Воскресное утро выдалось на редкость солнечным. Лучи солнца, врываясь через большое окно мансарды, приятно ласкали лицо Антона, который давно проснулся и теперь лежал с закрытыми глазами в предвкушении предстоящей работы. Сегодня он никуда не пойдет. Сегодня его ждет иная, чем копирование старых мастеров, работа...
Чем он - Антон Маревич - хуже них?.. Да ничем!
Он - Антон Маревич - ничем не хуже, - он лучше них!
И он докажет это всему свету!
Сегодня!
Нет, сейчас же!!
Холст размером полтора метра на метр уже натянут на подрамник. Кисти и тюбики с красками, самые лучшие, подобранные самым тщательным образом, аккуратно разложены. Палитра основательно вымыта.
Но самое главное - сюжет будущей картины! Он тоже готов. Он у него в голове!
Антон знал наизусть каждый квадратный сантиметр, каждый мазок. Десятки раз он мысленно заканчивал картину и начинал ее сначала. Теперь остается самая малость: перенести все это на холст.
Он не сомневался - это будет настоящий шедевр. И тогда станет видно, кто лучше: он - Антон Маревич, или... ну, хотя бы, тот же Ра-фа-эль!
Антон вскочил с кровати, быстро свернул одеяло и затолкал его в низенький шкафчик, стоящий в углу его каморки. Затем ополоснул лицо холодной водой и, закурив сигарету, подошел к окну.
С вечера прошел дождь, и теперь весь квартал сверкал в лучах взошедшего солнца. Блестели мокрые крыши домов, сияли яркой зеленью деревья. Глядя на мерцающий мир, настроение Антона еще больше поднялось. Выбросив окурок в окно и проследив за ним, пока тот не упал в лужу на улице, Антон подошел к чистому холсту, закрепленному на старом, потрепанном мольберте. Взяв в руку угольный карандаш, он стал размашистыми точными движениями наносить на холст контуры будущей картины.
Антон улыбался. Работа доставляла ему истинное наслаждение, какого он не испытывал давно. Отойдя на пару шагов и окинув холст придирчивым взглядом, Антон положил уголь на столик и вытер руку тряпкой. Прежде чем начать работать маслом, необходимо было закрепить лаком готовый набросок на холсте...
Неожиданно его привлек шум, доносившийся с улицы. В спокойную, размеренную жизнь квартала вдруг ворвался громкий сигнал автомобиля. Антон выглянул в окно.
Огромный черный лимузин на слишком большой для узких улочек Люблено скорости въезжал в переулок, где находился его дом. Грязная вода в не успевших высохнуть лужах фонтаном била из-под передних колес автомобиля и, стекая по стенам домов, опять заполняла выбоины и рытвины на дороге. Уличная детвора, не обращая внимания на грязь, которой поливал их лимузин, с воплями неслась за машиной. Ведь не каждый день подобные красавцы заезжали в их трущобы!
Маревич негромко выругался, выкинул окурок на улицу и закрыл окно. Таким образом, он не увидел, как лимузин остановился у его подъезда. Из машины вышли двое. Один из них - молодой человек в сером плаще нараспашку, в темно-сером дорогом костюме с бабочкой, придерживая рукой шляпу, посмотрел наверх и, перепрыгнув через лужу, вошел в дом.
Стук в дверь раздался как раз в тот момент, когда Антон собирался нанести на холст первый мазок. Он замер на секунду с вытянутой рукой. Затем решил не открывать двери.
"Наверное, соседи - пришли чего-нибудь одолжить", - подумал Антон.
Только он прикоснулся кистью к холсту, как стук вновь отвлек его от работы. На этот раз стучали громче и настойчивее. Швырнув в раздражении палитру на столик, Антон с кистью в руке пошел открывать дверь, чертыхаясь на ходу.
Незнакомый ему человек в надвинутой на лоб шляпе, не здороваясь и не спрашивая разрешения, вошел в комнатку. С любопытством оглядываясь по сторонам и не обращая внимания на художника, он не спеша начал ходить вдоль стены, у которой стояли прислоненные к ней старые работы Маревича. Выбрав одну, он поднял ее на вытянутых руках и, развернув так, чтобы свет падал на холст, стал внимательно его разглядывать.
--
Прекрасно! Великолепная работа, - сказал названный гость, ставя подрамник на место. После чего повернулся лицом к опешившему Антону.
Маревич чуть не выронил кисть из рук. Перед ним стоял человек, которого он видел в Эрмитаже! Немного придя в себя, Антон сел на стул - ноги не держали его.
--
Что вам надо? - прохрипел он. Влад, а это был он, улыбнулся и, достав из кармана плаща платок, вытер им руки от пыли.
--
А вы как думаете?
Антон сидел с раскрытым ртом, пытаясь унять дрожь в руках.
--
Как, по-вашему, - Влад засунул платок обратно в карман, - поступают люди, подобные мне, с единственным свидетелем их поступка, который в нашей стране ("страна" он произнес так, как если бы это слово означало сортир), впрочем, как и во всем мире, расценивается как уголовное (та же интонация) преступление?
Маревич молча уставился на Влада, иногда переводя взгляд на дверь, как бы ожидая оттуда помощи.
--
Не знаете? - Влад откинул полы плаща и уселся в любимое кресло Антона. - Я вам могу подсказать: их убирают!
--
В каком смысле - убирают?
