Авербух Наталья Владимировна : другие произведения.

Глава одиннадцатая. Сокровища замка тьмы

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Гуляя по затаённым закоулкам старого замка, можно найти много интересного...
    НОВАЯ ВЕРСИЯ.


   То ли Лдокл сделал внушение экономке, то ли она была занята всё время, пока нас не было, однако мне удалось обойтись без выговора по поводу моего отсутствия (которого, похоже, и вовсе никто не заметил). Экономка только покачала головой, отправляя меня к гостье замка, и предупредила, что при малейшей жалобе я буду наказана.
   Впервые в этом замке я ела с таким аппетитом: после всех сегодняшних треволнений успела изрядно проголодаться. Не знаю, кто готовил ужин, но он как будто был сытнее, чем предыдущий... Поразмыслив, я вспомнила, что до сих пор ещё толком не ужинала в замке - вчерашний банкет не в счёт, слишком уж там всё было парадное.
   Как и раньше, едва я допила чай, всё исчезло со стола, и я задумалась, чем бы заняться. Читать мне не хотелось совершенно - то есть я пыталась, и даже достала книгу, но перед глазами, заслоняя строчки, то и дело вставало улыбающееся лицо демона, и я скоро отложила книгу. Бездумно сидеть и предаваться воспоминаниям мне вскорости надоело. Да, Лдокл красив, можно даже уточнить - демонически красив, и с ним было бы, пожалуй, даже интересно, если бы... Если бы он не был демоном, я полагаю, с его крайне неудобной манерой общаться. К тому же...
   Что он вообще мог найти во мне в этом кошмарном балахоне и маске, и почему не желает разговаривать со мной, когда я нормально одета? Я имею в виду, чем служанка привлекает его больше гостьи? Или он надеется, что я от одиночества быстро сломаюсь? Насколько верны намёки Рвоа на отношение демонов к девушкам и на опасности, которые грозят служанкам? Если бы всё было бы так, как она описывает, Лдокл не выпустил бы меня из своей спальни, а если Рвоа лжёт, то почему он обрадовался тому чучелу, в которое я превращаюсь в этом балахоне?
   Зачем ему вообще понадобилось меня катать на драконах и запугивать? Случайно ли я выпала из колесницы? Почему он на меня так смотрит?!
  
   Решительно поднявшись на ноги, я положила себе найти занятие, которое могло бы спасти меня от ненужных размышлений. Демоны никогда не лгут, следовательно, обход замка действительно может помочь мне выбраться наружу. Отогнав нелепые мысли, а стоит ли, дескать, сбегать отсюда, когда тут так много красоты и волшебства (включая, разумеется, хозяина) я покинула свою комнату и задумалась.
   Второй этаж я обошла весь или почти весь. К тому же Лдокл велел не попадаться ему сегодня на глаза. По той же причине исключался третий этаж, тем более, если верить экономке, на нём мне оставался только кабинет демона; не думаю, чтобы была особая необходимость в посещении всех кладовок, гардеробных и ванных. На первом всегда существовал риск столкнуться с Рвоа, а в башни меня не пускал замок. Путём исключения я остановилась на подвале, тем более, что если там не действует магия замка, я могу не бояться внезапного появления демона, служанок или экономки из-за угла. Конечно, совершенно не обязательно, чтобы на подвал распространялось рассказанное Рвоа правило, но...
   - Надо же куда-то пойти, - сказала я сама себе вслух. - Почему бы и не в подвал?
   Замок, кажется, был со мной согласен: передо мной открылась дверь, ведущая в узкий длинный коридор, в конце которого я увидела ступеньки.
   - Спасибо! - в воздух сказала я, но никакого ответа не дождалась.
   Дойдя до ступенек я уже было совсем собралась спуститься, когда неожиданно обнаружила, что зацепилась подолом за невесть откуда взявшийся крюк. Повернувшись, я обнаружила, что к крюку привязан моток верёвки, который, стоило мне взять его в руки, тут же вырвался и покатился по ступенькам. Я ахнула, и шагнула к ступенькам, собираясь догнать и поднять моток... и застыла на месте, обнаружив, что верёвка, ко всему прочему, ещё и светится в темноте ровным ярким светом. Конечно же, ведь о светильнике я не подумала, совершенно забывшись за день, проведённый "в гостях" у демона. Светящийся клубок прыгал по пятой сверху ступеньке, предлагая мне отправиться за ним.
