Бахтин Владислав: другие произведения.

Три пьесы и занавес (короткое замечание к "Золотому ключику" А. Толстого)

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Ссылки:
Литературные конкурсы на Litnet. Переходи и читай!
Конкурсы романов на Author.Today

Конкурс фантрассказа Блэк-Джек-21
Поиск утраченного смысла. Загадка Лукоморья
Ссылки
 Ваша оценка:


Три пьесы и занавес

(короткое замечание к "Золотому ключику" А. Толстого)

  

Мейерхольд []

  
   "Широкие лучи с танцующими в них пылинками освещали круглую комнату из желтоватого мрамора. Посреди нее стоял чудной красоты кукольный театр. На занавесе его блестел золотой зигзаг молнии".
  
   Давно известно, что занавес толстовского кукольного театра намекал на мхатовскую эмблему, и, следовательно, золотой ключик - был ключиком от МХАТа.
  
   Но что за таинственные спектакли были сыграны заводной игрушкой, после того как занавес поднялся?
  
   Сад. Африка. Город.
  
   Это ведь прямой намек на три чеховские пьесы.
  
   С садом понятно.
  
   Африка - это "Дядя Ваня" (смешная карта на стене и реплика Астрова).
  
   Город - Москва, в которую так жаждали попасть три сестры.
  
   Ну а сам зигзаг молнии - "Чайка".
  
   Тут следует заметить, что декорации пьесы "33 подзатыльника", на которую в самом начале сказки попал Буратино: на маленькой сцене справа и слева стояли картонные деревья, над ними висел фонарь в виде луны и отражался в кусочке зеркала - треплевские.
  
   Здесь толстовская издевка: в 35 году (год написания "Буратины") был чеховский юбилей, о котором "самый чеховский" театр страны с подачи конформиста Немировича "забыл".
  
   Вместо "Чайки" в МХАТе поставили горьковскую муру о революции. А Чехова демонстративно поставили в игнор: мол, не знаем такого.
  
   Зато отметился Мейерхольд издевательскими "33 обмороками".
  
   Слепок театральной жизни середины 30-х: революционные мейерхольдовские клоуны кривляются в пустых декорациях всеми забытой "Чайки".
  
   Получается, что золотой ключик не просто от МХАТа (то есть мертвого театра 30-х - лягушачьего болота тетки Тортиллы - Станиславского), а от того, который остался где-то в прошлом, и ключи от которого были давно потеряны: молодого и дерзкого, живого, чеховского.
  

Станиславский []

Зеленая ряска на поверхности пруда заколебалась, и появилась большая,

страшная змеиная голова... Но это была не змея. Это была никому не страшная, пожилая черепаха Тортила с подслеповатыми глазами.

  
  
   Ау, Мисюсь, где ты?
  
   Действие в "Буратине" построено по двухчастной (как минимум) схеме: непосредственное действие происходит в песочнице какого-то большого мира по сценарию и под наблюдением взрослых (и скрытых) антагонистов.
  
   Перед нами представление, спектакль, в котором вперемешку заняты куклы и люди (кривляющиеся актеры).
  
   Причем рассказ (как бы) ведется от лица деревянного болвана, который (как бы) не понимает, что находится внутри декораций и выполняет чужую волю.
  
   Прогибающийся мир сказки воспринимается им (и наивными добрыми зрителями) не как часть злокозненного сюжета, а как следствие личного (пусть непонятного, но) совершенства героя.
  
   Все двери открываются сами собой. Работники сцены, как и сама сцена, выпадают из кадра.
  
   Буратино оказывается богом из машины, пронзающим носом картонные перегородки (фальшивой) реальности.
  
   Замечу еще, что и сам сюжет наблюдаемого спектакля нарочно редуцирован.
  
   В сказке, в общем, прямо говорится, что все сделано ради условного приговора "верю/ не верю" выжившей из ума черепахи.
  
   То есть балаган построен вокруг старого маразматика - уходящего в вечность тирана, впавшего в слюнявое детство, и требующего (пока еще остались силы кричать и кусок власти) соответствующих развлечений.
  
   Ему их и дают.
  
   Макабр вокруг хлопающего в ладошки маразма. Ай, хорошо, ай браво.
  
   Буратине за его экспрессивный номер сказали "верю", и выдали ключ.
  
   Дяденьки, дергающие ниточки, за сценой рассмеялись. Пожали друг другу руки. Наконец-то старый болван раскрылся. Для него сказка уже окончена. А для дяденек только начинается.
  
   Ну, или они думают, что начинается... Всякое ведь в жизни бывает...
  
  

 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com Т.Ильясов "Знамение. Начало"(Постапокалипсис) А.Субботина "Проклятие для Обреченного"(Любовное фэнтези) О.Миронова "Межгалактическая любовь"(Постапокалипсис) Л.Джонсон "Колдунья"(Боевое фэнтези) В.Кей "У Безумия тоже есть цвет "(Научная фантастика) Т.Ильясов "Знамение. Час Икс"(Постапокалипсис) Д.Сугралинов "Дисгардиум 6. Демонические игры"(ЛитРПГ) Ю.Резник "Семь"(Киберпанк) Э.Моргот "Злодейский путь!.. [том 7-8]"(Уся (Wuxia)) Л.Лэй "Пустая Земля"(Научная фантастика)
Связаться с программистом сайта.

НОВЫЕ КНИГИ АВТОРОВ СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Сирена иной реальности", И.Мартин "Твой последний шазам", С.Бакшеев "Предвидящая"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"