В молодости мне и одному из моих коллег приходилось изучать французский язык. У него была мечта съездить во Францию. А мне особенно нравились отдельные звуки, Ш,Ж,Ф. Где, как не во французском, эти звуки встречаются в изобилии?
Коллега вообще много ездил и покорил пространство от Балтики до Владивостока. Наконец, после долгих лет экономии, он взял автобусный тур до Парижа с короткими остановками в Гамбурге и в Люксембурге. Впоследствии он написал воспоминания о своей поездке, но по-английски. Вот такие у него были причуды. Мне же однажды пришла в голову мысль перевести эти заметки, и на основании их написать свой очерк.
Часть 2.
Французский язык восхищает всех своим звучанием, даже тех , кто его не знает. Заманчиво звучат избитые французские фразы, типа "шерше ля фам", или отдельные заимствования из французского, например, "шантра па", т.е. "не будет петь". Когда-то и меня восхищал этот язык. Но потом, когда я уже его выучил, он стал мне казаться чем-то обыденным, как хлеб, который мы каждый день едим. Он воспринимался уже как пень, бревно или поленница, то есть то, чем никакого русского не удивишь.
Однако, есть французский 19 века, язык Дюма, Теофиля Готье и Верлена, он легко воспринимается и вполне понятен. А есть современный, бульварный французский, в котором вся речь сводится к несколькиим звукам: аллё, лямур мюрмюр, сю-сю, ля-ля, фи-фи, бу-бу, до-до, адьё, коко.
Есть также парижское арго, которое звучит примерно так в русской передаче: "Возле площади Пигаль собирается педаль, на бульваре Массена клиентуру ждет нана".
Помимо красивых звуков Ш,Ж,Ф есь еще знаменитый агрессирующий Р. Но однажды мне довелсь испытать критику специалистов. Они заявили, что у меня Р слишком сильно агрессирует, так не говорят в Париже, это - марсельский говор. Парижское Р похоже больше на Г, и это, вроде бы, более правильно. Но в Марселе не только Р произносят по-своему, но и Н. Оно у них не носовое, а смягченное, близко к русскому НЬ. Но это их выговор, он существует, и кто докажет, что он не имеет право на существование? И почему он менее правилен, чем парижский?
Поэтму я предпочту говорить раскатисто - рррруа, Пьерррр и т.д. А также - аньфань.
Далее студентки филфака, восхитившись моим произношением, стали допытываться, кто мне его поставил. Я ответил, что Мирей Матье. "Как так?" - удивились они. Да так. Ее каждый день по радио передавали в 70-е. Слушай, да подражай.
Часть 3.
Считается, что за 2 дня крупный город осмотреть нельзя. Но при определенной сноровке можно. Смотря по тому, кто что там ищет.
Вопрос, правда, для данного очерка не актуальный. Об этом отдельно. Надо лишь уметь выбрать главное, которое для разных зрителей всегда оказывается разным. Чем, например, славятся старые города Европы? Пивными(в числе многих прочих достопримечательностей). Вот некоторые туристы и рады - обошли все кабачки и думают, что на Европу посмотрели.
Мы же придадим путешествию временной оттенок. Попытаемся увидеть Париж таким, каким он бывал прежде. Это интереснее, чем просто шляться по улицам. Интереснее, и не так сложно, ибо на каждом углу Парижа дремлет история, и каждый камень является свидетелем ярких исторических событий.
Самое древнее место Парижа - остров Сите. Миниатюры братьев Лимбургов явно показывают, что за крепостными стенами Сите простирались поля. Это - 13-14 века. Кроме этого, широко известным районом Парижа являются Большие бульвары, на правом берегу, севернее всех самых знаменитых памятников. Но это не единственные бульвары в городе, город вообще окружен бульварным кольцом. Большие только более знамениты. Слово "бульвар" означает улицу, построенную на месте снесенной крепостной стены. Поэтому в старых городах они и расположены кольцами. А в новых городах их нет, и быть не может. Поэтому в Москве бульвары есть, а в Петербурге их нет(Конногвардейский не в счет). Вот перечень Больших бульваров, от пощади Мадлен: Мадлен, Капуцинок, Итальянцев, Монмартр, Пуассоньер, Сен-Дени, Сен-Мартен. Который из них самый знаменитый, пояснять не надо. Затем, после площади Республики, идут бульвары Тампль, Фий дю Кальвэр, Бомаршэ и Генриха IV, из которых последний упирается в мост Сюлли. От этого места на левом берегу начинается еще один знаменитый бульвар - Сен-Жермен. Он опоясывает всю центральную часть города и подходит на западе к мосту Согласия, который соединяется двумя большими площадями с тем же самым бульваром Мадлен.
