Аврех Юрий : другие произведения.

Узники

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Оказывается, цензура существует. Нам запрещают ставить ее в театре.Как это? Психиатр расстреливает своего пациента!!! А Рэй Бредбери ? Правда, тот случай произошел на другой планете и сам я об этом узнал от знакомых...


   Юрий Аврех

Узники

Пьеса в одном действии.

  
   Действующие лица: Саша молодой человек 26 лет.
   Олег 30 лет
   Илюша сын Олега 10 лет.
   Главврач Сергей Сергевич.
   Девушка без имени и без возраста.
  
  
  
   Действие происходит, как бы в психиатрической лечебнице, но в то же
   время не совсем в лечебнице и не совсем в психиатрической. Саша и
   Олег два пациента, сидят в палате и разговаривают. За окном - ноябрь,
   идет снег. Саша непризнанный поэт. Олег бывший известный прозаик.
   Почему они оказались здесь непонятно. В палате кроме них никого нет.
   Саша смотрит в окно. За окном появляется лицо улыбающейся девушки и
   исчезает.
   Саша: только что я видел ее.
   Олег: кого ее? Опять твои поэтические бредни?
   Саша: ты ничего не понимаешь. Ни-че-го.
   Олег: тебе надо попить вкусных таблеток, сейчас я позову врача.
   Саша (поворачиваясь к нему лицом): ах ты скотина! Только попробуй, ты об этом пожалеешь.
   Олег: силенок не хватит!
   Саша: почему меня посадили именно с тобой (вздыхает). Видимо, это судьба, но ты об этом еще пожалеешь.
   Олег: не бормочи, не бормочи, я не люблю когда бормочут.
   Саша: иди ты... (после паузы) здесь я не могу ничего сочинять, (снова пауза). У тебя есть что-нибудь из еды? Я хочу есть.
   Олег: (не отвечая на вопрос) ты молодец. Саша молодец. Кто такой молодец? Это Саша. (Пытается погладить Сашу по голове)
   Саша (брезгливо отстраняется, отсаживается от него, закрывает лицо руками.)
   Это было в трамвае N 13 города "S". Я увидел ее лицо ее глаза. Я не мог не влюбиться в нее. Мы вышли на одной остановке. Шел сильный дождь, по улицам текли потоки воды, весь транспорт остановился. У меня в руке был зонтик, я подошел к ней и закрыл ее зонтом от дождя.
   Олег: Твой рассказ напоминает мне слова из одного старого французского фильма.
   Саша (убирает руки от лица) какого фильма? Что ты несешь, это было в моей жизни. РЕально в моей жизни! (Переходя на крик) ты слышишь меня, черт бы тебя побрал!
   Ее звали Людмила. Ей было 19 лет. Она училась в экономическом колледже.
   Я спросил ее, как ее зовут и чем она занимается, но не спрсил ее телефон и адрес.
   Олег: ты жалеешь об этом? Ты бы хотел, чтобы твоя жена училась в экономическом колледже и её звали Людмила?
   Саша: Убирайся к чёрту! (бросает в него подушку, внезапно успокаивается). Несколько минут в палате полная тишина только чей-то голос тихо плачет за стенкой. Саша подходит к окну, прижимается лбом к холодному стеклу, смотрит на снег, отходит от окна, садится на кровать.
   Нет, знаю, может быть да, может быть нет, просто всё было так ярко. Так красиво, так празднично. Люда, трамвай, зонтики, июль... ( Снова подходит к окну, начинает тихо читать вслух) В жаркий июльский полдень
   Когда невидимый курильщик облаков,
   Выкурил ещё одно облако
   И теперь с недоумением глядит
   На рекламные слоганы,
   Предлагающие пиво для настоящих мужчин
   И косметику для настоящих женщин
   Можно отвернуться, закрыть на мнгновение
   глаза
   И представить себе
