Бахтин Владислав: другие произведения.

Несколько неочевидных фактов о юлианском календаре

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Литературные конкурсы на Litnet. Переходи и читай!
Конкурсы романов на Author.Today

Конкурс фантрассказа Блэк-Джек-21
Поиск утраченного смысла. Загадка Лукоморья
Peклaмa
 Ваша оценка:


Несколько неочевидных фактов о юлианском календаре.

  
   Про юлианский календарь почему-то всегда забывают сказать главное - он привязан не к тропическому (солнечному) или сидерическому (звездному), а к сотическому году - периоду оборота Сириуса.
  
   Гелиакический (то есть первый перед утренней зарей после периода невидимости) восход этой звезды по старому стилю всегда приходится на одну и ту же дату - примерно 19 июля в Верхнем и 24 июля в Нижнем Египте.
  
   Известно, что Цезарь провел свою реформу с подачи александрийских (т.е. египетских) греков (Созиген). В 46 году до н.э. он добавил к текущему римскому году 67 дней между ноябрем и декабрем, так что год этот (с учетом добавленного еще ранее вставного месяца тринадцатого месяца - т.н. mensis intercalaris) длился 445 дней. Новый календарь начал действовать с 1 января следующего года.
  
   Интересный вопрос: а почему собственно Цезарь добавил именно 67 дней? Почему 1 января реформированного календаря пришлось именно на 1 января юлианского стиля? Вопрос неочевидный, но очень важный. Традиционный ответ на него: "чтобы восстановить соответствие календаря временам года".
  
   Но что изменилось бы, добавь он 66 или 68 дней? Юлианский календарь ведь не привязан точно к точкам солнцестояний или равноденствий, и что мешало начинать год самым коротким днем в году - что логично и удобно?
  
   Интуитивно понятно, что вводя новый календарь, Цезарь привязывался к какой-то религиозной египетской дате. Но какой?
  
   Попробуем разобраться.
  
   До сих пор египетский календарь используется в религиозных целях коптами и эфиопами. У тех и других 1 Тота (т.е. первый день первого месяца года) приходится на 29 августа (по юлианскому стилю).
  
   Копты применяют так называемую "александрийскую эру". Счет лет в ней идет с 284 г. н.э. - года воцарения Диоклетиана. При этом сама эта точка отсчета введена то ли в 312 году самим Константином, то ли в 325 году Никейским собором (при участии Константина).
  
   Эфиопы начинают отсчет в своем календаре с 8 года н.э. Этому есть пространные религиозные объяснения. Но интересно, что дата эта совпадает с годом введения "правильного" юлианского календаря, когда Август окончательно исправил "ошибку" римских жрецов с якобы слишком частными вставками високосов - 8 год н.э. стал первым "правильным" високосным годом.
  
   В египтологии, кстати, есть сакральная дата, на которой держится буквально вся хронология Древнего Египта: тринадцатый день до августовских календ (19 июля) 139 года. По утверждению римского писателя и эрудита Цензорина в этот день видимый утренний восход созвездия Пса (т.е. Сириуса) совпал с 1 Тота - египетским новым годом.
  
   Гражданский календарный год у египтян был плывущим, так как содержал только 365 дней без вставки дополнительного дня, и поэтому каждые четыре года смещался назад на один день относительно восхода Сириуса (19 июля юлианского календаря), который знаменовал наступление реального нового года.
  
   Совпадение блуждающего календаря с фактом происходило примерно раз в 1460 лет (т.н. сотический период, о котором сами египтяне почему-то не знали).
  
   Если исходить из того, что Цензорина прав, получается, что церковный календарь коптов и эфиопов, в котором 1 Тота приходится на 29 августа юлианского календаря, был введен тогда же, когда и официально юлианский календарь в римском Египте - в 26 году до н.э.
  
   Действительно: 1. (12 дней в июле + 29 дней в августе) х 4 = 164. 2. 139 - 164 = -25. Ну, почти.
  
   (В сторону: Хорошо. Но тогда причем здесь Диоклетиан и 284 год, от которого будто бы считают копты, если календарь их установлен Августом в 26 году до н.э.? И почему в 238 году, сразу после начала "кризиса 3-го века, Цензорин ссылался на блуждающий календарь, хотя в Египте якобы давным-давно был принят и действовал календарь неподвижный? Интересные же вопросы, да? Ау, историки!).
  
   Можно вспомнить еще так называемую "Эру Цезаря". Оказывается, ее использовали в Испании и Португалии, а так же в некоторых частях Северной Африки с 5 по 15 века. Отсчет начинался с 38 года до н.э. (новый год - 1 января). Почему? А якобы Цезарь Август как раз в 38 году ввел общий налог для всей империи и нанес римский мир на карту. Вот ведь как интересно.
  
