Астафьев Александр Владимирович : другие произведения.

Скажи мне, кто я...

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    "Чужое мнение. Прохожему нет дела до того, что думает о нем текущий мимо людской поток. Неряшлив, пьян, некрасив, убог. Пусть думают что хотят. Человек соединение трех ипостасей: мысли, слова, поступка. Мысли могут быть одними, слова другими, поступки третьими. Поступок во многих случаях - реализованная мысль. Или... безмыслие. Бывает, поступок скрывает мысль, не всегда благочестивую и добрую. И хорошо бы тогда знать... Знать чужое мнение о себе, уникальная возможность подстроиться, адаптироваться, мимикрировать. Притвориться порядочным, держа камень за пазухой."

  
  Скажи мне - кто я...
  
  
  Рассказ.
  
  1
  
  Уже который месяц Николай Викторович Копылов не работал, вышел, что называется, на заслуженный отдых. Первое время он еще суетился, рвался на завод: дескать, могу приносить пользу и на общественных началах. Не вняли, прошло время, все его задумки сошли "на нет".
  Последние годы он прозябал в конструкторском отделе полиграфического комбината. Как только прозвенел ЕГО звонок, ему тут же дали понять - не держим-с. Он намек понял.
  Его практичные знакомые, задолго до своего юбилея, устроились на рабочие места. Жизнь подтвердила правильность их выбора, они отходили от дел, лет этак в семьдесят пять.
  А он... он был застигнут врасплох этой печальной датой, недоуменно взирал на пенсионное удостоверение, свой аттестат зрелости.
  Шестьдесят! Начинался новый жизненный этап. И уровень. К чему-то следовало привыкнуть, от чего-то отвыкнуть, а привыкать и отвыкать не хотелось. Привычка.
  Жена его, Галина Александровна, женщина много моложе, учительствовала. Для него этот брак был вторым, общих с Галей детей не случилось. От первого двое взрослых сыновей, у которых уже свои росточки. Они далеко.
  Скрашивая безделье, Копылов ходил по магазинам, рынкам, супермаркетам. Этот шопинг не был совсем уж для него бесполезным, обладая цепкой памятью, он легко запоминал - что, где, почем? Вечером делился своими наблюдениями, и они принимались к сведению.
  Очередной его вояж в ЦУМ уже подходил к концу, когда рядом раздался детский плач. Пятилетний ребенок тянул руки к разноцветным бумажным журавликам, висящим на нитях у потолка.
  - Хочу такуюууу, - верещал он. - Такуюууу...
  - Павлик, - уговаривала упрямца молодая мама, - тетя это нам не продаст. - Хочешь чупа - чупс?
  - Нееет, нееет... - выходил из себя ребенок. - Ничего не хочу, хочу птичкууу...
  - Завтра куплю, только успокойся, - пообещала женщина.
  Бунтарь затих, прием сработал.
  Ложь во спасение, усмехнулся Копылов, поднял глаза на пляшущие в потоках воздуха разноцветные фигурки из фольги. Ведь не купит. А каковы! Простая вроде игрушка, а тонус поднимает, хочешь не хочешь. Посмотришь, маленький праздник. Потому как добрые руки делали.
  Он отправился дальше. Надолго остановился у книжного развала, где после минутного колебания взял Саймака, и еще что-то еще о раздельном питании.
  Оригами. Искусство сложения бумажных фигурок. Тех самых радужных журавликов. Цена фолианта кусалась. Секунды на размышление.
  Не корову покупаю, довольный отошел от книжного великолепия, унося под мышкой глянцевое подарочное издание. Счастливы обладающие!
  Дома внеплановые покупки восторга не вызвали.
  -Который раз, и опять невесть что, - подвела итог его приобретениям жена, даже не прочитав названия книг. - Так мы никогда кухню не отремонтируем.
  Есть такой тип женщин, жён: если где-то не их мысль и догадка, значит напраслина. Издержки учительства... Все вокруг нуждаются в опеке, мужья в особенности.
  
