"Их было пятеро всего..."
Генри Лайон Олди, Андрей Валентинов, Марина и Сергей Дяченко
Пентакль
Роман - М.: Эксмо, 2005 - 640 стр. - 12100 экз.
посмотреть "Пентакль" на Озоне
... и в то же время было - трое.
Скажете - не бывает? Это у нас с вами не бывает, а у них запросто! Человек - пятеро, а авторов - трое.
Всё верно, всё правильно: снова собрались Дмитрий Громов, Олег Ладыженский, Андрей Валентинов, Марина и Сергей Дяченко. Да не просто так собрались, в гости друг к дружке-то они часто ездят-ходят. Книгу решили писать. И написали. Да так написали, что не только пан ректор Киевской академии затылок лысый прочесал мало не насквозь, уразуметь силясь, что тут к чему да кто где. Панове читатели тоже не раз да не два пятерню в потылицу запустят, авторские вытребеньки разбираючи.
Самое интересное, что и панове авторы нынче толком не скажут, где чей текст. Отчасти потому, что хотят читателя заинтриговать, отчасти же и потому, что сами не помнят. В предыдущем опыте пентатоники - романе "Рубеж", - и Олди, и Валентинов, и Дяченко вели каждый свою сюжетную линию, сохраняя почти без изменений свой стиль, легко узнаваемый внимательным читателем. В "Пентакле" же все смешалось похлеще, чем в доме Облонских. Новеллы, составляющие роман, прошли, что называется, тройную обработку. Так делается коллекционное оружие: один мастер куёт клинок, другой покрывает его узорами, а третий создаёт рукоять и ножны. Нам не обязательно видеть процесс, нам интересен результат. Вряд ли имеет смысл разбирать драгоценный меч, чтобы понять, где чья рука поработала, так?
Рискуешь разрушить волшебство единого творения.
Если попытаться одной фразой выразить суть "Пентакля", то получится - "Новый Миргород". Дух Гоголя в романе живёт и здравствует, отражаясь в реалиях XX века, века-волкодава. Вслушайтесь: "Мир-Город" - здесь и город, и мир. Именно так воспринимал свой Миргород сам Николай Васильевич, и это восприятие легло в основу "Пентакля". Мир, сосредоточившийся вокруг одного райцентра, и события, происходящие в этом мире в пределах одного века.
Двадцатого от рождества некоего Иешуа Бен-Пандиры.
Чёрт луну украл - разве только в гоголевские времена такое бывало? А вот и не только: в двадцатом веке тоже случалось! Правда, чертяка был что надо, с самим Сартром граппу да абсент хлестать доводилось. Под такие напитки экзистенциальные рассуждения особенно славно идут. А от рассуждений оных прямая дорога в ссылку провинциальную - луну воровать. Вот наш чёрт и украл. Да так, что всем другим чертям, помельче калибром, долго еще икалось.
Ведьмак, глава ковена районного - председатель сельсовета, а эмиссар нечистой силы вначале власть Советов укрепляет, после - Колыму осваивает, а поближе к концу века историю в университете преподаёт да законы бесовские блюдёт, по совместительству.
Вот и до знакомых реалий добрались: вроде как братва-беспредельщики в городе орудуют, а поглядеть - шиш вам, это в стане нечисти разлад, под шумок да в мутной водице некий Велиар решил власти себе загрести поболе других. Бои без правил устраивает, да не простые бойцы там бьются - покойники неупокоенные. Бродит полями да перелесками отряд под командованием ротмистра Клюгенау, аккурат с восемнадцатого года да по скончание времен. И глядит вослед бравому отряду неупокоенных защитников Отечества местная нежить, Миллениум отмечаючи. Бизнесмен отправляется в тур, во времена былинные-казаческие, да не просто так - чёрт сподобил. А бизнесмен возьми да чёрта и обставь - углядел лазейку в договоре, да и остался в прошлом навсегда. Там он - дома, по-настоящему, без дураков. Оно привычнее парню, когда кулаком бьют, а не заявлением. А вот ещё: коли собрался ты в знахари да ведуны пойти - придется, милок, получать официальный патент в местном ковене. Иначе не выйдет из твоей затеи ничего путного-то. А ещё...
Впрочем, что это я тут вам рассказываю? Сами прочитаете - чай, не маленькие, грамоте обучены. А для тех, кто все по полочкам разложить норовит заранее, скажу, что ждет вас работа тяжкая. Не всё в "Пентакле" раскладывается вот так с наскоку, ой как не сразу мир выстраивается! Упрямый этот мир, свободный да своенравный. Только в каждой истории есть нити, связывающие пряжу словесную в единую ткань Мира-Города. Это и события, и герои, и события этих героев, и герои этих событий. Непонятно? Открою вам страшную тайну - я и сам толком не понял. Пока, надеюсь. Да что там я - сам пан ректор Киевской академии... а, ну да, об этом я уже толковал.
И еще одно, на закуску. "Пентакль" - самый настоящий городской роман, со всеми необходимыми атрибутами. А ещё он - самый настоящий триллер. А ещё - крутейший боевик. А ещё... нет, нет, не стану я утруждать ваше зрение перечислением того, что там "ещё". Вот она, книга, вот она, дверь в Мир-Город.
Входи, кто ни есть!
Не заперто.
********************************************************************************
Пентакль, пантакль (франц. pentacle, "пятиконечник"): сложная магическая фигура, символическое изображение какого-либо понятия, мысли или факта, используемое в магических целях (напр., в качестве талисмана). К пентаклям относят также Соломонову звезду и пентаграмму. Пентаклями называют также денарии или монеты, одну из мастей Младших Арканов Таро.
Пентакль - не всегда и не обязательно пятиугольник. И символизировать он может что угодно - от самых светлых и жизненных сил до самого откровенного чернокнижия. Та же пентаграмма у пифагорейцев - символ здоровья, опознавательный знак общины. В христианско-тринитарной символике она представляет 5 ран Иисуса или, в числовом толковании, сумму Троицы (Отец, Сын и Дух Святой) и двойственной природы Христа (божественной и человеческой). В магии прямая пентаграмма, с одним лучом кверху, символизирует человека (в нее вписываются голова, руки, ноги), обратная, с двумя лучами кверху - дьявола (похожа на голову с козлиной бородой, ушами и рогами). В Индии прямая пентаграмма - символ Венеры, Ушанаса. А в трудах Жерара Анкосса, более известно под псевдонимом Папюс, можно встретить описания более сотни различных пентаклей, "закрепленных" за теми или иными планетами, зодиакальными созвездиями или магическими обрядами.
Всего в романе "Пентакль" тридцать новелл - шесть "малых пентаклей", по пять рассказов в каждом. Нет ни одного "малого пентакля", который был бы целиком и полностью написан одним автором. Причем пересечения соавторства - любые, возможные в коллективе из пяти людей и трех авторов. И само значение, суть понятия "пентакль" звучит в романе настолько же многогранно, насколько оно многогранно и в жизни. Пять соавторов, пять рассказов в малом "пентакле", шесть этих самых "малых"... Магия чисел, помноженная на магию Слова.
|