"Пикап: съем без правил" - если и не первый, то вне всяких сомнений лучший отечественный фильм о модной форме проведения досуга, получившей незамысловатое название "пикап" или "пикапинг" (от английского pick up). Для тех, кто еще не знает, пикап - это искусство скоростного обольщения существ противоположного пола.
В основе сюжета фильма лежит рассказ о похождениях трех друзей, московских студентов. Назовем их для удобства именами знаменитой троицы из комедии Гайдая - Трус, Балбес и Бывалый.
Бывалый и Балбес - охотники за женскими прелестями, причем не новички, а пикаперы со стажем, каждый имеет обширных "донжуанский список" побед. Они, как это бывает принято в пикаперской среде, одновременно друзья и соперники, что превращает их союз в некое подобие боевого братства. Жизнь - вечный бой, как сказал поэт, а в эпоху демократии каждый волен сам выбирать себе и врага, и поле битвы. Трус, в отличие от них - робкий и закомплексованный юноша, "лузер", или, используя пикаперский жаргон - ТФН (типичный фрустрированный неудачник). Его удел - хроника, а точнее фотохроника чужих побед. Впрочем, как мы увидим в дальнейшем, ничто человеческое ему тоже не чуждо.
Бывалый и Балбес - актеры театра человеческой комедии, обладающие каждый своим амплуа. Бывалый - классический типаж соблазнителя: красавчик, обаяшка и говорун, в меру развязный и нагловатый, при этом, впрочем, не лишенный лоска и светских (в современном понимании) манер.
Балбес - характер попроще. Он атлетически сложен и немногословен, как и подобает настоящему мужику, однако молчание его весьма красноречиво. Впрочем, женщины, как известно, любят ушами, поэтому амплуа "великий немой" не слишком популярно среди пикаперов. Балбес не столь красноречив, как Бывалый, но компенсирует количество слов их качеством, а точнее увесистостью. Его аудитория- юные доверчивые простушки и кокетливые дамы постбальзаковского возраста.
Цель спорта, которым занимаются друзья, проста - познакомиться с красивой девушкой и соблазнить ее, проще говоря, иметь с ней секс. Лучше, если в тот же день (фаст), хотя в более сложных случаях допускаются более длительные сроки (трех-, пяти- и более свиданки). Продолжения нет, и девушка немедленно после акта любви выставляется за порог - или, если все происходит на ее территории, за дверью оказывается сам пикапер. Друзья практикуют "одноразовый" секс - первое любовное свидание с девушкой оказывается и последним. Побеждает тот, кому удается соблазнить большее количество девушек (разумеется, не абы каких, а симпатичных) за более короткий срок.
Как ни приятен процесс, а в особенности результат соблазнения, даже он подчас приедается. Поэтому, чтобы усилить остроту ощущений, приятели ставят перед собой новую, еще более сложную задачу. На этот раз цель заключается не в том, чтобы просто "чпокнуть" девушку. Номер первый (Бывалый) должен влюбить ее в себя, а номер второй (Балбес) - отбить у друга. Правил нет, имеет значение только результат. Нестандартное задание требует и нестандартного объекта. На этот раз добыча жрецов амура - их самая некрасивая сокурсница, рыжая, конопатая и закомплексованная особа. Пропаганда идей Гринписа - наиболее подходящее занятие для девушки-ботаника. Тем более, что занимается она этим на пару с толстым неуклюжим парнем, с которым их связывает не только совместная борьба за будущее планеты, но и дружба, которая имеет все шансы перерасти в любовь, если не в ближайшем, то в отдаленном будущем.
Поначалу все идет строго по плану. Бывалый с помощью незамысловатых, но профессионально исполненных приемов влюбляет в себя гринписовку, которая на поверку оказывается самой обычной девушкой, жаждущей любви и внимания. Теперь, как и обговаривалось заранее, на арене появляется номер второй - Балбес. Состязание, как мы уже упоминали, проводится в духе "боев без правил", поэтому соперник устраивает публичный скандал и обвиняет друга в том, что тот соблазнил девушку на пари. Это весьма умелый ход, который не только дискредитирует Бывалого в глазах девушки, но и позволяет Балбесу завязать с ней дружбу которая, как и следовало ожидать, быстро перерастает в новый роман.
