Баглий Павел Николаевич : другие произведения.

Двойственность религиозного и светского (государственного) бытий и сознаний России в координатах солнечной активности

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Тема работы - ответ на вопрос, могут ли церковная жизнь и сознание стать устойчивыми образцами для подражания в "мирской" жизни, на примере России. Показана история взаимоотношения светской и религиозной культур России в координатах солнечной активности, с 1500 года по настоящее время.


   ...Словно быкам -
         хлыст,
   вечен богам
         крест.
  
             И. Бродский
  
   Поскольку церковь - это бытийная и духовная надстройка над государственным (светским) бытием и сознанием, как "нормальное расслоение" (с точки зрения математики), с дополнительными (комплементарными) друг другу свойствами церковного (религиозного) бытия и сознания и государственного (светского) бытия и сознания, либо по схеме 1:
  
    []
   когда церковное (религиозное) бытие и сознание дивергентно государственному (светскому) бытию и сознанию ((когда две парадигмы "освящения (империи) и обожения противоречат друг другу" (Хоружий [1])), когда церковь (церковное бытие) преследуется государством, и когда церковное сознание становиться все более религиозным по отношению к светскому (государственному) все более атеистическому и бездуховном, либо по схеме 2:
  
    []
   когда происходит конвергенция церковного (религиозного) бытия и сознания с государственным (светским) бытием и сознанием ((с конвергенцией парадигм "освящения" ("сакрализации") и "обожения" по Хоружему)), когда церковь становиться "придворной" (В. Вс. Иванов), образцом для светской жизни, с все более "остывающим", с все менее религиозным, деградирующим духовно, церковным сознанием, озабоченным не столько духовностью, сколько поверхностной обрядовостью и бытийным "стяжательством". Из моей работы [2] следует, что в России дивергенция религиозного бытия и сознания с государственным (светским) бытием и сознанием по схеме 1 - это времена "империй" по Розанову (Ивана Грозного, Петра 1, Екатерины 2, Николая 1, ранний Александр 2, Александра 3, Большевиков) - см. схему 3 солнечной активности,
    []
   а конвергенция религиозного (церковного) бытия и сознания с государственным (светским) бытием и сознанием по схеме 2 соответствует "матушки- Руси", по Розанову ("смутное время", первые Романовы Павел 1 и Александр 1, поздний Александр 2, Николай 2, нынешний номенклатурно - криминальный "капитализм") - см. схему 3 солнечной активности. Почему на схеме 3 солнечной активности все церковные "расколы" : в окрестности 1500 г., в окрестности 1650 - 1700 г., в окрестности 1812- 1820 г., в окрестности 1905-1930 г. происходят при "переходе" ("бифуркации") через минимумы кривой солнечной активности? Потому, что это "бифуркации" через минимальные "значения" религиозной (т.е. до предела деградированной) духовности.
   "бифуркации" через минимальные "значения", даже при небольшом добавлении (изменении) к этим значениям происходят резкие и быстрые изменения, в отличие, скажем, от "переходов" через максимумы (максимальныне "значения" религиозной духовности) кривой солнечной активности, при небольших убавлениях от которым, они (максимальные значения) почти не изменяются. С точки зрения физики переходы от охлаждения к нагреванию, т.е. переходы к разупорядочиванию (смешению) являются более быстрыми процессами, чем обратные переходы в более упорядоченное, при понижении температуры, более дифференцированное состояние [3].
   "Раскол" в окрестности 1500 г - это "раскол" между "стяжателями" (Иосиф Волоцкий) и "нестяжателями" (Нил Сорский, Максим Грек). Поскольку - это время остывания, оскудения религиозного сознания, когда оно "выходит" в "мир", то необходимо побеждают "стяжатели". А при приближению к "Стоглавому собору" (1551 г.) религиозное сознание, дифференцируясь от светского (государственного) все более нагревается, все более религиозно (снова в духе "нестяжателей", например - Максима Грека, который как бы руководит "Стоглавым собором", несмотря на то, что сидит в тюрьме (в "заточении"), а потом канонизирован, как "нестяжатель"). И хотя в это время ("Стоглавого собора") секуляризация церковного имущества Ивану Грозному не удалась, и право суда над церковниками было предоставлено своим церковным судам, тем не менее, общей целью была борьба с еретиками (за чистоту церковных рядов в нагревающемся все более однородном религиозном сознании), с унификацией церковных обрядов и пошлин, с регламентацией норм внутрицерковной жизни, повышением образовательного и нравственного уровня нагревающегося все более религиозного (церковного) сознания. [4]. Следующий церковный "раскол" - в окрестности 1650-1700 г. (см. схему 3 солнечной активности), между реформатором Никоном и его сподвижниками (в духе позднего менее