Азк : другие произведения.

Ч.29 Капитан Денежкин

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Используется текст Карцева А.И.

   23 июня, ранее утро.
   Только-только рассвело, когда я приступил к обучению своего танкового войска. Еще ночью после того как все ремонтники под моим чутким руководством осмотрели все три памятника нашей военной истории и пришли к единодушному мнениюо полной пригодности к их использованию, передо мной встала проблема где взчть экипажи. Если на ИС я планировал сесть сам с бойцами из своей части добрав только заряжающего, то где взять экипажи для 'тридцатьчетверок'? КВ-2 который мы должны были перегнать на полигон, пока был у ремонтников - важнее было ввести в строй ИС и Т-34. Обратившись к командованию дивизиона, эту проблему удалось решить еще ночью. Сейчас я ждал своих будущих бойцов.
   В десяти метрах от меня под раскидистыми дубами стояли 'тридцатьчетверки' подготовленные к обучению экипажей.
   Сразу после того как удалось прихватить пару часов сна, на куске бумаги, карандашам накидал план учебы. По любому необходимо провести ознакомительное занятие. Как можно меньше всяких цифр!
   Мои размышления прервал хруст сухих веток и топот многих ног. К танкам подходила группа из десяти человек, четверо были в гражданском.
   Стоя перед этими ребятами, которых с трудом наскребли по сусекам на два танковых экипажа, вспомнил как семь лет назад в Африке, пришлось участвовать в обучении йеменцев. Тогда вообще не верилось что в течении трех месяцев из этих детей, которым было по пятнадцать-шестнадцать лет получится хоть что-то. Но тем не менее, в указанный срок одна из рот батальона 'тридцатьчетверок' вышла из МПД, совершила восьмисоткилометовый марш, а через всего месяц весь батальон вышел из парка и дружно развернувшись в линию атаковал, остановившись за полкилометра до комиссии, которая приехала из Адена с неожиданной проверкой.
   Сейчас же перед мной стояли не йеменские пацаны, а наши парни и мужики, которые хоть каким-то боком сталкивались с танками в своей жизни. Вот механики-водители: один из них проходил срочную службу в обычном мотострелковом полку почти десять лет назад обычным водителем на 'захаре', но садился за рычаги Т-34, который использовался для обкатки солдат. Понятно, что умеет он уверенно ездить только по прямой, и на низких скоростях. Второй механик во время срочной службы водил БМП, там вообще вместо рычагов - штурвал, зато имеет опыт вождения на приличных скоростях. Командирами танков посадил двух ребят из сельхозтехники, проходившими службу, один на ТОФе в танковой роте полка морской пехоты, другой в САВО в танковой учебке. Наводчиков выделил подполковник Абросимов из своего дивизиона, радистов нашли у курсантов из младшего курса, а заряжающих подобрали опять в дивизионе.
   Ну что, пора приступать? Одна из" тридцатьчетверок" стояла с открытыми люками и снятой крышей МТО. Все было видно и доступно как снаружи, так и внутри танка.
   - Равняйсь! Смирно! Времени у нас нет вообще, поэтому слушаем внимательно, что неясно спрашивать сразу. Всё ясно?
   В ответ дружное молчание. Это отлично, значит все прониклись серьезностью момента.
   - Сейчас я проведу с вами двухчасовое ознакомительное занятие. Нам предстоит в кратчайший срок освоить танк Т-34-85 образца шестидесятого и шестьдесят девятого года. Оба являются модернизированными образцами танка Т-34-85 сорок четвертого года, который поставлялся нашим правительством во многие страны мира. Немного истории: эта модель танка была разработана во второй половине сорок третьего года, с января сорок четвертого поступила на вооружение Красной Армии, выпускалась до конца сорок шестого года. Модернизация танка проводилась вплоть до конца шестидесятых. Нам повезло - на постаменты поставили модернизированные образцы. Что это значит? Это значит что на танке установлены катки нового образца от танка Т-55 с более износостойкими резиновыми бандажами, пятиступенчатая коробка. В ходе модернизации, были улучшены технические и боевые характеристики танка, значительно повышена надежность узлов и агрегатов, а также удобство обслуживания.
   По своему личному опыту могу сказать, что при надлежащем обслуживании танк способен совершить марш на несколько сотен километров в условиях горной и пустынной местности. Сам участвовал в таком учении десять лет назад в Африке, в ходе которого рота таких "тридцатьчетверок" прошла восемьсот километров от столицы Йемена до границы с Саудовской Аравией за десять дней. За рычагами сидели пацаны, которые за месяц до этого танка в глаза не видели!
  Продолжим. Танк Т-34-85 образца шестидесятого и шестьдесят девятого года имеет классическую схему общей компоновки, экипаж - пять человек. Внутреннее оборудование размещается в 4-х отделениях: трансмиссионном, моторном, боевом и управления. Бронекорпус, башня, вооружение, ходовая часть, трансмиссия и силовая установка по сравнению с Т-34-85 образца 1944 года не претерпели существенных изменений. В отделении управления размещаются: справа пулеметчик, и слева механик-водитель. В шаровую установку устанавливается пулемет Дегтярева танковый модернизированный. Сейчас его нет, но разживемся и позже поставим обязательно!
   Подойдя к открытому люку механика-водителя сам и подведя к нему оба экипажа, продолжил:
   - Кроме того в отделении управления расположены органы управления танком, контрольно-измерительные приборы, два ручных огнетушителя, два баллона со сжатым воздухом, основной блок танкового переговорного устройства Р-124 или Р-120 на пять абонентов, сокращенно ТПУ, а также ЗИП и часть боекомплекта, который позже загрузим.
   Поскольку раньше, занятия по этому танку приходилось проводить не одну сотню раз, материал знал, и он, как говорится, отскакивал от зубов.
   - Механик-водитель входит в машину через люк, который располагается в верхнем лобовом листе бронекорпуса и закрывается броневой крышкой...
   - Васыль, можно подумать что можно войти через закрытый люк... - услышал я насмешливый шепот одного из парней.
   Это был один из командиров танков, тот самый который служил на тихоокеанском флоте.
   - Сержант запаса Шинкоренко хотите продолжить вместо меня?
   - Никак нет! - моментально ответил он, сделав оловянные глаза.
