Бахтин Владислав: другие произведения.

О названиях команд ипподрома

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Литературные конкурсы на Litnet. Переходи и читай!
Конкурсы романов на Author.Today

Конкурс фантрассказа Блэк-Джек-21
Поиск утраченного смысла. Загадка Лукоморья
Peклaмa
 Ваша оценка:


О названиях команд ипподрома.

  
   Как и всякий начинающий "новохронолог" я просто обязан поиграть в игры с происхождениями древних непонятных слов. Без этого никак нельзя, иначе "хронология" будет неполноценной, без клейма качества. Поэтому без промедления приступаю.
  
   Считается, что этимология названий четырех команд Ипподрома (левки, русии, прасины и венеты) неизвестна. На слуху только спорная сирийская версия (прасины от perišin, - "раскольники", а венеты от benai etta - "сыны церкви") и все.
  
   Непорядок. Как обычно в таких случаях из поля зрения историков почему-то выпадает Египет. Хотя известно, что в стране этой в эпоху поздней империи активность партий была очень высокой.
  
   Возьмем, к примеру, русиев ("красных"). "Ру" (rw) - это ведь по-египетски лев. "С" (.s или .sy) -местоимение "её". То есть русии - это её львы. А кого ее то? Исиды. Гелиакический восход ее звезды (Сириус - Сотис) происходит 20 июля как раз перед восходом созвездия льва (начало августа). И оба эти события предвещают скорый разлив Нила.
  
   Поэтому у Плутарха читаем: "Самую яркую звезду египтяне называют Исидой, потому что она вызывает разлив. Они также почитают льва и украшают львиными пастями двери храмов, потому что Нил выходит из берегов, когда впервые солнце встречается со львом". Кстати, символ одной древней итальянской республики, которую злые языки почему-то связывают как раз с "красными" - лев. Совпадение?
  
   К вышесказанному можно добавить еще, что первый из сыновей Гора - Имсети (Амсет), которому принадлежал Юг, и чьей богиней-покровительницей была Исида, иногда изображался с головой льва. Собственно параллель четыре сына Гора - четыре команды Ипподрома напрашивается сама собой. Русии (красные, лето (правда, следует помнить, что у египтян другие сезоны и времена года), юг) - Имсети (с головой человека или льва). Левки (белые, зима, север) - Хапи (с головой бабуина). Прасины (зеленые, весна, восток) - Дуамутеф (с головой шакала). Венеты (синие, осень, запад) - Кебехсенуф (с головой сокола). К тому же египтяне делили четверку на пары: Имсети + Дуамутеф (Восток) vs. Хапи + Кебехсенуф (запад). Точно такие же пары наблюдались и на ипподроме: красные + зеленые vs. белые + синие.
  
   Еще немного монет в копилку цветового символизма древних.
  
   У Плутарха: "египтяне рассказывают, что ... Тифон (т.е. Сет) был красным, Гор - белым, а Осирис - темнокожим (его цвета - черный и зеленый, с одной стороны это намек на мертвое разлагающееся тело, с другой - на хорошо удобренную землю и пробивающиеся из нее молодые весенние побеги)".
  
   Сет был покровителем Верхнего Египта (юга), а Гор - Нижнего (севера). При этом корона Верхнего Египта - белая, а Нижнего - красная. Выглядит так, словно Гор и Сет в свое время взаимно короновали друг друга. В поздние времена в египетской религии преобладал Гор, но, вполне возможно, это поверхностный взгляд.
  
   На это намекает хотя бы структура, да и само расположение Великого Лабиринта у Крокодилополиса (который, как мы помним, есть не что иное, как символическое отражение всего Египта). Лабиринт находился в фаюмском оазисе, который, как и все оазисы пустыни, был под властью Сета. Кроме того подземные помещения его, вход в которые не посвященным не разрешался, были отданы священным крокодилам - живым и мумифицированным, а крокодил, как известно, - зверь Сета.
  
   Иными словами религиозный дуализм, с видимым преобладанием Гора на поверхности, в глубине, для посвященных в таинства, может обернуться лихим твистом, после которого окажется, что главную, но скрытую роль в сюжете, в конечном счете, играл вечно проигрывающий Сет.
  
   Глухие намеки на это есть и в самой истории о затяжной, длившейся более 80 лет, судебной тяжбе Сета и Гора о наследстве Осириса. По всем правилам Гор выигрывал, но что-то ему все время мешало одержать окончательную победу. Говорят, что это что-то - тайная благосклонность верховного божества Сету.
  
   Сделаем еще один шаг вперед. Белый - цвет льняной одежды египетских жрецов. Религиозное преобладание Гора (и Нижнего Египта), означало преобладание жречества, как социальной структуры объединяющей страну в единое целое и сидящей на рычагах управления (в том числе и главным ресурсом - водой). Фараоны могли происходить (выбираться жрецами) их двух каст - жрецов и воинов, но выбранный из воинов царь всегда проходил процедуру посвящения и становился священником.
  
   Иными словами, "белые" - это священники, жрецы и, одновременно, бюрократы, чиновники, а "красные" - воины. "Красных" окончательно задвинули после того, как Египет потерпел ряд сокрушительных поражений (от ассирийцев и персов), и стало понятно, что военным путем ему никогда не добиться мировой гегемонии в силу фундаментальных причин, главная из которых - привязка к Нилу, великой реке, которая с одной стороны давала огромную силу, а с другой висела как пудовая гиря на шее, потому что требовала постоянных инфраструктурных затрат на строительство каналов и плотин и ежегодно грозила "малой водой" и голодом.
  
