Байкалов Андрей: другие произведения.

Краткий Морской словарь

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс 'Мир боевых искусств.Wuxia' Переводы на Amazon
Конкурсы романов на Author.Today

Конкурс Наследница на ПродаМан
Получи деньги за своё произведение здесь
Peклaмa

  Аванпорт - район порта, его часть, вынесенная на большие, сравнительно с основным портом, глубины.
  Анкерок - небольшой деревянный бочонок вместимостью в два-три ведра для хранения питьевой воды в спасательных шлюпках.
  Аппарель - составная платформа, предназначенная для въезда различных машин самостоятельно или с помощью тягачей с берега на одну из палуб судна и съезда обратно.
  Артиллерийские (пушечные) порты - отверстия квадратного сечения в борту или надстройке парусного корабля для стрельбы из орудий.
  Ахтерпик - крайний кормовой отсек судна для хранения запаса воды. Занимает пространство от передней кромки ахтерштевня до передней от него кормовой водонепроницаемой переборки.
  Ахтерштевень - брус, идущий вертикально или наклонно от киля вверх и представляющий собой конструктивное оформление кормовой оконечности судна.
  Бак - 1. Надстройка в носовой части судна, начинающаяся от форштевня; 2. На парусных судах все пространство верхней палубы от форштевня до фок-мачты.
  Бакштаг - 1. Курс парусного судна под углом более 8 румбов (90 градусов) и менее 16 румбов, при попутно-боковом ветре; 2. Трос для крепления судовых мачт, дымовых труб и т. д.
  Балкер - судно для перевозки навалочных грузов.
  Балл - единица, выражающая силу ветра или высоту волны по шкале Бофорта. Обозначается от 0 (полный штиль) до 12 (ураган) баллов, а высота волны - от 0 до 9.
  Балласт - жидкий или твердый груз (вода, песок, камень, чугунные болванки и проч.), принимаемый на судно для обеспечения необходимых мореходных качеств. Выражение "в балласте" означает, что судно идет без груза.
  Балластная система - судовая система для приема, перекачки и удаления водяного балласта при балластировке.
  Балластные цистерны - отсеки междудонного пространства, отделенные один от другого водонепроницаемыми переборками, служащие для заполнения водным балластом, а иногда (некоторые из них) жидким топливом.
  Баллер руля - ось руля, скрепленная с его пером.
  Банка - 1. Отдельно лежащая мель - неглубокий участок дна, над которым глубина значительно меньше обычной глубины в этом районе; 2. Деревянная скамья шлюпки.
  Барк - морское парусное судно, имеющее от 3 до 5 мачт, с косыми парусами на кормовой мачте (бизань-мачте) и прямыми на остальных.
  Баркас - 12-и 22-весельная судовая шлюпка, имеющая парусное вооружение, служащая для перевозки людей, грузов и завозки якорей.
  Баркентина (шхуна-барк) - морское парусное судно, имеющее не менее 3 мачт с косым парусным вооружением и переднюю мачту (фок-мачту), несущую прямые паруса.
  Бегучий такелаж - снасти судна, служащие для подъема и поворачивания рангоутных деревьев с привязанными к ним парусами и для управления ими.
  Беседка - доска, обвязанная веревочными стропами, служащая для подъема (или опускания) человека на высоту.
  Беседочный узел (булинь) - морской узел, которым вяжется незатягивающаяся петля под мышками человека для страховки при подъеме на высоту или опускании за борт.
  Бизань-мачта - самая задняя (кормовая) мачта у судов и кораблей с 3 и более мачтами.
  Бимсы - поперечные брусья, связывающие борта судна и служащие балками для настила палубы.
  Битенг - чугунная тумба, служащая для крепления толстых тросов (швартовов, буксиров).
  Бом-утлегарь - рангоутное дерево, являющееся продолжением утлегаря, который, в cboю очередь, есть продолжение бушприта.
  Боны, боновые заграждения - плавучие препятствия, преграждающие подводным лодкам, торпедам и катерам противника доступ в порты, базы или какие-либо другие охраняемые районы морских берегов и рек. Для прохода своих судов боны имеют разводную часть, называемую боновыми воротами.
  Бортовые огни - отличительные огни, обозначающие борт судна. На правом борту устанавливается зеленый огонь, на левом - красный.
  Бот - небольшое парусное одномачтовое судно, нередко имеющее двигатель.
  Брамсель - третий снизу парус на мачте с прямым вооружением.
  Брам-рей - второй по счету рей, подвешенный над первым.
  Брандер - во времена парусного флота так называлось судно, предназначенное для сожжения неприятельского флота. Во время боя брандер, нагруженный горючими и взрывчатыми веществами, пускался по ветру или течению на корабли вражеской эскадры.
  Брасы - снасти бегучего такелажа, служащие для поворачивания реев в горизонтальной плоскости.
  Брашпиль - механическое устройство для поднятия якорей или для швартовки. На малых судах - ручной, на больших - паровой или электрический.
  Бриг - морское парусное двухмачтовое судно с прямым вооружением на обеих мачтах.
  Бригантина - морское парусное двухмачтовое судно с прямым вооружением на передней мачте (фок-мачте) и косым на задней (грот-мачте).