--
В самом прямом, браток. Убирают, и все! Перерезают горло, выкидывают в окно, пускают пулю в лоб... Методов очень много. Результат, к сожалению, всегда один.
--
Что вы хотите со мной сделать? - Антон сильно побледнел, сжимая в руке кисть, как будто она могла ему чем-то помочь.
--
На ваш выбор, - рассмеялся Влад. - Ну, а если серьезно, пока ничего. Все зависит от того, сможем ли мы с вами договориться.
--
О чем? - более твердым голосом спросил Маревич, роясь дрожащими пальцами в карманах, пытаясь найти пачку с сигаретами.
Влад встал со своего места, не спеша подошел к художнику. Антон весь сжался в комок, ожидая самого худшего. Достав золотой портсигар с коричневыми сигарами, Влад протянул его Маревичу. Антон взглянул на Влада и неуверенно потянулся за сигарой. Трясущимися руками он попытался зажечь спичку и прикурить. Только с третьей попытки кончик сигары зарделся. Затянувшись дымом, Антон сильно закашлялся и еще больше побледнел.
Влад взял Маревича под руку и подвел к холстам, стоящим у стены:
--
Все эти картины ваши, не так ли?
--
Не совсем, - Антон откашлялся и теперь с интересом разглядывал коричневую сигару, вертя ее в руке.
--
Не понял? - брови Влада поползли вверх.
--
Картины не мои. Это копии с полотен разных художников.
--
А-а! Ну, в этом смысле, конечно, не ваши. Вот эта - Ватто. Я прав?
--
Верно.
--
Но копии ведь делали вы? - скорее утвердительно проговорил Влад.
Маревич молча кивнул головой...
--
...ну, хорошо! Я согласен. Меня даже заинтересовало ваше предложение с чисто профессиональной точки зрения. Предположим даже, что мне это удастся. Ну, а дальше что?
--
У вас есть чего-нибудь выпить? - не отвечая на вопрос, спросил Влад.
--
Одну минуту, - Антон вышел и скоро вернулся с бутылкой "Джони Уокера", которую отдал на хранение соседке - тетушке Римме, и которую берег для особых случаев. Именно сегодня и был этот "особый" случай. Ведь его чуть было не отправили к праотцам, по крайней мере, собирались! Антон тоже почувствовал необходимость выпить, хотя подобные желания посещали его крайне редко. Достав из шкафа два стакана, он ополоснул их под краном и до половины наполнил виски.
--
К сожалению, мне нечем разбавить, разве что водой. И льда, как видите, нет, - извинился он.
--
Ничего. Я предпочитаю неразбавленный, - успокоил его Влад. - Тем более такое, - Влад показал глазами на початую бутылку. - А вы неплохо зарабатываете, я вижу.
Антон оглянулся вокруг в поисках чего-нибудь, что позволило гостю сделать свой вывод. Влад ногтем постучал по горлышку бутылки.
--
Ей скоро три года, - смущенно ответил Антон. - Я приберег ее...
Влад закрыл глаза и откинулся на спинку кресла.
--
Дальше? Вы спросили меня, что же дальше? Я вам отвечу. Дальше вы будете спокойно жить и работать, время от времени делая кое-что для меня. Кроме того, за каждую сделанную картину я буду платить вам от десяти до пятидесяти тысяч в зависимости от ее размеров.
--
Пятьдесят тысяч рублей?! - вскричал Маревич
--
Пятьдесят тысяч долларов, - сказал Влад, как если бы речь шла о пяти центах.
--
Да... Но... что вы собираетесь делать с ними?
--
Это вас не касается! - отрезал Влад, открывая глаза, сверкнувшие неприятным блеском. - Считайте, что я - поклонник вашего таланта и решил собирать ваши работы. Я буду вашим меценатом. Вас устраивает такой ответ?
--
Не слишком ли дорого вы собираетесь платить неизвестному художнику? - с усмешкой спросил Маревич.
--
Я всегда все делаю в меру, - Влад, казалось, обиделся. - Считайте высокую плату компенсацией за то, что вы постараетесь по возможности дольше оставаться неизвестным.
--
Я что-то не понимаю.
--
А это и не обязательно, - отмахнулся Влад. - Я вам сделал конкретное предложение, а вы до сих пор не сказали ни "да", ни "нет".
--
Я уже ответил, что согласен, тем более что выбора у меня нет.
--
Вот именно, - обрадовался Влад. - Это очень удобно, когда у человека нет выбора. Не надо напрягать лишний раз мозги, пытаясь разрешить стоящую перед тобой проблему, - он достал бумажник и отсчитал десять купюр, положил их под пепельницу на столе. - Это вам на текущие расходы. Если понадобится еще - я буду время от времени позванивать. Кстати, где у вас телефон?
Маревич кивнул в сторону аппарата, в нескольких местах перевязанного изоляционной лентой, не сводя глаз с денег. "Как минимум сто долларов, - подумал он. - А может, и все двести".
Влад подошел к телефону, набрал номер и, дождавшись ответа, сказал всего одно слово: "Еду!" Затем повесил трубку на место и, не попрощавшись, вышел.
Только после того, как внизу взревел мотор, Антон очнулся от гипнотического состояния. Медленно, как бы опасаясь, что все, происходящее с ним - сон, он подошел к столу и взял деньги. В руках, запачканных углем, он держал десять новеньких хрустящих бумажек, каждая достоинством в сто долларов. Руки Антона задрожали, и он, не в силах устоять на ногах, грузно опустился в кресло, в котором только что сидел гость, оставивший ему уйму денег.