   2
  
  Мир оригинальных бумажных поделок, открыл восторженному Копылову некоторые, доселе неизвестные ему истины. Сложение внешне простой фигурки, оказалось делом хлопотным, он извел стопу бумаги, прежде чем воссоздал по памяти некоторые базовые элементы. Следовало идти от простого к сложному, по пути оттачивая мастерство. К "журавлю" через "птицу", к "птице" - через "квадрат".
  Вспоминался классический пример понятий индукции и дедукции, в исполнении небезызвестного картавого революционера с бородкой.
  -Товагищи! - вещал гуру. - Да будет вам известно: "каждая селедка - гыба, но не каждая гыба - селедка!".
  В приложении к оригами это выглядело так:
  - Каждый "журавль" - "птица", но не каждая "птица" - "журавль".
  Редкие вечерние посиделки Копылова, позже переросли в жертвенное увлечение. Не проходило и дня, чтобы он не складывал "лилию", "нарцисс", "розу - 8" или "перехватчика - 5", пренебрегая порой ужином.
  Верх серванта был завален фигурами до потолка. Иногда, из бумажного вороха, на пол или чью-то голову, планировала очередная "птица", "слон", "лягушка", "письмо".
  - Седина в бороду, бес в ребро, - ворчала тогда жена, и в ее голосе не было добродушия.
  Что бы там ни было, а уничтожать, или выбрасывать фигурки, ей не дозволялось.
  "Складень", считал Копылов, овеществленное, отпущенное Богом драгоценное время. Уничтожить фигурку - пустить "враспыл" потраченные на нее минуты. Нет фигуры, нет и доказательств того, что Николай Викторович в эти минуты существовал.
  В его увлечении было что-то языческое. Не удивительно, оригами придумано в древности жрецами, это был их священный ритуал.
  Теперь он, простой смертный, складывает "цаплю" или "ласточку", и боги не наказывают его за это.
  Свои поделки Николай Викторович дарил знакомым, детям. Протягивая малышу "журавля", играющего на солнце всеми цветами радуги, смотря в круглые от изумления и радости глаза, Копылов испытывал блаженство. Ему тоже дарили бумажные изображения, по его просьбе с автографом и датой. Он не хотел потерять авторства, уважительно соотнося его со временем.
  Так и жил Копылов со своей маленькой слабостью, слывя чудаковатым и безобидным малым.
  Как-то Копыловым пришло письмо из Перми, от брата Гали, Артема. В своем обычном стиле, деликатно и обстоятельно, тот рассказывал о своих семейных делах. Письмо Артем разбавил, как всегда, лестью в его Николая, адрес.
  Жена читала его вслух. Письмо как письмо, разве только... Артем посылал Николаю "носорога", извиняясь за качество исполнения. Он не покривил душой: нечеткие сгибы и складки, бросовый материал, новичка видно за версту. Однако "носорог"...
  В коллекции Копылова их числилось три, но этот был великолепен. Пусть и сделан из тетрадного листа. Фигурка завораживала, он отвлекся настолько, что забыл про обед. Захотелось повторить бумажный образ из хорошей бумаги, на профессиональном уровне. Следовало разобрать подарок по "косточкам", записывая элементы его сборки в обратном порядке.
  Когда Николай развернул последний сгиб, в голове возник знакомый артемовский басок:
  .... Неудачник... Галка поторопилась замуж... сластолюбец, дон - жуан... вкус у лоха, не приведи Господи... дорогой зеленый костюм... верхогляд, мнит из себя, а на деле ничтожество... туда же, с суконным рылом... за плечами у бездаря... купленные дипломы... коснись, представления о синусе и косинусе не имеет...
  Николай опустошенный и разбитый, сидел за столом, положив руки на развернутого "носорога". Услышанное своими мыслями быть не могло. Он себя все-таки уважал, и до такой уничижительной критики, не мог додуматься в принципе. Оставался Артем, это был его голос... Неужто "носорог"?
  Николай заново собрал фигуру, разобрал, вслушиваясь в себя. Тишина была ему ответом. "Фигура умолчания", и только.
  У него появилась крепнущая догадка, бумажный образ впитывает в себя мысли своего создателя, превращаясь в некую "голубиную почту".
  Эфемерное облачко человеческих мыслей, когда от фигурки не остается ничего кроме листа, воспаряет. Коснувшись серого вещества, отображается в нем, оседая в памяти. И уходит, растворяясь в пространстве и времени.
  Значит, - насторожился Копылов, - во всех именных изделиях, есть что-то о нем? Рядом два десятка непрочитанных, "адресованных" ему посланий, а он и ухом не ведет?
  Пытаясь утвердиться в своем предположении, он тут же, из кучи фигур отобрал две, авторы которых его особенно интересовали. Прочитал и опешил. Дело прошлое, но все-таки...
  Оказывается, начальник технического отдела, совсем не его единомышленник, в чем он не раз пытался убедить Копылова. Внеплановый уход последнего с завода, возможно плод усилий доморощенного иуды.
  Зам. директора по кадрам. Выяснилось прискорбное обстоятельство: тот, чуть ли не с самого начала их совместной работы, носил "камень за пазухой". Две, три, случайно брошенные фразы, и "заяц -7" раскрыл сокровенную тайну своего хозяина.
  В кухню Копылов вернулся потрясенный, что не осталось незамеченным.
  - С письма муженек расстроился? - удивилась Галина. - Там как будто ничего такого... Или в другом причина?
  - Нет, не с письма. Что-то съел, - хозяин через силу улыбнулся. Налей что ли.
  - И я с тобой, - Галя повеселела.
  