Пропустим избитые примеры красот Парижа, такие как Лувр, Нотр-Дам и прочие. Эйфелеву башню тем более не стоит вспоминать, когда-то парижане ее не воспринимали. Она, по их мнению, не вписывается в ансамбль. Прошли времена, парижане к ней привыкли, но она так и торчит, как заноза в заднице. Даже Мопассан писал об в своем очерке, - решил я, писал он, уехать из Парижа, надоела мне, так сказать, Эйфелева башня, которая не только видна отовсюду, но и преследует меня на каждом углу в виде сувениров, сделанных из чего-угодно, из любого материала, нарисованная на всех картинках и т.д.
В Париже много и других интересных мест, отель де Сан, к примеру, симпатичный готический особнячок. Интересно взглянуть на площадь Вогезов(бывшую Королевскую, Плас-Руаяль). Это - почти правильный квадрат, застроенный очень похожими друг на друга особняками. Их тип можно кратко описать так: большинство из них имеет по два этажа, но есть еще третий ряд окон - подсветка. Над окнами - треугольные или полукруглые сандрики, вдоль стен - пилястры, или ниши со статуями, по углам - руст. Крыша - мансардная, украшенная люкарнами, с волютами по бокам. Но лучше один раз увидеть, чем сто раз прочитать описание.
Мансардные крыши изобретены в 18 в. Мансаром. До этого крыши парижских домов были иные, но крутые и остроконечные.
Площадь Вогезов и прилегающий к ней квартал Марэ был районом аристократов. Здесь жили самые знатные дворяне, например, министр Генриха IV, Сюлли. Затем аристократические кварталы перместились на ул. Ришелье и Друо, а в 19 в. - на бул. сен-Жермен.
Кроме бульваров на правом берегу есть еще ряд крупных улиц. Это, во-первых, Елисейские поля(Шанз-Элизе), и Риволи, улица дорогих отелей. Вдоль нее проходит один из корпусов Лувра и парк Тюильри. Во-вторых, улицы Сент-Оноре, Реомюр и Рамбюто. Все они идут вдоль Сены. В-третьих, перпендикулярно Сене, идут улицы Монторгей, Лувр, Тампль и Вьей-Тампль(т.е. Ул. Храма и Старая ул. Храма). В 19 в. ул. Тампль, как писали в литературе, еще оставалась грязной, узкой, вонючей. По бокам ее текли помои в сточных канавах. Вообще современная культура и гигиена появилась в Европе в 19 в. вместе с приходом на политическую арену буржуазии. Были попытки чистки города и ранее, но эпизодические. При Людовике XIV придворные не мылись. Считалось, что после мытья есть риск простудиться. Мылись, натираясь духами.
Часть 4.
Современный облик Парижа, как и других городов, сформировался в конце 19 - начале 20 в. Дома этого периода имеют не по 2-3 этажа, а по 5-6. Однако, в их внешнем виде просматривается та же общая черта парижского стиля. Во Франции первым этажом называется не первый, а второй, а нижний называется ре-де-шоссе. Таким образом почти у любого дома есть сплошные во всю стену балконы, на первом и верхнем этажах. Редко, но иногда сплошные балконы есть на всех этажах, кроме первого. А затем возвышается та же мансардная крыша с люкарнами и характерными высокими трубами. Декор фасадов - чаще скромный, хотя многие дома периода эклектизма имеют черты готики, барокко, подражание голландской архитектуре и т.п. Такими зданиями застроены практически все крупные улицы, проспекты и бульвары Парижа. В большинстве они имеют один тип, один стиль. То есть, в основном они одинаковы, также как и наши "хрущевки", но красивее. Малые же улицы застроены более простыми домами, у которых есть просто стена и окна, иногда балкончики. В основном дома Парижа - бежевые, то есть песочного цвета, белые, много серых, реже светло-желтые или коричневые. Реже встречаются розовые, а точнее - с кирпичной кладкой и белым рустом. Такую застройку можно встретить на улицах Мазарин, Нель, Невер, что возле набережной Конти, на улицах Тюренн и Тампль, что в районе площади Вож (Вогезов), и в других местах. А шедевром, как и в любом другом городе, здесь является далеко не все. Одним словом - Париж одноцветен, песочно-сер. Но и в Петербурге, если присмотреться, преобладает солидный серый цвет в архитектуре, только особо роскошные дворцы выделены розовым, зеленым, или, как памятники классицизма - традиционно желтым. В то же время это означает то, что Париж обладает ансамблевостью, представляет из себя единый архитектурный ансамбль, также как Петербург или Венеция, в отличие, скажем, от Москвы или Рима, где всяких красот много, но не сложилось в единый комплекс.
