Ковчег Завета. От Синая до Пруссии (Тайны истории Анатолий Павлович Бахтин
Анатолий Бахтин
Ковчег Завета: От Синая до Пруссии
От автора
Как жителю Калининградского региона и сотруднику Государственного архива Калининградской области мне часто приходилось сталкиваться с проблемой поиска Янтарной комнаты, вывезенной немцами в 1941 г. из Царского Села (г. Пушкин) под Санкт-Петербургом. Доставлена она была в Кёнигсберг и хранилась в старом Кёнигсбергском замке под опекой крупного ученого, специалиста по янтарю Альфреда Роде.
Сразу после войны большое количество комиссий из Москвы и Ленинграда занимались поисками этого национального достояния. Было затрачено много времени, денег и энергии, но найти Янтарную комнату так и не смогли. В конце концов в 1980-е гг. российские специалисты предложили изготовить копию реликвии – новую Янтарную комнату.
В 1989 г. на волне перестройки в Калининграде была создана общественная организация, названная «Экспедиция ТАСС и Калининградского отделения Советского фонда культуры по розыску культурных ценностей на территории бывшей Восточной Пруссии». Как сотрудника Государственного архива Калининградской области, меня направили в эту экспедицию курировать деятельность, связанную с поисками архивных документов.
По настоянию руководителей этой группы работы проводились на территории бывшего пивоваренного завода «Понартер» (Brauerei Ponarther). Поиски Янтарной комнаты, как сейчас видится, велись дилетантски и прекратились в 1992 г.
Мои попытки разобраться, что же происходило в городе перед штурмом в 1945 г., заставили меня изучить нацистский период истории Кёнигсберга и Восточной Пруссии. Разбираясь в сложностях этого времени, я столкнулся с материалами, на основании которых пришел к следующим выводам.
Во-первых, выяснилось, что на территории Восточной Пруссии действовала эсэсовская организация Генриха Гиммлера «Аненэрбе» («Наследие предков»). Ее деятельность в Пруссии прослеживалась с 1936 г.
Во-вторых, что особенно интересно, эта организация вела активные поиски на территории Восточной Пруссии. С февраля 1992 г. я пытался разобраться в этой проблеме. К моему удивлению, поиски уводили в глубь веков.
Спустя два года я пришел к парадоксальному выводу: эсэсовцы из «Аненэрбе» разыскивали на территории Восточной Пруссии библейскую реликвию – Ковчег Завета. Согласно Библии, он был утерян в 587 г. до н. э. в Иерусалиме.
Чтобы подтвердить или опровергнуть свою версию, я попытался проследить историю Ковчега до наших дней. На это ушло восемь лет напряженных, но увлекательных исследований. В результате возникло предположение, что Ковчег Завета (небольшой золотой ящик 165 × 60 × 60 см) находится на территории сегодняшней Калининградской области, и надо было доказать это или опровергнуть свое предположение.
Для сбора информации пришлось обращаться в архивы Германии, Польши, Австрии и других европейских государств, посещать многие города Европы. К сожалению, не удалось добраться до Ближнего Востока, где зародилась эта история. За время поисков скопился большой архив. И я совсем не был уверен, что моя версия может подтвердиться.
Все собранные факты и косвенные доказательства я попытался проанализировать. Как мне показалось, получилась довольно логичная история Ковчега. Я не пытался передергивать факты и подгонять их под свою версию, – мне самому было важно выяснить вероятность нахождения Ковчега в нашем регионе. Не берусь утверждать, что моя версия верна. Не могу также однозначно заявить, что Ковчег находится на территории Калининградской области (я его не искал). Но то, что такое возможно, не исключаю.
Когда я пришел к этому выводу, то попытался изложить историю Ковчега Завета и проследить его путь от Синая до Пруссии.
В книге много информации, которая напрямую не связана с Ковчегом, но мне кажется очень важным, чтобы читатель понимал исторические процессы, на фоне которых протекала история библейской реликвии. Поэтому я так подробно останавливаюсь на событиях Ветхого Завета, истории Древнего Рима и рыцарских орденов. Особенно это касается Тевтонского (Немецкого) ордена, история которого, к сожалению, очень слабо освящена в российской исторической науке. Для понимания описанных в книге событий, мне кажется, это необходимо.
Хочется поблагодарить всех, кто оказал мне помощь в поисках необходимых материалов, и особенно доктора Бернхарда Ениха, сотрудника Тайного государственного архива Прусского культурного наследия в Берлине, являющегося также президентом международной Исторической комиссии по изучению истории Немецкого ордена; доктора Удо Арнольда, профессора Боннского университета, бывшего президента международной Исторической комиссии по изучению истории Немецкого ордена; доктора Фолькера Фробарта, референта «Фридрих Науман Штифтунг»; доктора Герхарда Долизена, сотрудника Ост-Академии в Люнебурге; доктора Петера Вёрстера, сотрудника Гердер-института в Марбурге-на-Лане; Юзефа Юджински, историка и директора Государственного архива в Ольштыне; Франтишека Соколовского, историка и крупнейшего специалиста по восточнопрусским дворянским фамилиям; Тадеуша Бжесковского, главного консерватора Ольштынского государственного архива; доктора Яна Костшака из Торуни, бывшего Генерального консула Республики Польша в Калининградской области; Ханса Дитера Бехтольда, депутата земельного парламента земли Шлезвиг-Гольштейн; Герхарда Лепу, председателя общества пруссов «Толькемита»; Константина Николаевича Скворцова, археолога, и барона фон Энсберга, историка.
Глубоко признателен переводчикам: Геннадию Николаевичу Салуянову, Светлане Евгеньевне Чекиной, Герхильд Лушнат, Марине Анатольевне Евстафьевой и другим.
Глава I
Исход
История Ковчега Завета начинается во время исхода еврейского народа из Египта.
Евреи попали в Египет за 400 лет до интересующих нас событий, покинув Ханаан[1] из-за начавшейся там многолетней засухи. Чтобы избежать голода, они попросили разрешения у египетского фараона поселиться в восточной части дельты Нила. Им здорово повезло: как раз в то время в Египте правила династия Гиксосов, завоевавшая эту страну в 1700 г. до н. э. Сами Гиксосы пришли из Азии и принадлежали к семитским племенам, поэтому вполне естественно, что они покровительствовали еврейским переселенцам, ведущим свой род от Иакова (прозванного Израилем). Фараон Гиксос разрешил израильтянам переселиться в землю Гесем (евр. Гошем), расположенную на востоке дельты Нила. Эта земля была богата лугами, на которых переселенцы развели обильные стада[2].
В 1580 г. до н. э. иноземная династия была свергнута, и в Египте вновь утвердилась национальная династия фараонов (Фиванская), престол занял могущественный Тутмос III. Ненависть коренных египтян к азиатским завоевателям, которых они называли «царями-пастухами», распространилась на всех семитов, и в особенности на семитов, проживавших на территории Гесема. Египетские цари, наведя порядок в стране, начали успешные походы в Сирию и Ливию, захватили Палестину. Египетскую гегемонию вынуждены были признать Вавилония и Хеттское царство. Все это привело к созданию египетской империи[3].
Около 1300 г. до н. э. фараон Рамсес II начинает обширные строительные работы и переносит свою резиденцию в дельту Нила. На этих работах было широко задействовано еврейское население. Если раньше они вели полукочевую жизнь, платя небольшие налоги, то теперь фараоны стали привлекать их к тяжелым работам в пользу государства. Их принуждали копать землю, строить дворцы и памятники для царей, готовить глину и кирпич. Евреев также заставляли принимать участие в строительстве пограничных крепостей. Все это чрезмерно обременяло их жизнь[4].
