Аннотация: Отрывки из книги, перевод с французского.
Перевод с французского, по книге Histoire de la prostitution, в 2 томах.
Отрывки из книги.
ИСТОРИЯ ПРОСТИТУЦИИ.
Том I.
Вступление.
Весьма трудно определить слово "проституция", так же как трудно охарактеризовать его историю в разные времена. В "Академическом словаре оно определяется как abandonement a l'impudicite, т.е. склонность предаваться разврату, распутству. После того Ришле дал другое определение, dereglement de la vie, беспорядочность жизни, но сам не был удовлетворен таким определением. Тогда он скомпоновал менее двусмысленную фразу:
c'est un abandonnement illegitime qu'une fille ou ou femme de son corps a une personne, a fin que cette personne prenne avec elle des plaisir defendue ( незаконное действие,которое совершает девочка или женщина своим телом, и кто-либо получает от этого удовльствие).
В истории проституция имела три формы, которые соответствуют трем периодам развития народов:
приютская;
сакральная (священная), или религиозная;
легальная или политическая.
В четвертой части этой книги читатель попадает в разные неевропейские страны и всюду встречает там эти три формы. Впрочем, последняя встречается там редко. Религия Индия, гостеприимство туземцев Таити, законное признание публичных девочек в США дадут место контрастам, которые, благодаря удаленности мест, будут только интереснее для наблюдателя. Мы напрасно будем искать народ, лишенный язвы проституции.
ГЛАВА I.
В Халдее, колыбели человеческого общества, мы уже можем встретить первые следы проституции. Область, расположенная севернее Месопотамии, была заселена народом, который не знал других дел, кроме охоты. Это народ-охотник выдумал гостеприимство, или приюты, и проституция, которая тогда имела место, была груба и наивна.
В другой области, которая граничила с Аравийской пустыней, мирный народ-пастух вел спокойную жизнь среди своих стад. Он создавал науки, наблюдал звезды, выдумал религию и вместе с тем - проституцию.
Когда Немврод объединил под своей властью эти народы и создал Вавилон (год от сотворения мира 1402 по книге Моисея), он тем самым позволил смешаться нравам и идеям разных народов. Т.о. два вида проституции стали единым в понимании вавилонян, и слились тогда с культом Венеры и Милиты.
Читаем у Геродота:
Вавилоняне имели один постыдный закон: всякая женщина, рожденная в их стране, обязана была раз в жизни придти во храм Венеры, чтобы там отдаться иностранцу. Многие из них приезжали в закрытой повозке, в сопровождении слуг, если были богаты, и садились в помещении. Некоторые садились возле храма, на земле. Иностранцы прогуливались в аллее, откуда были видны и те, и другие В конце концов кто-либо из них должен был бросить деньги одной из них и произнести "J'invoque a deesse Mylitta". Деньги принадлежали богине. Подобные культы существовали на Кипре (Венеры-Урании) и в Финикии (Астарты).
ГЛАВА II.
Египет, несмотря на свою мудрость, несмотря на жрецов, сохраняющих мораль, не был лишен проституции. Он находился так близко от Финикии, что не мог не воспринять обычаи, которые шли вместе с виссоном и ладаном из Тира в Сидон. В то время, как Венера не имела алтарей под своим именем в империи Исиды и Осириса, проституция царствовала там. Но это была не сакральная или приютская, а легальная проституция в своей начальной форме. Законы покровительствовали ей и оправдывали эту бесстыдную коммерцию. Женщина продавалась, как если бы она была торговцем.Египтянки демонстрировались также корыстно и алчно, как финикиянки, но не утруждали себя тем, чтоб скрыть свою корысть под видом религиозной практики.
Великая эпоха куртизанок началась в Египте во времена Птолемеев, с 3 в до РХ, но, если среди знаменитых девочек одни были гречанки, другие - из Азии, то карьеру и те, другие начинали флейтистками. Птолемей Филадельф имел очень много таких у себя на службе. Сын его, Птолемей Евергет, не был так любвеобилен, он довольствовался одной Иреной из Эфеса. А наложница Птолемея Филопатра, Агатоклея, царствовала одинаково как в спальне, так и в Египте.
ГЛАВА XV.
Проституция законная не привилась в Риме. Можно сказать, что таковая существовала для иностранок, которые искали здесь удачи.
