Авербух Наталья Владимировна : другие произведения.

О создании мира

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


Оценка: 8.96*5  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Некоторые размышления о том, что должен обдумать начинающий автор фэнтези. На истину в последней инстанции не претендует.


   Был у меня однажды разговор на тему создания своего мира.
   Не в мистическом или демиургическом смысле, а в творческом.
   Все писатели-фантасты создают свой мир. А авторы фэнтези ещё и а-ля средневековый.
   О мирах говорилось много и подробно, например, о том, как нужна карта, как важно понимать климатические условия или денежные системы.
   Боюсь кое в чём повториться, а где-то оказаться банальной, но внесу-ка и я свои пять копеек в сложное дело миротворчества.
   В отличие от Профессора Толкиена, я не филолог и в языках разбираюсь крайне слабо. Также нельзя меня назвать географом для того, чтобы я нарисовала карту, разобралась в климате или сделала ещё какую-нибудь умную вещь в этом роде. Я даже не знаток истории, поэтому моя помощь не будет заключаться в изложении исторических реалий.
   Зато я, как мне кажется, обладаю некоторым здравым смыслом, худо ли бедно умею думать, а также в детстве увлекалась этнографией. И даже зачитывалась историческими романами, правда немного и недолго.
   Но - шутки в сторону, приступим.
   Итак, мы создаём мир. Давайте, отложив в сторону вопросы климата, подумаем о другом. Об обществе, в котором будут жить наши герои.
   Для начала - сколько видов разумных существ обитают в нашем мире? Фантасты очень любят населять мир разными эльфами, ламиями, вампирами, гномами и даже драконами. О чём тут надо подумать? На мой взгляд - о социально-политическом укладе каждого вида и о взаимоотношениях между ними. Также не худо ли обсудить, могут ли представители разных видов вступать в брак, что - в биологическом и в социальном смысле - наследует их потомство и какое к нему отношение.
   Подробней всего я предлагаю остановиться на человеческих социумах, поскольку они в фантастических мирах достаточно часто самые многочисленные.
   Итак, общество а-ля средневековое. Что это означает? Я полагаю, феодализм. Не вдаваясь в подробности о том, как именно существовал и развивался реальный феодализм в реальных странах нашего мира, подумаем о нескольких важных вопросах.
   Кто правит в нашем мире? Если король - то какова его власть над подданными? Если стран несколько - подумать надо над каждой человеческой страной.
   Какие есть феодальные уровни, помимо самого главного? В каких они отношениях с государём? А друг с другом? А какова их власть над подданными? А на что они живут? Откуда и какие получают доходы?
   Также, если у нас будут города, следует обсудить статус этих самых городов.
   Кому они подчиняются? Кто ими управляет? (это разные вопросы) Кто населяет города, какие общины, цеха или гильдии? В каких они отношениях между ними?
   Вспомнился мне тут вопрос о преступности.
   Его следует обсудить параллельно с другими - кто и где осуществляет правосудие, кому и при каких условиях позволяется носить оружие, какие наказания предусмотрены за какие преступления. О самой преступности - есть немаловажный вопрос - насколько велик её разгул? Нехорошо будет, если у вас то девственницы ходят по большим (и пустынным!) дорогам с мешками золота и безо всякой опаски, а то вдруг кого-то ни с того ни с сего в людном месте грабят, можно сказать, на глазах у всего честного народа.
   Заодно следует оценить понятие самозащиты - принимается ли оно на суде в разбирательствах.
   Вернёмся к мельком поднятому разговору о взаимоотношениях между людьми разных сословий.
   Понятно, что в обществе не могут быть одни короли да феодалы.
   Кто ещё?
   Крестьяне, подчинённые феодалам - это понятно. Также вы наверняка подумаете о купцах и ремесленниках.
   Очень часто встречаются маги. О них разговор будет отдельный, а пока обсудим-ка вот что.
   Необходимо выстроить представителей всех сословий в жесткую сословную иерархию. Не надо отмахиваться - в средневековом обществе людей без статуса не бывает, каждый кем-то, да является. И даже у бродяги есть определённые права и обязанности перед остальными.
   Не знаю, насколько это покажется важным, но я бы предложила взвесить следующее.
   Насколько голос феодала ценнее голоса купца или ремесленника или крестьянина и где там стоят маги?
   А что будет, если они подерутся - какой штраф будет платить каждый за конфликт с каким исходом (телесные повреждения разной степени тяжести, ущерб имуществу, ущерб достоинству)? Или какое наказание с кого будет снято?
