Банчик Леонид : другие произведения.

Яффо - порт Иерусалима

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    От Яффо до Иерусалима 60 км, но на протяжении тысячелетий эти города были неразрывно связаны друг с другом


Яффо - порт Иерусалима

   Леонид Банчик
  
   Рассказы об Иоппии (Яффо) можно найти в египетских, ассирийских, греческих источниках и, конечно же, в Библии - книге, дарованной нам Богом.
   Название города связано с легендой, переносящей нас в эпоху всемирного потопа, когда Бог велел построить ковчег самому праведному человеку того времени по имени Ной. В ковчеге спаслись семья Ноя и животные, "от всякой плоти по паре". Согласно нашей легенде Ной соорудил ковчег именно здесь, на берегу Средиземного моря. После потопа его младший сын Иафет, что значит "красивый", вернулся на это замечательное место и основал один из первых городов на земле. В его честь город назван Яффо, а центральная улица - Иафет.
   Так ли было все на самом деле, мы не знаем. Библия по поводу места постройки ковчега ничего не сообщает. Но возраст Яффо действительно очень велик - около 4000 лет. В археологическом саду Рамзеса Второго найдены руины городских стен 19 века до н. э. Там же сохранились остатки крепостных сооружений, аккуратно выложенных из древнеегипетского кирпича. Возможно, это те самые кирпичи, которые производили порабощенные евреи:
   "И потому Египтяне с жестокостью принуждали сынов Израилевых к работам и делали жизнь их горькою от тяжкой работы над глиною и кирпичами и от всякой работы полевой, от всякой работы, к которой принуждали их с жестокостью" (Исход 1:14).
   История не всегда в ладах с археологией. Представители этой самой точной науки считают датой рождения города первую документальную запись о нем. Яффо впервые упоминается в египетском папирусе 15 века до н. э. в рассказе о том, как фараон Тутмос Третий велел своему военачальнику любым путем покорить город. Тот исполнил приказ царя, прибегнув к хитрости. Он прибыл в Яффский порт на двух кораблях, спрятав 200 солдат в больших, плотно закрытых корзинах. Правителю города сообщили, что корзины полны самых различных даров. Он обрадовался, велел выгрузить "сокровища" на берег... Что было потом, вы уже, конечно, догадались.
   В советские времена мы, бывало, зачитывались мифами древней Греции (Библия тогда для многих была недоступной книгой). Одна из самых известных историй повествует о прикованной к скале первой красавице Иоппии Андромеде. Некоторые ученые полагают, что героиня мифа была распята. Таким ужасным образом ее собирались принести в жертву морскому чудовищу, чтобы избавить город от штормов. Но все закончилось благополучно: девушку спас Персей, а чудовище "превратилось" в гряду небольших скал, названных скалами Андромеды.
   Впрочем, оставим в покое мифологию и поговорим о самом драгоценном для нас - Слове Божьем. Первое упоминание Яффо в Библии можно прочесть в книге Иисуса Навина 19:46 при разделе хананейской земли между коленами Израиля. Город должен был стать частью удела колена Дана. Отсюда ивритское название Тель-Авива с окрестностями "Гуш Дан" ("Сгусток Дана"). Однако сыновья Дана не смогли отвоевать эту землю у филистимлян и ушли далеко на север. Важнейший стратегический порт древнего мира надолго оказался в руках иноземцев. Лишь военные победы царя Давида на рубеже 10-11 веков до н. э. вернули Израилю выход к морю. Тогда реализовалось историческое и духовное предназначение Яффо. Он стал портом Иерусалима. Сюда приходили один за другим корабли из Ливана с ценными породами деревьев для строительства Первого Храма.
   "Мы же нарубим дерев с Ливана, сколько нужно тебе, и пригоним их в плотах по морю в Яфу, а ты отвезешь их в Иерусалим" (2 Паралипоменон 2:16).
   Царь Израиля щедро заплатил финикийскому властелину за оказанную помощь:
   "А Соломон давал Хираму двадцать тысяч коров пшеницы для продовольствия дома его и двадцать коров оливкового выбитого масла: столько давал Соломон Хираму каждый год... И обложил царь Соломон повинностью весь Израиль; повинность же состояла в тридцати тысячах человек. И посылал их на Ливан, по десяти тысяч на месяц, попеременно; месяц они были на Ливане, а два месяца в доме своем" (3 Царств 5:11, 13-14).