Параллельно действие фильма обогащается еще одной сюжетной линией. Друг не при делах, - Трус (он же - Чук), созрел, наконец для того, чтобы пройти инициацию и приобщиться к высокому искусству пикапа, благо за наставниками далеко идти не придется. Бывалый учит его, как нужно вести себя и что говорить, ну а дальше вступает в силу обаяние молодости, которым наивный и добрый Чук наделен в полной мере. Объект - яркая, хотя и не первой свежести блондинка, поломавшись для вида, отвечает взаимностью на чувства юноши.
Однако вот тут-то и разворачивается подлинная драма. Наивность Чука - это не маска, а часть его натуры. Трус не на шутку влюбляется в красотку и собирается превратить ночь любви с ней в длинный роман. Такое нарушение неписаного пикаперского кодекса вызывает гнев Бывалого. Знаток женской природы с одного взгляда оценивает (калибрует) подругу Труса, и не может отказать себе в удовольствии продемонстрировать товарищу то ли собственное мастерство, то ли непостоянство и капризность женской натуры. Пьяный и счастливый Чук проводит ночь в клубе, а его друг Гек-Бывалый, словно серый волк из сказки, мчится в гости к даме его сердца, зажав подмышками бутылку дорогого коньяка. Проигнорировавшая, а может, никогда и не слышавшая советов умной мамы козочка-блондинка, ничтоже сумняшеся, впускает матерого хищника к себе домой. А тот, как и следовало ожидать, с помощью своего мужского обаяния и паров алкоголя быстро уламывает красотку на секс. В качестве ценного сувенира Гек оставляет Чуку на мобиле фотку его спящей подруги, не обремененной ни одеждой, ни особыми моральными принципами. В доказательство того, что его королева - не более, чем обычная блядь. То есть существо, которое настоящие мужики должны по определению презирать. За что? За то, в сущности, что она имеет нахальство относится к ним так же, как они относятся к ней - потребительски и цинично.
Хрупкая психика Чука не может вынести такого крушения иллюзий, и он решает совершить самоубийство, выбросившись из окна. Впрочем, на этот раз судьба более благосклонна к нему, и он буквально чудом остается жив.
В отличие от Бывалого сексуальные подвиги не превратили Балбеса в законченного циника. В глубине души он остался романтическим юношей, способным на сильные чувства. Именно их и пробуждает в нем рыжая девушка-лягушка, на глазах превращающаяся в сказочную принцессу. А несчастье, случившееся с Чуком, окончательно приводит его к решению порвать с пикапом. Балбес разрывает дружбу с Бывалым и делает предложение руки и сердца конопатой девчушке. Зрители рукоплещут...Потому что молодежная комедия не может окончиться ничем другим, кроме счастливой свадьбы. И кто больше достоин любви и семейного счастья, чем некрасивая, но добрая и душевно щедрая девушка? Впрочем, кинематограф по своей природе парадоксален, и хотя любимой героиней зрителей является дурнушка, становящаяся красавицей, не будем забывать о том, что обычно ее играет красавица-актриса, вплоть до финальной сцены фильма старательно прикидывающаяся дурнушкой.
Бывалый сохраняет верность себе и своему ремеслу и отправляется на турне в Бразилию. Если кто-то еще не знает, то готовы сообщить под большим секретом, что Рио-де-Жанейро, - настоящий рай для сексуально озабоченных молодых людей.
Так о чем же все-таки этот фильм и что нового мы из него узнаем?
"Съем без правил", как явствует из названия - это не просто увлекательная история, а история конкретная, рассказ о таком колоритном явлении нашей жизни, как пикап. Насколько авторам удалось выполнить эту задачу?