***
--
...придется вызывать милицию и ломать дверь, - заявил мужчина в поношенном спортивном костюме и пляжных туфлях на босу ногу, выковырнув, наконец, спичкой что-то, застрявшее в дупле испорченного зуба, и сплюнув на пол.
Его сосед по этажу барабанил в это время в дверь с большущей подковой, прибитой в верхнем углу.
--
Антон! - орал он. - Ты что, сдох, сукин сын?! Открой сейчас же дверь, а не то я разнесу ее к едрене фене! Ты меня слышишь, Антон?!
Он уже собирался осуществить свою угрозу, когда раздался скрежет отодвигаемого засова и дверь, побрякивая плохо закрепленной подковой и, визжа несмазанными петлями, распахнулась.
То, что увидели соседи, обеспокоенные долгим отсутствием художника, меньше всего было похоже на Антона Маревича. Впалые щеки заросли густой щетиной. Длинные русые волосы приобрели непонятный оттенок и свалялись, как баранья шерсть. Одежда (если можно было назвать одеждой несколько тряпок, до такой степени грязных и измазанных краской, что невозможно было определить их первоначальный цвет) болталась на нем, как на каторжнике. Брюки, кроме ремня, застегнутого на последнюю дырочку, были обвиты на пояснице медной проволокой, завязанной немыслимым узлом. На коленях зияли две огромные дыры. Сразу было видно, что он и не снимал их, когда ложился спать. Если вообще ложился.
Покачиваясь и держась за дверной косяк, Антон идиотским взглядом уставился на своих соседей, столпившихся у дверей.
--
Что ты делаешь, Антон? - спросил мужчина в спортивном костюме, крутя спичкой у себя в ухе.
--
Я работаю, - последовал ответ.
--
Ты не болен?
--
Нет.
--
Ты себя в зеркале видел? - вмешалась в разговор сердобольная Римма. - На кого ты стал похож, сынок!
--
Я работаю, - механическим голосом бубнил Маревич. - Не мешайте.
Казалось, Антон сейчас упадет.
--
Ты сегодня ел что-нибудь? - не унималась Римма. - Погоди, я сейчас чего-нибудь принесу.
--
Не надо! - голос Антона прозвучал излишне громко и нетерпеливо. - Не надо, я не хочу есть.
--
Но так же нельзя, Антон, - принялась увещевать его Римма. - Я не могу его таким видеть, - обратилась она к собравшимся. - Сделайте же что-нибудь!
--
Ну, Антон, давай я отведу тебя и уложу в постель. Мне кажется, ты болен, - мужчина, собиравшийся ломать дверь, подошел к Маревичу. - Полежи, отдохни.
Он хотел было взять художника под руку и отвести его в комнату, как вдруг Антон отскочил от него, как от прокаженного. Глаза его блестели.
--
Я же сказал: не надо! Я не болен, есть не хочу. Я работаю, а вы мне мешаете. Что вам от меня надо! - голос Маревича перешел на крик. - Уходите и оставьте меня в покое!
С этими словами Антон отступил в глубь комнаты и с невесть откуда взявшейся силой захлопнул дверь. Дверь с грохотом закрылась. От толчка подкова, болтающаяся на двери, оторвалась и шлепнулась с протяжным звоном на пол.
--
Чокнутый какой-то, - соседи, которые и до этого не были чересчур высокого мнения о психическом состоянии Маревича, разошлись по своим квартирам.
Нет, Антон не собирался умирать с голоду. Он и больным не был в общепринятом смысле этого слова. Физически, по крайней мере, он был вполне здоров. Болезнь его была иного рода. И называлась она - одержимость. Маревич был одержим работой, настолько увлекшей его, что он забыл обо всем на свете, в том числе и о еде, которой у него в комнате было навалом. После того, как у него побывал Влад и оставил кучу денег, Антон накупил всякой всячины, чтобы потом не выходить из дома и не отвлекаться от предстоящей работы.
Но есть ему не хотелось. Ему хотелось писать, писать, писать... Писать до умопомрачения, писать до изнеможения. Дойдя до такого состояния, Антон стал понимать, что могло заставить Ван Гога отрезать себе ухо. Он сам был готов отрезать себе все, что угодно, лишь бы это помогло в достижении цели, которую он поставил перед собой и к которой не приблизился ни на йоту, хотя бился уже почти месяц. Его стали одолевать сомнения в своих силах, хотя скромность никогда не была в числе его добродетелей. Он всегда считал себя великим и непревзойденным мастером. И вот теперь он, как маленький ребенок, пытающийся делать свои первые шажки, хочет пройти тот путь, который проходили до него его великие предшественники, почувствовать то, что чувствовали они, смотреть на мир их глазами. Но ноги не слушались его, чувства притупились, глаза не видели ничего. Ему казалось, что он ослеп. Не в буквальном смысле, конечно! Он видел все, все, что происходит вокруг, все, что его окружает. Но воспринимал это как простой смертный, как человек, для которого море - это много воды, воздух - чем дышат, небо - где летают самолеты. Но представить, понять, а тем более отобразить все это на холсте, как сделали бы Веласкес или Рафаэль, он не мог! Не мог, несмотря на то, что у стены, где пылились его работы, прибавилось добрых два десятка этюдов. Не мог, несмотря на то, что если ему не удастся добиться того, к чему стремится, то он сам не даст и ломаного гроша за свою жизнь. Влад был не тем человеком, который бросает слова на ветер. Если у него ничего не получится - Влад убьет его. Не важно, как. Важнее, что он - Антон Маревич, так и не добившись ничего в своей жизни, умрет безвестным художником, и его картины так и не будут красоваться в музеях рядом с Эль Греко и Боттичелли...
