Шанс для тан-графа Гордана
Самиздат:
[Регистрация]
[Найти]
[Рейтинги]
[Обсуждения]
[Новинки]
[Обзоры]
[Помощь|Техвопросы]
|
|
|
Аннотация: Граф Гордан - настоящий тан. Умный, беспринципный, расчётливый. С самых низов он поднялся к вершинам власти. Простолюдины прозвали его Предателем. Прочие таны опасаются его хитрости. А всё потому, что Гордан всегда использует свои шансы.
|
Версия от 20.04.2016.
Внесены несущественные изменения.
Вырезана глава Куса. В связи с этим добавлены пара абзацев в другие главы, чтобы восполнить недостающее. Глава Куса осталась в разделе в виде отдельного произведения.
Из важного - объяснено происхождение термина "тан". Кому лень перечитывать - ищите по словам "Ты знаешь, откуда пошло само слово - "тан"?"
Тоен
Тоен до сих пор не мог поверить в свалившуюся на них удачу.
- Фомка, ты свою долю на что потратишь?
- Хе-хе, ещё не думал. Напьюсь, первым делом. А потом корабль куплю... ну, знаешь, такой, чтоб целый год летал, не заходя в порт.
- Корабль? И не надоело тебе?
- А что?
Тоен поправил кабель между планшетом и конпанелью движка и тронул пальцами пару пиктограмм.
- Этот контур в порядке. Давай следующий... Я про то, что хватит с меня Вольного Космоса. Все эти ржавые корыта, где экономят каждый глоток воздуха, разваливающиеся на куски станции, где шлюхи и барыги норовят содрать с тебя последнюю рубашку... Я прямо на Славии, наверное, и обоснуюсь. Как думаешь, дадут нам подданство?
- Ага, блин. Сам князь пресветлый собственными ручками внесёт тебя в реестр.
Тоен не разделял его пессимизма. Славианское подданство - самая малая награда за ту услугу, какую они намеревались оказать пресветлому тан-князю Борскому. Новые переходы не каждый день открываются. Тем более в самой глубине Империи - возле столицы одного из Великих Домов. Вся система обороны княжества окажется уязвимой из-за ненайденного вовремя нуль-туннеля! Рано или поздно его обязательно кто-нибудь нашёл бы, но повезло именно им. Четырём лихим бродягам на древнем латанном-перелатанном курьере. Не иначе, сам Семён-Семёныч толкнул под руку штурмана!
- Ты только вместе с подданством амнистию выпросить не забудь.
- Зачем? Княжеских я не трогал, и торговцев тоже. Мы ж только шахтёров ничейных по мелочи щипали...
- Ой-ли? А когда, помнишь, ещё у Бигса служили? У него кораблик побольше, он не такой разборчивый был...
Тоен поморщился.
- Да кто ж про то знает? Мы ж в масках были.
- А вот сам Бигс и знает. И дружки-приятели из его команды. Заявятся к тебе на Славию и пригребут к рукам твои денюжки. А будешь рыпаться - заложат. И будешь ты сидеть в тюрячке. И штраф такой на шею повесят, что никакой награды не хватит. Ещё и в хумы определят... Этот тоже в норме, давай следующий контур.
Задумчивый Тоен привычно выбрал в меню следующую схему и запустил диагностику. Это далеко не первая поломка на их старом корыте, и порядок устранения давно отработан до автоматизма.
- А вот и попрошу амнистию. За такое, думаю, дадут... Ты как хочешь, Фомка, а мне осточертел Вольный Космос. - В слово "вольный" Тоен постарался подпустить как можно больше иронии. - Я возьму свою долю и осяду в каком-нибудь нормальном мире. На Славии.
Фомка пожал плечами.
- Удачи. Хотя ещё посмотрим, сколько нам отвалят.
- Кэп говорит, много отвалят... - неуверенно ответил Тоен. Даже он, академиев не кончавший, понимал, что открытый ими прокол относится к стратегически важным. Информация о нем стоит очень больших денег. Но только пока остаётся тайной. Славия заплатит щедро, спору нет. Но кто-нибудь другой, какой-нибудь враг тан-князя Борского мог бы перекупить секрет за много большие деньги.
- Фомка, может Кус прав, а? Тот граф мог бы...
- Ну откуда Кусу знать, что мог бы сделать граф Гордан? Может, ему вообще не нужен этот проход? Кус раньше навинаром был, в славианском флоте служил. Он дезертир. Понятно, что он не хочет попадаться на глаза бывшим приятелям.
Тоен как-то забыл про это. Вот почему Кус предложил продать прокол графу Гордану, а не князю Борскому! Попадаться не хочет! В отличие от обычных вольников, Кус с самого рождения в реестре, и наверняка там стоит неприятная пометка. Его первый же ген-скан вычислит, как дезертира!
Однако остальные - и Тоен, и Фомка, и убедительней всех Кэп - решили не рисковать, и штурману пришлось смириться.