   - Спасибо большое! - от души поклонилась я замку и начала спускаться.
  
   Спуск казался мне бесконечным, моток весело прыгал передо мной на пять ступеней впереди, постепенно разматываясь, но не уменьшаясь в размерах.
   Десять... пятнадцать... двадцать... двадцать пять... тридцать... сорок, сорок одна...
   На сорок второй ступеньке я зацепилась каблуком и упала, закрывая голову руками. Преодолев таким образом ступенек пять, наверное, и растянувшись на холодном каменном полу, я застонала и громко сообщила, какая я несчастная. Что-то ударило меня по руке и, взвизгнув, я открыла зажмуренные во время падения глаза. Вокруг меня прыгал моток светящейся верёвки. Другого ответа на мои слова не было, да и откуда ему взяться, если подвал и впрямь не заколдован. Охая, я поднялась на ноги. Ушибы ужасно болели, всё-таки каменный пол - это не шутка, тем более, если он не заколдован. Моток прыгал у моих ног, как собака, просящаяся на прогулку.
   - Пойдём, - согласилась я, делая первый шаг. Моток от радости подпрыгнул до моего колена и покатился вперёд, разливая свет на высоту моего роста.
   Я хотела разглядеть потолок, но над головой разливалась темнота густая, как хороший кофе, а попытки поймать моток и поднять его повыше закончились тем, что я натолкнулась на первый в подвале стеллаж. Охнув от боли, я прекратила "охоту", и потёрла ушибленный лоб. Моток медленно подкатился ко мне и потёрся о башмаки - извини, мол, но в руки всё равно не дался.
   Вслед за верёвкой я обошла стеллаж, а после дождалась, пока моток покатится в обратную сторону, чтобы не образовывать лишних петель: в самом подвале каждая сажень уменьшала диаметр клубка, и он, видно, не хотел закончиться прежде времени. Ничего интересного я не заметила ни в том стеллаже, о который стукнулась, ни в трёх других. Пыльные банки с вареньями, с маринадами, с засоленными грибами, с джемом и с повидлом. Бутылки с редкими винами, о некоторых я только читала, у нас дома их нельзя было достать ни за какие деньги. Квашеная капуста, которую можно увидеть только в семьях простых людей, и рядом банки с мочёной брусникой. Приглядевшись, я заметила, что нигде на полках, бутылках и банках нет пыли, по-видимому, тут хранились те продукты, которые в замке использовали постоянно, ведь в подвале не действует волшебство, и грязь никуда сама собой не денется. Едва я это подумала, как моток выкатился из-за стеллажей и повёл меня дальше - туда, где я ощутила сильный холод и увидела при тусклом свете свободное от стеллажей пространство. Подвал оказался разделённым на сектор стеллажей и множество закутков, в который я с трудом разглядела лари, мешки и бочки. Сделав шаг в сторону одного из таких закутков, я уловила запах квашенной капусты, а из бочек, стоящих по другую руку, пахло вином - сладкий и одновременно терпкий запах, от которого кружилась голова. Вот оно - таинственное вино демонов, от которого люди забывают обо всех горестях. А я уж было подумала, что Лдокл хвастался тогда, на своём празднике, и гостям подавали хотя и редкие, но совершенно не волшебные напитки.
   Моток не дал мне много времени на обследование всех закутков в подвале. Очень быстро верёвка стала тускнеть так, что я едва могла разглядеть её саму, и поспешила вернуться. Свет снова сделался ярче, и моток, весело подпрыгивая на каменных плитах, повёл меня дальше. Каждый мой шаг подхватывало эхо так, что мне начало казаться, будто за мной кто-то идёт. Я испуганно остановилась, эхо стихло и снова зазвучало, едва я сделала шаг. Пришлось смириться с постоянным шумом и надеться, что никто не спустится в подвал следом за мной.