  Британский регистр Ллойда - морское классификационное общество Великобритании, занимающееся наблюдением за постройкой судов, освидетельствованием, присвоением им определенного класса, наблюдением за состоянием их корпуса и механизмов в процессе эксплуатации.
  Бросательный конец - линь, имеющий на конце груз в виде парусинового оплетенного мешочка с песком. Служит для подачи тросов (например, швартовов) с судна на причал (или наоборот).
  Бугель - плоское металлическое кольцо, плотно охватывающее определенные части рангоута для скрепления его отдельных частей или для крепления к ним частей такелажа, блоков и т. п.
  Бульб - выступающее вперед каплевидное (или полусферическое) утолщение подводной части носа судна, уменьшающее волновое сопротивление воды и интенсивность ударов носовой оконечности о воду.
  Бункер - 1. Помещение на судне для хранения запасов топлива. Бункер для жидкого горючего называется топливной цистерной; 2. Запас судового топлива (угля или мазута).
  Бушприт - горизонтальный или наклонный брус круглого сечения, выступающий за форштевень парусного судна. Служит для выноса вперед и крепления носовых треугольных парусов с целью увеличения парусности и улучшения поворотливости судна.
  Валек весла - короткая утолщенная часть весла, начинающаяся сразу же за рукоятью, имеющая обычно сечение шестигранника.
  Валовая вместимость судна - объем всех помещений судна как под верхней палубой, так и на палубе, кроме определенных, точно перечисленных исключений. Выражается в регистровых тоннах и служит показателем размера судна.
  Ванты - снасти на судне, удерживающие с боков и несколько сзади мачты, стеньги и брам-стеньги; между вантами вплетены короткие отрезки линя, называемые выбленками, которые служат ступенями для подъема и спуска матросов.
  Ватерлиния - линия, отмеченная цветной полосой вдоль бортов судна, по которую оно углубляется в воду. Соответствует максимально допустимой в эксплуатации осадке судна при полной загрузке.
  Вельбот - быстроходная гребная шлюпка с одинаковыми острыми обводами носа и кормы. Имеет парусное вооружение. Используется как спасательное средство.
  Веретено якоря - стальной стержень, с нижнего конца которого крепятся лапы якоря, а с верхнего - скоба для соединения с якорной цепью или якорным канатом.
  Водоизмещение - количество воды, вытесняемой плавающим судном; характеристика размеров судна.
  Вооружение - оснастка парусного судна: совокупность рангоута, такелажа и парусов.
  Впередсмотрящий - вахтенный матрос на баке или ходовом мостике, наблюдающий за всем происходящим в море впереди по курсу судна. Назначается на пост при плавании в обстановке плохой видимости.
  В полном грузу - выражение, обозначающее, что судно имеет в своих трюмах полный груз и сидит в воде по предельную осадку (т. с. судно полностью загружено).
  Второе (двойное) дно - внутренняя водонепроницаемая обшивка судна, настилаемая сверху на днищевые стрингера. Между наружной и внутренней обшивкой образуется междудонное пространство.
  Выбленки - линии, вплетенные поперек вант и образующие вместе с ними как бы веревочную лестницу для подъема на мачты и стеньги.
  Вывалить шлюпку - приподнять ее с кильблоков и вывести на шлюпбалках за борт судна.
  Высота борта - расстояние от кромки верхней палубы до линии киля по вертикали на миделе.
  Выстрел - рангоутное дерево, прикрепленное шарнирным соединением перпендикулярно к борту корабля, служит для стоянки шлюпок у борта.
  Гак - железный или стальной крюк для подъема грузов, для подвешивания шлюпок, для буксировки и т. п.
  Гакаборт - верхняя часть кормовой оконечности судна, т. с. верхняя часть кормы.
  Галион - большое парусное военное судно Португалии и Испании в средние века.
  Галиот - название типа грузового парусного судна времен средневековья.
  Галс - 1. Курс судна относительно ветра. Идти левым или правым галсом - идти на парусном судне так, чтобы ветер дул с левого или правого борта. 2. Снасть парусного судна, прикрепляющая нижний передний угол косых парусов.
  Гальюн - уборная на судне или корабле.
  Генеральный груз - любой штучный груз в упаковке или без нее, принимаемый к перевозке по счету грузовых мест (т. е. грузы в упаковке, идущие по счету).
  Гидрант - водозаборный кран, установленный на судовой пожарной магистрали или на территории порта.
  Гирокомпас - электромеханический компас, в котором роль магнитной стрелки выполняет гироскоп. Служит для определения курса судна.
  Гитовы - снасти бегучего такелажа, служащие при уборке прямых парусов для подтягивания к середине рея их нижних углов.
  Гичка - быстроходная легкая узкая гребная шлюпка, похожая на вельбот. Служила на корабле для разъезда командира во время стоянки корабля на рейде.
  Глаголь-гак - откидной гак, который в рабочем положении удерживается особым звеном цепи, благодаря чему он может быть откинут после изъятия стопорной чеки, даже если снасть или цепь натянуты втугую.
  Глубина трюма - расстояние от настила второго дна до нижней кромки палубного бимса.
  Грот - 1. Грот-мачта; 2. Нижний прямой парус на грот-мачте.
  Грот-мачта - средняя (или вторая) мачта на судне считая от носа; обычно самая высокая мачта на парусных судах.