   Видать парня покрутило на службе, отметил я и продолжил:
   - Крышка люка механика-водителя оснащается двумя смотровыми приборами, которые развернуты в сторону бортов корпуса для увеличения горизонтального угла о бзора. Для наблюдения за местностью и дорогой в темное время суток у механика-водителя на танке шестидесятого года модернизации установлен прибор ночного видения БВН с фарой ФГ-100,при модернизации шестьдесят девятого года более современный прибор ночного видения ТВН-2 с фарой-ИК осветителем ФГ-125. Комплект обоих приборов состоит из самого прибора, высоковольтного блока питания, фары которая имеет инфракрасный фильтр и ЗИП.
  Прибор ночного видения и ЗИП к нему в нерабочем положении хранится в укладочном ящике, который располагается за сиденьем водителя на первом ящике боеукладки. В носовой части корпуса на кронштейне крепится дополнительный оптический элемент, имеющий инфракрасный фильтр.
   - Разрешите вопрос?
   - Спрашивайте.
   - Это всегда так комплектуется техника, которая устанавливается как памятник?
   - Насколько мне известно - вся. Снимается только стрелковое оружие и вывинчивается боек орудия. За сохранность техники отвечает комендант гарнизона, на территории которого находится такой памятник, а за боеготовность ближайшая воинская часть по профилю. Кроме того в военкомате на каждую единицу такой техники имеется мобкарточка. Еще вопросы? Нет? Тогда продолжим. ПНВ при использовании монтируется на съемном кронштейне, который устанавливался на бонках, приваренных с правой стороны люка механика, к верхнему лобовому листу. Блок питания прибора устанавливается на кронштейне, внутри танка на левом борту, на правом борту корпуса - фара ФГ-100 или ФГ-125 имеющая инфракрасный фильтр. С левой ФГ-102 снимают оптический элемент и светомаскировочную насадку, а вместо них устанавливают из ЗИПа приборов оптический элемент имеющий инфракрасный фильтр. Пока все ясно?
   Все дружно закивали головами.
   - Тогда последнее по отделению управления: перед сиденьем пулеметчика в днище имеется запасный люк, который закрывается откидывающейся вниз броневой крышкой на одной петле. С отделением управления вы ознакомлены, после перекура продолжим. Разойдись!
   Через пару минут от группки курящих подошел тот самый Васыль и обратился с просьбой:
   - Товарищ капитан, тут народ интересуется насчет Вас...
   - Что же конкретно хочет знать народ?
   - Нам скоро в бой, приказы будем ваши выполнять, вот и хотим знать кто у нас отец-командир...
   - Ну что же, ваше право. Слушайте...
  Подождав пока все подтянулись, рассказал свою краткую военную биографию.
   - Родился и вырос в Азербайджане, после окончания школы поступил в Ульяновское гвардейское дважды Краснознаменное ордена Красной Звезды высшее танковое командное училище имени В.И. Ленина. Окончил его с красным дипломом. Первым местом службы выбрал группу советских войск в Германии. Отслужив два срока приехал по замене в ЗАКВО в семьдесят пятую мотострелковую дивизию , дислоцированную в г. Нахичевани на Араксе, на должность командира учебной танковой роты. Потом был переведен в Нагорный Карабах в г. Степанакерт в триста сорок седьмой мотострелковый полк на должность начальника штаба танкового батальона, затем назначен заместителем начальника штаба этого же полка. Поступил в Академию бронетанковых войск на заочный факультет.
   В начале 1970 года во время учений в горах разбился офицер, который готовился ехать в Южный Йемен советником. Меня послали вместо него. Три года прослужил там, потом три года в Сирии, участвовал в арабо-израильской войне как советник командира танкового батальона, потом Союз, Белорусский военный округ... Вот и вся моя военная биография.
  Вопросы?
   - В Сирии вы участвовали в боевых действиях?
   - Да!
   - Расскажите, товарищ капитан!
   - Во-первых у нас нет времени..
   - А во-вторых? - Нахально спросил один из командиров танка.
   - А во-вторых скоро сами все увидите! Кончай перекур!
   Подождав пока все загасят бычки, продолжил:
   - В боевом отделении, которое занимает среднюю часть бронекорпуса и внутренний объем башни, находится вооружение танка с механизмами наводки и прицельными приспособлениями, приборы наблюдения, средства связи и часть боекомплекта, а также рабочие места, командира танка и наводчика - слева от пушки, заряжающего - справа. На крыше башни над сиденьем командира располагается не вращающаяся командирская башенка, боковые стенки которой имеют пять смотровых щелей защищенные триплексами, которые обеспечивают командиру круговой обзор. В крыше башенки имелся входной люк, закрывающийся бронекрышкой. В поворотном основании люка устанавливался смотровой прибор ТПКУ-2Б или ТПК-1. В крыше башни над рабочими местами наводчика и заряжающего установлено по одному перископическому поворотному прибору МК-4. Для посадки экипажа кроме входного люка, имеющегося в командирской башенке, используется люк, над местом заряжающего, в правой части крыши башни. Люк закрывается при помощи откидной броневой крышки на одной петле. У левого борта в боевом отделении танка смонтирован котел форсуночного подогревателя, который включен в систему охлаждения двигателя. За боевым отделением располагается моторное отделение. Их разделяет съемная бронированная перегородка. В моторном отделении размещается дизельный двигатель, четыре аккумуляторные батареи и два радиатора. В левом несъемном и верхнем съемном листах имеется вырез для доступа к нагнетателю подогревателя, закрывающегося кожухом. В дверце бокового листа есть окно для патрубков подогревателя. В кормовой части корпуса находится трансмиссионное отделение, отделенное перегородкой от моторного отделения. В нем установлены главный фрикцион с центробежным вентилятором, агрегаты трансмиссии, воздухоочистители, топливные баки и электростартер.
  Основным оружием Т-34-85 образца 1960 года является танковая пушка ЗИС-С-53 калибра 85 мм с полуавтоматикой механического, или как еще говорят копирного типа. Орудие имеет вертикальный клиновой затвор. Длина ствола - пятьдесят четыре и шесть лесятых калибра, высота линии огня - два метра и два сантимегра. Что это значит? Это значит, что на текущий момент равноценного противника для этого танка не существует! Включая самые мощные танки Т-3 и Т-4 и самоходки на базе танка
  Т-3. Более подробно об уязвимых местах техники противника я расскажу позже когда мы займемся танко-стрелковой подготовкой.
   - Разрешите вопрос? - Опять морпех 'руку тянет'!
   - Задавайте.
   - Вы уверены в том, что у нас будет это превосходство?