   Путь казался столь бесконечным, сколь и однообразным. Лари, бочки, мешки - в какой-то момент я испугалась, что подвал в замке тьмы ничем не отличается от обычного погреба - разве только размерами. Но моток зачем-то ведёт меня по нему - что-то он ведь хочет мне показать, верно?
   Не успела я осознать, насколько нелепо говорить о неодушевлённом предмете "хочет", как моток остановился и, подпрыгнув, засветился так ярко, что в первое мгновение я едва не ослепла. Мы стояли перед каменной стеной - на вид совершенно монолитной.
   - И что теперь? - тихо спросила я. Эхо разнесло мои слова так же, как до того разносило шаги.
   Моток подпрыгнул ещё выше, и стал биться о стену - то стукнется внизу, у самого пола, то подпрыгнет на высоту моего плеча, то снова у самого пола, но на расстоянии примерно аршина от первой точки, а потом снова ударится на уровне моего плеча - прямо над третьей точкой. От его ударов в стене высветился прямоугольник в два аршина высотой и один шириной, и я, зажмурившись от яркого света, не сразу поняла, что этот кусок стены постепенно отдаляется так... как если бы в стене открылась дверь. Протерев глаза, я поняла: сравнение оказалось точным. И это в подвале, где нет никакой магии! Моток верёвки подкатился к моим башмакам и стал тыкаться в них, словно подталкивая меня к двери. Не в силах противиться любопытству, я, наклонившись, чтобы не удариться головой, шагнула за порог.
   Моему взгляду предстал огромный зал. Он, казалось, простирался на несколько вёрст в длину и ширину, а в высоту достигал не меньше пяти саженей. Невозможно представить, чтобы в человеческих силах было отстроить такое помещение. Стены, голые возле двери, дальше были покрыты гобеленами, потолок был разрисован изображениями демонов и чудовищ, а пол буквально завален разнообразными сокровищами. Я никогда в жизни не видела столько золота в одном месте. Старинными монетами, на которых были выбиты непонятные мне символы, слитками и золотым песком оно валялось повсюду, сверкая в ярком освещении зала. Как и в других помещениях замка, свет лился словно ниоткуда, а моток верёвки, вкатившийся вслед за мной в дверь, напротив, потух. Я оглянулась назад, но двери уже не было видно. Меня охватил страх - неужели это ловушка, и я останусь в подвале навсегда? Тьма великая, я предпочла бы как место заточения тёмный погреб с несметными запасами пищи, чем яркий зал с его сверкающими сокровищами.
   Стоило мне так подумать, как моток верёвки толкнул стену в том месте, где была дверь, и та немедленно открылась, при этом свет в зале померк. У меня вырвался вздох облегчения, и клубок подкатился к моим ногам, подталкивая идти дальше, вглубь сокровищницы. Я шагнула вперёд, к двери, но моток словно взбесился и, прыгая передо мной, принялся биться о мои ноги, пока я не отшатнулась и, споткнувшись обо что-то в темноте, не упала на груду золота. Охая от боли, я с трудом поднялась, и моток верёвки, как нашаливший котёнок, потёрся о мои башмаки.
   - Я не сержусь, но не стоит так поступать со мной, - проговорила я. В зале эха не было, и поэтому мой голос прозвучал очень тихо. Моток верёвки пару раз подпрыгнул от радости, а после принялся подталкивать меня, чтобы я продолжала экскурсию. Вздохнув, я повиновалась; впрочем, мне и самой было интересно посмотреть, что прячется в подвале замка тьмы. Делая первый шаг между груд золота и драгоценностей, я услышала, как со скрипом затворилась за моей спиной дверь, и одновременно с этим в зале снова вспыхнул яркий свет. Что же, будем надеяться, Лдокл догадается, где я могла оказаться, если я не смогу выйти отсюда, а Рвоа заметит мою пропажу. Главное, чтобы она не сделала этого до того, как я осмотрю самое интересное...