   Как видите, мудрый Соломон является изобретателем метода, который в бывшем Советском Союзе называли "вахтовым". Благодаря этому методу и щедрой оплате за ливанские кедры в Иерусалиме был построен Дом Господень - Храм Соломона.
   В эпоху Царств Яффо оказался "замешанным" в другой истории с трагикомическим оттенком. Бог послал галилейского пророка Иону в столицу Ассирии Ниневию, но этот "голубь" (так переводится имя пророка) ослушался Господа:
   "И встал Иона, чтобы бежать в Фарсис от лица Господня, и пришел в Иоппию, и нашел корабль, отправлявшийся в Фарсис, отдал плату за провоз и вошел в него, чтобы плыть с ними в Фарсис от лица Господа" (Иона 1:3).
   Фарсис (Таршиш) - вероятно, порт в Испании. Иона решил на вышедшем из Яффо корабле переплыть Средиземное море, надеясь в Фарсисе "спрятаться" от Бога. Но разве можно скрыться от Создателя мира? Бог устроил на море шторм, моряки бросили жребий, указавший на вину Ионы. И тогда по просьбе пророка его выбросили за борт, где Иону проглотил... нет, не кит, а "даг гадоль" - большая рыба. Художники обычно изображают кита, но, скорее всего, Господь создал в единственном экземпляре такую большую рыбу, чтобы Иона посидел в ее чреве и, как следует, подумал, что же он натворил. Три дня пророк упрямился, молча сносил страдания, но затем попросил у Бога прощения:
   "Когда изнемогла во мне душа моя, я вспомнил о Господе, и молитва моя дошла до Тебя, до храма святого Твоего. Чтущие суетных и ложных богов оставили Милосердого своего, а я гласом хвалы принесу Тебе жертву; что обещал, исполню: у Господа спасение!" (Иона 2:8-10)
   Возвращение Ионы из чрева рыбы явилось знамением воскресения Иисуса после смерти на Голгофском кресте:
   "Тогда некоторые из книжников и фарисеев сказали: Учитель! хотелось бы нам видеть от Тебя знамение. Но Он сказал им в ответ: род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка; ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи. Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной; и вот, здесь больше Ионы" (Матфея 12:38-41).
   Жители Ниневии покаялись после проповеди Ионы, и Господь пощадил город. Иисус обращался к народу Израиля, который, в большинстве своем, к сожалению, отверг Его проповедь...
   Новозаветная история Яффо сделала этот город четвертым по посещаемости среди христианских паломников после Иерусалима, Вифлеема и Назарета. И связано это с двумя прекрасными рассказами из книги Деяний Апостолов. Первый повествует о местной портнихе по имени Тавифа. Она была христианкой и своими добрыми делами заслужила любовь жителей города. Ее смерть опечалила весь Яффо. Апостол Петр тогда находился в соседнем Лоде (Лидда), и его попросили приехать. Он не заставил себя долго ждать и...
   "Петр выслал всех вон и, преклонив колени, помолился, и, обратившись к телу, сказал: Тавифа! встань. И она открыла глаза свои и, увидев Петра, села. Он, подав ей руку, поднял ее, и, призвав святых и вдовиц, поставил ее перед ними живою. Это сделалось известным по всей Иоппии, и многие уверовали в Господа" (Деяния 9:40-42).
   Петр совершил великое чудо воскрешения из мертвых. До него в эпоху Ветхого завета это было доступно только пророкам Илие и Елисею, а в новозаветное время - Христу и Павлу. Иисус смог вернуть к жизни Лазаря четыре дня спустя его смерти, когда тело уже разлагалось. Тем самым Господь показал нам, что физическая оболочка есть ничто, главное - верить в Бога и иметь спасенную душу. Придет время, и все воскреснут, как воскрес Иисус после смерти на Голгофе. Но только те, кто уверовал в Него в нашей скоротечной земной жизни, будут вечно обитать на новой земле в Новом Иерусалиме.
   "И довольно дней пробыл он в Иоппии у некоторого Симона кожевника" (Деяния 9:43).
   Дом, построенный на этом месте, уже несколько веков принадлежит одной армянской семье. Во дворе дома есть колодец 1 века н. э. и мечеть, сооруженная на развалинах церкви крестоносцев. Из-за мечети не раз возникали конфликты с мусульманами Яффо, поэтому здание находится под полицейской охраной. На крыше дома Симона кожевника произошло важнейшее для всего христианского мира событие.