   - Абсолютно! - Увидев не один недоверчивый взгляд, продолжил:
   - Судите сами: 'Тигров' и 'Пантер' у немцев пока нет, самые мощные танки Т-3 и Т-4 пробиваются во всех проекциях...
   - Товарищ капитан, а почему Вы так уверены на Т-3 и Т-4?
   - В начале семидесятых их полно было в сирийской армии, как и таких 'тридцатьчетверок'. Списанные танки использовались в качестве мишеней, особенно после 'октябрьской' войны семьдесят третьего года.
   - Тогда больше вопросов нет! - и добавил - А в семьдесят третьем, мы с Вами были рядом...
   - Поясните...
   - В том году наша танковая рота была направлена на боевое службу в Средиземное море. Весь октябрь простояли в порту Латакии, наши 'Шилки' даже сбили один израильский 'Фантом'. Уже под конец войны нас кинули в десант на Порт-Саид, наша задача была встать в оборону и не допустить захвата года и порта до подхода дивизии ВДВ, продержаться девяносто шесть часов неполным батальоном. Морпехами были только мы, остальные две роты были нештатными с кораблей нашей средиземноморской эскадры. Одна нештатная рота, точно помню была с крейсера 'Адмирал Ушаков', а вторая была укомплектована нештатными взводами с кораблей второго ранга, они хотя и проходили дополнительную подготовку на берегу, но все равно были моряками, а не 'курками'. Когда мы уже вошли в гавань дали отбой...
   - Вот и отлично, значит можно Вас считать обстрелянным бойцом. Продолжим...
  Для стрельбы из пушки имеется электроспуск и ручной спуск. Для стрельбы из пулемета, спаренного с пушкой, имеется электроспуск РТ-9. Электроспуск пушки танка состоит из электромагнита, блокирующего прибора, рычага спуска, нажима с пружиной, кольца с контактом на подъемном механизме, тумблеров пушки и пулемета, предохранителя на двадцать ампер и системы электропроводов.
   При этом я успевал показывать все перечисляемое в натуре, пользуясь заранее срезанной ровной веткой как указкой.
   - Как видите, электромагнит укреплен на левом щите ограждения орудия. Он состоит из катушки и сердечника.
  Блокирующий прибор ? 52 укреплен на кронштейне правого щитка ограждения. Он состоит из корпуса с крышкой, специальной оси с двумя рычагами и защелки с пружиной, стержня с кнопкой и колпака с контактным кольцом. Рычаг спуска крепится к левому щиту ограждения. В нажим спуска ввинчен регулирующий винт для регулировки электроспуска пушки. Тумблеры пушки танка Т-34-85 и спаренного пулемета установлены на щитке, прикрепленном к корпусу подъемного механизма. Все ясно, вопросы?
   - Понятно...
   - Пока нет...
  Значит так: о типах и характеристиках боеприпасов к орудию я скажу позже, а сейчас о пулемете: он спарен с пушкой, такой же как и в шаровой установке - ДТМ. В вертикальной плоскости наводка спаренной установки осуществляется в диапазоне от минус пяти до плюс двадцати двух градусов при помощи подъемного механизма секторного типа. Не поражаемое пространство при ведении огня из башни составляет двадцать три метра. Для предохранения подъемного механизма во время марша от динамических нагрузок на кронштейне, слева от пушки, внутри башни размещался стопор походного положения пушки, обеспечивающий фиксацию орудия в двух положениях, с углами возвышения - шестнадцать и ноль градусов. В горизонтальной плоскости наводка спаренной установки осуществляется механизмом поворота башни типа МПБ, расположенным с лева от сиденья наводчика. Конструкция механизма поворота башни обеспечивает поворот при помощи электромоторного или ручного привода. Конкретно на этом танке для электромоторного привода использован 1,35-киловаттный электродвигатель МБ-20Б, который обеспечивает поворот башни в обоих направлениях с двумя различными скоростями. Максимальная скорость поворота башни при этом составляет тридцать градусов в секунду.
   - Разрешите вопрос?
   - Спрашиваете.
   - На второй 'тридцатьчетверке' установлен другой привод? - спросил бывший морпех.
   - Так точно, на второй машине установлен более современный электропривод поворота башни был типа КР-31. Он обеспечивает поворот башни с места наводчика или с места командира. Поворот башни наводчиком осуществлялся при помощи контроллера-реостата. Направление поворота башни при этом соответствует отклонению рукоятки вправо или влево от исходного положения. Скорость поворота задается углом наклона рукоятки контроллера и изменяется в пределах - от двух до двадцати шести градусов в секунду. Командир танка может поворачивать башню при помощи системы командирского управления при нажатии кнопки, которая смонтирована в левой рукоятке смотрового прибора командира. Переброс башни производится по кратчайшему пути до момента совмещения оси канала ствола и линии визирования смотрового прибора. Скорость - двадцать-двадцать четыре градуса в секунду. Также по другому устроен и установлен стопор башни в походном положении. Стопор башни, смонтирован с правой стороны, около сиденья заряжающего, в одном из захватов шариковой опоры погона башни.
   После этого сразу возник спор между экипажами кому достанется машина с дублированной наводкой.
   - Не спорьте, на машину посажу лучший экипаж! Продолжим. Для наблюдения за полем боя, определения дальности до целей, ведения прицельного огня из пушки и спаренного с ней пулемета, а также для корректирования огня предназначен танковый шарнирный телескопический прицел ТШ-16. Он одинаковый на обеих машинах. Максимальная дальность прицельного огня из пушки с этим прицелом пять тысяч двести метров, из спаренного пулемета - полторы тысячи. Чтобы предотвратить запотевание линз прицела его оснастили электрообогревателем. При ведении огня из пушки с закрытых огневых позиций используется боковой уровень, закрепленный на левом щите ограждения пушки, а также башенный угломер, который крепится слева от сиденья наводчика на верхнем погоне опоры башни. Максимальная дальность стрельбы из пушки - тринадцать тысяч восемьсот метров. В состав спускового механизма пушки входили электроспуск и ручной, он же механический спуск. Рычаг электроспуска расположен на ручке маховичка подъемного механизма, рычаг ручного спуска - на левом щитке ограждения. Огонь из спаренного пулемета производился при помощи того же рычага электроспуска. Переключение, включение электроспусков осуществляется тумблерами на щитке электроспусков наводчика. Второй пулемет установлен в шаровой установке в правой части лобового верхнего листа корпуса танка. Пулеметная установка обеспечивает углы вертикальной наводки в диапазоне от минус шести до плюс шестнадцати градусов, горизонтальные углы - в секторе двенадцать градусов. При стрельбе из данного пулемета используется оптический телескопический прицел ППУ-8Т. Не поражаемое пространство - тринадцать метров. Боекомплект пушки состоит из пятидесяти шести выстрелов, но практика показывает что можно впихнуть больше - позже я покажу как это лучше сделать. Боекомплект обеих пулеметов ДТМ - тридцать дисков, это тысяча восемьсот девяносто патронов. Кроме того, боевое отделение имеет укладку в которую обычно входит один автомат АК с десятью магазинами, двадцать ручных гранат Ф-1, и сигнальный пистолет с двадцатью сигнальными патронами калибра двадцать шесть миллиметров.
