Для смелых женщин из руководства специальных операций.
Пусть их героизм никогда не будет забыт.
ПРОЛОГ
20 июня 1944 года —Париж: тюрьма гестапо.
Кандалы, приковывающие мои руки и ноги к стулу, превращают мою покрытую волдырями кожу в кровавое месиво.
Крепкие руки хватают меня за волосы и с силой опускают мою голову.
Ледяная вода обволакивает мое лицо, течет по носу, полностью поглощая мою голову. Тысячи уколов боли искрятся на моих ободранных щеках. Паника выжимает воздух из моих легких, и он поднимается по моему горлу, когти отчаяния погружаются глубоко.
Пальцы сильнее перебирают мои спутанные волосы, поднимая меня на поверхность.
Надо мной мой следователь кричит по-французски: “Вы шпион! Вы агент Управления специальных операций! Ты американка, Бетти Суини!”
“Вы работали с британскими агентами Дениз Лэнгфорд и Тимоти Бишопом! Где они?”
“Je ne connais personne de ces noms.” Я не знаю никого с такими именами.
“Ты делаешь! Кто им помогает?”
“Je ne sais pas.” Я не знаю.
Моя голова погружается, вытесняя зазубренные куски льда. Жжение становится мучительным, как будто мое лицо вывернуто наизнанку.
“Вы действительно знаете их! Вы дадите нам их расположение! Вы скажете нам, где происходит сдача оружия!”
Я выплевываю воду на пол в направлении пары блестящих армейских ботинок, которые я вижу там. Я делаю глубокий вдох. Я снова опускаюсь.
Искаженные голоса прыгают туда-сюда надо мной.
Я рвусь из цепей, крича изнутри. Страх съедает то немногое, что у меня осталось кислорода.
Я вот-вот утону. Я ничего не могу с этим поделать.
OceanofPDF.com
ОДИН
Май 1944 — Где-то над Францией
Я сижу на краю люка самолета, свесив ноги в бездну лунной ночи. Самолет шатается, неустойчивый на такой малой высоте. Мои руки прижимаются к металлу по обе стороны от меня, сжимая крепче. Мой парашют слишком велик для меня, и с добавленной суммой в миллион франков, спрятанной сзади в моем комбинезоне, мне приходится сидеть ближе к краю, чем хотелось бы. Но я не могу упасть. Во всяком случае, пока нет.
Когда придет время, мы с Дениз прыгнем первыми. Если у нас, девочек, хватит смелости прыгнуть, у Бишопа и Шепарда не будет веских оправданий оставаться в самолете. Они не могут быть превзойдены "слабым полом”.
С того дня, как началось мое обучение, кажется, что меня везут по быстро движущейся конвейерной ленте. Я дошла до конца в своих ожиданиях прыгнуть с парашютом в оккупированную нацистами Францию, и я пройду через это. Я зашла слишком далеко, чтобы повернуть назад.
Я украдкой бросаю взгляд на бесстрашное поведение Бишопа напротив меня. Он уже выполнил одну миссию во Франции и собирается вернуться за новой. Когда мы готовились к посадке на Галифакс, пилот бросил один взгляд на остальных из нас и в шутку назвал Бишопа дедушкой. Какая ошибка быть обманутым его серебристыми бакенбардами. Если бы только мальчики моего возраста обладали такой же суровой силой и зрелостью, от которых я втайне падаю в обморок.
Шепард, с другой стороны, выглядит недостаточно взрослым, чтобы бриться, с его гладкой, как у младенца, кожей. Я не могла поверить своим ушам, когда он сказал мне, что ему двадцать три. Огромные усилия, которые он прилагает, чтобы его мальчишеская стрижка была аккуратно причесана, только вызывают у меня желание запустить в нее руки и все это взъерошить.
Самолет снова раскачивается. Мой тошнотворный желудок трясется от этого. Бутерброды и ром должны были быть поданы во время полета. У нас ничего нет, и это меня устраивает. Они могли закончиться тем, что пролились дождем на крышу какого-нибудь француза.
