«А что касается Ковчега Завета… его работа чудесна. Он захватывает глаза силой, изумляет ум и ошеломляет его изумлением. Это духовная вещь, полная сострадания; это небесное явление, оно полно света; это вещь свободы и обиталище Божества, чье обиталище на небесах и чье место движения на земле… »
Кебра Нагаст , Эфиопия, тринадцатый век
Hanc_9780307829047_epub_L01_r1.jpg
Также Грэм Хэнкок
Путешествие по Пакистану
Эфиопия: проблема голода
СПИД: смертельная эпидемия
Повелители бедности
Африканский ковчег: Народы Рога
Hanc_9780307829047_epub_tp_r1.jpg
Авторские права No 1992 Грэм Хэнкок
Все права защищены. Никакая часть этой книги не может быть воспроизведена или передана в какой-либо форме и любыми средствами, электронными или механическими, включая фотокопирование, запись или любую систему хранения и поиска информации, без письменного разрешения издателя.
Опубликовано Crown Publishers, Inc., 201 East 50th Street, New York, New York 10022. Член Crown Publishing Group.
CROWN является товарным знаком Crown Publishers, Inc.
Л IBRARY О С ONGRESS С ATALOGING-IN -P UBLICATION D ATA
Хэнкок, Грэм. Знак и печать: поиски потерянного Ковчега Завета / Грэм Хэнкок. п. см. 1. Ковчег Завета - Разное. 2. Эфиопия - Описание и путешествия - 1981–3. Хэнкок, Грэм - Путешествие - Эфиопия. I. Название. BM657.A8H36 1992 916.304'7 — dc20 91-39041
eISBN: 978-0-307-82904-7
v3.1
СОДЕРЖАНИЕ
Крышка
Другие книги этого автора
Титульная страница
авторское право
Благодарности
Я легенда
1 Посвящение
2 Разочарование
II Святой Ковчег и Святой Грааль
3 Шифр Грааля
4 Карта спрятанного сокровища
5 белых рыцарей, Темный континент
6 Разрешение сомнений
7 Секретный и бесконечный квест
III Лабиринт
8 В Эфиопию
9 Священное озеро
10 Призрак в лабиринте
11 И Давид танцевал перед Ковчегом ...
IV Чудовищный инструмент
12 Магия … или метод?
13 сокровищ тьмы
V Где слава?
14 Слава отошла от Израиля
15 Скрытая история
16 Дверь Южных Стран
VI Пустошь
17 Ужин с дьяволами
18 Труднодоступное сокровище
использованная литература
Благодарности
Прежде всего, я хочу поблагодарить Кэрол, моего десятилетнего партнера, за драгоценные подарки, которые она мне дарила. Наш брак не пережил эту книгу. Я надеюсь, что наша дружба будет. Спасибо также моим детям: Шону и Лейле, Люку и Габриель. Вы заплатили высокую цену за приверженность отца к его поискам. Я хочу наверстать упущенное. Я чрезвычайно благодарен Дональду и Мюриэл Хэнкок, Джеймсу Маколею и Гарольду Элборну за их постоянную поддержку и интерес, за их многочисленные чтения развивающейся рукописи и за множество полезных предложений и советов, которые они дали. Я также хотел бы засвидетельствовать свою признательность за неоценимый вклад моих друзей Колина Скиннера, Кэролайн Ласко и Клэр Ласко. Они не только читали рукопись на разных этапах и комментировали ее, но и утешали меня и выражали солидарность в трудные времена и терпеливо мирились с моим часто вызывающим раздражение поведением. В Эфиопии профессор Ричард Панкхерст был моим другом и коллегой. Для меня большая честь работать с ним так тесно. В Англии мне очень помог вклад нескольких научных сотрудников: Сэди Мэн, Алекса Макинтайра, Клэр Уайз, Дэвида Местеки и Джулии Халлавелл. Кроме того, мои англоязычные редакторы по обе стороны Атлантики, Том Велдон из Heinemann, Джим Уэйд из Crown, Джон Пирс из Doubleday Canada, а также мои литературные агенты Билл Гамильтон и Сара Фишер проявили интерес к этому проекту и приверженность этому делу, выходящая за рамки служебного долга.
Многие другие люди из самых разных сфер жизни также помогли на этом пути. Некоторые вообще не захотят быть упомянутыми, а другие, надеюсь, простят меня за то, что я не привел здесь списокэто было бы слишком долго для доступного места. Однако я не могу закончить, не выразив особой благодарности и признательности одному человеку - Санте, сделавшему большинство фотографий в этой книге и спасшему мне жизнь.
Грэм Хэнкок, март 1992 г.