Следует честно признать, что фильм очень даже удался. В нем есть все, за что зрители любят кино: динамичный сюжет, остроумные диалоги, живые и яркие сцены, отличный актерский ансамбль, включая как исполнителей главных ролей, так и второстепенных персонажей. И финал, если и не полностью счастливый, то вполне благополучный. Трагизм жизни (куда же без него?) показан в фильме с чувством меры, а любовь (именно любовь, а не секс или съем по правилам и без) торжествует и, как в старые добрые времена, превращает гринписовских замарашек в прекрасных принцесс.
Рыжая золушка, главная героиня- бесспорная удача создателей фильма. Она запоминается не только своей колоритной некрасивостью, которая кадр за кадром начинает восприниматься не только будущим женихом, но и зрителями как самобытная красота, но и характером. Девушка, обделенная мужским вниманием, получив его в избытке, буквально расцветает, привыкнув к тому, что находится в центре внимания. Забавно, с каким неподдельным энтузиазмом героиня разнимает ссорящихся из-за нее (сначала понарошку, а потом и всерьез) парней. Оставьте меня в покое, - жалобно всхлипывает она, сидя босиком на пороге своей комнатушки. Но зрители не торопятся жалеть ее, и вовсе не из-за своей душевной черствости. Уж слишком этот плач современной ярославны похож на торжествующий вопль. Героиня всерьез переживает свои сложные отношения с поклонниками; но жизнь, наполненная драйвом, приходится ей куда больше по душе, чем прежнее монотонное существование.
С рассказом о таинствах пикапа все обстоит намного сложнее. Погоня за двумя зайцами, как хорошо известно, - нелегкая задача. Что же, если нельзя догнать обоих, то стоит изловить хотя бы одного, самого жирного. Ну а второго - сфотографировать.
"Создатели ленты пытаются разобраться в таком явлении, как пикап...Пикап существует как социальное явление, и отрицать его существование - занятие глупое", - пишет Фаина Фардо (Пикап. Съем без правил": Казанове такое и не снилось). Что же, никто и не отрицает его существование. Другое дело, насколько удачной получилась попытка разобраться в нем.
Бывалый в исполнении Константина Крюкова действительно хорош. Типичный "Золотой мальчик": статен, красив, элегантен, по-своему очень неглуп и, что самое главное, обладает недюжинной сексуальной харизмой. Не говоря уже о том, что в совершенстве владеет приемами обольщения существ противоположного пола. Хотя, похоже, они ему не слишком-то и нужны. Потому что такой завидный кавалер в глазах современных девушек выглядит скорее не охотником, а заманчивой добычей, и главная проблема, с которой он сталкивается в личной жизни, - не методы съема девушек, а скорее способы их отваживания.
Вне всякого сомнения, Бывалый - практик, или в терминологии пикаперов "натурал" (мужчина, от природы владеющий навыками соблазнения). Однако многие эпизоды, в частности сцена производственного инструктажа Труса показывают, что он отлично владеет не только практикой, но и теорией пикапа. Благодаря чему способен не только эффективно действовать сам, но и давать советы другим, помогая быстро разруливать самые непростые ситуации, которыми чревато общение с прекрасным полом.
В старой кинокомедии "Полосатый рейс" (напомним - простой буфетчик, роль которого играет Леонов, чтобы скорее уехать на родину, прикидывается укротителем хищных зверей) моряки задают мнимому укротителю львов и тигров вопрос: "Да как же вам удалось развить в себе такую смелость?". "Вот как-то так, - скромно отвечает герой. - Взял и развил".
Каким же образом нашему герою удается развить в себе смелость в обращении с женщинами и приобрести все свои знания и навыки?
Ответ создателей фильма выдержан в стиле героя Леонова, однако не будем забывать, что на этот раз речь идет не о мнимом, а о самом что ни на есть подлинном укротителе. Впрочем, додумать его самим не так уж и сложно. Бывалый - подлинный мастер, а возможно даже "гуру" (супермастер) пикапа. А настоящим мастером можно стать, только общаясь с другими мастерами. Тяжело в ученье - легко в бою, - говорил гениальный полководец Суворов. Почти наверняка непринужденность и легкость поведения, которую мы видим на экране - это не что иное, как спектакль одного актера. Который почти всегда имеет успех, потому что за ним стоят месяцы, если не годы тяжелого труда: штудирования трактатов и пособий, изнуряющих тренингов, занятия с мастерами пикапа. И бесчисленные неудачи....Которые для человека, жизнь которого подчинена движению к одной цели, становятся не провалом, а очередной ступенькой, ведущей к будущему триумфу.