Рядом со мной Дениз мечтательно смотрит вперед, когда я пытаюсь привлечь ее внимание, как будто ей на все наплевать. Если бы ее руки не были покрыты кожаными перчатками, она, вероятно, рассматривала бы свои отполированные ногти, даже когда мы ждем, чтобы прыгнуть на коврик у двери смерти.
Мы с Дениз познакомились в военизированной школе руководителя специальных операций в Инвернесс-Шир, Шотландия. Я пошла в школу после предварительного этапа оценки своего характера и потенциала, не имея большого представления о том, что там будет происходить. Они намеренно держали нас, добровольцев, в неведении, на случай, если мы не пройдем отбор. Чем глубже мы углублялись в наши тренировки, тем больше секретов мы узнавали.
Некомпетентных стажеров отсеивали и отправляли в центр заключения под названием “Кулер”, где их поощряли забыть о том, что происходит на английских и шотландских холмах, прежде чем вернуть к обычной жизни. Я не был одним из тех некомпетентных людей, которых отправили в холодильник. Я прошел и продолжил. Просто быть выделенным вот так, помещенным в достойную группу, было достаточной мотивацией для меня, чтобы продолжать обучение. Забавно, что я не знаю, что я сказал или сделал, чтобы произвести на них впечатление. Я полагаю, это действительно не имеет значения.
Лампа над нашими головами продолжает светиться алым, предупреждая нас оставаться на месте. Ожидая, как на иголках, когда лампа загорится зеленым светом, я сжимаю шелковую подкладку своих перчаток между пальцами, которые покалывают до онемения.
В аэропорту Рингуэй, недалеко от Манчестера, они сделали все возможное, чтобы подготовить нас к этому моменту. На канатах и качелях мы научились координировать свои прыжки и приземляться правильно, не травмируясь. Они установили старый фюзеляж самолета, где мы отрабатывали правильную технику прыжков. Мне потребовалось некоторое время, чтобы освоиться, но, учитывая, что многие из нас выглядели одновременно неуклюжими и нелепыми, это не было слишком смущающим.
Инструктор сказал, что мое лицо было белым как полотно перед двумя тренировочными прыжками с реального самолета. Самым страшным был первый шаг в разреженный воздух в нескольких сотнях футов от земли. Я была убеждена, что не выживу. Когда мне некуда было идти, кроме как вниз, страх смерти внезапно сменился новым видом страха, который заставил меня почувствовать себя более живой. Я представляла, что свободное падение похоже на падение с американских горок, но вместо этого это было похоже на полет. Я хотела, чтобы мой инструктор мог видеть улыбку, которая была на моем лице, губы и щеки, изогнутые, как резина на ветру, всю дорогу до посадки.
Из-за ужасной погоды мой третий обязательный прыжок был отменен. Была бы моя уверенность выше сегодня вечером, соверши я еще один прыжок? Сомнительно. Немецкие солдаты не ждали на земле во время тренировочного забега. Провал сегодняшнего прыжка имел бы гораздо более серьезные последствия.
Через несколько мгновений красная лампа переключается на веселую зеленую, давая сигнал к падению навстречу опасности.
“Я не думаю, что смогу пройти через это. Это безумие ”, - говорит Шепард.
Кажется, никто больше не услышал его за ревом двигателей. Это худшее, что кто-либо мог сказать перед моим прыжком.
Полномасштабная паника заменяет бабочек в моем животе. Он прав. Прыжок в черную пустоту - это безумие. Мое сердце учащенно бьется.
Диспетчер ревет: “Вперед, вперед, вперед!” Слова вылетают из него, как пушечные ядра.
Дениз прислоняется ко мне. Тонкая прядь каштановых волос выбилась из-под шлема и лежит, закрученная вокруг рта, как лихие усы. “Давай устроим им ад, Адель!” - кричит она. Затем она ушла, исчезла через дыру в полу Галифакса.
Адель.
Когда мы прыгаем, мы оставляем наши настоящие имена позади. В целях безопасности мы будем обращаться друг к другу только по нашим псевдонимам. Я должна быть Адель, до конца. Мое имя, Бетти, все равно никогда мне не подходило.
“Вперед, вперед, вперед!” - продолжает реветь диспетчер.
Сейчас или никогда. И никогда - это не вариант.