  Грота-брам-стеньга - вторая по счету стеньга второй мачты (грота), если считать от палубы вверх.
  Гроулер - часть, отколовшаяся от большого айсберга; маленький айсберг.
  Грузовая марка - система знаков в виде круга, фигуры, напоминающей гребень, на обоих бортах судна в середине его длины, определяющих допустимую осадку и минимальную высоту надводного борта для различных районов и условий плавания.
  Грузовой порт (судна) - герметически закрывающийся вырез в борту судна для погрузки и выгрузки и для входа и выхода пассажиров.
  Грузовые сетки - прочные сети, сплетенные из растительного троса, используемые для грузовых операций.
  Двойное дно - внутреннее дно судна, служащее для предохранения от последствий пробоин, увеличивает надежность корпуса. Пространство между внутренним дном и наружным называется междудонным и делится продольными и поперечными переборками на отсеки, которые используются для хранения воды и жидкого топлива.
  Дедвейт - полная грузоподъемность торгового судна, т. е. максимальная масса груза (в том числе запасы топлива, воды, снабжения, судовые запасы и экипаж), которую судно может принять при его погружении по грузовую марку. Дедвейт представляет собой разность между водоизмещением судна в полном грузу и порожним (в балласте).
  Дек - традиционное название палубы на парусных военных кораблях. Сейчас палубу называют деком лишь на пассажирских судах, например: бот-дек - шлюпочная палуба, променад-дек - прогулочная палуба, сан-дек - солнечная палуба и т. п.
  Дифферент - разница в осадке (углублении) судна носом и кормой. Например, при осадке судна носом 3 м, а кормой 3,5 м говорят, что судно имеет дифферент 0,5 м на корму.
  Док - инженерное сооружение, куда ставят суда для ремонта подводной части корпуса; доки бывают сухие и плавучие.
  Докование -- постановка судна в док с последующим осмотром и производством работ на подводной части корпуса.
  Док-бассейн - акватория порта, предназначенная для стоянки судов в местах больших приливно-отливных колебаний уровня моря.
  Дрейфовать - 1. Перемещаться по ветру или течению без помощи какого-либо двигателя; 2. Сносить с места ветром или течением судно, стоящее на якоре, который не достаточно хорошо забрал грунт и ползет.
  Жвака-галс - последний короткий отрезок якорной цепи, конец которой приклепан внутри цепного ящика и соединен с последней смычкой якорной цепи с помощью глаголь-гака. Такое устройство позволяет быстро освободиться от якоря, если его почему-либо нельзя выбрать.
  Забрал грунт (о якоре) -- выражение, обозначающее, что рог адмиралтейского или лапы втяжного якоря заглубились в грунт, т. е. якорь держит.
  Задраить - плотно, наглухо закрыть (люки, иллюминаторы и т. п.), обычно при помощи специальных приспособлений - задраек.
  Зарифленные паруса - паруса, взятые на рифы: их площадь при этом уменьшена в зависимости от силы ветра.
  Зыбь - волнение на море, продолжающееся после того, как ветер прекратился или изменил направление. Зыбь при полном штиле называется мертвой зыбью.
  Зюйдвестка - 1. Шляпа из непромокаемой ткани, имеющая поля и полог сзади, служащая для защиты головы от ветра, брызг и дождя во время несения вахты на открытой палубе; 2. Широкий непромокаемый плащ с капюшоном.
  Кабельтов - единица длины, применяемая на море. Равна одной десятой морской мили, т. е. 185,2 м.
  Каботажная линия - сообщение между портами одной страны в отличие от заграничного сообщения. Различают большой и малый каботаж. Большой каботаж - сообщение между портами, лежащими на побережье различных морей. Малый каботаж - сообщение между портами одного и того же моря. Термин "каботаж" употребляется иногда в смысле прибрежного плавания.
  Камбуз - судовая кухня.
  Киль - главная продольная связь, являющаяся конструктивным основанием корпуса судна. Спереди к килю крепится форштевень, сзади - ахтерштевень.
  Кильблоки - две деревянные подставки для установки шлюпки, имеющие сверху вырезы по форме поперечного сечения днища спасательных шлюпок и соединенные между собой продольными брусьями. Устанавливаются у борта судна на шлюпочной палубе.
  Кильсон - продольная связь па судах с одинарным дном. соединяющая днищевые части шпангоутов. На деревянных судах кильсоном называют продольный брус, накладываемый поверх шпангоутов и обеспечивающий но только увеличение продольной крепости, но и связь между шпангоутами.
  Кингстон - клапан в наружной обшивке подводной части судна, служащий для забора воды внутрь судна или корабля. При открытых кингстонах судно затапливается.
  Класть руль право (или лево) на борт - поворачивать штурвал, а значит, и руль в правую или левую сторону до отказа, т. е. ставить перо руля в крайнее положение для обеспечения наибыстрейшего поворота судна.
  Клипер - быстроходное парусное судно XIX века, с острыми обводами корпуса и развитой парусностью.
  Клотик - точеный, обычно деревянный кружок, надеваемый на флагшток или топ-мачту. Сквозь него пропускаются фалы (тросы), служащие для подъема флагов.
  Клюз - отверстие в палубе и надводной части борта судна для пропуска якорной цепи или троса.
  Кнехты - литые чугунные или стальные тумбы, служащие для крепления к ним швартовых или буксирных тросов.
