Аш Павел : другие произведения.

Игры детства. Школьные годы чудесные

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  ИГРЫ ДЕТСТВА.
  События все исключительно реальны. Имена и ряд названий вымышлены. Действие происходит в городе W(Дубльвэ), в 1972-1974 гг. Имена девушек из гостиницы "Советская" не изменены.
  ПРЕДИСЛОВИЕ ОТ АВТОРА.
  Город W 60-х.
  Сейчас иногда пенсионеры говорят:"Хулиганов развелось. Хулиганство кругом. Раньше меньше было..." Не спорю, при Сталине возможно. Но они в виду имеют не сталинские годы. А в 60-е хулиганство как раз и было в расцвете. Сейчас осталась разве что бытовая неотесанность, простая грубость. На виду - все тихо. Кругом - охранные предприятия, милиция, видеонаблюдение.
  Хулиганство -явление молодежное, причем главный смысл его - показуха, а не собственно правонарушение. Если вор действует тайком, то хулиган - напоказ. Сейчас, напротив, молодежь(или часть молодежи) интеллектуальнее, - учиться надо много. Компьютеры кругом. Техника на грани фантастики. А раньше - коньки, футбол, хоккей. Вышел во двор - клюшкой по спине получил, и все. Город был разделен на хулиганские кварталы. Во многих городах России встречается такое название - Разгуляй. В городе Y он то и славился. Были и другие. Было деление просто по улицам. На каждой улице - свой шишкарь. В нашей школе тоже был шишкарь. Был он маленького роста, но видимо сильно в спорте преуспевал. Спорт был в почете, если кто-то в спорте преуспевал, особенно в боксе, авторитет имел. Те, кто с ним в близком контакте бывал, его боялись. А остальные про него просто и не знали. Поистине, блаженны нищие духом. Но вот что странно, кличка его была - Сява. Как известно, это на жаргоне "мелочь, шестерка". Удивительно, что шишкарь, и вдруг с такой кличкой.
  Кроме того, среди хулиганов были две категории. Если одни - явные придурки и садисты, то другие - в принципе нормальные люди, пусть по образу жизни уличные, дворовые дети. Их цель - получить какое-то удовольствие, в карты сыграть, вина выпить, и они никого не трогали, пока им самим на пятку не наступят. Довольно часто такие хулиганы заступались за более слабых, когда тех очередной садист терроризировал. Козе понятно, что все это зависит от внутреннего мира человека, который формируется на основе полученных от родителей генов. Некоторые возразили бы, что придурки вырастают такими, перенимая пример плохих родителей, таких же в прошлом хулиганов и пьяниц. Что, если его в другую среду поместить, то он на хорошем примере воспитается. Конечно, это так, - ведь и гены, и пример, от одного родителя. Вот только второй тезис не верен. Выродок, он в любой среде выродком останется. Даже если его поведение нивелировать общественными устоями. У многих скромных школьников кто-то из друзей все-равно был из числа хулиганов, все равно все в одних дворах жили, и в одних школах учились. Но не первого, придурочного, типа, а второго.
  Жаргон, известный по фильмам про Жеглова и Шарапова, тогда еще ходил. Сейчас его уже нет. А тогда были "фраера, чмары, шухер, атас, чинарик и т.д.". Сейчас у молодежи в ходу слово "кипеш". Шухера, как такового, давно нет. Шухер вышел из употребления, а кипеш(иначе - хипес, хипеш) остался, хотя он из той же старины. Еще была большая волокита с радиохулиганами. Это те же самые хулиганы. Они выходили в эфир, пользуясь так называемыми "шарманками", и называли себя сами "шарманщики". У них были позывные(одновременно и кличка) типа "Фантомас", "Фандор", "Американец", "Парижанин" и т.д. Иногда они устраивали бардаки, т.е. по смыслу того времени, банкеты, и в ресторанах, и на квартирах. Сейчас под словом "бардак" подразумевают беспорядок, или бордель, якобы оба понятия близки. Отнюдь, в борделях был раньше строжайший порядок. А слово "бардак" означало именно банкет, гулянку. Вот это и связано с беспорядком.
  Так что не правы пенсионеры. Раньше, говорят, и солнце ярче светило.
  Еще один момент. В 69 году девушки впервые надели мини-юбки. В 72 они стали короче. Примерно, где-то в эти годы женщины стали носить брюки. Сейчас этим никого не удивишь. А тогда такие были дискуссии, такие диспуты, - как это не нормально, аморально. Натуральный кипеш был, скандал. Сейчас такие скандалы дикостью покажутся. Сейчас никто об этом не помнит. Чуть позже еще Петросян со сцены заметил:"Широки брюки осуждам, узки одобрям, а через пять лет наоборот - узки брюки осуждам, широки одобрям". А Райкин тоже заметил:"Человек бороду отпустил. Ну и что, что тут плохого. Хамом можно быть и без бороды". dd>  
  Город W 70-х.
  До 1972 года было все нормально. Не наступил еще так называемый застой. Можно было купить свободно хоть колбасу, хоть конфеты, хоть шампанское. Это чуть позже, в 1974, застой проявил себя явно. За сигаретами выстраивались очереди. В ходу были "Прима", "Астра", "Беломорканал". Первые - то, что за рубежом называется "бландо, блэнд", тонкие, а вторые -"суперфино", по-местному - термоядерные. За болгарскими или московскими, с фильтром, стояли очереди. Студенты университета (вокзал был рядом) бегали на переменах к московским поездам, чтобы взять сигареты в вагоне-ресторане. Начала процветать фарцовка. Бывало, возьмет какой-нибудь студент "Пэлл-Мэлл" за сумму, на которую можно 15 раз пообедать, и ходит, смолит, весь гордый, довольный, снобизмом переполненный.
