Багровский Артур : другие произведения.

Реставратор кошмара

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Почти правдивая история.


   И ты действительно уверен, что хочешь знать правду о происшествии в музее? И не станешь трепаться об этом во всех компаниях? Мне совсем не хочется, чтобы меня начали таскать как свидетеля. Ведь до сих пор никто не знает, что я присутствовал при тех событиях. Думаю, ты всему и не поверишь. Это даже лучше. Ладно, слушай...
  
   Это было в начале осени 94 года. Именно тогда, в канун 110-летия историко-краеведческого музея, что на улице Ленина, теперь она называется Кремлевская... В общем, в том году всерьез решили взяться за реставрацию здания. Точнее за ту его часть, в которой располагался музей, и более всего пострадала во время пожара.
   Основные работы там вело АО "Реконструктор". Они расчищали помещения, разбирали старые полы, сбивали штукатурку. Мы шли за ними и занимались укреплением кладки стен и сводов. Людей для такой работы требовалось не много, поэтому в бригаде нас было трое - Дима, Валера и я.
   Мы шли сверху, со второго этажа. К тому времени, когда мы завершали ремонт второго этажа, рабочие из "Реконструктора" завершали чистку первого. Тогда и было решено вскрыть подвалы, засыпанные еще после революции, а может быть и раньше. Думаю, к ним не притронулись, если бы не плачевное состояние фундамента, который, будучи засыпанным сырел и рассыпался. Где находился вход в подвал, никто не знал. Поэтому в одном месте просто продолбили свод. Когда был раскопан небольшой участок, мы с бригадиром пошли посмотреть, в каком состоянии находятся нижние своды. Я спустился в раскоп метров трех глубиной и полез по свежераскопанной земле под свод. Дима же сунул руку в другой пролом и зажег зажигалку. На этот маяк и я лез на четвереньках, шаркая каской по кирпичам. Пахло сырой землей и плесенью. Воздух был затхлый и холодный. И хотя надо мною был всего лишь один слой кирпича, ощущения были не самые приятные. Поэтому, быстро осмотрев кладку, освещенную неровным светом зажигалки, я поспешил выбраться на поверхность.
   Продолжая заниматься каждый своей работой, мы каждый день ходили на раскопки, смотрели, подшучивали - не нашли ли клад. Ты знаешь мое пристрастие к археологии, поэтому я не упускал возможности в свободное время порыться в отваленной земле. Это оттуда: подкова, штык к трехлинейке, табличка "Торговый Домъ Доброславъ Стелинский и К". Конечно, более ценного ничего не было.
  
   Так вот. Где-то к середине сентября подвалы были почти расчищены. У нас появился новый фронт работ, мы вот-вот должны были заняться сводами подвалов. Тогда-то и обнаружилось, что подвалы имеют еще один этаж. Ниже вскрытого обнаружился еще один, совершенно случайно - в одном месте рухнула кладка. Похоже, что про них никто и не знал. Ни сотрудники музея, ни реставраторы. Чертежи-то давным-давно утеряны. Эти нижние подвалы - их окрестили подземельем - не были засыпаны, так как верхние, поэтому там поначалу побывали почти все и сотрудники музея и даже главный инженер. Мы, разумеется, тоже туда спускались, но духота и холод не дали возможности как следует осмотреться.
