Для Мелани Ванни, которой нравится Джон Стюарт, потому что “Что бы ни случилось, он веселый, он властный, он Э. Ф. Хаттонский ...”
Также Сету Дж. Буки… эта книга получилась бы СОВСЕМ по-другому, если бы не его разумная помощь и настойчивый и пытливый взгляд.
Введение
Я, ДАВАЙТЕ с самого начала КОЕ-ЧТО ИСПРАВИМ:
Джон Стюарт - это клубок ходячих противоречий. С одной стороны, он не скрывает, что именно он чувствует по отношению к вещам в тот или иной момент, серьезно излагая свои мнения и размышления своей аудитории — обычно с прицелом на то, чтобы рассмешить их, — и в то же время, надеюсь, заставить их усомниться в том, как устроен мир.
С другой стороны, это человек, который прячется у всех на виду. Стюарт - загадка, которая избегает внимания, и его презрение к определенным людям и философиям иногда приводит его в такую ярость на шоу, что он начинает трястись и плеваться.
Актер Денис Лири предсказал развитие своего друга еще в 1994 году во время первого ток-шоу Стюарт: “Джон пока что больше показал себя хорошим парнем”, - сказал он. “По мере продолжения шоу оно будет становиться все уродливее. В конце концов, это будет просто этот разъяренный маленький еврей, кричащий в камеру ”.
Действительно, иногда этот человек кажется не таким уж далеким.
В то же время этот человек состоит из своеобразной смеси гнева и оптимизма, почти в равных пропорциях.
Но неизбежная правда в том, что Стюарт настолько чертовски забавен, что даже объекты его часто едких замечаний ценят его шутки и даже смеются над своими собственными слабостями, выраженными его глазами.
По его собственному признанию, Стюарт говорит, что он родился с неортодоксальным чувством юмора, которое нужно было выпустить наружу. “Я не могу вспомнить, чтобы не был таким”, - сказал он. “Я не могу вспомнить, чтобы однажды подумал: ‘Знаешь, что могло бы сработать у меня? Юмор’. Мой брат был умен, так что у меня не было ни малейшего шанса получить этот титул в семье, поэтому я, естественно, стремился к другому направлению внимания: я был придворным шутом в семье ”.
В то же время его юмор склоняется к тому, чтобы встать на сторону проигравшего.
“У него есть внутренний барометр того, что правильно, а что нет”, - сказала Мадлен Смитберг, бывший продюсер Daily Show. “У него очень чувствительный измеритель справедливости. Он просто слишком умен для такого маленького тела ”.
“Моя комедия обо всем, что, когда я рос, заставляло меня чувствовать себя другим или каким-либо образом лишенным гражданских прав”, - объяснил он.
В результате у него развилась склонность постоянно оглядываться через плечо. “Я нервничаю из-за всего”, - признался он.
“Джоном движут силы вины, стыда и страха оказаться снаружи, которые вызывают у евреев их комическую тоску”, - сказал Бен Карлин, который много лет работал со Стюартом в The Daily Show.
“Джон - неврастеничный псих”, - добавил сценарист комедии Адам Резник.
Стюарт согласился, до определенного момента. “Моя комедия - это не комедия невротика”, - сказал он. “Это происходит от чувства отстраненности от общества… потому что мы не главные.
“Но я, вероятно, гораздо более критически отношусь к вещам, чем следовало бы”.
Для того, кого так широко обожают и уважают, Стюарт настаивает, что его восхождение к славе было незапланированным. “Люди, которые беспокоятся о том, куда они направятся дальше, обычно оказываются не там, куда они рассчитывали”, - сказал он. “Когда у вас слишком много общего с генеральным планом, он обречен на провал.
“В детстве я никогда не думал: ‘Я хочу быть ведущим ток-шоу", - сказал он. “Некоторые люди, вырастая, смотрели в небо, и каждое облако казалось им Джонни Карсоном. Я просто хотел быть хорошим комиком. И это было только после того, как я закончил школу: ‘Ну, и что мне теперь делать? Я люблю спать допоздна и не люблю работать”.
Критики, эксперты и поклонники пытаются разобраться в этом человеке, иногда с неожиданных сторон — конгрессмен-республиканец Пол Райан назвал Стюарта самым забавным человеком в Америке, в то время как обозреватель New York Times Пол Кругман обвинил Стюарта в том, что он “разрушает свой бренд”, отвергая идею монеты в триллион долларов, — но на самом деле, он утверждает, что то, что движет им, довольно просто:
“Я считаю себя комиком, который получает удовольствие от написания шуток о вещах, которые меня действительно волнуют, и это действительно так”, - подчеркнул он. “Я испытываю огромное уважение к людям, которые находятся на передовой и в окопах, пытаясь осуществить социальные перемены, но я гораздо ленивее этого.