религиозного греческого византийского православия) и "старообрядцами", почитателями более раннего и более религиозного и догматического византийского православия и "Стоглавого собора" [5 стр.19-20], поэтому победа никоновских реформ была в это время (время деградации остывающего религиозного сознания), в виде схемы 2, неизбежна, хотя и Никон тоже попал в относительную немилость власти (был отстранен от церковной власти). Но "старообрядцев" от власти отстраняли иначе - сжигали живьем. Когда кривая солнечной активности схемы 3 "ползет" от 1700 года к максимумам 1730-1780 годов - это снова дивергенция церковного (религиозного) и государственного (светского) бытий и сознаний по схеме 1, с притеснением церкви со стороны государства (секулярные реформы Петра 1 и Екатарины 2) и с интенсивной церковной религиозностью (в отличие от все более атеистической светской духовности), например, в виде православного "исихазма" Паисия Немецкого (Величковского) - 1722-1794 г., или Серафима Саровского -1754-1830г. Следующий , хотя и более слабый церковный "раскол" - в окрестности 1812-1820 г., с идеологической борьбой между двумя Филаретами (в 1820г) по поводу перевода на русский язык библии: Филарет (Амфитеатров) ((в отличие от Филарета (Дроздова)) был противником перевода библии с славянского на русский язык, т.е. придерживался более старых, и более религиозных и догматических традиций, т.е. был "мягким" "раскольником", который в 1841 году тайно принял "схиму" ("аскезу"). И оба эти Филарета были не вполне вхожи в государственную синоидальную власть, которая в это время (до 1812 г.) подчинялась реформатору Сперанскому (некоторая аналогия с невхожестью во власть, как Никона, так и "старообрядцев" во время предшествующего "раскола"). Кроме того "раскольником" в это время стал Серафим Саровский, который в 1810 - 1815 г ""ушел в пятилетний "затвор"" [7стр. 211]. Когда кривая солнечной активности "ползет" к минимуму 1812, года церковь становится все более "придворной",. а остывающее, деградирующее, все менее догматическое религиозное сознание все более дифференцируется на разные оттенки, формы, методы церковной службы (по схеме 2), в числе первых указов Александра 1. - освобождение священства от телесных наказаний, и "относительная свобода вероисповеданий" [6], и в окрестности 1812 года "разрыв между церковью и дворцом сократился" [6]. В окрестностях двух максимумов -1840-1870 г.г. опять дивергенция все более религиозного (церковного) и светского (государственного) сознаний и бытий по схеме 1, когда религиозное сознание становится все более интенсивным по отношению к все более атеистическому светскому. С 1840 г. начал заселятся в Афоне Ильинский скит, оставленный Паисием Величковским., в 1850 г. появился еще один Андреевский скит, и начался массовый приток монашества на Афон. Хотя сам по себе массовый приток монашества в окрестности 1850 г и далее - к 1960 г не является показателем глубины и интенсивности религиозного опыта, скорее наоборот, например, Оптина пустынь: когда церковное сознание остывает - от 1840 г. к 1860 г. г., то обитель давала приют многим странникам и выпускала книги (занималась благотворительной деятельностью), с "видимым расцветом" (бытия - мой ком.), а когда церковное сознание нагревается с 1860 г. к 1870г. (см. кривую 3 солнечной активности) в обители "крен" в сторону большей религиозности старцев: в сторону "ревностной" защиты православной веры (иеросхимонах Иларион - 1805-1873г.г.) и подвижничества, "засвидетельствованного многими чудесами" и явлениями Божьей матери (иеросхимонах Амвросий - 1812 -1891г.г. и его ученик и духовный преемник иеросхимонах Иосиф -1837-1911г.г.). До 1870 года в России славянское возрождение (с освобождением от католических уклонов) [4], а после 1870 года, когда кривая солнечной активности "ползет" вниз примерно к 1990 году, присоединение всех уний к единой православной церкви (в остывающем дифференцирующемся религиозном сознании нет уже заботы о чистоте "истинной" догматической веры), а в 1883 г. разрешены (хотя и под строгим надзором) секты [там же] (аналогия с "свободным вероисповеданием" при Александре 1, с аналогичными тенденциями в нынешнем криминально - номенклатурном "капитализме"), в 1884 году давление церкви на государственные школы, реформа школьного образования с резким увеличением числа церковно-приходских школ.[там же] (с аналогичными тенденциями в нынешнее время криминально-номенклатурного "капитализма"). После относительно слабого усиления религиозности в окрестности 1895 года (при Александре 3), в окрестности 1905-1930 г.г.