   Пока завершался расчистка первого подвала, нижний уровень не трогали. Только огородили провал и повесили над ним лампочку. Мне же не терпелось побывать там, а вдруг и правда, что интересное найдется. Не клад, конечно, но что-нибудь необычное, все же здание старинное. Через пару дней, в обеденный перерыв, взяв короткий лом и фонарь, я пошел вниз. Сейчас здесь было пусто и тихо и не очень приятно. Толстенные стены глушили звуки, а сырые кирпичи гасили свет фонаря. Кинув лом, я стал спускаться по жиденькой лесенке вниз. После того, как глаза привыкли к темноте, я подобрал лом и подошел к ближайшей стене. Не оставляя в поле зрения лестницу, я пошел по периметру комнаты, в которой оказался. Воздух был сырой и затхлый и очень холодный, несмотря на то, что была лишь середина сентября. Под ногами была земля, битый кирпич, обломки досок и прочий подобный мусор. Из того помещения, где был я, в разные стороны шли три хода. Первый, в который я было сунулся, оказался завален землей. Второй, что выходил на центральную галерею был свободен. По нему я и пошел по направлению к середине здания. Идти приходилось медленно. Сначала я светил под ноги, чтобы куда-нибудь не рухнуть еще ниже, потом на потолок, чтобы что-нибудь не рухнуло на меня. Время от времени я стукал ломом в стену - вдруг где-то пустота. Добравшись до следующего помещения, экскурсию пришлось прервать. Фонарик стал гаснуть, да и холодно стало уж совсем невмоготу. Когда я выбрался в верхний подвал, он показался мне уютным, светлым и теплым.
   Вернувшись в бытовку, я трясущимися руками налил кипятку в стакан.
   - Ты чего это? - спросил Дима. - На привидение напоролся?
   - Не, это он со страху, - съехидничал Валера.
   На следующий день, захватив из дома фонарь получше, я снова полез в подземелье. На этот раз со мной пошел и Валера. Спустившись вниз, для большей страховки мы привязали бечевку к лестнице, чтобы на обратном пути не плутать. Надо сказать, что при всей простоте архитектуры, позднейшие перестройки внесли сильные изменения. Здание изобиловало множеством перегородок и проходов, пробитых в самых неожиданных местах. То же относилось и к подвалам. Поэтому пробираясь через осыпи или обходя заложенные проходы мы то и дело меняли направление и где находились сейчас сказать бы не могли. В том же самом месте или нет, но фонарик снова начал гаснуть, и продолжать осмотр почему-то разом расхотелось. Мы, не сговариваясь, вернулись.
  
   Через несколько дней рабочие, закончив расчистку верхнего подвала, взялись за нижний. Расширили вход, установили трап, провели свет. В некоторых местах поставили прожектора. Работа началась, но продвигалась с трудом. То гас свет, то случались осыпи. Рабочие жаловались на холод и не проявляли энтузиазма. Воспользовавшись созданными условиями, мы несколько раз спускались в подвал, но ничего сногсшибательного не увидели, а находиться там действительно было неприятно.
   События приняли неожиданный поворот на третий день после начала работ в подземелье. Первая смена, спустившись вниз, обнаружила тела двух погибших рабочих из второй смены. Это известие моментально облетело все здание. Собрались все, кто мог. Естественно и милицию вызвали. Мы тоже там побывали, еще до ее приезда и все видели не тронутым. Первый из погибших лежал прямо под лестницей ведущей на верхний подвал. В его спине торчал лом. Второй был обнаружен значительно дальше, где в одном из простенков была заложена ниша. У второго погибшего была оторвана голова. Случилось это так. В одном месте проход был когда-то заделан какими-то тонкими листами наподобие асбеста или шифера, а между ними был завален известковый раствор со всяким хламом. Этот проход накануне был вскрыт, но не полностью, а ровно на столько, что бы можно было пройти. Скорее всего, именно в тот момент, когда рабочий решил выбраться сквозь проход, сверху сорвался лист обшивки и попал ему прямо по шее. Далее объяснили таким образом. Второй рабочий поспешил позвать кого-нибудь и, сорвавшись с трапа, упал на лом. Но вот как лом оказался под лестницей, да еще торчащим? Наиболее правдоподобной была такая версия. Увидев гибель товарища, второй побежал (не бросая лома), а заметил его лишь, когда стал подниматься по лестнице. Бросив его, он стал подниматься, а упавший лом воткнулся в грунт. Оступившись, рабочий упал и именно на лом. Эту версию, по всей видимости, и признали официальной. К тому же оба погибших были выпивши. На этом дело закрыли, а работы возобновили.
   На другой день мы обсуждали происшествие.
   - Клад они полезли искать, - констатировал я.
   - Конечно, здесь кладов кто только не искал, - сказал Валера.