  Кница - 1. Кусок листовой стали обычно треугольной формы, служащей для связи между собой отдельных частой судового набора. 2. Деревянный угольник, скрепляющий шлюпочную банку с верхней частью шпангоута.
  Коечные стойки - рамы поверху фальшборта на военных парусных кораблях, в которых днем хранились свернутые и зашнурованные парусиновые подвесные койки (гамаки). Во время боя они служили своего рода бруствером для защиты от осколков снарядов и пуль.
  Кожух гребного колеса - железное глухое ограждение, предохраняющее гребное колесо от повреждения при навалах на причал и проч.
  Кокпит - углубленное открытое помещение в кормовой части палубы для рулевого и пассажиров (на катерах и парусных яхтах).
  Комингс - 1. Вертикальный лист, идущий и образующий по периметру трюмовых люков нечто вроде шахты, которая сверху закрывается люковым закрытием; 2. Лист под нижней кромкой водонепроницаемой двери или лацпорта.
  Конвой - I. Соединение транспортных судов, объединяемых для совместного плавания под охраной военных кораблей в военное время; 2. Охрана, состоящая из боевых кораблей, сопровождающая в море торговые суда.
  Конец - в морском обиходе любая веревка или трос вне зависимости от длины и толщины (например, буксирный конец, швартовый конец и т. п.).
  Коносамент - документ, содержащий условия договора морской перевозки груза.
  Корабельная оснастка - прямое парусное вооружение судна на всех (двух и более) мачтах; при такой оснастке бизань-мачта, как правило, несет нижний косой парус, носящий конт-бизани.
  Корвет - 1. Самое маленькое трехмачтовое судно в парусном военном флоте, с полным прямым вооружением, несущее до 30 пушек, расположенных только на верхней палубе. С 40-х годов прошлого столетия, помимо парусов, стали иметь паровые двигатели; 2. Современный сторожевой корабль, несущий эскортную службу по охране торговых судов.
  Кошка - приспособление в виде небольшого якоря с тремя и более лапами, применяемое для подъема со дна затонувших предметов (тросов, цепей и т. д.). Во времена парусного флота малые кошки без лап назывались абордажными кошками и служили для сцепления двух кораблей, сражавшихся на абордаж.
  Крамболы - брусья, выступающие с обеих скул парусного судна позади клюзов для подъема и крепления якорей. Выражение "со стропы крамбола" означает направление вперед, составляющее угол 45 градусов к диаметральной плоскости судна.
  Крейсер - военный корабль, предназначенный для несения разведывательной и дозорной службы, поддержки легких сил в бою, охранения каравана судов в море.
  Крен - поперечное наклонение судна на один из бортов.
  Кренгование - придание кораблю сравнительно небольшого крена для осмотра или ремонта подводной части корпуса.
  Крестины судна - торжественная церемония, предшествующая спуску судна на воду, когда ему присваивается название, произносятся речи и о его форштевень разбивают бутылку шампанского.
  Крыло ходового мостика - выступающая на 2-3 метра за уровень каждого борта судна огражденная площадка, на которую можно попасть через дверь мостика. Служит для наблюдения при швартовке и грузовых операциях.
  Крюйт-камера - во времена парусного флота так называлось на военных кораблях помещение, в котором хранились взрывчатые вещества.
  Кубрик - общее жилое помещение на судах для команды. Куттер - морское парусное одномачтовое судно с косыми парусами. Один из видов яхт. В парусном военном флоте - самый малый корабль.
  Курс - направление, по которому идет судно (угол в плоскости горизонта между северной частью меридиана и носовой частью диаметральной плоскости судна).
  Лавировать - двигаться вперед зигзагами против ветра. Лаг прибор для определения скорости судна. Лагом к волне - положение судна но отношению к идущим волнам, когда последние бьют в борт, т. е. судно находится бортом к волне.
  Лаг - прибор для определения скорости судна.
  Лагом к волне - положение судка по отношению к идущим волнам, когда последние бьют в борт, т. е. судно находится бортом к волне.
  Лацпорт - герметически закрывающаяся дверь в борту судна или в поперечных переборках твиндека на больших судах для ускорения грузовых операций.
  Леерное ограждение - туго натянутый трос, укрепленный в один или два ряда на идущих по краю верхней палубы вдоль борта стойках, служащий для предохранения людей от падения за борт.
  Лекальные ящики - воздушные и водонепроницаемые ящики, идущие но внутреннему лекалу борта и под банками шлюпки, обеспечивающие се непотопляемость.
  Линейный корабль (линкор) - 1. Большой парусный корабль, предназначавшийся для ведения артиллерийского боя в кильватерном строю, т. е. вытянувшись в линию; 2. Современный военный корабль, несущий орудия крупного калибра и защищенный мощной броней (линкор).
  Линек - короткий отрезок линя с завязанными узлами для наказания матросов во времена парусного флота.
  Линь - трос не более 25 мм по окружности из высококачественных растительных (конопли, агавы, абаки) или синтетических волокон, служащий для оснастки, такелажных работ и т. д.
  Лихтер - несамоходное сухогрузное судно для перевалки грузов стоящих на рейде морских судов на мелководный берег и обратно.
  Лот - прибор для измерения глубины с судна.