   АК и сигнальный пистолет заменим на что-то другое, а гранаты постараюсь получить штатные.
   Сейчас мы с вами перейдем к изучению боекомплекта. Подойдите ближе к люку механика-водителя, а я пока заберусь внутрь танка и оттуда буду вам все показывать.
   С этими словами, тело вроде как само взмыло на броню и уже через несколько секунд я был внутри и места заряжающего длинным ровным прутиком начал показывать места укладки боекомплекта.
   - Патроны к АК, сто восемьдесят штук, снаряженные в 6 магазинов, располагаются: в специальной сумке на правом борту башни - пять магазинов и на чехле автомата в специальном кармане - один магазин. Как видите брезентовый чехол и специальная сумка на месте, самого автомата и магазинов нет. Остальной запас патронов в четырех штатных магазинах, в количестве ста двадцати штук укладывается по усмотрению экипажа. Шесть сигнальных патронов также находятся в специальной сумке, левее прицела ТШ на левом борту башни, остальные четырнадцать размещаются по усмотрению экипажа на свободных местах в боевом отделении.
   Диски к пулеметам находятся в гнездах - указываю последовательно - впереди сиденья пулеметчика на переднем лобовом листе - пятнадцать штук, у правого борта корпуса, справа от сиденья пулеметчика - семь штук, слева от сиденья механика-водителя на днище корпуса - пять штук, впереди сиденья заряжающего на правой стенке башни - 4 шт. Ручные гранаты Ф-1 и запалы к ним в брезентовых сумках на левом борту корпуса в укладочных гнездах.
   Перейдите теперь к открытым люкам башни, я расскажу вам о снарядах - подождав пока оба экипажа устроились у открытых люков продолжил:
   - для стрельбы из пушки используются унитарные выстрелы со следующими снарядами: тупоголовый бронебойно-трассирующий БР-365 имеющий баллистический наконечник; остроголовый БР-365К; ну и подкалиберный бронебойно-трассирующий БР-365П которого еще нет в природе, а также цельнокорпусная осколочная граната
  0-365К с уменьшенным и полным зарядом. Бронебойно-трассирующий снаряд имеет начальную скорость восемьсот девяносто пять метров в секунду, осколочная граната при полном заряде - девятьсот и при уменьшенном заряде - шестьсот метров в секунду. Дальность прямого выстрела по цели высотой два метра при использовании бронебойного снаряда - девятьсот-девятьсот пятьдесят метров, подкалиберного, которого как я уже говорил, еще нет тысяча сто метров.
  Осколочные гранаты О-365К в количестве двенадцати штук расположены в основной стеллажной укладке, нише башни. Дальше - пришлось сглотнуть собравшуюся слюну - восемь бронебойных снарядов закреплены в хомутиковой укладке следующим образом: четыре на правом борту корпуса в боевом отделении, два по углам перегородки в боевом отделении и еще два в передней части боевого отделения справа. Остальные тридцать пять выстрелов, двадцать четыре осколочные гранаты и одиннадцать бронебойных укладываются в шести ящиках в боевом отделении на дне.
   Выбравшись после этого на крышу башни, обведя всех взглядом продолжил:
   - А теперь обсудим самый шкурный вопрос - броневую защиту танка. Итак...
  Она прежде всего - противоснарядная, но...дифференцированная. Что это значит? Это значит что она в разных местах разной толщины, максимальная - девяносто миллиметров это лоб башни, минимальная - тринадцать миллиметров задний лист днища, какой отсюда вывод братья-славяне?
   - Не подставляй попу! - моментально хмыкнул один.
   - Подставляй лоб... - высказался другой.
   - Пр-р-рально - одобрил я - А какой из этого должен следовать вывод?
   - Наблюдать за противником...
  Не дав ему договорить, продолжил - ... обязательно всем! Всем - это очень важно! Ну и еще что? - задал вопрос всем.
   - Маневрировать? - Не то спросил, не то сказал бывший морпех сержант Шелудченко.
   - Почему так неуверенно Шелудченко, вы же в морской пехоте служили! Туда что неуверенных набирают? А? Конечно маневрировать и обязательно использовать естественные укрытия - воронки, овражки, насыпи - чтобы торчала только башня, а еще лучше только её верхняя часть, потому что в любую секунду можно напороться на противотанковое орудие, которое притаилось в засаде... Усвоили?
   Все дружно закивали.
   - Продолжим рассматривать шкурный вопрос! Борт башни - семьдесят пять мэмэ, лоб корпуса и борта - сорок пять, крыша - от шестнадцати до двадцати, корма низ - сорок миллиметров, корма верх лист - сорок пять, передний лист днища - двадцать.
   Теперь дальше. В отличие от наших отцов и дедов которые воевали на танках и угорали в них, на этих машинах установлена улучшенная вентиляция боевого отделения, а по простому башни. Два вентилятора разнесли -один установили над срезом казенной части пушки, вот здесь - я показал на переднюю часть крыши башни, - он выполняет функцию вытяжного, а второй, установленный в кормовой части крыши башни - нагнетательного. Данное размещение вентиляторов позволило увеличить эффективность продувки боевого отделения и исключить прохождение газов образующихся при сгорании пороха через рабочие места экипажа.
  В этом месте пришлось объявить пятнадцатиминутный перерыв на прием пищи, которую уже минут как десять принес солдат с кухни и уже при помощи моих ребят разложил по котелкам на куске брезента.
   Завтракали мы знаменитой армейской 'шрапнелью', правда с мясной подливкой и чаем. Подгонять никого не пришлось, нас всех торопила канонада, которая звучала почти с самого начала занятия.
   Подведя оба экипажа к открытым моторному и трансмиссионному отделениям, продолжил ознакомительное занятие.
