Матрица практики интегральной жизни (ПИЖ) в книге Уилбера "Интегральное видение" (ИВ, стр. 170-171) является аналогом того, что кратко было им описано в "Интегральной психологии" (ИП, стр. 150-152) как набор практик для всесекторной или интегральной терапии. Хотя во втором случае эти рекомендации обозначены как "терапия", похоже, речь идет об одном и том же - универсальном наборе практик для терапии и развития.
ПИЖ является одним из главных коммерческих продуктов Интегрального института. Уилбер утверждает, что ПИЖ учитывает как уровни, так и сектора, и что она является "первым подходом, который комбинирует их все..." (ИВ, стр.166). Он также говорит, что ПИЖ представляет собой "совершенно уникальный и беспрецедентный подход к росту, развитию и пробуждению" (ИВ, стр.166). Здесь, Уилбер, мягко говоря, неточен, так как интегральные трансформационные практики используются уже давно в институте Эсален и описаны в книге Майкла Мерфи "Будущее тела" (1992 г., на русском языке 2009 г.). Кстати, в ИП Уилбер ссылается на эту книгу как на "прекрасный пример интегрального видения" (ИП, стр.150). Для тех, кто читает по-английски, можно посмотреть сравнение интегральных практик Интегрального института и института Эсален в статье одного из ведущих тренинги в Эсалене: http://www.integralworld.net/martin12.html.
Интересно отметить, что интегральная практика, представленная в ИВ существенно отличается по своему формату от того, что представлено в ИП (см. приложение). Вот некоторые из этих отличий.
(1) Если в ИП практики привязаны к секторам AQAL, то в ИВ они представлены в виде центральных модулей, которые скорее соответствуют уровням или стадиям (тело, ум, дух), и дополнительных модулей.
(2) В ИВ среди центральных модулей появляется модуль тени, который в прежней версии, изложенной в ИП, был одной из практик верхнего левого (ВЛ) сектора.
(3) Нижние сектора (НЛ и НП) не представлены в центральных модулях.
(4) То, что в ИП обозначено как эмоциональная практика ВЛ сектора (тай-цзи, йога, цигун) оказывается в модуле "тело", который соответствует верхнему правому (ВП) сектору (ИВ, стр. 76,77), а не в дополнительном модуле "эмоции".
Наверное, с точки зрения практикующего человека неважно, практикуете ли вы, скажем, цигун как эмоциональную практику ВЛ сектора или как практику тонкого тела ВП сектора. Однако с точки зрения теоретической обоснованности самой интегральной практики такие неожиданные перестановки, никак не объясненные автором, выглядят несколько странными.
Откуда же появляются 4 центральных модуля ПИЖ? Вот как объясняет это Уилбер (ИВ, стр.166). Если взять 3 уровня (тело, ум, дух) и 3 сектора (самость, культура и природа), то получится 9 возможных областей развития. А если взять 4 сектора, то те же 3 уровня дадут 12 областей развития. Далее Уилбер говорит: "Давайте сосредоточимся на верхних - индивидуальных - секторах и посмотрим, что сюда входит. Эти зоны настолько важны, что мы называем их центральными модулями - тело, ум, дух и тень" (ИВ, стр.166). Во-первых, если мы используем схему 3-х секторов, то у нас вместо двух индивидуальных секторов остается только один. Если индивидуальный сектор ВП так важен, в чем же смысл его объединения с НП сектором под общим названием "природа"? Во-вторых, зона "тень" нигде не фигурирует ни в 3-х секторной, ни в 4-х секторной модели, так что появление этого модуля обусловлено какими-то другими причинами, которые в данном случае не приводятся. И, в-третьих, важны не столько области развития, сколько линии развития, которые могут находиться на разных уровнях. Это означает, что некоторые линии развития могут уже пройти в своем развитии определенные уровни, и работа с ними в данной области развития будет уже бессмысленна.
ПИЖ предлагает практики без учета реального развития линий по уровням. Например, в модуле "тело" предлагается работа с поднятием тяжестей для развития физического тела. Если под этим понимается увеличение мышечной массы и физической силы, то остается непонятным, насколько это необходимо для развития других линий, насколько это актуально для женщин или людей преклонного возраста. Другой пример связан с медитацией. Уилбер сам в своих книгах указывал, что медитативные практики эффективны на уровне зрелого эго, а в случаях его недоразвития или связанных с эго патологиями могут эти патологии усиливать и тормозить развитие.
Есть еще один момент, на который я хотел бы обратить внимание. В ИП набор практик обозначен как интегральная терапия, хотя собственно терапия упоминается лишь как один из видов ментальной практики ВЛ сектора. В ИВ похожий набор практик обозначен как ПИЖ и содержит психотерапию как отдельный центральный модуль, значительно расширенный по сравнению с ИП. Возникает терминологический вопрос: если терапия становится центральным модулем, означает ли это, что любой человек по определению находится в патологическом состоянии, нуждается в терапии, и что так будет продолжаться до конца его жизни?
Применение набора практик ПИЖ, согласно Уилберу, ускоряет развитие человека и ведет его к трансперсональным стадиям. Однако остаются не до конца проясненными следующие моменты. Если развитие осуществляется как относительно независимое развитие линий в разных секторах, то остается непонятным, на какие линии обращать внимание в первую очередь, насколько дисбаланс между отдельными линиями может влиять на продвижение по другим линиям и т.д. С другой стороны, чтобы понять, куда развиваться, нужно определить, где ты находишься в данный момент, то есть, образно говоря, поставить диагноз. В этом смысле, ПИЖ должна была бы начинаться, по идее, с составления интегральной психограммы, а уже на основе этой психограммы составляться программа ПИЖ. Подобная психограмма, составленная через несколько лет использования практики ПИЖ, могла бы эмпирически показать, насколько эффективна ПИЖ в качестве ускорителя общего развития. Странно, что Интегральный институт еще не обнародовал результаты подобных исследований, если, конечно, они там проводились. Если бы Интегральный институт предлагал помощь и консультации в составлении интегральной психограммы и тщательном индивидуальном подборе на ее основе практик ПИЖ, мне было бы это понятно. Но Уилбер пишет, что "идея просто в том, чтобы выбрать по одной практике в каждом из этих базовых модулей и затем параллельно ими заниматься. Можно добавить дополнительные модули по желанию - и поехали!" (ИВ, стр. 167). Для меня это звучит неубедительно.