  3
  
  Больше двух "писем" в день, Копылов не читал, хватало впечатлений.
  Вот что о нем думали, вот в чем подозревали, вот на что рассчитывали. И это те, кого он считал своими друзьями.
  Галина. Пришедшая в голову мысль была блестящей: он уговорит жену сделать ему фигурку, и таким образом узнает о себе все. С ее точки зрения.
  Дело это оказалось не простым: жена - существо упрямое и подозрительное, что называется, себе на уме. Женщина как женщина, на первый взгляд самодостаточная, она на самом деле комплексовала, подсознательно чувствуя свою ущербность.
  Плохая хозяйка, холодная неласковая жена, не следит за собой. Простой "дом-2" не в состоянии собрать.
  Чьи мысли? Копылова разумеется. От проницательной жены такое не скрыть.
  Повлиять на Галину можно было через школу, ее амбиции, самолюбие. Для этих целей подходили дети, с их неуемным любопытством, жаждой деятельности. Не было дня, чтобы два-три ребенка, не забегали к ним: там и девичьи секреты, и дополнительные занятия, и внеклассные поручения...
  Дети с удовольствием включались в творческий процесс, их трудно было оторвать от стола.
  Николай постепенно втягивал жену в оригами, иногда это ему удавалось, Галина просила показать тот или иной элемент. Случалось, он заставал ее за книгой: она пыталась освоить технологию сборки. В такие минуты Галина терялась, словно уличенная в постыдном занятии.
  Как-то вечером, она застенчиво показала Николаю своего первенца. Он похвалил ее, хотя хвалить было не за что. Но... Следуя законам педагогики - так надо. Иногда они сидели за цветными квадратиками всю ночь, соревнуясь в скорости сборки, о качестве речь в такие минуты не шла. А если бы и шла, за учителем ученице не успеть.
  -Гала! - Николай улучил момент, жена была в настроении, - почему бы тебе не подарить мне классического журавля? Я буду на седьмом небе. Он бы много для меня значил. Как жест, символ.
  -Не знаю, - пожала та равнодушно плечами, - может быть...
  -Сделай! - просил Николай. - Из фольги. Цвет сама выбери. У тебя выйдет преотлично, ты уже в этом поднаторела. А?
  Через неделю, на столике в спальне, красовался желтый с коричневым "журавль". Рядом с ним записка: "На память тебе".
  Что ж, радостно потирал руки Николай, мне так мне. Читать послание в бетонном застенке не хотелось, он вложил птицу в попавшийся под руку журнал, отправился к пруду. Там в тишине, среди берез и соловьиных переливов, разобрал фигурку.
  ...- Коля Коля, непутевый ты мой... ни Богу свечка... давно бы ушла, жалко... зовут.... но не могу... люблю? не знаю... не гладко у нас с тобой... может во мне дело? знаю, не сахар... Коля... все заранее известно... предсказуем... пресный... без праздников... да, что Коля... сама не принцесса... меняемся с годами, и он и я... надо приспосабливаться, мириться...
  "Журавль" рассказал все доверенные ему тайны. В задумчивом молчании возвращался Николай с пруда, тот кто недавно спел ему лирическую песню, мирно дремал меж страницами.
  Жена была дома.
  - Где ходил чудик?
  -На пруду был, - охотно отчитался он. - Нашего с тобой журавля выгуливал, - растянул в улыбке рот до ушей. Хорошо ему там, на природе. И мне...
  