“Я крошечный, невротичный человечек, стоящий в глубине комнаты и бросающий помидоры в классную доску. Когда мы приходим утром на работу, мы говорим: ‘Вы видели эту штуку прошлой ночью?’ А затем мы проводим следующие восемь или девять часов, пытаясь взять эту штуку и превратить ее во что-то забавное ”.
Постоянные поклонники сериала знают, что в глазах Стюарт ничто — ничто — не является священным. Его скорострельное остроумие часто загоняет его в угол с людьми, у которых есть все основания обижаться, но, к счастью, они хохочут до упаду, вместо того чтобы быть возмущенными. Стюарт был частым гостем на шоу Ларри Кинга, и ему нравилось подшучивать над ведущим, указывая на общественное лицемерие и излагая актуальные темы дня.
“Мы думаем обо всех неправильных вещах, вместо того чтобы решать проблемы”, - сказал он часто женатому Кингу еще в 2004 году. “И мы сходим с ума от однополых браков. Я имею в виду, честно говоря, вы когда-нибудь состояли в однополомном браке? Надеюсь, я не любопытствую.”
Ответ Кинга: “Нет, я этого не делал”.
Стюарт: “Я просто подумала, закон средних значений и все такое. Я имею в виду, сколько из двадцати, сколько это было?”
Король: “Остановись!”
Стюарт: “Десять процентов населения страны -геи, а ты был женат двадцать раз, поэтому я решила, что двое из них должны быть — нет?”
* * *
Стюарт не мог перестать быть смешным, даже если бы попытался. В конце концов, его юмор всегда подпитывался глубоким чувством разочарования от несправедливости, лжи и лицемерия, которые повсюду, куда бы он ни посмотрел. “Я пытаюсь унять зуд, и я хочу пошутить над вещами, которые меня волнуют”, - сказал он. “Люди всегда спрашивают, откуда берутся шутки? На самом деле, они приходят из того места, где рвут на себе волосы, видя вещи, которые заставляют тебя съеживаться, и желая превратить это во что-то, что заставит тебя смеяться ”.
В то же время он не терпит самоанализа или отношения "У меня горе", что вполне объяснимо, поскольку постоянное внимание к чему-то, что вы могли бы превратить в быстрый смех — и повышение самооценки, — не может не обратить ваш взгляд вовне, по крайней мере, когда вы находитесь перед аудиторией.
Поэтому, когда в 2005 году Опра уложила его на свой диван и сразу же начала копаться в причинно-следственных связях его жизни, он быстро отмахнулся от ее наводящих вопросов.
“Если бы вы посмотрели на чью-нибудь жизнь, вы могли бы найти в ней боль и сказать, что то, что они делают, порождено этой болью”, - терпеливо объяснил он.
Но Опра на этом не закончила. Когда она спросила, дразнили ли его в детстве, с него было достаточно, и он парировал: “А кого нет? ”
Но он признает, что его детство без изменений сформировало его жизнь и чувство юмора. “Часть меня, вероятно, все еще находится в ловушке того эмоционального состояния, в котором я находился в четырнадцать лет, когда мои нос и голова были того же размера, что и сейчас, но мое тело весило вдвое меньше”, - сказал он. “Я думаю, что какая-то часть тебя всегда зациклена на этом. И когда ты смотришь в зеркало и оцениваешь то, что делаешь, это всегда отчасти исходит из этой перспективы”.
В то время как другие комиксы с похожими физическими недостатками, возможно, создавали рутину на всю жизнь вокруг своих несовершенств, Стюарт отличался тем, что избегал этого. Конечно, он время от времени ссылается на свой рост и этническое происхождение, но ясно, что ему скучно зацикливаться на них. В конце концов, у него очень специфический тип комедии: никаких придирок, никаких физических выходок. Жанр комедии Стюарта на 100 процентов исходит из его мозга.
И он, безусловно, нашел идеальный форум, сидящий за отделом новостей Daily Show. Хотя он время от времени выступает против беззаконий мира со своей кафедры в "Daily Show", по большей части он держится очень сдержанно и чрезвычайно скрытен и защищает свою личную жизнь. Хотя он иногда потакает папарацци и позволяет им сделать несколько снимков себя и своей семьи, фотографы знают, что ночевка на пороге его дома в Трайбеке была бы в значительной степени огромной тратой времени, потому что, как только Стюарт входит в здание после долгого дня в студии, он не уходит, пока на следующий день не приходит время снова отправиться в центр города для кропотливого процесса подготовки следующего шоу. Вы редко увидите его упоминание в колонках светской хроники или прочитаете о его вечеринках на каком-нибудь гламурном гала-концерте с черным галстуком.
“В моей жизни есть две скорости, ” сказал он, “ крутить педали со скоростью сто миль в час в гору, чтобы попытаться не уснуть, или сидеть дома на диване с глазированным пончиком на коленях, глядя на игру "Никс". Мне нужно время простоя, чтобы наполнить резервуар. У меня не так много жизни на улице. Она всепоглощающая.