  В магазинах можно было купить разве что крупу, консервы, печенье, затхлые батончики. Именно затхлые, других конфет не было. Шампанское(чаще импортное), венгерские вермуты иногда появлялись. Сейчас на эту тоже споры возникают с сослуживцами. "Все нормально было, - говорят они, - у нас все было". "Так вы, видимо, все с заднего хода носили. Так ведь было принято",- говорю я им. "Конечно, - отвечают, у нас у всех кто-то где-то свой был".
  "А у меня своих нигде не было, - отвечал я, - вы, понятное дело, все через задний ход носили". "Конечно", - отвечали они. "Так для России весьма характерно, - все через задний ход делать". В общем, вот так в цехе разговаривали.
  В общем сослуживцы у меня в последние годы были не плохие. Только пьяницы.
  Но как художника, меня ценили, картины заказывали.
  Затем, в 80-е, при Андропове, застой начали понемногу раскачивать. Появились шоколадные конфеты, икра тресковая, котлеты и кое-что еще. Я не стоял в стометровых очередях за колбасой, я шел в "Коопторг", и брал немного колбасы по двойной цене. Мне килограмм не нужен был. Мне 200 грамм хватало. Хочется вспомнить о другом. Что было хорошего при застое. А были клубы по интересам. Люди, хотя и немногие, интересовались духовной культурой. В клубе филателистов, например, собирались еще и нумизматы, и филокартисты. И если большинство филателистов, и особенно нумизматов, были просто барыгами, то филокартисты как раз и страдали от того, что мир вокруг них так беден духовно. "У моих сослуживцев интеллект выше колоды карт не поднимется" - говорил один. Сейчас пришел век потребительства. Друзья, которые когда-то читали стихи, восхищались архитектурой, пусть их познания были в искусстве не глубоки, главное, был интерес, теперь не могут сказать ни бе, ни ме. Они отупели. Машину купят, и гоняют, черт знает где. В поисках заработков. "Я жрать хочу, я устал, мне зарабатывать надо" - их постоянные фразы. И фильмы они смотрят про динозавриков. Это в зрелом-то возрасте.
  То, что в следующую эпоху в целом лучше не стало, думаю, объяснять не надо. Вроде бы прилавки битком забиты, все есть. Да не все, и забиты они барахлом. И купить это барахло не то что не на что, а не зачем. Пластмассовые стаканчики, разовые пакетики, в науке это называется "мусорная цивилизация". В сравнении получается такая картина. Раньше зарплаты были примерно одинаковы. Но имущим наличные были не нужны, нужен товар. Товар - под прилавком, его купить нельзя. Теперь товар весь на виду, но купить его тоже нельзя, поскольку заработки у огромной части населения сильно занижены. Козе понятная, элементарная политэкономия. Одним словом, "что творилось, то и творится"(Екклезиаст).
  Видимо, одна из главных русских традиций - друг другу жить не давать. Как в анекдоте. Два грузина:"У нас с тобой машины есть. Давай нашему другу поможем машину купить". Два еврея:"Мы с тобой диссертации защитили. Давай нашему другу поможем защититься." Два русских:"Ты сидел. Я сидел. А Иван не сидел. Давай поможем ему сесть".
  
  МОДЫ ТЕХ ЛЕТ.
  Это интересно вспомнить потому, что здесь есть над чем посмеяться. В каждый период какая-то группа молодежи стремилась отличиться и отделить себя от предыдущего поколения с их устоявшимися нормами. Выражалось это не в идеологии, а во внешних признаках: одежда, музыка и танцы. Все это внешнее черпали на Западе. В конце 50-х и 60-е это были стиляги. Одежда: узкие брюки, пестрая рубашка, шейный платок, узконосые ботинки, своеобразная прическа с чубом. Танцы: рок-н-ролл, твист, соответственная музыка. В принципе, выглядело по своему не дурно. Говорили, что западные культурные веяния осуждались в Союзе. Ерунда. Рок-н-ролл звучал тогда из всех окон. Рок-н-ролл и твист не так уж и посто станцевать. Вся Майя Кристаллинская - рок-н-ролл, весь Магомаев - то же рок-н-ролл. Точнее твист - поздний вариант рокнролла. Это уже официальный уровень. А осуждениями занимались женщины средних лет. Именно эта категория всегда была склонна к осуждениям.
  Вторая половина 60-х ознаменовалась появлением хиппи. Их отличительная черта - брюки клеш, сперва аккуратные. И главное - длинные волосы у парней. Потом пошли клеши с клиньями, клеши с цепями, клеши с бахромой. К ним также прилагался пиджак с круглым воротом(без отложного воротника). Он продержался недолго. В этот период эти молодые люди сильно напоминали обезьян. Зато брюки клеш в их аккуратном варианте вошли в общую гражданскую моду. Их полюбили и женщины. В 70-е брюки постепенно у мужчин становятся обычными. Носят обычный классический костюм. Школьников заставляют носить галстуки. Но им обязательно надо отличиться. Поэтому галстуки в 1972- коротенькие и толстые, с жирным узлом, а в 1974 - длинные, широкие, как половики, и расписаны яркими вензелями. В конце 70-х возвращаются классические формы. Параллельно им популярны джинсы.
  У женщин в те же годы появляются туфли и сапоги на высоченной платформе, которым ответствует клеш от бедра, ткань часто полосатая, как матрас. Такие же точно полосатые брюки носила и часть парней. Но только не студенты. Поскольку идеология хиппи сохраняется, можно было спокойно надеть джемпер, связанный из цветных ниток, наподобие половика, и никто не ужасался. Мужские прически - с конца 60-х - длинные, на разный вкус. Спустя пять лет девушки, глядя на старые фотографии, говорили:"Ужас! Как мы могли такое носить". Это по поводу платформ. Но в это же время девушки стали носить макси-юбки, на торжество - темные, а на улице легкие. Мини исчезло надолго. Одно время были в моде мужские рубашки на выпуск, в горошек. Ее носитель выглядел, как емеля-дурачок. Ботинки тогда носили или нормальные, но особо модными были широконосые, "медвежья лапа".
