Бахтин Владислав: другие произведения.

Штрихи к портрету А.Г. Сарафанова ("Старший сын" А. Вампилова)

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Литературные конкурсы на Litnet. Переходи и читай!
Конкурсы романов на Author.Today

Конкурс фантрассказа Блэк-Джек-21
Поиск утраченного смысла. Загадка Лукоморья
Peклaмa
 Ваша оценка:


Штрихи к портрету А.Г. Сарафанова

("Старший сын" А. Вампилова)

Пустячок.

  
   Единственная, почти чеховская, деталь, которая придает плоской как стол комедии Вампилова хоть какую-то глубину и объем, и, в общем, спасает эту довольно слабую пьесу - табакерка, подаренная стариком Сарафановым своему новообретенному "сыну".
  
   "САРАФАНОВ. Вот, сынок. Это пустячок, серебряная табакерка, но дело в том, что в нашей семье она всегда принадлежала старшему сыну. Еще прадед передал ее моему деду, а ко мне она попала от твоего деда - моего отца. Теперь она твоя".
  
   В стране с исковерканным вдоль и поперек прошлым (по сюжету действие происходит чуть ли не сразу после закрытия Гулага) милый "пустячок", за которым стоят сто с лишним лет непрерывной истории рода, подсказывает, что Сарафанов происходит из "бывших людей", причем не простых, уровня мелкого чиновника или офицера, а особенных бывших - Хозяев.
  
   "САРАФАНОВ. Нет-нет, здесь, в этом городе, у меня все, я здесь родился и...".
  
   А что собственно "и..."?
  
   Попробуем разглядеть то, что скрывается за многоточием.
  
   Табакерка, ставшая символом рода, первоначально вероятнее всего была императорским (Николая I) подарком прадеду Сарафанова за усердие в делах службы.
  
   Знак высочайшей милости, выделивший его среди прочих, открыл путь к успеху. Со временем он и его потомки выдвинулись на первые роли в неназванном губернском городе, став чем-то вроде местных нобилей.
  
   Связь с промышленным предместьем намекает на деловую сферу их деятельности (завод или железная дорога).
  
   Вероятнее всего, прадед Сарафанова и основал то Ново-Мыльниково, в котором происходит действие пьесы.
  
   В такой-то удачливой семье, когда-то отмеченной самим государем и древними богами, родился за несколько лет до Катастрофы Андрюша Сарафанов.
  

Блаженный.

  
   Как же смог жить и даже выжить в молодом и голодном до крови Советском государстве потомок "бывших людей" и сам "бывший человек" Андрей Григорьевич Сарафанов?
  
   Папашу его, скорее всего, шлепнули вначале 20-х или сгноили тогда же на Соловках (правда, органы не доглядели, и гнида успела как-то тайком передать сыну серебряную табакерку, а может быть даже и сказать какие-то напутственные слова).
  
   К 30-му году должны были подмести самого Андрея Григорьевича (благо уже подходил по возрасту). Но нет.
  
   31? 32?? 33??? 34???? 35????? 36?????? 37???????
  
   Да что же это такое? Сарафанов остался жив и даже пережил Войну?
  
   Как же так? Где справедливость? Где закон? Где карающий меч советского правосудия?
  
   Ответ подсказала его жена: "блаженный".
  
   Андрей Григорьевич был умным человеком (да и папа, видимо, в напутственном тайном слове кое-что подсказал) и выбрал правильную стратегию поведения, сохранившую ему жизнь (по крайней мере, в пьесе, в реальной жизни все, к сожалению, было бы куда прозаичнее и страшнее).
  
   Для органов настоящий, так сказать качественный "бывший" при правильном использовании оказывался настоящим подарком судьбы.
  
   Выпущенный (под наблюдением) на волю, "объект" по естественным причинам обрастал различными знакомствами, создавая тем самым готовый скелет будущего "контрреволюционного заговора".
  
   Оставалось только дождаться случая, чтобы взять по спискам всех "зачумленных" связями с ним.
  
   И чем общительнее был "объект", тем больше у него оказывалось несчастных знакомых, которых он подставлял просто фактом своего бытия.
  
   Понимая это, Андрей Григорьевич надел маску "лунария" и свел до минимума все контакты с живыми людьми, окружив себя безвоздушным и бездушным пузырем "призвания к музыке".
  
   Пока оставалась надежда, что это у него возрастное, что со временем человек войдет в ум, остепениться, займется делом, заведет семью, друзей, знакомых и, наконец, даст долгожданный повод к внеочередным званиям и наградам, Сарафанова (там) не трогали и терпели.
  
   Потом (там) подмели самих ждущих. Дальше - война. Победа. Обманчивый вкус свободы.
  
   Здесь Сарафанов слегка расслабился и позволил себе семью и детей.
  
   Ледяной купол раскрылся, впустив в себя новых людей.
  
