Бачерикова Вера: другие произведения.

Экспо-2015

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Литературные конкурсы на Litnet. Переходи и читай!
Конкурсы романов на Author.Today

Конкурс фантрассказа Блэк-Джек-21
Поиск утраченного смысла. Загадка Лукоморья
Peклaмa
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    О двух выставках.

  От доски объявлений отошла итальянская коллега Кьяра, пренебрежительно махнув рукой на вывешенный лист.
   "За что мы сегодня критикуем администрацию фабрики?" - глядя ей вслед, подумала я и, водрузив на нос очки, вчиталась в текст. Прочла и удивилась незаинтересованному поведению местной жительницы: дирекция извещала о том, что оплатит сорок процентов стоимости двух входных билетов для каждого работника на выставку ЭКСПО-2015 в Милане "Питание планеты. Энергия для жизни". Просили к определённому сроку подать заявку.
   - Что тебе не понравилось в объявлении? В этом году выставка пройдёт в Италии, час езды от нас. Следующая будет в Казахстане, вряд ли мы туда доедем, - недоумевала я, усаживаясь рядом с Кьярой за широкий стол. Сегодня мы с нею в одной связке.
   Коллега, поглядывая на меня из-под трубок увеличительных линз рабочих очков, закусила удила и выкатила свои требования:
   - Могли бы и всё оплатить!
   "Мы строили коммунизм, а они его построили" - иногда эта мысль о нашем разрушенном социалистическом государстве навещала меня. Спорить на тему, что могли бы сделать хозяева, а что нет, было бессмысленно. Я пожала плечами, поправила свои очки, приняла от напарницы детали, перевела разговор на нейтральную тему и работа закипела.
   Дома за ужином вопрос о поездке решился воодушевлённо-одобрительно:
   - Едем! Почему бы и нет? Фабрика оплачивает часть, нужно этим воспользоваться. Но в мае не будем рваться туда: торжественное открытие, масса народу. Летом, по жаре, тоже не стоит ехать. Лучше осенью, когда схлынут толпы людей с детьми, закончатся отпуска и все разъедутся по своим странам. В сентябре или октябре можно побродить без толкотни по пустеющей выставке.
   - А сейчас, пока не жарко, но уже не холодно, поехали в Турин? Ты был в Турине?
   - Нет, не был.
   - За всю жизнь так и не побывал в бывшей итальянской столице? Тогда поехали. Там есть что посмотреть, я тебе покажу твою Италию! Только надо решить, что смотреть, - во мне проснулась жилка экскурсовода.
   - У меня есть намётки. В городском парке Турина есть удивительное местечко. Мой друг на днях вернулся оттуда, сказал, что поездкой остался доволен, - предложил муж Борис. Он, в отличие от своей соотечественницы, не имел больших претензий к собственнику и радовался любой уступке в цене. Борисом перекрестила его моя мама, которая так и не смогла запомнить иное, странное имя нового члена нашей семьи.
   Решено, едем в Турин. Я, правда, уже была там с ныне покойным мужем Петром. Бродили по музею кинематографии . Впечатлило.... Итак, Турин. Интернет помог с адресом, маршрутом и гостиницей на пару дней. Ехать так ехать, город большой.
   Два поезда, городской транспорт и мы в Туринском парке Валентино на берегу реки По. Вошли: везде чистенько, уютненько, красиво. Дорожки, ручейки, водопадики, скамеечки, аллеи, клумбы с цветами. Все дороги и тропинки ведут вниз к набережной реки, по ней, длинной цепочкой, протянулись разнообразные закусочные, рестораны, сувенирные киоски и площадки азартных игр. От пристани отходят прогулочные катера. Полюбоваться огромным парком, крутя педали, можно на велопаре. Посмотреть есть на что, всё выполнено со вкусом и выдумкой, но стоило ли приезжать в такую даль, только для того, чтобы побродить по очередному красивому итальянскому парку? Нет.