  - На этом танке установлен пятисотсильный, при частоте вращения коленвала тысяча восемьсот оборотов в минуту дизельный двигатель марки В2-34М. На соседней машине стоит двигатель В34М-11. Основной способ пуска обоих двигателей одинаковый и осуществляется при помощи пятнадцатисильного электростартера СТ-700 или запасным способом - сжатым воздухом, от двух воздушных баллонов объемом десять литров.
  Совсем кратко о пуске двигателя в условиях низких температур, оно конечно сейчас не актуально, но то что стоит в танке, надо знать, чтобы случайно это дело не включить.Итак, для облегчения пуска используется форсуночный подогреватель с водотрубным котлом типа НИКС-1, расшифровывается как: низконапорный с испарительной камерой сгорания, который включен в систему охлаждения, и калорифер для подогрева воздуха, который поступает в цилиндры двигателя. Подогреватель крепился к перегородке моторного отделения на кронштейне. Кроме форсуночного подогревателя в систему подогрева, входят радиаторы подогрева масла в обоих масляных баках, электрооборудование - электропровода и свечи накаливания и трубопроводы. Система подогрева надежно обеспечивает подготовку дизельного двигателя к пуску разогревом охлаждающей жидкости, а также части масла в баках. Кроме того, для облегчения пуска при низких температурах используется приспособление, удаляющее застывшее масло из маслопровода, подводящего его к нагнетающей части масляного насоса. В топливной системе имеется восемь топливных баков, размещенных внутри корпуса и объединенных в три группы: группу кормовых баков, группу правых и левых бортовых баков. Общая емкость внутренних баков - пятьсот сорок пять литров. Это позволяет пройти танку по дорогам с твердым покрытием от трехсот до четырехсот километров, по грунту до трехсот двадцати кэмэ. Кроме этого, на правом борту установлены два наружных дополнительных топливных бака на девяносто литров каждый. Наружные топливные баки в топливную систему не включены. Кроме этого на наклонном кормовом листе имеется возможность закрепить две стандартные бочки емкостью по 200 литров каждая на специальных кронштейнах, которые вы видите перед собой. Или две дымовые шашки БДШ-5 имеющие механизм сброса и электрическую систему воспламенения с места командира для постановки дымовой завесы. Если бочки уже стоят и необходимо иметь на борту дым, то шашки устанавливают на левом верхнем бортовом листе, перед дополнительным баком с маслом емкостью также девяносто литров, который можно при необходимости использовать под дизельное топливо.
   Весь материал, сопровождался показом. Набрав воздуха продолжил:
   - В состав топливной системы включен сливной бачок, который располагается на перегородке моторно-трансмиссионного отделения, вот здесь у правого борта корпуса и служит для слива через специальный трубопровод дизельного топлива из картера топливного насоса НК-10.
  Система охлаждения двигателя - принудительная, жидкостная, закрытого типа. Каждая сердцевина радиатора имеет охлаждающую поверхность пятьдесят три квадратных метра. Два радиатора соответственно сто шесть метров. Емкость системы охлаждения после установки системы подогрева с постоянным включением в систему, с форсуночным подогревателем составляет девяносто пять литров. Для сокращения времени подготовки двигателя к пуску при низких температурах в системе охлаждения имеется заливная горловина. Горячая жидкость, заливаемая в эту горловину, поступала непосредственно в головки и зарубашечное пространство блоков двигателя, тем самым ускоряя его нагревание. Есть вопросы? Нет? Тогда дальше! Система воздухоочистки. В системе воздухоочистки применяется два воздухоочистителя ВТИ-3 комбинированного типа, которые с помощью эжектора автоматически удаляют пыль из первой ступени пылесборника. Эжекторы, соединенные с пылесборниками, установлены в выпускных трубах двигателя. Сам воздухоочиститель состит из корпуса, циклонного аппарата с пылесборником, крышки и кожуха с тремя кассетами из проволочной канители.
   Система смазки циркуляционная, комбинированная т.е осуществляется как разбрызгиванием, так и под давлением. Применяется масло марки МТ-16п. Система смазки двигателя с сухим картером состоит из: масляного трехсекционного шестеренчатого насоса, двух масляных баков, масляного проволочно-щелевого фильтра 'Кимаф', уравнительного бачка, трубчатого масляного радиатора, маслозакачивающего насоса МЗН-2 с электроприводом, термометра, манометра и трубопроводов. Между двигателем и масляными баками с каждой стороны размещаются водяные радиаторы, входящие в систему охлаждения масла. Масляный радиатор, охлаждающий выходящее из двигателя масло, крепился двумя болтами к стойкам левого водяного радиатора. В условиях низких температур масляный радиатор при помощи специального трубопровода, который возился в ЗИПе от системы смазки отключался. Масло в этом случае поступает непосредственно в уравнительный бачок, после чего - в баки.
  Полная заправочная емкость всей системы смазки танка составляет сто литров, плюс в каждый из двух масляных баков входит по тридцать восемь литров масла и еще как вы помните есть дополнительный масляный бак на левом борту емкостью девяносто литров.
  В системе смазки двигателя имеется форсуночный подогреватель для разогрева масла перед пуском двигателя при низких температурах и специальные радиаторы, размешенные в масляных баках.
   Так же подробно мной было рассказано о Трансмиссии и ходовой, электрооборудовании и средствах связи. Открыл ящик с ЗиПом, закрепленный снаружи на наклонном левом борту корпуса и показал им малогабаритный заправочный агрегат МЗА-3, укладывавшийся в транспортном положении в металлическом ящике, а так же автономный зарядный агрегат, в который входит двигатель Л-3/2 для подзарядки аккумуляторов.
   На все про все ушло два с половиной часа, не уложился я в расчетное время! Правда сюда посчитал время на прием пищи и перекуры, да еще в самом конце, когда начал объяснять назначение различных люков и заглушек в корпусе танка, произошел забавный случай, хотя в этой обстановке было не до смеха. Указывая на приваренный колпак-заглушку в днище под вентилятором, я дал следующие пояснение: танк проектировался и начал серийно выпускаться еще до войны, но его боевая эксплуатация выявила такой дефект, как недостаточный зазор между лопатками воздушного вентилятора системы охлаждения двигателя, закрепленного на главном фрикционе, установленном на носке коленчатого вала двигателя, и днищем танка. Это приводило даже при незначительной деформации днища к аварийной ситуации, когда лопасти вентилятора задевая днище клинились и переставая вращаться не охлаждали двигатель. Главный конструктор танка принял простое, но единственно правильное в той ситуации решение: чтобы не изменять габаритные размеры вентилятора, т.е. его производительность, не менять размеры корпуса и силовых агрегатов Т-34, а также его компоновку, а просто вырезать в днище отверстие под вентилятором и затем его заглушить приваренным колпачком. Так, зазор между вентилятором и днищем танка был гарантированно увеличен на двадцать миллиметров, что обеспечило его надежное охлаждение двигателя танка.
