Аннотация: Совсем маленький рассказ. Можно сказать - "стихотворение в прозе"...
ПРОЕКТ НОВЫХ ШАХМАТ
1
После того как Крамник с трудом свёл в ничью матч с компьютером, мне пришло в голову некое соображение, позволяющее перевести шахматы в чисто человеческую интеллектуальную область, - во всяком случае, в область, недоступную алгоритмам.
Соображение простое: надо всего лишь ввести в шахматах какую-нибудь вторую цель. Задача оптимизации с тремя целевыми функциями (или с тремя параметрами) - в принципе неразрешима средствами математики (как неразрешима задача движения трёх тел, связанных гравитацией). Но думаю, что и двух целей в шахматах будет достаточно для того, чтобы компьютер навсегда оставил надежду тягаться с человеком в этом виде спорта.
Вторую цель можно сделать более сложной - допускающей симуляционные стратегии (попросту говоря - блеф). Сейчас в шахматах противники ясно видят намерения друг друга. "Зашифроваться" невозможно. Загадки возникают только для дилетантов. Надо сделать так, чтобы загадку приходилось разгадывать игроку любой квалификации...
2
В качестве второй цели могу предложить, например, такую. - Каждый из играющих перед началом партии записывает одну свою пешку (т.е. исходную позицию пешки). Если в процессе игры ему удастся довести именно эту пешку до седьмой горизонтали, то он считается выигравшим вне зависимости от общей позиции на доске в этот момент. (Все правила остаются в неприкосновенности.)
Пока совершенно неясно, как будут такие шахматы "работать". Это можно выяснить только игрой - многими играми. Априорную оценку дать настолько сложно, что я и пытаться не буду. Но для меня несомненно (повторяю), что такие шахматы будут гораздо более "человеческими".