Бахтин Владислав: другие произведения.

О римском митраизме

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Литературные конкурсы на Litnet. Переходи и читай!
Конкурсы романов на Author.Today

Конкурс фантрассказа Блэк-Джек-21
Поиск утраченного смысла. Загадка Лукоморья
Peклaмa
Оценка: 6.00*3  Ваша оценка:


О римском митраизме.

  

1.

  
   Немного почитал по теме римского митраизма, конечно очень поверхностно и вскользь, но все же.
  
   Я, безусловный профан в древней истории, в свое время думал, что Галковский все-таки шутит и преувеличивает, когда пишет о показном не интересе историков к подлинной античности и ее материальным останкам.
  
   А тут порылся немного в этой очень узкой и вроде бы частной теме, и стало как-то грустновато. Честно говоря, не ожидал такого. Все-таки на дворе 21 век, интернет, то се.
  
   Собственно история изучения митраизма, если прочитать ее так, как она излагается в Википедии, уже выглядит как анекдот.
  
   Научный интерес к вопросу возник в начале 20 века (уже смешно), но тут же был закрыт гениальной основополагающей работой выдающегося историка, который (при полном отсутствии каких-либо вменяемых и аутентичных письменных источников) разложил весь митраизм по полочкам, причем так хорошо разложил, что ни у кого никаких вопросов не осталось. Вообще. Человек буквально закрыл собой тему.
  
   В 70-е годы вопросы вроде бы снова возникли, но какие-то детские и несерьезные, на уровне: товарищи, вот на фреске вроде как знаки зодиака нарисованы, к чему бы это? Или, а вот животные на картинке вроде бы перекликаются с именами небесных созвездий, нет ли тут какого-то намека?
  
   Причем знаки зодиака и созвездия видели не все. У некоторых историков случилась выборочная слепота, которая породила прямо таки кафкианские дискуссии между теми, кто частично прозрел и теми, кто остался в тени единственно верного учения (выдающийся историк, как можно догадаться, астрологических антинаучных намеков не признавал и не видел).
  
   Забавный пример подобной слепоты можно наблюдать в статье (кстати, очень недавней) одного российского исследователя, который на голубом глазу утверждает, что митраизм настолько мужская религия, что на изображениях, связанных с ним, нет ну буквально ни одного женского образа. Буквально. Ни одного.
  
   Причем в этой же статье он описывает фреску, на которой нарисована (в паре с солнцем) огромная женщина-луна (довольно частый гость на митраистских иконах). Но он ее не видит. Всех и всё описал, а луны нет. Луну забыли. Обидно, да.
  
   21 век. Интернет. А у историка значит, руки дрожат. Глаза слезятся. Чтобы чего лишнего не увидеть. А то мало ли. Всякое ведь в жизни бывает. А митраизм такой митраизм.
  
   Как мне кажется, ключи от митраистского мифа можно найти, если воспользоваться двумя гипотезами:
  
   1. Догадкой Морозова о том, что христианские книги в той или иной мере представляют собой зашифрованные астрологические сообщения.
  
   2. Версией Галковского, что христианство этот карго-культ митраизма.
  
   То есть вполне возможно, что "Откровение Иоанна Богослова" это митраистский текст, астрологическую суть которого, спрятанную за довольно грубыми символами, христиане не могли понять, а потому, что называется, забивали гвозди микроскопом.

2.

  
   Primus et hic aries astrictius ordine currit.
  
   В свое время (уже во второй половине 20 века) эта невинная фраза, вероятностная реконструкция сильно поврежденной записи со стены римского митреума, вызвала бурю в стакане воды научного митраизма.
  
   Митра? Агнец? Да, вы с ума сошли! Этого не может быть! Кощунство то какое! Святотатство!
  
   Надо понимать, что любая публикация о митраизме даже сейчас и даже в странах просвещенного либерализма в той или иной степени содержит ложь и постыдные умолчания. Большинство работ сводится к простому описанию уведенного, на уровне: в центре фрески Митра в красном фригийском колпаке в красных шароварах и сапогах держит в руке нож, которым закалывает быка.
  
   Собственно это бессмысленное механическое каталогизирование и есть научный митраизм, который боится отойти хотя бы на шаг от этой безопасной колеи, чтобы не впасть в кощунство.
  
   Ибо страшно, страшно...
  
   Что такое митраизм люди, наверное, узнают. Лет через 100 или 200. Жаль только жить в эту пору чудесную...
  
   Так как я не историк и, в общем, пишу фэнтезийный комментарий к одному научно-фантастическому рассказу ("Святочный рассказ N 4" Д.Е. Галковского), то по мере сил попытаюсь вписать римский митраизм (опять-таки фэнтезийный, если что, я предупредил) в рамки предложенного сюжета. Не более.
  