  Но один любознательный и дотошный, не успокоился, и продолжал задавать вопросы и тут же давать свои конструктивные предложения: нельзя ли было уменьшить диаметр вентилятора, увеличить его ширину, приподнять двигатель и т.п. Я терпеливо разъяснял, что нельзя, так как это могло привести к уменьшению производительности вентилятора, а она и так была минимальной и с трудом обеспечивала систему охлаждения двигателя, да и то не на всех режимах работы. Кроме того, перемещение двигателя и его подъем увеличивали размеры корпуса по высоте и длине и были недопустимы, так как увеличивали вес танка и т.д. Но когда этот кулибин уже после окончания занятия подошел к мне с очередным предложением, тут уж не выдержав:
   - Пошел ты на..., откуда такой умный свалился? Бл... целая плеяда талантливейших конструкторов пыталась решить эту задачу, не меняя основных конструктивных параметров танка и его агрегатов, а ты небось впервые в жизни увидел танк 'тридцатьчетверку' - и уже даешь советы!'
   После быстрого перекура, развел солдат на два учебных места: командиров танков, наводчиков, радистов и заряжающих отправил на танк, где проходило ознакомительное занятие, а сам с механиками подошел ко второму танку.
   - Прежде чем приступить к упражнениям расковать обе гусеницы перед ведущим колесом! Время даю пятнадцать минут!
   Пока они это делали, отошел к другой 'тридцатьчетверке' и показал как и какое упражнение надо делать. Выглядело это так: Командир танка, наводчик и заряжающий заняли свои места согласно штатного расписания. Радист же с небольшим плакатиком, на котором достаточно условно был нарисован немецкий танк с наиболее уязвимыми местами, бегал вокруг танка. Экипаж должен был как можно скорее обнаружить 'противника' в своем секторе наблюдения и доложив командиру условно поразить. Этим нехитрым способом достигалось выполнение сразу нескольких задач: Экипаж привыкал вести постоянное наблюдение, происходило его слаживание, наводчик и заряжающий доводили до автоматизма свои движения, что позволяло сократить время на производство выстрела.
   Вернувшись к механикам, которые заинтересованно наблюдали за комплексной тренировкой своих товарищей, сказал:
   - Первое, что будем делать это заводить и глушить двигатель. Показываю как это делается.
  Забравшись через люк механика в танк, начинаю рассказывая, показывать что и как делать.
   - Первым делом проверяем по приборам все ли в норме, включаем питание, заводим двигатель.
  Отжал тугое сцепления, всадил первую, рычаги полностью на себя (слышал от ветеранов, что на танках первой половины войны усилие достигало семидесяти килограмм, и переключать передачу помогал радист!), теперь бросаем сцепление и, добавляя газ, отпускаем рычаги вперед. Поехали!
  Дав им несколько секунд на осмысление, показал как глушить двигатель. Первым посадил выполнять упражнение того, кто уже имел практический опыт.
   - Давай на счет три. Раз, два, три...
   С началом отсчета механик включил первую передачу и выжал педаль главного фрикциона. На счет 'три' он резко отпустил педаль и постепенно добавляя газа потянул рычаги от себя.
   - Отлично, молодец! Только делать это нужно гораздо быстрее! Теперь глуши!
   Аккуратно и правильно заглушив двигатель он посмотрел на меня.
   - Повтори так еще девять раз, а ты внимательно смотри и запоминай! Как только он закончит садишься на его место, а я пойду посмотрю как идут дела у остальных!
   Подойдя ближе, с удивлением обнаружил, что Шелудченко самостоятельно немного изменил порядок выполнения комплексного упражнения. Вместо одного радиста вокруг танка бегало два. и пока наводчик выцеливал мишень у одного, командир 'обнаруживал' вторую цель и потом осуществлял переброс башни. То и дело из башни слышались команды целеуказания. Заглянув через люк механика внутрь, увидел что экипаж, подключив к ТПУ шлемофоны сосредоточенно выполняет упражнение - наводчик ловко вращает маховики, заряжающий гильзой с песком заряжает орудие и все напряженно наблюдают за местностью.
   - Молодцы, сержант продолжайте!
   В течении почти трех часов все отрабатывали свои упражнения до полного автоматизма.
   После того как ночью я с ремонтниками приступил к осмотру 'тридцатьчетверок' никаких радужных перспектив не увидел...Сказалась долгая стоянка машин без эксплуатации. Оказались нарушенными регулировки приводов управления. Пробуксовывали главные фрикционы, плохо работали бортовые фрикционы и еще, и еще, и еще - шлемофоны, прицелы... Сильно помог мой опыт . Память услужливо подсказала, что для "тридцатьчетверок" подойдут прицелы от от Ф-34 - ТМФ, который в принципе половинка шестикратного бинокля, вместо родного ТШ-2, который и должен был бы здесь стоять. В свое время когда делали прицел для новой восьмидесятипятимиллиметровки, то саму трубку оставили старую.
  Единственно что изменилось то это градуировка на новую баллистику.
  Прицел для ИС-2 совершенно другой, но там он полностью взаимозаменяемый с А-19. Сами ремонтники отослали меня уже под утро спать, оставшись возле машин. Сработал, как говорят, 'эффект опасности', когда все работают гораздо быстрее, чем в обычной обстановке, главное - им не мешать. В такой ситуации и сказывается подлинная, не показная выучка личного состава. Прицелы привезли уже когда я спал. Сами, с помощью артмастера поставили и отъюстировали. А то уже подумывал стрелять, как показал один ветеран-танкист.
   ******
   Один наш военный советник в Сирии и мой очень хороший друг рассказывал, как однажды он присутствовал на показных учениях с боевой стрельбой. Проводились они на курсах "Выстрел" под Солнечногорском для ветеранов Великой отечественной войны. И были приурочены к годовщине победы над фашистской Германией.