“Вероятно, мне следовало бы сделать [мою] историю интересной, но у меня ничего не получилось”, - сказал он. “Я пытаюсь представить, как Китти Келли здесь говорит: ‘Давай напишем книгу’, и она пробудет здесь пять минут, а потом скажет: ‘Знаешь что? К черту это”.
Этот биограф скажет вам, что да, исследовать этого человека было непросто. Стюарт не только старается не привлекать к себе внимания, когда не работает в студии Daily Show, но и его друзья и коллеги столь же молчаливо относятся к раскрытию любых причуд или историй об этом человеке. Но, может быть, именно поэтому его аудитория так уважает его, помимо едкого остроумия, проницательного интеллекта и стремления указать на лицемерие: потому что он не претендует на место в таблоидах и не стремится повысить свою известность или рейтинг Klout, они доверяют ему.
Его не слишком заботит слава, и действительно, он никогда не строил грандиозных планов по получению признания.
“Моей целью всегда было стать лучше, чем я был в настоящее время”, - признался он.
И все же, несмотря на это отношение невмешательства, у Стюарт всегда был запасной план. В конце концов, с тех пор как его отец ушел из семьи, когда Джону было десять лет, он всегда чувствовал, что ковер вот-вот выдернут из-под него. В очередном выступлении на ток-шоу Ларри Кинга Стюарт выразил легкое возмущение тем, что кто-то считает его человеком, который смотрит на солнечную сторону улицы.
“Я еврей. Что это за вопрос, ты оптимист? Я всегда собираю свои сумки. Это оптимистично? Я никогда не знаю, когда они постучат в мою дверь и [скажут мне уйти]. Очень мало стран, в которых нет хотя бы одного музея, который не сказал бы: ‘И это когда мы тебя выгнали’. Вот почему мы все в комедии, мы хотим остаться ” .
Но это та же философия, которая придала определенную степень гибкости жизни Стюарт. В конце концов, хотя он годами работал не покладая рук, чтобы достичь своего нынешнего уровня известности, его вера — какой бы извращенной она ни была — в то, что все это может исчезнуть завтра, придала ему мировоззрение, которое было слишком редким в индустрии, где многие люди автоматически предполагали, что им суждено стать звездами. О своих первых днях в комедии он сказал: “Мне пришлось смириться с тем фактом, что если это сработает, отлично, а если нет, я тоже должен был смириться с этим. Вы не можете заниматься этим, думая: ‘Если я сделаю это, а они отнимут это, что со мной будет?’ Ты должен знать, что всегда можешь открыть магазин мороженого ”.
И хотя Стюарт может в шутку отвергнуть любое предположение о том, что в глубине души он оптимист, он никогда бы не стал отрицать тот факт, что временами он действительно очень сердитый человек. И все же, если бы он всем сердцем не верил, что сможет добиться реальных перемен к лучшему в правительстве, мире, даже в своем собственном районе, у него не было бы причин или мотивации так усердно работать, чтобы привлечь внимание к проблемам, которые близки и дороги его сердцу.
И это определение оптимиста в любой книге.
“Мысль о том, что я буду зарабатывать этим на жизнь, ошеломляет меня”, - сказал он. “Это действительно что-то вроде жизни мечты”.
Но все начиналось не так.
ГЛАВА 1
С HEN ДЖОНАТАН СТЮАРТ ЛЕЙБОВИЦ родился 28 ноября 1962 года в Нью-Йорке в семье Дональда и Мэриан Лейбовиц ближе к концу огромного послевоенного бэби-бума, у него началось типичное для среднего класса американское детство, которое было ничем не примечательным для того времени и к которому, по-видимому, очень стремилось большинство людей в Соединенных Штатах.
Он присоединился к Ларри, брату, который был на два года старше, и семья Лейбовиц мало чем отличалась от других семей, живущих в Лоренсвилле, штат Нью-Джерси, недалеко от Принстона, во всех отношениях, кроме одного. Будучи одной из немногих еврейских семей, живших в районе вокруг знаменитой школы Лиги плюща — известной как состоятельный протестантский колледж, который, по слухам, намеренно ограничивал квоту приема еврейских студентов еще в 1970-х годах, — Лейбовицы были полны решимости вести повседневную — и светскую — американскую жизнь в период мирного расцвета начала 1960-х годов. Как позже выразился Стюарт, у него никогда не было ничего, кроме типичного американского детства: “Я вырос в старые добрые времена, когда у детей еще не было этих чертовых компьютеров и они действительно играли на улице”.
Он смотрел популярные телешоу, такие как Чрезвычайная ситуация! в шоу братьев Хадсон он ел хлопья "Квисп" и собирал крышки от коробок, чтобы обменять их на дешевые пластиковые игрушки, и впервые в жизни влюбился в Еву Пламб, которая сыграла Яна Брэди в "The Brady Bunch " .