Я сглатываю в последний раз, чтобы прочистить уши, которые сильно болят из-за отсутствия давления в самолете. Если я подожду еще секунду, то остатки мужества, которые у меня остались, могут испариться. Мне нужно отделить действие от мысли и просто уйти.
Я медленно продвигаюсь вперед, пока не оказываюсь на краю.
Идите прямо, чтобы избежать слипстрима. Не ударяйся носом о другую сторону дыры.
Я подтягиваюсь на руках и падаю через дыру в фюзеляже самолета. Я проваливаюсь сквозь пустое пространство. Алиса через кроличью нору. Надо мной я слышу, как моя статичная линия быстро распадается, сегмент за сегментом —хлоп, хлоп, хлоп. Несмотря на то, что они показали нам, что мы были надежно привязаны к крюку в самолете, в моей голове звучит голос, говорящий: “Я надеюсь, что ваша леска действительно привязана”. Меня прошибает холодный пот от мысли, что я могу умереть в таком положении. Ноги вместе, парящие в тихой ночи, не сказав больше никому ни слова. Но затем, после нескольких секунд свободного падения, статический трос раскрывает мой парашют. Шок сотрясает все мое тело, как будто я прыгнула ногами вперед в бассейн с холодной водой.
Пока я дрейфую, заявляя права на частичку неба только для себя, меня охватывает ошеломляющая радость, которую я помню по своим тренировочным прыжкам.
Я осматриваю небо, но нигде не вижу парашюта Дениз. На земле нас встретят члены местного Маки — ячейки французского сопротивления. Они должны отмечать посадочную площадку фонариками с красными колпачками. Я не вижу огней. Полная луна скрылась за облаком. Все подо мной черное.
“Не паникуй”, - шепчу я себе, как будто это может помочь.
Именно тогда я понимаю, что эта миссия не будет похожа на “падение в мягкое кресло”, как мне сказали. Почему-то в то время я попался на эту удочку. Сейчас это звучит как чистая бессмыслица. Все, что мне нужно сделать, это отправиться в чужую страну, помогать и обучать членов постоянно растущего движения Сопротивления, саботировать железные дороги, путешествовать по стране на велосипеде, скрывая сверхсекретную информацию, взрывать вещи и стараться не погибнуть. Конечно, проще простого. Кажется, что все уже идет не так, а я еще даже не достигла земли.
Я продолжаю падать в сторону широкого открытого поля. И хотя я логически понимаю, что парю в воздухе с безумной скоростью, имея для защиты только резиновый шлем, спуск почему-то кажется медленным и спокойным. Как будто я пучок пуха одуванчика. Все меняется в мгновение ока. Я достигаю определенной высоты, и внезапно земля ускоряется, приветствуя меня. Кажется невозможным, что мы сможем собраться вместе без того, чтобы один из нас не был серьезно раздавлен, и я почти уверен, что земля выдержит лучше, чем я.
Большинство девочек моего возраста только что закончили школу, работают в типографиях и на фабриках. И вот я здесь, в нескольких секундах от приземления на вражеской территории.
Нет тормозов, на которые можно нажать. Пути назад нет. Я готовлюсь к жесткой посадке.
Только когда мои ноги натыкаются на первые ветки, я понимаю, что пространство тени подо мной - вовсе не поле. Я совершаю аварийную посадку в лесу.
OceanofPDF.com
ДВА
Я закрываю лицо не потому, что помню эту инструкцию, а потому, что тщеславие берет верх. Я тоже не хочу потерять глаз. Это просто здравый смысл.
Приходят другие инструкции. Я держу ноги вместе и свободно падаю на деревья. Мой парашют ловится, и я резко останавливаюсь. Я сразу же начинаю двигать руками и ногами. Я шевелю пальцами рук и ног. У меня болит только небольшое пятнышко на правом боку. Я глубоко вздыхаю с облегчением.
Какое-то время я зависаю, прислушиваясь к гулу двигателя самолета. Небо безмолвствует. Где Дениз? Где участники Маки?