  Музыка тех лет - рок. Сложно о ней спорить. Пропустим. Танец - шейк, собственно не танец, а как его и называли - "скачки"(точнее - тряска). Но танцевали и "медляк", пусть примитивный, главное, в паре.
  Наконец пришел 1980. Начались вторые 20-е годы. Вся музыка 20-х и 30-х годов перезвучала. С ней вместе в ногу пошел стиль "диско", Челентано. Ботинки стали узкие и на высоком каблуке. Брюки - узкие. Костюм - классический, галстук - нормальный, но в какое-то время моден был такой узенький, который сузился до шнурка. Но это довольно изящно. У женщин иногда платья были точно скопированы с моделей 20-х, но в основном - блузы и кофты с юбкой миди. Довольно скромно. Но самое примечательное, в моду вошли ненавистные в России шляпы. Их носили и раньше, я сам носил их в 70-е. Но сейчас их стали носить почти все, и какие шляпы, - широкополые, калабрезы. А иногда и котелки. С ними - плащи. Эта десятилетка дала много всего, - бриджи, бермуды, штаны с карманами на коленках, и т. д. Всего не вспомнишь. Но главное - плащи и шляпы. И музыка ретро.
  1990-е дали тоже очень много разнообразия в моде. Еще в 1989 девушки носили миди. Скромно одевались. И вот возвращаются мини. Кроме этого - джинсы с заниженным поясом и высокие топы. А вид одежды такой заимствован на востоке, В Индонезии, Бирме, Тайланде. Но все остальные виды одежды никуда не делись. Правильно сейчас модельеры говорят:"Сейчас моды нет, а есть стиль. Каждый носит то, что хочет, то, что ему идет." Мода - как униформа, - она всех одинаковыми делает.
  А заниженный пояс - очень даже здорово, и косточки с боков видны, и пуп. Кому что. Большинство мужиков бюстами бредит. А я бюсты не люблю. Самое главное у женщины - лицо и изящная ножка. Мне нравятся девушки стройные, худые. В этом случае Мао Цзе-дун, который сказал:"Чем хуже, тем лучше", как нельзя более прав. Мода и сейчас делает людей стандартными, но судя по зарубежным фильмам, в России перенимают моды не деловых людей, а работяг, бродяг, отчего весь народ в России выглядит так, как будто он массово на сельхозработы едет. Или еще есть такой фасон, - костюм из штанов до колен и майки, цвета хаки, на почтовый конверт похож. Человек в таком костюме бродягой не выглядит, видно, что деловой, понты кинуть решил. Но похож не на человека, а на ходячую бандероль.
  От такой суровой действительности хотелось уйти куда-нибудь, в красивый мир, в игру, тогда в детстве. И сейчас хочется, но куда? В монастырь, что ли.
  ЮНОСТЬ АВАНТЮРИСТОВ.
  1.
  Авантюрист - это не мошенник, не аферист. Авантюра - по-французски "приключение", а потому авантюрист - это человек, который любит приключения. Турист - авантюрист. И альпинист - авантюрист. Даже камень такой есть - авантюрин. Природа, видимо, специально его создала в качестве талисмана для авантюристов. А еще авантюра - от фр. "аван"(вперед), потому авантюрист значит - идущий вперед, то же, что пионер.
  Улицы в W имели те же названия, что и в других городах. Они везде были одинаковы: Ленина, Маркса, Горького, Кирова, Большевистская, Коммунистическая, Советская, и т.д., но друзья, чьи похождения здесь описаны, придумывали свои, как бы жаргонные. Жила одна компания на ул. Урана, в одном из домов. Трое из них учились в школе здесь же, недалеко, а четвертый, - дальше, на ул. Линнея. Там же проходило еще несколько стареньких, живописных улиц, Камен(Камены - это Музы), Севильская, Гизов, Караваджо, Боливийская, Луны, Гоцци, Астр. Самой большой улицей был Комический проспект. Можно его еще иначе Коммерческим назвать, такой он и есть на деле. Сам город они тоже пытались переименовать, но слова красивого не смогли подобрать.
  Есть и такие улицы в W, как Пушкина, Тургенева, Одоевского, и даже Гайдара. В старину улицы здесь тоже имели стандартные названия, как и в любом другом городе: Покровская, Торговая, Дворянская, Мещанская, Дальняя, даже Ямская была. Большая Ямская - теперь Пушкина, а Малая так и осталась до сих пор Ямской.
  Собиралась компания чаще всего у Сергея, но поскольку он сам себе придумал кличку Старик, то мы так и будем его называть - Альтман. Двое других были Александры, но звали себя Шурами. Чтобы не путать их, один будет - Шура О., другой - Шура М. Второй любил еще почитывать книги по философии, Бебеля, Канта, Юма, Маха, поэтому его еще можно называть Мах. Четвертым был Денис, или по прозвищу Ремер.
  Тогда их связывали общие интересы: филателия. Денис коллекционировал все, значки, марки, боны, а Мах и Альтман - марки. Шура О. - ничего не собирал.
   Вчетвером они ходили в магазин "Филателия", а втроем, без Альтмана, в центральную библиотеку. Зато вечером, у Альтмана, они начинали азартную игру. Ставки были копеечные. Играли для удовольствия, не для наживы.
  В порядке развлечения Денис однажды решил попробовать шулерский метод. Играли один на один с Альтманом в "21". Банковал Денис. К ладони его было прижато маленькое зеркальце, и было видно какя карта шла из-под низу. Банк рос.
  -Куда это ты там заглядываешь?-засомневался Альтман в определенный момент. -Ах, вот что у тебя! Мухлюешь! Нет, так не пойдет, давай весь банк обратно, и сдаем по новой.