Как и в прошлый раз, черный "Мерседес" вызвал бурю восторга у детворы Люблено. Размалеванные красками, с куриными перьями в немытых волосах, они, как настоящие индейцы, окружили машину, улюлюкая подобно героям Фенимора Купера.
Погода неделю как стояла ясная и солнечная. Поэтому на улице, в отличие от того дня, когда "Мерседес" впервые появился в этом квартале, грелась не только малышня. Мамаши "индейцев", сидя на лавочках, занимались каждая своим делом. Они с изумлением проводили взглядом сверкающую хромом машину, пытаясь угадать, кто в их захолустье мог принимать таких гостей.
"Мерседес", подняв столб пыли, затормозил у подъезда, у которого на стульчике сидела Римма и чистила лук. Римма, чуть приподнявшись со своего места, попыталась заглянуть в машину, но темные непрозрачные стекла лимузина надежно оберегали сидящих внутри от любопытного взгляда старушки. Внезапно распахнувшаяся дверца чуть не стукнула Римму по голове. Она успела отскочить и усесться на стульчик с невозмутимым видом продолжая очищать от шелухи очередную головку лука.
Влад вылез из машины и, щурясь от солнца, оглянулся по сторонам. Римма продолжала заниматься своим делом, с трудом заставляя себя не смотреть на человека, появившегося из лимузина.
--
Добрый день, мадам! - приветствовал ее Влад, надевая солнечные очки.
Римма в растерянности оглянулась по сторонам, после чего подняла глаза на Влада.
--
Вы со мной? - спросила она, сузив глаза.
--
Да, мадам, - улыбнулся Влад. - Как поживаете?
Римма подозрительно оглядела его с ног до головы.
--
А кто ты такой, собственно говоря, чтобы спрашивать, как я поживаю?
Влад от души рассмеялся.
--
Вот, возьмите, - сказал он, протягивая старушке тысячерублевую бумажку. - Купите чего-нибудь своим внукам.
Римма, у которой не было внуков, однако в доме которой, если устроить основательный обыск, не наскребалось бы и половины этой суммы, молниеносно выхватила деньги из рук Влада и засунула их в кармашек дырявого фартука.
--
Благодарю, господин хороший! - Римма продемонстрировала свое знание светского этикета. - Чем могу быть полезна?
--
Пока что ничем, - вновь рассмеялся Влад. - Скажите, Антон - ваш сосед?
--
Да, - ответила Римма. - Наши комнаты расположены рядом. А что?
--
Нет, действительно ничего, - Влад достал из нагрудного кармана пиджака коричневую сигару. - Я просто хотел спросить, дома ли он сейчас?
--
А зачем он вам понадобился? - взгляд Риммы опять стал подозрительным.
--
Я хочу купить у него какую-нибудь картину, - Влад выплюнул кончик сигары на землю.
--
Поня-ятно, - успокоилась Римма. - Ну что ж, попробуй зайти к нему.
--
А в чем дело? - поинтересовался Влад. - Почему я должен "пробовать"?
--
Дело в том, что Антон уже долгое время как не выходит из дома и никого не впускает к себе.
--
Хорошо, я попробую, - улыбнулся Влад, заходя в подъезд. - Кстати, а как вас зовут?
--
Римма. Тетушка Римма. А что?
--
Ничего, - крикнул Влад, взбегая по лестнице.
Дверь в комнату Маревича оказалась открытой. Влад вошел внутрь и прикрыл дверь за собой. Глаза медленно привыкали к полумраку. Антон, свесив руку с кровати, лежал на животе и, казалось, не дышал. Огромное красное пятно растеклось по полу под его головой, заползая под кровать. Влад, озираясь, как затравленный зверь, мгновенно выхватил из-под мышки пистолет. Сердце его бешено колотилось. Прижавшись спиной к стене, он приготовился стрелять в любого, кто сунется в комнату. Первым его желанием было бежать отсюда, пока не нагрянули менты. Если в Маревича кто-то стрелял, то, наверное, соседи, услышав выстрелы, уже сообщили об этом в милицию. Однако, - мысли Влада постепенно становились более упорядоченными, - идиллия во дворе никак не вязалась с тем, что в доме недавно звучали выстрелы. Да и крови натекло столько, что можно было подумать, здесь зарезали поросенка... Может, Антона пырнули ножом?..
Еле слышное кряхтение донеслось из угла, в котором стояла кровать Маревича. Влад, подошедший до этого к окну, резко обернулся и, чуть было не нажал на спуск пистолета.
Антон, больше похожий на привидение, чем на живого человека, перевернулся на кровати, скрипя всеми ее частями, после чего присел, протирая рукой глаза. Глупо улыбнувшись, он, зевая, поздоровался:
--
Привет.
Вдруг глаза его расширились, и он стал отползать, сидя на кровати, пока не забился в угол. Антон увидел в руке Влада пистолет, направленный в его сторону.
--
Нет! - заорал он. - Не надо. Я все сделал, как ты хотел. Не стреляй!