  Лотлинь - тонкий трос из растительного волокна, к которому прикреплена свинцовая гиря ручного лота. По длине он размечен специальными мерками по 20 и 50 см для определения глубины под килем судна.
  Лоцманская проводка - проводка судна лоцманом в опасных и труднопроходимых районах, на подходах к морским портам, в пределах акваторий порта и на реках.
  Льяла - пространства между бортом судна и бортовой стенкой балластных цистерн или пространства в машинных отделениях в виде выгороженных частей двойного дна, куда по трубам стекает вода, скопляющаяся у бортов судна.
  Люковое закрытие - деревянные или металлические крышки, служащие для закрытия и герметичного задраивания люков грузовых трюмов.
  Лючины - щиты из толстых досок, которые кладутся на съемные бимсы между комингсами люка; люковые закрытия.
  Манильский трос - трос из волокон дикого банана (абака).
  Мерная линия - участок морской прибрежной акватории, предназначенный для измерения скорости судна в период его ходовых испытаний. Протяженность мерной линии 3-5, иногда до 10 морских миль.
  Мидель - слово, обозначающее "средний". Например, мидель-шпангоут - средний по длине судна шпангоут. Иногда под словом "мидель" разумеют наибольшую ширину судна.
  Мореходные качества судна - качества, определяющие его способность находиться на плаву в любую погоду в открытом море. К ним относятся плавучесть, остойчивость, непотопляемость, ходность и маневренность.
  Морская миля - мера для измерения расстояний на море, равная одной минуте дуги меридиана - 1 852 м.
  Морские лорды - члены совета Британского адмиралтейства.
  Набор судна - остов или каркас судна, состоящий из продольных и поперечных креплений, придающих корпусу заданную форму и обеспечивающих его крепость.
  Навалочный (насыпной) груз - руда, рудные концентраты, уголь, зерно и др.
  Наветренный борт - тот борт судна, в который дует ветер.
  Навигация - 1. Один из основных разделов науки судовождения, излагающий методы определения на карте места судна в море. Основными приборами для этой цели служат компас, секстан, лаг, РЛС и др. 2. Судоходство, мореплавание. 3. Время года, когда по местным климатическим условиям возможно судоходство.
  Нагель - небольшой деревянный или металлический стержень длиной до 50 см, применяемый для крепления снастей на кофельнагельной планке. По форме он напоминает полицейскую дубинку.
  Надстройка судна - закрытые помещения судна, возвышающиеся выше главной палубы. Они занимают все пространства между обоими бортами, составляя с ними одно конструктивное целое. В отличие от них рубки, также являющиеся разновидностью надстроек, с бортами не соприкасаются.
  Найтов - 1. Перевязка тросом двух или нескольких рангоутных деревьев или соединение двух тросов одним; 2. Трос, которым крепятся различные предметы на судне.
  Непотопляемость судна - способность судна держаться на воде, сохраняя в определенной мере свои мореходные качества, несмотря на полученные повреждения.
  Обводы корпуса - наружные очертания корпуса судна. Бывают острые, когда нос и корма узкие, и тупые.
  Обшивка судна - деревянные доски или стальные листы, прикрепленные заклепками или приваренные к шпангоутам и образующие внешние обводы судна.
  Осадка - углубление носом и кормой судна; у транспортных судов различают осадку в балласте и в полном грузу.
  Остойчивость судна - способность судна возвращаться в исходное положение, если оно было выведено из такого под влиянием ветра или волнения.
  Отпорный крюк - древко с насаженным железным или латунным наконечником, с двумя загнутыми рогами и прямым стержнем между ними с шариком на конце. Служит для отталкивания носа шлюпки при ее отвале от судна и для подтягивания к причалу.
  Откатать балласт - т. е. откачать с помощью балластных насосов воду или жидкое топливо из какой-либо балластной цистерны или группы цистерн за борт или в другие цистерны.
  Отличительные (бортовые) огни - огни, зажигаемые на обоих бортах судна (зеленый - на правом, красный - на левом), носимые судами от захода до восхода солнца.
  Пайолы - съемные деревянные или стальные листы, предохраняющие настил второго дна от повреждения грузом.
  Пакетбот - морское парусное или парусно-винтовое судно, предназначенное для перевозки пассажиров и срочной почты между портами Европы и Америки.
  Пеленг - угол между направлением компасной стрелки и направлением на наблюдаемый предмет.
  Переборка - всякая вертикальная (продольная или поперечная) стенка из отдельных листов стали или дерева, разделяющая помещение внутри судна на отсеки. В нижних палубах переборки делаются водонепроницаемыми.
  Переложить руль - изменить положение пера руля с одного борта на другой. Это осуществляется поворотом штурвала.
  Пиллерсы - вертикальные деревянные или стальные, обычно круглого сечения стойки, подкрепляющие снизу бимсы и поддерживающие палубный настил.
  Пирс - портовое причальное сооружение с вертикальными стенками, расположенное под углом к береговой линии и имеющее причалы по обе стороны.
  Плавучий док - сооружение, состоящее из нескольких соединенных вместе понтонов или камер, которые для ввода судна затопляются и из которых после ввода судна вода выкачивается, благодаря чему док вместе с осевшим на его платформу судном всплывает.