Часть I: Эфиопия, 1983 г.
Легенда
Hanc_9780307829047_epub_m01_r1.jpg
Глава 1
Посвящение: 1983
Когда появился монах, уже темнело, и воздух эфиопского нагорья становился холодным. Наклонившись и опираясь на молитвенный жезл, он поплелся ко мне от входа в часовню святилища и внимательно слушал, как меня представляли ему. Говоря на местном языке тигринья, он затем попросил у моего переводчика разъяснить мой характер и мои мотивы: из какой страны я приехал, какую работу я там делал, был ли я христианином, чего я от него хотел?
Я полностью ответил на каждый из этих вопросов, прищурившись во время разговора в темноте, пытаясь разглядеть детали лица моего инквизитора. Его маленькие запавшие глаза покрывала молочная катаракта, а на черной коже пробегали глубокие морщинки. Он был бородатым и, вероятно, беззубым, потому что, хотя его голос был звучным, он также был странно невнятным. Однако все, в чем я мог быть уверен, - это то, что он старик, которому, наверное, столько же лет, что он хорошо разбирается в нем и что он, похоже, не ищет информации обо мне из праздного любопытства. Только когда его удовлетворило все, что я сказал, он снизошел и пожал мне руку. Его хватка была сухой и нежной, как папирус, и от его толстой мантии, слабой, но безошибочно узнаваемой, исходил священный запах ладана.
Теперь, когда формальности закончились, я сразу перешел к делу. Указывая на здание, которое вырисовывалось позади нас темными очертаниями, я сказал: «Я слышал об эфиопской традиции, что Ковчег Завета хранится здесь … в этой часовне. Я также слышал, что вы - хранитель Ковчега. Это правда?
«Они верны».
«Но в других странах этим рассказам никто не верит. Немноговсе равно знают о ваших традициях, но те, кто говорят, что они ложны ».
«Люди могут верить в то, во что хотят. Люди могут говорить, что хотят. Тем не менее , мы действительно обладаем священной Tabot , то есть ковчег Завета, и я являюсь его опекуном ...
«Позвольте мне прояснить это, - вмешался я. «Вы имеете в виду оригинальный Ковчег Завета - коробку из дерева и золота, в которую пророк Моисей поместил Десять Заповедей?»
'Да. Сам Бог написал десять слов закона на двух каменных скрижалях. Затем Моисей поместил эти скрижали в Ковчег Завета, который впоследствии сопровождал израильтян во время их странствий по пустыне и завоевания ими Земли Обетованной. Куда бы они ни пошли, он приносил им победу и делал их великим народом. Наконец, когда работа была завершена, царь Соломон поместил ее в Святое Святых Храма, который он построил в Иерусалиме. А оттуда, вскоре после этого, его сняли и привезли в Эфиопию… »
«Расскажите мне, как это произошло», - спросил я. «Что я знаю о ваших традициях, так это то, что царица Савская якобы была эфиопским монархом. В легендах, которые я прочитал, говорится, что, когда она совершила свое знаменитое путешествие в Иерусалим, она была беременна от царя Соломона и родила ему сына - царского принца, который в более поздние годы украл ковчег… »
Монах вздохнул. «Имя князя, о котором вы говорите, было Менелик, что на нашем языке означает« сын мудреца ». Хотя он был зачат в Иерусалиме, он родился в Эфиопии, куда вернулась царица Савская, обнаружив, что она вынашивает ребенка Соломона. Когда ему исполнилось двадцать лет, Менелик сам отправился из Эфиопии в Израиль и прибыл ко двору своего отца. Там его сразу же узнали и удостоили большой чести. Однако по прошествии года старейшины земли стали ему завидовать. Они жаловались, что Соломон оказал ему слишком большую услугу, и настаивали на том, чтобы он вернулся в Эфиопию. Царь принял это при условии, что первенцы всех старейших также будут посланы сопровождать его. Среди них был Азарий, сын Садока, первосвященника Израиля, и именно Азарий, а не Менелик, украл Ковчег Завета с его места вСвятая Святых в Храме. Действительно, группа молодых людей не рассказала Менелику о краже, пока они не оказались далеко от Иерусалима. Когда, наконец, они рассказали ему, что сделали, он понял, что они не смогли бы преуспеть в столь смелом предприятии, если бы этого не пожелал Бог. Поэтому он согласился, что Ковчег должен остаться с ними. Так оно и было доставлено в Эфиопию, в этот священный город … и с тех пор остается здесь ».
«И вы говорите мне, что эта легенда буквально верна?»
«Это не легенда. Это история ».
«Как ты можешь быть в этом так уверен?»