   А интересного было много. В грудах золота то там, то сям сверкали разноцветными огнями драгоценные камни. Невозможно себе представить, чтобы где-то в мире хранились алмазы не меньше ладони и рубины размером, наверное, с человеческое сердце. Камни были выточены то в форме шаров, то капель, то причудливых фигурок, которые изображали неизвестных мне созданий. Нагнувшись, я попробовала поднять один особенно красивый камешек, из которого неизвестный мне мастер сделал подобие спелого яблока, но свет вокруг померк, а "яблоко" засветилось столь зловещим кроваво-красным светом, что я поспешно одёрнула руку. В тот же миг всё стало по-прежнему.
   - Смотреть - смотри, но ничего не трогай, так, что ли? - спросила я. Мне никто не ответил, только моток верёвки толкнулся в ноги.
   Дальше моему взгляду открылись совершенно удивительные вещи. Сначала я, собственно, и не поняла, что увидела: ничего подобного нет ни в одном доме и не валяется на улице. Только на страницах старых книг описаны такие вещи, да изредка встречаются картинки, по которым я и узнала увиденное. В сокровищнице демона лежало оружие - сваленное в отдалении от драгоценностей. Мечи, ножи в кожаных ножнах, сломанные мечи, луки и стреляя, боевые топоры, а рядом - копья с поломанными древками. Многое было поломано, не скрытый золотом металл заржавел, на мечах были ужасные зазубрины. Лежала там и металлическая одежда - доспехи - для защиты от смертоносных ударов, также смятая и ржавая. Груды оружия, начинаясь у моих ног у прохода, простирались до дальней стены зала.
   Гобелены, которые я заметила на стенах, были сотканы явно для этого замка: картины на них были такими огромными, что я легко могла их разглядеть; впрочем, зал оказался всё же меньше, чем я подумала в первый момент. Сцены, украшавшие стены, невозможно увидеть ни в одном другом месте, разве что на картинках в старых книгах изредка проскальзывает нечто подобное: вооружённые люди, люди, излучающие сияние, люди, летящие по воздуху с копьями в руках - а перед ними стоят другие, закрывая головы щитами. Выражения лиц изображённых людей, то, как они стоят и держат оружие, испугали меня: я никогда не видела подобной ярости, такого желания нанести вред. В книгах было записано, что феи обещали людям укротить демонов, если люди перестанут убивать друг друга, но не указано никаких подробностей про то время. Вот, значит, как они это делали.
   Подняв глаза к потолку я увидела там другие картины: демоны - их можно было отличить от людей по красоте, умело переданной художником, разноцветной одежде и по эмблеме, обозначающей подвластную каждому стихию - сражаются с драконами. Если сравнивать с демонами, эти были втрое больше, чем лацертусы Лдокла, они изрыгали огонь, хлестали хвостами и хлопали крыльями. А дальше - одетый в красное мужчина - скорее всего демон огня - несёт на руках красивую девушку. На девушке розовое с голубым длинное платье, а лицо искажено страданием, словно прикосновение обжигает её. Рядом - ярко-алый замок, из которого вырываются языки пламени, наверное, это туда несёт свою жертву демон огня. Под стенами замка собрались люди, они потрясают оружием, их лица искажены той же яростью, что и на гобеленах. А демона не трогает ни ярость людей, ни страдания девушки: он весело хохочет. А на следующей картине одетый в синее демон склоняется над человеком, который скорчился на земле и тщетно пытается закрыть руками голову. Бледно-жёлтый замок - он словно сложен из песка, но намного больше того, что могут соорудить играющие дети - а их окна в башне выглядывает девушка. На ней белое платье, и лицо печально, будто ей не на кого больше надеяться. Одетый в чёрное демон встаёт на семицветный мост - а на другом конце пятится с испуганным выражением девушка в радужном платье. Она совсем не похожа на фею радуги, которую мне показывала Соль, но я понимаю, что никем другим бедняжка быть не может. Кто знает, насколько правдив был художник, а, может, сейчас тогдашней феи радуги уже попросту нет в живых. Мне пришла в голову страшная мысль, что именно тогда, в момент, запечатлённый на картине, несчастная и могла погибнуть...