- Ты поменьше слушай нашего лунатика, и побольше сам думай. Даже если граф что-то эдакое измыслит, ему наш переход будет полезен, только пока о нем никто лишний не знает. Хорошо если нас на это время просто запрут где-нибудь. Смекаешь?
До Тоена начало доходить. Лучше не лезть в танские игры.
- У Куса от потеофобии мозги набекрень съехали. А тут ещё движок накрылся, вот у него и приступ очередной. Он штурман неплохой, но ты не забывай про эту его особенность, - Фомка покрутил пальцем у виска. - Слушай, Тоен, а может у тебя потеофобия наоборот? С чего ты космос вдруг невзлюбил, да решил в грязном колодце утопиться?
- И вовсе не невзлюбил! Задолбало просто всё... Стой! Вот она! Верни назад!
Нашли, наконец-то. Очередной сгоревший предохранитель. И как обычно, запасного у них нет.
- Кэп, нашли жука, - сообщил Фомка по кому. - Опять предохранитель. Мы пока напрямую соединим, на один-то прыжок хватит...
Больше и не надо. Убегая от наёмников, прыгая по пустышкам, они наудачу влетели в незнакомый прокол, не отмеченный на картах, и оказались в обжитой системе. Весь эфир был забит мощным радиошумом, какой бывает только у цивилизованных, густонаселённых планет. Патрульных кораблей они не видели, но это не значит, что их не было. Потрёпанный "Префект" никогда не славился системами наблюдения. Поэтому от греха подальше они быстро развернулись и нырнули обратно. К счастью, наёмники к тому времени потеряли их след.
Пока разворачивались, слушали радио, но за полчаса открытым текстом ничего не поймали. Зато успели разглядеть и солнце, и планеты. Уже после прыжка Кус понял, что это его родной мир, Славия. Потом они громко совещались и голосовали... Осталось всего ничего - починить гадский движок, триумфально вернуться и получить положенную награду. Как сказал Кэп, золотые импы уже у них в карманах.
- Кэп, я говорю, нашли поломку! Устраняем! Как слышно?.. Ах, ты ж... Ком тоже накрылся, что ли?
Тоен пожал плечами - на этой посудине постоянно что-то ломается - и закинул на плечо сумку с инструментами.
До нужного блока добрались быстро, минут за пятнадцать. Всё-таки, предохранитель должен быть легко доступным. Тоен поморщился, вспоминая, как пару недель назад они демонтировали всю систему безопасности. Из-за неисправности она постоянно глушила двигатель, так что пришлось систему отключить. А потом Фомка начал разбирать её на запчасти. Все равно бесполезна - про неё б и не знали, если б не сломалась. Только дурак будет разгуливать внутри двигателя, когда тот готовится к прыжку. А дураки в Вольном Космосе встречаются редко и живут недолго.
Выдрали предохранитель. Фомка начал закорачивать контур напрямую. Тоен спросил:
- Что будет, если в следующий раз погорит не предохранитель, а схема какая-нибудь? Или контур целиком?
- Ха, я каждый день Семён-Семёнычу молюсь, чтобы это случилось в какой-нибудь населённой системе, где можно попросить о помощи. Рано или поздно движок всё равно накроется. Но на один последний раз его хватит.
Закончив ремонт, напарники вернулись к конпанели и опять прогнали диагностику. Фомка взял в руки ком.
- Кэп, мы закончили, всё работает. Запускай общую проверку... Кэп, ёкарный ты бабай, отвечай!
Но ком молчал.
- Я схожу в рубку, - Фомка отдал ком Тоену, - а ты пока тут последи, как все работает.
- Ага...
Напарник ушёл. Тоен встал к конпанели и принялся за ещё один, поверхностный, осмотр, напевая старую песенку про лихого матроса Мартина и девять его любовниц на девяти разных планетах. Он добрался до седьмого, самого длинного куплета - про самую красивую подружку матроса-сердцееда, настоящую тан-леди из пышных садов жаркого Аммарада, - когда ком ожил.
Но говорил почему-то не Фомка, а Кус.
- Я включаю, ты готов?
- Давно уже. А где Фомка?
- С Кэпом.
Махина прыжкового двигателя вокруг него еле заметно завибрировала, из глубины послышался ровный гул. Тоен поёжился, некстати вспомнив про отключённую и разобранную систему безопасности. По конпанели побежали строчки символов. Судя по цифрам, всё в норме.
- Порядок, - доложил Тоен в ком, - вырубай.
Тихонько подвывая, двигатель замолк.
Что там Фомка с Кэпом делают, спрашивал себя Тоен. У Кэпа всегда припрятано спиртное. Не рано ли отмечать? Гоня прочь мрачные предчувствия, Тоен вернулся к месту ремонта. Закрыл искалеченный блок панелью, закрутил, как положено, все винты, убрал инструменты в сумку. Он попробовал напевать про матроса Мартина, но не смог вспомнить, на какой строчке остановился.