“Моя жизнь была типичной”, - сказал он. “Я играл в Малой бейсбольной лиге. Мне никогда не хотелось есть. У меня всегда была обувь. У меня была [своя] комната. Не было больших трагедий. Были типичные взлеты и падения, но я бы не сказал, что это было совсем печально. Мы были евреями и жили в пригороде, так что в этом была легкая невротическая склонность, но я не могу указать ни на что, где мальчик преодолел трагедию, чтобы стать комиком. Как говорила моя бабушка: ‘Мне не на что жаловаться”.
Несмотря на свое внешне нормальное детство, юный Джон выделялся в одном отношении: он был невысоким. Это было заметно. Его одноклассники возвышались над ним, и поэтому он представлял собой легкую мишень. И ему не потребовалось много времени, прежде чем он понял, что лучший способ отвлечь своих мучителей - это остроумный комментарий или резкая реплика.
“Я был очень маленьким, поэтому забавность помогла мне завести больших друзей”, - сказал он.
“Я довольно рано понял, что это способ привлечь к себе внимание”, - добавил Джон. “Было ощущение, что это приятно - сказать что-то, что заставило всех рассмеяться. Это был ритм, который имел смысл для меня ”.
Хотя Лейбовичи принадлежали к местной синагоге, а Джон посещал детский сад- иешиву, прежде чем перейти в первый класс местной государственной школы, ни один из родителей не был особенно заинтересован в том, чтобы всем сердцем погрузиться в еврейскую веру. Возможно, это было из-за отсутствия возможностей сделать это в Принстоне и его окрестностях, но также и потому, что они надеялись дистанцироваться от истории своей семьи и легче вписаться в общество. Дедушка Дональда был ультраортодоксальным; он держал обувной магазин в Нижнем Ист-Сайде Манхэттена и никогда не упускал случая надеть свой религия у него на рукаве. “Когда мы посещали его магазин, он… заставлял меня читать молитвы”, - сказал Дональд. Его сын — отец Дональда — уже начал отходить от экстремистской религиозной жизни, став таксистом в Нью-Йорке. В то время управление магазином в ортодоксальном еврейском районе в значительной степени гарантировало, что немногие неевреи переступят порог магазина; с другой стороны, водитель такси утратил контроль над типами людей, с которыми он общался в течение дня.
Семья Мэриан, напротив, выбрала более светский путь. По словам специалиста по генеалогии Меган Смоленяк, отец Мэриан, Натан Ласкин, родился во Внутренней Монголии в 1906 году и вырос в Тяньцзине, Китай, где проживала крошечная, но процветающая община еврейских предпринимателей и коммивояжеров, многие из которых создали процветающий бизнес в качестве скорняков. Большинство поселенцев дезертировали из российской армии после окончания русско-японской войны в 1905 году. По словам Мэриан, Джон пошел в Натана, ее отца, который обладал отвратительным чувством юмора и фактически субсидировал свою зарплату продавца мехов, подрабатывая комиком в Китае в начале двадцатого века, а позже иммигрировал в Сиэтл, чтобы помочь расширить бизнес.
Натан помогал управлять Маньчжурской компанией по торговле мехом, прежде чем решил пустить корни и попытать счастья в бизнесе в Соединенных Штатах. Впервые приземлившись в Сиэтле, он в конце концов переехал со своей женой Фанни и маленькой дочерью Мэриан на Купер-стрит в Манхэттене, где продолжил работать в семейном меховом бизнесе. В 1940 году он заработал кругленькую сумму в тысячу семьсот долларов за весь год.
После того, как Дональд и Мэриан поженились в конце 1950-х, они поселились на Манхэттене, где Мэриан работала школьной учительницей, а Дональд - в RCA Labs в Принстоне, штат Нью-Джерси.
Вскоре после рождения их первого сына Ларри в 1960 году Дон и Мэриан решили переехать из Нью-Йорка в Нью-Джерси, чтобы сократить время на дорогу до работы Дона в RCA Labs. Они переехали в дом в Лоренсвилле, соседнем городке, примерно в сорока милях от Филадельфии. Как было типично для эпохи человека в сером фланелевом костюме, матери держали оборону дома, в то время как отцы проводили долгие часы в офисе, часто приходя домой слишком поздно, чтобы провести время со своими детьми. И Дональд не был исключением.