  -Да на здоровье, - ответил Денис. В другой раз в гостях у Альтмана был кто-то не из постоянной компании. Денис уловил тонкость: партнер был в очках, карты в них отражались. На этот раз, кажется, играли в подкидного. Альтман был человеком дотошным, проницательным, хотя и был не слишком порядочным.
  -Что-то мне сдается, что ты у него карты видишь?- сказал он на этот раз.
  -Как я могу у него видеть карты?- сказал Денис.
  -А ты не подглядываешь?
  -Пусть он их держит крепче.
  -Нет, нет, сядь-ка вот так, а то как ты сбоку сидишь.
  Но в остальных случаях игра проходила без подобных конфликтов. Иногда мы пробовали еще одну игру - опендаун, которую тогда неправильно называли покером. Игра, надо сказать, нудная, как преферанс.
  2.
  Во дворе - одно лобби, в школе - другое лобби.Там костяк составляли дети из семей военнослужащих(как правило, в звании подполковника), юристов и т.п. У девочек из таких семей были конкретные цели: квартира с телефоном(в те годы телефон был доступен не каждому), деньги, модная одежда, муж - офицер, еще лучше - офицер КГБ. Последнего добились не многие, а все остальное их родители уже имели. Все они потом пошли работать в какие-нибудь банки, но людьми были скучными. С мальчиками из таких семей общаться было все-таки проще. Психологи поймут, почему.
  Денис в этой обстановке был белой вороной. Потому что рисовал, имея врожденные способности. Потому что писал стихи, изучал языки и вообще мыслил оригинально. Впрочем, кое-кто его понимал.
  Однажды класс был в Ленинграде, на экскурсии в Эрмитаже. Осматривали "Будуар". Экскурсовод спросила:"Кто из вас знает, что это за стиль?" Денис тихонько шепнул:"Рококо". Так вот, одна из рядом стоящих, вышеописанных девочек, злобно прошипела:"Ну, знаток!"
  Основным компаньоном Дениса тогда был Вальдемар, как он сам себя называл. Сидя за последней партой, они начертили на этой парте координатную сетку. Бугорки от прошлогодней краски были, как острова, остальная поверхность походила на море. Из сосновой коры они сделали кораблики, с рулями из лезвия бритвы, с мачтами из спичек и с парусами из бумаги. Эти кораблики легко скользили по парте. Когда они натыкались на "островки", те получали название и причислялись тому или другому владельцу. Вскоре на на парте, как на карте, появились две империи.
  Затем они нарисовали флаги своих империй, но когда эти флаги взвились на нитке над всем классом, учительница возмутилась и конфисковала все.
  У Вальдемара была связка ключей, он мог проникнуть в своем дворе на углу улиц Аканта и Кубы в любой подвал. Там он с друзьями мог спрятаться, покурить тайком и т.д. Там шли свои игры. Двор был у самого обрыва над рекой. Также как и двор Дениса был в квартале от этого обрыва. В обоих этих микрорайонах можно было ходить к реке купаться. Обрыв практически был покрыт лесной растительностью(там даже земляника есть). Здесь они играли в индейцев. Но были и другие игры. Вальдемар написал одному из жителей того же двора:"Положи 25 значков в такое-то место, или твоя мама узнает, что ты куришь". Шантаж подействовал. Вообще он был изобретателен(он был по учебе отличником). Кто бы из него вышел, родись он на Сицилии?
  В следующем году у Вальдемара с Денис появилась новая идея. Они основали два королевства - Монтевидео(король Вальдемар I) и Мальдонадо(король Денис I). В качестве валютного металла был выбран цинк, - его много оставалось от опытов на уроках химии. Валюту напечатали при помощи клише, вырезанного на ластике, монте и мальдо. Но потом оказалось, что мальдо всегда был ниже(1монте=3мальдо). У Вальдемара было больше цинка. Какое-то короли вели торговлю, в основном пушниной, т.е.шкурками и кусочками кожи. Денис шил из них отличные кошельки(он и позже, в университете щеголял с подвешенным у пояса кошельком, как идальго из новелл Сервантеса, правда на дукатах его отчеканен был портрет Ильича). Вскоре затея лопнула.
  Тогда была придумана новая затея. Был открыт клуб ЮП(Юный Предприниматель). Вальдемар и Алекс были во главе. Состоялось совещание, решено было провести лотерею.На первый раз была объявлена беспроигрышная лотерея. Таковой она оказалась на самом деле. Билеты распродали в основном среди одноклассниц. Разыгрывались куклы, игрушки, открытки, бутылка лимонада и т.д. Дело прошло с помпой. Однако, на следующем заседании было решено провести безвыигрышную лотерею. Роман, был против, он хотел бы, чтобы лотереи проходили регулярно. Но голосованием было принято иное решение. Билеты распродали, а розыгрыш замяли.
  3.
  Денис отошел от общественной жизни. Он занялся коллекционированием, посещал "Букинист" и "Антиквариат"(книжный), библиотеку, где брал Мольера, Гольдони и Стендаля. Как-то раз он наведался в гости к Вальдемару, и они случайно попали на фильм "300 спартанцев" в клубе работников Госторговли(по уличному - Госбарыга). Собравшиеся там парни и девушки играли в "пальцы" на щелбаны. Причем, выиграв, парни бесцеремонно щелкали девиц по лбу. Вдруг с переднего ряда к Денису поворачивается незнакомка, красотка, брюнетка, и все в одном лице, и предлагает сыграть сама. Денис выиграл. Нужно ставить щелбаны."Но я не могу девушке щелбаны ставить - сказал Денис, - давай, чисто символически, легонько". Зато образ этой красотки запомнился Денису навсегда. Что-то типа Дженнифер Лопес, если той годков двадцать пять сбросить.