   - Да. А они нашли.
   - И где он?
   - А там же и остался. Зачем они туда полезли после смены? Они клад во время работы нашли и припрятали, чтобы потом спокойно достать.
   - И что - же, по-твоему, было потом?
   - Потом, - почти шепотом сказал Дима. - Потом они его не поделили и подрались...
   - Ну! - со смехом сказал Валера. - Только кто кого добил? Безголовый убил второго или тот с ломом в спине отрубил голову, а потом еще добрался до лестницы!
   - Нет, - настаивал на своем Дима. - Он его убил, потом полез за кладом, а тут на него этот лист и упал.
   - Где же клад? - спросил я. - Там ведь все обыскали.
   - У третьего, - неожиданно выдал Дима. - Кто решил, что их было двое? Тот третий обоих убрал, а клад забрал.
   - Ну, ты Шерлок Холмс. Выходит убийца сейчас за стеной?
   - Или придет ко второй смене. Или не придет.
   Некоторое время работали молча, осмысливая только что придуманную версию.
   - Нет, - нарушил я молчание. - Их было двое и клад все еще там, если он есть вообще.
   - С чего ты взял?
   - Там было всего два лома. Если их было трое, то вряд ли один пришел с пустыми руками.
   - Может он после забрался...
   - Погоди. Они взяли ломы и не взяли лопаты.
   - И что?
   - А то, что клад не в земле, а в стене.
   - Точно! Это как раз там, где фонарики гасли!
   - На привидение намекаешь!
   - Да подожди ты с привидением! Если кладка цела, значит и клад еще на месте, и тот третий его не забрал.
   - Значит, у нас есть время самим его вытащить!
   - Да с его вы взяли, что клад вообще есть?
   - А вот это мы сейчас и проверим. Пошли, - сказал Дима серьезно. - Если что, скажем, своды осматриваем.
   Мы взяли ломик, монтажку и топор.
   - Вот видишь, - подняв топор, подмигнул Дима. - На троих три инструмента. Значит, тех было двое.
   - И клад на месте, - пошутил Валера.
   Мы благополучно добрались до нужного места. Но нас опередили. Именно у того самого заложенного простенка или ниши стоял один из рабочих.
   - Не одни мы такие умные, - прошептал Валера.
   - Это третий.
   Мы задрали головы к потолку, якобы осматривая своды, и не спеша, двинулись вперед, но все наше внимание было сосредоточено на стене. Рабочий же стоял, низко опустив голову, совершенно нас игнорируя. И лишь приблизившись, мы поняли его поведение. Из его спины торчал штырь. Он приковывал тело к стене, не давая ему упасть. Руки его охватывали стальной прут со стороны груди. Глаза были раскрыты до предела. Язык вывалился изо рта. Мы молча смотрели некоторое время. Из оцепенения нас вывела волна холода, пришедшая вместе с ужасом. Мы мигом оказались наверху.
   - Надо к прорабу идти, сказать, - стуча зубами то ли от холода, то ли от страха сказал я.
   - А если он спросит - чего мы туда полезли? - спросил Валера.
   - Пошли, - махнул рукой Дима - скажем, услышали крик.
   Но как оказалось у "Реставраторов" все рабочие в смене были на месте.
   На этот раз, на несчастный случай списать не удалось. Наткнуться на стальной прут случайно погибший не мог не при каких обстоятельствах. Прут метнули ему в спину. Причем с такой силой, что он, пробив тело насквозь, еще и в кладку вошел сантиметров на двадцать. Кому это было под силу?
   В тот день никто больше не работал.
   - А он долбил именно там, где и те двое, - констатировал Дима.
   - И долбил днем. Он же не мог не знать, что рабочие вот- вот вернуться с обеда. Мог и ночи дождаться, но не стал. Почему?
   - Кстати, кто он?
   Все лишь пожали плечами. Милиция опрашивала всех подряд, но никто погибшего не опознал. Меня же больше интересовало, кто его убил. Стальной штырь, которым он был убит, представлял собой обломок кованной четырехгранной стяжки, которыми укреплялись арки между сводами. Весила такая стяжка килограммов двадцать. Вот и выходило, кто же ее мог метнуть с такой силой?