Влад, в первый момент решивший, что художник спятил, что было более чем вероятно, учитывая его внешний вид, сообразил, что так напугало Антона. Он и сам еще не вполне очухался от вида лужи крови на полу. Спрятав пистолет, Влад отошел от окна и приблизился к кровати.
--
Откуда это? - спросил он, показывая на пол.
--
Что? - Антон свесился с кровати.
Увидев зловещее красное пятно, он стремительно отпрянул назад, ударившись головой об стену. Заметив, что правая рука вся перепачкана, Антон смертельно побледнел и стал бешено трясти ею, как припадочный.
Влад, все еще ничего не понимая, подскочил к Маревичу и схватил его за руку. Со стороны могло показаться, что в комнате находятся душевнобольные, один из которых трясся, сидя на кровати, другой же начал ни с того, ни с сего безудержно хохотать. Антон, перестав дергаться, смотрел на Влада, в свою очередь, решив, что тот свихнулся.
Отпустив Маревича, Влад нагнулся и, заглянув под кровать, вытащил оттуда замызганную баночку с красной краской, содержимое которой растеклось по полу, создавая иллюзию пролитой крови. Зашвырнув банку в картонную коробку, в которой скопилось множество выжатых тюбиков из-под краски и пустых пивных банок, Влад тщательно вытер запачкавшиеся краской руки, мысленно поблагодарив Бога за то, что никто не был свидетелем его испуга из-за пятна краски на полу.
--
Это краска, - сказал он, опустившись на стул. - Ты сильно похудел, Антон. Ты что, не ешь?
--
Ем, почему же, - пробормотал Маревич, сползая с кровати и обходя пятно. - Я сейчас его вытру...
--
Это может подождать, - перебил его Влад. - Честно говоря, я спешу. Зашел посмотреть, как твои успехи.
Лицо Маревича преобразилось. Он подошел к мольберту, на котором был закреплен холст на подрамнике, прикрытый пестрой тряпкой. Взявшись за конец, Маревич театральным жестом сорвал покрывало с картины...
Немного придя в себя, Влад молча достал из кармана сигару и, не отрывая глаз от полотна, вставил ее в рот. Все так же глядя на картину, он пересел со стула в кресло, забыв про не зажженную сигару. Немного погодя он щелкнул зажигалкой и, закинув ногу на ногу, прикурил, застыв в этой позе. Только когда столбик пепла упал ему на брюки, Влад вернулся к действительности. Бросив сигару в пепельницу, он встал и подошел к мольберту.
--
Это сделал ты? - недоверчиво спросил он, показывая на картину. После чего обошел мольберт вокруг. - Где ты ее взял, Антон?
Лицо художника расплылось в довольной улыбке. Он даже выпрямился, отчего стал казаться выше.
--
Ты считаешь, что кто-то сделал это за меня? - спросил Антон, польщенный растерянностью Влада.
--
Да, но...
--
Эту картину написал я - Антон Маревич. И мне кажется, у меня вышло очень даже неплохо!
--
Неплохо?! - переспросил Влад. - Это же гениально! Ты - гений, Антон! Но, - продолжил он, - если ты будешь и дальше так следить за собой, то скоро сдохнешь. А дохлый гений - такая же куча дерьма, как и сдохший легавый. Кстати, я могу ее уже забрать?
--
Вообще-то...
--
Но до этого тебе придется сделать еще одну вещь, - прервал его Влад. - Ты должен съездить... ну, например, в Италию.
--
Зачем? - изумился Антон.
--
Прекрасная страна! Заодно и отдохнешь немного, развеешься. Поучишься в их музеях. Хотя, мне кажется, тебе и учиться вроде нечему. И тем не менее. Ну, а после возвращения... Ну как, едешь в Италию?
--
Я всю жизнь мечтал побывать в Риме! - с неподдельным восторгом выпалил Антон. - Но для этого...
--
Здесь ровно десять тысяч долларов, - не дав досказать, Влад вынул из кармана небольшой сверток. - Это не считая гонорара. Завтра за тобой заедет такси и отвезет в аэропорт. У водителя будет билет до Рима. Ничего с собой не бери. Только этюдник. Пусть все думают, что ты едешь рисовать на природе. Любопытным можешь сказать, что направляешься в Малаховку, например.
Положив сверток на стол, Влад похлопал Маревича по плечу.
--
Будь другом - помоги спустить вниз картину. И не забудь прикрыть ее чем-нибудь. Не дай Бог, подумают, что ты украл ее из музея.
Рассмеявшись, Влад открыл дверь и вышел из каморки художника...
***
--
Дамы и господа! Займите, пожалуйста, свои места и пристегните ремни. Через несколько минут наш авиалайнер совершит посадку в римском аэропорту "Леонардо да Винчи"...
