Хочу немного рассказать об этом. Сейчас у меня не очень много времени, поэтому я, пожалуй, просто выложу список советов, который создавался во время написания, и оставлю небольшие комментарии.
В будущем, возможно, я напишу более подробную статью.
Итак,
Развитие человеческого сознания подошло к тому, что необходимо изменение литературного стиля.
Многие сейчас говорят о необходимости развития воображения. И оно уже проникает во все сферы.
И эта статья только для тех, кто собирается использовать --
ЯЗЫК ВООБРАЖЕНИЯ
- в своих романах.
Он должен быть Сильным! Живым! Это очень тонкая психология.
Старайтесь избегать повествующего стиля. Помните, ничего еще не произошло. Все действие происходит сейчас! Никто не знает чем книга закончится. Никто не знает что чувствует герой! Нет никакого автора книги! Есть только читатели, вы - один из них! Вы в первом ряду вместе с ними и знаете столько же сколько и они!
Не пишите книги "от себя" - не будьте главным героем книги! Знаю, это популярно сейчас. Но времена меняются! Пора переходить на мультисознательность. И подобные веяния уже заметны. Сознания людей ищут этого. Дайте это им.
Об этом чуть позже. А пока, описание "от наблюдателя" или "от книги" - то, что говорят "от автора".
Создавайте ощущения наблюдения: кажется, видимо, сложно понять и тд: "Что-то он держит в руках. Кажется, это какой-то диск".
Делайте предложение читателю: "давайте заглянем туда"
Ставьте вопросы: "что там у него?"
Ставьте под сомнение: "а может и нет", "хотя, кто его знает", "как знать, может..."
Создавайте интригу. Прячьте от наблюдателя то, что видит герой:
"Он почему-то остановился. Почему? Что там, впереди него?", "куда он так смотрит. что так привлекло его взгляд?"
Интрига может быть как коротко-моментная, так и длительно. Может не иметь развязки, а может иметь: "О, да! Теперь понятно, чем он был так шокирован" - удивляйтесь!
Иногда, описывайте действия доминирующего героя сцены от первого лица. Дайте зрителю почувствовать, стать тем героем.
Однако, здесь стиль несколько меняется. Так, вы не можете делать предложение типа "давайте". Его следует заменить на "наверно следует" и тд. В действиях используйте причину: вместо "прищуривается, чтобы разглядеть" - "Приходится прищуриваться, чтобы разглядеть". Действия других героев описывайте обычным образом.
Описывайте не только от главного героя. Но и других тоже. В противном случае, у читателя снизится уровень наблюдательности.
При появлении нового героя, сначала "наблюдайте" за ним (примеры ниже), а, затем, сливайтесь с ним. Переходите к описанию от первого лица постепенно.
Не делайте длинных предложений. Разделяйте причастные обороты:
Неправильно: "Игроки стоят в круге, не шевелясь"
Правильно: "Игроки стоят в круге. Ни малейшего движения!"
Кроме этого отрицания, усиления должны применяться везде где возможно. Например: "Прямо сверху!", "Да, мы не ошиблись", "Их много! Нет, их чень много!".
Пояснения уже произошедших действий, пишите в прошедшем времени: "Это Винсент крикнул в микрофон. В зале его голос был слышен".
НЕ УПОТРЕБЛЯЙТЕ усиления вместе с глаголом:
Неправильно: "На ослепительно красивом лице сияет улыбка."
Правильно: "Ах, какое красивое лицо! Ослепительно! И улыбка сияет."
НЕ УПОТРЕБЛЯЙТЕ будущее в настоящем и будущее в прошедшем при описании (потом, затем -- делает,сделал)
Неправильно: "он останавливается на несколько секунд, затем идет дальше."
Правильно: "он останавливается. Лишь на несколько секунд. И, идет дальше."
(будущее в будущем допустимо: "потом посмотрим")
Не заставляйте читателей не-присутствовать в настоящем. Это оочень часто (да везде!) происходит в литературе при прямой речи, когда имя автора следует не сразу. Читатель должен СРАЗУ слышать голос! Не должен ждать пояснения! И даже если за кадром раздается неизвестный голос, пишите хотя бы так:
"Мужской голос:
- <речь>"
Когда вы будете так писать постоянно, восприятие читателя, привыкшего к будущему изменится! Он увидит, что уму больше нет необходимости смотреть в будущее. Все есть здесь и сейчас!
Не заполняйте пустоту тем, что не имеет значение.
Так, в прямой речи:
Неправильно: - <речь героя>, - он почесал затылок. - <продолжение речи героя>
Вместо этого используйте "взгляд на", "перед взором" - это более сильно воспринимается.
Сосредотачивайте внимание более конкретно и меняйте его почаще. Людское сознание слишком слабо для длительного сосредоточение внимания на одном. Делайте его перевод для усиления концентрации: "Вот она, возле стены. Идет сюда... Приближается... Останавливается... Рядом с ним... Они вместе".