   - Может она сверху сорвалась? - неуверенно предложил Валера. Однако как бы она не падала, воткнуться в стену горизонтально не могла.
  
   Работы возобновили лишь через четыре дня везде кроме нижнего подвала. Вход в него был заколочен.
   Через пару дней, когда верхний подвал был расчищен окончательно, была обнаружена лестница, ведущая в подземелье. Расчищая ее, рабочие волей не волей вновь попали вниз. Но единственный вход оказался заложен довольно старой кладкой. А вскоре мы узнали, что подземелье вообще будут замуровывать, по крайней мере, на время.
   - Ясно, на время значит навсегда.
   - Значит так и не узнаем, что ж там было, - сказал я.
   - А ты все мечтаешь клад найти или список жертв пополнить?
  
   Тем временем в подземелье, недалеко от пролома, возводилась перегородка. Зачем она была нужна - неизвестно. Проще было заделать дыру в своде. Тем не менее, стена возводилась и вскоре должна была перекрыть доступ в интересующее нас место. Я предлагал слазить в подземелье еще раз, но как-то все не явно, но отказывались. Конечно, после всего, что произошло, настроение было не самое хорошее. Все понимали, что это были не несчастные случаи, а другого приемлемого объяснения не было. Я же был настолько заинтригован, что решил сходить туда в одиночку. Я не то чтобы не боялся, но был уверен, что буду куда осторожнее.
   И вот - это было 27 сентября - я задержался на работе и дождался пересменки. Как только первая смена ушла, я спустился вниз и расположился недалеко от возводимой стены. Почему я не пошел сразу к злополучной нише? Страх держал меня здесь. К тому же разум заставлял меня верить, что убийца все же некий человек. И когда рабочие начнут работать, он не станет на меня нападать. Глупо? Может быть сидя в кресле - да. А вот вечером в подземелье, на семиметровой глубине, в сырости и холоде все представлялось по-другому. Уже несколько раз я хотел уйти, но каждый раз заставлял себя остаться.
   Наконец послышались шаги, голоса, стук и шум компрессора. Страх затаился, и я покинул убежище. Прожектора как стояли, так и остались стоять на своих местах. С их помощью я легко и быстро нашел нужное место.
   Надо сказать, что подступов к этому месту было много. Я заходил к нему с разных сторон и осматривал и заложенную нишу, и противоположную стену, своды, полы. Кружа вокруг, я все не решался приблизиться. Лишь издали я рассматривал это самое место. Сейчас в ярком свете прожекторов, было ясно видно, что здесь не сплошная стена, а заложенная ниша. Я даже рассмотрел место, где начали долбить кирпичи. В какой-то момент я решил пройти в противоположный конец подземелья и осмотреть заложенный выход. Вдруг рабочие чего-то не досмотрели и проход свободен. Тогда я пришел бы сюда днем. А может, и убийца пользовался им? И тот до сих пор неизвестный погибший так же проник через него?
   Я почти дошел до нужного места, когда холод и страх сковали меня. Я буквально прилип к стене и не мог двинуться. Потом я различил источник страха. Там за стеной, по параллельной галерее нечто двигалось в противоположную сторону. Я не видел и не слышал его, но ощущал, как оно не спеша, прошло мимо и двинулось дальше.
   Оно удалилось. Страх и холод немного отпустили? "Что это было? Показалось? И что теперь делать, куда идти?" Как можно тише и быстрее я добрался до конца подземелья в надежде отыскать выход. В дрожащем свете фонарика я осматривал стены, но выхода не было. Даже небольшой щели. "Откуда же пришел он? Что за тайный ход здесь есть? И почему от него веет таким ужасом?" Версия о маньяке-убийце становилась все менее убедительной. Я уже не думал о кладе, а лихорадочно соображал, как мне убраться отсюда без приключений. Из оцепенения меня вывел шум. Это были возбужденные голоса рабочих. Они не то кричали, не то ругались, не то спорили. "Они увидели его! Значит он там. Может мне удастся проскочить?" Я быстро, но тихо стал пробираться к выходу.