Недовольство Бывалого товарищами, которые нарушили правила пикаперской "игры", далеко не случайно. Пикапер по определению не может быть один. Вот только его окружение, как ни странно - не спутницы, которые постоянно меняются, а спутники. Мастера пикапа - это не просто особая каста, это круг людей, находящихся в постоянном общении друг с другом (как писал Нил Штраус, автор культовой для пикаперов книги "Игра", эксперты пикапа больше общаются друг с другом, чем с девушками). В этом есть особый смысл. И дело не только в обмене передовым опытом который тоже, конечно, немаловажен. Главное - это стимулы продолжения "игры" и восстановление энергетических ресурсов, без которых съем невозможен. Пикап - это постоянный поиск и вызов, который вступает в противоречие с натурой цивилизованного человека, по своей природе склонного к лености. В стремлении постоянно менять сексуальных партнерш есть что-то искусственное, не говоря уже о том, что занятие это требует громадных затрат энергии. Свой круг, среда единомышленников, - то что поддерживает мастера пикапа в его нелегком и подчас неблагодарном труде. Неизвестно, существует ли на самом деле воспетый Дэном Брауном Приорат Сиона, но братство пикаперов, своего рода "Приорат Амура" не мог не появиться на свет...
Искусство, по-никому не ведомым причинам, отчаянно стремится быть похожим на жизнь. Фильм, как уверяют его создатели, основан на реальных событиях. Кто бы возражал...Зрителям приятно верить в то, что они видят не выдуманную профессиональным копирайтером сказку, а самую настоящую быль. Вот только профессионалы кино прекрасно знают, что на самом деле успех фильма обеспечивает не его правдоподобие, а абсолютная непохожесть на все, что случается в жизни большинства людей.
Правда и ложь, истина и вымысел...Как совместить два этих несовместимых по сути принципа? Нет вопросов, отвечают знатоки. Чем сложнее проблема, тем проще способ ее решения. Единственное, что надо сделать режиссеру, - это создать иллюзию правдоподобия при полнейшей фантастичности происходящего.
Искусство - особая сфера. Его произведения по своей сути не могут быть ни отражением жизни, ни, тем более, ее учебником.
Фильм показывает верхушку айсберга пикапа, не затрагивая его сути. Разбрасывание розовых лепестков с моста, которым занимается в начале фильма Бывалый, стараясь впечатлить бегущую девушку, не импровизация или случайная выдумка недобитого романтика. Это - один из приемов пикапа, который называется "крышесносом" (точнее - оупенер-крышеснос). Едва ли в реальной жизни этот фокус, несмотря на всю его красоту, сработал бы. Прекрасная бегунья могла избрать другой маршрут или просто не заметить бросающего на ветер лепестки юношу. А заметив, скорее всего не остановилась бы, а только ускорила бег, решив, что имеет дело с очередным городским сумасшедшим.
Пресловутый крышеснос - могучее оружие, своего рода булыжник в руках пролетария- пикапера в его борьбе с прекрасным полом. Вот только что именно, куда и как швырять -предмет для нешуточных раздумий и тяжелых тренировок. Потому что, как хорошо известно, существует время разбрасывать лепестки, и время их собирать. И отличить одно от другого не так просто, как может показаться на первый взгляд.