Стиль барокко, как писали прежде пособия по истории архитектуры, во Франции не привился. Однако, позже было признано, что французское барокко есть. Его иначе именовали барочным классицизмом, за простоту. Этот стиль скромнее итальянского и сравним с русским петровским барокко. К нему отнесены Версальский дворец, здание Французской академии(точнее Французского института, включающего несколько академий), церковь Сен-Жерве и другое. Французскому барокко близко барокко английское(архитектор Иниго Джонс). В целом парижские строения отличаются какой-то легкостью и изяществом. Их не спутать с тяжеловесными и массивными немецкими постройками, в каком бы стиле они не были построены.
К барокко относится и Люксембургский дворец, одним фасадом выходящий на улицу Вожирар, другим - в сторону Люксембургского сада. На улице Вожирар Дюма поселил Арамиса, и недалеко отсюда - Атоса, на ул. Феру. В окрестностях этого двоца мушкетеры успешо дрались на дуэлях. Наконец, в самом Лувре просматриваются скорее черты барокко, чем черты иного стиля.
Вот на этом пространстве, от Монмартра до Монпарнаса, и кипела вся общественная жизнь. По тротуарам шли бесчисленные фланёры, фанфароны, фармазоны, жуиры, донжуаны, альфонсы, графы, фрейлины, аферисты всех мастей, Жозефины, Франсуазы, Жаки, Жоффруа, Жозефы, Филиппы,д'Эльбефы, де Ларошфуко и де Бофоры, де Рошфоры, де Рошешуары и де Шеврезы.
Часть 5.
Мосты Парижа - особая тема. Самый большой среди них - Новый мост. Но самым красивым признан мост Александра III(российского императора). Этим он обязан своим стильным фонарям. Рядом с ним расположены две достопримечательности, Большой дворец и Малый дворец, как они подписываются на планах. Но полные их названия - Гран-Пале де Боз-Ар и Пти-Пале де Боз-Ар, т.е. Большой и Малый дворцы Изящных искусств. Тонкость только в том, что сочетание "боз-ар" воспринимается русским слухом не так, как французским.
Многие малые мосты, как Понт-о-Шанж, Пон-Сен-Мишель, Пон-Мари, не менее симпатичны. В старину они выглядели совсем не так, как теперь. На них выстроены были дома по бокам, лавки торговцев и менял,и они представляли из себя как бы маленькие улицы.
Особую популярность во Франции имеет слово "отель". Особняк аристократа - отель, отель де Субиз или отель де Рамбуйе, гостиница - отель, отель Риц или отель Руаяль, и даже мэрия во французских городах - отель, Отель де Виль. Это в отличие от многоэтажных жилых(доходных) домов, иммёблей. Происходит это слово от латинского hospes, гость. Отсюда - хоспис, госпиталь, провансальское "осталь", англ. hotel и укр. "готель".
Рестораны и кафе в Париже - тоже не последнее дело. Оба слова пришли в русский именно из французского. Кафе буквально - это кофе, т.е. кофейная. В России это маленькая забегаловка, где можно слегка перекусить. А ресторан в России - учреждение, гле уже можно плотно пообедать и повеселиться вечером, под музыку. Во Франции все наоборот: ресторан - это столовая, где только обедают, а кафе - увеселительное учреждение. Не зря есть сочетание "кафе-концерт", а также более известное - "кафешантан", букв. "поющее кафе". Тут и музыка, и канкан, и стриптиз, и т.п.