   Кто отвечает за крестьянина или ремесленника в случае конфликта с посторонним (и, возможно, более знатным) лицом?
   Это всё очень важно, особенно если учесть, как часто в фэнтези романах происходят драки.
   Теперь (маги пусть ещё немного подождут) подумаем над статусом женщины в обществе. А заодно и ребёнка, а также критериях взрослости, самостоятельности, вступления в наследство и вступления в брак (они могут совпадать, а могут и разниться, так тоже бывает).
   Очень часто общество вроде как патриархальное, но наёмников женского пола дофига, простите, и больше.
   Надо думать и соотносить.
   Ещё, пока не забыла - место науки в тамошнем мире и относится ли к ней магия или это отдельный институт в выдуманном обществе.
   Ещё стоит взвесить отношение к другим разумным видам (или, как ещё говорят, разумным расам), а также общественное устройство у этих самых "разумников". Особенно по тем пунктам, в которых они с человеческим обществом разнятся.
   Если стран несколько - это следует обдумать для каждой, причём для главной - в деталях, а для остальных хотя бы набросать схему.
   Ещё я бы посоветовала обдумать религию, основные мировоззренческие вопросы, обряды, предметы культа и - в особенности - людей, которые включены в религиозные институты. Какое место они занимают в обществе, с какого возраста они становятся людьми религии, есть ли среди них женщины, разрешены ли им браки и если да, то на каких условиях. Какая у них иерархия, какие на них наложены запреты и предписания. Всё это необходимо обдумать.
   Теперь перейдём таки к магам.
   Недавно мне был задан довольно страшный вопрос. Почему маги не захватывают власть в мире или хотя бы в странах, в которых проживают?
   Нет, в самом деле, в нашем мире, насколько мне известно, сначала были некие вооружённые группировки, возглавляемые вождём, которые захватывали соседние территории или договаривались защищать их от врагов. Постепенно потомки этих вождей переставали сами участвовать в каждой стычке и перепоручали драться вместо себя другим. И власть их по большей частью зиждется на силе и традиции.
   А если в мире есть магия? Магия, позволяющая сворачивать горы, телепортировать кого угодно на какие угодно расстояние, бросаться огненными шарами? Почему тогда обладатели реальной силы не берут власть в свои крепкие руки, оттеснив гораздо менее опасных воинов и потомков воинов?
   Надо либо отдать им эту власть, либо придумать надёжные ограничители. Можно даже моральные, но чтобы это была продуманная ценностная система, помимо прочего, предусматривающая способы остановить отступника.
   Ещё, думаю, стоит обдумать оружие. Я уже упоминала, что есть вопрос, кому какое разрешено. Так вот, стоит ещё сообразить, какое вообще есть. Очень так стоит, чтобы потом не путаться и не совать в одну страну оружия всех народов реального мира, которые, между прочим, почему-то ведь такие сложились.
   Ну, можно подумать ещё о таких мелочах, как архитектура (а то поселите героя в хрущовку или панельную пятиэтажку), о вопросах транспорта и снабжения.
   Вот, например, транспорт. Могу ошибаться, но в древней Индии лошади, к примеру, были редкостью и на них позволялось ездить только избранным. А на Руси, какие-никакие, но лошади были у многих крестьян, если я правильно поняла отрывок из хроники. Их даже экспроприировали на нужды армии.
   Кроме лошадей можно также ездить на волах, ослах и мулах. Ну там или своих животных придумаете.
   Но помнить надо одно - всё, что может указать на статус человека, на него в феодальном обществе указывает. То, как он передвигается и, кстати, как одет - в первую очередь.
   Вопрос снабжения тоже довольно очевиден, как я думаю.
   К нему тесно примыкает вопрос рынка.
   Я имею в виду, насколько распространён бартер, какой процент населения живёт на натуральном хозяйстве и на каком проценте этого самого натурального хозяйства. Например, допустим, маркиз такой-то полностью обеспечивается феодом, но часть излишка продаёт, чтобы закупить оружие. Или предметы роскоши для жены.
   Кстати, маркизу можно позавидовать, если у него есть ещё и излишек с доходов его феода. Ну да ладно.
   Ещё вопрос - где живут феодалы - в своих имениях (кто и в каких) или в городах? Взаимоотношения между этими феодалами? Может быть, они воюют, торгуют, сотрудничают, находятся в состоянии, аналогичном холодной войне, связаны кровной местью (существует ли в мире институт кровной мести? и, кстати, разрешены ли поединки, связанные с вопросами чести или личной вражды? внутри каких сословий и можно ли между ними?), связаны давней дружбой. Кстати, сюда же подумаем, откуда король (или герцог, к примеру) нашей страны берёт жён - из своих подданных или выписывает из-за рубежа.