После смерти Рамсеса II, прославившегося великими завоеваниями и постройками, его преемником стал Мернептах. В годы правления этого фараона могущество Египта стало падать в результате восстания рабов и набегов кочевых племен. Со смертью Мернептаха пришел конец ХIХ династии. Египет охватила анархия, а трон узурпировал неизвестный сириец Ирсу[5]. Жизнь евреев еще более осложнилась, и в их среде стали появляться мысли об исходе из Гесема и о возвращении в землю предков Ханаан.
Организовал исход великий пророк и законодатель израильтян Моисей. Он родился в Египте и принадлежал к еврейскому жреческому роду левитов[6]. Этот род был наиболее адаптирован к египетской жреческой системе. Воспитывался Моисей при дворе фараона, где имел непосредственные контакты с египетскими жрецами и магами и, как полагают, получил от них недоступные простым людям знания. По преданию, приводимому апостолом Лукой, Моисей был научен «всей мудрости Египетской» (Деян. 7: 21–22)[7]. У Моисея был старший брат Аарон и сестра Мориаи. Имея вспыльчивый характер, Моисей был склонен к ярости и нетерпению, из-за чего судьба его вскоре круто изменилась. Однажды, увидев, как египетский надсмотрщик избивает рабочего-еврея, Моисей, не сдержавшись, в гневе убил египтянина. Похоже, это был не первый подобный поступок придворного, и когда об этом донесли фараону, его терпение иссякло: он приказал строго наказать Моисея (Исх. 2: 11–15). Узнав об этом, Моисей решается бежать из Египта. Дорога привела его на Синайский полуостров, в окрестности города Мадиан, что находился на берегу Красного моря. Там он познакомился с мадианским жрецом Иитро (Иофором) и остался у него жить. Вскоре Моисей женился на дочери жреца Сепфоре, и у них родились два сына – Гирсан и Елиезер. Как полагают, сам Моисей стал вести простую жизнь пастуха. За время своих пастушеских странствий он хорошо изучил Синай и его природу, научился прекрасно ориентироваться. Не забывал он отслеживать и неспокойную ситуацию в Египте.
Однажды Моисей пас стадо своего тестя и зашел далеко в пустыню, к горе Хорив (Синай). Как говорится в Библии, здесь ему было видение: он увидел густой терновый куст, охваченный огнем, но почему-то не сгорающий. Из огня услышал он голос: «Не подходи сюда; сними обувь свою с ног; ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая… Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Исаака и Бог Иакова… Я увидел страдание народа Моего в Египте и услышал вопль его от приставников его; Я знаю скорби его и иду избавить его от руки Египтян и ввести его из земли сей в землю хорошую и пространную, где течет молоко и мед, в землю Хананеев… Итак, пойди: Я пошлю тебя к фараону; и выведи из Египта народ Мой» (Исх. 3: 5–10).
Было ли это видением или собственной идеей Моисея, вызванной тревожными событиями в Египте, сказать трудно. Но решение было принято, и принято очень вовремя. К тому времени экономика Египта находилась в полном расстройстве, обострилась борьба внутри правящих кругов, царская власть стала быстро ослабевать. Рамсес III (IV) пал жертвой придворного заговора. Ослабевшей царской власти на севере противостояло все более обособляющееся жреческое царство на юге. Назревал раскол страны на Север и Юг[8].
Потрясенный видением или, скорее всего, взволнованный смелостью собственного решения, Моисей вернулся в дом своего тестя. Вскоре, собравшись в путь, он с женой и сыновьями присоединился к каравану, идущему на север. Прибыв в Египет, он встретился со старшим братом Аароном и убедил его вместе приступить к освобождению своего народа. Они начали проповедовать слово Божье, обращая евреев в веру своих патриархов – веру в единого Бога, которая в египетской языческой среде иудеями частично была утеряна. Им внушалось, что они являются избранниками Бога и будут освобождены от насилия со стороны фараона. Вскоре у Моисея появились соратники и последователи, пропагандировавшие его идеи среди евреев. Почувствовав в себе организаторские способности, Моисей с братом добились аудиенции у фараона и предложили ему отпустить израильтян. Фараон, возмущенный этим требованием, наотрез отказал им.
А в Египте к этому времени нарастал хаос. По стране прокатились восстания, положение усугубилось природными катаклизмами, за которыми последовали эпидемии[9].
Воспользовавшись этой неразберихой, а также, вероятно, отсутствием фараона, Моисей отдал распоряжение о срочном уходе, скорее бегстве. В Библии говорится, что сборы были настолько быстры, что евреи не успели даже испечь себе в дорогу хлеб. Но, похоже, в целом подготовлены они были неплохо. Успев захватить с собой ценности, продовольствие и скот, евреи и небольшое количество присоединившихся к ним людей других семитских народностей бежали из Египта.
Они отправились в путь весенним утром в 15-й день месяца нисан (приблизительно март – апрель) 1230 г. до н. э. Моисей шел во главе освобожденного народа. Выйдя за пределы Египта, они двинулись к пустыне, лежавшей на пути в Ханаан, и шли через нее несколько дней. Затем Моисей свернул в сторону, видимо опасаясь, что эта еще не организованная толпа, достигнув «земли обетованной», окажется не готовой к столкновениям с жителями южной окраины Ханаана. Остановились они близ узкого, далеко вдающегося в сушу залива Красного моря на границе Египта, у храма египетского бога пустыни Тифона.
Между тем фараон, узнав о бегстве целого народа, решил вернуть своих подданных. До него дошли вести, что израильтяне повернули к Красному морю. Решив, что евреи заблудились, фараон собрал свои боевые колесницы и отправил их в погоню. Египтяне настигли израильтян у залива поздним вечером. Ночь в тех широтах наступает быстро, и египетские воины, остановившись, разбили лагерь, отложив пленение евреев на утро.
Увидев неприятельские колесницы, израильтяне впали в панику и кинулись к Моисею со словами: «Разве нет гробов в Египте, что ты привел нас умирать в пустыне? Что это ты сделал с нами, выведя нас из Египта?» (Исх. 14: 11). Моисей пытался успокоить малодушных, обещая им спасение и помощь Божью. Уговоры мало действовали на людей, пребывающих в смятении.
Весь вечер и первую половину ночи дул сильный западный ветер, который отогнал воду из узкого залива, и местами обнажилось дно. Обрадованные израильтяне за остаток ночи спешно перебрались на противоположный берег. К утру ветер сменился. Когда египтяне обнаружили, что беглецы на противоположном берегу, они кинулись за ними. Но вода вновь хлынула в свое русло и затопила египетское войско, спасшиеся же в панике отступили. (Без сомнения, Моисей знал ветронагонную систему залива Красного моря, наблюдая ее во времена своей пастушьей жизни.) Велика была радость израильтян, избавившихся от погони.
Благодаря этому событию авторитет Моисея значительно вырос. После некоторых раздумий он повел народ через Синайскую пустыню к священной горе Хорив. Зная местные источники, он благополучно вел их через пески. Как-то в одном из источников вода оказалась непригодной для питья. Достаточно было Моисею бросить туда кусок особого дерева, как вода, очистившись, вновь стала питьевой. Когда появились проблемы с пищей, Моисей предложил беглецам собирать ранним утром капающую с кустарников на землю белую, похожую на мед, смолу, которую израильтяне назвали «манна». Как полагают многие толкователи, «манна» – застывший сок тамариска, падающий на землю в виде крупиц[10]. В Библии он представлен как «манна небесная». Из нее евреи пекли себе лепешки и варили похлебку. Продвигаясь по Синайскому полуострову, они добрались до гористой местности Рефидим. Здесь евреи подверглись нападению со стороны племени амалекитов. Моисей направил против них отряд израильтян под руководством Иисуса Навина. Молодой военачальник отразил атаку амалекитов и рассеял их по пустыне. После этого столкновения Иисус Навин стал пользоваться особым расположением Моисея.