- новый церковный раскол: в 1904 году Витте (опять!) разрабатывает законопроект об укреплении веротерпимости, который издан манифестом 1905 года. В это же время философские дискуссии интеллигенции с церковью (конвергенция светского и религиозного сознаний), под руководством Сергия (Страгородского). А при переходе через минимум 1905 года, в 1906 начинается подготовка к церковному собору и церковные революционные ("раскольнические") настроения нагревающегося более религиозного сознания за чистоту рядов - черносотенство и др., расцвет которых к 1912 г. Поскольку в 1917 году - дивергенция церкви и государства (все та же схема 1), то падение монархии либо приветствуется церковью, либо равнодушно воспринимается церковью. Тихон у церковной власти - это еще дивергенция церкви и власти, но в 1922-23 годах начинается конвергенция церкви и государственной (советской) власти - Тихон свергнут "обновленной" церковью, и это "обновленчество" церкви с конвергенцией церкви и государственной власти (по схеме 2) "движется" до 1927 года, когда фактически к власти приходит Сергий (Страгородский), с провозглашением контакта с НКВД - КГБ, и начинается отрицание "обновленчества". Но главный "раскол" у Сергия с катакомбным и заграничным православием. В 1825 году "раскольник" (по отношению к Сергию) Василий (Кривошеин) - 1900-1985, совершает паломничество на Афон (до 1947г.). На Афоне и за его пределами он администратор, филолог, патролог, т.е. после 1930 года его сознание не нагревается (или слабо нагревается) а скорей охлаждается (отсюда, например, и любовь к "паламизму"). Одним из "раскольников" по отношению к официальному Сергиевому православию (с охлаждающимся, деградирующим до НКВД религиозным сознанием) был очень религиозный (с интенсивно нагревающимся религиозным сознанием).архимандрит Исаакий 11 (Бобриков) - последний настоятель Оптиной пустыни - 1865-1938 (он начал свою жизнь при интенсивном подъеме кривой солнечной активности и закончил, при интенсивном подъеме той же кривой). Он "нес свой крест" с несокрушимой верой, мужеством, всепрощающей любовью. Четыре раза попадал в тюрьму, затем был расстрелян. Многие незаурядные или великие русские писатели были в постоянном светско-религиозном поиске, обостренно воспринимая свое личное отношение к церкви. Например, Гоголь, чья творческая жизнь и судьба "разрезаны" максимумом солнечной активности в 1940 году, в левой окрестности этого максимума, включая и сам максимум, Гоголь создал все свои реалистично-лубочные (гротескные, постмодернистские) произведения, когда его сознание интенсивно охлаждается, отображая нагревающееся в это время российское бытие, но вот после 1840 года кривая солнечной активности ползет вниз, сознание Гоголя начинает нагреваться, неудачная попытка уйти в монастырь в 1845, все больший разлад в душе, переоценка своего творчества, и, наконец, после сжигания второй части "Мертвых Душ", и смерть. Жизнь Л.Н. Толстого "разрезана" максимумом кривой солнечеой активности 1870 года До 1870 года написаны лучшие реалистические произведения, в том числе - и "Война и Мир", хотя следует заметить, что взаимоотношение нагревающегося бытия и остывающего сознания в "Войне и Мире" Толстого противоположны реальному взаимоотношению остывающего бытия и нагревающегося сознания в левой окрестности 1812 года, так что это произведение, по видимому, не исторично, нереальный вымысел. После 1870 года, когда сознание Толстого начинает нагреваться, он создает "Анну Каренину" (1873-1877г.г.). И это уже другой Толстой, который пишет Фету ""Как я счастлив, что писать дребедени многословной вроде "Войны и Мира" я больше никогда не стану". В это же время он резко критикует Бетховена, Данте , Рафаэля, Гете, Шекспира. В 1891 он резко критикует, почти с научных позиций, православно-догматическое богословие, "казенную" церковь. В окрестности 1895 года, когда церковное (религиозное) сознание несколько нагревается, его отлучают от церкви. В окрестности 1900 года проповедь "толстовства", а в 1905 году "раскол", "уход" из "мира" (действия, аналогичные действиям церковных раскольников). И все время интуитивная духовная "тяга" в Оптину пустынь, несмотря на духовно-религиозные разногласия. Все время пытается "дорасти" до более высокой чем у него религиозной духовности, где добро и красота слиты воедино. (в отличие от своей духовности, где добро разделено с красотой). Тот же самый "раскол" по 1870 году и в сознании Достоевского. Достоевский, в отличие от Толстого гораздо более религиозен, поэтому даже в произведениях, написанных в левой окрестности 1870 года и включая 1870 год, его сознание остывает гораздо медленней, чем интенсивно остывающее до постмодерна общественное сознание, которое он описывает в "Преступление и Наказание", "Идиот", "Бесы", но после 1870 года, когда кривая солнечной активности "ползет" вниз, и Достоевский после смерти сына приезжает ненадолго в Оптину пустынь и встречается с Амвросием, нагревающееся сознание Достоевского конвергирует с остывающим религиозным (церковным) сознанием, и эта конвергенция - основа его дальнейшего творчества, прежде всего - "Братья Карамазовы" (1879-1880).
  