Одиночество действовало на нервы.
Стараясь занять голову мыслями о близкой награде, Тоен быстрым шагом вернулся в контрольное помещение. Клацнул кнопку рядом с люком, отделяющим двигательный отсек от остального корабля... и ничего не произошло. Тоен нажал ещё раз, подержал немного - безрезультатно.
Выругавшись, он вспомнил, что планшет унёс с собой Фомка. Если механик задраил люк, то просто так из отсека не выбраться... В третий раз за последний час Тоен подумал о демонтированной недавно системе безопасности, и поддавшись минутной панике, забарабанил по переборке кулаками и пару раз пнул ногой. С тем же успехом он мог бы долбиться в люк головой или стрелять из пушки.
Успокоившись, Тоен вернулся к конпанели. Пусть безопаска выдрана, рассортирована и разложена по полочкам запасливого Фомки. Отсюда Тоен сможет вырубить движок вручную, если эти шутники начнут готовить корабль к прыжку.
Тоен взял ком в руки, заметив при этом, что они дрожат.
- Кус. Фомка, Кэп. Отзовитесь. Откройте люк из двигательного отсека. Я тут заперт...
Холодное молчание кома выводило из себя.
- Кус! Фомка!.. - и после короткой паузы, - Кэп!.. Откройте люк! Шутники нецелованные! Обещаю, я найду, кто это сделал, и надеру его маленькую, сраную, много раз долбаную полосатым кшером... - Грязная ругань успокаивала расшалившиеся нервы.
Наконец люк открылся. В проёме стоял штурман Кус - психованный потофоб Кус.
- Это Фомка, блин, пошутил, - пояснил он без тени улыбки. - Выходи...
Что-то в его лице не понравилось Тоену.
- А где Фомка?
- С Кэпом. В кают-компании.
Кус не уточнил, что они там делают. Тоен подобрал сумку с инструментами. Кус отодвинулся в сторону, пропуская его вперёд. Спокойное молчание штурмана действовало Тоену на нервы. Ещё пару часов назад Кус пеной исходил, споря о том, кому продавать прокол.
- Знаешь, Кус, я тут подумал на Славии осесть. Попрошу у князя подданство и амнистию за прошлые грешки. Кто тут, в Вольном Космосе, без греха? Думаю, мне простят... - Тоен осёкся на полуслове, вспомнив, что в кают-компании есть ком. Почему тогда Кэп и Фомка не отвечали? Ржали, как кшеры, наверное, над его воплями. - Ты, давай, не теряйся, тоже амнистию проси. За такое дело многое спишут. Мы все подтвердим, что это ты нашёл проход...
Тоен оглянулся, чтобы оценить реакцию на свои слова, и в последний момент увидел, как взметнулся кулак Куса, сжимая что-то остроблестящее. Правый бок обожгла резкая боль. Ноги у Тоена задрожали и подогнулись, свободной рукой он опёрся на штурмана. По штанине потекло что-то горячее. С равнодушным взглядом Кус вытащил нож и ударил второй раз.
Глухо звякнув, упала на пол сумка с инструментами.
Кристел
В комнате было слишком сумрачно, но включать лампы Кристел не хотела. Набравшись смелости, она раздвинула тяжёлые шторы на окнах. Живой солнечный свет залил комнату. Получилось гораздо лучше, чем с искусственным освещением.
В конце концов, чего она боится, спросила себя Кристел? Это задача журналиста - подготовить виртуальную сцену для интервью. Не казнит же её Зиборра за то, что прикоснулась к драгоценным фамильным шторам?
Пройдя вдоль стен, обитых рельефными бархатными обоями с бело-красным узором - родовыми цветами дома Зиборра, - Кристел примерилась и начала расставлять камеры и микрофоны. Одну из камер повесила рядом со скромной люстрой на пять гнёзд из прозрачного хрусталя с неуловимой краснинкой в глубине - прямо над массивным столом, занимавшим центр комнаты. Главный микрофон разместила на самом столе.
Раскрыв ком, Кристел проверила всю систему, а потом ещё раз перепроверила. Оборудование работало идеально. И картинка, и звук получались объёмные; виртуальная сцена строилась высшего качества. У Рунди никогда такой не получится - это его слабое место. Раньше был у него раб-специалист - настоящий "дока", золотые руки, но жутко хитрый. В конце концов, Рунди его продал, посчитав что это дешевле, чем каждый год поднимать пенсию капризному, как старая дева, но незаменимому рабу. Мастера-оператора оторвали с руками, а на вырученные деньги Рунди до сих пор нанимает любителей и кусает локти, потому что никто больше не может построить ему такую профессиональную сцену.
Кристел далеко было до профессионала, но она старалась, и кое-что получалось. Недостаточно просто утыкать комнату тремя десятками камер, нужно обладать некоторым пространственным воображением, чтобы правильно разместить их. А Рунди всегда страдал от недостатка воображения.