   Правда жена не выдержала космического вакуума, окружавшего семью, и быстро сбежала, но это было и к лучшему - меньше зацепок (там).
  
   В конце концов, маска приросла к лицу, и нельзя уже было разобрать, где тот (настоящий и живой) Андрей Григорьевич, а где этот.
  
   Таким его и застал Бусыгин.
  

Печать греха.

  
   В настоящих детях Сарафанова поражает какая-то нарочитая неправильность поведения, которую сами они, да и их отец считают вполне естественной и даже необходимой в их обстоятельствах.
  
   Действительно, куда же еще податься домашнему мальчику Васеньке после школы, а лучше даже не закончив ее, кроме как на лесоповал, к "старшим товарищам", которые "помогут" и "научат"?
  
   Или как умной и красивой девушке не лечь под первого встречного в форме, не бросить ради него все, и не уехать с ним на Сахалин, даже не расписавшись?
  
   Притягательная романтика абсурда.
  
   Проблема в том, что на детях Сарафанова лежит та же печать первородного греха, что и на отце.
  
   Они - "бывшие", в анкетах которых, так нежно любимых советской властью, в нужном месте стоит нужная отметка - крестик, перечеркивающий (как им и особенно их отцу с его опытом кажется) надежды на нормальную жизнь.
  
   Блаженный N 2 Васенька не поступит в университет, потому что его туда не примут, а если примут, то сделают стукачом (советская власть тебе, недобиток, шанс дала - отработай), а если не сделают, так посадят.
  
   Поэтому Васенька должен сам, забегая вперед, добровольно уехать в тайгу (к "ребятам") и искупать там свое происхождение потом и кровью.
  
   Нина должна оставить глупые надежды получить хорошую профессию или мужа, потому что в институт ее так же не возьмут, а на потенциального супруга ляжет пятно, которое не позволит ему сделать советскую карьеру.
  
   Поэтому Нина должна обмануть будущего мужа (лучше военного или кого-то наподобие), скрыв от него некоторые детали своей биографии. А свадьбу перенести на Сахалин, где, может быть, никто не знает и не узнает, а если и узнает, то деваться будет уже некуда, потому что Сахалин, а потом будь что будет, авось кривая вывезет.
  
   Получается, что чудом уцелевшие дети культурных и образованных дореволюционных русских (и это авторский взгляд Вампилова) - конченные и безнадежные, тупиковая ветвь эволюции, которая не может дать плода без посторонней помощи, без простого советского человека, не обремененного дурной наследственностью, которому в его широте все равно кто перед ним - граф или мусорщик, сын врага народа или дочь пламенного революционера.
  
   Встречайте и хлопайте!
  
   Deus ex machina: Бусыгин.
  

Утопия.

  
   Собственно "Старший сын" это такая зашифрованная советская натуралистическая драма о встрече старого и нового русского мира, но вывернутая наизнанку.
  
   Хилого, почти загибающегося интеллигентного рохлю с плохой наследственностью берет на буксир смекалистый нагловатый деревенский здоровяк с пудовыми кулаками и широкой белозубой улыбкой: "Не дрейфь, папаша, прорвемся".
  
   Блудный сын, наконец, нашел своего папу.
  
   И впереди их ждет прекрасное будущее, где ум и культура одного, соединенная со здоровьем и природной силой другого пробьют щель в советской реальности, идеологическая скорлупа треснет, и все увидят прекрасную обновленную Россию, и, конечно же, ахнут, обомлев.
  
   По Вампилову выходит, что детдомовец Бусыгин, случайно встретивший Сарафанова, это и есть тот русский человек в его развитии, который Пушкин через 200 лет после Гоголя.
  
   Но это был мираж очень наивного человека.
  
   Встреча естественно не состоялась.
  
   Бусыгин как-то сам собой по ходу вещей превратился в Зилова, с водкой и нелепыми фантазиями о себе.
  
   А потом пьяный по глупости утонул на рыбалке.
  
   Русский реализм.
  
   Сюжет для небольшого рассказа.
  

 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com Н.Любимка "Долг феникса. Академия Хилт"(Любовное фэнтези) В.Чернованова "Попала, или Жена для тирана - 2"(Любовное фэнтези) А.Завадская "Рейд на Селену"(Киберпанк) М.Атаманов "Искажающие реальность-2"(ЛитРПГ) И.Головань "Десять тысяч стилей. Книга третья"(Уся (Wuxia)) Л.Лэй "Над Синим Небом"(Научная фантастика) В.Кретов "Легенда 5, Война богов"(ЛитРПГ) А.Кутищев "Мультикласс "Турнир""(ЛитРПГ) Т.Май "Светлая для тёмного"(Любовное фэнтези) С.Эл "Телохранитель для убийцы"(Боевик)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
И.Мартин "Твой последний шазам" С.Лыжина "Последние дни Константинополя.Ромеи и турки" С.Бакшеев "Предвидящая"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"