   Друг Бориса рассказывал о маленьком поселении Cредневековом Борго. Особого энтузиазма я не испытывала пускаясь в дорогу. Этих отреставрированных средневековых крепостей и дворцов в Италии пруд пруди, но моё мнение изменилось, когда я ознакомилась с информацией на щите у входа в комплекс. Прочла историю создания построек и удивилась: Борго родилось под другим флагом. Бродившая в умах итальянских архитекторов идея воссоздания старинных зданий воплотилась в жизнь ко всеобщей итальянской выставке, проходившей в Турине с апреля по ноябрь 1884 года. Борго - довольно точное воспроизведение типичного средневекового поселения пятнадцатого века. Здесь, на единственной дороге, выстроены дома, церкви, фонтаны. На пригорке, над возрождённой историей, возвышается замок Рокка, окна его смотрят на реку, прилегающий парк и террасы ботанического огорода съедобных трав. Средневековый городок окружен стенами со смотровыми угловыми башнями. Попасть в поселение можно через огромные входные ворота. День. Тяжёлый подъемный мост на чугунных цепях гостеприимно перекинут через ров, приглашая посетителей. На ночь его поднимут? Шучу! Он закреплён намертво. Через второстепенные ворота городка по каменной лестнице можно спуститься к реке. На улице Борго расположились мастерские гончара, ткача, бакалейщика, плотника и кузнеца. В облике четырёхэтажного замка Рокка угадываются очертания замков и крепостей провинции Пьемонте и долины Аоста Италии.
   По окончании экспозиции предполагался снос всех сооружений поселения, красивых снаружи и пустых внутри, но средневековое Борго пользовалось таким повышенным интересом у публики, что городской совет выкупил у государства постройки и вложил средства в развитие туризма.
   С 1942 года Борго приобрёл статус краеведческого музея. С новым статусом появился бюджет: смета на реконструкцию остановила разрушающее дыхание времени, штатное расписание позволило пригласить на работу грамотных историков. Закипела работа по внутреннему наполнению зданий предметами быта тех времён. Для мастерских ремесленников по средневековым рисункам изготовили орудия труда. Средневековые манускрипты поведали о привычках и образе жизни обитателей богатых замков-крепостей: как жили короли, чем занимались, что ели, где отдыхали. Экскурсовод начал обзор со служебного бокового входа в цокольный этаж, которым пользовалась стража, слуги, повара. Комната отдыха стражи: на широком деревянном настиле, устеленным соломой, отдыхала смена, а всевидящее око напарников несло службу на башнях крепости. Капитану стражи по рангу полагалась отдельная кровать с соломенным матрасом!
   Рядом - кухни, отдельно для слуг, отдельно для дворян. В столовой длинный стол накрыт к обеду. Гости усядутся на лавки, король с королевой в кресла, перед ними, среди кубков и мисок, большое плоское блюдо, одно на двоих.
   - Вы не думайте, что они были бедны и не могли купить по блюду для мужа и жены. Нет. Ели вдвоём из одной посуды, чтобы не быть отравленным любимым супругом (супругой). Браки перед обществом объявлялись и заключались для поддержания мира, но тайные мысли не выставлялись на всеобщее обсуждение, - пояснил экскурсовод и продолжил обзор, - обратите внимание на эту стойку перед столом. Как вы думаете, что это?
   - Подсвечник, - единогласно решили продвинутые экскурсанты, - электричества у них тогда не было.
   - Нет, это не подсвечник, а подставка под амулет. На подставке, вглядитесь, закреплён зуб дракона. Согласно преданьям тех времён, он охранял хозяев дома от сглаза, болезней и врагов. Люди верили в силу необычных и редких штуковин. В шарлатанах недостатка не было, эти передвигались от города к городу с мешками добра за спиной, отвечая на спрос предложением. Впрочем, шарлатаны не перевелись и по сей день, только товар соответствует духу времени, - философски завершил тему обманщиков историк и продолжил рассказ, - а теперь повернитесь и посмотрите на стену, что напротив королевского стола, - он указал на высокую перегородку в торце обеденного зала, - по-вашему, что было там?
   Посыпались варианты ответов: сервировочная, охрана, камин, склад дров, буфет для пищи.
   - Нет, всё не то, - довольный учёный потянул немного время, рассуждая о бренности мира и пояснил - там, в узком пространстве, шириной с метр, во время обеда услаждали слух вельмож музыканты и певцы. Дети музы работали за гроши, выступая на улицах и площадях города. Знатному дворянину бедняки не ровня, но за высокой перегородкой не видно кто там, в каком звании, какого положения и как он одет. Таково назначение перегородки.