Израильтяне двинулись дальше. «В третий месяц по исходе сынов Израиля из земли Египетской, в самый день новолуния, пришли они в пустыню Синайскую. И двинулись они из Рефидима, и пришли в пустыню Синайскую, и расположились там станом в пустыне; и расположился там Израиль станом против горы» (Исх. 19: 1–2).
Свой лагерь израильтяне разбили у подножия горы Хорив, называемой по имени пустыни также и Синаем[11], недалеко от того самого места, где (по Библии) Моисею ранее было видение об исходе из Египта.
Как только израильтяне раскинули свои шатры, Моисей поднялся на гору Синай и, как сказано в Библии, встретился там с Господом. Скорее всего, он уединился там для обдумывания дальнейших планов. Позже с этой же целью он неоднократно поднимался на гору с сопровождающими. Были с ним на горе Аарон с сыновьями Надавом и Авиудом и семьдесят человек старейшин (Исх. 24: 1–2).
Часто после возвращения с Синайской горы Моисей собирал народ и от имени Бога произносил перед ним речи, в которых требовал слушаться Господа и соблюдать его заповеди, обещая, что в этом случае Господь сделает евреев самым дорогим для него народом. «Вы, – говорил Моисей, – будете царством священников и народом святым». Воодушевленные евреи приветствовали эти речи возгласами: «Все, что сказал Господь, мы исполним» (Исх. 19: 8).
Моисей понимал, что объединить малоуправляемую толпу на данном этапе можно общими для всех законами и единой религией, и приступил к действиям в этом направлении. Вместе с молодым помощником Иисусом Навином он поднимается на вершину горы Синай. Там Моисей, как говорится в Библии, «получил от Иеговы [Бога] великие заповеди еврейского вероучения» – десять заповедей веры, добра и справедливости. Эти заповеди Моисей увековечил, начертав их с помощью Иисуса Навина на двух каменных досках (скрижалях). Сорок дней и ночей он пробыл на горе Синайской, подготавливая законодательную базу, указывающую, как должны жить и вести себя израильтяне в семье и обществе.
Но за время его отсутствия в лагере произошел переворот. Противники Моисея решили захватить власть, а на его место выдвинули его старшего брата Аарона. Придя к власти, Аарон понял, что для усиления своего влияния нужны решительные шаги. Прекрасно сознавая, что люди, живя в Египте, привыкли к поклонению богам, видимым и осязаемым, он призвал народ собрать золото и сделать из него статую бога израильского. Обрадованные люди собрали свои золотые украшения и передали их Аарону. Новый вождь переплавил золото и изготовил из него примитивного идола в виде тельца. Полагают, он напоминал египетского идола – быка Аниса. Перед тельцом был построен жертвенник, где приносили в жертву домашний скот (Исх. 32: 2–10).
Когда после сорокадневного отсутствия Моисей с Иисусом спустились в лагерь, они узнали, что Моисей отстранен от власти, а на его место избран Аарон. К тому же они обнаружили в лагере идола и поклоняющийся ему народ. Поняв, что все его усилия оказались напрасны, Моисей в ярости разбил принесенные с собой каменные скрижали. Немного успокоившись, он тайно собрал своих приверженцев. Ночью Аарон был схвачен. Зная вспыльчивый характер своего брата, он выдал зачинщиков. Вооружившись, приверженцы Моисея под командованием Иисуса Навина неожиданно напали на главарей и их сторонников. Перебив мятежников, Моисей приказал сбросить с постамента золотого идола. Аарон, изобразив раскаяние, со временем вновь обрел доверие брата. В Библии встречаются и другие намеки на стремление Аарона оттеснить Моисея (Числ. 16)[12].
Наведя в лагере порядок и оставив для наблюдения доверенных людей, Моисей вновь поднялся на гору, где изготовил новые скрижали с десятью заповедями Синайскими.
Ковчег Завета
Решив вопрос с законодательной базой, Моисей приступил к решению проблемы религии. Для этого он воспользовался опытом Аарона. Моисей решил дать народу необходимый ему объект поклонения и религиозные обряды. В это время впервые упоминается Ковчег. В главе 25 (10–22) Исхода Моисею дается подробная инструкция по его изготовлению:
Сделайте ковчег из дерева ситтим[13]: длина ему два локтя[14] с половиною, и ширина ему полтора локтя, и высота ему полтора локтя; и обложи его чистым золотом, изнутри и снаружи покрой его; и сделай наверху вокруг его золотой венец [витый]; и вылей для него четыре кольца золотых и утверди на четырех нижних углах его: два кольца на одной стороне его, два кольца на другой стороне его. Сделай из дерева ситтим шесты, и обложи их [чистым] золотом; и вложи шесты в кольца, по сторонам ковчега, чтобы посредством их носить ковчег; в кольцах ковчега должны быть шесты и не должны отниматься от него. И положи в ковчег откровение, которое Я дам тебе. Сделай также крышку из чистого золота: длина ее два локтя с половиною, а ширина ее полтора локтя; и сделай из золота двух херувимов: чеканной работы сделай их на обоих концах крышки; сделай одного херувима с одного края, а другого херувима с другого края; выдавшимися из крышки сделайте херувимов на обоих краях ее; и будут херувимы с распростертыми вверх крыльями, покрывая крыльями своими крышку, а лицами своими будут друг к другу; к крышке будут лица херувимов. И положи крышку на ковчег сверху, в ковчег же положи откровение, которое Я дам тебе; там Я буду открываться тебе и говорить с тобою над крышкою, посреди двух херувимов, которые над ковчегом откровения, о всем, что ни буду заповедывать чрез тебя сынам Израилевым.
Далее следует инструкция по изготовлению стола для хлебов предложения (полагают, стол предназначался для установки небольших светильников) из дерева ситтим, выложенного чистым золотом, длиной в два локтя, шириной в локоть, а высотой в полтора локтя.
Затем речь идет о светильнике (семисвечнике) из чеканного золота в виде стебля с шестью ветвями, отходящими с двух сторон, по три с каждой, на концах которых устанавливались лампады.
В главе 26 (1–37) Исхода говорится, как изготовить скинию (особый шатер, переносной храм). Скиния накрывалась тремя особыми покрывалами, а внутри разделялась на две части специальным занавесом. В первой, более просторной, называемой святилищем, слева от входа устанавливался светильник – семисвечник; напротив него, справа, – стол для хлебов предложения. Во второй части, названной Святая святых, за занавесом был установлен Ковчег Завета. Помимо каменных скрижалей с законами Моисея в нем, возможно, хранился сосуд с манной и жезл первосвященника[15].
Подготовив нужный материал и подобрав специалистов, начали работу.
В главе 37 Исхода два специалиста – Веселеил из колена Иудина и его помощник Аголиав из колена Данова – приступили к работе по изготовлению скинии, Ковчега, стола для хлебов предложения и золотого светильника. Дополнительно ими был сделан и жертвенник для курений, или алтарь, из дерева ситтим длиной и шириной в локоть, а высотой в два локтя, выложенный чистым золотом внутри и снаружи, для воскурения благовоний Господу. Жертвенник был установлен по центру скинии перед занавесом, за которым находился Ковчег.
