Аннотация: Конспект 2-й главы книги Барта Эрмана "Триумф христианства"
Апостол Павел.
Его роль и значение в становлении христианства.
(Конспект 2-й главы книги Барта Эрмана "Триумф христианства", Эксмо, Москва, 2019 г.)
1) Источники по жизни и учению Павла
Послания Павла (Новый Завет). Из 13 только 7 считаются подлинными. Это письма различным церквям с связи с разными проблемами и конфликтами, возникающими у последователей.
Деяния апостолов (Новый завет). Рассказ о распространении христианской церкви в первые 30 лет после воскресения Иисуса. Книга написана от лица спутника Павла, но по мнению большинства ученых была написана через 20-60 лет после смерти Павла. Она носит черты художественного произведения, к ее историчности следует подходить с осторожностью.
2) Иудей Павел
По своим религиозным взглядам - ревностный иудей, именно эта ревность привела его к преследованию тех иудеев, которые объявили Иисуса из Назарета Мессией. Цитата из Фил. 3:5-6
В Римской империи иудеи составляли около 7% населения. Их верования были разнообразны в диаспоре. Деяния упоминают, что Павел был образованным раввином, учился в Иерусалиме у одного из самых известных учителей. Родной язык = греческий. Предполагается, что он родился и вырос вне Палестины, в крупном городе (Тарс в Киликии), где и получил образование.
Суть религиозных взглядов иудеев = вера в единого бога (не обязательно отрицать существование других богов), "завет"(контракт) с Богом, переходящий от праотцев к потомкам, Бог соглашается быть богом только иудеев в обмен на то, что они станут только его почитать и только ему поклоняться. Не нужно привлекать к этой вере другие народы, иудеи являются избранным народом. В ответ иудеи обязуются соблюдать ряд правил: законы Моисеевы (десять заповедей и другие требования, включающие обрезание младенцев-мальчиков, соблюдение субботы, кошерная пища).
Павел называет себя фарисеем. (Всп. критика Иисусом фарисеев в Евангелии) В те времена это религиозное течение ревностно относящееся к соблюдению "закона", они создавали устные толкования закона, чтобы верующие могли точно исполнять требования закона.
Фарисеи, как и многие иудеи того времени, придерживались апокалиптического взгляда на мир. Суть его в том, что мир отклонился от "путей божиих", погряз в пороках и страданиях. Но Бог скоро вмешается в ход истории, уничтожит силы зла (= конец света) и установит свое благое царство (= царство божие). Благая весть (=евангелие) состоит в том, что день этот наступит очень скоро.
3) Павел - гонитель Церкви
Когда Павел услышал о религиозных взглядах первых последователей Иисуса, они ему очень не понравились. По его собственным словам настолько, что он стал их преследовать, пытаясь уничтожить Церковь. Все это происходило примерно в первые три года после смерти Иисуса.
Почему не только апостол Павел, но и многие иудеи враждебно относились к взглядам христиан? Последователи Иисуса называли его Мессией. Многие христиане и в наше время не могут понять, почему иудеи в древности, да и современности, не хотят признавать Иисуса Мессией. Ведь в иудейских Писаниях его приход предсказан. (Так думают те, кто приучен читать ВЗ определенным образом).
Пример. Исайя (53:5-6) "Но он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились. Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас". Христиане считают, что это пророчество об Иисусе, как Мессии. Иудеи на это отвечают, что пророк не говорит здесь о Мессии, он говорит о ком-то, кто УЖЕ пострадал, немного раньше он ясно объясняет, что речь идет об Израиле, страдающем за грехи народа (Ис. 49:3).
Во времена Павла среди Иудеев, ожидавших Мессию, не было и мысли о том, что Мессия будет страдать за грехи других или воскреснет из мертвых.
Мессианские ожидания иудеев:
А) Мессия = земной царь. Мессия = помазанный. Изначально относилось к царю Израиля, которого во время коронации помазывали специальным маслом, показывая этим, что Бог выбрал его в качестве вождя для народа. В 1-м веке царя у иудеев не было, они находились под властью Рима. Многие иудеи считали такое положение ужасным, нестерпимым. Они с нетерпением ждали, когда Бог воздвигнет царя, который победит врага и вернет Израилю свободу.
В) Мессия = космический судья, небесный царь. Он, как божественный посланник, явится на облаках небесных судить злые царства мира сего и установит вместо них новый космический порядок - Царство Божие.
С) Мессия = не царь, а могущественный священник, который будет править народом Израилевым, поведет его путями божьими.
При всех различиях общее: Мессия = победитель, разгромит врагов Израиля, освободит народ и будет им править. Поэтому даже если некоторые из последователей Иисуса верили в то, что Иисус - Мессия, его казнь разбила их надежды, потому что Мессия не может быть казнен, тем более такой позорной казнью.