Вдалеке лает собака. Мои мышцы напрягаются. Лающие собаки никогда не бывают к добру. Там, где есть собаки, есть и люди. У меня пока нет контактов во Франции, и я не знаю, кому можно доверять. Люди, которые тебе симпатичны, могут легко отвернуться от тебя за твоей спиной. Я узнал это в школе-интернате задолго до того, как присоединился к SOE.
Я поворачиваюсь в своей сбруе, прикидывая расстояние до оттенков серого и черного грунта. Я проделал весь этот путь не для того, чтобы умереть или покалечиться в течение первого часа. Я тихо ругаюсь, надеясь, что Дениз и мужчины ищут меня.
Я смотрю на парашют, безнадежно запутавшийся в верхушке дерева. Что делать? Мои пальцы в перчатках возятся с пряжкой моей сбруи. Он отказывается сдвинуться с места.
Я возвращаюсь к висению и слушанию.
Заснеженные горы Франции были видны из большого окна в моей общей комнате в школе-интернате. Сколько времени я потратила впустую, мечтая о жизни по ту сторону этих гор? Больше, чем одобрила директриса, я знаю это точно. Я наконец-то во Франции, где я так мечтала быть. Но я не турист.
ГП предложила мне опыт всей жизни, приключение более смелое, чем большинство людей могут когда-либо надеяться, и я охотно согласилась. Никто не принуждал меня к этому. В семнадцать лет я уже достаточно взрослая, чтобы самой распоряжаться своей жизнью.
Пока я свисаю с дерева, реальность моего приключения начинает доходить до меня. Я застрял в незнакомой стране, в темноте, без припасов. Агенты здесь долго не задерживаются. Я могу погибнуть или оказаться в таких обстоятельствах, от которых меня должна спасти моя таблетка цианида. Сейчас все это не кажется романтичным или захватывающим.
Я прижимаю руки в перчатках к лицу, чувствуя себя глупо из-за того, что поддалась энтузиазму рекрутеров. Прохлада кожи на моих разгоряченных щеках помогает прояснить голову. Я закрываю глаза и делаю глубокий вдох. Я не могу торчать в лесу до рассвета. Я должна выбраться из этого бардака.
Я достаю нож из кармана комбинезона. Лезвие разрезает ремень безопасности с помощью освобождающейся молнии. Я падаю в воздухе, сильно ударяюсь о неровную землю и неуклюжей грудой падаю. Добрых полминуты я лежу, зажав рот рукой, постанывая от боли с головы до ног. Я подползаю к основанию толстого дерева, чтобы перевести дыхание.
Слева от меня деревья редкие. Я приземлился возле проселочной дороги. Я жду, мое сердце стучит, как барабан. Сжавшись в комок и скрывшись из виду, никто никогда не найдет меня. Я прислушиваюсь к признакам жизни, но ничего не слышу. Что, если остальная часть группы объединилась и оставила меня позади?
Как только я решаю броситься на дорогу, чтобы найти помощь, ритмичные шаги одинокого человека пронзают прохладный ночной воздух. Размахивая руками, я отступаю назад. Сжимая нож, я крадусь к густому подлеску на краю леса. Приближающиеся шаги приближаются к моему убежищу. В тени я поднимаю голову и в шоке вижу, как Шепард марширует по проселочной дороге, целеустремленно размахивая руками по бокам. Он гражданский доброволец, не военный, но именно так он и выглядит: британский офицер на плацу и совсем не похож на обычного француза. Полностью ли он потерял рассудок между самолетом и землей?
Я не знаю, что делать. Одетая в свой комбинезон, я рискую быть схваченной, если присоединюсь к нему на дороге или окликну его.
Время обдумывать мои варианты истекает. Четверо мужчин выпрыгивают из канавы на другой стороне дороги. Жандармы — французская полиция. Они нападают на Шепарда, прежде чем он успевает отреагировать. Он борется и устраивает хорошую драку, но против четырех вооруженных людей у него нет шансов. Я задерживаю дыхание, когда он сдается, и они уводят его по дороге.
Полиция ждала. Они знают о нашей высадке, и теперь они ищут нас. Они ищут меня.