В современных единицах меры и веса все это выглядит следующим образом:
Ковчег Завета: длина – 121,05 см, ширина – 72,63 см, высота – 72,63 см; вес около 75–80 кг;
стол для хлебов предложения: длина – 96,84 см, ширина – 48,42 см, высота – 72,63 см; вес около 50–60 кг;
светильник: высота до двух метров; вес до 36 кг;
жертвенник для курений, или алтарь: длина – 48,42 см, ширина – 48,42 см, высота – 96,84 см[16].
Произошло это около 1231 года до нашей эры, или до Рождества Христова.
Каким образом на самом деле у израильтян появился Ковчег, ответить сложно. Возможно, он уже был у Моисея, а может быть, на самом деле был изготовлен у подножия горы Синай. Предположений по этому поводу высказано достаточно. Для примера можно привести весьма любопытный фрагмент из книги Элизабет Хейч «Посвящение», в которой говорится об одной из версий возникновения и устройства Ковчега:
Ковчег Завета представлял собой не что иное, как один из высших приборов, полученных египетскими жрецами в результате изучения частотных колебаний и единения между Божественными или космическими и материальными частотами.
Этот мощный проводник, нагруженный (заряженный) частотой, назывался «Дугой Завета». Использовать его без вреда для себя могли только люди, обладающие высшими способностями (посвященные). Человек более низкого уровня, дотронувшись до дуги, тут же бывал сражен, как ударом молнии. Выделяемая энергетика частот мгновенно выжигала его нервы, и он испытывал шок, от которого умирал. Люди называли этот вид смерти «ударом». Поэтому непосвященным (неподготовленным) нельзя было находиться вблизи этого прибора.
Так как он излучал самую мощную энергию, его надо было хранить за массивными каменными стенами, обеспечивая максимальную изоляцию. (Во время передвижения его изолировали специально изготовленными покрывалами.)
В Дуге Завета, или Ковчеге, хранился жезл. Люди подготовленные, обладающие высшими способностями, могли производить и контролировать с помощью жезла самые разные частоты, так как жезл – это та же Дуга Завета в миниатюре.
Если люди примитивные и эгоистичные овладевали жезлом, то они могли передавать свои отрицательные излучения и таким образом вызывать болезни, эпидемии, землетрясения или даже большие разрушения.
Поэтому люди инициированные (обладающие высшими способностями) держали свою науку в тайне от непосвященных.
Далее в книге Э. Хейч раскрывается тайна Ковчега:
Если мы выдадим секрет жезла сыновьям людей, они немедленно употребят его для причинения вреда друг другу и самим себе.
Этот жезл будет вывезен из Египта последним посвященным, владеющим тайным знанием, вместе с Дугой Завета. Он не сможет построить пирамиду, а сделает небольшое укрытие (чехол) для Дуги, чтобы лучше ее изолировать. Почувствовав приближение смерти, он уничтожит жезл. Некоторое время Дуга будет продолжать излучать энергию, которой она была заряжена, и непосвященные будут носить ее, пока не заметят, что у нее нет больше никакой силы[17].
Невзирая на самые невероятные домыслы и предположения, само по себе существование Ковчега не вызывает сомнений. Это подтверждает вся его дальнейшая история.
Можно предположить, что Моисей решил на потребу народу изготовить Ковчег и, положив в него им же созданные скрижали с заповедями, создать вокруг него Божественный культ. Но тогда вызывает удивление тот факт, что доступ к Ковчегу был очень ограничен, ведь практически никто не мог его видеть. Кроме самого Моисея приблизиться к нему могли только Аарон и его сыновья, которые обязаны были предварительно облачиться в специальные одежды. Описанию cвященных одежд отводится целая глава 39 в книге Исход, есть упоминание о них и в главе 31. Начиная с 25-й главы, в аналогичном ключе излагаются способы транспортировки Ковчега. Дается исчерпывающее описание материалов для сооружения скинии, в которой должен содержаться Ковчег, ее конструкции и места расположения алтаря. Однако, несмотря на все предыдущие предостережения, в главах с 37-й по 40-ю вновь приводится детальное описание, как в точности выполнять эти указания. Таким образом исключалась малейшая ошибка, любое, даже незначительное, отклонение от составленного проекта.
По этим предписаниям, перед тем как тронуться в путь, Аарон с сыновьями обязан был упаковать Ковчег, предварительно завернув его в тот занавес, что отделял в скинии святилище от Святая святых, а затем накрыв его двумя чехлами. Только после этого могли войти левиты[18] из рода Каафа и с помощью шестов, прикрепленных к Ковчегу, перенести его в другое место. Они не имели права касаться Ковчега и даже видеть его, иначе их ожидала смерть.
В Библии Господь предупреждает Моисея и Аарона: не погубите колена племен Каафовых из среды левитов. (Кааф – второй сын Левия. Сыны Каафа, они же левиты – потомки Левия, – при горе Синай предназначались для службы у Ковчега. Они обязаны были переносить Ковчег и священные предметы во время странствования по пустыне.) Левиты не должны были даже смотреть на святыню, когда покрывают ее, чтобы не умереть (Числ. 4: 17–20)[19].
Аарон и его сыновья обязаны были также завернуть в покрывала стол для хлебов, светильник и алтарь. Переносить все это поручалось левитам. Обязанностью простых левитов, потомков сынов Гирсона и Мерари, являлась транспортировка других священных предметов из скинии. Саму скинию в разобранном виде разрешалось перевозить на повозках, запряженных волами.
В Синайской пустыне вблизи горы Хорив (Синай) израильтяне прожили около года. В этот период Моисей и его ближайшее окружение еще не раз всходили на гору и там, вдали от людей, ими разрабатывались дальнейшие планы относительно израильского народа, создавались новые законы, по которым предстояло жить, определялось отношение к Богу, ясной общественной религии Моисея. Затем эти решения представлялись народу как полученные от Бога.
К этому времени была проведена начальная организация израильтян как единого народа с новыми законами. Совет старейшин во главе с Моисеем отвечал за светскую власть. Чтобы нейтрализовать своего брата и добиться от него поддержки, Моисей поручил Аарону власть церковную и назначил его первосвященником. Командовать вооруженными силами был назначен ближайший сподвижник Моисея – молодой и талантливый военачальник Иисус Навин.
Закончив реорганизацию и отпраздновав вторую после ухода из Египта Пасху у горы Синай, Моисей весной отдал приказ о выступлении на Ханаан. Скиния была разобрана, Ковчег завернут в занавес, отделявший Святая святых от святилища, затем покрыт чехлом из кожи синего цвета, и поверх этого на него накинули покрывало из голубой шерсти. Каждый раз, когда Ковчег поднимали в путь, Моисей говорил: «Восстань, Господи, рассыплются враги Твои, и побегут от лица Твоего ненавидящие Тебя!» Когда же останавливались и Ковчег опускали, он говорил: «Возвратись, Господи, к тысячам и тьмам Израилевым» (Числ. 10: 35–36).
После нескольких переходов евреи прибыли в оазис Кадеш близ Эдома, недалеко от южных границ Ханаана. Расположившись лагерем, Моисей решил провести рекогносцировку. Вызвав Иисуса Навина, он предложил ему отобрать нужных людей и отправить их на разведку. Иисус выбрал 12 человек и представил их Моисею. Перед ними была поставлена задача выяснить, каково политическое и экономическое положение в Ханаане (Палестине), собрать сведения о вооруженных силах и численности населения (этим вопросом было поручено заняться военачальнику Иошуа бен-Пуну из колена Ефраимова), изучить дороги, климат, почву, растительность и природные ископаемые (Числ. 13: 5–17). Получив задание, разведчики отправились в дорогу.
