1-16 (1912); Рос-Кофф, появившийся в Приключениях детектива Рос-Коффа #1-5 (1913); Джон Сэнфорд, появившийся в эпизодах "Полицейские". Джон Сэнфорд #1-32 (1916); Робертсон, который появился в Robertson. В роли детективов #1-42 (1930-1931); и Стальной кулак, который появился в Пуньо де Асеро #1-10 (1932).
В Швеции был Гарри Стронг, который появился в фильме "Капитан Стремс Беремда Хвастун за расследование" # 1-2 (1908), и Морис Валлион Юлиуса Петтерссона, который появился в ряде рассказов и 12 романах и сборниках коротких рассказов с 1916 по 1924 год.
В Турции был Авни Эбюссюрейи Сами, который появился в нескольких рассказах и десяти выпусках одноименного десятицентового романа с 1910 по 1920 год; Йилмаз Искендера Фареттина Сертелли, который появился в серии десятицентовых романов и трех романах с 1925 по 1928 год; и Джемаль Нерми, который появился в Йылдырым Джемалин Бююк Муваффакиетлери # 1-4 (1928 ).
В 1940-х и после Картер стал обычным частным детективом, а в 1960-х и после он стал подделкой под Джеймса Бонда. Сегодня Ник Картер в основном забыт, в то время как привязанность к Шерлоку Холмсу не ослабевает. Но на протяжении нескольких десятилетий Картер был главным соперником Холмса, и об этом не следует забывать.
Джесс Невинс
Ник Картер против Fantômas
Персонажи
Ник Картер
Melvil (a.k.a. Fantômas)
в порядке появления:
Судья
Окружной прокурор
Бобби Пэддок
Мистер Дэвис
Мистер Морган
Судебный пристав
Хелен Додлер
Маргарет Додлер, ее тетя
Сержант по вооружению
Джим
Сэм
Аризона Джек
Пэтси Мерфи
Чик Картер
Кэтрин
Посланник
Кармен
Дебора
Первый обойщик
Второй обойщик
Джордж Клэнси
Миссис Моррис
Мистер Моррис
Мистер Ван Бург
Гостиничный грум
Гарри Пелхэм
Мельткрафт
Фрэнсис
Oswald
Уильямс
Педро
Помидор
Типпетт
Отто
Джейкоби
Вампира
Сладости
Действие пьесы происходит в Нью-Йорке в январе 1910 года.
АКТ I
Сцена I. Судебный процесс
Зал суда, увиденный под углом. Слева от сцены судейская скамья. Перед ним два стола: один для окружного прокурора и его помощника, другой для обвиняемого и его адвоката. Позади них еще один стол, для представителей прессы. Справа от судейского места трибуна для свидетелей и дверь, ведущая в кабинет судьи. Слева от судейского места, в задней части, ложа присяжных и еще одна дверь, для присяжных и обвиняемого. Справа два ряда кресел, разделенных центральной аллеей, для публики, которая входит с крайнего правого ряда, и большое окно.
Мелвил и Бобби Пэддок сидят за столом для обвиняемых вместе со своими адвокатами, господами. Дэвис и Морган. Мелвил мрачно красив и элегантно одет; у Бобби, одетого более небрежно, жизнерадостное и светлое лицо. Аризона Джек, одетый как ковбой, сидит в первом ряду с Хелен и Маргарет Додлер. Джим и Сэм сидят дальше среди публики. Они носят точно такую же одежду, как Мелвил и Бобби, на которых они должны быть максимально похожи. Они держат свои пальто сложенными на коленях. Трое полицейских стоят на страже, наблюдая за Мелвилом и Бобби. Журналисты строчат свои заметки за своими столами. Судебный процесс только начался.
ОКРУЖНОЙ ПРОКУРОР: (встает, продолжая свою речь) Таков, господа присяжные, человек, который предстает перед вами сегодня. Всегда в поисках обманутого или жертвы. Благодаря своей странной силе обольщения, он завоевывает дружбу одних и доверие других. Он использовал все виды маскировки; изменил свое имя и внешность так же легко, как и место жительства. Он с невероятной легкостью перемещается из самых роскошных отелей в самые грязные притоны, где собираются жулики и негодяи. Одного слова будет достаточно, чтобы полностью просветить вас относительно его характера: этот так называемый мистер Мелвил, этот грозный злоумышленник, столь же умен, сколь и дерзок–
МЕЛВИЛ: (надменно и иронично) Ты ошеломляешь меня–
Д.А.: –Он заслуживает того, чтобы его называли по его псевдониму: Король преступности–Фантомас!
(Судью охватывает приступ кашля.)
БОББИ: (низкий поклон Моргану) Судья сильно простудился.
Д.А.: Это третий раз, когда этот человек попадает в руки закона. Арестованный за кражу со взломом восемь лет назад, он сбежал из тюрьмы, подкупив двух своих охранников. В следующем году он ограбил и убил банкира Уилсона и снова был пойман. Однако, когда полицейский фургон прибыл к месту назначения, убийцы внутри уже не было – но тело полицейского, которому было поручено следить за ним, было! Наконец, только в прошлом месяце Мелвил и его сообщник Бобби Пэддок (Бобби слегка кланяется) ночью взобрались на стену дома мисс Хелен Додлер, вошли в ее комнату и унесли ее. Но они были арестованы самым знаменитым из детективов, Ником Картером–
БОББИ: (низко) Ах, этот грубиян!
Д.А.: –Который затем связал их и передал полиции. На этот раз были приняты все меры предосторожности. Бандитам не удалось скрыться, и мы ожидаем, что вы окажете им хорошую услугу и быстро восстановите справедливость. (Судье) Не будет ли ваша честь настолько любезна вызвать первого свидетеля?
СУДЬЯ: Судебный пристав! (Новый приступ кашля)
БОББИ: У меня разрывается сердце, когда я слышу, как он так кашляет.
СУДЬЯ: (после того, как он перестает кашлять) Судебный пристав – вызовите первого свидетеля обвинения.