   Деревянных птиц, которые поют о...
   Олег (перебивая его) Кривых женских ногах (громко смеётся).
   Саша: Опять издеваешься, пытаешься, всё опошлить, наплевать мне в душу!
   Олег: разве это стихи? здесь нет никакой рифмы, значит, это не стихи.
   Саша: что ты понимаешь в стихах? Ничего. Ты и в жизни то ничего не понимаещь.
   Строишь только из себя гения русской прозы. Раздается стук в дверь. К вам пришли, хватит болтать.
   Олег: это ко мне. Я иду. Уже иду.
   Меняется сцена. Темный прокуренный коридор. Лампочки то загораются, то гаснут. Прходят сгорбленные, искревленные люди. Кто-то смеется, кто-то скулит. Протягивает руки к маленькой фигурке. Раздается голос. Папа, папа.
   Олег: Илюша ты где? Я тебя не вижу.
   Илюша: папа я здесь. Они тянут ко мне свои руки. Прогони их. Пожалуйста. Олег пытается прогнать
   страшных больных. На какое то время они отступают вглубь коридора, откуда шипят, хрюкают, кукарекают.
   Превращаются в зверей, людей со звериными мордами и рылами.
   Илюша: папа та крыса котрую ты подарил мне на день рождения, помнишь? Она сбежала. Я обыскал весь дом и не смог ее найти.
   Олег: ты, наверное, плохо с ней обращался, мучил ее, не кормил?
   Илюша: нет, я хорошо с ней обращался, я совсем не мучил ее. Ну, разве что иногда...
   А знаешь она один раз мея даже укусила за палец,и написала мне на руку.(Олег молчит. (Долгая пауза.)
   Илюша:папа ты ведь купишь мне новую? Когда вернешься? (олег молчит.)
   Илюша: папа мама не разрешает говорить о тебе моим друзьям. И дома тоже. Ты вернешься?
   (Олег молчит.)
   Илюша: Папа, ты мне купишь новую крысу? Папа? (Из темноты снова начинают приближаться зверолюди)
   Илюша: Папа, ты ведь не станешь таким, как они? Папа? Мама порвала все твои рассказы, она сказала, что мне нельзя их читать. Папа, ты ведь купишь мне новую крысу? Папа? Издалека раздаётся голос санитара: "Ваше время истекло, свидание окончено". Олег молчит, санитар берет его за руку и уводит.
   Другая сцена.
   Снова в палате.
   Саша: Знаешь, мне сегодня приснился очень странный сон.
   Ты слышал о таком поэте - Чезаре Павезе?
   Нет, конечно, нет, ведь ты предпочитаешь не читать стихов. Да и вообще ты все только притворяешся.
   мне приснилось, что я смотрю видеоклип, а в нем этот самый Чезаре Павезе. Который получил Нобелевскую премию, а потом покончил с собой из-за любви к одной актрисе. Он ещё написал смерть придет у неё
   будут твои глаза. А она эта актриса потом ещё удивлялась. Ну, надо же он, оказывается, был талантлив
   и знаменит. Как жаль. Так вот я смотрю этот видеоклип, где Чезаре смотрит с экрана такой веселый
   а я ведь даже не знаю, как он должен выглядеть. Я не видел ни одной его фотографии. Но знаю что это он.
   А потом бац!. И он лежит мертвый. И ничего нельзя изменить. И так его жалко. И себя жалко, потому что я знаю, что это такое когда кого-то любишь, а тебя нет. И чем сильнее любишь. Тем сильнее не любят тебя.
   Когда я проснулся, на моих щеках были слезы. Представляешь? Я снова вспомнил ее. Нет не Люду, про которую я говорил, а Олю. Я любил ее а она любила другого. И еще свою собаку.
   Олег: (еле ворочая, я зыком.) И всё?
   Саша: нет. Ещё у неё была кошка. Такая черно-белая. Или Бело-чёрная точно не помню. Её она тоже
   любила. В хорошем смысле.
   Олег: и всё?