   Здесь снова возникают вопросы:
  
   1. Почему этот календарь использовали с 5 века? Как бы немного не логично в 5 веке привязываться к правлению Августа, да еще помнить про какие-то введенные им налоги. Это все равно, как если бы сегодня в России ввели новое летоисчисление, ориентируясь на дату разделения Русского царства на земщину и опричнину Иваном Грозным.
  
   2. Почему год начала - 38, если по официальной версии он приходится не на принципат Августа, а на второй триумвират? И кто тогда вводил налоги в Испании? Секст Помпей?
  
   3. Про императора, введенные им общеимперские налоги, а так же связанный с этими налогами календарь, мы где то уже слышали. Диоклетиан и его индикты, нет? Видимо испанцы забыли, что был такой злобный император или чего-то там перепутали (500 лет как-никак прошло). Примерно как копты с Августом, только в другую сторону. Бывает же такое?
  
   (Так вот почитаешь официальную историю и невольно для себя уверуешь в версию Морозова, который писал, что Август и Константин - это одно лицо, только раздвоенное и разнесенное во времени. Интересно кто виноват в ошибке удвоения: копты или испанцы?)
  
   Идем дальше.
  
   Еще одним следствием юлианской реформы римского и египетского календарей стало то, что 4-й месяц сезона Ахет (Половодье) - Хойак (ka hr ka, душа за душой, название, связанное со священным быком Аписом) - почти совпал с римским декабрем: начинался 27 ноября и заканчивался 26 декабря.
  
   На Хойак приходился фестиваль Осириса, связанный с окончанием разлива Нила и подготовкой к предстоящему севу зерна. Мистерии начинались в 12 день месяца и достигали кульминации к его окончанию. (Кстати, знаменитый круглый дендерский зодиак как раз находится в часовне Осириса, на стенах которой подробно описан ритуал этого религиозного празднования, и, следовательно, сам зодиак - лишь какой-то непонятый фрагмент этого фестиваля.)
  
   Части тела убитого и расчлененного жестоким врагом бога, число которых было равно числу египетских номов, собирались со всех концов страны вместе в дендерской часовне ("золотом доме") для совершения мистерий воскрешения. Оживающий бог символизировал (увы, здесь пошлый символизм, бичуемый Плутархом) прорастающее зерно и единство Египта.
  
   Великое таинство совершалось в 29 день месяца.
  
   По странному стечению обстоятельств, обеспеченному волей Цезаря, 29 день месяца Хойак соответствовал 25 декабря юлианского календаря. А это, как известно, одновременно день: солнцестояния, рождения Гарпократа (по Плутарху), Dies Natalis Solis Invicti и рождества Христова.
  
   Вот так.
  
   Юлианская реформа календаря связала воедино египетский и римский солярный культы (хотя первый, в осирианской части, был привязан скорее не к солнцу, а к Нилу, но закрепление сдвинутых дат позволяло не замечать этого обстоятельства, кроме того у египтян была еще вторая линия мифа: Гор - Сет, которая как раз проходила по солярному ведомству, и своей кульминацией так же налегала на 25 декабря).
  
   Цезарь намеренно подогнал начало римского нового года так, чтобы 25 декабря в его календаре всегда совпадало с 29 днем месяца Хойак.
  
   (Здесь мы незаметно подходим к теме египетского митраизма, но об этом как-нибудь в другой раз).
  
   Ну и в заключение можно сказать, что до григорианских изменений Европа (а православные церкви и до сих пор) календарно была привязана к религиозному египетскому циклу (в котором гелиакический восход Сириуса - одно из важнейших событий). Новый стиль - это разрыв с Египтом, отход от египетского аква-солярного дуализма (про который фактически уже забыли и не понимали его смысла), представленного парой Осирис - Гор, к чисто солярному культу.
  

 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com Л.Лэй "Над Синим Небом"(Научная фантастика) В.Кретов "Легенда 5, Война богов"(ЛитРПГ) А.Кутищев "Мультикласс "Турнир""(ЛитРПГ) Т.Май "Светлая для тёмного"(Любовное фэнтези) С.Эл "Телохранитель для убийцы"(Боевик) К.Юраш "Процент человечности"(Антиутопия) Д.Сугралинов "Дисгардиум 3. Чумной мор"(ЛитРПГ) А.Светлый "Сфера 5: Башня Видящих"(Уся (Wuxia)) М.Атаманов "Искажающие реальность"(Боевая фантастика) В.Коломеец "Колонизация"(Боевик)
Связаться с программистом сайта.

НОВЫЕ КНИГИ АВТОРОВ СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Сирена иной реальности", И.Мартин "Твой последний шазам", С.Бакшеев "Предвидящая"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"