Однако после казни некоторые из последователей пришли к мысли, что Бог воскресил Иисуса и вознес его на небеса. Это означало, что он действительно был божий избранник, Мессия, но не такой какого все ожидали. Воскресив Иисуса из мертвых, Бог показал, что смертью его принес в мир намного более великое спасение, чем то, которого ждали иудеи. Он пришел не просто спасти народ Израиля от иноземного угнетения, он пришел спасти людей от смерти для жизни вечной. Это и стало "благой вестью" последователей Иисуса.
Для фарисея Павла это была чушь, более того, опасное богохульство, хула на Писания и самого Бога. Это надо было остановить.
4) Обращение Павла
Нет точного рассказа обращения Павла. Есть три изложения этой истории в "Деяниях апостолов" (Деян. 9:1-9, 22:3-16, 26:9-18) с многими противоречащими подробностями. Во всяком случае, Павел утверждает, что он видел воскресшего Иисуса, и это дает ему право называть себя апостолом, хотя он не входит в число 12 и 70 (72) апостолов, назначенных самим Иисусом. Это видение полностью изменило его взгляды и сделало ревностным проповедником христианства.
5) Последствия видения Павла
"Видение" Иисуса убедило Павла в том, что Иисус жив. Размышляя над этим, Павел приходит к выводу, что он сам избран Богом, для исполнения предсказаний иудейских Писаний.
Вот как, по-видимому, строилось его рассуждение.
Бог воскресил Иисуса из мертвых, это должно означать, что Иисус избранник Божий. Почему же Бог позволил, чтобы его казнили? Ведь "Проклят всяк висящий на древе" (Втор. 21:23). Значит Иисус умер не за свои дела, а за дела других. Иисус должен быть жертвой, принесенной за преступления других. И значит его смерть была частью Божия плана по решению проблемы с человечеством.
Если спасение Божие пришло через смерть и воскресение Иисуса, значит, именно так Бог с самого начала планировал спасти свой избранный народ. А это значит, что спасение не могло прийти путем соблюдения предписаний иудейского закона. Выходит, что соблюдение закона для правильных отношений с Богом никакого значения не имеет. Значит тем, кто хочет принадлежать к народу Божиему и получить спасение, не обязательно быть иудеями. А это в свою очередь означает, что весть о спасении предназначена не только для иудеев, но и для язычников. И от язычников не требуется становиться иудеями и соблюдать иудейский закон.
Итак, чтобы стать членами избранного народа Божия, язычникам не нужно становиться иудеями. Незачем обрезаться, соблюдать закон, есть кошерную пищу и исполнять все прочие предписания закона. Нужно только верить в смерть и воскресение Мессии Иисуса. До сих пор все последователи Иисуса - первые христиане - были, разумеется, иудеями, только верящими, что Иисус - Мессия, который умер и воскрес из мертвых. Они знали, что это деяние совершил над Иисусом Бог ради них, иудеев. Разумеется, язычники тоже могут обрести спасение. Но прежде они должны стать иудеями. Для Павла это было не так. Иудей или язычник - неважно. Важна только вера в Христа.
У пророков в Писании можно найти предсказания о том, что в конце времен Бог введет заблудших овец в стадо народа Божия: благая весть, распространяемая через иудеев, дойдет и до язычников, и они вольются в число избранного народа.
Многие ученые считают, что нужно говорить не об "обращении" Павла, а о "призвании". Павел не отказался от иудаизма в пользу "христианства", сам Павел не считал, что он меняет религию. Он считал, что Христос не противостоит иудейской вере и не предлагает нечто совершенно новое. Христос - логичное продолжение всего, что было до него. Однако без Христа, согласно Павлу, иудейская вера неполна и несовершенна. Но перемена была столь разительной, что правильнее называть это и призванием, и обращением. И миссия Павла - привести историю к ее предсказанному концу, как к конечному этапу божественного плана.
6) Миссионерская стратегия Павла
...
7) Modus operandi Павла
...
8) О чем говорил Павел
Второе пришествие Иисуса - вот абсолютный центр Павловой проповеди, это естественное завершение рассказа о том, как Иисус воскрес из мертвых.
9) Как Павел убеждал своих слушателей
...
10) Павел: итоги
Значение Павла в том, что он поверил, что спасение, принесенное смертью и воскресением Иисуса, не связано с иудейской идентичностью, что спасение Христово действенно не только для иудеев, но и для язычников; что язычники уверовавшие в Христа, не обязаны вначале обращаться в иудаизм и следовать иудейским законам и обычаям.
Свою миссию Павел видел в том, чтобы привести план спасения Божия к завершению. Как только Павел достигнет "концов земли" (вот почему Павел планировал свое путешествие в Испанию = конец земли, римской империи), все язычники услышат слово Божие и история придет к своему завершению.