Банчик Леонид : другие произведения.

Боровшийся с Богом

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  Боровшийся с Богом
  Леонид Банчик
  
   В популярной песне советской эпохи авторы задались вопросом: "С чего начинается родина?" Ответов оказалось много, хватило на три куплета. А мы с вами поставим Библейский вопрос: "С чего начался Израиль?" И, конечно же, наш взор сразу обратится к страницам Писания, связанным с одним удивительным событием.
   "И встал в ту ночь, и, взяв двух жен своих и двух рабынь своих, и одиннадцать сынов своих, перешел через Иавок вброд; и, взяв их, перевел через поток, и перевел все, что у него было. И остался Иаков один. И боролся Некто с ним до появления зари; и, увидев, что не одолевает его, коснулся состава бедра его и повредил состав бедра у Иакова, когда он боролся с Ним. И сказал: отпусти Меня, ибо взошла заря. Иаков сказал: не отпущу Тебя, пока не благословишь меня. И сказал: как имя твое? Он сказал: Иаков. И сказал: отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь. Спросил и Иаков, говоря: скажи имя Твое. И Он сказал: на что ты спрашиваешь о имени Моем? И благословил его там. И нарек Иаков имя месту тому: Пенуэл; ибо, говорил он, я видел Бога лицем к лицу, и сохранилась душа моя. И взошло солнце, когда он проходил Пенуэл; и хромал он на бедро свое" (Бытие 32:22-31).
   Историки приводят немало примеров, когда единоборство являлось решающим фактором в противостоянии целых армий. Есть также прекрасный пример из Писания, когда юный Давид метким броском камня из пращи сразил великана Голиафа, после чего филистимляне потерпели тяжёлое поражение. Давид тогда постоял за Израиль, доказав своё право на будущее царство. Но кто и за что борется в нашем рассказе? С Иаковом, пожалуй, всё ясно: он отец большого семейства и отстаивает жизнь своих близких. За что и за кого сражается Некто? На этот и другие вопросы мы постараемся найти правильные ответы.
   Прежде всего, кто такой Некто? На иврите это просто "иш" - "человек", но человек особенный, что нам подтверждает пророк Осия:
   "Но и с Иудою у Господа суд и Он посетит Иакова по путям его, воздаст ему по делам его. Еще во чреве матери запинал он брата своего, а возмужав боролся с Богом. Он боролся с Ангелом - и превозмог" (Ос. 12:2-4а).
   Итак, Ангел, являющийся и Богом (Элоhим), и Человеком. С этим Ангелом встречались Гедеон, родители Самсона и другие герои Писания. Кто Он? Ведь Бога-Отца "не видел никто никогда". Значит, Ангел Господень - Сын Божий, Иисус Христос.
   Апологеты иудаизма, к сожалению, не желают признавать, что Иаков действительно боролся с Богом. Одни называют это пророческим видением, другие пишут, что битва происходила в душе Иакова. Они искажают Писание, переводя имя Господа "Элоhим" как "ангел". В некоторых местах Библии "элоhим" означает во множественном числе "боги" или "властители", но отнюдь не "ангел". В наши дни раввины, в основном, придерживаются комментария Раши. Он ссылался на ранний мидраш (толкование) Берешит Рабба, где сказано, что соперником Иакова был ангел-хранитель его брата-соперника Исава, т. е. демон, а возможно даже и сам сатана. Раввины утверждают, что Бог тем самым показал праотцу народа Израиля его преимущество над братом. Эта битва стала символом тяжёлой борьбы между потомками Исава и Иакова, и в тысячелетнем противостоянии младший, в конце концов, одолел старшего.
   Красивое объяснение, не правда ли? Вроде бы оно находит Библейское и историческое подтверждение. Ярыми врагами евреев были амаликитяне, потомки внука Исава. Идумеи (Едом - одно из имён Исава) часто воевали с Израилем и злорадствовали над ним, мечтали о его уничтожении: "Припомни, Господи, сынам Едомовым день Иерусалима, когда они говорили: "разрушайте, разрушайте до основания его"" (Псалом 136:7). Но во 2 веке до Р. Х. царь Иоанн Гиркан I покорил Идумею и насильно заставил многих врагов перейти в иудаизм. Известно, что они вместе с евреями сражались против Рима в войне 66-70 годов, а затем следы потомков Исава теряются.
   Однако мы не вправе соглашаться с раввинской точкой зрения, так как Иаков боролся с Богом - Элоhим, и место сражения он назвал Пенуэл - Лицо Бога, а не лицо сатаны, ангела, Исава или кого-то ещё. Тогда возникает вопрос: если Бог боролся с человеком, то почему битва была столь длительной и равной? Ведь мы нисколько не сомневаемся в превосходстве Создателя над Его творением. Думаю, ответ нам подскажет игра слов, передающая некоторую иронию в описании поединка. В трёх ивритских словах присутствуют три одинаковые буквы, причём два последних пишутся идентично, и звучат они очень похоже: Иаков перешёл через реку Иабок (Иавок), где с ним Некто иабек (боролся).
   Безусловно, Бог сильнее человека, как отцы сильнее своих малолетних сыновей, но поддаются им в шутливой борьбе, обучая тем самым мужеству и стойкости. Как раз этих качеств недоставало Иакову перед встречей с Исавом. В Быт. 32:20 он говорит: "Умилостивлю его дарами, которые идут предо мною, и потом увижу лице его; может быть, и примет меня".
