Иван вздрогнул и оглянулся. Рядом с ним стоял старик в синей спецодежде, держа в руках толстый нако-
нечник резинового шланга.
- Вы бы отошли, молодой человек, - негромко повторил он. — Мне клумбу поливать надо.
Только теперь Иван заметил, что неподвижно стоит перед затейливо изогнутой пёстрой клумбой.
Медленно приходя в себя, словно выныривая из тёмного омута, Иван неизвестно зачем попытался рас-
смотреть цветы, растущие на клумбе. Сделать ему этого не удалось: в глазах колыхалось бесформенное яркое пятно, и разложить его на отдельные предметы утомлённому сознанию было не под силу.
Взгляд Ивана вдруг наткнулся на спокойное ожидание в глазах садовника, о котором он почти уже
забыл. Смутившись, Иван торопливо извинился перед стариком и быстро зашагал по скверу.
. . . В подъезде, как всегда, было темно, и прежде чем подняться по лестнице, Иван постоял немного, чтобы дать глазам привыкнуть к темноте. Он медленно преодолевал высокие стёртые ступени, которых -
так ему казалось теперь - было слишком много на пути к квартире. Каждый шаг вверх давался непривычно
трудно, сердце колотилось всё быстрее, и когда Иван наконец дотянулся до кнопки звонка, оно металось в
груди из стороны в сторону, ударяясь о рёбра.
Тишина за дверью удивила его. Иван не сразу вспомнил, что Катя вчера уехала в дом отдыха. Прокли-
ная свою забывчивость, он стал искать в карманах ключи.
Ключи были его злым роком: они неведомо куда исчезали из карманов, гнулись, ломались, их прихо-
дилось долго искать в тот момент, когда времени совсем не оставалось. . .
На сей раз ключи нашлись сравнительно быстро. Сердце заметалось ещё сильнее. Оно сжималось,
твердело, всё больнее ударялось о рёбра, грозя проломить их совсем.
Ивану вдруг вспомнились круглые камни-голыши на коктебельском берегу, где в позапрошлом году они отдыхали с Катей, и где сейчас, возможно, она уже была. Ему отчётливо представилась пенистая зеле-
новатая волна, омывающая груду камней у кромки моря, среди которых было и его сжатое, затвердевшее
сердце. Он услышал чей-то смех - понял - Кати, увидел её мокрые загорелые руки, выбравшие из кучи
один-единственный камень - его сердце, и почувствовал, что тяжесть постепенно отошла, расцепила свои
каменные объятия. Сердце уже не металось в грудной клетке, а медленно успокаивалось, входя в обычный
ритм.
Иван отпер дверь, постоял на пороге, представив себе тоскливую тишину квартиры, и, коротко вздох-
нув, вошёл. Он огляделся вокруг, снова с горечью отметив про себя, что с отъездом Кати что-то неуловимо изменилось в комнате, что-то исчезло, растаяло, как туманная дымка. И он ещё раз подивился поразитель-
ной способности женщин уносить с собой то Неведомое, без защиты которого в доме поселяются неуют,
гнетущая тишина и неукротимая тоска.
Взгляд его остановился на неоконченной картине, прикрытой листом газеты месячной давности. Да,
уже месяц он не подходил к ней. Иван медленно снял обёртку с холста и вгляделся в брошенный эскиз. На
губах его появилась горькая усмешка : сегодня Иван, как никогда раньше, с особой силой ощущал жалкую
никчемность своей работы.
На холсте был изображён “космический пейзаж”, как называли друзья Ивана такие эскизы. Но не
ощущалось в нём ни захватывающей глубины космоса, ни таинственного мерцания звёзд, ни леденящего
холода Вселенной. Всё было ярко, скучно и мертво.
Иван со злостью прикрыл холст газетой и, опустошённый, сел на диван. Ничего не хотелось делать:
ни есть, ни спать, ни работать. Последнее время он с отвращением смотрел на кисти, запах масляных кра-сок вызывал у него непривычную головную боль. Иван тщетно пытался выдумать сюжет для своей карти-
ны. Он часами бродил по цветущему городу, вглядываясь в лица, фигуры, здания, машины. Или, как вот сегодня, в цветочную клумбу. Но всё было напрасно.
Иван стал плохо спать ночами, наливаясь вечером крепким кофе до звона в ушах. Вынужденное
творческое безделье до предела тяготило его, но никакого выхода из этого положения он не видел : тема
старательно обходила его стороной.
Иван сцепил руки на затылке и откинулся на спинку дивана, закрыв глаза.
. . . Его разбудила длинная трель дверного звонка. Машинально взглянув на часы, Иван с удивлением
отметил, что проспал почти три часа. На ходу пытаясь пригладить непослушные волосы, он пошёл откры-
вать. В тёмную прихожую ввалился крупный парень в чёрной кожаной куртке. Он с размаху стиснул Ивана
в своих медвежьих объятиях и потащил его к свету:
- А ну, поворотись, сынку! - загремел густой, редкой красоты и силы бас гостя. - Что, не узнал старо-
го друга, чертяка?!