   Странно, но я застал рабочих у злополучного места! С чего бы это они вдруг сюда ринулись? Они и днем-то не хотели лишний раз спускаться сюда. Что произошло перед этим - не знаю. Когда я увидел их, один - кажется Рашид - яростно долбил ломом по заложенной нише. Двое, похоже, отговаривали его, двое стояли в стороне. Первые двое пытались даже оттащить Рашида. Он же лишь огрызался на них, отбрыкивался и продолжал долбить.
   - Брось ты это. Нет там ничего.
   - Вот сейчас и узнаем!
   - Не лезь, не лезь, себе хуже сделаешь.
   - Да пошел ты!
   - Говорю тебе, не чисто тут. Убиенный там поди, замурован...
   - Давай, давай, про привидение расскажи! Это оно что ли наших замочило?! Клад здесь!
   - Да нет там ничего, не надо...
   - Вы чего стоите, помогайте!
   Те, что стояли в стороне, вдруг тоже схватились за ломы и стали помогать Рашиду. Двое же продолжали крутиться между ними и отговаривать, но уже без энтузиазма. "Чего это с ними? Вмазали уже или всеобщее помутнение?" Вдруг я вновь почувствовал прилив страха и холода. На какое-то мгновение прожектора погасли, а затем засияли каким-то полу сиреневым светом. Рабочие еще яростнее стали, кто долбить, кто отговаривать.
   Оно было здесь. Я прижался к ближайшей стене, взял лом поудобнее и осмотрелся. "Где же он?" Но в обозримом пространстве никого не были видно. "Это он на них так влияет! А я? Он меня не видит? Надо уносить ноги!" Я стал медленно шаг за шагом отступать к выходу. Когда я оказался за спинами рабочих (нас отделяла полуразрушенная стена), кладка, что они долбили неожиданно рухнула. Я бы даже сказал, она взорвалась изнутри. Кирпичи разлетелись, гулко ударяясь в стены. Чудом никто из рабочих не был задет. Из неглубокой ниши вывалился ящик. Это был не окованный сундук и не гроб, а просто средних размеров продолговатый ящик. На миг все замолчали и замерли. Я тоже остановился, забыв об опасности что, таилась где-то рядом.
   Через мгновение рабочие накинулись на ящик и, поддев ломом, сорвали крышку. Я тоже чуть было не покинул своего места, чтобы взглянуть на находку. К всеобщему разочарованию в ящике находились лишь кости человека. Итак, злополучная ниша оказалась всего лишь местом сокрытия чьего-то давнего преступления. Судя по размерам ящика, тело было предварительно расчленено. "Странно, зачем нужно было расчленять труп, да еще укладывать его в ящик, если он вполне и так мог уместиться в нише? Скорее всего, его убили не здесь, а привезли сюда уже упакованным. По крайней мере, можно больше не переживать - клада здесь нет". Мои размышления были прерваны возгласами неудачливых кладоискателей. Они будто бы очнулись и с недоумением осматривались вокруг. Их явно что-то пугало, но они не могли определить источник своего страха. Вдруг они, громко крича, кинулись в разные стороны и... остановились. С ужасом я понял, что они не могут покинуть пространства, находящегося под сводом. Они метались из стороны в сторону, их лица были перекошены от ужаса. Неожиданно я заметил, как над разбитой нишей поднялась тень. Я не сразу определил место положение источника тени, так как этот участок был освещен несколькими прожекторами. Лишь спустя некоторое время я понял, что он находится у основания полуразрушенной стены, которое было от меня скрыто. Чья это была тень? Я не сомневался, что это было оно. То, о присутствии которого я на время забыл. Сейчас оно напомнило о себе. У меня же возобновилась способность мыслить, и я осознал, что не зритель перед экраном, что и сам подвергаюсь смертельной опасности. В этот момент тень сгустилась настолько, что сквозь нее не стало видно противоположной стены (а может это потемнело в глазах). Тень повернулась ко мне. Я не знаю, как это выразить по-другому. Она повернулась в мою сторону и заглянула в глаза, хотя у тени и не было глаз. Сейчас же волна дикого ужаса окатила меня. Ужас и еще лютая ненависть. Я наверное, тоже закричал и побежал. Этого я не помню. Я боялся оглянуться, боялся оступиться. " Почему же никто не придет на помощь!? Ведь на улице должно быть слышны крики!"
