Ашуров Николай Павлович : другие произведения.

Красная книга культуры

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Случайные размышления о сказках и их героях.

  
  Недавно мы вместе с внуком Данилкой читали детскую книжку А. Тамбиева "Кто на болоте живёт?". Интересная и познавательная книжка. Она даёт представление ребёнку о болоте, растениях, растущих в водоёме и на его берегах, животном мире, обитающем на болоте, значении болота в жизни нашей планеты.
  Начинается книжка словами: "С древних времён люди побаивались болот. Говорили, что там живут лешие, водяные, вурдалаки, кикиморы - всякие придуманные в сказках существа. Какими только их не представляли: и с рогами, и мохнатыми, и с копытами, и с хвостами! А тут ещё какой-то таинственный свет вдруг появлялся на болотах. Иногда огоньки двигались - наверняка веселилась всякая нечисть! А страшный хохот, разносившийся ночами над притихшими туманными болотами! И трясины, бездонные топи, грозившие засосать без следа и пешего и конного. И ведь как болота маскируют опасные места - кажется, перед тобой такая красивая травяная полянка с цветами, а под ней... топь".
  Данилка читал абзац и пересказывал его содержание своими словами.
  Начало он пересказал примерно так: "С древних времён люди боялись болот. Там жили жители из Красной книги - лешие, водяные, кикиморы... Их представляли с рогами, копытами, хвостами".
  Я в душе рассмеялся над Красной книгой, которую так здорово приплёл сюда Данилка, но вида не подал.
  А потом вдруг понял, что внук прав. Прав на все сто!!!
  Ведь наших сказочных героев и впрямь надо занести в Красную книгу культуры России. Все они почти незнакомы нашим детям и внукам, так как их вытеснили примитивные мультяшные герои, привезенные к нам с Западного мира. Зачастую они бездушны, безлики и однотипны, наделены только способностями громко кричать, стрелять, убивать и обязательно побеждать. Они все или почти все супер-герои.
  Наши же сказочные герои были иными - где-то смешными, где-то добрыми, где-то страшными, где-то мудрыми. И самое главное в том, на мой взгляд, что они все были тесно связаны с природой, были её неотъемлемой частью, так как их происхождение корнями уходило в русские дремучие леса, болота, реки, озёра. Именно там только можно услышать, как ухает филин в ночи, как кричат совы, быком ревёт на болоте выпь, блеет в небе бекас. Ведь все русские народные сказки и их герои тем и были хороши, что были пронизаны русской природой. И природа была живой, живыми были деревья, речки, земля, камни. "Мать сыра-земля, матушка-яблонька, матушка-речка, горюч-камень, ивушка плакучая, берёзонька, дуб великан, водица студёная, лебёдушка белая, конь златогривый" - такие ласковые названия можно встретить в русских сказках. И реки там молочные с кисельными берегами не случайно. Ведь раньше, когда в реки не сбрасывали заводские и канализационные отходы, они были кормилицами. В них водилось большое количество рыбы и раков. А по чистым берегам росло несметное количество клубники, земляники, ежевики и малины, из которых люди и варили кисели, варенья, делали напитки, взбивали их со сливками.
  "А березка это тоже образ родовой: рождалась девочка - садили березку, мальчик рождался - садили дубок. И дети, играя, росли между деревьев, и от этих деревьев получали силу. Поэтому, допустим, если сын в военном походе был ранен, родители по состоянию дерева - оно сохло, видели, что с сыном беда. И родители начинали ухаживать за этим деревом, подкармливать его, лечить, и в результате и дерево расцветало, и сын - поправлялся. Так же и с березкой дочери поступали.
  Древняя сказка, когда юноша идет освобождать свою невесту от Кащея. Ему волк помогает, медведь, который древо с сундуком свернул, с сейфом, где хранилась смерть Кащея, сокол или кто-то еще: ведь когда юноша проголодался, он хотел подстрелить птицу или зверя, а те обращались к нему: "Не трогай меня, я тебе еще пригожусь". Даже щука и та - принесла яйцо, где хранилась игла, а на кончике той иглы была смерть Кащея". Высказывание взято отсюда.
  Чем отличаются герои русских народных сказок и иностранных сказок?
  В иностранных сказках герои - как правило супер-герои - это целеустремленные личности, отправляющиеся за приключениями, чтобы стать кем-то или найти клад. Если кто-то попадается им на пути, они быстро его побеждают и двигаются дальше к цели. Всё их время рассчитано так, чтобы они оказались на вершине славы и богатства. В этих сказках заложен механизм выживания западной нации - идея личного преуспевания.
  Наши сказочные герои отправляются в путь со странными задачами вроде пойти туда, не знаю куда, чтобы принести то, не знаю что, они всегда отвлекается по пути: то яблоне помогут сбросить плоды, то печи - освободиться от пирогов. Отсутствие целеустремленности при максимальном сопереживании - наша русская культурная позиция.
  В русских сказках стоит задача выживания не личного, а общего. И поэтому герой помогает всем. А затем ему помогают справиться с серьезной проблемой то медведь, то лисица, то муравей. И смысл наших сказок такой: только соединившись, можно решить проблему.
  Потому-то и вытесняют наши сказки с прилавков, экранов и радио, что задача поставлена - разобщить народы России.
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"