Район вокруг Принстона долгое время склонялся к белому англосаксонскому протестантизму, и хотя Принстонский еврейский центр существовал, на этом все, когда дело касалось еврейской культуры в этом районе. Молодого Джонатана дразнили не только из—за его роста - или его отсутствия, — но и из-за его имени и наследия. “Лейботит” и “Лейбошиц” были двумя наиболее часто употребляемыми эпитетами. “Я вырос не в Варшаве, но нельзя сказать, что мои сверстники не отмечали должным образом, что я такой”, - сказал он, добавив: “были некоторые незначительные оскорбления.” Однажды в седьмом классе его избила группа детей, когда он ждал автобуса, хотя он понимал, что сам, по крайней мере частично, виноват. “Я держал в руках свои книги и шпалеру, которую сделал в магазине, и думал: ‘Насколько еще слабаком я могу быть?”
Джон начал играть на трубе в начальной школе и быстро показал, что у него есть к этому талант. Он присоединился к группе, состоящей из детей, которые играли музыку биг-бэнда с репертуаром, включавшим такие песни, как “In the Mood” Гленна Миллера и “Take the ‘A’ Train" Дюка Эллингтона. Группа из девяти- и десятилетних музыкантов выступала на школьных и общественных мероприятиях, а также регулярно выступала в приюте для малолетних преступников, который сегодня известен как учебная школа Нью-Джерси.
В 1971 году Джон впервые появился на телевидении, когда группу пригласили сыграть в детском шоу, известном как Капитан Ной и его волшебный ковчег , главной детской программе филадельфийского телеканала WPVI, которую обязательно должны были посмотреть местные дети. Captain Noah была основана лютеранским священником, который вел шоу вместе со своей женой. Хотя шоу и персонажи были любимы родителями и детьми по всей восточной Пенсильвании, Джон впервые увидел пропасть между тем, что появлялось на экране телевизора, и тем, что происходило за кулисами.
“Капитан Ноа ничего не знал о детях”, - сказал Стюарт. “Он не был счастливым парнем. Вы могли видеть, как он скатывается с горки и здоровается с детьми, но дело было не только в этом. По сути, капитан Ноа был подлым человеком, которому хотелось покурить. Это мои воспоминания о вхождении в шоу-бизнес ”.
Хотя в более поздние годы Джон сказал бы, что у него было нормальное детство и он научился развивать острое, хотя и тонко завуалированное колючее чувство юмора только из-за своего невысокого роста, правда в том, что, хотя это, возможно, и было способствующими факторами, то, что в конечном итоге поставило его на путь становления комедийной звездой, было прямым результатом главной трагедии в жизни юного Джона. В конце концов, это редкий — возможно, несуществующий — комик-любитель или профессиональный комик, который не пережил детскую трагедию — или несколько — в той или иной форме.
Джон Стюарт не был исключением.
Безусловно, Дональд Лейбовиц не проявлял чрезмерной теплоты по отношению к своим сыновьям или жене, но это было нормой в эпоху, когда отцы работали весь день, в то время как матери оставались дома, вели хозяйство и растили детей. Едва ли сказав доброе или ободряющее слово в адрес своего младшего сына, Дональд имел еще одну причину держать свои мысли и привязанности при себе: у него был роман со своей секретаршей. Хотя было неясно, как долго это продолжалось, когда он сообщил новость своей жене, семья Лейбовиц уже никогда не будет прежней.
В далеком 1973 году, когда Дональд раскрыл свою неверность и впоследствии съехал, развод все еще был достаточно редким явлением в Соединенных Штатах. Тем не менее, после того, как отец Джона признался в измене, его родители расстались, а затем развелись.
Десятилетний Джон был опустошен. Мэриан вернулась к работе учительницы в государственной школе, пока она и ее дети учились обходиться меньшими затратами. Например, когда старший брат Джона, Ларри, отмечал свою бар-мицву два года назад, когда семья еще была цела, они могли позволить себе устроить шикарное празднование и закатили изысканную вечеринку в отеле в соседнем Сомервилле. Бар-мицва Джона, напротив, состоялась после того, как его отец съехал, когда с финансами было туго. В результате церемония его совершеннолетия состоялась в Принстонском еврейском центре, где они также присутствовали на праздничных мероприятиях.
Мэриан и ее сыновья приспосабливались, как могли. “Она была аномалией в ту эпоху”, - сказал Джон. “У нее была спокойная уверенность, потому что ей приходилось самой о себе заботиться”.
После того, как развод был окончательным, Мэриан, Ларри и Джон продолжили свою жизнь. Они проводили много времени с ее семьей, и одним из любимых занятий Джона были поездки на побережье Джерси.
“Мне всегда нравилось ходить туда”, - сказала Стюарт. “Когда мои бабушка и дедушка были еще живы, мы ходили в Эсбери-парк. Когда я был подростком, мы ходили в Сисайд-Хайтс, или, если мы думали, что сможем нелегально попасть в бар, мы ходили в Уайлдвуд. Если бы это было семейным делом, мы бы поехали на остров Лонг-Бич ”.