   Большая спальная комната с кроватью под богатым балдахином. У красивого камина две табуретки, на одной из них лежит сюртук. Кажется, что хозяин скоро вернётся, а мы здесь толпой в его спальне осматриваем маленькие окна и двери, киваем с пониманием: чем меньше проёмы, тем меньше потери тепла. Однако место отдыха на двоих показалось коротковатым.
   - Дело совсем не в акселерации, - упредил предположения слушателей, по поводу геометрических размеров конструкции, экскурсовод, - они не были намного ниже нас. Нет. В те времена знать и богатые люди на ужин ели мясо дичи. Жёсткий белок долго переваривается в желудке. В кровать ложились на высокие подушки, так полусидя, полулёжа проводили ночь. Что ели бедные люди? Всякие каши из зерновых или бобовых, если могли их себе раздобыть на ужин.
   По ходу экспозиции: баронский зал, где решались дела государства, обороны, взаимоотношений с соседями; церковный зал для знати - помолиться Богу, исповедаться перед священником; спальные комнаты для приёма важных гостей; в холодном подвале - тюремные камеры для не очень важных.
   Довольные экскурсией вышли на площадь городка отдохнуть, посидеть на лавочке, но расслабиться не пришлось - на площади перед замком веселился народ. Французская группа фольклорного танца лихо оттопывала гавот по каменной брусчатке. Гавот мне не приходилось танцевать, я с завистью смотрела на ловкие движения ног танцоров, пыталась запомнить их. Артисты приглашали зрителей в общий круг и терпели неумех, а мне это вполне подходило.
   - Иди, иди! - подтолкнул меня Борис, - я здесь посижу.
   Вечером в номере отмачивала в тёплой воде измученные ноги, с удовольствием вспоминая весёлый круг.
   Два дня пролетели, пара музеев и город осмотрены. До отхода поезда коротаем время на привокзальной площади среди столов с книгами. Цены смешные, но что взять? Я не такой уж большой знаток итальянской литературы. Почему-то вспомнился "Декамерон" Д. Боккаччо, сказки из этой книги, порой, рассказывал мне Петр, которого уже нет со мной в этой жизни.
   - Вот, - продавщица протянула хорошо сохранившийся экземпляр и цену назвала вполне приемлемую.
   Самоуверенно решила: "Прочту"! В поезде открыла книгу и первые же строки удручили: книга написана на диалекте и, хотя полстраницы занимает перевод на современный итальянский, читать тяжело.
   - А вы проходили в школе этот роман вашего соотечественника? - спросила Бориса.
   - Нет, - ответил он, пробежав глазами одну из сказок, - мы не могли изучать его. Церковь не позволила бы, да и сейчас не позволит. Так высмеивать её служителей, по их представлению, недопустимо.
   - Нам в старших классах в общих чертах рассказывали о многих зарубежных писателях и их произведениях. И это было в списке для летнего чтения, но я так и не успела прочесть его. А Пётр прочёл. Он читал его даже под партой на уроках. Учительница заметила это, забрала книгу, да так и не вернула. Зачиталась, наверное.
   Утро рабочего понедельника началось с эмоциональных рассказов о поездке и построек для выставки.
   - Какого года? - удивилась из-под очков Кьяра, - я об этой выставке ничего не слышала.
   - Тогда послушай. Я тебе расскажу немного о твоей Италии.
   - Тебе делать нечего, вот ты и ездишь везде, а у меня дом, муж, дети, мама престарелая. Мне некогда ездить, - отбилась коллега.
   - Что правда, то правда. Мой дом, дети и кусок земли с бесконечной работой на нём, далеко. Здесь у меня времени побольше, - согласилась я и подумала, что красоты моего Крыма я тоже не все видела, по той же причине.
  Пролетело лето в поездках выходного дня, бассейнах, прогулках. Пришла осень и с нею намеченный день посещения выставки. Утром на вокзале, с перекусом в торбочке, культурно ожидаем прибытия комфортабельного поезда с конечной остановкой "Ро-ЭКСПО 2015-Милан". В подошедший поезд некультурно втискиваемся, боясь остаться вне его.
