Банчик Леонид : другие произведения.

Вечеря Господня

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В статье обсуждаются вероятные места совершения Вечери Господней в Иерусалиме, а также рассказывается о сути этой заповеди.


Вечеря Господня

   Леонид Банчик
  
   "И посылает двух из учеников Своих и говорит им: пойдите в город; и встретится вам человек, несущий кувшин воды; последуйте за ним, и куда он войдет, скажите хозяину дома того: "Учитель говорит: где комната, в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими?" И он покажет вам горницу большую, устланную, готовую; там приготовьте нам" (Марк 14:13-15).
   Это все, что нам известно о горнице (буквально "верхней комнате"), где Иисус провел последнюю Пасху с учениками, где Он установил заповедь о вечере Господней для всех верующих, где Он объяснил, что хлеб и вино символизируют Его плоть и кровь.
   Верхней комнатой, обычно, называли пристройку на крыше, куда вела лестница, прикрепленная к стене дома с внешней стороны. Такую комнату удобно снимать для праздничной трапезы, так как туда можно подняться, не беспокоя хозяев. У римлян обеденная комната имела название "триклиниум", потому что вдоль трех ее стен в форме буквы "П" расставлялись диваны, на которых возлежали люди. Между диванами стояли небольшие столы с едой, вином и сосуды с водой. Это располагало не только к принятию пищи, но и к непринужденной приятной беседе.
   Мы с вами привыкли к другой картине, изображенной на фреске Леонардо да Винчи: длинный стол и сидящие за ним Христос с апостолами. Однако подобные столы стали использоваться как обеденные позднее. Первоначально такой стол назывался "трапеза", и за ним сидели менялы (там было достаточно места, чтобы разложить различные виды монет). Поэтому в современной Греции банки по-прежнему называются "трапезами".
   В каком месте произошла последняя трапеза нашего Господа с учениками? Как правило, туристам и паломникам показывают верхнюю комнату на горе Сион, за пределами нынешних крепостных стен Старого города. Эта комната является частью некогда большой церкви 12 века Нотр Дам Цион, построенной крестоносцами. Комната действительно "верхняя" - под ней находится другая комната с крупным монолитом, отмечающим место захоронения царя Давида. Некоторые историки относят гробницу к византийской эпохе, но, скорее всего, она также существует со времен крестоносцев: лишь в 12 столетии сделана первая запись о могиле Давида на Сионской горе. Я придерживаюсь точки зрения, что великий царь был похоронен в городе Давида, как это сказано в Библии: "И почил Давид с отцами своими и погребен был в городе Давидовом" (3 Царств 2:10). Гора Сион в то время в пределы Иерусалима не входила.
   Почему же тогда получилось, что в одном здании на разных этажах отмечены два библейских события с почти тысячелетней разницей во времени: смерть царя Давида и вечеря Господня? Дело в том, что крестоносцы уж очень любили насаждать в Иерусалиме и других городах святые места, опираясь при этом на чересчур вольную трактовку Слова Божьего. В данном случае они совершенно необоснованно использовали речь Петра в день Пятидесятницы: "Мужи братия! да будет позволено с дерзновением сказать вам о праотце Давиде, что он и умер и погребен, и гроб его у нас до сего дня" (Деяния 2:29).
   Крестоносцы приняли слова Петра "гроб его у нас" буквально и решили, что могила Давида должна находиться в том же доме, где была совершена вечеря Господня, и где впоследствии собирались апостолы. Однако евреи не строили жилые дома над гробницами. На самом деле Петр говорил, что царь Давид умер и погребен в Израиле, а не в каком-то конкретном месте.
   Наличие двух святынь под одной крышей привело к серьезному религиозному конфликту. Евреи требовали отдать им могилу Давида, христиане отказывались это сделать. Кончилось тем, что мусульмане отобрали здание и построили мечеть. В настоящее время обе святыни принадлежат министерству религии Израиля, но споры об их судьбе не затихают.
   На одной из колонн в зале вечери Господней можно увидеть изображение трех пеликанов, стоящих на предмете, чем-то напоминающем череп. Два крайних пеликана вонзили свои клювы в грудь среднего. Есть ученые, которые полагают, что эта композиция - древнехристианский символ искупления, т. к. череп обозначает Голгофу. Сегодня такое изображение может показаться несколько странным. Пожалуй, средневековый скульптор преуспел в натурализме, столь необычным образом представляя себе слова Христа "примите, ядите: сие есть Тело Мое".