Ошеломлённый Иван не верил своим глазам.
- Алёшка . . . - едва вымолвил он. - Алёшка! Да ты откуда свалился?!
- Это ты точно сказал! - опять забасил Алексей. - Свалился я с небес, как и полагается ангелу-спа-
сителю.
- От чего же спасать будешь? - невольно улыбнулся Иван.
- А от чего хочешь, - Алексей увлёк друга в комнату. - От жёлтой лихорадки, от бледной немочи,
от семи бед!
- От немочи - это в самый раз, - пробормотал Иван почти про себя, однако Алексей услышал и на
полном ходу остановился посреди комнаты, внимательно вглядываясь в лицо приятеля.
- Да ты не болен ли, Ваня? Поначалу не заметил, а сейчас вот вижу - прямо лица на тебе нет. Лето
на дворе, а ты бледный, будто только что из подземелья вылез. Заболел, что ли?
Иван вдруг почувствовал, что его охватывает приступ истерического смеха. Лицо его исказилось в
странной гримасе, однако каким-то сверхъестественным усилием он сумел сдержать себя и лишь глупо
хихикнул к полному недоумению Алексея.
- Заболел, - выдавил из себя Иван и прокашлялся. — Заболел - это ты верно заметил. У меня , Алёшка, творческая немочь. От того, видно, и побледнел.
Алексей минутку подумал, пытаясь вникнуть в странные Ивановы слова, потом огляделся и, заме-
тив в углу мольберт, подошёл к нему. Откинув газету, Алексей с любопытством всмотрелся в полотно.
- Объясни-ка, Ванька, что это у тебя? - каким-то чужим, похолодевшим вдруг голосом потребовал
он.
- "Космический пейзаж" , - криво усмехнулся Иван.
- Пейзаж, значит, - как бы про себя сказал Алексей. - Вот оно что. . .
Он отошёл от холста метра на три и опять всмотрелся.
- Нет, - покачал головой Алексей. - Не вижу я здесь пейзажа: ни космического, ни земного. У тебя
получилась средней руки иллюстрация к школьному учебнику астрономии, только и всего. А пейзажа, - он
немного помолчал, - а пейзажа я, друг Ваня, хоть ты меня убей, не вижу.
- Я его и сам не вижу, - с тихой злостью буркнул Иван. Он до хруста сжал пальцы и, тяжело ступая,
прошёлся по комнате. Отвернувшись к окну, через силу выговорил:
- Не идут у меня дела последний год. Всё не то получается. А если уж честно - совсем ничего не по-
лучается. Всё из рук валится. Поверишь ли, - Иван горько усмехнулся, - от запаха красок голова болеть
стала. И тему вот взял отвлечённую, - он кивнул на холст. - Думал, вырвусь из своего заколдованного кру-
га. . . Да не тут-то было. Вот так и мечусь из стороны в сторону, как неприкаянный.
- Да. . . - неопределённо протянул Алексей. - Невесёлая у тебя жизнь, оказывается.
- Весёлого мало, - хмуро согласился Иван. - Стоило столько лет холсты марать, чтобы в конце кон-
цов убедиться в своей бездарности! Бросить, что ли, всё?..
- Погоди отходную петь, - остановил его Алексей.- Со многими такое бывает. И я как-то, помню, полгода не работал, краски, кисти, холсты в ящик упаковал и велел матери выбросить. Сам-то не смог бы. .
- Выбросила? - с любопытством спросил Иван.
- Не-е-ет! - засмеялся Алексей. - Мать меня знает. Через месяц я себя поедом есть начал, вот как
ты - с лица спал. А как терпение кончилось - собрался всё заново покупать. В тот самый день мать за зав-
траком как ни в чём не бывало меня спрашивает: " И когда, Алёшка, ты только свой ящик проклятущий за-
берёшь? Каждый день об него запинаюсь, полкомнаты занял! Под стол, что ли, его приспособить?"
Иван засмеялся, а друг его тем временем продолжал:
- Меня, Ванька, из-за стола как ветром сдуло, чуть чаем не подавился. Не поверишь - ящик со всем своим добром едва ли к сердцу не прижал, как любимую девушку. И тут как прорвало - засел дома безвыездно, на телефонные звонки не отвечал, ел, как лошадь, стоя, да и спал почти так же. Сам понимал, что надо бы взять себя в руки - ничего никуда не убежит, но остановиться не мог. Раз до такого состояния дошёл - руки дрожат, в глазах - радужный туман, и голова от боли раскалывается. . . - Алексей выразительно постучал себя пальцем по лбу. - Спятил бы, в общем, совсем, если бы не одно спасительное обстоятельство. . .