«Потому что я опекун. Я знаю природу предмета, который был передан мне на попечение ».
Некоторое время мы сидели в тишине, пока я настраивал свой разум на спокойную и рациональную манеру, в которой монах рассказывал мне эти странные и невозможные вещи. Затем я спросил его, как и почему он был назначен на эту должность. Он ответил, что для него большая честь быть избранным, что он был назначен последними словами своего предшественника и что, когда он сам ляжет на смертное ложе, настанет его очередь назначить своего преемника.
«Какие качества вы будете искать в этом человеке?»
«Любовь к Богу, чистота сердца, чистота ума и тела».
«Кроме вас, - спросил я затем, - можно ли еще кому-нибудь увидеть Ковчег?»
'Нет. Только я могу это увидеть ».
- Значит ли это, что его никогда не выносят из часовни святилища?
Страж надолго замолчал, прежде чем ответить на этот вопрос. Затем, наконец, он сказал мне, что в очень далеком прошлом реликвию выносили во время всех важнейших церковных праздников. В последнее время его использование в религиозных процессиях ограничивалось одним случаем в год. Этим событием была церемония, известная как Тимкат, которая проводилась каждый январь.
- Так что, если я вернусь в январе следующего года, у меня будет шанс увидеть Ковчег?
Монах посмотрел на меня так, что я нашел это странно сбивающим с толку, а затем сказал: «Вы должны знать, что в стране беспорядки и гражданская война ... Наше правительство - зло, люди противодействуйте этому, и борьба приближается с каждым днем. В таких обстоятельствах маловероятно, что истинный Ковчег снова будет использоваться в церемониях. Мы не можем рисковать тем, что чему-то столь драгоценному может быть причинен какой-либо вред ... Кроме того, даже в мирное время вы не сможете этого увидеть. Я обязан полностью завернуть его в плотную ткань, прежде чем его несут в процессии… »
«Зачем ты его заворачиваешь?»
«Чтобы защитить мирян от этого».
Я помню, как просил своего переводчика уточнить перевод этого последнего загадочного замечания: действительно ли монах имел в виду «защитить мирян от этого»? Или он имел в виду «защитить его от мирян»?
Прошло некоторое время, прежде чем я получил свой ответ. «Чтобы защитить мирян от этого. Ковчег могущественен ».
Великая тайна Библии
В ранние времена Ветхого Завета израильтяне поклонялись Ковчегу Завета как воплощению Самого Бога, как знак и печать Его присутствия на земле, как оплот Его силы и как инструмент Его невыразимой воли.1 Построенный для хранения каменных скрижалей, на которых были написаны Десять Заповедей, это был деревянный сундук размером три фута девять дюймов в длину, два фута три дюйма в высоту и ширину.2 Он был выложен изнутри и снаружи чистым золотом и увенчан двумя крылатыми фигурами херувимов, которые смотрели друг на друга через тяжелую золотую крышку.3
Библейские и другие архаические источники говорят о том, что Ковчег пылал огнем и светом, причинял раковые опухоли и тяжелые ожоги, выравнивал горы, останавливал реки, уничтожал целые армии и опустошал города. Те же источники также не оставляют сомнений в том, что в течение очень долгого времени он был краеугольным камнем развивающейся иудейской веры: действительно, когда царь Соломон построил Первый Храм в Иерусалиме, его единственным мотивом было создание `` дома отдыха для Ковчега Господня ''. Завет Господень ».4 Однако в какой-то неизвестный момент между десятым и шестым веками до нашей эры этот уникально драгоценный и могущественный объект исчез со своего места в Святая Святых этого Храма, исчез без песен или стенаний в Священном Писании - почти как если бы он никогда не появлялся в Священном Писании.существовали вообще. Данные свидетельствуют о том, что его уже давно не было, когда войска Навуходоносора сожгли Иерусалим в 587 году до нашей эры . Конечно, это было не во Втором Храме, который был построен на руинах Первого после того, как евреи вернулись из своего плена в Вавилоне в 538 году до нашей эры . Похоже, что и вавилоняне не взяли его в качестве добычи.
В 1987 году Ричард Эллиот Фридман, профессор иврита и сравнительного религиоведения Калифорнийского университета, выразил мнение, разделяемое многими учеными, когда он описал исчезновение священной реликвии как «одну из великих загадок Библии»:
Нет сообщений о том, что Ковчег был унесен, разрушен или спрятан. Нет даже таких комментариев, как «А потом Ковчег исчез, и мы не знаем, что с ним случилось» или «И никто не знает, где он по сей день». Самый важный объект в мире, с библейской точки зрения, просто перестает быть в истории ».5