   В Иерусалиме существует еще одно место вечери Господней. Оно не признается католиками и рядом других конфессий, но обладает некоторыми аргументами в свою пользу. Я имею в виду Сирийский монастырь св. Марка, построенный там, где когда-то стоял дом Марии, матери евангелиста Марка, о чем свидетельствует древняя надпись на арамейском языке. Сюда пришел апостол Петр после чудесного освобождения из темницы:
   "И, осмотревшись, пришел к дому Марии, матери Иоанна, называемого Марком, где многие собрались и молились" (Деяния 12:12).
   Из данного стиха можно заключить, что в доме матери Марка собиралась первая христианская община. Уже только этим территория Сирийского монастыря представляет для нас большой интерес. Здесь также могли произойти и события Пятидесятницы:
   "При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились" (Деяния 2:1-2).
   Дом расположен на редкость удобно, рядом с аристократическим иродианским кварталом верхнего города. Может быть, здесь состоялась и последняя вечеря нашего Господа?
   Когда Христос был схвачен в Гефсиманском саду, в Евангелии от Марка сообщается неожиданная подробность:
   "Один юноша, завернувшись по нагому телу в покрывало, следовал за Ним; и воины схватили его. Но он, оставив покрывало, нагой убежал от них" (Марк 14:51-52).
   В Новом завете мы не раз видим, как авторы из скромности говорят о себе в третьем лице, не называя даже имени. Например, Иоанн пишет об ученике, "которого любил Иисус", или Павел рассказывает о человеке, восхищенном до третьего неба. Вполне вероятно, обнаженный юноша - сам Марк. Ведь он единственный написал об этой истории. В таком случае, можно предположить, что вечеря была проведена в доме, где жил юный Марк, а дальнейшие события развивались следующим образом: после вечери Христос и апостолы спустились из верхней комнаты вниз по наружной лестнице, их шаги разбудили заснувшего было Марка, и он, накинув на себя покрывало, пошел за ними.
   Сирийский монастырь известен еще тем, что его епископ в 40-е годы прошлого века купил у бедуинов и перепродал израильскому ученому первые свитки Мертвого моря, с чего началась история величайшего археологического открытия.
   Я описал два вероятных места проведения вечери Господней, но для нас неизмеримо важнее не место, а содержание. В этот вечер Иисус умыл ноги апостолам, рассказал о будущей искупительной смерти, указал на предавшего Его Иуду, установил заповедь о хлебопреломлении в воспоминание о Нем. Наш Учитель был слугой Своим ученикам! Поступок Иисуса стал примером для всех христиан и оказал влияние на другие религии.
   В книге С. Баландина "Пятое евангелие" приводится мидраш об одном из столпов иудаизма Гамалииле, учителе Павла, когда тот был фарисеем:
   "Когда р. Гамлиэль раз задал пир мудрецам, и все ученые Израиля возлежали вокруг стола, он встал и начал им прислуживать.
   - Мы не достойны, чтобы ты нам прислуживал, - заметили ему мудрецы.
   - Оставьте его, - отозвался р. Исаак, - пусть прислуживает: ведь особа познатнее р. Гамлиэля тоже прислуживала людям.
   - Кто эта особа? - спросили его.
   - Наш праотец Авраам, - отвечал он, - достойнейшая особа мира сего, а прислуживал он ангелам, приняв их за смертных, за арабов-идолопоклонников (такое толкование, конечно, под большим вопросительным знаком - Л. Б.). Тем паче может р. Гамлиэль прислуживать мудрецам, изучающим Тору.
   Тогда р. Цадок вмешался в разговор и сказал: "Нам известно, что особа повыше Авраама и р. Гамлиэля тоже прислуживает людям".
   - Кто это? - спросили его.
   - Верховный Промысел, - ответил он, - Который ежечасно доставляет пропитание всем обитателям мира, по мере их нужды, и милостиво кормит досыта все живущее, не только достойных и праведных, но и нечестивых, что же говорить о р. Гамлиэле?"
   В отличие от учителей иудаизма, мы знаем имя Слуги - Иисус Христос. И нас Он учил быть слугами друг другу:
   "Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам. Истинно, истинно говорю вам: раб не больше господина своего, и посланник не больше пославшего его. Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете" (Иоанн 13:15-17).
   Об этой заповеди мы должны помнить всегда, как и о том, что, совершая вечерю Господню, мы не только вспоминаем о Его Теле и Крови, но и укрепляем единство всех верующих в Иисусе Христе.
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"