Нума Помпилий основал коллеж весталок, выстроил храм Весты,где поддерживал вечный огонь, как символ целомудрия. Весталки принимали обет сохранять девственность в течение 30 лет. Нарушившая обет рисковала быть погребенной заживо. Нума Помпилий, казалось, хотел всех римлянок превратить в весталок. Он ввел вуали, скрывающие грудь и лицо, и приказал носить длинную одежду.
ГЛАВЫ XVII - XVIII.
Среди тех мест, где в Риме занимались проституцией, указываются очень разные по своему назначению, также как и публичные девочки характеризуются различными жанрами своего ремесла. было две больших категории девочек: les sedentaires ( оседлые) b les vagantes ( бродячие), или иначе, les diurnes ( дневные) и les nocturnes ( ночные). Было и два основных типа публичных домов. Одни были приспособлены для осуществления законной проституции, это л у п а н а р ы, а в другие приходили под разными предлогами, это кабаре, таверны, бани и т.д. Трудно сказать, когда в Риме была установлена законная проституция, и когда она попала под особый надзор полиции. Магистраты непрестанно делали визиты в бани, кабаре, булочные, лавки, парикмахерские и преследовали занимающихся проституцией.
Наиболее чудовищный разврат происходил в банях. Говорили, что увеличение проституции прямо пропорционально строительству бань. Публий Виктор насчитал в Риме 800 бань. В разные периоды бани строились по-разному. Будучи сперва тесными, они стали потом строиться просторнее и с окнами. Это позволяло предавать телесную красоту посторонним взглядам.Разница в материальном положении граждан отражалась и на банях. Были бани частные и публичные. Были и такие как лупанары. Кроме бассейнов с горячей и холодной водой там было много разных помещений, где можно было пить, есть, найти ложе для отдыха, где обслуживали рабы, мальчики и девочки. В разные эпохи бани были то отдельными для мужчин и женщин, то совместными. Так, Адриан, Марк Аврелий, Александр Север ратовали за нравственность, а Гелиогабал объединил в банях оба пола. Матроны не краснели, если их массировали, терли и мыли развратные банщики.
Таким же местом были и цирки, и театры. где в портиках между колоннами находились женщины подобного сорта. Тертулиан называл театры и цирки CONSISTORIA LIBIDINUM PUBLICORUM.
Женщины, зарегистрированные как иностранки, могли свободно отправлять свое ремесло.
Такая проституция, "сладостная, добрая, элегантная", не осуждалась. Эти дамы влияли на моду и могли иметь любовников среди высокопоставленных лиц. Среди известных куртизанок называют Делию, Немезиду, Сульпицию (дочь Севера), Глицеру (любовницу поэта Тибулла), Коринну (любовницу Овидия), Лесбию (любовницу Катулла), Евною, Клавдию. Скрибону, Ливию Друзиллу ( любовницу Октавиана Августа).
Том II. Глава 6.
Проституция, которая в литературе всегда именовалась meretricium, meretricatus, meretricatio, в просторечии стала именоваться putagium, puteum, putaria. Этимология не ясна, но, возможно, от лат. puteus (фр. puits), - колодец. Уподобление источнику воды, очевидно, по той причине, что из данного источника может черпать каждый.
Французские соответствия: putage, putinage, putisserie, обозначают действие, и putin, лицо - "шлюха". Другие термины, от латыни к французскому: макереллагиум - макерелляж - макерель - макеро, ленолициум - ленония - ленуан, являются синонимами.
Слово л у п а н а р (от лат. л у п у с - волк) устарело, заменено в просторечии термином б о р д е л ь. Предпологается, что это слово выведено из фр. bord de l'eau (берег реки), поскольку многие бордели строились у края воды, по берегам, но строились они и в других местах, в полях, у дорог, на виноградниках. Термин ribaud (фр.), ribaldus (лат.), ribaldaglia (итал) - синонимы проституции. (Примечание автора: по-ит. путтана, шлюха, произведено от путта, девочка, следовательно, в самом буквальном переводе путтана - девка).
Глава 7.
Жак де Витри в своей "Западной истории" зарегистрировал такие курьёзные факты, как поведение публичных девочек, которые смело останавливались на церковных улицах. Их называли содомитками. Жак де Витри описывает очень ценные наблюдения из жизни конца XII века. Кажется, он хотел более детально изобразить проституцию, бытующую в Латинском квартале:
"В одном и том же доме сочетались две сферы: познание высот науки и низкий разврат. На первом этаже профессора вели занятия, а выше женщины упражнялись в своем ремесле".