- Краски кончились, - предположил Иван.
- Точно,- засмеялся Алексей. - И не только краски, всё извёл. Вот тогда-то я и очнулся. Глянул на
творения рук своих и глазам не поверил: столько раньше я за год писал. Откуда что взялось - в том числе и
темы - не помню. Я всё это писал в каком-то бреду, иначе и не скажешь. Сейчас вот на выставку свою при-
ехал, а стараюсь там не появляться. Стыдно, ей-богу, перед людьми: восхищаются, спрашивают - что да
почему, а мне и сказать нечего, словно я эти картины украл. . . Никаких, понимаешь, приятных воспомина-
ний о творческом процессе - одна головная боль да чёрт знает какие мысли.
- Какие? - с улыбкой поинтересовался Иван.
Алексей с непривычным для него смущением покачал головой:
- Я, Ванька, боялся, что с ума сошёл - ведь в самом деле остановиться не мог! И в мозгу всё это вре-
мя сидела только одна мысль: надо мазню свою спрятать, а то, не дай Бог, кто увидит - сразу ведь поймут,
что сумасшедший. Я же ни на что умное в тот момент не был способен, даже собственную писанину оце-нить не мог. Только выдавал холст за холстом, как заводная машинка, и всё. Бог наказал, должно быть, за
отступничество, - полушутя закончил Алексей. - И тебя, Ванька, накажет, если бросить надумаешь.
- Если бы! - скептически махнул рукой Иван. - Я для Бога персона незначительная. За одно, другое,
третье хватаюсь - и ничего не выходит. Уж кажется - не то, что мастерство, - душу саму вдохнул, а всё равно мазня получается. Не дал мне Бог таланта, видно.
- Зря ты на Бога пеняешь, - сказал Алексей. - Ты ведь не только себя как художника этим неверием
уничтожаешь, ты ведь и труды учителя своего, который в тебя действительно душу вдохнул, на нет сво-
дишь. Помнишь ещё Дмитрия Юльевича, а, шалопай?
- Дмитрий Юльевич. . . - потрясённо прошептал Иван. - Дмитрий Юльевич. . . А ведь и в самом деле
я о нём забыл!.. Помнишь, Алёшка, как он нас с тобой гонял?
- Ну, ещё бы! - тепло улыбнулся Алексей. - Уж ругаться Дмитрий Юльевич умел. У меня и сейчас
его голос в мозгу нет-нет да и всплывёт.
Он встал и, заложив руки за спину, вдруг заговорил тихим баритоном:
- При хорошей композиции, друзья мои, из картины вершка убрать нельзя. И внести ничего нельзя.
А у вас, Летягин, хоть две фигуры убери, хоть три новых напиши - никакой разницы. А вы, Богданов, со-
вершенно напрасно улыбаетесь. У вас дела не лучше: видел я на днях ваш новый шедевр. Девушки им вос-
хищаются, однако я до тех пор запрещаю вам показываться ко мне в мастерскую, пока вы не поймёте свою
чудовищную ошибку. Да, чудовищную!
Иван впервые за этот вечер от души рассмеялся. Глаза его оживились, а горькие складки у рта раз-
гладились.
- Да, счастливые времена были! - задумчиво произнёс он.
- Счастливые. . . - со вздохом согласился Алексей. Он вдруг вскинул голову, словно пронзённый
какой-то мыслью:
- А что, Ванька, не съездить ли тебе к Дмитрию Юльевичу?
- С ума сошёл! - испугался Иван. - Как я ему сейчас на глаза покажусь? Что скажу? Чем обрадую?
Да и не до меня ему, наверное. . .
- Дмитрий Юльевич уже не преподаёт в институте, - заметил Алексей. - Болеет он в последнее вре-
мя часто. А живёт далеко - в деревушке какой-то, в Сибири.
- В Сибири? - удивился Иван. - Как его туда занесло?
- Да толком неизвестно, - пожал плечами Алексей. - Кто говорит - климат сибирский ему на поль-
зу, кто - что суета городская , мол, наскучила нашему профессору. Да и важно ли это? Главное - он рад
тебе будет, да и ты хандру свою развеешь.
- Уж и не знаю, - растерялся Иван.
Алексей встал с дивана и протянул другу руку:
- Поезжай, поезжай, Ванька. Это тебе сейчас нужнее всего. А мне пора. Я ведь сюда не вольным орлом прилетел, время поджимает.
Они крепко обнялись. Уже с порога Алексей сказал:
- Дмитрию Юльевичу кланяйся от меня. Мы его всегда помнить будем. Так и передай.