Но, несмотря на поддержку большой семьи, Джон часто злился, хотя изо всех сил старался держать это под контролем. Он был зол не только на своего отца, но и на ряд вещей, которые происходили в начале-середине 1970-х годов. Район вокруг Лоренсвилля в центральном Джерси был в подавляющем большинстве республиканским и консервативным в то время, когда остальная часть штата была охвачена протестом против войны во Вьетнаме и президента Ричарда Никсона. Он вырос во время Уотергейта и Вьетнама и, по его словам, был “проникнут здоровым скептицизмом к официальным сообщениям”.
Он также прекратил все контакты со своим отцом, отказываясь иметь с ним какое-либо дело. Ярость Джона только подогревалась его невероятной привычкой к чтению, особенно научно-фантастических романов Курта Воннегута и Олдоса Хаксли.
Чтобы избежать побоев, он также работал над развитием своего чувства юмора, в школе и вне ее, хотя и понимал, что ему предстоит еще много работы. “В одиннадцать лет ни у кого нет остроумия, ты просто несносен”, - сказал он.
Наблюдая и слушая других, прежде чем выступить с юмористическим ответом, Джон не только вырабатывал свой собственный уникальный стиль комедии, он также находился в процессе осознания того, что его собственное плохое представление о себе было его собственным творением. “Эти чувства неадекватности были вызваны мной”, - признался он. “В моей собственной голове я был чудаком”.
Но юный Джон быстро учился. Изучая разных людей, чтобы сформулировать максимально смешной ответ, он вскоре осознал свои сильные и слабые стороны. Во-первых, было трудно не чувствовать, что он неадекватен по сравнению со своим братом Ларри, который преуспевал в учебе, в то время как Джон был обычным студентом, специализировавшимся на остротах. “Я помню, как был маленьким и увидел, как у него в руках кубок по латыни из подготовительной школы Лоуренсвилля, и я просто подумал: ‘Вау! Я никогда не буду достаточно хорош в латыни, чтобы получить кубок", ” сказал Джон. “Поэтому я подумал, что мне лучше пойти другим путем, чтобы привлечь к себе внимание, потому что, знаете что, он превзошел меня в умстве. Я взял свою идентичность из wising off: умная задница против умной ”.
Но он не посещал подготовительную школу в Лоренсвилле, как его брат; вместо этого он поступил на первый курс в среднюю школу Лоуренса в Лоренсвилле — среди других известных выпускников государственной школы были Том Круз и Майкл Эйснер, — пытаясь не подвергаться избиениям и издевательствам, одновременно узнавая, как его собственное мировоззрение может смешить людей. Хотя не все его учителя поощряли бы его склонность отпускать шутки или быть классным клоуном, другие поощряли его. По словам Ларри Никола, который преподавал английский Стюарту в его выпускном классе, “Он всегда что-нибудь говорил по пути к двери, когда звонил звонок”.
Сельма Литовиц, другая учительница английского языка, также подбадривала свою юную ученицу. “Джон сказала, что она была первой, кто понял, что его юмор - это то, чем он может зарабатывать на жизнь”, - сказала Дебра Франк, дочь Литовица. Кстати, они жили на одной улице. “Его шутка заключалась в том, что в течение многих лет он думал, что евреи должны жить в алфавитном порядке”.
Ему всегда нравился спорт, и ему удалось найти такой, где его маленький рост не ставил бы его в невыгодное положение: он присоединился к университетской футбольной команде. Игроки тренировались при любой погоде на полях близлежащего колледжа округа Мерсер. “На улице было бы двадцать градусов, земля бы намерзла, и мы бы бегали по улицам, как идиоты”, - сказал он, добавив, что рабочий Лоренсвилл больше похож на футбольный городок из-за высокого процента семей иммигрантов в городе, в основном итальянцев и поляков. В Принстоне, принадлежавшем к высшему классу, дети больше тяготели к футболу.
“Я начал свою спортивную карьеру как способ выбраться из пригорода”, - признался он. “Лучший способ описать мои способности - сказать, что после игры другие дети говорили мне: ‘Отличная попытка!” - Стюарт и ее друг с соседней улицы часами отрабатывали свои движения каждый вечер, иногда до полуночи. “Я часами просто бил мячом о стену, делая все, что помогло бы мне стать лучше”, - сказал он. “Частью моей личности всегда было упорство, когда я терплю неудачу”.
* * *
Хотя он любил футбол и был довольно хорош в нем — он фактически попал в сборную всего штата в качестве почетного упоминания — Джон был счастливее всего, когда преследовал несколько разных интересов, а не сосредотачивался только на одном. Его склонность к тому, чтобы быть человеком эпохи Возрождения, заинтересованным в достижении всего, по крайней мере, на короткое время, расцвела в старших классах школы. В дополнение к игре в футбол и выступлению в школьной группе, он также преследовал свое желание работать на невероятно разнообразных работах, независимо от того, насколько они черны или опасны. В конце концов, в отличие от своего брата Ларри, который знал, что хочет разбогатеть в финансовом мире, Джон понятия не имел, чем он хочет заниматься, и решил, что перепробует как можно больше работ, чтобы вычеркнуть что-то из своего списка.