   Я и так шла, запрокинув голову, и не глядя под ноги, а теперь, разволновавшись, потеряла равновесие и упала, споткнувшись обо что-то твёрдое. Моток верёвки, "заметив" это, поспешил подкатиться ко мне, и правым коленом я опустилась на него, стукнув, таким образом, только левую ногу.
   - Спасибо, - с трудом проговорила я, поднявшись. Кажется, в этом подвале я набрала больше синяков, чем за всю предыдущую жизнь! Моток потёрся о мои ноги и покатился дальше, ведя меня за собой. Рассматривать потолочные картины я больше не рисковала, и поэтому оглядывалась по сторонам. Кроме гобеленов с изображениями битв меня поразили портеры, стоящие на мольбертах прямо посреди груд сокровищ: дамы в тяжёлых платьях, закрывающих всё тело и в головных уборах, закрывающих волосы, мужчины в доспехах и шлемах, с мечами или копьями - а кое-где и топорами в руках, юноши с луками в руках, колчанами и кинжалами на поясах и девушки в такой же тяжёлой одежде, как и дамы, но с распущенными по плечам волосами и букетами цветов. Эти люди, кажется, никогда не улыбались, они были серьёзны и даже, пожалуй, суровы. Почему?
   А вот картина, изображающая не одного человека, а, как на гобеленах и потолке, целую сцену. Огромный чёрный замок подавляет своими размерами. У него узкие окна на первом и втором этажах, а на уровне третьего по углам поднимаются небольшие башенки, которые возвышаются над общим уровнем замка ещё на один этаж. Они округлые и выдвинуты за стену так, что через их узкие окошки можно разглядеть всю равнину возле замка. А глядеть есть на что: вокруг собралась толпа людей... нет, демонов. Они не кажутся такими красивыми, как на потолке, их лица искажены яростью и гневом, и каждый потрясает оружием или пустыми руками, от которых, однако, исходит разноцветное сияние. От замка тоже исходит "сияние" - только чёрное, это наползает тьма, и кое-где яркое свечение собравшихся вокруг демонов сталкивается с сгустками тьмы. Однако замок защищается не только сиянием - в воздухе носятся клыкастые чудовища, которые машут крыльями и, кажется, вот-вот упадут на собравшихся вокруг демонов.
   - Что это? - пробормотала я. - Замок тьмы? Другой замок? Какая-то битва?
   Мне никто не ответил и, вздохнув, я пошла дальше. Неведомые художники, о которых ничего не слышали люди, все сцены (не в пример портретам) изобразили так, что я почти слышала крики, стоны, угрозы и проклятья. О событиях же, изображённых на увиденных мной картинах, я могла только догадываться.
   - Были войны, и люди носили оружие, - произнесла я вслух. - И демоны похищали девушек, и люди пытались с ними бороться. А ещё люди носили неудобную одежду, а демоны воевали между собой и с феями. А потом что-то изменилось. Оружие принесли сюда, и картины, на которых изобразили битвы, принесли сюда. Может, и книги принесли сюда, потому что сейчас все говорят, что старых книг очень мало, и ничего не сохранилось. Всё это принесли сюда и спрятали в подвале. Зачем? Чтобы люди не знали своего прошлого? Чтобы забыли о том, как когда-то сражались? Зачем всё это?
   Мне никто не ответил. Я прошла дальше, шаг за шагом проходя мимо сказочных сокровищ, которых нельзя увидеть больше нигде: и золото, и камни, и драгоценные вазы, и украшения, достойные самых великих правителей, которых нет сейчас больше нигде, и оружие - не только поломанное и ржавое, но и новое, сверкающее не хуже драгоценностей, такое под стать великим воинам из совсем уж старинного эпоса. Устав и сбив ноги, я присела на очередную груду золота и задумалась.
   "Феи говорят, что жажда власти, жажда денег, желание убивать себе подобных и получать больше, чем другие - это тёмные качества, и те, кто им следует, ведут мир во тьму, когда демоны будут править миром. Но Лдокл говорил Соль, что, если люди не будут бояться демонов, они перестанут подчиняться феям, и Соль плакала при одной мысли об этом. Но феи - так все говорят! - не стремятся к власти, по крайней мере, светлые феи, и управляют людьми для их же пользы. Я видела диадемы, достойные великих правителей и мечи, достойные великих воинов, но у нас не было и не может быть великих воинов и правителей: нам не с кем воевать, а правит нами совет городов, который мы же и выбираем. Где же тогда в мире красота и неужели волшебство нужно только для того, чтобы воспитывать людей, как маленьких детей в школе?"