Здесь же, во Франции, появилось такое понятие, как "комплексный обед". Казалось бы, это изобретение российское застойных брежневских времен, подобное "рыбному дню". Однако, нет. Еще в 19 веке рестораны в Париже делились на две категории - "а ля карт"(по заказу) и "а при фикс"(по стабильной цене). Здесь не надо долго объяснять, что по стабильной(фиксированной) цене как раз и подавался этот пресловутый комплексный обед, одинаковый для всех посетителей, который в России времен Брежнева так не любили. Особенно те, кто любил поковыряться в пище, повыбирать кусок пожирнее, поострее и посолонее, предпочитая стоять в длинных очередях в столовой. Зато подавался быстро.
Много в Париже еще интересного. Опера Гарнье, многочисленные театры, где кое-что отличается от российских театров, музеи, выставки, где полно всякой ерунды. Французы, в отличие от соседей англичан, любят не старину бережно хранить, а напротив, ломать все старое и быстро внедрять все новое. Но обо всем не рассказать, и всего не переварить.
Часть 5.
Теперь осталось написать еще одну главу. Почему именно Париж вызывает столь восторженные возгласы? Что в нем такого особенного, что выделяет его среди других городов? Почему существует устойчивое выражение-клише "парижские тайны" (Парижсике тайны - роман Эжена Сю, Тайны Парижа, - Понсон дю Террайль), ведь свои тайны есть и в других местах. Есть "марсельские тайны" ( Марсельские тайны, Эмиль Золя), есть тайны Лондона, Рима, и даже Брюсселя. С "парижскими" состязаются по популярности лишь "тайны мадридского двора". Откроем туристический журнал, например, "Вояж", посмотрим, что предлагают фирмы тем, кто прибыл в Париж. Прежде всего там подробно расписаны гостиницы и места общепита, это очень положительно, это - информация полезная, до которой раньше докопаться было трудно. Затем - Лувр, музей д'Орсэ, два слова - о театрах, и пресловутый Мулен-Руж. Довольно мало.
Канкан уже сто лет назад никого не удивлял. "Вуле-ву куше авек муа се суар?" - поет стриптизерка. "Простите, уже не хочу. да еще с такой вульгарной куклой". Театры в Париже, говорят, битком набиты. Да и туристы в основном летят не столько в Лувр, сколько за парфюмом. Поэтому 999 туристов из тысячи так и не узнают, что же за тайны такие хранят мостовые Парижа. Потому что нынче туризм - массовый, поточный, главное в нем - нажива фирм, а не просвещение туриста. От краткого пробега по мостовым останутся разве что несколько приятных впечатлений, да и те скоро развеются.
Это уже не Париж, а ПИАРИЖ. Стоит ли гонять свое бедное физическое тело по планете при таком туризме?
Чтобы докопаться до тайн, лучше сидеть в библиотеках, почитать исторические труды, хроники, начиная с галлов, и кончая Тьером. История Франции и Парижа расписана очень подробно, книг на эту тему - море. Естественно, Франция после 17 века выдвинулась и задавала тон в культуре среди европейских стран. Отсюда и слава, а остальное доделала реклама. Но вот один русский генерал писал в своих мемуарах так: "Когда я в 20 лет приехал в Париж впервые, я готов был целовать асфальт его мостовых. Потом, когда уже побывал здесь несколько раз, то воспринимал Париж спокойно: город, как город". Дело, видимо, не только в городе, но и в свойствах человеческой души.
Сперва об архитектуре. Это - лицо города, если нет исторических кварталов, а только спальные высотные дома и заведения общепита, то это и не город, а большая деревня. В любой столице архитектурных памятников и объектов исторической застройки - полно. В малых городах - поменьше, но то, есть центральная улица или площадь, собор, музей и т.д. В плане архитектуры Париж - далеко не самый красивый город, т.к. стиль французской был намного скромнее и проще, например, итальянского, прчем всегда. В Испании, в противовес, господствовал в одну эпоху вычурный стиль барокко(чурригереско), а в другую - монастырский аскетический десорнаментадо, что показывает, так сказать, резкий перепад в настроениях.