   Саша: нет. Ещё у неё был попугай. Она выпускала его из клетки и кормила с руки. Он летал по комнате, а кошка смотрела на него хищными глазами. Но боюсь, меня она не любила.
   Олег: кто? Кошка?
   Саша: да. И кошка тоже. Кстати, как же её звали? Нет, не могу вспомнить. Начинает болеть голова.
   Садиться на кровать и обхватывает голову руками. Разве я так много от неё просил? Я хотел, чтобы мы были вместе. Чтобы, просыпаясь видеть её рядом с собой. Класть её голову к себе на плечо. Чтобы она
   тихо мне говорила: "я люблю тебя". А я улыбался её в ответ. Разве это так много?
   Олег: ты говорил ей об этом?
   Саша: да.
   Олег: что она тебе ответила?
   Саша: молчит. Поднимается, ходит по палате. Здесь совсем нет книг. И людей. (Шёпотом.) Иногда мне кажется, что я здесь один. Что ты всего лишь моя иллюзия. (Громче) здесь такие серые стены. Почему я здесь?
   Как я сюда попал? (снова шёпотом) Надо попытаться бежать.
   Олег: от самого себя не убежишь.
   Саша: а ты пробовал?
   Олег: да.
   Саша: ты хочешь здесь навсегда остаться? оставайся. А я не хочу.
   Олег: единственное, чего мне здесь не хватает, так это хорошей еды - кормят здесь хреново. А так я всем доволен. Медсёстрами, к примеру, среди них есть даже симпатичные.
   Саша: ты ничего не понимаешь. Какая тоска.
   Олег: не бормочи. Не бормочи. Я не люблю когда бормочут.
   Наступает вечер. Саша стоит у окна. В окне появляется лицо той девушки. Она улыбается и исчезает.
   Утром: Олег: скоро будет завтрак.
   Саша:я даже не хочу смотреть на ту гадость которой нас кормят.
   Олег: что поделаешь. Надо же что-то есть.
   Саша: долго мы еще будем здесь?
   Олег: сколько нужно.
   Саша: почему ты такой злой?
   Олег: потому что я не могу быть больше добрым.
   Саша: сначала перестаёшь быть добрым, потом перестаёшь быть добрым, а потом становишься просто пациентом. Так?
   Олег: не знаю. Может быть и так. Но я не уверен.
   Саша: Больница, как тюрьма, тогда весь мир тюрьма. Ведь так?
   Олег: вот сучёныш. Начитался Шекспира и теперь строит из себя Гамлета. Эй, Гамлет
   спуститесь на землю. Здесь вас никто не слышит. Здесь только я, но мне это не интересно.
   (поворачивается лицом к стене.) Саша: и этот самодовольный человек претендовал на то чтобы на, то чтобы называться писателем. Подними глаза, над тобй потолок, Но ты принимаешь его за небо. Ты не увидешь настоящего неба пока не выйдешь отсюда. (Снова вечер.) Саша: мы никому не нужны.
   Олег: никто никому не нужен. С этим надо смириться.
   Саша: нельзя жить без любви.
   Олег: нельзя жить без еды. Ты когда нибудь пробовал курицу по-египетски?
   Саша: нет.
   Олег: вот видишь. А ты говоришь любовь. Поэзия. Курица по-египетски, вот это любовь. Вот это поэзия.
   Саша: я не хочу здесь больше оставаться. Ни дня. Ни минуты. Не хочу. Не хочу. Не хочу. Слышишь ты?
   Долбаный идиот?
   Олег: ты помнишь, как ты сюда попал?
   Саша (немного успокаиваясь) Не очень хорошо. Я стучался в закрытые двери. Пытался преодолеть
   равнодушие других. А потом мне стало страшно. Очень, Очень срашно. Я не ззнул, куда мне идти.
   Я сам пришёл сюда. Теперь я это вспоминаю.
   Жил один на проспекте разлуки,
   Он несчастный заламывал руки.
   Говорил я один
   От всех грустных причин,
   Я уеду с проспекта разлуки.
   Олег: о ком это? О тебе?
   Саша: (не отвечая на вопрос) А ты хочешь здесь остаться? Действительно?
   Олег: да.
   Саша: зачем?