Этот квартал был заселен в ту пору артистами и студентами. Эти последние, в возратсе от 20 до 25 лет, составляли недисциплинированную армию в 150 000 индивидуумов, которые насмехались над сержантами и не позволяли префектуре Парижа вмешиваться в свои дела.
Сперва проституция не имела своего организованного оформления, т.е. корпорации, цеха, как у других ремесел, уже тогда находилась под юрисдикцией своего "короля" (roi des ribauds), как у галантерейщиков был свой "король галантерейщиков". Очевидно, что со времен Людовика VII такая корпорация уже существовала. Соваль в своих работах заявляет, что статус этой корпорации имел дворы и оккультное государство до 1560 г. Он утверждает, что было братство Магдалины, где были свои привилегии, индульгенции и праздники.
В 1254 г. Людовик IX издал указ, в котором предписывалось всеобщее изгнание женщин дурного поведения, однако, чтобы избежать суровых предписаний закона, несчастные дамы отправляли свое ремесло тайно. Следующие указы выходили также в 1256 и 1572 гг.
Глава 10.
Топография дурных мест Парижа в средние века.
В те времена привилегий и традиций, каждое ремесло владело целыми кварталами и улицами, где жили ремесленники одного профиля, и название улиц давалось по ремеслу (примечание автора: ул. Могильщиков, А. Дюма, "Три мушкетера", ул. Мясников (Миесниеку) в Риге и т.д.).
Проституция же, как ремесло, не ограничивалось отдельными кварталами, а распределялось повсюду. Улица, которая ныне называется Корделье, дала название монастырю Гран-Корделье, уничтоженного после революции, - одно из таких мест. Было также много других улиц, которые зарегистрировал в своем творчестве некий поэт Гийо. Список их обширен:
рю де Платриер, рю дю Паон, рю де л'Опиталь, рю Сэн-Семфориен, рю де Ля Шаветери, рю Кокатри, рю Шаруи, переулок Сэн-Северен, рю де Кордель, рю Жервэ-Лоран, рю дю Мармузе, рю де Лавандьер, рю д'Анфер ("ул. Ада"), рю Грасьёз, рю Сэн-Круа.
Сюда входили и дворы: Двор Ферри и Двор Чудес (Cour Ferry, Cour des Miracles)(примечание автора - Двор Чудес детально описан в "Анжелике", А. и С. Голон).
Глава 11.
Среди всех этих мест отметим особо Двор Чудес, расположенный между улицами Сэн-Дени и Монторгёй. Он скрывал целые компании воров, бродяг и подозрительных типов.
Наиболее древний вертеп бесстыдства - Гран-Трюандери, который основывал колонии во всех кварталах Парижа.
Помимо известного Двора Чудес насчитывалось более, чем 20 дворов, где вели ту же самую жизнь в беспорядке и мерзости. На ул. Монмартр - двор де Ля Жюсьен, у часовни проститутоу, посвященной Марии египетской; двор Бриссе - на ул. Мартелери; Баварский двор, ул. Броде; Дворы Св. Екатерины и короя Франциска, ул Понсо; двор трико (ул. Монмартр); двор Бакон (ул. Арбр-Сен).
Соваль дает картину Двора Чудес, который он мог видеть во всем блеске. Это была неправильной формы площадь возле монастыря, и чтобы туда попасть, нужно было долго блуждать в маленьких гадких и вонючих улицах, а чтобы войти - спуститься с длинного земляного склона. В этом дворе девочки и женщины проституировали за 2 лиара, а большинство - задаром. Надо заметить, что 2 лиара тех времен равно 2 су в 19 веке. Сомнительно, что проституция может опускаться еще ниже, чем здесь.
Глава 20.
Проституции всегда соответствовали определенные болезни. Одна из них имела весьма много наименований, это - сифилис. Название происходит от персонажа басни Фрикастора, пастуха Сифиля, который первым заболел этой болезнью.
Интерсно, что у разных народов было много синонимов этого названия:
французская болезнь - у италянцев, у немцев, англичан;
итальянская (неаполитанская) болезнь - у французов;
испанская (кастильская) болезнь - у мавров, португальцев, наваррцев и фламандцев;лас бубас - у испанцев; турецкая болезнь - у персов; немецкая болезнь - у поляков; польская болезнь - у русских; христианская болезнь - у мусульман; и много других.