   Буквальный перевод: "Прикрою его лицо подарком... может быть, он поднимет моё лицо". Как точно эта фраза передаёт подавленное состояние Иакова! Здесь сказались и чувство вины, и боязнь мести со стороны брата. Но не Исав поднял лицо Иакова, а Господь, устроив поединок при реке Иавок. Глагол "иабек" означает такую борьбу, когда отдаёшь ей все силы, покрываешься потом и пылью. И такая равная затяжная борьба нужна была, чтобы даровать Иакову смелости в переломный момент его жизни. В результате сражения он не только сменил имя - изменилась его личность, изменилась его жизнь.
   Кем был Иаков до борьбы при Иавоке? Соответствовал своему имени, означающему "хватающий за пятку", "хитрец". Хитрость всегда подразумевает сделать что-либо за счёт другого. У велосипедистов есть термин "сесть на колесо". Плутоватый любитель крутить педали садится на колесо соперника, который потеет, преодолевая сопротивление ветра, а на финише отдохнувший ловкач эффектно выходит вперёд и побеждает. Так поступил Иаков, когда обманным путём получил от отца благословение, когда генетическими махинациями завладел лучшим скотом ещё одного великого лукавца - Лавана. И вот ему предстоит трудная встреча с братом, которого он лихо перехитрил двадцать лет тому назад. Иаков боится этой встречи и обращается за помощью к Господу:
   "И сказал Иаков: Боже отца моего Авраама и Боже отца моего Исаака, Господи, сказавший мне: возвратись в землю твою, на родину твою, и Я буду благотворить тебе! Недостоин я всех милостей и всех благодеяний, которые Ты сотворил рабу Твоему, ибо я с посохом моим перешел этот Иордан, а теперь у меня два стана. Избавь меня от руки брата моего, от руки Исава, ибо я боюсь его, чтобы он, придя, не убил меня и матери с детьми" (Бытие 32:11).
   Господь приходит на помощь. Поединок при Иавоке - ответ на молитву Иакова. Борьба с Богом избавляет Иакова от страха, хитрости, и делает из него достойного родоначальника колен Израилевых.
   Обычно борьба заканчивается довольно быстро. Крайне редко встречаются абсолютно равные соперники. Но Господь устроил так, что всю ночь продолжалось равное изнурительное сражение. Бог может выдержать всё, а каково было человеку? Иаков не сдался, Господь дал ему силы. Подумайте над этим: Бог дал силы Иакову для равного поединка с самим Собой! С какой целью? Показать Иакову, что он смелый, сильный, выносливый, и никого он больше не должен бояться. Река Иавок явилась для Иакова неким Рубиконом. По ту сторону - его домашние и имущество, всё, чем он владеет. По эту сторону - лишь он и Некто. Господь помог Иакову отстоять его право на владение имуществом, право быть патриархом Израиля.
   Борьба продолжалась в темноте, отражающей духовное состояние Иакова - страх и неуверенность в собственных силах. С утренней зарёй Некто предлагает прекратить поединок, показав тем самым бывшему хитрецу: завершился тёмный период твоей жизни, забудь о твоих страхах, доверься Богу, отныне ты будешь жить во свете! Господь просит Иакова назвать своё имя. Разве Он его не знает? Просто Богу важно, чтобы Иаков подтвердил: "Да вот он я, хитрец, схватившийся за пятку". Произнеся имя после ночного сражения, Иаков, можно сказать, исповедует грехи своей прошлой жизни. И смысл ответа Господа предельно ясен: "Забудь о том, что было. Отныне у тебя новое имя и новая жизнь".
   Исраэль (Израиль) - "Боровшийся с Богом". Первая часть имени происходит от "сар" - "князь", "властитель". Вероятно, отсюда произошли латинское "кесарь" и русское "царь". В мессианском пророчестве Исаии 9:6 Иисус назван Сар Шалом - Князь мира.
   С новым именем Иаков перешёл Иавок, омылся от грязи и пыли, очистился от прежних грехов и стал другим человеком. Переход через Иавок является символом крещения Иакова, подтверждением желания следовать Божьей воле. Но Господь позаботился о том, чтобы эту ночь Иаков помнил всегда. Не прошла его хромота. Наверное, не раз и не два был соблазн у Иакова где-то схитрить, кого-то обмануть. С его способностями родоначальника генетики он мог не только овец Лавана, а и всех окружающих овец прибрать к рукам. Возможно, он даже вставал, чтобы совершить свой замысел и тут... ох уж это бедро, опять даёт о себе знать. И сразу вспоминался ночной поединок, и в одночасье пропадал соблазн кого-либо перехитрить.
   Господь каждого из нас изменяет ценой изнурительной борьбы с нашим естеством, и длится эта борьба намного дольше, чем одна ночь. Но в итоге верующий во Христа переходит через свой Иавок, обретая новую жизнь, дарованную нам Спасителем. Поэтому битва при Иавоке - один из самых ярких примеров Божьей любви и никогда не прекращающейся заботы Господа о Своём творении.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"