Иван только кивал в ответ, не в силах говорить. Он вернулся в ставшую тихой и пустынной комнату, сел
на диван и сложил руки на коленях, словно примерный школьник перед строгим учителем. Иван задумчи-
во смотрел на эти руки - руки художника, измотавшиеся от долгого бездействия, истосковавшиеся по про-
хладным тюбикам красок и тёплому дереву кисти. Руки художника, которым дано было творить чудеса,
сами сейчас нуждались в чуде.
* * *
Поезд в последний раз дёрнулся и остановился. Иван с любопытством посмотрел в окно: в лёгких
синеватых сумерках он различил одноэтажное неприметное здание вокзальчика и крупное название стан-
ции.
- Ваша остановка? - повернулась к Ивану худенькая, живая старушка, соседка по купе.
- Моя, - ответил он, стаскивая с верхней полки свой чемодан.
- К родным едете? - не унималась любопытная бабуля.
- К родным, - односложно ответил Иван, направляясь к выходу.
- Ну и хорошо, что к родным. К родным-то всегда лучше ездить!..
Иван спрыгнул на перрон и осмотрелся. Маленький вокзал приветливо сиял высокими окнами. Вдоль
перрона бродило несколько человек в ожидании поезда.
Подняв свой чемодан, Иван пошёл к остановке автобуса. Здесь уже стояли люди. Оглядев всех, Иван отме-
тил про себя невысокого худощавого мужичка, который покуривал в сторонке, прислонившись к столбу.
- Не подскажете ли, как до Раздольного доехать? - спросил Иван.
Мужичок вынул папиросу изо рта и охотно объяснил:
- До Раздольного всего час езды на попутке. Да и автобус туда ходит. Вот только расписания его я не знаю. Вы вон там гляньте, - и он кивнул на смутно белевшую в сумерках доску объявлений на привокзаль-
ной стене.
Иван долго разбирал полурасплывшиеся от дождя буквы и в конце концов выяснил, что последний автобус вот-вот должен подойти.
- "Успел , - облегчённо подумал Иван. - А то бы пришлось ночь на вокзале коротать".
Автобус подкатил через четверть часа. Народу в нем было мало, и Иван ехал в полупустом салоне. Чувст-
вуя естественную дорожную усталость, он с наслаждением закрыл глаза и задремал. . .
. . . Ему показалось, что прошло всего несколько минут пути, а автобус вдруг перестал подпрыгивать
на ухабах и остановился. Наскоро протерев глаза, Иван схватил свой чемодан и выскочил на улицу.
Острая вечерняя прохлада пронзила его, и он поёжился в своей летней куртке, подумав, что слишком легко оделся.
Осмотревшись, Иван прочитал название улицы - Профсоюзная. А Дмитрий Юльевич жил на Красно-
армейской. Найти нужную улицу не составляло труда, так как в Раздольном их было всего две.
Дом Дмитрия Юльевича Иван отыскал почти на окраине. Маленький, с двумя окнами, он заметно отличался от других домов - высоких, крепких, добротных.
Иван нерешительно остановился перед калиткой. Сердце от волнения громко бухало, и Иван постоял
несколько минут, чтобы успокоиться. Потом он медленно подошёл к окнам: сквозь закрытые ставни струи-
лась полоса мягкого света. Пересилив себя, Иван поднял руку и постучал.
Через несколько минут он услышал, как звякнула щеколда, и увидел знакомый силуэт профессора
на крыльце.
- Кто там? Входите, у меня собак нет, - этот до боли знакомый голос Иван различил бы и среди со-
тен других голосов. Наклонив голову, он распахнул калитку и вошёл во двор.
Дмитрий Юльевич пристально вглядывался в него, не узнавая, и тогда Иван дрожащим от волнения голосом произнёс:
- Здравствуйте, Дмитрий Юльевич!
И совсем уж глупо добавил:
- Вот я и приехал. . .
Профессор неуверенно спустился с крыльца, сделал два шага и вдруг охнул, схватившись за сердце:
- Летягин?! Иван!..
Иван бросил свой чемодан прямо в траву и крепко обнял учителя.
- Вот я и приехал, Дмитрий Юльевич, - опять сказал он, злясь на себя за то, что не может отыскать простых и сердечных слов.
- Ваня, дорогой мой, да как же так, откуда? - растроганно повторял профессор.
- Приехал вот сегодня. . . Потянуло. . . Просто потянуло - а больше и сказать нечего. . .
- Ну, ну, спасибо, голубчик. Я ведь, признаюсь, как на духу, и не чаял никого из вас больше уви-
деть. . .
Дмитрий Юльевич вдруг спохватился:
- Что же я тебя держу на ветру таком? Пойдём, пойдём - а то ведь здесь климат строгий, шутки у
него не в почёте. недолго и простудиться, знаешь.
Профессор скорым шагом поднялся по ступенькам и открыл дверь, заботливо предупреждая гостя:
- Вот здесь, Ваня, ведро с водой стоит, так ты не споткнись. Направо, направо, за мной иди.