Я возвращаюсь к своему запутанному парашюту. Предполагалось, что я спрячу это вместе со своим комбинезоном, но я едва могу это увидеть, не говоря уже о том, чтобы достать. Парашют должен оставаться там, где он есть, его обязательно найдут утром. Но я думаю, что поимка Шепарда выдала нас больше, чем мой брошенный парашют.
Под комбинезоном я ношу блузку и юбку цвета тусклой воды, которые помогут мне спрятаться на виду в тылу врага. Но если меня схватят в гражданской одежде, а не в военной форме, которая защитила бы меня в соответствии с международным правом, немцы могут законно казнить меня как шпиона.
Мой чемодан с вещами находится внутри металлического цилиндра размером один на шесть футов, который был сброшен с самолета перед моим прыжком. На каждом предмете одежды, изготовленном специально для нас госпредприятием, нет ни этикеток, ни оберток, ни билетов в карманах — никаких маркировок или признаков того, что одежда действительно из Великобритании. Без подходящей одежды я не впишусь. И то, что я не вписываюсь, - это одна из многих вещей, которые могут разрушить мое прикрытие.
Я снимаю шлем. Моя потная шапка волос снова дышит. Я наклоняюсь и расчесываю руками, отделяя свободные темно-коричневые волны. Мои волосы - это единственное, что я действительно люблю в себе. Девочкам в школе-интернате делали перманент, чтобы у них были такие же волнистые волосы, как у меня. Не то, чтобы их застали бы врасплох, признав это; эта сплетня дошла до меня через виноградную лозу, когда группа запугивающих пожилых людей в конечном итоге выглядела как плохо ухоженные пудели. Идеальное наказание, подумала я, за то, что сделала мой первый год таким несчастным. Мы с моей лучшей подругой Сильви практически обмочились от смеха.
Когда я засовываю шлем в комбинезон, луч лунного света отражается от серебряного лезвия ножа в моей другой руке. Сама того не осознавая, я все это время демонстрировала свою позицию. Я застенчиво возвращаю нож в надлежащий карман.
С пятки на носок мои ноги бесшумно катятся вперед, избегая опавших листьев и веток. Я держусь тени, как сова на ночной охоте за мышами. Но чем дольше я хожу, тем шумнее, кажется, становлюсь. Я не могу не сосредоточиться на незначительных звуках. Мое тело предает меня, слишком громко качая кровь, заставляя каждый вдох преодолевать ухабистую дорогу—свистящий ветер в пещере голосовых связок и деревьях с волосами на носу. Я сглатываю. Я моргаю. Я ничего не могу с этим поделать.
“Адель”.
Замерев на месте, я смотрю на то место, откуда доносился голос, не в силах разглядеть какие-либо характерные человеческие очертания.
“Адель”.
Этот упругий британский шепот ни с чем не спутаешь. В конце концов, меня не оставили в покое.
“Это я”, - говорю я так тихо, что сомневаюсь, что Дениз услышала. “Выходи”.
Секундой позже, из-за куста, не далее чем в пяти футах, появляется она, все еще в своем комбинезоне. Я отшатываюсь, удивленный тем, как близко она на самом деле.
Я указываю на куст. “Как ты туда попала?”
“Тихо”, - говорит она.
Дениз сокращает расстояние между нами тремя беззвучными шагами.
“Где ты приземлился?” Я спрашиваю.
“Очевидно, не в том месте. Я видел, как твой парашют опускался. У меня была грубая идея, где тебя найти. Итак, вы приземлились на деревья. Как тебе такой прием?”
“Я в порядке. Никаких переломов. Но мой парашют застрял в деревьях ”.
“Моя спрятана в дупле бревна, недалеко от поля, на котором я спустился. И я нашла пару наших контейнеров ”.
“Где они?”
“У дороги”. Ее протянутая рука указывает мне путь.
Рядом с дорогой. С таким же успехом они могли приземлиться на ступеньках жандармерии. До восхода солнца осталось несколько коротких часов, а комендантский час заканчивается в пять часов. Жандармы знают о нашем прыжке, и если они найдут наши личные вещи в контейнерах, не останется сомнений, что в этот район были заброшены женщины-агенты. Как и положено шпионам, обычные девушки, такие как Дениз и я, неожиданны. Мы должны использовать это в наших интересах.