  Затем, уже дома, он объявил своим компаньонам, что проведет лотерею "Декоро". И вот на другой день к нему явились Альтман, Мах, Шура О. Правила были как в спортлото, играющие заполняли карточку с цифрами, а Денис тянул на виду у всех из шапки шары. Без всякого жульничества. Альтман продул рубль шестьдесят.
  На другой день Альтман предложил устроить лотерею у него. Денис он пригласил в компаньоны. Собрались те же, плюс еще один сосед. Этот сосед отличался тем, что когда они играли в карты без него, они играли в карты, а когда играли с ним, то хохотали, забыв о картах. Короче говоря, Денис по сигналу Альтмана тянул всегда самый крупный выигрыш. Билетики были, как в книжной лотерее, - выигрыш записан был внутри. Куш сорвали и поделили пополам, но часть денег потратили на общее чаепитие. Коньяк они тогда еще не пили.
  4.Чтобы как-то оживить общественную жизнь класса, Денис учредил собственное предприятие. Он издал газету "Пермские губернские ведомости". Газету он рисовал собственноручно на уроках в 3-4 экземплярах и продавал по пятаку одноклассникам. Газета имела успех. Особенно она понравилась Вальдемару. Анекдоты, карикатуры, рассказы из жизни Васи Мордохвалова вызывали улыбки.
  Алекс в то же время устроил самостоятельно спортлото. Без жульничества. Денис привлек для размножения билетов с последующим вознаграждением. Но со временем все эти шумные лотереи, общественные мероприятия начинали надоедать. Денис предпочитал уединяться в обитель, смотрел балет по телевизору. Иногда, купив лимонада или сухого вина, готовил рис по-явански или омлет, жарил антрекоты и устраивал"пир". Особенно в осеннее время.
  Впечатления тех лет были ярки. Ничто потом их не могло затмить. Дом Дениса стоял на горе, под которой была большая поляна с прилегающими к ней пустырями. В этом месте пышно цвели яблони и шиповник. В мае все было белое и розовое. Уроки математики в школе становились все невыносимее и нуднее. Зато в кафетерии он чувствовал себя, как рыба в воде. Наилучшие сорта пирожного, буше, эклер, безе, краковское, бисквитное в хорошем исполнении не покидали его никогда.
  С уроков сбегали многие. Сбегал и Денис. Другие в таких случаях отсиживались в спортзале(их физрук покрывал). Они боялись в коридоре на завуча наткнуться. А Денис, если коридоре кто-то появлялся, вставал за колонну, тихонько обходил вокруг нее, по мере того, как кто-то проходил по коридору, и выходил уже за спиной у того. Затем шел на улицу Камен, в сквер, где и гулял вокруг театра.
  Все эти события промелькнули за 2,5 года. Закончены 7,8,9 классы. Теперь было не до игр. Впереди экзамены. Надо думать, куда поступить. Когда Денис готовился дома к урокам, то ставил подсвечник, зажигал свечу, рядом ставил чашечку кофе, и все это помогало усваивать материал.
  Тогда же Вальдемар сказал:"Хватит в индейцев играть, надо начинать светскую жизнь". В какой-то степени она уже была начата: в классе любили проводить вечера с танцами(1 мая, 8 марта, Новый год). Танцевать почти все парни стремились с одной девушкой, видимо, самой красивой в классе. Хотя нет, если посмотреть внимательнее, не одна она была красивой. Танцевал с ней и Денис. Однажды ее мамаша подошла к Денис и говорит:"Я очень рада, что ты с моей дочкой танцуешь, но почему ты, к примеру, не приглашаешь вон ту девушку, которая одна сидит?" Что тут сказать? Как объяснить этой тете, что эта девушка с Денисом уже два года сидит за одной партой по указке учителей, и что она Денису почти осточертела. Она еще к нему приставала. Но позже он понял, что это не так уж и плохо, когда к нам хоть кто-нибудь, хоть раз в жизни, приставал. Конечно, если начинают приставать на каждом шагу, то это надоест.
  
  СЕВЕРНАЯ ПАЛЬМИРА.
  Так, кажется, называют Ленинград. Еще Северная Венеция. В зимние каникулы, с 1973 на 1974 класс Денис выехал туда на экскурсию. В этот момент наиболее тесно Денис общался с Сергеем, для краткости назовем его Сэр. Он был интеллектуальнее других. Он лучше всех знал, как правильно подобрать галстук, играл в преферанс, и он научил Дениса жарить антрекоты и лангеты. Он оценивал рисунки Дениса как очень оригинальные, другие же в графике ни черта не понимали.
  В гостинице "Советской" их поселили в двухместном номере, в отдельном корпусе. Тогда как все заняли четырехместные номера на всяких седьмых и тринадцатых этажах, они вполне цивилизованно разместились на третьем.
  Сэр, однако, постоянно отсутствовал, его сильно занимали девицы. У него была даже подруга, которая пыталась его притянуть к себе, заставляла его проводить себя туда-сюда, заглянуть к ней в номер, а Дениса отодвинуть в сторонку. Как бы показать, что Денис в их обществе не комильфо. Он, Сэр, у девиц такого типа, с гонором и снобизмом, успех имел. А Денис не имел.
  Как только все прибыли на место, то начали обзванивать друг друга. Звучала одна и та же фраза:"Ты слышал, в Гостином дворе джинсы дают?" И одна группа помчалась брать джинсы. Поистине, великая культурная ценность. Первое, что в Ленинграде примечательного.
  Первые впечатления Романа были великолепны. Лермонтовский проспект на фоне желтого восхода, полоски серых туч на желтом фоне. Затем все богатство архитектуры: едешь на экскурсионном автобусе, а за окном мелькают бесчисленные карнизы, гирлянды, сандрики, консоли, филенки, замковые камни, фронтоны и фронтончики, теламоны и теламончики, архивольты и волюты, и прочие прелести словаря архитектурных терминов. Что там Биржа Тома де Томона? Простенькая коробочка с колоннами в сравнении с изобилием эклектизма.