Ханаан в то время формально подчинялся Египту. На его территории еще имелись египетские крепости и храмы. Но в связи с ослаблением Египта его власть становилась номинальной.
Лазутчики прошли всю территорию с юга до севера и досконально изучили ее. Помимо политической ситуации, которая представляла интерес в первую очередь, они собирали образцы овощей и фруктов, в том числе виноград. Сбор сведений занял более полутора месяцев (Числ. 13: 1–34). Закончив стратегическую разведку, лазутчики вернулись в Кадеш и доложили о ситуации.
Моисей с Иисусом Навином проанализировали полученные сведения и, скорее всего, пришли к решению о возможности вторжения в Ханаан. Вооруженные силы были выдвинуты к границам и только ждали приказа о начале крупномасштабных военных действий. Но приказ так и не был отдан.
В израильском обществе произошел очередной кризис власти. Совет старейшин и левиты выступили против сурового правления семейства Моисея. На этот раз оппозицию возглавил Корей – двоюродный брат Моисея. Корей вместе с Дафаном, Авироном и Авнаном из колена Рувимова и 250 руководителями израильских родов потребовали, чтобы Моисей отказался от единоличного правления и сместил с должности первосвященника Аарона. «Довольно вам властвовать! – кричали восставшие. – Все общество наше свято; отчего же вы ставите себя выше всего народа Божьего?»[20]
Это восстание застало Моисея врасплох, и он вынужден был пойти на переговоры. В то же время ему удалось отправить гонцов к Иисусу Навину, который, по-видимому, находился на границе, выбирая направление удара по Ханаану.
Затянув переговоры, Моисей тем временем скрытно стягивал к лагерю вооруженные отряды. Когда сил оказалось достаточно, он прервал переговоры и захватил руководителей восстания. С присущей ему жестокостью Моисей предал их казни на глазах всего народа. Сам Корей вместе с Дафаном, Авироном, а также их детьми и внуками были живьем закопаны в землю. Народ, потрясенный увиденным, пребывал в смятении. Воспользовавшись этим, Моисей арестовал всех руководителей израильских племен – 250 человек – и уничтожил их. Только на следующий день, придя в себя, народ предпринял попытку выступить с оружием в руках против Моисея и Аарона. Но из-за отсутствия руководства восстание было дезорганизовано и быстро подавлено верной Моисею армией. Библия свидетельствует, что перебито было 14 700 человек (Числ. 16: 49 ; цифра явно преувеличена раз в десять).
В результате этих событий в израильском стане произошел раскол. Часть людей ушла из лагеря и предприняла попытку самостоятельного вторжения в Ханаан, но, подвергнувшись нападению племен амалекитов, была рассеяна. Ситуация усугубилась начавшимися в лагере израильтян болезнями, от которых люди умирали. Было ясно, что ни о каком наступлении на Ханаан не могло быть и речи. Находиться вблизи границ было также опасно: во-первых, ослабленные распрями и болезнями израильтяне могли здесь сами подвергнуться вражескому нападению, а, во-вторых, деморализованный народ мог разбежаться. Моисей решил отступить в глубь пустыни и расположился в оазисе Кадеш-Барнеа на побережье залива недалеко от Эйлата[21].
Жили они в шатрах, занимались скотоводством и немного земледелием. Подрастало молодое поколение, которое в суровых природных условиях закалялось физически и морально. Моисей воспитывал молодежь в духе истиного богопочитания и готовил из них будущих воинов, способных в трудной борьбе завоевать себе Землю обетованную. Учитывая предыдущий опыт, Моисей вместо 250 родовых старейшин имел при себе совет из 70 старейшин, которым поручил наблюдение за народом и руководство им. Аарон по-прежнему исполнял обязанность первосвященника, а левиты помогали Моисею в его духовной деятельности. В это же время были заложены и основы богослужения. Ковчег Завета со скрижалями стал народной святыней.
Не забыли и о главной цели: разведкой велось постоянное наблюдение за ситуацией в Ханаане и фиксировались все происходящие там политические изменения. Власть Египта над Палестиной то усиливалась, то ослабевала. Палестина в этот период фактически освободилась от египетского господства и только формально подчинялась фараону. Она представляла собой союз городов-государств[22]. Когда-то достаточно крепкий, со временем этот союз распался, образовались мелкие княжества, между которыми происходили постоянные столкновения.
Прошло 15–20 лет (по Библии, 40 лет) в ожидании момента, благоприятного для завоевания Ханаана. Однажды, получив сведения, что фараон Мернептах (1224–1211 гг. до н. э.) отражает яростное вторжение «народов моря»[23], старый Моисей понял – время пришло и решил нанести удар[24]. Израильтяне стали выдвигаться к границам Ханаана. По дороге на горе Ор умер Аарон. Возможно, там он и был похоронен. Около Петры на горе Ор, как утверждают арабы, сохранилась гробница Аарона, и они до сих пор верят, что это настоящая его могила[25]. На пост первосвященника Моисей назначил третьего сына Аарона – Елеазара. Во время боев на подступах к Ханаану левиты с Ковчегом шли впереди израильтян в знак того, что сам Бог предводительствует ими. Воодушевленные присутствием святыни, израильские воины сражались мужественно и одержали ряд блестящих побед, которые открыли им путь к Земле обетованной.
Подведя свое войско к границам Ханаана и уже наблюдая отроги гор Палестины, Моисей внезапно умирает. Смерть его загадочна и таинственна, буквально текст из Второзакония может быть переведен так: «Ягве похоронил его»[26]. В канонических переводах Библии сказано: «И умер там Моисей, раб Господень, в земле Моавитской, по слову Господню… и никто не знает места погребения его даже до сего дня» (Втор. 34: 5–6). Во всяком случае, как он умер и где похоронен, неизвестно. Израильтяне тридцать дней оплакивали смерть своего великого вождя.
Наследовал пост предводителя военачальник Иисус Навин, правая рука Моисея. Это был хороший полководец с твердым характером и большим опытом. К началу завоевания Ханаана ему уже было далеко за пятьдесят. Возглавив израильтян, он захватил пустынную часть территории к востоку от реки Иордан. После первого, и очень важного, успеха израильтяне решают приступить к главной цели своего похода. Иисус Навин двинул войска на запад, к Иордану. Прежде чем форсировать реку, он направил на ту сторону лазутчиков с целью собрать сведения о городе Иерихоне и его окрестностях. Разведка донесла, что жители Иерихона уже наслышаны о победах израильтян за Иорданом и опасаются их нападения.
Как говорится в Библии, Иисус Навин отдал приказ о форсировании реки. Впереди шли священники с Ковчегом Завета. Лишь только несущие Ковчег вошли в Иордан и ноги священников погрузились в воду, вода, текущая с верховья, остановилась, а ниже по течению вскоре иссякла. Левиты с Ковчегом спускаются в русло и останавливаются в ожидании, пока войско переходит в Землю обетованную. Когда все перешли, Иисус приказал установить 12 камней (по числу колен Израилевых) в русле Иордана на том месте, где стоял Ковчег (Иис. Нав. 4). Современные ученые полагают, что под действием тектонических сил в верховьях реки образовались завалы, создавшие естественную плотину. Впоследствии такие случаи повторялись неоднократно, причем два раза уже в ХХ в. Для израильтян же это событие было подобно чуду. Подойдя к реке, они обнаружили, что воды Иордана иссякают, словно остановленные гигантской рукой. Чудесный переход через Иордан создал Иисусу Навину авторитет, подобный авторитету Моисея.