  Плавучий якорь - приспособление в виде плавающего конуса или щита, которое разворачивает судно носом (или кормой) против ветра и дает ему возможность отстояться в шторм.
  Плавучесть судна - способность судна держаться на поверхности воды.
  Планширь - деревянный, обычно дубовый или тиковый, закругленный с краев плоский брус, устанавливаемый как ограждение сверху фальшборта судна и по верхнему краю борта на шлюпках и яхтах.
  Погибь палубы - кривизна, идущая поперек судна, делаемая для ускорения стока воды с палубы.
  Подвахта - члены экипажа судна, сменившиеся с вахты и находящиеся на отдыхе в судовых помещениях.
  Подветренный борт - борт судна, противоположный .тому, в который дует ветер.
  Подволок (подволока) - обшивка потолка жилых и служебных помещений судна, т. е. нижней стороны палубного перекрытия. Выполняется из тонких металлических листов, пластика или фанеры.
  Подзор - выступающая часть кормы.
  Подруливающее устройство - специальные устройства в виде сквозных тоннелей с гребными винтами в носовой и кормовой оконечностях судна для улучшения маневренности при швартовных операциях в стесненных портах.
  Подшкиперская - кладовая на баке судна для хранения краски, кистей, швабр, метел, тросов, такелажного инструмента и проч.
  Полупорт - небольшой грузовой порт в борту судна для удобства грузовых операций.
  Придонная волна - большая волна, возникающая на поверхности моря или озера в результате подводного извержения вулкана, оползня, сдвига дна или скального взрыва на глубине.
  Раковина - боковой свес в кормовой части судна (по обоим бортам). Термин "раковина" употребляется для обозначения направления на какой-либо предмет, находящийся от судна примерно на 45-90 градусов позади траверза.
  Рангоут - совокупность деревянных и металлических приспособлений на судне, служащих для постановки и несения парусов, а также для сигнализации, для установки грузоподъемных устройств (мачты, стеньги, реи, гики, гафели, бушприт, утлегарь и т. п.).
  Рангоутное дерево - любой из деревянных или стальных брусьев рангоута (мачта, рея, стеньга и проч.).
  Регистровая вместимость судна - регистровый тоннаж, суммарный объем корпуса, надстроек и рубок, определенный в регистровых тоннах. Характеризует размеры и эффективность транспортного судна.
  Регистровая тонна - объем регистровой тонны был установлен в середине прошлого века, когда в результате обмера большого числа грузовых судов было выяснено, что в среднем на одну тонну грузоподъемности судна приходится 100 куб. футов или 2,83 куб. м. судовых помещений. Применяется при определении сумм различных сборов за стоянку у причала, проход по каналам и проч.
  "Регистр судоходства Ллойда" - морское классификационное общество Великобритании, которое наблюдает за постройкой морских судов, присваивает им класс, наблюдает за состоянием их корпуса и механизмов в процессе эксплуатации, ежегодно издает списки судов морского торгового флота всех стран с указанием порта приписки.
  "Резать нос" - пересекать курс встречного судна на опасно близком расстоянии.
  Рей - брус, подвешиваемый за середину к мачте или стеньге, служащий для постановки прямых парусов или для крепления сигнальных фалов.
  Рейдер - быстроходное судно, замаскированное под торговое, вооруженное минами, торпедными аппаратами и артиллерией, предназначенное для уничтожения транспортов противника и постановки мин на вражеских морских коммуникациях.
  Релинги - устройство из металлических стоек, соединенных между собой двумя или тремя рядами металлических прутьев, заменяющее фальшборт. Иногда сверху покрываются планширем.
  Ростры - настил на судне, расположенный выше верхней палубы, предназначенный для размещения шлюпок, катеров, баркасов и т. п.
  Рубить мачты - сваливать мачту парусного судна за борт; при этом перерубается не сама мачта, а ее наветренные ванты, удерживающие ее сбоку.
  Рубка - закрытое помещение на верхней палубе, стенки которого не доходят до бортов судна (в отличие от надстройки).
  Рулевая рубка - служебное помещение на судне, расположенное на платформе, возвышающейся над верхней палубой, в котором находится руль, машинный телеграф, компас и прочие устройства и приборы для управления судном.
  Румб - единица плоского угла, применяемая в навигации для определения направлений относительно стран света. Один румб равен ^32 чзсти окружности видимого горизонта, т. е. 11 у.) градуса.
  Рым - металлическое кольцо, приваренное к болту или продетое в его проушину.
  Сажень (морская) - единица для измерения глубины моря и расстояния, равная 6 футам (1,83 м).
  Секстан - угломерный инструмент, служащий для измерения высот небесных светил в море, углов между видимыми с судна земными ориентирами.
  Сизалевый трос - растительный трос, изготовленный из волокон тропического растения агавы. По цвету напоминает манильсхий трос, но по своей крепости несколько уступает последнему.
  Скула судна - часть внешнего борта, представляющая собой закругление носовой оконечности за якорным клюзом. Выражение "с правой скулы" обозначает направление 45 градусов справа по носу от диаметральной линии судна.
  Спардек - средняя возвышенная надстройка, простирающаяся от борта до борта судна.
  Спасательный бот - 1. Большая судовая спасательная шлюпка, вмещающая от 30 до 80 чел, имеющая весла или гребной винт, двигатель (или ручной привод). 2. Парусное или моторное судно особой конструкции, рассчитанное для использования в штормовых условиях для оказания помощи терпящим бедствие на море.