  Далее, в Эрмитаже, где, как говорят, за один раз все увидеть нельзя, за один раз все смотреть и не надо. Надо выбрать главное, то, что тебе самому нравится. Денис ходил, осматривал и выбрал. Он уже достаточно разбирался в стилях и сразу определил характер двух стульев, один - в стиле Людовика XIV, другой - в стиле Людовика XVI. Жаль, что их было не 12.
  Приближался Новый год. Денис и Сэр прогулялись до Невского за вином. Денис взял себе рислинга, а Сэр еще что по чьему-то заказу. Потом Денис долго сидел в номере один. Вдруг заходит Алекс.
  -А знаешь, зачем я к тебе пришел? А я выпить к тебе пришел. Где у тебя вино?
  И не успел Денис рот раскрыть, как Алекс отодвинул штору, взял бутылку и плеснул себе полстакана. Ну и чутье! Потом посидел, побазарил немного и ушел.
  К вечеру все собрались в одном из номеров. Денис поцедил немного шампанского. Не было ничего интересного. Все смотрели телевизор(не умеют наши люди общаться). Постепенно все разошлись. Группа "активистов" нажралась и уснула под столом. Самое интересное произошло потом.
  Денис был в номере один. Раздался телефонный звонок.
  -Алло.
  -Вы спите?
  -Нет.
  -Вы не заняты?
  -Пока нет, но скоро надо будет идти на завтрак.
  -А где вы были вчера?
  -В Эрмитаже, в Исаакии.
  -Понравилось?
  -Конечно, все великолепно.
  -Мы тоже там были вчера. Все довольны. Но я не знаю, как вас зовут.
  -Денис.
  -А меня Нелли. Скажите, у меня голос не совсем, наверное, приятный.
  -Как раз напротив. В молодости он у всех приятный.
  -У вас, между прочим, тоже. А вы блондин или брюнет.
  -Брюнет.
  -А когда вам на завтрак?
  -Минут через пять.
  -Вы, наверное, торопитесь?
  -Я успею.
  -А куда вы ходите обедать?
  -В столовую, недалеко отсюда.
  -А мы едим в ресторане в гостинице "Октябрьской". Наверное, уже пора.
  -Пора.
  -Давайте прощаться.
  Затем прошел день, были экскурсии. Денис вечером сидел в номере снова один, Сэр только мелькал туда-сюда. Опять звонок. Разговор на этот раз затянулся на час. Потом еще один такой же звонок. Звонила Наташа, потом Оксана, потом Ангелика. Приглашали на торт, на просмотр телевизора, или просто на посиделки. Последняя была особенно настойчива, пришлось идти. Спустившись на этаж ниже, Денис обнаружил в номере четырех девиц. По настоящему симпатичной, впрочем, была только одна. Они курили. Денис обычно не курил, но в свободной обстановке решил закурить. У него были "Ленинградские". За перекуром они выяснили друг о друге самое интересное. Девушки были из Минска. Поэтому то их и интересовали брюнеты(блондинов у них, видимо, итак хватает). Нравились им "Песняры" и Эдита Пьеха. По тем временам такие вкусы уже могли счесть устаревшими.
  Потом Сэр спросил у Дениса, куда это он ходил, и кто это ему названивал. Узнав истину, он растрепал всему классу, что Роман, оказывается, сегодня нарасхват. "Не было ни гроша, да вдруг алтын". Жаль, Вальдемара в этой поездке не было. Он же хотел начать светскую жизнь. Вот вам и светская жизнь, игры взрослеющих детей.
  После этой поездки оставалось одно полугодие до конца детства. Потом прогремел последний звонок, отблистал выпускной вечер, на котором, впрочем ничего интересного не было. Все интересное уже прошло.
  
  ПОСЛЕСЛОВИЕ АВТОРА.
  Никто из этих юных предпринимателей в жизни предпринимателем не стал. Они стали врачами, учителями, инженерами, кто-то в органы служить ушел. Но до этого было еще далеко. Далеко было и до 1991 года, когда другие стали предпринимателями. В частности, учитель физики, которого в те годы три хулигана побили . Он уволился, их из школы выгнали. Он в 1991 г. открыл банк, а через пять лет кинул вкладчиков, самым широко известным методом, - он описан в книге Н.Носова "Незнайка на Луне". Персонажи - Мига и Жулио. А потом я услышал подтверждение этому от одного из замов директора, на перекуре, на собрании в одном лохотроне. Я в этот лохотрон вступил для изучения социальной обстановки. Конечно, вступив, я сразу понял, что это такое. Но было интересно посмотреть.
  
  
  ШКОЛЬНЫЕ ГОДЫ ЧУДЕСНЫЕ.
  
  Довольно сложно к этому очерку подобрать название, потому что речь пойдет не о школьных годах вообще, а о преподавателях. Мало ли, что там было, в эти школьные годы. В большинстве случаев о них вспоминают с благоговением, и официально принято вспоминать именно так. Но кто его знает, что у каждого на уме, чем именно для каждого отдельного индивидуума эти годы чудесны?
  Мне же чаще всего вспоминаются типы преподавателей, которые встречались на моем пути. Всех их можно разделить на три группы. Традиционные, механические преподаватели, талантливые и преподаватели с прибамбасами. Механические - неинтересны, все их поведение укладывается в одну схему. Прибамбасы чаще всего тоже сводятся к одному - проявлению собственной спеси, а талантливые - все разные, и каждый талантлив по своему.