Заняв город Галгал близ Иерихона, израильтяне расположились в нем лагерем и отпраздновали там Пасху. Из Галгала израильское войско подошло к Иерихону и осадило его. Город был хорошо укреплен, и взять его приступом было непросто.
На совете Иисус с первосвященником решают использовать при осаде Иерихона Ковчег Завета. Как говорится в Библии, Господь предложил Иисусу Навину использовать Ковчег, дав ему наставление (Иис. Нав. 6: 1–19). Каждое утро в течение шести дней израильские воины, предводимые левитами, несшими Ковчег, двигались вокруг городских стен, а священники, сопровождавшие Ковчег, трубили в семь юбилейных труб. На седьмое утро встали рано. При появлении зари в том же порядке обошли городские стены, семь раз трубя в трубы. По окончании обхода все войско израильское по команде громко закричало, и случилось чудо: стены обрушились (Иис. Нав. 6). (По данным археологов, во время раскопок Иерихона обнаружилось, что городские стены были обрушены наружу.)
Город был предан заклятию, по которому победители не оставляют себе ничего из добычи, уничтожая ее в знак того, что победа принадлежит не им, а Богу[27]. Население перебили, дома сожгли, только золото и серебро было взято для переносного храма – скинии.
После падения Иерихона был создан плацдарм на западном берегу Иордана. Завоевание Южного Ханаана закончилось блестящей победой над союзными войсками пяти царей (Иерусалима, Хеврона, Ярмута, Лахиша, Эглона), одержанной близ Гивиона. Захваченных в плен царей повесили по приказанию Иисуса Навина, а занятые города тоже были преданы заклятию.
Известие о победах израильтян дошло до царей Северного Ханаана. Устрашенные, они решили объединиться для борьбы с грозным завоевателем. В то же время были отправлены письма египетскому фараону. В этих посланиях они выражали свои верноподданнические чувства, просьбу о помощи против вторжения кочевого племени хабиров, которые угрожали завоевать страну, и жаловались на отсутствие поддержки со стороны Египта[28]. Под «хабирами», вероятно, имеются в виду евреи. (Найденные в Египте в XX в. глиняные таблички, в которых упоминаются хабиры, относятся к данному периоду.) Не дождавшись помощи из Египта, новый союз возглавил царь Явин (Иавин). Было собрано огромное ополчение, конное войско и большое количество колесниц. Узнав об этом, Иисус с отборным войском выступил против союзников и в предрассветном сумраке неожиданно напал на них. В сражении армия противника была уничтожена, а преследование бегущих продолжалось до Сидона. После сражения победители захватили столицу Явина – Асор, сожгли ее и разрушили. Взятие других городов закончилось уничтожением жителей и захватом огромной добычи. (Полагаю, что во всех этих сражениях на поле боя присутствовал Ковчег.)
Таким образом, израильтяне после многолетних войн (по некоторым данным, они длились около 26 лет) покорили бо́льшую часть Ханаана. На севере граница проходила у Ливанских гор, а на юге доходила до Мертвого моря. Завоеванные земли были поделены между коленами Израилевыми. Однако не все укрепленные города внутри страны, особенно на севере, были захвачены израильтянами.
В Земле обетованной
Сам Иисус Навин поселился во владениях рода Ефраимова (Ефремова). Это было наиболее многочисленное колено, которое пользовалось наибольшим влиянием среди остальных. Главная святыня израильтян – Ковчег со скинией, – сопровождавшая израильтян во всех походах, была установлена в городе Силом (Шило), который находился на территории этого колена. Здесь священники и левиты совершали богослужение, и сюда стекались паломники всех колен Израилевых. Этот город располагался в 2,5 км от города Сихема – центра израильских племен, находившегося у подножия горы Гаризим.
Состарившись, Иисус Навин созвал в Сихем священников и старейшин всех племен израильских. Напомнив собранию о великих событиях прошлого, он потребовал дать клятву почитать Бога и служить ему верно. Совет племен поклялся в этом, обещая служить Богу и слушаться велений Его. Вскоре Иисус умер и был похоронен в своем уделе, в Фамнаф-Сараи, на горе Ефремовой, севернее горы Гааша (Иис. Нав. 24: 29–30)[29].
После смерти Иисуса Навина, который не оставил после себя преемника, израильтяне, утвердившись в Ханаане, быстро перешли к оседлому образу жизни (за исключением заиорданских пастушеских племен Гадовых и Рувимовых). Единой власти у них не существовало. К 1125 г. до н. э. Израиль представлял собой союз племен, которых объединяла общая религия. Северная часть Ханаана не была окончательно покорена Иисусом Навином, и многие хананеи продолжали жить в своих укрепленных городах, посреди владений израильтян.
Предположительно в ХII в. до н. э. по неизвестным причинам Ковчег Завета из Силома перенесли на некоторое время в Вифиль (Суд. 20: 27).
В XI в. до н. э. появились другие претенденты на Землю обетованную, на этот раз несравнимые по своей силе ни с одним из народов Ханаана. Это были филистимляне – народ, пришедший с запада, с островов Эгейского моря. Они владели секретом выплавки железа, и поэтому у них было военное преимущество над всеми обитателями Ханаана[30]. Филистимляне имели опорную базу на Крите, откуда они переселились на побережье Ханаана, где основали союз пяти городов (Экрон, Газа, Гефа, Аскалон, Азот). Филистимляне были воинственным и энергичным племенем, занимавшимся морским пиратством. В союзе с другими «народами моря» они нападали даже на Египет, фараоны которого с трудом отражали их натиск. Филистимляне не собирались ограничиваться одним лишь побережьем Палестины. Обладая огромным военным опытом и отличным вооружением, они обратили внимание на лежащую в глубине суши страну и около 1080 г. начали решительное ее завоевание. Двигаясь на восток, они захватывали как израильские, так и ханаанские земли и племена. Очень скоро они переняли хананейский язык, обычаи и верования. Страна, лежащая перед ними, была раздроблена и слабо подготовлена к обороне. Филистимляне обложили данью почти весь Ханаан, и покоренным оставалось лишь изредка совершать нападения на небольшие филистимлянские отряды.
Это вторжение всколыхнуло все колена Израиля. Последнюю попытку дать отпор врагам предприняли левиты из Силома – хранители Ковчега Завета. Позднейшие предания считают левитов кланом или чем-то вроде сакральной касты священнослужителей, которые в эпоху вторжения филистимлян все еще носили египетские имена (Финеес, Офни) и вели свой род от самого Моисея. Возглавлял этот клан старый первосвященник Илий. Левиты, понимая необходимость в борьбе с врагом поднять народный дух, решили восстановить старую традицию несения Ковчега перед войском.
К 1060 г. объединенное ополчение нескольких колен Израиля выступило против неприятеля, расположившегося в укрепленном лагере в Афеке. Подойдя к Авен-Езеру, ополчение израильтян вступило в сражение с филистимлянами. Бой для евреев закончился неудачно, и, потеряв около четырех тысяч человек, они отошли в лагерь. Вскоре в лагерь был доставлен Ковчег Завета, сопровождаемый сыновьями Илия – Финеесом и Офни. Прибытие Ковчега в лагерь было встречено взрывом энтузиазма.