“Нам нужно переместить контейнеры, Дениз. Я думаю, что мы, возможно, попали в ловушку. Пастуха похитили. Я видел это своими глазами”.
“Черт возьми”. Она вздыхает. “У меня было чувство, что что-то не так. Что случилось?”
“Четверо жандармов набросились на него из придорожной канавы. Мы могли бы быть следующими ”.
Дениз делает паузу, осмысливая это.
“Мы не будем следующими”. Она вытаскивает пистолет. “Следуй за мной”.
Мы крадемся по лесу. Каждый раз, когда полная луна скрывается, Дениз почти исчезает из виду, только чтобы снова появиться из темноты передо мной, как призрак, принимающий форму в жутком лунном свете. После неуклюжего столкновения с обнаженным корнем дерева я как-то незаметно восстанавливаю равновесие. Я ускоряюсь, чтобы сократить расстояние между нами, стараясь не врезаться в лес, как разъяренный медведь.
Сквозь просвет между деревьями я вижу поле, на которое, должно быть, приземлилась Дениз. Она подает мне сигнал своими руками. Нас учили не ходить по одной и той же тропе дважды, чтобы избежать возможной засады. На следующей развилке тропинки она направляется вниз по левому ответвлению.
Тропа извивается вдоль узкого русла реки. Я опускаюсь на колени, чтобы перекатить камешек через край. Он пролетает небольшое расстояние сквозь сгущающуюся черноту оврага и останавливается.
“Никакого всплеска”, - шепчу я.
Я спускаюсь на дно, по пути проверяя мягкость берега ножом - трюк, которому я научился, играя в "Копов и грабителей" со своим братом Томом и его друзьями. Я всегда играла роль прекрасной грабительницы банков Бонни Паркер, а друга моего брата Ника звали Клайд Бэрроу. Мы вдвоем так хорошо научились скрываться, что иногда Том и другие мальчики часами не могли нас найти. Но после того, как Бонни и Клайд действительно были застрелены полицией, игра больше не казалась такой веселой.
Дениз присоединяется ко мне, и мы идем вдоль высохшего русла реки, скрываясь из виду, не оставляя за собой карты следов на сухой земле. На старом мосту на проселочной дороге она жестом просит нас покинуть русло реки. Мы поднимаемся на вершину, скрытую мостом.
Как бы я ни щурилась, среди теней не выделяются необычные формы. Мягкий лунный свет не позволяет определить местонахождение наших контейнеров. Я тоже не могу.
Мы огибаем поле и подходим к неглубокой канаве вдоль проселочной дороги. Дениз молча стоит рядом со мной, вглядываясь в темноту. В конце концов, она прижимается губами к моему уху и произносит слова, которые я не хочу слышать.
“Контейнеры исчезли”.
OceanofPDF.com
ТРИ
Контейнеры исчезли. После всего, что пошло не так, у меня появляется ужасное чувство тошноты внизу живота, как будто это еще один признак грядущих событий.
Я окидываю взглядом окружающий лес. Там, в кромешной тьме, может скрываться любое количество хитрых немецких солдат или французских полицейских, подобных тем, что схватили Шепарда. Я дрожу при мысли о том, что они выскальзывают из-под прикрытия этих деревьев, как бугимены.
Может быть, кто-то должен был лучше меня отговорить от этого.
“Что нам делать?” Дениз спрашивает. “Они сказали нам, что безопасное место будет не менее чем в миле от зоны высадки, но мы не можем бесцельно бродить посреди ночи. Если никто не найдет нас в ближайшее время, нам придется оставаться на месте и ждать первых лучей солнца ”.
Мне не нравится идея спать на улице на холодной земле без огня, но, похоже, это наш единственный вариант.
“Кроме того, нас высадили не в том месте”, - говорю я. “Кто знает, где может быть конспиративная квартира и комитет по приему. Я не могу бродить с миллионом франков, засунутым в мой комбинезон ”.
“Верно”. Дениз быстро пригибается. Она указывает на деревья слева от нас. Трое мужчин выходят на поле из придорожного леса. Я приседаю, готовая вытащить свой нож. “Когда я сбегу, держись за меня”.