Бахтин Владислав: другие произведения.

Темное место ("Гедда Габлер" Ибсена)

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Литературные конкурсы на Litnet. Переходи и читай!
Конкурсы романов на Author.Today

Конкурс фантрассказа Блэк-Джек-21
Поиск утраченного смысла. Загадка Лукоморья
Peклaмa
 Ваша оценка:


Темное место

("Гедда" Ибсена)

1.

   В ибсеновской "Гедде" есть одно место - темнее прочих.
  
   Критики почему-то обходят его стороной и не проясняют, хотя в нем, если подумать, лежит ключ к финальной сцене (да и нужно быть патентованным ослом, чтобы подумать, что причина самоубийства Гедды - асессор Бракк с его нелепой паутиной).
  
   Вот оно:
  
   "Гедда. А я труслива. (Слегка наклоняется к нему, не глядя ему в глаза, и говорит вполголоса.) Теперь я хочу открыть вам... кое-что.
  
   Левборг (напряженно). Ну?
  
   Гедда. Я не посмела застрелить вас тогда...
  
   Левборг. Ну?!
  
   Гедда. Но не в этом сильнее всего сказалась моя трусость... в тот вечер.
  
   Левборг (смотрит на нее с минуту и, поняв, шепчет страстно). О Гедда, Гедда Габлер! Я улавливаю теперь тайную подкладку нашего товарищества! Ты и я! Значит, и в тебе говорила страсть...
  
   Гедда (обдавая его холодным, острым взглядом, тихо). Берегитесь! Не воображайте ничего такого!"
  
   Чего же она испугалась тогда, в тот вечер в далеком прошлом, о чем нельзя вообразить себе ничего такого?
  
   Сама сцена произошла примерно за шесть лет до основного действия пьесы в кругу следующих обстоятельств.
  
   С одной стороны непризнанный норвежский гений Левборг, предающийся черному кутежу и разврату, одновременно пытающийся соблазнить невинную (как ему кажется) девушку - дочь генерала Габлера.
  
   Неожиданно (для него) оказывается, что девочка не глупа и жаждет острых интеллектуальных приключений (на грани фола).
  
   Циничный (как он про себя думает) Левборг открывает ей истинную подкладку буржуазного мира.
  
   В ответ - расширенные глаза, горячие влажные губы и частое неспокойное дыхание.
  
   Кажется, что цель близка, и уже можно попробовать залезть ей под юбку.
  
   Но тут Гедда неожиданно показывает жало (в виде папиного пистолета)... Левборг ошибся.
  
   Или чего-то недопонял.
  
   С другой стороны скучающая Гедда из самого высшего света унылого провинциального города унылой провинциальной Норвегии, у которой маменька давно умерла, а папенька глуп и не любопытен.
  
   Свободы столько, что можно попробовать все. Она и попробовала до чего могла дотянуться.
  
   Послевкусие - смертная скука.
  
   И тут - непризнанный Левборг. Пьяненький, грязненький, увитый листвой винограда гений слова с козлиными ногами и запахом перегара.
  
   Кого она увидела в нем (точнее за ним, он своей неуместной похотью только оскорблял чудесное прозрение) и кем соблазнилась?
  
   Старшего Диониса, бога из мира теней.
  
   Гедда ведь убить себя хотела.
  
   Тогда перед слепым Левборгом она струсила. А потом через шесть лет набралась смелости (или ненависти, или скуки) и сделала то, что должна была сделать.
  
   Так о чем получается пьеса-то?
  

2.

  
   Как-то вдруг неожиданно оказалось, что сюжеты "Гедды" и "Лабиринта фавна" Дель Торро имеют нечто общее: девушка, сатир, таинственный невидимый бог, присутствие которого обозначено лишь намеками, добровольная жертва.
  
   Можно заметить, что Ибсен - левый, причем такой, каких сейчас не делают. Перевелись.
  
   Вот рафинированный пример (http://russianinterest.ru/mantsov) современного интеллектуального левака: бу-бу-бу... буржуазная семья... бу-бу-бу... ад... бу-бу-бу... насилие... бу-бу-бу... надо разрушить... бу-бу-бу... деконструкция...бу-бу-бу... свобода...
  
   Это все пишется на полном серьезе через 150 лет после "Норы".
  
   Чем бы ему ответил Ибсен?
  
   "Геддой Габлер".
  
   Убей себя об стену.
  
   Это единственный подлинный акт подлинной деконструкции, приводящий к подлинной свободе.
  
   Свободе в совершенстве смерти.
  
   Проблема не в буржуазной семье, буржуазной эксплуатации, гомофобии или расизме.
  
   Проблема в человеке.
  
   Вырваться из платоновской пещеры можно. Но только в одну сторону. В царство Аида.
  
   Об этом весь поздний Ибсен (что лучше: символический социализм или социалистический символизм?)
  
   Кстати, вирус (исходный) в "Святочном рассказе N 4" Галковского это ведь платоновский Логос, огонь совершенного разума, выжигающий все вокруг себя, и порождающий химеры, типа митраизма или социализма, для эффективной утилизации несовершенных живых.
  

3.

  
   В "Федоне" есть замечательное место:
  
   "Сократ: Скажи, как мы рассудим: смерть есть нечто?
  
   Симмий: Да, конечно".
  
   Замечу, что речь ведется не о смерти вообще (чужой, посторонней, наблюдаемой), но о своей собственной.
  
   Какая соблазнительная мысль. Ничто (свое) это нечто. Вещь, с которой можно работать. Объект. Предмет. Материал.
  
   И без каких-либо возражений. "Да, конечно". И все. Диалог покатился дальше в уже навечно закругленном, зацикленном мире (к вопросу о вирусе).
  
   Ничто как нечто - это и есть сердце левого мифа, фундамент безусловной "справедливости" на котором все строится.
  
   Для Ибсена бессмысленная (как может показаться со стороны) смерть Гедды - оптимистическая трагедия, потому что та, несмотря на естественный ужас, поступила правильно, в полном соответствии с каноном, ответив на поставленный перед ней вопрос: "Да, конечно".
  
   Она выбрала смерть так, как другие выбирают перчатки.
  
   И в этом ее выборе открывается торжество тайной истины.
  
   Смерть есть нечто.
  
   The thing (если вы понимаете, о чем я).
  
   Возникает вопрос, а можно ли вообще найти хоть что-то правое в нашем левом мире, обреченном на новую смерть в кругу вечного возвращения одного и того же?
  
  
  

 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com Н.Любимка "Долг феникса. Академия Хилт"(Любовное фэнтези) В.Чернованова "Попала, или Жена для тирана - 2"(Любовное фэнтези) А.Завадская "Рейд на Селену"(Киберпанк) М.Атаманов "Искажающие реальность-2"(ЛитРПГ) И.Головань "Десять тысяч стилей. Книга третья"(Уся (Wuxia)) Л.Лэй "Над Синим Небом"(Научная фантастика) В.Кретов "Легенда 5, Война богов"(ЛитРПГ) А.Кутищев "Мультикласс "Турнир""(ЛитРПГ) Т.Май "Светлая для тёмного"(Любовное фэнтези) С.Эл "Телохранитель для убийцы"(Боевик)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
И.Мартин "Твой последний шазам" С.Лыжина "Последние дни Константинополя.Ромеи и турки" С.Бакшеев "Предвидящая"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"