  В 7 классе, приходя на урок английского, мы садились за парты, а учительница раздавала нам листочки, давала письменное задание, собирала ответы, и так каждый раз. Действительно, зачем ей напрягаться, к этому времени, кто хотел, тот уже мог по-английски понимать, кто не хотел, за оставшиеся годы он не добавил бы ничего к тому пустому месту, которое у него так и оставалось пустым. Чисто механический подход. Через год же в наш класс пришла другая учительница, интересная. Она нас не учила английскому, по той же причине, что это было уже бесполезно. Зато на уроках она рассказывала много интересного: об импрессионистах, о британских традициях. Собственно, другой очерк("Этнопсихологические зарисовки"), может являться приложением к абзацу. Уроки проходили как увлекательные заседания клуба по интересам. Кроме этого, она все таки давала иногда материал по изучению языка, но не обычный, школьный, а продвинутый. Некоторые тонкости, которые лично я у нее подчерпнул, не давали даже в ВУЗе. Если бы о ее поведении узнала дирекция школы, то ей пришлось бы очень туго, но до дирекции этот факт не дошел. Если ей приходилось давать открытый урок, то она проводила его на должном уровне. Даже хулиганы, которым английский язык был абсолютно по барабану, которым обычно скучно высиживать на уроках, слушали ее внимательно. Оценки потом были выставлены всем соответственно заслугам каждого, они нужны были скорее для проходного балла, а зык иностранный тогда нигде, ни в одной профессии, нужен не был. Он был украшением. как бижутерии. Высказала она одну интересную мысль, которая, увы, оказалась не совсем верной. В обществе всегда есть высший слой, и в силу распространенного тогда марксистского мировоззрения, этот высший слой формировался соответственно общественному строю, сперва он состоял из военных вождей и феодалов-землевладельцев, затем - из тех, кто владел деньгами, и после всего этого должен был бы состоять из образованных людей. Поэтому она убеждала всех нас обязательно получать образование, как инструмент к проникновению в высшие сферы, а не увлекаться торгашеством и т.п. Но получилось несколько иначе.
  В принципе, преподавателей было у нас отличных много. И физрук, и военрук, серьезные и строгие люди, интересно вела уроки "географиня". Физруки, которых я встречал потом, на досуге больше тискали молодых учительниц и практиканток в темных углах. В ВУЗах же часто встречались такие физруки, которые, как крючкотворы, всякими придирками и обструкциями мешали тому или иному студенту получить допуск к сессии. Известно, что в ВУЗе физкультура - предмет совершенно ненужный, видимо, они хотели доказать этим свою нужность.
  Были и такие, которые давали формальные установки того, что хорошо и правильно, придуманные и глупые. "Дети, будьте всегда задорными!.. "Копите, дети, духовное богатство..." Само собой, духовный уровень - вещь важная, но словесными внушениями и дрессировкой духовность привить нельзя. У некоторых это вызывало насмешки:"Духовное богатство, - хи-хи, ха-ха, на кой хрен оно?"
  И как можно заставлять насильно быть себя задорным? А если у человека печаль? А если он просто уравновешенный? А выжимать из себя некие ресурсы веселости - неестественно.
  "Старайтесь, дети, обязательно писать стихи...Посмотрите, как это просто. Как легко рифмуются глалолы: писал - читал, лепил, купил..." А зачем это, собственно, нужно? Зачем заставлять себя делать то, к чему нет ни данных, ни призвания? Да еще предлагать методы, которые в поэзии считаются низкопробными и нежелательными, - глаголы рифмовать. А если человеку не нужны стихи? А вдруг он будет хорошим поваром или бухгалтером, причем добровольно, без насилия? А ведь бухгалтеров больше уважают, чем поэтов.
  Литература в 9-10 классах у нас велась тоже чисто механически. Урок был точно, как лекция в ВУЗе, учительница читала, мы писали. Но было интересно, и материал усваивался.
  В отличие от кадровых педагогов гораздо интереснее были практикантки. Они устраивали и вечера, и викторины, и беседы о психологии, встречи. Но они были еще и молодые, привлекательные, в мини-юбках, что немаловажно.
  В университете, как оказалось, больше преподавателей с прибамбасами. Главная причуда - гонор, зазнайство. Один, например, спец из высших чинов постоянно утверждал, что он - ведущий в регионе по своему предмету. А на лекции его было не так интересно слушать, как смотреть на его позы. В этом он был сильно похож на Муссолини. Лично мне он нагадил тем, что по легкому предмету выставил три. Ответить по общему землеведению не так сложно, я ответил без запинки и по билету, и на дополнительный вопрос. В таких случаях ставят по меньшей мере 4. Обидно также, когда геология и палеонтология была у человека любимым предметом с детства, учил он ее добросовестно, а преподаватель занизил оценку.Потому что у него, у преподавателя, такой подход: вы, говорит, ответили по московскому учебнику, а не по моим лекциям, у них - своя точка зрения, а у нас тут - своя, мы московских не глупее. А по мнению наивного юного студента наука, если она объективна, она везде должна быть одинакова. Во всем мире - 2+2=4.
  Еще один преподаватель у нас был настоящий экземпляр. Причуды у него были разные, харакер - ерепенистый, при Сталине он сидел. Студенты его боялись, но у меня с ним загвоздок не было. Предмет его был - топонимика, но этого предмета в официальном курсе нет. Она относится к ономастике, т.е. к лингвистике, и официально он принимал зачет по знанию географической номенклатуры, т.е. названий. Принимал он жестко. Ему можно было сдать на все 100%, или никак. Если студент не знал хотя бы одного топонима, его заворачивали, и он приходил дважды и трижды. Спрашивал он так: студента ставил спиной к карте и задавал единственный вопрос. Например, надо было перечислить все крупные притоки Амазонки, Мараньон, Укаяли, Жапура, Риу-Негру, Тапажос, Пурус, Журуа, Шингу, Иса и Жавари. Это далеко не все, но и эти студентам было запомнить трудно. Хотя некоторые знали и больше, в зависимости от склонностей. Однако, вопрос мог быть усложнен: назвать только правые или только левые притоки, или какой приток стоит между двумя другими, тем-то и тем-то. То же самое, но с каверзой - ответить труднее. Или, какая река протекает между городами Салвадор и Ресифи в Бразилии(Сан-Франсиску). Спотыкались многие. Здесь было трудно, но интересно. Так и надо.