У танов, говорят, есть одиночные устройства, способные строить виртуальные сцены любых помещений, даже самых огромных, но у Кристел ничего такого нет, и приходится брать количеством.
В итоге в комнате не осталось ни единого уголка, не просматриваемого камерами. В интервью с таном, считала Кристел, важно показать роскошь его жилища. Ещё на подлёте к поместью, из таксофлаера, она сделала несколько снимков. Большой трёхэтажный дом с множеством пристроек, беспорядочно разбросанных, но изящных... внутренние дворики и экзотический зимний сад под куполом... вымощенную камнем небольшую площадь перед парадным входом и фонтан на ней... а ещё аллеи и множество деревьев в парке, примыкающем к поместью, и прячущиеся среди них аккуратные гостевые домики... Эти снимки украсят репортаж Кристел. Наверняка виды поместья Зиборра можно найти в сети, но она считала такую работу непрофессиональной.
Сейчас она намётанным глазом отмечала точки для обзора, которые нужно рекомендовать зрителям: от окна, где видно, как хорошо падает естественный свет; под люстрой, если хочется видеть сразу обоих собеседников; за её креслом, чтобы сосредоточиться на тан-лорде, и наконец, из третьего кресла, чтобы получить полный эффект присутствия за столом. Кристел надеялась, что Зиборра нигде не задержится, иначе придётся включать лампы. Тогда камера под люстрой окажется бесполезной.
Закончив с оборудованием, Кристел подошла к высокой зеркальной панели. Поправила причёску, одёрнула блузку и расстегнула верхнюю пуговку. Вряд ли тан это оценит, но в борьбе за зрителя все средства хороши... Кристел вернулась к кому и начала в третий раз проверять систему. Всё работало, за пять минут ничего не испортилось. Чисто механически Кристел запустила проверку заново - и поняла, что сильно нервничает, разозлилась на себя и захлопнула ком.
Она страшно волновалась.
Интервью с Питером Зиборрой - тан-лордом и генеральным конструктором проекта "Новый Грифон" - могло придать заметный толчок карьере Кристел, а могло и обрушить её. Отношения танов с прессой никогда не складывались.
"Тысяче новостей" каждый день нужны "горячие факты". Без них не будет рейтинга и спонсоров, а без спонсоров - не будет гонораров.
Редактор обязательно потребует от неё "жареного". Но если лорду не понравится репортаж, то поджарить могут уже Кристел, причём без всяких кавычек. Конечно, она могла сдать в канал сухой бесстрастный репортаж, но очень хотелось использовать удачно выпавший шанс, утереть нос задаваке-Рунди.
Для этого надо всего ничего - суметь угодить и тану, и редактору.
Другой причиной для волнений была сама личность собеседника. Кристел до этого дня никогда не общалась ни с одним таном, хотя пару раз издалека видела их вживую. Она старалась не думать, что Питеру Зиборре более двухсот стандартов. Примерно в десять раз больше, чем ей самой. Ещё не родился её дед, а лорд Зиборра уже командовал грифоном. Он видел войну братьев Борских после смерти легендарной Лоис, старой княгини, и даже участвовал в сражениях. Теоретически, Зиборра мог видеть даже коронацию императора Дариана. Наверное, Кристел казалась тану бабочкой-однодневкой с пустыми заботами и смешными надеждами.
К тому же, Питер Зиборра не из простых реестровых танов. Он старший сын тан-барона Фарезского, известного пивного магната. В рамках подготовки к интервью Кристел даже прикупила кувшинчик фарезского марочного и распила его вместе с отцом. Папа сказал, что пиво слишком сладкое, но всё равно вылакал большую часть. Ещё папа предупреждал её, чтобы не спрашивала тана об отношениях с его собственным отцом-бароном, но она пока не решила, следовать ли совету.
Это опасная тема, и потому интересная.
Она вздрогнула, заметив уголком глаза движение, но это всего лишь служанка вошла через маленькую неприметную дверь, неотличимую на фоне стены. Кристел и не заметила бы этот чёрный ход для рабов, если бы он сейчас не был открыт. Служанка принесла поднос с двумя чашками кофе и сладостями в вазочке, и сказала, что лорд скоро будет.
Кристел взяла чашку с нарисованным на боку гербом дома Зиборра - белым клыком с окровавленным кончиком. Кофе исходил горячим горьким ароматом. Она подумала, что вряд ли слуги станут подавать горячие напитки задолго до прихода хозяина, а значит, Зиборра скоро будет тут. Кристел быстренько вернула чашку на место и приготовилась ждать.
Лорд действительно появился через пару минут.