   Очень важным вопросом будет охрана границ каждого феода. Во многих фэнтезийных романах герои, простите, шляются, где хотят и авторы наивно полагают, что, раз нет паспортов, то нет и паспортного контроля. Извините. В феодальном обществе люди довольно таки воинственны и, соответственно, часто ждут нападения. Банда немытых чужаков, вооружённых до зубов, не может не вызвать интереса, а слухи разносятся быстро. Не говоря уже об обязательных пограничных заставах между феодами. Если герои обходят заставу по лесу - объясните, что это у вас за дубовые феодалы и заставщики такие, которые ставят свои блок-посты исключительно для вида. Если герои обладают особенными способностями, которые и позволили им пройти заставу - объясните. И, кстати, пусть заплатят пошлину! В Средние Века ничейной земли не было, всё кому-то принадлежало, хотя бы королю. И за всё надо было платить, у особо разнузданных феодалов - даже за воздух для дыхания.
   Недурно было бы взвесить проблему рождения, вступления в брак и похорон. Можно придумать, конечно, ещё и диковинные застольные обычаи, но не обязательно, а вот эти три - железно! Чтобы не получилось так, что вы банально калькируете современную вам и совсем не феодальную реальность.
   Вот, теперь мы более или менее разобрались со многими важными вопросами (валюту и линейку цен можете выстроить сами в качестве домашнего задания) и можем перейти к персонажам.
   Давайте вместе подумаем, кто они такие и как дошли до жизни такой.
   Нет, серьёзно. Очень часто это люди (и нелюди) из разных слоёв общества. Каких? Почему им не сидится дома? Как они относятся к представителям других слоёв? А конкретно к этим, с которыми они общаются?
   Не бывает людей, возникших из неоткуда, разве что у них амнезия (ну или ладно, так уж и быть, мир-то волшебный, трям - и возникли). Вопрос о внезапном появлении и амнезии пока отложим, рассмотрим относительно нормальную ситуацию. Каждый человек принадлежит к тому или иному сословию, имеет определённый статус. А это означает, что он каким-то образом одевается, имеет те или иные поведенческие или речевые привычки, может ехать верхом или стоять в шляпе при короле и так далее, и тому подобное. Особенное внимание обратите на женщину в команде! Ещё раз - насколько свободны женщины в этом мире? Если у людей женщины сидят дома с прялкой, а у эльфов, например, бегают по лесу с луком, то вы уж учтите реакцию мужчин-людей на появление эльфийки в команде героев. Уважение к боевым качествам - уважением, а тот же мужской шовинизм, не в обиду будет сказано сильной половине человечества, ещё никто не отменял даже в постиндустриальном обществе, чего уже говорить о традиционном! И это как-то может отразиться на взаимоотношениях между персонажами.
   Интересно также, как зовут ваших героев, насколько их имена или прозвища соответствуют их реальному и/или мнимому статусу, что эти имена говорят окружающим. Ещё раз напоминаю - в феодальном обществе любая мелочь указывала на то, как к человеку должны относиться окружающие!
   Интересен будет вопрос, не роняет ли своего достоинства человек благородного происхождения, общаясь с людьми и нелюдями, ниже его по статусу. Или не общаясь, а разговаривая запросто, вкушая совместную трапезу, участвуя в совместных увеселениях или делах. И, если роняет, то как он ко всему этому относится.
   А заодно давайте обсудим вопрос алкогольных напитков и других психотропных средств. Какое они имеют хождение, как к ним относятся представители какой категории лиц в вашем романе и из чего их, пардон, гонят. Не забудьте, что та же водка появилась сравнительно недавно. Ещё - многие алкогольные напитки в неразвитых обществах вызывают алкогольное отравление, так как плохо отчищены. Как в вашем мире относятся к последствиям этого самого отравления? А к пьяным? А к поступкам, совершенным пьяными людьми? А нелюдями?
   Да, кстати. Если у вас героиня притворяется мужчиной, обратите особенное внимание на одежду. Например, на то, что она должна сильно стягивать грудь и не сильно обтягивать ноги. Иначе будет, простите за подробности, очень заметно наличие совсем не тех половых признаков. Ну и вопрос о бритье тоже забывать не следует.