   - Мы не одиноки в желании быть одинокими на выставке, - смущённо переглядываемся меж собой, радуясь тому, что в тесноте вагона успели ухватиться за свободную часть стойки. Через час утрамбованное парой остановок нутро поезда, со вздохом облегчения, выскакивает на конечной и радостно бежит ко входу в надежде насладиться добрым, прекрасным, вечным. Но! Перед двадцатью пропускными пунктами многотысячная толпа. Засада! Нужно пройти контроль. Ждём. Солнце шпарит не на шутку. Протянулся длиннющий час и мы, прозвонённые магнитами и просвеченные телевизорами, у начала осмотра прекрасного. Забегая наперёд скажу, что этот день по посещаемости стал одним из рекордных - четверть миллиона гостей съехались с разных концов света в надежде побродить под сентябрьским солнцем по пустеющей выставке.
   За входными воротами выстроилась бронзовая стража: аппетитные дядьки и тётки с половниками в руках, кастрюлями на голове, обвешенные колбасами, с фруктами и тортами на голове приветливо встречали посетителей.
  Полные энтузиазма пристраиваемся в хвост очереди к павильону "Zero". Смысловое название павильона: вызов общества голоду. Конечная цель продуктовой цепи - свести голод на ноль. На фасаде павильона большими латинскими словами благодарное человечество оценило плоды природы как "Божественное дыхание земли". Этот павильон один из немногих, который по окончанию выставки не будет демонтирован. На благоустроенной территории экспозиции с современными транспортными связями, дорогами и коммуникациями предполагается разместить научный центр.
   Выстаиваем очередь, не теряем сознание, как впереди стоящая конкурентка, увезённая скорой помощью, и входим в фойе. Попадаем в огромную библиотеку с деревянными ящиками. Изящные колонны поддерживают антресольный этаж. Маленькие лесенки приглашают наверх, посидеть на ступеньках с книгой в тишине, побродить между полками там, куда, впрочем, нет входа. Сама библиотека, а вернее копия вкусотеки утописта шестнадцатого века Джулио Камилло Делминио, монументальна. Гуманист мечтал уложить в каждый ящик вкус пищи всего мира.
   Павильон разделён по тематике на девять залов. Зал орудий труда напоминает экскурсантам о том, как человек издревле пахал землю, выбирая подходящий пень; какие сети плёл для ловли рыб; как исхитрялся с клетками-ловушками, чтобы на ужин раздобыть мясо. В зале живого мира замерли рыбы, птицы, животные - звенья продуктовой цепи человека. Зал семян сменяет другой, за стеклом которого собраны всевозможные ёмкости для хранения пищи. Зал биржи по продаже продуктов завораживает бегущими строками, мелькающими ценами на оптовые закупки. Связка города и деревни представлена огромными макетами: многоэтажные дома мегаполиса и фабрики, производящие орудия труда для работы на земле; сельские фермы с пасущимися животными, возделанными полями и маленькими домиками деревенских жителей - продукты городу. Путь экскурсантов проходит через зал где, как упрёк обществу, не умеющему сохранить выращенное установлена пластмассовая гора изображающая пищевые отходы. Расслабляются зрители в полутёмном зале позитивных эмоций, среди изображений цветов, деревьев, летающих птиц и плавающих рыб.
   Павильон осмотрен. Долгое ожидание и экскурсия вызывает чувство голода не только у нас. Народ, выходя из павильона, устраивается на сиденьях амфитеатра перед бассейном, разворачивает припасённое из дому и подкрепляется. Выставка хотя и посвящена пище, но цены кусаются. Впрочем, кусаются они днём, а к вечеру умудрённые миланцы приезжают покормиться почти задаром: нереализованную пищу продают по символическим ценам, возьмите пожалуйста, жалко выбрасывать.
   Очереди во все павильоны огромны, понимаем, что осмотреть всё не сможем. Намечаем посетить российский и итальянский павильоны, а там видно будет.
   Большие красные буквы "Russia", отражающиеся в огромном зеркальном козырьке, замечаем издалека. Вдоль белоствольных берёзок тянется длинная очередь. Народ, попадая под козырёк, развлекается, разглядывая себя самого в зеркале. Без снимков на память никто не уходит.
   В павильоне, расцвеченном в фантастические фиолетово-желтые цвета, за стойками работают бармены. Посетителям дают попробовать национальные напитки и еду: квас, лимонад, водку, блинчики с икрой, мёдом. Впрочем, и здесь нужно отстоять очередь, а стоит ли терять время, дают-то только попробовать, а не наесться.