Бесшумно открылась главная дверь, и в комнату вошёл мужчина среднего возраста - стандартов тридцати пяти, если судить по меркам простолюдинов. Узкое лицо с правильными чертами, открытый лоб, великолепные золотистые волосы, уложенные в аккуратную шапку. Из лорда Зиборры получился бы образцовый ведущий для новостного канала, прилизанный и приветливый, с улыбкой, будто приклеенной к губам.
Вот только таны никогда не улыбались, глаза у них были холодны, а взгляд равнодушен.
Кристел вскочила со своего кресла.
- Лорд Зиборра, - как и положено простолюдинке, она первой приветствовала тана, присев в коротком книксене. Для настоящего реверанса на ней сегодня слишком короткая юбка.
Тан ответил равнодушным кивком. Кристел, конечно, видела лорда Зиборру в записи, но вживую его высокая, на голову выше её, и широкоплечая фигура производила совсем другое впечатление. Тонкая белоснежная рубашка с распахнутым воротом и широкий красный кушак с шитьём из белого золота удивительно шли ему. Кровавый и белый - цвета дома Зиборра.
Лорд приглашающе показал в сторону стола.
Вернувшись обратно в кресло, Кристел расправила юбку и положила руки на колени, как примерная школьница. Тан сел напротив, прямой, спокойный и красивый. Он смотрел ей в глаза, а Кристел никак не могла понять, злится лорд на то, что его оторвали от важных танских дел глупым интервью, или он не против, или же ему всё равно.
- Лорд Зиборра, первым делом позвольте передать вам благодарность от всех зрителей "Тысячи новостей" за это интервью...
- Просьба князя, - отвечал тан-лорд.
Кристел и не знала, что Зиборра согласился на интервью только из-за приказа князя Орана.
- Э-э-э... Итак, первый вопрос, который очень волнует всех наших зрителей... Боевые корабли, которые строятся по новому проекту. Каково ваше участие в этом проекте, какие у вас обязанности?
- Я генеральный конструктор.
И? Всё?! Напрасно Кристел ждала продолжения. Её предупреждали, что таны немногословны. Придётся постараться, чтобы разговорить Зиборру.
- А какие части "нового грифона" сконструированы лично вами?
- Никакие.
Одно слово? Да он издевается!
- Но вы же главный конструктор... - Она выделила слово "конструктор".
- Название моей должности многих вводит в заблуждение.
Попался! - восторжествовала Кристел.
- Лорд Зиборра, пожалуйста, развейте заблуждения наших зрителей...
Тан отвечал не сразу.
- Я не конструирую больше других, как могут подумать невежи. Мой личный вклад в чертежи и схемы ничтожен... Я только руковожу разработкой. Утверждаю планы и сроки...
- Как продюсер в кино... - подсказала Кристел. Это часть её работы - подсказывать образы и метафоры собеседникам, чтобы интервью получались живее. Но вдруг тану не нужны подсказки, вдруг он разозлится? Зиборра молчал, а Кристел слушала стук собственного сердца в ушах и гадала, выберется ли из поместья живой.
- Да, как продюсер, - наконец продолжал тан-лорд, никак не выразив своего неудовольствия. - Основная задача - найти подходящих исполнителей и распределить денежные потоки между отделами. Я отвечаю за успех проекта перед князем, и поэтому должен находить исполнителей, которым доверяю, как самому себе.
- А разве вы не должны проверять все расчёты и чертежи? - несмело спросила Кристел.
- Нет. На это даже танской жизни не хватит. У меня есть несколько заместителей, но и они лишь выборочно проверяют самые важные узлы.
- Как же тогда контролируется ход проекта?
- Существует целая иерархия. Работу техников и инженеров младшего звена проверяют ведущие инженеры. За ними следят руководители отделов и узловые конструкторы. И так далее. - Лорд Зиборра показывал систему, располагая свои ладони одну над другой и меняя их местами. Кристел поймала себя, что любуется этими точными и наглядными движениями. - Я должен найти и назначить исполнителей и проверяющих хотя бы на два-три верхних уровня, а потом координировать усилия разных отделов.
Разговорился, наконец.
- Много в проекте задействовано танов? Кроме вас?
- Всего у нас больше тысячи разных специалистов - конструкторов, инженеров, проектировщиков. Из них двенадцать танов.
- Хорошо... Лорд Зиборра, а как называется проект?
- Официального названия нет, - отрезал тан, но в этом коротком ответе Кристел не услышала враждебности и осмелела.
- Э-э-э... Мне встречались в сети названия - "Грифон Остроклювый", "Острокрылый" и даже "Остро-"... гм... "-хвостый".
Она покраснела от собственной наглости, а тан даже не улыбнулся. Интервью как-то не складывалось. Кристел стало стыдно за глупую шуточку, почерпнутую в сети, и она поспешила замять тему:
- Впрочем, когда всех нынешних грифонов заменят новыми, их все равно будут называть просто грифонами без всяких приставок, правильно я понимаю?
- Правильно.
- А как скоро это случится?
- Нескоро.
Проклятый тан!
- Через десять лет? Двадцать?