  4
  
  Копылов отправил письмо в Ассоциацию оригами в Киото. В обстоятельном письме, описал все, что с ним произошло. Размышлял.
  Вскоре получил ответ.
  Господин Копылов! - писали сэнсеи.
  Благодарны Вам за письмо. Вы правы, там, где имеют дело с сотнями, тысячами фигур, не могли не обнаружить, этого их удивительного свойства. На сегодня мы располагаем более чем тремя сотнями писем, авторы которых, как и Вы, открыли явление.
  Совершенно верно, фигуры из серии живого мира, передают мысли их создателя, причем адресно: от г-на М г-ну N. Если фигура попадает к г-ну L - ничего не происходит. Информация впитывается во время изготовления оригами, хранится неопределенно долго, используется однократно.
  Все это мы знаем, а теперь знаете и Вы. Мы, любители оригами, заключили между собой соглашение, знание тайны фигур, должно остаться Вашей тайной. Пусть это знание приходит к людям как угодно, но естественно, а не путем изустного тиражирования.
  Дайте себе такое слово. И последнее: свяжите себя обязательством, не использовать это знание, в коммерческих и неблаговидных целях.
   5
  На память Копылов не жаловался, он помнил содержание всех "писем". Что касается использования тайны в неблаговидных целях...
  Бродя по городу, он встречал своих бывших сослуживцев. Те, судя по их реакции, встрече были рады. Тут же следовали дружеские расспросы, похлопывания по плечу...
  Он же, временами был сдержан, даже холоден. Противная сторона не всегда понимала причину этого, пыталась ее доискаться. И тогда, пенсионер не мог отказать себе в удовольствии проявить поразительную осведомленность.
  При встрече с главным маркетологом завода, уже прощаясь, Николай Викторович решил щелкнуть того по носу. Фигурально.
  -Зря вы Иннокентий, раздули эту историю с Эльвирой Васильевной. - И вы и я знаем, между мной и ею ничего не было.
  -Какая история, о чем вы? Какое отношение имеет Эльвира ко мне? К вам? - как будто искренне возмутился собеседник.
  -Не прикидывайтесь ягненком, - Копылов многозначительно ухмыльнулся. - Все знают, Эльвира Васильевна ваша пассия. Она вам наскучила, но для разрыва был нужен повод. Тот быстро нашелся, вы пустили слух, будто мы с ней любовники.
  Так ведь? Я правильно обозначил позиции Иннокентий? - с садистским наслаждением, Копылов наблюдал подавленность волокиты.
  -Право не знаю, вы что-то путаете..., - бормотал уличенный, потеряв способность к сопротивлению.
  ... - и чтобы сохранить лицо, вы прикинулись ревнивцем, устроили истерику. Повод для скандала вы изобретательно нашли, несколько раз в компаниях, мы оставались с Эльвирой Васильевной наедине...
  Не надо! - жестом остановил Иннокентия, сделавшего попытку что то сказать в свое оправдание. -...но ни я, ни она к этому не стремились, то было случайное стечение обстоятельств. Бедная обманутая женщина!
  Вот такая Кеша новелла по Сервантесу, в которой вы аморальны, и не по мужски трусливы. И все ваши ужимки и прыжки, одно лицедейство.
  Расставаясь, Николай назидательно погрозил пальцем вконец убитому маркетологу.
  - Не шалите. А случилось, не копайте яму другому.
  Потерянный Иннокентий, во время всего разговора так и не сообразил поставить тяжелые пакеты на землю.