Вообще никогда напрямую не описывайте чувства героев (это допустимо лишь когда чувства являются объектом наблюдения/исследования героев). Есть более хорошие способы.
Вместо "Марк взял очки и с удивлением стал разглядывать их" -- "Марк берет очки -- Вот это штуковина!".
НЕ говорите, что он ЧУВСТВУЕТ, как он, и что он ДЕЛАЕТ. НЕ НАВЯЗЫВАЙТЕ читателям ЧУЖОЕ восприятие!
Используйте более сильные вещи, которые могут убрать и удивления и разглядывания. Дайте сознанию читателя все это сгенерировать самому - что ему более подходит! Если удивление, пусть будет так, если смех - пусть смех. Вариантов - масса, и еще больше разных оттенков, выбор - их! И что герой там будет делать - просто посмотрит, будет ли вертеть полчаса - их дело!
"Окно... Дождь... Марк... Вдвоем... И больше никого... И никогда..."
Как видите, можно и не говорить, что герой смотрит в окно, грустит, о чем то задумывается. Это дело - за читателем! Он - АКТИВНЫЙ ЗРИТЕЛЬ! Чувства могут быть сильными только тогда, когда он их почувствует сам! Также, как и мысли, которые могут быть сильными только тогда когда он сам сообразит.
Используйте многоточия. Много! Часто! Это - основа языка воображения!
Используйте их для того чтобы сознание сформировало соответствующее состояние:
"Теперь, необычная штуковина, кажется, околдовала и женщину. Они оба смотрят на диск..." - Всего секунда паузы здесь, и сознание читателя СФОРМИРУЕТ то чувство, с которым женщина смотрит на диск, основываясь на его восприятии "необычной штуковины" и "околдовала". Ему даже думать не придется. Пауза делает это автоматически! Таково свойство сознания!
Используйте слова "вот", "теперь", "здесь", "сюда" для концентрации внимания на моменте СЕЙЧАС, ЗДЕСЬ.
В литературе: "Войдя в аудиторию, он увидел, что преподавателя нет, и вздохнул с облегчением. Повесив свою мокрую куртку на вешалку, он сел на место, достав учебник и тетрадь" -- это измененный текст сегодняшнего мирового бестселлера. Бьюсь об заклад, вы его даже не узнали. Это лишь информация. Как много в ней жизни?! Как много Присутствия Здесь, Сейчас? А если было бы вот так (перейдите в состояние СЕЙЧАС!): "Вот и дверь аудитории -- открыта. Входим... Учителя нет -- уфф, слава богу!... Нужно сразу снять эту мокрую куртку. И повесить, вот сюда, на вешалку... И, теперь, за свой стол... на стул. Так, надо достать -- учебник и тетрадь... Вот они" -- почувствовали?! Как много останется от первого прочтения и как много от второго? Чем писать повествованием, лучше не писать вообще! Вырезайте. Пусть уж герой "телепортируется" с одного места на другое. Это лучше, чем описывать пустое, неживое!
Воображение также хорошо работает, если используете "перетекание" состояний:
"...Радуется Макс... Торжествует... Девушка -- танцует... Играет с песком... Парень -- набирает в руки..."
- "Особенно напрашивается нажаться, вон та большая оранжевая кнопка на панели -- ЧИК."
Пишите не для стиля. Не для красоты слов! Пишите для сути! Просто войдите в состояние! Все само придет так как надо! Как писать? Также как читатель будет читать! Здесь и сейчас! Наблюдая и сливаясь. Создайте цель, создайте героев, создайте атмосферу и просто, сливаясь с этим, наблюдайте за тем что происходит. Все произойдет само собою! И ничего из того, что я описал выше вам не поднадобится!
Но, невозможно передать язык воображения через его описание. Это возможно только через опыт. Начните это делать и почувствуете! Также, эти энергии вы можете принять, прочитав мою книгу MIRROЯЯIM, в котором использовался этот стиль.
Именно из этой книги и использовались примеры в этой статье.
Там этот стиль еще не так сильно проявлен. Он менялся в течении всего написания романа. Но, в следующем романе, который я уже пишу, я планирую показать этот стиль на полную мощь.
Да, сценаристы пишут в Здесь и Сейчас. И все меньше читателей, все больше людей смотрят кино. Смотря кино, зритель наблюдает в настоящем времени. Это то, чего хочет сегодняшнее сознание.
Но нельзя передать через кино так ярко, как это возможно сделать через книгу! Но, если в литературе так и будет использоваться повествующий стиль, если не предложит НОВОЕ, то литература погибнет. А если покажет, что фильм можно создать в книге и намного сильнее чем в кино, то она привлечет множество новых читателей.
P.S. Прошу прощения за возможные ошибки и не состыковки. Это как бы наброски для будущей статьи. Черновик.