   Тут же поднимем и вопрос санитарии. Как часто моются, где и как? Совместно или по одиночке? Как, простите, избавляют тело от отходов пищеварения? Если люди не привыкли стесняться, то, во-первых, подумайте о возможностях эпидемий, а, во-вторых, о возможном разоблачении вашей притворяющейся героини. А вздумает таиться - заподозрят в чём-нибудь другом.
   Ещё мне приходит в голову важность вопросов морали, в том числе и морали сексуальной. Как вообще, так и применительно к конкретным героям. Если команда разнополая, и долго в пути, и почти ни с кем из посторонних не общается... И даже если и однополая, тут, в общем, полной гарантии никто не даст. Я к тому, что следует заранее подумать, насколько возможны для каких сословий и какие сексуальные отношения, насколько это принято скрывать и что будет, когда всё откроется. А то, может быть, вернётся ваша героиня из похода, а её в родной деревне камнями забросают. Потому что себя не блюла... и даже если всё-таки блюла, никто не поверит.
   Кстати, не следует забывать, что, как это не печально, во многих феодальных обществах был официально признан двойной стандарт, при котором мужчине позволялась гораздо большая сексуальная свобода, чем женщине - вплоть до супружеской измены. Не обязательно копировать реальность, но обдумать вопрос стоит.
   Ещё раз вернусь к вопросу женщины и оружия. Всё-таки в реальности бывало редко, чтобы женщина обладала боевыми навыками. Знаете, как-то не принято. Поэтому мир сплошных амазонок, которые могут мужчину вызвать на дуэль, отрезать уши и отпустить ограбленным, немножечко удивляет. И вообще, фантазию следует соотносить с тем фактом, что средняя женщина априори слабее среднего мужчины из-за совершенно разного процента мышечный тканей у каждого из них. Поэтому физическое превосходство героини следует обосновать, причём убедительно. А также не забыть о том, что у неё в таком случае должно быть немного жировых тканей и много мышечных. Проще сказать, мало в какой стране реального мира её бы сочли красавицей.
   Чуть не забыла обсудить амнезию. Следует подумать, возвращают ли в вашем мире память, как относятся к таким больным и каким загадочный незнакомец вывалится в сюжет. Голодным или сытым, здоровым или больным и - что очень важно - одетым или голым! Ведь голый - это вроде как бы и бесстатусный, а по одёжке его вполне могут встретить сердобольные люди. А ещё могут раздеть болезного и побить, чтобы не рыпался. И, конечно, захочет ли он вернуть себе память, если появится такая возможность.
   Эта тема плавно перетекает в вопрос об уровне медицины и уж заодно и индустриализации. Печатают ли книги, есть ли автоматизация труда, в том числе при помощи магии? Если можно сделать всё, что угодно, но труд почему-то всё равно ручной - обосновать. Медицина - тоже важно. Насколько далеко люди выдуманного мира продвинулись в лечении самых разных болезней, как борются с эпидемиями, какие причины приписывают болезням и какое в народе отношение к медикам - это важно. И, конечно, если есть маги, жрецы, медики и шарлатаны и все занимаются лечениями болезней - это тоже надо обдумать. Кому больше доверяют, кто сколько прочит за лечение, есть ли бесплатная медицина. Кстати, сюда же стоит задуматься, если ваши герои не люди, то как у них с иммунитетом, подхватывают ли они от людей болезни, переносят ли какие-то свои, не обвиняют ли их в эпидемиях и как у них заживают раны. А то и каким оружием эти раны можно нанести.
   Вот, в принципе, основные вопросы, которые пришли мне в голову, когда я размышляла над гипотетическим созданием мира. Вопросы далеко не все, но довольно важные и, в принципе, я задумываюсь над ними и когда пишу, и когда читаю фэнтезийный текст. Подумайте и вы о них, прежде чем одарить читателей очередным опусом. Хочу только предупредить господ демиургов о другой крайности. Не стоит, обдумав все эти вопросы, вываливать на читателя все особенности и законы вашего мира. Просто учитывайте и давайте необходимые пояснения там, где это нужно. А не то вместо романа вы напишете Большую Фэнтезийную Энциклопедию. Похвально, но утомительно.
   Ну и совсем под занавес - взвесьте заранее, как будут в вашем мире относиться ко всяческим странностям и людям со странностями. Бояться, считать даром свыше, проклинать, убивать, приближать ко двору... Потому что очень возможно, что вашим героям это предстоит проверить на собственной шкуре!
   Успеха!
Оценка: 8.96*5  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"