   Первое что бросается в глаза непредвзятому наблюдателю (сцену тавроктонии пока опустим) - искусственный характер этой религии.
  
   Историки так и пишут: да, митраизм был очень тесно связан с легионами, да, в разных частях империи вдруг, как по свистку, возникли одинаковые митреумы, выполненные по одному плану с одним и тем же набором скульптур и фресок, описывающих один и тот же миф. Но вот откуда взялся сам митраизм - историкам непонятно. Загадка.
  
   А что тут не понятного? Поступил приказ в войска - открыть митреумы. Их и открыли. Вот и все.
  
   Ничего другого в настоящей армии и не может быть. Сказку про то, что внутри легионов могла сама собой зародиться некая тайная секта, на которую никто не обращал внимания (ну подумаешь, солдаты вместо несения службы на молитвы бегают, собираются тайно и шушукаются о чем-то помимо командиров, ерунда какая) можно оставить на совести историков.
  
   Следовательно, митраизм изначально был (с современной точки зрения) некой социальной технологией намеренно и по плану внедренной в римскую армию для поднятия ее эффективности путем промывки мозгов простым солдатам.
  
   Здесь нужно сделать небольшое отступление.
  
   Одним из табу современного научного митраизма являются его египетские (шире - семитские) корни. При этом само египетское общество сейчас понимается не совсем верно, через искажающую призму современного государства.
  
   Что такое это было на самом деле, как ни странно, довольно хорошо описал Федор Михайлович в "Братьях Карамазовых": "если бы все общество обратилось лишь в церковь, то не только суд церкви повлиял бы на исправление преступника так, как никогда не влияет ныне, но может быть и вправду самые преступления уменьшились бы в невероятную долю. Сие и буди, буди!"
  
   Рекомендую, кстати, перечитать всю эту главку романа целиком, держа в уме именно древний Египет с его фараонами и пирамидами, как чаемую цель старца и отца Паисия, многое про Федора Михайловича, его христианство, да и вообще последующую русскую историю, станет понятным.
  
   Египетское общество вероятнее всего являлось (опять же в современных терминах) закрытой сектой (церковью), в котором выполнение любых (в том числе хозяйственных и личных) действий строго регламентировалось и имело сакральный характер.
  
   Крестьянин, выходя в поле, чтобы посеять пшеницу совершал ритуальное действие в рамках единого культа. И он не мог не выйти на работу, потому что его отказ был равносилен покушению на волю богов.
  
   Из самой секты нельзя было выйти, потому что секта была всем вокруг.
  
   Невыполнение приказа вычеркивало человека из общества. А это тогда было, наверное, даже страшнее чем сама смерть (хороший, кстати, сюжет для фантастического рассказа: те, кого нет, потому что их вычеркнули из списка живых и в упор не видят).
  
   Люди были сведены до уровня зацикленных на работе муравьев (роботов), что давало определенную степень устойчивости всему египетскому муравейнику, жизнь которого зависела от частых капризов природы, и позволяло ему хоть как-то сохраняться в периоды неурожаев.
  
   Прагматичные римляне восприняли египетскую технологию управления именно как технологию и увидели грандиозные возможности ее применения.
  
   Легион так же был закрытым (по большей части) обществом с жесткой иерархией, жизнь которого зависела от точного и неукоснительного выполнения приказов подчиненными в период войны, да и мира.
  
   Привитый митраизм делал из легиона религиозный орден, где все действия солдат имели сакральный смысл, а невыполнение приказа, кроме позорной казни здесь, перечеркивало надежду на спасение там, в загробном мире.
  
   Естественно, что ключи от митраизма на первой стадии находились у имперского командования и нобилитета. Перепаивая мозги солдатам, сами командиры оставались, насколько это возможно, трезвыми.
  
   Эффективность полученной системы можно увидеть, взглянув на карту имперских завоеваний от времен Помпея и Цезаря до краха III века.
  
   (Кстати сейчас в прямом эфире что-то подобное можно наблюдать на Украине, где известная секта с известными целями насильно сверху внедряется в органы государственного управления. Бедные украинцы даже не представляют к чему их готовят и что их ждет впереди).
  
   Фатальная ошибка заключалась в том, что римляне не учли отличий легиона от египетского общества. Из Египта человеку уйти было некуда, Египет, как праздник, был всегда с ним. А солдат после определенного срока службы становился ветераном и уходил в отставку. С перепаянными мозгами. И придя домой, видел вокруг себя только митраизм, митраизм и ничего кроме митраизма.
  
   Так легионы невольно оказались рассадником заразы.
  
   Проблема заключалась в том, что внутри римского общества очень быстро создалась параллельная легионной структуре новая церковная иерархия, которая управлялась уже отнюдь не аристократами.
  