  Становой якорь - большой якорь, на котором стоит судно.
  Стапель - место постройки судов на верфи, представляющее собой помост, имеющий уклон к воде около 3 градусов.
  Стем - см. Форштевень.
  Стеньга - рангоутное дерево, служащее продолжением мачты и идущее вверх от нее.
  Стивидор - грузчик, отвечающий за правильную укладку груза в трюме и его перегрузку.
  Стопор - устройство, служащее для. застопоривания (задержки, остановки) тросов и якорных цепей.
  Стоячий такелаж - снасти судна, служащие для поддержки рангоутных деревьев (спереди - штаги, с боков - ванты, с боков и несколько сзади - фордуны и бакштаги).
  Стрелы - деревянные или стальные круглые брусья, с помощью которых производится подъем и спуск грузов в трюм судна.
  Стрингер - одна из продольных связей корпуса судна, идущая по всей его длине. В зависимости от назначения стрингера называются днищевыми, скуловыми, бортовыми и палубными.
  Судовой колокол - бронзовый колокол, диаметр нижней части юбки которого составляет от 200 до 600 мм, висящий на кронштейне на баке каждого корабля и судна (кроме турецких). На военных кораблях он служит для отбивания склянок (каждые полчаса), а на торговых - для подачи туманных сигналов.
  Сухой док - бассейн на портовой территории, из которого после ввода в него судна выкачивается вода, док осушается я судно садится днищем па дно дока (на специально собранные заранее бревенчатые клети), поддерживаемое с бортов особыми подпорами, упертыми в стенки дока.
  Сходни (сходня) - деревянные переносные мостки с поперечными планками, служащие для выхода с судна на берег. Сходни делаются из 2-6 достаточной толщины досок и снабжаются поручнями. Они применяются преимущественно на речных судах.
  Счисление - определение места судна в море по курсу и пройденному расстоянию.
  Такелаж - совокупность судовых снастей (стальные и растительные тросы, цепи) для крепления рангоута, управления парусами, для грузоподъемных работ, подъема и спуска флагов, сигналов и т. д.
  Тали (шлюпочные) - подъемно-спусковое приспособление, состоящее из двух блоков (подвижного и неподвижного) с гаками, соединенных между собой тросом.
  Талреп - приспособление для натягивания снастей стоячего такелажа, лееров, рулевых приводов и проч.
  Танки - отдельные отсеки судна, находящиеся между продольной и поперечной переборками и служащие для налива топлива. Танками называются также балластные цистерны, располагающиеся в междудонном пространстве.
  Таранная переборка - переборка первого от носа водонепроницаемого отсека.
  Твиндек - межпалубное пространство судна. Помимо увеличения числа грузовых помещений, твиндек, уменьшая высоту трюма, дает возможность использовать все трюмные пространства и не нагромождать значительные количества груза одно на другое, как это бывает на больших однопалубных судах.
  Тик - то же, что тиковое дерево, ценное дерево семейства вербеновых, произрастающее в лесах Азии (от Индии до Индонезии). Отличается прочностью, прямослойной структурой, легко обрабатывается и не поддается воздействию морской воды.
  Ton - верхний конец мачты или стеньги.
  Топсель - косой парус треугольной формы, поднимаемый над другим парусом.
  Траверз - направление, перпендикулярное диаметральной плоскости судна. Выражение "быть на траверзе" означает находиться под прямым углом к диаметральной плоскости судна, с которого видят другое судно.
  "Трамп" - термин (англ.), обозначает грузовые суда, работающие без какого-либо графика, заходящие в разные порты, где есть случайный груз для перевозки в любой порт мира (букв. перевод с англ. - "бродяга").
  Трап - лестница на судне.
  Трехостровное судно - грузовое судно, имеющее приподнятый бак, спардек и приподнятый ют. Видимое издали с борта, такое судно выглядит как три острова в море (отсюда его название).
  Трюм - самая нижняя часть внутреннего пространства судна, расположенная между нижней палубой и днищем судна.
  Узел - единица измерения скорости судна в море, равная одной морской миле (1 852 м) в час.
  Управляемость судна - способность судна "слушаться" руля.
  Утлегарь - рангоутное дерево, служащее продолжением бушприта.
  Фал - судовая снасть бегучего такелажа - трос для подъема парусов, реев, гафелей, сигнальных флагов.
  Фалинь - конец трехпрядного обычно белого троса, ввязанный в носовые или кормовые рымы гребных шлюпок и служащий для буксировки и закрепления их.
  Фальшборт - продолжение борта судна выше открытых палуб, служит для защиты от воды и предохранения людей от падения за борт.
  Фальшфейер - бумажная гильза с горючим составом, дающим при горении яркий белый, красный или зеленый огонь. Используется на судне в целях сигнализации и для освещения.
  Фарватер - часть водного пространства, достаточно глубокая и безопасная для прохода судов; судоходный путь, огражденный разного рода предостерегающими знаками - вехами, створами, буями, бакенами.
  Флагшток - рангоутное дерево, служащее для подъема и несения флага на корме судна.
  Фок-мачта - передняя мачта судна.
  Фор-ванты - ванты фок-мачты.