  В другой раз Копылов вывел коммерческого директора, на "чистую воду", озвучив малоизвестный факт, присвоение им чужого изобретения. Кое-что ему было известно еще в свою конструкторскую бытность, кое-что он узнал от "щенка - 3". Натявкал.
  Песик был подарен ему на день рождения, Топилин говорил - старался для именинника, складывал "щенка" минут сорок, сверяясь по записям. Чего только за это время не передумаешь... Почему мысли у него такой направленности? Наболело, наверное... Денежно...
  Так и шел Копылов по городу, оставляя позади изумленных коллег, довольный и успокоенный: правда торжествует, зло наказано.
  Долго это продолжаться не могло. Компромат, набор интриг заводских Д - мэнов, их лицемерие и бесцеремонность, вскоре перестали его волновать. По правде говоря, непрочитанных посланий оставалось меньше десятка. Ничего кроме разочарования, перлюстрация чужих мыслей не приносила. И вообще... Сейчас, когда Копылов уже не у дел, все это уже не имело значения. Эти бы знания, да лет пять назад.
  Чтобы отдохнуть от негатива, он переключился на ближнее окружение.
  - Приходи Санек, я тебе калькулятор подарю. - Сам знаешь какой. Станешь уравнения с тремя неизвестными решать, подрастешь, неопределенные интегралы брать.
  Дворовый пацан смотрел на него удивленно.
  - Калькулятор? Тот самый, двухстрочный?
  - Да, Санек, да. Мать тебе такой не купит, дорого. Твоя "сорока" мне все рассказала.
  У мальчишки не было слов, он лишь согласно кивал, ничего не понимая. "Сороку" он собрал как-то на уроке труда, и передал через учителя Николаю Викторовичу, зная, тот большой поклонник таких штучек.
  На скамье у подъезда, о чем-то беседовали старушки. Копылов отличал из них Марию Семеновну. Лишь та нашла в себе силы и сообразительность подарить ему "лягушку" собственного изготовления. Та понятное дело, не молчала.
  Поздоровался. Приподнятое настроение, переполнявшее его беспричинное веселье, толкнули на невинный розыгрыш.
  -Вот вы Мария Семеновна интересуетесь, почему у меня на плаще воротник все время поднят? Есть такое?
  -Нешто спрашивала? - покосилась та на одну и другую подругу.
  Те пожали плечами.
  -Что-то Коля не припомню такого, - неуверенно подняла женщина глаза на соседа.
  -Было, было. Не хотел я на люди выносить, на воротнике у меня пятно зеленки. И я поднимаю его, чтоб не заметили. Это моя тайна, секрет. А вы?
  -Что я, что я? - всполошилась женщина.
  -Обсуждаете со всеми. То да се, предположения строите. Не хочу я этого, не надо.
  -Ты Коля что-то не в ту степь. Часом не пьян? Может и думала когда, - хитрила старая, но чтоб спрашивать или обсуждать...
  -Тогда откуда я знаю? - на полном серьезе напирал шутник.
  -Вот-вот откуда? - встревожились соседки.
  -Весь двор уже мне косточки перемывает, - гнул свое Николай. - Проходу не дают.
  Старушки, без вины виноватые, смиренно затихли.
  -Мы что, мы ничего, - то одна то другая ахала, разводя руками, ничего не понимая.
  - И еще, - обернулся у входной двери Копылов. - Люська твоя Семеновна, пусть с этим, как его... Костей построже себя держит. Надо ему условия поставить, не пить не курить. И держать в рамках. Как? Мне ли учить, пусть блюдёт себя, не допускает...
  Еле сдерживая смех вошел в подъезд.
  