  Были и такие преподаватели, которые могли по три раза заворачивать студента, а на четвертый раз выставляли три. Был такой одиозный предмет, - история КПСС. Вела ее у нас женщина, на вид отвратительная, так она и делала, в конце же еще добавляла: Я вам раньше, чем с четвертого раза, оценку не поставлю, это потому, что вы ко мне на лекции не ходили. А студент-то на лекции ходил. Греховен только в том, что он эти лекции не слушал. И на экзамене худо-бедно отвечал, можно было бы и сразу троечку поставить, без пыток. Думаю, что такие люди - психически не здоровы, мстительны, склонны к психологическому садизму. Таких надо уничтожать хлорофосом.
  Но вот иной пример, пример настоящего благородного отношения к делу. На почвоведении лично мне не удалось экзамен сдать. Почвовед поставила мне неуд. Но, по закону я мог это неуд пересдать, а уд уже не пересдается. Она же мне ни в какую не захотела ставить уд. Летом, на полевой практике она уделила особое внимание тем, кто не сдал экзамен. По этому предмету я приобрел все навыки, и сдал экзамен уже после практики, осенью, на 4. Хотя другие преподаватели ни за что при пересдачах больше трех не ставят. И мне полагалось в этом случае отлично, но при пересдаче балл снижается.
  Со 2 по 4 курс в прежние годы студенты многих ВУЗов были заняты на военных кафедрах, которые сейчас упразднены. И здесь преподаватели были разные. Одни - вполне нормальные, наш куратор, к примеру, был серьезным, строгим офицером. Другие же служили поводом для анекдотов. Анекдоты эти сочиняли студенты по простой методике: брали уже известный анекдот с бородой и подставляли туда фамилию одного из наших преподавателей. Например: "Штирлиц в лесу напоролся на сук..." заменялось на "Майор Такой-то в лесу напоролся на сук. Суки с визгом разбежались".
  Отделениями и взводами назначали командовать студентов, отслуживших срочно и имеющих звание сержанта(старшего сержанта). Однажды мне довелось нарушить устав. Весной, когда уже тепло, но по уставу на полевые занятия нас обязывали носить ватные штаны, я сходил в поле в легких. Никто и не заметил, но взводный(из студентов) заметил и доложил куратору. Мне записали выговор. Весь взвод протестовал, студенты говорили: "Зачем ты на него капнул? Какая тебе от этого выгода?" Он отвечал:"Не капнул, а доложил. Чтобы порядок соблюдал." Выгода же здесь самая прямая. Власть показать хотелось, которая, впрочем, была только видимой, так как этих взводных никто всерьез не воспринимал. Вторым взысканием было замечание за прогул.
  После окончания курса военной подготовки куратор, подводя итоги, спросил, почему я прогулял один день занятий. Я ответил, что у меня нервы не выдержали, устал, якобы. Тогда он сказал:"Ладно, за честность оба взыскания снимаются".
  Другой преподаватель, подполковник, учился заочно на филфаке. Видимо, на пенсии собирался русский язык преподавать. С ним даже можно было на перекуре, или у костра вечерком, поговорить о русских классиках. Третий вел себя совсем иначе. Он выводил взвод (взвод был набран из одного-двух разных факультетов) в поле, строил, и полтора часа(пару) материл, пытаясь показать, какие студенты(курсанты) тупые, наглые, безмозглые, ленивые и бессовестные. Четвертый был остроумнее. Одно из полевых занятий было посвящено минным полям. Когда один из студентов расчистил дорожку на воображаемом минном поле и объявил: "Минный проход готов", преподаватель это заметил: "Нет в армии такого прохода, есть задний проход, или "проход в минном поле". Затем все ринулись в этот проход, после чего преподаватель всех построил и объявил: "Вы поработали сегодня на букву Х". "Хорошо, что ли?" - спросил один из студентов, тоже искусный острослов. "Конечно, хорошо, - ответил преподаватель, - разве я мог бы что-то еще под этим подразумевать. Мы же все здесь интеллигентные люди".
  Хочешь, не хочешь, уроки военки переходили часто в конкурсы острословия. Один из казусов случился на сборах. Там был объявлен строевой смотр. Каждый взвод должен был пройти с песней. Песня, которую выбрали мы, была у нас в ту пору ходовой. Слова ее до того понравились преподавательскому составу, что нас заставили пройти еще раз, потом еще раз, и потом еще раз. Только на четвертый раз нам предложили исполнить какую-нибудь другую песню, с более официальным, идеологически выдержанным текстом.
  Текст: Яму де-, яму девушка сказала:
  "Неман - ди-, Неман - дивная река.
  Разве бу-, разве буду я купаться,
  С толстым ху-, с толстым худенька така?"
  (3 и 4 строки -2 р.)
  Ох, уе-, ох, уехал, мы расстались,
  Оба с ра-, оба с раннего утра.
  Пальцем в жё-, пальцем в жёлтое колечко
  Запер де-, запер девку навсегда.
  (3 и 4 строки -2 р.)
  Что касается коррупции, в наше время это было недопустимо, или случалось очень редко, или делалось очень тайно.Это лишь немногое из того, что было в чудесные годы, не только школьные, ибо университет - тоже школа, только высшая. Факты исключительно реальны, а фамилии и место действия не так важны, поскольку люди там и здесь относятся к одним и тем же типам, и в одном городе можно встретить точно такой набор личностей. А возможно, к имеющимся фактам будут добавлены и другие, ибо нет ни одного дела, доведенного до полного конца.
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"