  Фордевинд - ветер, попутный судну; полный ветер.
  Фор-марс - площадка на топе передней мачты.
  Фор-марсель - нижний парус фок-мачты на судне с прямым вооружением.
  Форпик - носовой отсек, расположенный непосредственно у фор-штевня; служит обычно балластной цистерной или подшкиперской.
  Фор-стеньга - первое продолжение передней мачты на парусном' судне с прямым вооружением.
  Форштевень - деревянный, кованый или литой вертикальный, а иногда наклонный вперед или назад брус судового набора, являющийся продолжением киля вверх.
  Фофан - небольшая гребная шлюпка длиною 3 - 4 м.
  Фрегат - трехмачтовое судно военного парусного флота, вооруженное пушками (до 60), расположенными в два ряда по высоте в одной закрытой и на верхней палубах.
  Фут - мера длины, равная 12 дюймам, или 30,48 см.
  Ходовые огни - сигнальные огни, зажигаемые на всех судах в плавании от захода до восхода солнца (топовые, бортовые и гакобортный).
  "Чиф" - старший помощник; разговорный термин, заимствованный из английского языка ("чиф мейт" - старший помощник).
  Шаровый цвет - особый цвет (сочетание серого и синего), в который красят корпуса военных кораблей. Является наиболее незаметным для обнаружения в море.
  Швартов (швартовный конец) - прочный растительный или стальной трос, служащий для удержания судна у стенки, мола, пристани, борта другого судна или на якорной бочке. В зависимости от места крепления и направления его тяги называется по-разному, например: продольный, прижимной, шпринг и т. д.
  Швартовка - постановка судна к причалу, борту другого судна или на якорную бочку.
  Шканцы (нидерл. schans) или квартердек (англ. quarterdeck) - часть верхней палубы военного корабля от грот-мачты (средней) до бизань-мачты (задней). Шканцы - почетное место, где строился экипаж по торжественным и официальным случаям.
  
  Шквал - внезапный, резкий, относительно короткий (10-12 минут), сильный порыв ветра. Иногда шквалы сопровождаются грозой и ливнями, переходят в сильный шторм.
  Шкентель - 1. Трос, служащий для подъема грузов стрелой (грузовой шкентель); 2. Короткий конец троса, один конец которого закреплен к парусу или рангоутному дереву.
  Шкот - снасть бегучего такелажа для растягивания парусов и управления ими на ходу.
  Шлюп - I. Трехмачтовое военное судно с прямым вооружением, похожее на корвет; 2. Парусное морское одномачтовое судно с двумя парусами (главным образом спортивное);
  Шлюпбалка - стальные прямые или изогнутые балки с талями, укрепленные с бортов судна. Служат для спуска на воду и подъема на судно шлюпок.
  Шлюпочные тали - приспособление из двух подвижных блоков и троса между ними, служит для спуска и подъема шлюпок, висящих на шлюпбалках.
  Шпангоут - поперечная связь набора судового корпуса, к которой крепится обшивка.
  Шпиль - вертикальный ворот на судах для подъема и отдачи якоря, подъема тяжестей, натягивания швартовных концов. Шпили бывают ручные, паровые, электрические и гидравлические.
  Штаги - снасти стоячего такелажа, которые держат рангоут спереди и сзади в диаметральной плоскости судна.
  Штаговый огонь - огонь, зажигаемый в ночное время над палубой на штаге, он означает, что судно стоит на якоре.
  Штерт - небольшой отрезок линя или тонкого растительного троса.
  Штормовой шпигат - прямоугольное и вытянутое в длину отверстие в нижней части фальшборта для стока воды с верхней палубы за борт во время шторма.
  Штормтрап - веревочная лестница с деревянными ступеньками, используемая для схода с судна в шлюпки или для приема их на борт при волнении моря.
  Штуртрос - трос (иногда цепь), соединяющий румпель со штурвалом.
  Шхуна - морское парусное судно с двумя и более мачтами, вооруженными косыми парусами.
  Ют - часть палубы от бизань-мачты до гакаборта. На современных судах ютом называют кормовую часть главной палубы судна.
  Ял - судовая рабочая, и учебная гребно-парусная шлюпка с двумя, тремя или четырьмя парами весел и транцевой (прямой) кормой.
  Ялик - небольшая гребно-парусная шлюпка с одной или двумя парами весел.
  

Популярное на LitNet.com В.Пылаев "Видящий-5. На родной земле"(ЛитРПГ) С.Волкова "Игрушка Верховного Мага 2"(Любовное фэнтези) С.Панченко "Ветер"(Постапокалипсис) В.Пылаев "Пятый посланник"(Уся (Wuxia)) К.Федоров "Имперское наследство. Сержант Десанта."(Боевая фантастика) Д.Сугралинов "Дисгардиум 4. Священная война"(Боевое фэнтези) Н.Александр "Контакт"(Научная фантастика) В.Соколов "Мажор 4: Спецназ навсегда"(Боевик) GreatYarick "Время выживать"(Постапокалипсис) К.Демина "На краю одиночества"(Любовное фэнтези)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
И.Мартин "Время.Ветер.Вода" А.Кейн, И.Саган "Дотянуться до престола" Э.Бланк "Атрионка.Сердце хамелеона" Д.Гельфер "Серые будни богов.Синтетические миры"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"