Пикап, как и любой сложный вид деятельности - не только практика, но и теория, глубина и размах которой способны повергнуть в изумление не только неискушенных юношей, но и зрелых мужей с учеными степенями за плечами. В его рамках существует множество отдельных отраслей и направлений. Особая тема - так называемые оупенеры, фразы или действия, с помощью которых пивняки (пикаперы) завязывают беседы с прекрасными незнакомками. Использование оупенеров - опять-таки целая наука. Тактика поведения, которую Бывалый подсказывает Трусу в сцене его знакомства с прекрасной блондинкой - не что иное, как подстройка под образ. Эпизод в кафе, где Бывалый подсаживается к двум подружкам и соблазняет одну из них, исполнен глубокого смысла для знатоков. Со стороны кажется, что он просто оживленно беседует с ними. Однако все не так просто: чтобы завладеть вниманием девушек, юноша постоянно переключает внимание с одной на другую, пробуждая в их душах ревность и соперничество.
Впрочем, эти и десятки других, не замеченных мною деталей фильма видны и понятны, пожалуй, только людям, не понаслышке знакомым с таинствами пикапа. Прочие замечают в нем то, что и желают увидеть - алхимию пикапа, трюки и магические формулы.
Кроме главной темы фильма существует и сам фильм, продукт искусства и коммерции. Как заведено в природе вещей, сильное вытесняет слабое. Поэтому не стоит удивляться, что из двух задач - рассказа о пикапе как явлении и создания зрелища, которое придется по вкусу зрителям, авторы с очевидностью выбирают вторую. Потому что интерес зрителей - это сборы и кассовый успех фильма. Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать, - утверждал поэт. Продать же фильмопись, то бишь кино для его авторов не только можно, но и жизненно необходимо.
"Я любил и женщин, и проказы. Что ни день, то новая была. И ходили устные рассказы (по району) про мои любовные дела", - пелось в популярном некогда шансоне. Благодаря кино и СМИ рассказы о любовных делах местной знаменитости могут в наше время быть широко растиражированы и шагнуть на городской, региональный, а то и вовсе глобальный уровень.
Пикап, или искусство съема, каким мы его видим в фильме - скорее миф, чем реальность. Или, если угодно, городской фольклор. Который помогает внедрять в массу легенды о гуру пикапа, владеющих магическими приемами соблазнения и наделенных даром, позволяющим в мгновение ока уложить в постель любую, самую неприступную красавицу, стоит им только возжелать ее. Разумеется, при этом девушка должна быть весьма привлекательной, чтобы вызвать желание маэстро. Но и девушка, о которой грезят тысячи обычных мужчин, для гуру пикапа не более, чем продукт одноразового потребления. Каковы бы ни были ее физические и прочие достоинства, шанса еще раз оказаться в объятиях маэстро у нее нет. Потому что мастер пикапа знает: даже сама красивая девушка не может дать больше того, что у нее есть. А мастер - это тот, кто способен получить от женщины все, что она может дать за один-единственный раз.
Искусство кино, как и всякое уважающее себя искусство, имеет определенные законы. Во-первых, это временные рамки фильма, весьма ограниченные, а во-вторых, правила жанра, которые устанавливают, что должно быть, и чего не должно быть на экране. Драматичная сюжетная линия, счастливая или несчастная, но неотвратимо случающаяся развязка узла событий, оценка характера героев и предположение о том, как в дальнейшем сложатся их судьбы, - то, без чего не может обойтись ни один уважающий себя коммерческий фильм.
Что, собственно, мы и наблюдаем в финале "Съема без правил". Судьбы героев столь же различны, как и характеры, которыми они наделены. Балбес бросает пикап, остепеняется и женится. Трус, столкнувшись с цинизмом и темной стороной жизни, едва не погибает. Наверное, у него в будущем все будет хорошо. Просто он стал другим человеком, расскз о судьбе которого - тема другого фильма. И только Бывалый не меняется и остается таким же, как и был закоренелым и неисправимым фанатом пикапа. Его удел -совершенствование своего ремесла, а со временем - воспитание учеников и подготовка подрастающей смены.
Создатели показали только малую, и, наверное, не самую удачную часть того явления, которое носит название пикап. Остается без ответа и вопрос, рождаются ли пикаперами или ими становятся. Мы верим, что молодые, красивые, неглупые и не тяготами жизни парни могут стать звездами пикапа. Проблема в том, что далеко не все из тех, кто хотел бы научиться искусству обольщения, обладают таким - или вообще каким-нибудь набором достоинств. Может ли пикап предложить что-нибудь таким людям, или они обречены на участь лузеров?