   "...Петр около шестого часа взошел на верх дома помолиться. И почувствовал он голод, и хотел есть. Между тем, как приготовляли, он пришел в исступление и видит отверстое небо и сходящий к нему некоторый сосуд, как бы большое полотно, привязанное за четыре угла и опускаемое на землю; в нем находились всякие четвероногие земные, звери, пресмыкающиеся и птицы небесные. И был глас к нему: встань, Петр, заколи и ешь. Но Петр сказал: нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного или нечистого. Тогда в другой раз был глас к нему: что Бог очистил, того ты не почитай нечистым. Это было трижды; и сосуд опять поднялся на небо" (Деяния 10:9-16).
   Апостол Петр считал себя правоверным иудеем и употреблял только кошерную пищу, а тут Сам Господь предлагает ему "трефные" яства. Смысл видения открылся Петру, когда к нему пришли из Кесарии гонцы от римского сотника Корнилия:
   "Между тем, как Петр размышлял о видении, Дух сказал ему: вот, три человека ищут тебя; встань, сойди и иди с ними, нимало не сомневаясь; ибо Я послал их. Петр, сойдя к людям, присланным к нему от Корнилия, сказал: я тот, которого вы ищете; за каким делом пришли вы? Они же сказали: Корнилий сотник, муж добродетельный и боящийся Бога, одобряемый всем народом Иудейским, получил от святого Ангела повеление призвать тебя в дом свой и послушать речей твоих" (Деяния 10:19-22).
   Теперь апостол все понял. Он должен идти и проповедовать Благую весть о Христе не только евреям, не только жителям Иудеи, а всем народам на земле. Римлянин Корнилий и его семья стали первыми христианами из языческого мира. Вот почему видение Петра на крыше дома Симона кожевника является отправной точкой распространения веры в Иисуса во всем мире. Так исполнились слова Господа:
   "...и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли" (Деяния 1:8).
   Раньше на крыше дома, где остановился Петр, постоянно проводились молитвы групп христианских паломников. Теперь хозяину запретили принимать гостей, но это место очень дорого сердцу каждого верующего. Чаще всего в Старом Яффо приходится отвечать на вопрос: "Как пройти к дому Симона кожевника?" Может быть, со временем, мы вновь будем подниматься на крышу и благодарить Бога за увиденную Петром "скатерть-самобранку" с некошерной пищей.
   Вплоть до римско-иудейской войны в Яффо проживало значительное количество евреев, в том числе и верующих в Иисуса. Они потянулись в город еще с середины 2 века до н. э., когда Израиль во время правления Симона Маккавея вновь обрел выход к морю:
   "И покоилась земля Иудейская во все дни Симона; он старался о благе народа своего, и нравилась им власть и слава его во все дни. И ко всей своей славе, он взял еще Иоппию для пристани и открыл вход островам морским" (1-я Маккавейская 14:4-5).
   В 67 году н. э. римская армия захватила Яффо и истребила иудейское население города. Археологи раскопали руины еврейского дома, разрушенного и сожженного в это время. После войны император Веспасиан отстроил город заново, возвел цитадель и расквартировал там римский гарнизон, но город надолго утратил свое былое значение. Он начал возрождаться лишь в 1810 году при турецком правителе Яффо Мохаммеде Абу Набуте. Этот необычайно суровый человек (его прозвище "набут" означает "дубинка") заставлял рабочих трудиться, не покладая рук.
   Во второй половине 19 века евреи стали возвращаться на землю, обещанную им Богом. Они останавливались в Яффо, проходили обязательный в то время карантин, а затем либо оставались жить в городе, либо шли на новые "целинные" места. Тогда же резко возросло число христианских паломников. Турецкие власти, в связи с ростом населения и туристов, построили новый центр за пределами Старого Яффо. А в 1948 году Яффо стал израильским городом, впоследствии вошедшим в границы Тель-Авива. Старую часть отстроили заново. Ее облюбовала творческая интеллигенция, особенно художники.
   На вершине Яффского холма стоит "Арка Веры". Три библейских сюжета, запечатленные на ней, говорят о всемогущественной Божьей силе и Его великой милости. Это "Разрушение стен Иерихона", "Жертвоприношение Исаака" и "Сон Иакова". С холма открывается редкий по красоте вид на Яффо, Тель-Авив и Средиземное море. Сразу вспоминаешь слова Господа, сказанные народу Израиля:
   "...и до великого моря к западу солнца будут пределы ваши" (Иисус Навин 1:4).
   Это пророчество сбылось в абсолютной точности, как сбываются все Библейские пророчества: "великое море к западу от солнца" и есть Средиземное море, нынешняя западная граница государства Израиль.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"