Командующий филистимлянами узнал об этом и принял решение нанести удар первым. В начавшемся сражении атака филистимлян не принесла им ощутимого успеха, и было решено мощным ударом в центр захватить Ковчег. Центр был прорван, охрана Ковчега уничтожена, в этом бою погибли и два сына Илия, а сам Ковчег попал в руки филистимлян. Израильтян охватил страх, и они в панике отступили; потери их в этом сражении достигли тридцати тысяч человек. Престарелый Илий в тревоге ожидал известий у городских ворот Силома. Он был потрясен сообщением, которое ему принес воин, силы оставили его, и он, неудачно упав, сломал себе позвоночник и умер.
После этого поражения израильтян господство филистимлян стало прочным и окончательным. Во время одного вторжения в глубь Ханаана они захватили и сожгли город Силом (около 1060 г. до н. э.)[31]. С разрушением Силома израильтяне потеряли религиозный центр. Священники и левиты рассеялись по всей стране. Внук Илия, священник Ахитув, которому удалось спасти часть предметов из разрушенного храма (возможно, светильник, стол и алтарь, а также часть священных сосудов), бежал в город Нов, где устроил временный маленький храм.
Захваченный Ковчег филистимляне торжественно внесли в город Азот, полагая, что захватили в плен самого бога израильского. Сорвав с трофея покрывала, они поместили его в храме бога Дагона, установив у подножия статуи. Филистимляне надеялись, что, объединив силу двух богов, они станут непобедимыми. На следующий день, когда они вошли в храм, их охватил ужас: на земле лицом вниз перед Ковчегом валялась статуя Дагона. Встревоженные жрецы подняли статую и установили на прежнее место. Утром следующего дня они обнаружили статую обезображенной, ее верхняя часть была разрушена[32]. Страх объял народ и властителей, они посчитали это таинственное происшествие плохим предзнаменованием. Ковчег вынесли из храма и поместили в отдельной постройке.
Неожиданно жителей Азота поразила мучительная смертельная болезнь. Люди стали покрываться язвами. Испугавшись, горожане отправили Ковчег в город Геф. С прибытием Ковчега в этот город жителей поразил страх, начали распространяться болезни. В панике гефяне решили избавиться от Ковчега и отоcлали его в город Аскалон. Население Аскалона, зная о происшедшем, с ужасом приняло Ковчег и постановило тут же избавиться от него. Опасаясь хранить Ковчег в населенных местах, аскалонцы отнесли его в открытое поле. Но это вызвало нашествие мышей – они заполонили все окрестности, уничтожая урожай зерновых на полях и в хранилищах. Филистимлян охватило смятение. Теперь им грозила полная гибель либо от болезней, либо от голода (1 Цар. 5).
В течение семи месяцев Ковчег оставался в филистимлянской земле, и перед жителями встал вопрос, как теперь избавиться от него. Из дополнительного источника силы он превратился в тяжкое бремя и страшное проклятие. Были созваны жрецы и маги, которые после долгих споров посоветовали возвратить Ковчег евреям, приложив к нему богатые дары. Но нашлись и такие, кто готов был воспрепятствовать возвращению Ковчега, потому что такое признание могущества израильского бога унизило бы их. Однако жрецы и маги настояли на возвращении Ковчега. Ими был предложен план избавления от него, который в конце концов все одобрили (1 Цар. 6).
Ковчег опять накрыли снятыми с него покрывалами, чтобы ничем не осквернить, и поместили на новую колесницу. В колесницу впрягли коров, которые никогда не знали ярма, и дали им возможность идти, куда они хотят. Филистимляне решили: если Ковчег возвратится в Израиль дорогой, ведущей к Вефсамису – ближайшему городу левитов, это будет означать, что именно бог израильтян причинил им зло. «Если же нет, – говорили они, – то будем знать, что не его рука поразила нас, а сделалось это с нами случайно» (1 Цар. 6: 9). Оказавшись на свободе, коровы пошли прямо по направлению к Вефсамису. Придя на поле Иисуса Вефсамитянина, коровы остановились у большого камня. Израильтяне, увидев Ковчег Завета, обрадовались, раскололи колесницу на дрова, а коров принесли в жертву Господу на камне, послужившем жертвенником. Филистимлянские вожди, проследив, как израильтяне приняли Ковчег, успокоенные вернулись в Аскалон.
Жители Вефсамиса быстро распространили весть, что Ковчег находится у них. Со всех ближайших мест стекались люди, приветствуя его возвращение. Ковчег поместили на камне и перед ним принесли жертву. Среди населения Вефсамиса нашлись любопытствующие, которые решили заглянуть внутрь Ковчега. При огромном стечении народа они освободили Ковчег от покрывал и приподняли крышку. Что произошло потом, сказать трудно, но при этом погибло огромное количество людей. В Библии сказано, что убил этих людей Господь: «И поразил Он жителей Вефсамиса за то, что они заглядывали в Ковчег Господа, и убил из народа пятьдесят тысяч семьдесят человек» (1 Цар. 6: 19).
Конечно, вряд ли численность жителей Вефсамиса и его окрестностей была такой значительной, да и мысль заглянуть в Ковчег могла прийти в голову очень небольшому количеству людей. И все же количество погибших, вероятно, было немалым по понятиям того времени. По крайней мере, все эти сообщения о бедствиях говорят об одном: ситуация с Ковчегом вышла из-под контроля. Людей, умеющих правильно с ним обращаться, в тот момент поблизости не оказалось. Оставшиеся в живых жители Вефсамиса, напуганные происшедшим, решили избавиться от Ковчега. Они сообщили жителям соседнего города Кириафиарима, что филистимляне возвратили Ковчег израильтянам, и предложили им забрать его себе. Кириафиаримцы, посовещавшись, согласились на это предложение, перенесли Ковчег в свой город и поместили его в доме левита Аминодава. Аминодав не был посвященным и не являлся служителем храма, но, как левит, видимо, располагал общими сведениями (как позже выяснится, очень ограниченными) о хранении Ковчега Завета. Он поручил своему сыну Елеазару заботиться о нем. И Ковчег около двадцати лет оставался у него, пока не был востребован в новых политических условиях (1 Цар. 7: 1–2).
Прошли годы. В Израиле прославился новый пророк – Самуил, начинавший свою деятельность как левит храма в Силоме. После разрушения храма филистимлянами Самуил развернул широкую учительскую и пророческую деятельность. Под его руководством началась борьба израильтян против захватчиков. В сражении при городе Массифе израильтяне разбили войска филистимлян, и те вынуждены были освободить захваченные города евреев и заключить с ними мир. Когда Самуил состарился, внешние враги снова стали угрожать израильтянам. Филистимляне начали совершать набеги на западные области, а кочевые аммониты – вторгаться с востока.
Понимая, что им не устоять против вновь выступивших врагов, израильтяне решили положить конец безначалию и избрать царя-полководца. На эту должность Самуил предложил молодого крестьянина Саула. Это был сильный, храбрый человек и талантливый военачальник. Он собрал большое ополчение и нанес поражение вторгнувшимся аммонитам. После этой победы его провозгласили царем, и Самуил помазал его на царство (1025 г. до н. э). Саул создал постоянное войско из трех тысяч отборных воинов, к которому на время войны присоединялось ополчение. Отдельным отрядом командовал сын Саула Ионафан, который, напав на город Геф, вызвал большую войну с филистимлянами. Эту войну Саул выиграл, разбив опытного противника. В сражении у города Галгал особо отличился Ионафан (1 Цар. 12–14).
Следующая большая война произошла на южных границах государства. Саул выступил против кочевников-амалекитов и завершил эту войну победителем. В это время у него происходит разрыв с Самуилом. Самуил стал тайно подбирать новую кандидатуру на царский престол. Его выбор пал на Давида – оруженосца Саула и его зятя.