Как оказалось, такой подход стал бы отличным подспорьем для начинающего комика. И независимо от типа работы, он всегда мог рассчитывать на новую аудиторию, где он мог бы скоротать время, пытаясь рассмешить своих коллег. Он устроился на свою первую работу в возрасте четырнадцати лет на то, что впоследствии превратилось в длинную череду должностей с минимальной оплатой труда в торговом центре Quaker Bridge недалеко от Трентона; чуть больше чем за год его уволили из шести разных магазинов торгового центра, в некоторых случаях потому, что он хотел рассмешить других сотрудников.
Начнем с того, что его брат Ларри нанял его в универмаг в качестве продавца. Джон собрал своих коллег и решил посмеяться старомодным способом: плюхнувшись в кресло-качалку. Вместо того, чтобы попасть в цель, он приземлился на витрину с аквариумами, наполненными живыми рыбками, которые вскоре барахтались на полу, задыхаясь. Его неудача привела к ущербу в тысячи долларов, и Джон попытался исправить ситуацию, насколько мог, выбросив мертвую рыбу в мусоросжигательную печь, но его брат поймал его и уволил до конца его первого рабочего дня.
Но была и другая, более глубокая причина, по которой юный Джон совершил прыжок впереди других: он чувствовал, что рожден для того, чтобы попадать в неприятности. На самом деле, он активно использовал любую возможность, чтобы проверить пределы, независимо от того, смотрела аудитория или нет.
“Когда вы чувствуете, что хотите выразить себя, вам нужен стимул, катализатор”, - сказал он. “И часть катализатора - это навлечь на себя неприятности”. В дополнение к тому, что он был на костылях на своей собственной бар-мицве, потому что сломал лодыжку, играя в баскетбол на скейте, он может выдать длинный список физических травм, вызванных его намеренными попытками попасть в беду.
“Я бы сказал: ‘Эй, ты видишь эти бревна, которые поднимаются туда? Держу пари, я мог бы перепрыгнуть через это’. Я часто ходил в отделение неотложной помощи ”.
Следующий шаг: работа помощником пекаря и уборщиком в пекарне в том же торговом центре. “Моей работой было мыть эти огромные серебряные бочки, в которых пекли хлеб”, - сказал он. “Итак, я выстилал бочки мылом, а затем наполнял их водой. Однажды я забыл о мыле и пошел мыть столы. Ну, работники пекарни подумали, что я выстилаю бочки мукой. Очевидно, в тот день много людей оказались в туалете торгового центра ”.
В выпускном классе он записался в хор ежегодного школьного мюзикла "Пижамная игра", главным образом потому, что в нем участвовало большинство его друзей. Для одного номера певцам-мужчинам пришлось надеть гетры, но поскольку никто не мог себе этого позволить, они обмотали обувь белой лентой, чтобы ее было видно с последних рядов зала. “Все были педантичны в этом вопросе, кроме меня”, - сказала Стюарт. “Я завернула свои ботинки так, чтобы все выглядело так, будто у меня травма лодыжки или подагра. Я помню, как все смеялись надо мной”.
Позже в шоу он решил рассмешить публику. В сцене на фоне деревьев исполнители главных ролей мужчина и женщина начинали петь дуэтом, в котором они признавались друг другу в любви, но у Стюарт были другие идеи. На самом деле, он ничего не мог с собой поделать. “Я вышел, повернулся спиной к публике и притворился, что справляю нужду на одном из деревьев”, - сказал он. “Публике это показалось несколько забавным, два актера на сцене - не очень. Я подумал: ‘О Боже, я убиваю. Это потрясающе! Спектакль идет великолепно.”" Хотя ему, очевидно, понравилась реакция аудитории — и повышение самомнения, вызванное тем, что он рассмешил большую группу людей, — Джон также начал понимать, что для комедии есть время и место. “Я должен был узнать, когда и как это использовать, но, клянусь Богом, я больше ничего не мог сделать”.
Официальный портрет Стюарта в выпускном классе средней школы. Его прозвище “Супи” может быть отсылкой к распродажам Soupy от комика.
Он обнаружил, что может быть могущественным, используя комедию таким образом, который был невозможен в других сферах его жизни.
“Я был несносным, и людям в Нью-Джерси в конце семидесятых это нравилось, чувак”, - признался он. “Моя роль в любом социальном взаимодействии всегда заключалась в том, чтобы быть остроумным коротышкой, у которого были большие друзья”, - сказал он. “Я думаю, вот откуда у меня это взялось. Такова была моя роль в группе: в основном втягивать своих друзей в драки ”.