Словом, приходится признать, что фильму, хотя к его съемкам и были, вне всякого сомнения привлечены знатоки пикапа, не удалось раскрыть главную тему. Почему? Можно привести тысячу причин, главная из которых заключается в том, что искусство одновременно и меньше, и больше чем жизнь. Его произведение - не учебник, потому что дух парит над жизнью, а с большой высоты трудно разглядеть тысячи мелочей, в которых прячется ее суть.
Но создатели фильма сделали нечто более важное: сказать то, чего не знают мастера пикапа. Или точнее то, о чем они просто не хотят задумываться. Потому что пикап для них - это своего рода наркотик. Так же, как деньги для богатых людей, которые хотят стать еще богаче. Простому обывателю непонятно, к примеру, чем сто миллионов отличаются от двухсот миллионов, а двести - от миллиарда. Или чем 1000 женщин лучше 900. Потому что и малой части этого богатства ему хватило бы для удовлетворения всех потребностей, которые он только может помыслить. Но отличие очевидно: оно в том, что больше лучше чем меньше. Только и всего. Деньги, это конечно сила и власть; больше денег обеспечивает прирост и того и другого. Но дело, на самом деле, даже не в этом. Сам процесс роста капитала доставляет богачу удовольствие; из цели деньги становятся для него средством. Нечто подобное происходит и с гуру соблазнения, которые одержимы стремление наращивать свой человеческий, то есть женский капитал. Теоретики пикапа утверждают, что их искусство - это не макиавеллизм человеческих отношений, а всего лишь способ помочь человеку найти достойную спутницу жизни. Знание пикапа расширяет свободу выбора, а это, в свою очередь, помогает мужчине найти ту самую единственную....а не просто ту, которую он может получить без особых усилий. Что ж, в этом есть доля правды; но увы, далеко не вся правда. Потому что стать мастером, который способен подчинить себе любую (в реальности - почти любую) женщину можно только подчинив свою жизнь одной цели: соблазнению. Конечно, пикап призывает развивать личность и приобретать разносторонние навыки: читать, заниматься спортом, изучать психологию, разбираться в искусстве и музыке. Вот только все дело в том, что все эти занятия имеют для пикапера ценность только в том случае, если работают на достижение сверхзадачи. Стать мастером может один из тысячи или десятка тысяч мужчин. Большинство из тех, кто просто интересуется этим предметом, или даже закончил курсы пикапа, так и останется не более, чем дилетантами, ненамного опередившими в своем искусстве обычных лузеров-ТФН. Мастер, в отличие от них, может если не все, то почти все. Но вот сумеет ли он воплотить в жизнь мечты, которые н имел в бытность обычным человеком? Гуру пикапа, как и богач, неисправим, потому что становится фанатом своего ремесла. Именно такой путь выбрал герой Константина Крюкова.
Жизнь - это тоже своего рода пикап, в котором каждый пытается "снять" удачу. Благосклонность женского пола - значимая, но не единственная ее часть. В глобальном пикапе жизни у каждого человека свой путь. Ей-богу, большинству из нас лучше не забивать свою голову мыслями о пикапе, а просто заняться тем, к чему лежит душа. И преуспев в этом занятии, сорвать главный жизненный приз, о котором мечтают все, в том числе могучие гуру пикапа. Потому что человек, занимающийся любимым делом, почти всегда достигает успеха и становится личностью, которую окружающие начинают уважать. А человек, которого уважают и признают, имеет не меньше шансов сорвать приз, о котором мечтают все, в том числе и гуру пикапа. Что же это за приз, спросите вы? Неужели вы еще не догадались: конечно же, речь идет о простом человеческом счастье! Во всем, в том числе и в личной жизни. А пикап...ну что же, основы пикапа никому не помешают, особенно таким хорошим и наивным юношам, как Чук. Вот только лучше не стоит делать это своим хобби, а тем более - профессией или вторым "я".