Та же Венеция значительно ярче Парижа, и нисколько не хуже Прага, Будапешт, Лондон и Вена, Гент и Брюгге. Только стиль разный, французский отличается от итальянского, английский от голландского и немецкого, и все они отличаются друг от друга, правда, в тонкостях.
Наконец, тайны.
Много тайн хранит Лувр, все-таки королевский дворец. Одна из них - убийство Генриха Гиза (Меченого), которого убил сам Генрих III, т.е. сам организовал убийство, естественно, руками слуг. Их призраки до сих пор бродят по Лувру. По другой версии, они бродят по замку Блуа, т.к. точно не известно, где король кокнул (иначе говоря, замочил) своего врага, претендента на престол.
В Лувре в 17 веке были также популярны Красная Дама и Белая Дама. В опере Гарнье 8 ложу никто никогда не занимает, она предназначена для Призрака Оперы, некоего Эрика. В Фонтенбло - Красный Человек и призрак Пажа, в Шамборе - граф Тибальт, в Амбуазе - Карл VIII, который умер в 28 лет, стукнувшись головой об косяк, в Ланже - Черный человек, он же - коварный и вероломный герцог Анжуйский.
Широко известна история с прототипами д'Артаньяна и трех мушкетеров, расписанная историком Евгением Черняком и многими журналами. Их настоящие имена: Шарль де Бац де Кастельмор д'Артаньян и граф де Монтескью, Анри д'Арамиц, Арман де Селлег д'Атос д'Отевиль и Исаак де Порто. Известно, что они в реальности не встречались, Атос и Портос отслужили в мушкетерах еще до того, как туда пришел д'Артаньян. Арамиц и де Бац - были гасконцы, о чем говорят окончания в их фамилиях, на -ц. По-французски они произносятся как Арами и де Ба, также как герой древней Галлии Верцингеторикс - Версенжетори. Интересно, где они все жили, - в окрестностях Латинского квартала, рядом с тем самым Люксембургским дворцом, куда ходили драться.
Д'Атос д'Отевиль тоже был гасконцем, кроме того, он и д'Арамиц были родственниками де Тревиля (правильнее - де Труавиль). Улица Могильщиков, на которой жил д'Артаньян - ныне - ул. Сервандони, названная в честь архитектора Жана-Жерома Сервандони. Атос жил на ул. Феру, Арамис - на ул. Вожирар, их названия не изменились. Де Тревиль и Портос жили на ул. Вьё-Коломбье (Старой Голубятни).
Много тайн вокруг тамплиеров, о которых написано большое количество книг. О них напоминает название улицы Тампль, где стояла когда-то их резиденция - Тампль (Храм). С ними же связана и история о Сионском приорате. Вся версия о происхождении Меровингов, первой французской династии королей, от Иисуса Христа и Марии Магдалины, и о том, что Сионский приорат следит за потомками этой династии с тем, чтобы когда-нибудь возвести их на трон, изложена подробно в книге Бейджента, Линкольна и Ли. Эта книга имеется и в библиотеке Мошкова, рядом с трудами Фоменко. В их версии приведено много веских аргументов, то, что касается Сионского приората, достаточно логично и реально, но сама идея происхождения французских королей от Христа сомнительна по очень многим причинам.
Другая книга, раскрывающая те же секреты - "Мистический Париж, или по следам Леонардо да Винчи" Егора Симачева. Там же говорится еще об одном средневековом чудотворце, Никола Фламеле, который, согласно легенде, нашел-таки секрет превращения простых металлов в золото, разбогател, наделал много благотворительных дел, но с его смертью исчезли и его секреты.
Короче говоря, если перечислить все тайны, оказывается. что все они давно уже известны, и представляют нынче не более чем "секрет Полишинеля". Так же как и все прочие сенсации также стары, как и все бородатые анекдоты.
Дополнение.
К иллюстрациям в самом низу, самые ключевые виды Парижа.
Опера Гарнье, Церковь Мадлен, Елисейские поля, Площадь Звезды(Шарля де Голля), Базилика Сакре-Кёр, Сите и Новый мост, улица Риволи, Нотр-Дам.