   Это давало возможность для стороннего манипулирования легионами, так как изнутри секты было непонятно, чем приказ одного папы пап (титул главы секты в регионе), поступивший по официальным каналам империи, отличался от приказа другого папы пап, поступившего тайно.
  
   Солдаты стали назначать императоров. Хвост завилял собакой. Но так как в хвосте ума не слишком много, это привело к закономерным последствиям.
  
   Так митраизм за 200 лет съел империю.
  
   Здесь следует учесть версию Морозова о намеренном удвоении поздней римской истории. То, что называется кризисом III века, и было, скорее всего, окончательным крахом. А все, что якобы произошло позднее, это христианская версия истории имперского Рима, в которой христианство нужно заменять на митраизм, да и то с оговорками.
  

3.

  
   Второе, что может заметить непредвзятый наблюдатель это пронизанность митраизма идеей цикличности.
  
   Искусственный характер религии и должен предполагать наличие в ее центре искусственного головного мифа, скроенного по определенным рациональным лекалам, достаточным для того, чтобы снести голову неподготовленному пользователю, посвященному в таинства.
  
   Видимых и понятных циклов два: смена дня и ночи (солнце и луна - постоянно присутствуют митраистских иконах) и смена времен года (представленная знаками зодиака и людьми, символизирующими весну, лето, осень и зиму).
  
   Третий цикл неочевиден.
  
   Есть остроумная версия, к которой склоняюсь и я, что тавроктония это символ смены созвездий в ходе прецессии равноденствий. Последняя была открыта Гиппархом во II веке до н.э. и, якобы, настолько потрясла воображение людей того времени фактом движения неподвижного, как считалось ранее, космоса, что они изобрели Митру, как великого бога приводящего в движение саму вселенную. В этой версии бык в тавроктонии - это созвездие быка, Митра - созвездие Персея, находящееся прямо над быком.
  
   (Отсюда, кстати, понятно, почему агнец следует первым).
  
   Итак, цикличность - это основа митраизма.
  
   Теперь можно попробовать на основе стабильно повторяющихся сюжетов митраистских икон воспроизвести общую канву мифа.
  
   1. Конфликт.
  
   Неясная ссора между двумя неясными персонажами (первобогами?). Поражение и падение одного из них. Нарушение равновесия и рождение материи и видимого мира как следствие поражения и несправедливости (мести?). Сам новый мир пока мертв, темен и неподвижен. Солнце если и есть, то не имеет света, навечно застыв в точке весеннего равноденствия в созвездии быка.
  
   2. Рождение Митры.
  
   Несправедливость требует ответа. Этот ответ - Митра. Он подобен платоновскому богу смерти, который светит из будущего, позволяя видеть настоящую суть вещей. Он свет и то, благодаря чему свет может быть виден. Цель его рождения - привести мир к потерянному равновесию, восстановив нарушенную справедливость.
  
   3. Охота, похищение и убийство быка.
  
   Митра столь могущественен, что запускает движение вселенной в виде трех циклов, а так же маятник жизни и смерти.
  
   Вероятно, это стоило Митре бессмертия и власти, так как третий цикл требует его заката - солнце смерти принесло себя в жертву будущей новой жизни в идеальном мире.
  
   4. Рождение солнца как Солнца.
  
   Солнце нашего мира получает от Митры силу и свет, но в обмен должно умирать каждую ночь, чтобы утром возрождаться.
  
   5. Восхождение Митры и Солнца на небо.
  
   6. Пир Митры и Солнца на туше убитого быка.
  
   7. Третий цикл предполагает наступление долгой зимы и ночи мира (апокалипсиса, когда в ходе прецессии весна будет начинаться стоянием солнца в созвездии скорпиона) и последующего возрождения в новом идеальном платоновском мире идей.
  
   Et nos servasti eternali sanguine fuso.
  
  
  

Оценка: 6.00*3  Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com А.Ефремов "История Бессмертного-4. Конец эпохи"(ЛитРПГ) В.Лесневская "Жена Командира. Непокорная"(Постапокалипсис) А.Вильде "Джеральдина"(Киберпанк) К.Федоров "Имперское наследство. Вольный стрелок"(Боевая фантастика) А.Найт "Наперегонки со смертью"(Боевик) Т.Май "Светлая для тёмного 2"(Любовное фэнтези) В.Кретов "Легенда 4, Вторжение"(ЛитРПГ) Д.Сугралинов "99 мир — 2. Север"(Боевая фантастика) М.Атаманов "Альянс Неудачников-2. На службе Фараона"(ЛитРПГ) В.Чернованова "Попала, или Жена для тирана"(Любовное фэнтези)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
И.Мартин "Твой последний шазам" С.Лыжина "Последние дни Константинополя.Ромеи и турки" С.Бакшеев "Предвидящая"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"