Антон загасил сигарету и допил остывший кофе. В салоне аэробуса к монотонному гулу реактивных двигателей прибавились звуки возвращающихся на место откинутых спинок кресел и пристегиваемых ремней. Где-то сзади раздались детские голоса, моментально осекшиеся после того, как мать разрезвившихся ребят негромко шикнула на них. Пожилая женщина, сидящая через проход, не справившись с ремнем, нажала на кнопку вызова стюардессы. Замученная многочисленными вызовами пассажиров во время перелета через Средиземное море ("Надежен ли "Боинг"? Не упадем ли мы в океан? Есть на борту парашюты или хотя бы надувные лодки?"), однако с приветливой улыбкой на уставшем лице, молодая симпатичная стюардесса подошла к разволновавшейся матроне и помогла той справиться с перекрутившимися ремнями. Наклонившись при этом, она обнажила длинные стройные ноги, обтянутые тонкими черными чулками с кружевными оборочками. Антона аж передернуло от подобного зрелища. Сотни раз ему приходилось копировать обнаженные фигуры, десятки раз он писал с натуры в жанре "ню". Но никогда голое тело натурщицы не производило на него такого впечатления, как нагнувшаяся над старушкой стюардесса. Последняя же, отлично зная об эффекте, который производят ее ножки, повернулась к побледневшему художнику, обворожительно улыбнулась ему и удалилась, соблазнительно вертя бедрами.
Антон откинул голову на спинку кресла и закрыл глаза. Он улыбался. А почему бы ему не улыбаться? Еще несколько минут, и самолет приземлится на итальянской земле. Земле, вскормившей Леонардо и Рафаэля! Гениев, которых он так боготворил и... ненавидел! Впереди его ждали три месяца самозабвенной работы вперемешку со всеми благами жизни, которые только можно купить на десять тысяч долларов, лежащие в его бумажнике. Симпатичная стюардесса в короткой юбочке, улыбнувшись ему после того, как продемонстрировала свои прелести, окрасила его приподнятое настроение радужными тонами. Розовые ангелочки, будто бы сошедшие с картин Буше, парили вокруг него, заглядывая в иллюминаторы лайнера и, напевая голосом Робертино "Вернись в Сорренто..."
Огромный "Боинг" чуть тряхнуло, когда он своими шасси коснулся посадочной полосы. Серебристый лайнер бежал по бетонной дорожке в римском аэропорту "Леонардо да Винчи"...
"Вечный город" встретил Маревича безбрежным лазурным небом. Изумленный доселе невиданными красками, Антон споткнулся и чуть не упал при выходе из здания аэропорта. Этюдник с красками, перекинутый через плечо, больно ударил идущую впереди девушку. Та, вскрикнув не столько от боли, сколько от неожиданности, обернулась и затараторила на итальянском языке. Маревич, все знание которого в итальянском сводилось к двум-трем словам и выражениям, виновато смотрел на темпераментную итальянку, изредка пытаясь ввернуть русское "извините" в лавину непонятных ему слов. Исчерпав все свое красноречие, черноволосая наследница Цицерона остановилась, чтобы перевести дух, что позволило ей, наконец, расслышать неуверенные извинения растерявшегося Маревича.
--
Так вы ни бельмеса не понимаете по-итальянски? - с раздражением спросила она на чистом русском.
--
Си, синьора, - ответил Антон, пытаясь улыбнуться.
--
И это весь ваш словарный запас? - прищурила глаза незнакомка.
--
Почти.
--
Кошмар! И что вы собираетесь делать в Риме со своим скудным итальянским?
--
Рисовать, - ответил Маревич, глазами показывая на этюдник, ставший причиной их знакомства.
Итальянка громко рассмеялась, все еще потирая ушибленное место.
--
Так вы художник! - воскликнула она, чем вызвала любопытные взгляды прохожих. - Что же вы мне раньше об этом не сказали?!
--
О чем? - удивился Антон.
Оставив без ответа вопрос художника, девушка спросила:
--
А как вас зовут? Может, я о вас слышала.
--
Вряд ли, - улыбнулся Антон, тем не менее, представившись. - Антон Маревич.
--
Малевич?!!
--
Маревич.
--
А-а. Очень приятно. Но я действительно о вас ничего не слышала. Надеюсь, однако, еще услышу, - незнакомка протянула руку. - Орнелла.
Антон чуть прикоснулся к протянутой ладони, тут же отдернув руку.
--
Вы уже решили, где будете останавливаться? - спросила Орнелла.
Антон положил этюдник на асфальт, достал сигарету и прикурил:
--
Пока нет. Наверное, пару дней поживу в гостинице, пока не подыщу что-нибудь более подходящее.
За беседой ни Антон, ни Орнелла не заметили, как отошли довольно далеко от места встречи. Первой это заметила девушка.
--
Я думаю, вы не собираетесь пешком идти в Рим? - спросила она, весело улыбаясь.
--
Нет, конечно. Где здесь можно взять такси?
--
Вам незачем брать такси. Я на машине и с удовольствием подвезу вас до города.
Орнелла подошла к черному, похожему на огромного паука автомобилю, доходящему ей до пояса. Антон застыл как зачарованный. Жаркое итальянское солнце отражалось на безупречной полированной поверхности автомобиля, подчеркивая его стремительные линии. Мысленно сравнив черную красавицу с кошмарными отечественными уродцами, Антон в очередной раз убедился, что в вопросах вкуса итальянцы могут дать фору всем остальным нациям мира. В том, что машина итальянского происхождения, Антон ни секунды не сомневался.
Откинув дверцу вверх и скользнув в машину, Орнелла склонилась над рулевой колонкой и широким жестом руки пригласила Маревича занять место рядом с ней. Придерживая этюдник, чтобы не поцарапать полировку машины, Антон опустился на мягкое сиденье, обтянутое черной кожей. Орнелла включила кондиционер, и через пару минут неприятное ощущение разогретой на солнце кожи и раскаленного в черной машине воздуха исчезло.