   Очнулся я во дворе. Здесь было тепло и тихо. И спокойно. Не помню, как добрался до дома. Всю ночь я не смыкал глаз, думая лишь об одном - действительно ли произошло все это! Под утро я все же заснул, а открыв глаза, решил, что это был бред. С тяжелой головой я отправился на работу. Естественно, что в этот день я опоздал. Подходя к зданию музея, я все еще сомневался в том, были ли вчерашние события явью.
   Сомнения рассеялись, едва я вошел во двор. Здесь было полно милиции и людей в камуфляже. У калитки меня остановили. Я ответил, что здесь работаю. Меня пропустили, но до бытовки дойти не удалось. Все рабочие стояли во дворе. Я подошел к своим, поздоровался, спросил, отчего все здесь?
   - Еще пять трупов, - разъяснил мне Дима. Мои надежды на сон рассеялись. "Значит это не бред".
   - А чего, в бытовку не пускают?
   - А ты зайди.
   Я сунулся было во внутрь, но волна холода буквально отбросила меня. Оказалось что все здание буквально заполнено холодом. Причем на улице он совершенно не ощущался.
   Меня охватило сомнение - сказать или нет? Но если я скажу что был в подземелье и все видел, как к этому отнесутся? Если опустить эмоции, то все выходило либо глупо, либо недоговорено.
   Из задумчивости меня вывел Дима.
   - Там предлагают помочь вынести погибших. Пойдешь?
   Спускаться снова в подземелье после вчерашнего особого желания не было, но со всеми вместе я все же пошел. Больше всего меня интересовало содержимое того ящика. Однако войти в здание, а тем более спуститься в подвал не удалось ни в этот день, ни на следующий. Кто бы ни пытался войти внутрь тут же возвращался, не находя внятного объяснения что же его остановило.
   А через день все прекратилось. Исчез холод, а вместе с ним и страх. Наконец смогли осмотреть место гибели и вынести тела погибших. Все они имели различные увечья и были сильно окоченевшими, не сказать промороженными. Удалось мне заглянуть и в вывалившийся из стены ящик. В нем действительно находились кости человека. И еще кое-что, на что следствие не обратило внимание. Среди костей лежала небольшая заостренная палочка. Конечно, дерево истлело, но мне показалось, что это была осина. В этом я мог ошибиться, но в другом я ошибиться не мог. На крышке ящика с внутренней стороны был начертан знак Ярден или Ярдан. У колдунов он использовался для того, чтобы не допустить или не выпустить нежить или нечистую силу. Вот собственно и все факты.
  
   Что же было на самом деле сказать трудно. Если рассуждать теоретически, то в стене был замурован вампир, причем очень надежно. Старания, с которым нишу старались вскрыть, наводит на мысль о том, что его дух стремился высвободить свои останки, воздействуя на людей. Но тогда выходит, если учитывать факты, что был еще кто-то, кто препятствовал этому. Иначе чем объяснить смерти вокруг злополучной ниши. И на сколько оправданны были эти жертвы? Вот тут мне уже ничего не приходит в голову. Но не это главное. Погибло восемь человек ни за что ни про что.
   Что было после? Подземелье все же замуровали. На вход в подвал установили металлическую дверь. Здание отремонтировали к сроку.
   Сейчас я редко бываю в тех краях, но знаю, что это крыло здания так и пустует. Когда же иногда я все же прохожу мимо, волна необъяснимого холода окатывает меня. И мне кажется, нет, я почти уверен, что оно все еще там.
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"