   Подведем итоги: Церковная жизнь и сознание не могут быть устойчивым образцом для подражания светской ("мирской") жизни. А времена конвергенций религиозного сознания с светским (государственным) происходят лишь тогда, когда в соответствии со схемой 2, религиозное (церковное) сознание деградирует, становится слабо религиозным, а церковь становится "придворной", поверхностно обрядовой, озабоченной не столько религиозной духовностью, сколько бытийным "стяжательством" и влиянием на "массы" (в минимумах кривой солнечной активности), как, например, при движении к минимуму, в нынешнее время криминально-номенклатурного "капитализма". Смыслом же религии является иное время, когда в соответствии со схемой 1, совершается религиозный (духовный) подвиг против власти и государства, когда церковь ""несет свой "крест"" под "хлыстом" (см. эпиграф).
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   Л И Т Е Р А Т У Р А.
  
  
   1. С.С. Хоружий Исихазм в Византии и в России: исторические связи, антропологические проблемы. библиотека ИСА, www synergia ru.
   2. Баглий П.Н.Особенности "архетипа" бытия и сознания "невменяемой и "убогой" России в координатах солнечной активности,Samlib.ru: Журнал "Самихдат", 2009 г
   3.. А. Патнис Дж. Мак - Конелл Основные черты поведения минералов, М. Мир, 1983.
   4. Материалы проекта "Хронос". www hrono info/
   5. Пустозерская проза, Московский рабочий, 1989.
   6..Александр Архангельский Александр 1, М, Вагриус, 2000г.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"