Чувство, посетившее Маревича перед приземлением в аэропорту, вновь охватило его. Откинувшись на спинку, Антон закурил. Дым от сигареты сразу исчез, подхваченный потоками прохладного воздуха, исходящими неизвестно откуда.
Тем временем Орнелла завела мотор и тронула машину с места. Черный автомобиль, словно диверсант, крадущийся в стане врага, медленно выехал со стоянки, лавируя между "Фиатами" и "Лянчами", кажущимися на его фоне грузовиками. Расплатившись за стоянку, Орнелла выехала на автомагистраль, ведущую в Рим, и нажала на педаль акселератора. Машина черной стрелой понеслась в сторону "вечного города".
Антон почему-то вдруг вспомнил избитую фразу, что все дороги ведут в Рим, которую и произнес вслух.
--
А тебе известно, - Орнелла незаметно перешла на "ты", - откуда возникла эта пословица?
--
К сожалению - нет, - признался Антон, посмотрев на девушку. - Расскажи.
--
Давным-давно, еще в древности, к Риму подходило девятнадцать дорог. Кстати, многие из них существуют и поныне. Даже названия сохранились: Виа Фламиниа, Виа Аврелиа...
--
Красивые названия, - как бы про себя заметил Маревич.
--
Да, - согласилась Орнелла. - Очень давно, после восстания Спартака, вдоль обочины одной из них - Виа Аппиа - были распяты восставшие рабы.
--
Я что-то слышал об этом, - отозвался Антон, невольно оглядываясь по сторонам.
Машина неслась по дороге, по обочинам которой мелькали стройные пинии, не имеющие ничего общего со зловещими крестами с распятыми на них живыми людьми...
Из невидимых динамиков, расположенных, казалось, по всему салону, грянули раскатистые звуки трубы, сопровождаемые аритмичными на первый взгляд пассажами бас-гитары и ударных. Это Орнелла нажала на кнопку воспроизведения магнитофона "Кларион".
--
Обожаю Майлса! - Орнелла как бы в экстазе покачала головой, чуть прищурив глаза.
--
Какого Майлса? - не сразу сообразив, что речь идет об исполнителе какофонии, спросил Антон.
--
Как?! - Орнелла с изумлением покосилась на Маревича. - Ты не знаешь Майлса Дэвиса - величайшего трубача?
--
Я, наверное, уже вышел из этого возраста, - с усмешкой ответил Маревич.
--
Сколько же тебе лет, что ты уже записал себя в старики?
--
Тридцать три.
--
А мне - двадцать четыре.
--
Ну, вот видишь, - улыбнулся Антон. - Мне помирать пора, а ты глушишь меня современной музыкой.
--
Какую же музыку предпочитает дедушка Антон? - Орнелла лукаво посмотрела на Маревича.
--
Никакую, - не подумав, брякнул Антон. Заметив разочарование на лице итальянки, он поспешил добавить. - Понимаешь, я - художник и в основном занят тем, что рисую. А музыка меня отвлекает. Я как-то пробовал рисовать под музыку Баха и Вивальди, чтобы создать атмосферу тех веков. А так... Если у тебя есть "Вернись в Сорренто", я бы с удовольствием послушал.
Орнелла рассмеялась звонким, детским смехом:
--
Нет. Ты не русский! Ты самый настоящий макаронник, как и мой отец.
--
Простите, а вы где так обрусились, барыня? - с легкой иронией спросил Антон.
Заразительный смех девушки развеял остатки скованности Маревича.
--
Я проходила практику в Москве, - ответила Орнелла. - Кроме того, я часто бываю в России по делам. Вот только недавно приехала навестить отца.
--
Сегодня? - не понял Антон. - И эта прелесть ждала тебя в аэропорту? У нас ее давно бы угнали.
--
Нет, что ты! В Италии воруют машины почище, чем у вас. Сегодня я провожала подругу, которая гостила у меня. Я уже почти месяц, как вернулась домой.
--
Понятно, - проговорил Маревич, ища тему для продолжения беседы. Ему было приятно слышать голос девушки, ее звонкий смех. - А как называется твоя машина?
--
Я вижу, она понравилась тебе больше, чем хозяйка, - новый взрыв смеха.
--
Нет, почему же, - запротестовал Антон. - Я... я не...
--
Ясно, - надула губки итальянка. - Ну что ж.
--
Я не хотел...
--
Значит, я тебе нравлюсь! - Орнелла, заметив растерянность Антона, решила немного подразнить его.
Антон, окончательно смутившись, заерзал на месте.
--
Я шучу, - улыбнулась Орнелла, видя, что зашла слишком далеко. - Машина называется "Ламборджини". Она - подарок отца к моему четвертьвековому юбилею.
--
Да, но ты ведь говорила, что тебе двадцать четыре.
--
Послезавтра мой день рождения.
--
О-о! Поздравляю! - вырвалось у Антона.
--
Я не принимаю поздравлений, сидя в машине, от человека с этюдником на коленях.
--
Да, но...
--
Я приглашаю тебя послезавтра на банкет.
--
Спасибо, но...
--
Ты не знаешь, где можешь меня найти? - улыбнувшись, Орнелла посмотрела на художника.
--
Да, - поспешно ответил тот.
--
Тебе незачем будет меня искать, - Орнелла вновь смотрела вперед на дорогу. - Я думаю, отцу будет интересно пообщаться с тобой. Вы с ним в чем-то даже похожи. Не внешне, конечно. И не любовью к итальянским песенкам. А комнатка у нас в доме для тебя всегда найдется.