- Программа рассчитана на двадцать пять - тридцать стандартных лет, но по ней заменят только княжеские боевые корабли. Останется ещё несколько десятков старых грифонов у вассалов. Графы наберут денег на переоснащение, но иные бароны веками копят средства на один только боевой корабль. В ближайшие сто-двести лет у нас будет две модели грифонов.
Лорд Зиборра так просто произнёс "сто-двести лет", что Кристел сразу вспомнила о разнице между ними. Для тана это долгий, но обозримый срок, в то время как она умрёт, истлеет, и даже праха не останется.
Кристел отогнала наваждение.
- На Агустесе даже сейчас строят несколько моделей императорских драконов - красных, чёрных, золотых... - Она подготовилась к интервью и теперь сносно разбиралась в моделях боевых кораблей.
- Это другое, - ровно отвечал тан, как спокойный учитель поправляет ошибку ученика. - Грифоны универсальны, и новые лучше старых. Императорские драконы строятся каждый для своей цели. Золотые для линейного боя, красные, как большие меченосцы, чёрные для патрулей, и так далее.
- Боевые корабли? Для патрулей? - притворно удивилась Кристел.
- Император многое может себе позволить, - неопределённо ответил Зиборра.
Кристел опять пришлось самой раскрывать эту тему.
- Я читала в сети, что чёрные драконы в десять раз дешевле золотых... - начала она. - Они, наверное, размером как обычные корабли-носители.
Тан отрицательно покачал головой.
- Нет, мисс Ив. Чёрные драконы - не обычные меченосцы. Это полноценные боевые корабли.
Зиборра опять замолчал. Кристел сдалась и прямо попросила:
- Расскажите об этом больше.
- Чёрные драконы могут нести до двухсот мечей. Они защищены силовыми полями и имеют тяжёлое вооружение. Обычному меченосцу запрещено брать на борт более ста мечей, и их защита часто недостаточна.
Опять - два слова и молчок!
- Лорд Зиборра, не все наши зрители разбираются в этой запутанной терминологии. Боевой корабль - это...
Тан чуть сдвинул брови. Первая эмоция, которую заметила Кристел - и это было недовольство. Ей самой не хотелось так допрашивать лорда, но что ещё оставалось, если он замолкал на самом интересном месте?
- Боевой корабль - основная учётная единица любого флота в Империи. На них держится баланс между Великими Домами. Это наши грифоны и императорские драконы. Акритские звёзды и аммарадские мантикоры... Все они разные по размерам и вооружению, но есть нечто общее. Вы слышали об эдикте?
Кристел кивнула и приняла пас.
- Имперский эдикт "О боевых кораблях"...
- Да. В эдикте указано, что боевыми кораблями считаются те, что способны совершать переходы между системами и несут больше ста маломерных кораблей-мечей.
- Но несмотря на эдикт, многие всё равно путаются. Как простым людям отличать одни корабли от других? Мы-то рассуждаем так: одноместный меч - тоже корабль, и тоже боевой...
Тан чуть заметно пожал плечами.
- Никого не волнует, что придумала сетевая чернь. Навинары никогда не назовут меч, или крейсер, или вспомогательный носитель боевым кораблём.
- Хорошо... Лорд Зиборра, давайте вернёмся к проекту. Многие наши слушатели считают переоснащение флота напрасной тратой денег. Вы можете их разубедить? Чем новый грифон будет лучше старого?
- И почему чернь всегда считает деньги в кармане князя? - спросил лорд, не ожидая ответа, и в голосе его послышалась еле уловимая издёвка. Отличный момент в интервью, подумала Кристел, "тан высокомерный". Может, Зиборра решил ей подыграть?
- Потому что считать большие суммы интереснее? - пошутила Кристел.
Ни тени улыбки на равнодушном лице.
- Главной причиной, по которой мы начали этот проект, стал новый меч.
- Да, "Чёрный коготь". Я встречала много спорных отзывов об этой модели.
- "Коготь" - отличная машина, хотя и массивная.
Её уже бесили эти танские ответы, настолько же точные, насколько скупые. Будто за каждое слово он платит по империалу.
- Я читала в сети, что несколько лет назад для "Когтей" переоборудовали два грифона. Этот проект не удался, раз пришлось разрабатывать новую модель?
Тан кивнул.
- Переоборудованные грифоны несут слишком мало мечей. Всего сто восемьдесят "Когтей" вместо трёхсот "Гранов"...
Кристел очень заинтересованно молчала, вынуждая его продолжать.
- Мы предложили новый проект, который вмещал бы двести семьдесят "Когтей". За основу взяли старую модель, но добавили некоторые усовершенствования, главным образом на полётных палубах. Новые катапульты, системы погрузки и обслуживания, ремонтное оборудование. Мы перепланировали внутренние помещения, чтобы все это разместить в старом корпусе. Ведь для новых корпусов пришлось бы разрабатывать и строить новые доки...