   На стрельбище отрабатывался второй этап учений, когда после вынужденной обороны наши войска переходили в решительное наступление. Мотострелковая рота на боевых машинах пехоты, усиленная танковым взводом под прикрытием огня артиллерии и авиации со всех стволов громила и уничтожала фанерные макеты, изображавшие противника. Смотрелось это эффектно. Все стрельбище было затянуто густой пеленой дыма и пыли. И, конечно же, разрывами снарядов и авиабомб. И хотя они были обычными болванками, огневая мощь, продемонстрированная на учениях, подавляла и восхищала одновременно. И ветеранам было на что посмотреть.
   Учения закончились. Командиры проверили оружие и машины вернулись на исходную позицию. И тут раздался голос одного из ветеранов.
   - Товарищ генерал. - Обратился к руководителю стрельб старенький полковник со звездой Героя на кителе и с танковыми эмблемами на петлицах. - Я всю войну провоевал наводчиком на Т-34. Разрешите хоть разик выстрелить из современного танка. Вспомнить молодость.
   Пойти ему навстречу было не сложно. Тем более что после учений у танкистов остались неизрасходованные боеприпасы. Генерал дал добро. Засуетились его помощники. С командной вышки пришло подтверждение, что на одном из направлений для выполнения упражнения учебных стрельб мишени готовы.
   За заряжающего в танк сел капитан, командир танковой роты. Место наводчика занял полковник-танкист. Капитан попытался в двух словах объяснить, как работает лазерный дальномер. Как пользоваться баллистическим вычислителем и прицелом. Как запускать стабилизатор пушки и как...
   - Не суетись, сынок. - Прервал его полковник. - Я разберусь.
   Поправил шлемофон на голове. И дал команду механику на начало движения. Танк устремился вперед. Метрах в восьмистах прямо по курсу поднялась первая мишень. Полковник наблюдал за "полем боя" не в прицел, а в один из триплексов. Угол обзора у него был гораздо шире, чем у прицела. А, значит, и поле боя просматривалось намного лучше. Вообще-то триплексом называется материал, состоящий из трех слоев. Он не разлетается при ударе на осколки, так как куски пластин удерживаются соединительным слоем. Но в БМП, бронетранспортерах и танках триплексами традиционно называли приспособления, внешне напоминающие перископы, которые располагались почти по всему периметру командирской башенки. И трехслойный материал был лишь частью этих приспособлений, необходимых для безопасного наблюдения за полем боя. Полковник громко крикнул в ТПУ, танковое переговорное устройство:
   - Короткая.
   Что означало команду механику сделать короткую остановку. Механик услышал эту команду и без переговорного устройства. Не услышать её в танке мог только покойник. Пока что в танке все были живыми. Он резко рванул рычаги управления на себя. Танк замер, как вкопанный.
   В это время полковник прицелился по стволу и сделал первый выстрел. Засек место разрыва, достал из кармана гвоздь и на стекле триплекса сделал небольшую царапину. В прицел он даже и не смотрел.
   При виде такого варварства капитан задохнулся от гнева. Он готов был убить этого деда за порчу казенного имущества на месте. Без суда и следствия. Но реализовать свою кару не успел. Полковник снова громко крикнул:
   - Механик, вперед.
   Танк устремился дальше. Капитан успел лишь удовлетворенно заметить, что в первую цель полковник не попал. "Мазила"! - Подумал он. Но тем временем на поле появились следующие мишени. И больше полковник не мазал.
   Он снова командовал механику:
  - Короткая.
  Смотрел в триплекс и посылал снаряд в сторону цели. Удовлетворенно хмыкал и давал команду на продолжение движения. Остальные мишени были поражены. Все до одной. После стрельбы капитан был похож на инопланетянина. Он вылез из танка и пошел в никуда. Его остановили.
  - Ну, как дед?
  Капитан в ответ развёл руками. Он был в шоке. Как можно было поразить все мишени, кроме первой, без использования прицела и лазерного дальномера, без стабилизатора и баллистического вычислителя у него не укладывалось в голове. Как можно стрелять, наводя орудие по стволу через триплекс с помощью какого-то "Хм" и какой-то матери, ему было совершенно не понятно.
   Полковник что-то пытался ему объяснить. Говорил, что если отметить на триплексе точку разрыва снаряда, можно наводить эту точку на цель. И тогда промаха не будет. Особенно при стрельбе на прямую наводку с места. В течение одного дня, когда маловероятно резкое изменение погоды, ветра и давления воздуха. При стрельбе промаха не будет.
   Затем необходимо сделать еще несколько линий на триплексе. На следующий день можно будет снова пристрелять танк. Запомнить линию, на которую выпадет разрыв снаряда. И спокойненько воевать целый день. Если, конечно, тебя за этот день не сожгут фашисты.
   Все это попахивало каким-то бредом. Но стрельба старого полковника говорила сама за себя. А значит, что-то в его словах все-таки было. Видно дед еще не совсем выжил из ума. В отличие от капитана. Потом мы проверили на одной "тридцатьчетверке" этот способ стрельбы. Он работал!
  
   *******
  
   Заглянув в открытый люк к механикам сразу увидел, что, если в начале упражнения механик мог самостоятельно включать передачи, то сейчас они это делали с трудом вместе. Взмокли оба.
   - Ну что тяжко мужики?
   - Как же отцы в бою передачи перекидывали? -вопросом на вопрос ответил один механиков.
   - Часто никак, какую смогли перед боем передачу воткнуть, на той и воевали...
   - Или погибали... - добавил один из водителей.
   - На тех машинах коробки были без синхронизаторов, а на этой уже есть, от вибрации ушла регулировка. Так бывает если машина долго не эксплуатируется. Перекур мужики! Отрегулируем тяги и будет как раньше.
   Тут же перекуривая, показал как это делается. Все регулировочные размеры и последовательность операций я помнил отлично. Большое спасибо за это надо сказать моему первому командиру полка, который был боевым офицером, хорошо стрелял и водил танки. Сам не знал покоя ни днем, ни ночью, вникал во все службы полка и не давал никому расслабиться. Строго следил, чтобы в парке боевых машин и на полевых занятиях все были в комбинезонах, а после занятий в поле все офицеры, включая командиров рот участвовали в обслуживании техники: все это, по-видимому, шло от опыта войны. Бывало не позавидуешь тому, кто пытался отлынивать от этой тяжелой работы. Следовал грозный окрик командира полка: 'Вы что - летчики?!'.
   За полчаса проблема была устранена и по прежнему при раскованных гусеницах продолжилась тренировка но уже с переключением передач, пользовании главным фрикционом, горным тормозом, педалью подачи топлива, рычагами управления. По многу раз механики менялись местами. Соблюдались правила постепенности и наращивания сложности. Так продолжалось до обеда.