--
Но как на это посмотрит твой отец? - спросил Маревич.
Однако Орнелла уже не слышала его. Включив музыку на полную катушку, она постукивала ладонями по рулевому колесу в такт музыке, уверенно обгоняя попутные машины.
Мелодия уже не казалась Антону сплошным набором отрывистых звуков. Он даже стал, подражая Орнелле, выстукивать пальцами ритм на своем этюднике, глядя на видневшиеся вдали античные руины...
"Комнатка" на втором этаже огромного особняка на Виа Витторио Венто представляла собой светлое помещение, выходящее двумя окнами в сад, раскинувшийся позади дома. Стены, обитые светло-зеленым штофом, кое-где были украшены обворожительными пастелями XVIII века. Той же тканью обиты диван и два кресла в стиле рококо. Большущая кровать занимала значительную часть комнаты, которую и "комнаткой" можно было назвать лишь в сравнении с гигантскими залами на первом этаже особняка.
Отца Орнеллы не было дома. Девушка предложила не дожидаться его, сидя в четырех стенах, а прокатиться по городу, тем более что жара спала, а в "джипе" с открытым верхом, из которого лучше осматривать достопримечательности города, чем из ползущего по асфальту "Ламборджини", кондиционера, естественно, не было.
Антон с радостью ухватился за предложение по двум причинам. Во-первых, его пугало общество Орнеллы в безлюдном доме. Во-вторых, ему не хотелось предстать перед владельцем богатого особняка в поношенных "ливайсах" и цветастой рубахе. Умолчав о первой причине, он попросил девушку свозить его в какой-нибудь магазин, где он смог бы немного прибарахлиться.
Оставив этюдник в комнате, они спустились в гараж, в котором стояло несколько автомобилей. Орнелла нажала на скрытую в стене кнопку, и дверь гаража поползла вверх. Выехав на улицу, машина свернула направо. Скоро они миновали маленькую площадь и очутились на оживленной улице, пестреющей рекламами бесчисленных магазинов.
--
Все лучшие магазины находятся на Виа Тритоне, - пояснила Орнелла и, включив указатель поворота, стала смещаться вправо.
Остановившись около небольшого бутика, Орнелла соскочила с высокой подножки "джипа".
--
На кроссовки и пару-тройку маек, я думаю, должно хватить, - ответил Маревич, польщенный непосредственностью своей спутницы.
--
О-о! А мы, оказывается, можем быть остроумными! - воскликнула Орнелла, заходя в бутик.
Через полчаса они вышли на улицу, неся с собой три пакета, в одном из которых лежали поношенные "ливайсы" Маревича. Самого Антона невозможно было узнать. Светло-кремовые брюки и легкий пиджак удачно сочетались с туфлями из плетеной кожи и красного цвета рубашкой с расстегнутым воротничком. Темные очки "Гуччи" придавали мужества лицу.
Орнелла, отступив на пару шагов, громко выражала свое одобрение выбором Антона.
--
Такой наряд мог подобрать лишь человек со вкусом художника! - вскрикивала она, хлопая в ладоши.
Антон, несмотря на новый костюм, чувствовал себя голым под укоризненными взглядами в основном пожилых прохожих, оглядывающихся на них.
--
Ну, поехали, - Орнелла взяла под руку смутившегося Антон. - Отец не любит, когда я опаздываю к обеду.
Закинув пакеты на заднее сиденье, Орнелла и Антон уселись в "джип". Свернув через квартал на боковую улицу, они в скором времени подъехали к особняку.
На подъездной дорожке рядом с "Ламборджини", возвышаясь над ним на полметра, примостился солидный "Бентли".
Бросив "джип" рядом с остальными машинами, Орнелла поспешила в дом. Ворвавшись как ураган, она закричала на весь дом:
--
Bongiorno!
В прихожую вышел мужчина лет пятидесяти, с густой седеющей шевелюрой. По фигуре и манере ходить было видно, что он уделяет немало времени физическим упражнениям.
--
Come sta? - спросила Орнелла, бросая ключ от "джипа" на тумбочку, на которой уже лежали ключи от двух стоящих перед домом машин.
--
Molto bene. Grazie, - голос отца Орнеллы выдавал уверенного в себе и довольного своим положением человека.
--
Posso presentarle il signor Marevich.
--
Sono molto lieto di fare la sua conoscenza, - мужчина протянул руку и крепко пожал ладонь Маревича.
--
Мой папа - Нино Донатти, - по-русски представила отца Орнелла.
--
Piacere, - сказал Антон, слегка поклонившись.
--
Parla italiano? - спросил синьор Донатти, с удивлением посмотрев на Антон.
--
No, signor Donatti- с ужасным акцентом ответил Маревич. - А вы говорите по-русски? - с улыбкой добавил он.
--
О, да! - расхохотался Донатти. - Я говорю по-русски очень хорошо. Вы в этом скоро убедитесь, синьор Маревич.
--
Антон, - поправил его художник. - Зовите меня Антоном, синьор Донатти.
--
Bene, Антон, - ответил тот. - А теперь пора обедать. За столом ты мне расскажешь, - он повернулся к дочери, - кто такой Антон и что он делает у нас дома.
Добродушно рассмеявшись, Донатти слегка хлопнул Маревича по плечу и повел его в зал, где был накрыт стол.