Кристел кивнула. Лорд Зиборра продолжал:
- Но потом князь решил, что новые грифоны должны нести до трёхсот пятидесяти мечей. Мы добавили новые палубы и ангары, выбросили всё лишнее. Расстояние между палубами сократилось до двух метров. Новый грифон получался некомфортным, тяжёлым, уязвимым и почти безоружным в ближнем бою, хотя мог выпустить три с половиной сотни отличных "Когтей"...
- И вы отказались от этой идеи?
- Да. Сожгли старые чертежи и начали проект заново, без каких-либо ограничений по габаритам.
- И во сколько всё обошлось?
- Двести тысяч империалов на проект и ещё примерно миллион на постройку первых двух кораблей.
- Ого! Но ведь это намного дешевле... чем сконструировать новый корабль-меч подходящих размеров?
- Не иронизируйте, - попросил тан, и Кристел прикусила язык, - хотя бы о том, чего не знаете... Линейные размеры мечей растут сейчас по всей Тысяче Солнц. Меньшие мечи имеют преимущества в манёвренности, но нельзя создать более мощную машину, не увеличив габариты.
- Понятно... Лорд Зиборра, в сети активно обсуждается другая причина разработки "Нового Грифона". Якобы под видом модернизации князь хочет построить больше боевых кораблей, чем положено. Вы можете как-то прокомментировать это мнение?
- Вы смелая девушка, мисс Ив. Не всякий решится обвинять нашего князя в измене императору.
Кристел всплеснула руками.
- Я... я... Я просто озвучиваю мнение наших зрителей! Которое может не совпадать с мнением канала! Могу перефразировать вопрос. Многим славианам пришла в голову мысль, что после переоснащения флота старые грифоны под разным предлогом не спишут, а оставят в строю, подарят вассалам или законсервируют. При этом простые люди не считают себя умнее императора, и боятся, что та же мысль может прийти ему в голову.
Лорд Зиборра, даже со всем его танским спокойствием, не мог оставить без внимания эту глупость.
- Грязь во все времена одинакова, а сетевая грязь - хуже всего. Вы глупы, вы постоянно чего-то боитесь и всегда пытаетесь нам что-то советовать... Очевидно, что князь заранее согласовал переоснащение флота с императором. После ввода в строй очередного нового грифона мы будем утилизировать один старый. Всего в СКФ будет двадцать пять новых грифонов, на два меньше, чем сейчас. Двадцать пять старых грифонов утилизируют - специально для черни уточняю, что это означает полную разборку на металлолом. Последние два корабля подарят вассалам князя. Общее число боевых кораблей в княжестве не изменится.
Ну конечно же, всё давно обговорено танами среди танов, и мнение черни их не интересует. Надо было спрашивать о деталях договора, а не о том, существует ли он. Кристел стало неловко за такую профессиональную промашку и за вспышку лорда Зиборры, но надо признать, что этот момент может стать ещё одной изюминкой её репортажа. "Тан негодующий".
- Пока неизвестно, кому именно подарят два последних корабля?
- Нет. Это далёкая перспектива.
- Ясно... Давайте вернёмся к более близким событиям. Недавно объявили, что первые два новых грифона уже готовы и вступят в строй через три месяца. Не помешало ли что-нибудь этим планам?
- Всё идёт согласно графику. Корабли проходят приёмные испытания и осваиваются командой. Наши инженеры часто на них бывают, выслушивают жалобы и устраняют недоделки.
- Корабли уже получили названия?
- Да.
Кристел решила, что тан нарочно её дразнит. Естественно, он знает, каким будет следующий вопрос:
- Какие же? Если не секрет...
- Князь Оран решил назвать первый - флагманский - корабль в честь основателя династии: "Созомен Борский Основатель". Второму кораблю он дал имя своей матери: "Пресветлая княгиня Лоис Славианская".
- О, конечно же... - Мысль о том, что нужно будет подправить эту реплику, мелькнула и сразу пропала. Кристел быстро сообразила, как перевести разговор на другую, не менее интересную тему. - Княгиня Лоис была великой женщиной, настоящей тан-леди. У меня в кабинете даже висит её портрет... Скажите, лорд Зиборра, вы встречали её?
- Встречал.
- О-о-о... а какая она была?
- Думаю, как на вашем портрете. Высокая, властная и красивая.
В рабочем кабинете у Кристел на самом деле висел портрет тан-леди Лоис Борской. На нём княгиня стояла в полный рост в бело-золотом вечернем платье на фоне ярких звёзд. Кристел она казалась скорее задумчивой и загадочной, а не сильной и властной.
- Можно спросить, о чем вы с ней разговаривали?
Тан-лорд отвечал, будто нехотя.
- О делах. Я командовал "Зеноном", грифоном отца, и привёл его на Славию для мелкой модернизации. Это было незадолго до смерти княгини и войны братьев Борских.