   Олег: Здесь не нужно думать о том, как заработать деньги, произвести на кого-то впечатление,
   добиться чей-то любви. Только кормят здесь хреново. И здесь не приготовишь курицу по-египетски.
   Саша: ты уже говорил об этом. (После паузы.)
   а Илюша? Ты не хочешь к нему вернуться?
   Олег молчитю после паузы. Я ему не нужен. У него есть мама. Хватит об этом.
   Саша: я не хочу здесь оставаться.
   Олег: ты уже это говорил.
   Саша: тебе здесь снятся сны?
   Олег: раньше снились. Теперь нет.
   Саша: что такое свобода?
   Олег: курица по-египетски.
   Саша: свобода это не курица. Свобода это когда вокруг нет стен. И внутри тоже нет.
   Олег: я здесь намного дольше, чем ты.
   Саша: ну и что?
   Олег: я привык.
   Саша: а я не хочу. Я хочу выйти. Дышать свежим воздухом. Делать то, что мне нравится.
   Чтобы она любила меня на самом деле. И не важно, как её зовут, звали, или будут звать.
   Пусть у неё даже вообще нет имени. Тогда я сам придумаю его ей.
   меняется сцена. В кабинете главврача.
   Главврач Сергей Сергеевич: (обращаясь к Саше) Ну что Александр? как ваши дела? Скучаете?
   саша: да.
   сергей сергеевич: по кому-то или просто так?
   (саша молчит) Сергей Сергеевич: мы вас не держим. Вы сами пришли сюда и вы вольны, уйти, когда захотите.
   Мы просмотрели вашу историю, и мы решили вас выписать.
   Саша (недоверчиво) Это правда?
   Сергей Сергеевич: ну разумеется. Вы мечтали о свободе? мы предоставляем её вам. Только куда вы пойдёте?
   Саша: не знаю.
   Сергей Сергеевич: дорогой вы мой, вы мечтатель. Такие. Как вы всегда мучаются по пустякам, а потом рано или поздно попадают к нам. Почему вы не можете быть, как все? Вас волнуют проблемы общества, взаимопонимания (шёпотом) и конечно любви. Вы разрушаете одни стенны, но тут же вырастают
   новые. Я думаю, что вам очень повезло и что вы живёте в демократическом обществе. Раньше вас бы просто расстреляли. А сейчас о вас заботятся. А вы недовольны. Ведь вы недовольны?
   саша: да.
   Сергей Сергеевич: что вам с того, что кого-то убивают на улицах? В любом деле допускается процент брака. Вот вы разве никогда не писали плохих стихов? Значит и вы несовершенны. И у демократического общества есть свои изьяны. То же равнодушие, которое вы так ругаете. Кстати я думаю чтои ваши родители мечтали имненно о демократии.а вы просто н е хотите зарабатывать деньги.мне вас искренне жаль.
   Саша: имею я право на то чтобы жить? Чтобы меня любили?
   Сергей Сергеевич:ну разумеется.об этом и речь.(выходит из-за стола.Саша поднимается тоже.стоят
   друг против друга.) Мы освобождаем вас от ваших комплексов, страхов и обид. Обязательств, которые вы сами на себя взяли перед обществом. От всех мучений. (Громовым голосом). Властью данной мне я говорю вам.Мы выписываем вас.(достаёт из кармана маленький чёрный пистолет.Направляет его Саше в сердце и стреляет.Саша падает.Стены больницы тают.Саша оказывается на улице.На нём старые джинсы и незастёгнутое пальто.На ногах зимнне сапоги.Над его худой,измождённой фигурой вращается звёздное небо.Он идёт по снегу ,а навстречу ему идёт та девушка, лицо которой он видел в окне больницы.
   Она улыбается ему. Наконец-то он счастлив.где-то далеко кричит Илюша:"папа папа я нашёл её.мою крысу. Слышен писк крысы попавшей в Илюшины руки. Играет плавная и медленная музыка.
   Опускается занавес.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"