   Вопросы показались мне сложными. Если я когда-нибудь вернусь домой, должна ли я буду рассказать о том, что увидела? Что - пользу или вред принесёт новый договор, который демон собирается заключить с моей помощью? Принесёт ли вред мой побег, если я сумею сбежать, как собиралась? Я совершенно запуталась, и уже не знала, как мне стоит поступить, чтобы причинить меньше зла и горя другим людям. Внезапно мои рассуждения были прерваны тем, что мой волшебный проводник засуетился и принялся прыгать, как собака, зовущая хозяина на прогулку.
   - Как скажешь, - проговорила я, поднимаясь на ноги, - пойдём дальше.
   Однако моток верёвки не собирался вести меня дальше по залу или вообще куда бы то ни было. Внезапно освещение в зале стало меркнуть, пока не пропало вовсе, оставив только тусклый свет от верёвки. Он ещё несколько раз подпрыгнул, а после подкатился ко мне и, прежде, чем я успела что-то сказать или сделать, обвил верёвкой мои ноги и потащил - другого слова не подберёшь - назад к выходу. Напрасно я пыталась сбросить верёвку, вырваться или остановить его словами. Первый рывок заставил меня упасть на пол, а после мне едва удалось защитить голову, чтобы не удариться о валяющиеся повсюду сокровища. Моток неумолимо тащил меня обратно и только у той стены, в которой была невидимая дверь, слегка замедлил ход. Из-за стены доносились раздражённые голоса: спорили Рвоа и Лдокл. Я похолодела от ужаса, представляя, как меня сейчас вынесет прямо к их ногам. Тьма великая, неужели ничего нельзя сделать?
   Между тем, как я уже говорила, скорость, с которой меня тащило по полу, начала падать. Мне удалось сначала выхватить из кучи сокровищ издалека замеченный нож (на этот раз мне ничего не помешало взять его в руки), а после, у самой двери, я сумела сесть и ухватить за связавшую мои ноги верёвку. Движение остановилось, и моток запрыгал возле меня в явном нетерпении. Я занесла нож, чтобы перерезать пути, и моток совсем остервенел, принявшись биться о мои руки, а, когда "понял", что это не помогает, стал набрасываться на лицо и шею, стараясь каждый раз ударить посильнее. Отбросив взбесившийся клубок подальше (никогда больше не буду доверять дружелюбию волшебных вещей!) я поудобнее перехватила нож и перерезала верёвку. Раздался тихий звон, путы спали с моих ног, и, помедлив мгновение, погасли. Сразу же после этого погас и отброшенный в сторону моток а, когда я попыталась нащупать идущую за стену путеводную верёвку, то обнаружила, что её нигде нет. Тьма великая, неужели я всё-таки останусь здесь навсегда?! Нет, нет! По подвалу ходят демон и экономка его замка и, если у меня не будет другого выхода, я смогу позвать их на помощь. Наверное, Рвоа заметила моё отсутствие, и позвала хозяина помочь отыскать меня - правда, непонятно, как они догадались, куда идти?
   Голоса раздались совсем близко, и я воспряла духом. Отчаяние так и не сумело охватить меня: слишком всё происходящее было похоже на сказку, из тех, которые я читала в детстве. А в сказках всё заканчивается хорошо и... Даже когда меня волокло по полу, я и то не боялась, что со мной может что-то случиться, только не хотела быть выброшенной перед демоном в таком смешном и неудобном положении. Теперь же, прильнув к стене, я жадно прислушалась к разговору Лдокла с экономкой, надеясь, что их разговор подскажет мне способ выйти: в сказках всё так бы и происходило бы, почему бы такому не случиться и в замке демона тьмы?
   Мои ожидания оказались не напрасными...
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"