Рыбка сама плыла в руки, так что Кристел забыла об опасности.
- Насколько я помню, лорд Зиборра, в той войне вы с отцом поддержали нашего любимого князя Орана...
Тан кивнул.
- Да, я тогда встал за Орана. Отцу пришлось следовать за мной, так как я командовал его единственным боевым кораблём. Вы хорошо подготовились к интервью, мисс Ив.
Беседа сама собой подходила к интересной теме.
- Спасибо... Я слышала, с тех пор у вас с бароном Зиборрой натянутые отношения. После войны он отстранил вас от командования и забрал корабль. Вы можете рассказать подробнее?..
Она ещё не договорила, но уже поняла, что задавать этот вопрос не следовало. Повисла тяжёлая пауза. Тан молчал так умело и выразительно, что у Кристел мурашки побежали по спине.
- Мисс Ив, вы первый раз интервьюируете тана? - наконец спросил лорд.
- Да, лорд Зиборра, и если я...
- Нам не нравится, когда журналисты придают нашим межтанским делам тот оттенок скандальности, который так любит грязь.
Недовольство тана можно было пощупать руками, хотя в записи, скорее всего, никто ничего не заметит.
- Извините. Я снимаю вопрос и вырежу...
Тан прервал её жестом.
- Я отвечу. Я был молод и достаточно глуп, чтобы действовать через голову отца. Он правильно поступил, когда удалил меня с "Зенона". На его месте я сделал бы то же самое... У нас напряжённые отношения, но не более, чем бывает между танами-родителями и танами-детьми. Это не мешает нашим совместным делам. Например, здесь, на Славии, я живу в поместье отца и присматриваю за его пивным бизнесом - конечно, в свободное от "Нового грифона" время.
Похоже, гроза миновала. Кристел перевела дух. Хватит испытывать терпение тана. Пора закруглять интервью, и к счастью, для концовки есть отличная тема
- Давайте вернёмся к главной теме нашей беседы. Через три месяца вступают в строй новые грифоны... - Кристел запнулась, вспоминая правильные названия. - "Созомен Борский Основатель" и "Пресветлая княгиня Лоис Славианская". Запланированы ли какие-нибудь торжества по этому случаю?
- Запланированы, - кивнул тан. И похоже, что Зиборре надоело мучить Кристел, потому что он продолжил без напоминания: - Будут торжественные приёмы для гильдии судостроителей, для конструкторов и инженеров, для важных чинов из черни. Князь пригласит всех вассалов в Гнездо. Будут семинары, посвящённые биографии Созомена Борского и первым столетиям дома Грифона, и отдельный вечер памяти для тех, кто помнит княгиню Лоис.
- А... турнир?.. - Кристел слышала в сети, что Борские собираются устроить зрелищный турнир в честь новых боевых кораблей.
- Лорд-канцлер разослал приглашения лучшим мечникам со всей Тысячи Солнц. Соревнования пройдут в космосе над Славией. Будут встречные схватки, "карусели", командные бои, "собачьи свалки" и многое другое. Ваша "Тысяча новостей" уже купила права на трансляцию?
Кристел закивала. На самом деле, ещё нет, но обязательно купит.
- В последний день турнира Левое и Правое Крылья - восемь грифонов, включая два новых, и почти сорок кораблей эскорта - пройдут парадом над Славией. Из Иринии его можно будет наблюдать без всякой сети - прямо в ночном небе.
- Звучит многообещающе. А вы будете участвовать, лорд Зиборра?
- Да.
- С нетерпением ждём ваших выступлений. Уверена, все наши зрители будут болеть за вас.
- Спасибо, мисс Ив, - сухо поблагодарил тан.
- Вам спасибо, лорд Зиборра.
На этом беседа закончилось. Тан молча встал и удалился. Кристел осталась демонтировать оборудование. Собрав все камеры и микрофоны, она не утерпела и просмотрела несколько фрагментов на коме, прихлёбывая остывший кофе.
Кристел было стыдно за свои ошибки. Она-то считала себя умной девочкой, а как дошло до серьёзного дела, так оказалась сильна только задним умом. И всё равно, интервью получилось замечательное. Кристел решила, что её собственные глупость и суетливость прекрасно оттеняют холодное спокойствие и высокомерие тана.
Она уже собралась уходить, когда в комнату вошла служанка.
- Мисс Ив, - поклонилась служанка, - хозяин, лорд Зиборра, хочет, чтобы вы заночевали у нас. Я покажу вам комнату.
Кристел сначала испугалась, что тану всё-таки не понравились её наглость и глупость, но служанка выглядела неопасной.
- Я не могу... Передайте лорду Зиборре мои искренние извинения. Материал нужно сдать послезавтра, и у меня очень много работы. Я не могу принять его приглашение.
Но служанка опять поклонилась, и пряча глаза, повторила:
- Я покажу вам комнату.
От танских приглашений не отказываются.