   С высоты террасы заглянули в огороды соседей, любопытство не запретишь, всё как в жизни.
   Павильон принимающей стороны расположился на Итальянском проспекте, где архитекторы выстроили несколько маленьких павильонов провинций и большой главный офис из стекла и металла. Он хаотично оплетён тонкими белыми корнями деревьев: корни питают дерево, дерево даёт плоды людям - тема выдержана. Огромное шестиэтажное здание внутри почти пусто. Традиция? Правда, на одном из этажей текущая река экскурсантов нас прибивает к знакомым берегам: ботанический огород съедобных трав. Ещё свежи в памяти прогулки по Туринскому огороду, уже прочтены в интернете сказки молодого Д. Боккаччо "Декамерон" о любовных страстях, упоминался там и невинный шалфей, наделённый писателем зловещей ролью. Под ветвями пахучего куста художники выставки усадили пластмассовую блаженствующую земноводную тварь.
   Кофе не растёт в Италии, но местные жители поглощают его в непомерных количествах.
   - Мне нужно выпить чашечку кофе, - озабоченно оглядывается по сторонам Борис, в надежде найти на выставке пищи жизненно необходимый напиток. Замечаем указатель "Ресторан". - Может быть там есть бар?
   Ждать лифт времени нет, жаждущему шесть этажей не преграда. Отмахиваем лестничные пролёты следуя по стрелке, запыхавшиеся, останавливаемся у стеклянной двери ресторана и разочарованно читаем объявление "Не работает". Ржем так, что глоток простой воды становится мечтой в пустыне. Слышали по телевизору скандал об израсходованных на не строительные нужды строительных средств, но не думали, что их не хватит именно на организацию чашечки кофе страждущим. Стрелку на стене накрасить успели, а на листик с предупреждением под стрелкой денег не достало. Впрочем, итальянский павильон ещё достроят и наполнят жизнью, он станет частью научного центра.
   На главной площади проспекта отсчитывают время оригинальные часы с боем. В ровный час суток одновременно по всему периметру круглого бассейна в небо бьют высокие водяные фонтаны. Неоновый свет, как вода по капиллярам растения, растекается снизу вверх по стволу дерева, наполняя его жизнью, из глубины ствола появляются цветы, значит будут плоды - жизнь продолжается. Музыка и пение знаменитых артистов сопровождает световой спектакль. Завораживающее зрелище каждый час ожидает масса народа. Несколько минут длится действие, затем всё затихает до следующего боя курантов. Дерево Жизни - один из немногих объектов, который останется служить после выставки.
   День, проведённый на ногах, клонился к вечеру. Накопившаяся усталость увела нас на пустынную окраину выставки, к искусственным каналам, мостикам, дорожкам, холмам, засаженным кустарниками и деревьями.
   - Хороший заказ получили зелёные пригородные хозяйства к предстоящей выставке, - усевшись на лавочку, оценили мы Средиземноморские Холмы.
   Ночной поезд примчал домой.
   Первым делом не к кастрюлям с едой, а к ведрам с горячей водой. Опустить туда ноги и сидеть, не шевелясь.
   Понедельник. Ехидная Кьяра из-под очков:
   - Ну и как съездила? Понравилось? Показывали по телевизору сегодняшний день: толпы народа, нескончаемые очереди на входе и у павильонов.
   - Понравилось! - отбиваюсь. Наши не сдаются! - ты видела по телевизору, а я наяву. Это намного интереснее!
 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com Н.Любимка "Долг феникса. Академия Хилт"(Любовное фэнтези) В.Чернованова "Попала, или Жена для тирана - 2"(Любовное фэнтези) А.Завадская "Рейд на Селену"(Киберпанк) М.Атаманов "Искажающие реальность-2"(ЛитРПГ) И.Головань "Десять тысяч стилей. Книга третья"(Уся (Wuxia)) Л.Лэй "Над Синим Небом"(Научная фантастика) В.Кретов "Легенда 5, Война богов"(ЛитРПГ) А.Кутищев "Мультикласс "Турнир""(ЛитРПГ) Т.Май "Светлая для тёмного"(Любовное фэнтези) С.Эл "Телохранитель для убийцы"(Боевик)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
И.Мартин "Твой последний шазам" С.Лыжина "Последние дни Константинополя.Ромеи и турки" С.Бакшеев "Предвидящая"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"