   Вместе с обедом привезли топливо и масло... Вернее обед привез топливозаправщик. Быстро пополнили запасы топлива и масла, воспользовавшись моментом показал как надо заправлять танк топливом, маслом и водой.
   Толком не умывшись пообедали. Отдохнув полчаса, на танке собрали, натянули и отрегулировали гусеницы. На второй машине, по прежнему отрабатывали комплексное упражнение - оно для них основное. А у нас началось практическое вождение на дороге. Усевшись рядом с обучаемым на место радиста подсказывал, как надо действовать. Отрабатывали трогание с места на первой передаче, остановка, снова трогание с места. В начале с главного фрикциона, потом с рычагов. Выполняли небольшие повороты, переключать передачи с первой на вторую и наоборот. Двигались по дороге на второй передаче и осуществляли повороты. И так несколько часов подряд.
   Ребята из моей части, сами смогли разобраться с "Ёськой"- так они прозвали ИС, практически не отвлекая меня.
  Машина им попалась не простая. По рассказам двоих моих однокашников встреченных мной во время отпуска в Крыму и служивших в Забайкалье эти танки регулярно выходили у них на учебные стрельбы в прошлом году, а под Одессой на широколановском полигоне сам их видел этой весной на учениях, куда меня с группой офицеров привлекли в качестве посредников. После учений, когда мы собрались отметить их окончание, возник разговор об этих танках. Подполковник-танкист, захвативший конец войны рассказал много интересного об этих машинах. Оказывается модернизированный ИС-2 еще долгое время после войны был единственным тяжелым танком Советской Армии. Уже разработали и приняли на вооружение Т-10 и Т-54, а он все тянул и тянул суровую армейскую лямку. Ему поменяли двигатель, установив В-54К-ИС, электростартер, главный фрикцион и КПП от танка ИС-3, от него же ведущее колесо, опорные катки и рычаги балансиров, а подшипниковые узлы в них использовались от ИС-4, поскольку имели больший гарантийный пробег. Для нормальной работы нового двигателя в танке была изменена система его охлаждения и масляная система. Наружные топливные баки были включены во внутреннюю топливную систему, которая дополнилась фильтрами и клапанами для предотвращения распространения огня при пожаре. На пушку Д-25, поставили новый подъемный механизм со сдающим звеном (фрикционной муфтой). Боекомплект орудия был доведен до 34-35 выстрелов. Вместо кормового пулемета установлен дополнительный вентилятор боевого отделения.. Вместо допотопной 9Р на ИС-2М установили радиостанцию Р-113 и танковое переговорное устройство Р-120. На крыше башни, позади командирской башенки добавили розетку пятого абонента. Особую радость при первом осмотре у меня вызвали приборы наблюдения и наводки. У механика-водителя вместо старого триплекса есть призменный перископ и прибор ночного видения ТВН-2, а у меня привычный мне ТПКУ-2Б от Т-54. Думаю что на самом деле переделок намного больше. Мне с наводчиком еще предстит разобраться с наводкой башни и орудия, я такой чесно говоря и не видел ни разу. Экипажу дополнительно поставлена задача, искать по всем щелям и закоулкам любые книги по танку - они должны быть! Пока они нашли только кусок карты карты Берлина, которая завалилась в какую-то щель. Как её никто не нашел за это время - уму не постижимо! Вот, опять бежит заряжающий и что-то бумажное держмт в руках...
   - Т-а-а-щ капитан, вот! - он протягивает мне, явно, кем-то выдранные из переплета несколько листков с типографским текстом. Взяв их в руки, спросил:
   - Это все?
   - Тка точно, все!
   - Свободен.
   Козырнув, солдат развернулся и побежал назад к танку. А я присев на землю начал изучать текст.
   "... автоматизированный электропривод наводки с системой командирского целеуказания применяется для наводки в цель пушки и спаренного с ней пулемета. Он имеет возможность одновременного перемещения орудия в вертикальной и горизонтальной плоскостях от одного пульта управления. Питание электропривода осуществлялось от бортовой сети танка. В состав привода входят:
   - электропривод горизонтальной наводки;
   - электропривод вертикальной наводки;
   - аппаратура управления огнем.
   Оба электропривода выполнены по схеме Г-Д с электромашинным усилителем в качестве генератора и с предварительным усилителем вибрационного типа, с обратными связями (по скорости вращения исполнительного двигателя, по току управления и по напряжению электромашинного усилителя)..."
   - Мля! Да это же кусок инструкции по эксплуатации или техописания! Вот повезло! Скорее всего наводчик, а может быть и командир танка прихватил с собой в казарм, что бы или зачет сдать, или к занятию подготовится - всю книгу взять не мог, поэтому и выдрал кусок! Ну, ну... Что там дальше?
   "...скорости наводки оружия при работе составляют:
   - по горизонтали - от 0,05 до 14,8 град./с;
   - по вертикали - от 0,05 до 4 град./с.
   При отпускании рукояток управления происходит автоматическая остановка башни и пушки. Ограничение предельных углов наводки пушки осуществляется автоматически с помощью концевых выключателей. Минимальная скорость вращения башни и вертикального перемещения пушки, составляет 0,05 град./с, без использования ручных механизмов наводки. Система командирского целеуказания позволяет командиру танка при отключении привода наводчика самому наводить пушку на цель не только по горизонтали, но и по вертикали. Командир танка управляет электроприводом, перемещая прибор наблюдения ТПКУ-2Б как в горизонтальной (поворотом прибора в командирской башенке), так и в вертикальной (качанием прибора) плоскости, с помощью пульта командира, укрепленного на приборе наблюдения. Подъем или снижение пушки осуществляется одновременно с поворотом башни, если командир при целеуказании удерживает перекрестье прибора ТПКУ-2Б на цели. Во время целеуказания от командира наводчик лишается возможности управления оружием..."
  В 17-30 после получасового отдыха провели часовое занятие в составе смешанного взвода - одного ИСа и 'тридцатьчетверок'. Командиры танков по внутреннему переговорному устройству подавали механикам-водителям команды. Наводчики тренировались в наведении орудий в цель. Заряжающие - в заряжании оружия и наблюдении. После обязательного осмотра, приказал всем спать, а сам пошел к 'Чайке', которую специально оставили в лагере для связи с ушедшим куда-то дивизионом, чтобы доложить о готовности танкового взвода к выполнению задачи при условии, что подвезут снаряды.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"