На самом деле, он считает, что его невысокий рост помог ему принять решение посвятить себя комедийной жизни, хотя пройдет еще несколько лет, прежде чем он полностью посвятит себя этой карьере. Он теоретизирует, что, будь он хотя бы на несколько дюймов выше, он не уверен, стал бы ли бы он вообще сниматься в комедии. “Я не знаю, стал бы я так сильно стараться”, - сказал он. “У меня было видение, что жизнь была бы персиковыми пирогами и конфетным кремом, если бы я была ростом шесть футов два дюйма. Но если бы я был физически крупнее, я, вероятно, потратил бы еще больше энергии, чем на самом деле, думая, что собираюсь сделать спорт своей жизнью ”.
“Это задатки великого комика”, - сказал Чак Найс, коллега-комик. “Над тобой издеваются, ты ничтожество. Что ты в конечном итоге делаешь, чтобы выжить, так это развив в себе отличное остроумие, как у рапиры, и способность смешить людей ”.
“Я думаю, что на свете практически нет комиков, которые были бы красивы, уравновешенны, популярны или происходили бы из чрезвычайно любящих и богатых семей”, - сказал Девин Гордон, бывший ведущий автор в Newsweek. “Эти люди, как правило, не вдаются в комедии”.
Стюарт начал изучать, как действовали известные комики того времени, их стиль, особенно его кумиры Вуди Аллен, Джордж Карлин, Стив Мартин и Ленни Брюс. Но, несмотря на то, что Джон смотрел их ток-шоу, он и не думал стремиться стать ведущим ток-шоу. “В детстве я никогда не смотрел ток-шоу и не думал: ‘Вау, это классное занятие’, ” сказал он. “Например, если бы я смотрел Карсона или что-то в этом роде, меня больше впечатлил бы тот факт, что я был на ногах в одиннадцать часов ночи”.
Он также делал свои первые попытки узнать о политике и прощупывал почву, чтобы выяснить, каковы его собственные взгляды. До этого он думал только о том, чтобы доставить неприятности. Когда ему было девять лет и он путешествовал со своим биг-бэндом на концерты, он находился в номере отеля на Манхэттене и смотрел вниз на улицу, где прямо под ним был припаркован фургон для кампании по переизбранию президента Никсона. “Я подумал: ‘Если я плюну отсюда ...”
Однако теперь его идеи были более четко сформулированы. Он описал себя как “левого толка” и “очень увлеченного Юджином Дебсом”, профсоюзным лидером и пятикратным кандидатом в президенты, баллотировавшимся под знаменем Социалистической партии с 1900 по 1920 год. Во время дебатов в классе средней школы Стюарту пришлось притвориться, что он Рональд Рейган, в то время кандидат в президенты, чье мировоззрение и политическая принадлежность были полярной противоположностью Дебс. “Мне пришлось защищать свои возросшие военные расходы”, - вспоминал Стюарт.
Стюарт гордился тем, что выиграл "Лучшее чувство юмора" в выпускном классе средней школы Лоуренса.
Затем, в возрасте пятнадцати лет, на него снизошло первое прозрение о том, что его жизнь могла бы быть другой, благодаря любезности другого уроженца Нью-Джерси, Брюса Спрингстина.
“Когда вы впервые слышите, что на окраине города сгущается тьма, вы начинаете планировать, как уехать из Нью-Джерси”, - сказал он. “Когда я слушал его музыку, я не чувствовал себя неудачником, я чувствовал себя персонажем эпической поэмы о неудачниках. Ты чувствовал, что есть возможность. Вот парень, который вырос так же, как ты, и у которого было такое же чувство: ”Бьюсь об заклад, если я просто, блядь, сяду за руль, появится возможность для чего—то другого и лучшего - возможность быть тем, кем я хочу быть ".
И он начал думать, что это “что-то” заключалось в том, чтобы заставлять людей смеяться. Он был воодушевлен, когда его признали “лучшим с чувством юмора” в выпускном классе 1980 года в средней школе Лоуренса.
Он надеялся, что следующие четыре года, которые он проведет в Колледже Уильяма и Мэри в Уильямсбурге, штат Вирджиния, помогут ему понять это.
ГЛАВА 2
“Я ПРИШЕЛ К Уильяму и Мэри, потому что, будучи евреем, хотел исследовать богатую палитру иудаики южной Вирджинии”, - пошутил Джон Стюарт, принимая почетную докторскую степень на церемонии вручения дипломов Колледжа Уильяма и Мэри в 2004 году. “Представьте мое удивление, когда я понял, что "Племя" - это не то, что я думал, что оно означает”.
Хотя “Племя” часто используется для описания еврейской общины, в данном случае в William & Mary этот термин также использовался как прозвище отделения легкой атлетики колледжа, подобно тому, как другие школы используют названия животных, таких как тигры или пумы, для своих различных команд.