  6
  
  Чужое мнение. Прохожему нет дела до того, что думает о нем текущий мимо людской поток. Неряшлив, пьян, некрасив, убог. Пусть думают что хотят.
  Человек соединение трех ипостасей: мысли, слова, поступка. Мысли могут быть одними, слова другими, поступки третьими.
  Поступок во многих случаях - реализованная мысль. Или... безмыслие. Бывает, поступок скрывает мысль, не всегда благочестивую и добрую. И хорошо бы тогда знать...
  Знать чужое мнение о себе, уникальная возможность подстроиться, адаптироваться, мимикрировать. Притвориться порядочным, держа камень за пазухой.
  Оригами хорошо, оригами прекрасно! Но вот появляется соблазнительная, манящая возможность заглянуть в замочную скважину, увидеть то, что обычно скрыто от любопытных.
  И оригами исчезает. Мгновенно перестают иметь значение таинственные перегибы, складки, несущие до этого радость, улыбки, свет. Незаметно для глаз, фигура превращается в орудие мести, шантажа, способ неправедного обогащения.
  Копылов волевым усилием постарался забыть о тайне, которую несли в себе безобидные, на первый взгляд, бумажные символы. Связал себя обязательством, о котором говорили сэнсэи. И почувствовал облегчение, перестали одолевать тревожные мысли, нормализовались систола и диастола. Давно бы так.
  Вот он здоровый образ жизни - ни слова о плохом!
  
   7
  
  Спустя несколько лет Копылов стал настоящим профессором по части сложения бумажных квадратов. Он легко, прикрыв глаза, прокручивал в своем воображении сборку той или иной фигуры, "набил" руку на разработке своих собственных оригами. В доме, на видном месте, хранилось их несколько десятков придуманных им лично. В школе действовал кружок, его вела Галина Александровна.
  Копылов продолжал делать и раздавать свои поделки налево и направо. Заготавливая порой по десять пятнадцать интересных композиций, он дарил их первому встречному.
  Но однажды... Звонок в дверь, на пороге знакомая молодая учительница, соратница Галины, Юлия Андреевна. Растерянная, в тапочках на босу ногу, (жила тремя этажами выше) она держала в руках лист бумаги в синюю полоску.
  И Копылов вспомнил.
  Несколько месяцев назад, на вечеринке, он сложил свою собственную "зебру-3" из этой самой бумаги, и подарил учительнице. Молодая незамужняя женщина, была приглашена к Копыловым на какой-то календарный праздник. Тогда, подогретый винными парами, он уединился в спальне, и старательно сложил именного животного.
  В приоткрытую дверь хорошо была видна Юля, ее стройная фигура, выгодно подчеркнутая нестареющим "мини".
  Как там, у Набокова: "... голова полна разноцветных блошек...". Складывал Копылов одну фигуру, думал о другой.
  Юлия смущенно мялась у двери.
  - Вот! - развела руками. - Сломала.
  Подняла небесного цвета глаза на соседа.
  - Разобрала, хотела понять, как устроена. Не справилась, не смогла, забыла. И вообще, - потупилась стыдливо, - в голову всякое лезет, голоса чудятся.
  Николай Викторович, неожиданно для себя залился краской. И юлину полосатую фольгу в руки уже не брал, боялся, та собрала "зебру" сама, под его диктовку. Сложила, и довольная упорхнула.
  "Timeo Danaos et dona ferentes!" "Бойся данайцев, и дары приносящих!" Читать чужие "письма" Копылов давно перестал, но свои-то собственные продолжал рассылать...
  
  14.03.2006г.
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"