Узнав об этом, Саул изгнал Давида из дворца. Давид прибыл ко двору Самуила в Раму, откуда пророк плел свои интриги против царя. Он сумел восстановить против Саула его сына Ионафана, который тайно прибыл в Раму и при посредничестве Самуила заключил союз с Давидом против отца. Сам Давид скрылся на территории филистимлян.
Крестьянскому сыну Саулу было трудно тягаться с многоопытным Самуилом, который добился, чтобы первосвященник Ахитув из Нова признал Давида претендентом на царский трон. Вскоре Самуил умер. В начавшейся войне с филистимлянами Саул потерпел жестокое поражение. Потеряв троих сыновей, он покончил жизнь самоубийством, бросившись на меч (1 Цар. 1: 15–31).
После смерти Саула Давид не сразу был признан законным царем. Он вернулся на родину, в город Хеврон, где был провозглашен царем только своей дружиной и сородичами из колена Иудина. Остальные израильские племена признали царем законного наследника Саула – его младшего сына Иевосфея. Несколько лет шла борьба между соперниками, и в конце концов Иевосфей был убит заговорщиками. Давид победил, и все израильские племена были вынуждены признать его своим царем.
Если Саул являлся больше военным вождем, то Давид проявил себя одаренным правителем. Он сумел ослабить сепаратизм племен, признал хананеев равноправными членами общества, создал наемную армию из филистимлян и критян. Среди его полководцев были хетты и хананеи. Военные успехи Давида привели к созданию империи, объединившей не только родственные евреям народы – амонитян, идумеев и моавитов, – но и области арамеев. Северные соседи – финикийцы поддерживали с Давидом дружеские связи[33].
Но его главным достижением было создание общеизраильской столицы. Выбор его пал на мощный замок Сион, располагавшийся на границе двух еврейских племен – Иудиного и Вениаминова. Замок находился в руках маленького, но сильного племени хананеев-иевусян, которое не покорялось со времен Иисуса Навина. Замок Сион находился на высокой скале над небольшой речкой Кедрон и считался неприступным. Ходила поговорка, что Сион могут защитить слепой и хромой. Однако Давид сумел овладеть Сионом, и замок был назван Градом Давида. Окружающему Сион городу вернули его древнее название – Иерусалим[34]. В те времена городские стены были окружены настоящими пропастями, хорошо защищавшими его от нападений. Союзник Давида Хирам, владыка богатого города Тира, расположенного на берегу Средиземного моря, по просьбе царя послал ему строительный материал для возведения дворца в Иерусалиме. Туда же были отправлены послы Тира с зодчими и рабочими.
Храм для Ковчега
Давид решил, что новая столица должна быть не только резиденцией царя и символом единства государства, но и его религиозным центром. Он обратился к древней Моисеевой святыне – Ковчегу Завета.
Более двадцати лет Ковчег находился в частных руках в Кириафиариме, на расстоянии девяти миль от новой столицы. Узнав об этом, Давид решает перенести его в Сион и тем самым сделать этот город Святым градом. Для переноса Ковчега было решено устроить великолепную церемонию. Были приглашены тридцать тысяч особо приближенных и заслуженных людей Израиля, среди них первосвященник Авиафар вместе с левитами, вожди колен, военачальники. К ним присоединились большие массы народа. Все они собрались в Кириафиариме.
Утром Ковчег был торжественно вынесен из дома Аминодава и помещен на новую повозку, специально для этого изготовленную. Повозка была запряжена волами, а два сына Аминодава – Ахио и Оза – сопровождали ее. Ахио вел волов, а Оза шел рядом с повозкой. За Ковчегом следовал Давид со своими приближенными. Играла музыка, слышалось пение множества голосов. Огромная процессия, ликуя, шла по холмам и долинам к Святому граду. Когда проходили мимо гумна Нахонова, повозка неожиданно накренилась, Ковчег начал падать, и Оза кинулся поддержать его. Когда он прикоснулся к нему, то был поражен чем-то и вскоре скончался: «Но Господь прогневался на Озу, и поразил его Бог там же за дерзновение» (2 Цар. 6: 1–8). Скорее всего не были соблюдены правила техники безопасности, о чем Аминодав и первосвященник с левитами даже не догадывались. Возможно, в суете Ковчег плохо изолировали; когда он накренился и начал падать, его покрытие было нарушено. Похоже, что к этому времени сведения о правилах транспортировки Ковчега были утеряны.
Внезапный страх охватил всех. Давид также был потрясен происшедшим и, понимая, что будет небезопасно держать Ковчег у себя, решил оставить его на месте происшествия. Для этой цели поблизости подыскали дом, владельцем которого являлся Аведдар Гефянин. Аведдар, хотя и с трепещущим сердцем, был вынужден принять священный символ (2 Цар. 6: 8–11).
В Иерусалиме состоялся совет, на который Давид пригласил первосвященника Афиафара с левитами. Были опрошены все люди, владеющие хоть какими-то сведениями относительно Ковчега, изучены все материалы и устные сказания со времен Моисея. Проанализировав все это, совет составил инструкцию, возродив древнюю традицию, связанную с Ковчегом. Согласно инструкции Ковчег следовало тщательно изолировать специальными чехлами. Никто, кроме священников, потомков Аарона, не должен был прикасаться к нему или даже смотреть на него, когда он не покрыт. Переносить его могли только левиты, ведущие свой род от Каафа, обязательно на шестах, вставленных в кольца, и только на руках или на плечах. После того как еще раз уточнили все правила транспортировки, было принято окончательное решение о переносе Ковчега в Иерусалим.
Через три месяца Давид вновь собрал приближенных и вождей у дома Гефянина. Присутствовало множество народа. На этот раз, обращая внимание на каждую деталь, соблюдая все инструкции, левиты, одетые в специальные одежды, тщательно изолировали Ковчег. С благоговением возложили его на плечи собранных потомков Каафа. Длинная процессия взволнованных людей двинулась вперед. Для страховки по распоряжению Давида через каждые шесть шагов приносили в жертву «тельца и овна». Все обошлось благополучно, постепенно страх и ужас уступили место радости и веселью. Давид сбросил с себя царские одежды и облачился в простой льняной ефод, какой носили священники. Под звуки арф, тимпанов и цитр, распевая Божественные гимны, торжественная процессия, следуя за священным символом, вошла в столицу.
Ковчег был помещен в заранее приготовленную новую скинию. Произошло это около 995 г. до н. э. Перед шатром воздвигли алтари для жертвоприношений. Представители всех колен Израилевых присутствовали на этой церемонии, на праздновании самого священного события, отметившего царствование Давида (2 Цар. 6: 12–18). Старая скиния, построенная еще во времена Моисея, находилась в это время в Гаваоне (Гиве)[35].
Давид догадывался, что не подобает Ковчегу Божьему находиться в шатре, и решил возвести для него храм. Великолепие храма служило бы свидетельством того, что израильтяне дорожат постоянным присутствием у себя Бога. Давид поделился своим замыслом с Нафаном, неким пророком при царской семье, и тот дал на это согласие. Однако вскоре Нафан по неизвестным причинам (возможно, были видения или очередные интриги) рекомендовал царю отказаться от постройки храма (2 Цар. 7).
В этот период Давид занимался внутренним упорядочением и благоустройством своего государства и не воевал с соседями. Но полностью избежать войн не удалось: традиционные враги Израиля – филистимляне и моавитяне – спровоцировали боевые действия. В этой войне Давид разгромил их и сделал своими данниками.