   В этом смысле религия Гора - религия смирения. Но смирения лицемерного, фальшивого, злокозненного. "Мы подчиняемся, чтобы властвовать". Сила жрецов была в контроле над рекой, а сам контроль (физический) был замаскирован густым религиозным туманом. Каким-нибудь Птолемеям было понятно, что жрецы - в сущности, паразиты. Но без этих паразитов нельзя было управлять рекой и страной, без них все моментально пришло бы в упадок. Поэтому приходилось договариваться. Причем на условиях "белых". А потом (будучи вроде бы всесильными царями и автократорами) долго царапаться у двери храма, чтобы быть допущенными к таинствам.
  
   Отсюда вывод - в египетской религии был темный подвал, населенный голодными крокодилами, смысл и цель которых не "спасение человеков", а еда.
  
   Можно вспомнить так же, что Исиде (Сотис) греки ставили в соответствие Афину (Софис). Если исходить из версии дохристианского происхождения храма Святой Софии в Константинополе, то посвящен он был скорее Исиде, чем Афине, то есть являлся храмом не греческого, а египетского культа.
  
   Как Александрия с Сераписом стала результатом встречи молодого греческого мира со старым и (как кажется) дряхлым миром египетским и попыткой их примирения и объединения на основе общей религии, так и Константинополь - компромиссом между Римом (уже задвинувшим когда-то сильных греков) и еще более старым и слабым (как кажется) Египтом.
  
   Причем выбор места для города (на границе Европы и Азии, примерно на равном удалении от Рима и Александрии) указывает на вес Египта в ранней Империи. Получается, что Египет был притворно старым и притворно слабым, и римляне (не смотря на все свои легионы) понимали его действительную силу и мощь (от нас скрытую), так что очень сильно уступили в сделке. Остается только выяснить природу нового культа, с помощью которого Рим пытался встроить Египет в свою структуру.
  
   Но вернемся к основной теме.
  
   Теперь прасины. "Пр" (pr) - многозначный корень, обозначающий дом, дворец, замок и т.д. От него же происходит фараон (pr ?3) или герой (pr ?). Со вторым корнем-слогом "син" возможны варианты: дети (šn), они (.sn - местоимение, означающее они, их, им и т.д.) или братья (sn). То есть получаются вполне осмысленные сочетания: дети царя (героя), их царь (они - царя), их герой (они - героя), их дом, дом братьев и т.д. То есть "прасины" - это братство, ясно обозначающее свою приверженность императору-фараону.
  
   С учетом того, что за редкими исключениями римские императоры, по крайней мере, до революции Северов, были покровителями "зеленых", неудивительно, что партия отвечала им взаимностью (хотя реально она была создана египтянами "под ключ" вместе с названием видимо при Августе).
  
   Идем дальше. Венеты. Бенет (bnt) - это у египтян обозначение сына бога Солнца (при этом b? - уважаемый - косвенно указывает на само солнечное божество). По-моему, неплохо. С учетом того, что "синие" часто проявляются как солярники-гелиогабалисты.
  
   Есть еще вариант: бененет (bnnt) - святилище Хонсу, то есть сокологолового бога Луны, который сопоставляется с одной стороны с Хором, а с другой с Шу - богом воздуха и солнечных лучей (и через него с Гераклом). Еще: b?n - тело воды (в небе) + ?t - дом = небесный дом воды (синие же посвящены небесам и воде). Ну и так далее.
  
   С левками немного сложнее. Звука "л" в египетском (как говорят филологи) нет, видимо вследствие ротацизма. Можно предположить, что первый слог "лев" - это r3w, т.е. слова (высказывания) или рты, а второй что-то вроде k3, т.е. дух или ??3, т.е. священник. Все вместе - слова (высказывания) духа (священника). Или как вариант: r? (рэ, солнце) + ??3, (священник) = священники солнца. "Белым" как раз подходит.
  
   Вырисовывается интересное противопоставление: получается, что "красные" и "зеленые" в религиозном отношении выступали как сторонники Исиды (красные) и Осириса (зеленые), то есть божеств подземного мира, отвечающих за таинства жизни и смерти, а "белые" и "синие" - как поклонники Хора, то есть лунно-солярного божества, умирающего и возрождающегося само из себя каждый день, месяц и год.
  
   У египтян мистерии Осириса и мистерии Гора, вроде бы никак не связанные и в чем-то даже противоречащие друг другу (потому что циклы солнца не соответствовали циклам Нила и его разливов, хотя годовая продолжительность циклов примерно совпадала, что и давало повод к объединению по принципу - две стороны одной медали), были тесно переплетены. В новом имперском культе римлян эти два направления были, видимо, специально разведены, и, неожиданно для авторов, выступили точкой сборки двух новых монотеистических культов.

 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com Е.Кариди "Сопровождающий"(Антиутопия) А.Завадская "Шторм Янтарной долины 2"(Уся (Wuxia)) К.Тумас "Ты не станешь злодеем!"(Любовное фэнтези) Е.Вострова "Канцелярия счастья: Академия Ненависти и Интриг"(Антиутопия) И.Иванова "Большие ожидания"(Научная фантастика) Л.Джейн "Чертоги разума. Книга 1. Изгнанник "(Антиутопия) Д.Маш "Золушка и демон"(Любовное фэнтези) Д.Дэвлин, "Особенности содержания небожителей"(Уся (Wuxia)) Д.Сугралинов "Дисгардиум 2. Инициал Спящих"(ЛитРПГ) А.Чарская "В плену его демонов"(Боевое фэнтези)
Связаться с программистом сайта.

НОВЫЕ КНИГИ АВТОРОВ СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Сирена иной реальности", И.Мартин "Твой последний шазам", С.Бакшеев "Предвидящая"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"