Барабаш Наталья : другие произведения.

Особенности Общения С Аудиторией На Программируемых Коммерческих Радиостанциях

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


   No Наталья Барабаш, 2000г. All rights reserved.
  
   ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ С АУДИТОРИЕЙ НА ПРОГРАММИРУЕМЫХ КОММЕРЧЕСКИХ РАДИОСТАНЦИЯХ
   или
   Как зависят друг от друга личностные качества радиоведущего и время выхода передачи в эфир
  
   Мы собираемся выяснить особенности работы ведущих на крупнейших коммерческих станциях, принципах и приемах, на которых эти радиоканалы строят эмоциональную среду вещания. Так как мы будем говорить о коммерческих информационно-музыкальных станциях, то важно уяснить себе, что это деловые предприятия, которые постоянно конкурируют друг с другом, следовательно, для них важно учитывать потребности и запросы своей аудитории.
  
   Однако это не значит, что лучший способ привлечь к себе слушателей - ставить в эфир музыку разных стилей и направлений. Как раз это может негативно подействовать на слушателя, а заодно и потенциального рекламодателя, который в данной ситуации не будет знать, сможет ли он в этих условиях окупить свои вложения.
   Коммерческая радиостанция должна досконально знать музыкальные пристрастия своей аудитории и подбирать материал в соответствии с ними. Эти проблемы и призван решить формат радиостанции, ведь только строгий порядок и точное знание того, что и когда будет звучать в эфире конкретной станции и привлекает к ней слушателей. Из этого следует, что "вещательное колесо" (programming wheel) подобных станций программируются с помощью специальных компьютерных программ (Powerplay, Powergold), то есть соответствие концепции, параметры стиля, содержания и т. п. обеспечивает компьютер, а люди (программный, музыкальный директор и лишь в малой степени ведущий эфира) могут слегка отредактировать результаты его работы.
   Ди-джеям, работающих на коммерческих информационно-музыкальных радиостанциях, нужно постоянно помнить об этом аспекте своей деятельности.
   Мы в полной мере коснемся проблем программирования эфира, однако так как музыкальное программирование напрямую связано с непосредственной работой ди-джеев, нам в некоторой мере придется затронуть эту тему.
   Наиболее популярные московские коммерческие радиостанции, имеющие самый высокий рейтинг вещают в следующих форматах: EHR ("Максимум"), EHR+AC ("Европа плюс"), National Hit ("Русское радио") и ЕНR в режиме non stop ("Хит-FM") , но нельзя не учитывать и особенности национального рынка, поэтому все эти определения имеют ряд оговорок. Однако целевая аудитория у них примерно одна и та же - молодые люди от 15 до 35 (45) лет.
   На любой коммерческой радиостанции существуют четкие временные рамки, в соответствии с которыми подбираются ди-джеи, тембр голосов и манера поведения которых в эфире максимально соответствуют временному отрезку и наиболее удачно подходят для "уха и сердца" вышеуказанных слушателей.
   С 6.00 до 10.00 утра - самое горячее утреннее время (утренний prime time), когда люди встают и собираются начать новый трудовой или учебный день. В это время к приемникам "приникает" максимальное число слушателей, поэтому этот сегмент отдается hard dj's - самым ярким, остроумным и интересным радиоперсонажам, которым есть чем поделиться со слушателем. Обязательно наличие бодрого, "пионерского" голоса (иногда утром работают пары ди-джеев - мужчина и женщина), заряжающего энергией и излучающего бодрость и оптимизм. Этот отрезок эфира заполняется большим количеством рекламы, новостей, анонсов, обзоров прессы, прогнозами погоды и гороскопами, информацией о наличии автомобильных пробок, так как в это время людям некогда просматривать прессу, а часто и смотреть телевизор. Музыкальный материал также программируется таким образом, чтобы способствовать пробуждению и бодрому настроению на грядущий трудовой день.
   С 10.00. утра до 17.00. вечера - это время, когда люди находятся на работе - в офисе или институте, поэтому музыка, а соответственно и голоса, манера вести эфир ди-джеев должны быть спокойной, не раздражающей аудиторию. Радио должно слушаться как фон, не раздражать, а создавать приятную атмосферу. В это же время на некоторых радиостанциях (где-то с 13 до 14 или с 14 до 15) - первая "порция" заявок радиослушателей.
   С 17.00 до 21.00 - вечерний prime time, время возвращения людей домой, в эфире должны звучать разная по темпу музыка (хорошо знакомые хиты прошлых лет с "добавкой" самых "горячих" песен). В это время в эфире появляются новые ведущие категории "hard dj's", которые не только настраивают публику на мажорный лад, но и с помощью своих комментариев и эмоций напоминают , что рабочий день завершен. Увеличивается время общения с аудиторией (комментарии к музыкальному материалу), в эфире много розыгрышей, викторин, новостей, а также различных по тематике программ (спортивные, музыкальные, светские новости, кино-, видеообзоры по 15-30 минут).
   С 21.00 до 00.00 - это время танцевальной музыки, ремиксы (как правило, это танцевальные версии известных хитов. Время появления в студии новых ди-джеев (medium dj's). Их задача - только слегка "оттенять" композиции своими комментариями, больше развлекая слушателей "музыкальным" способом. В это время в эфир выходят программы по заявкам, а также авторские программы популярных ведущих, имеющие высокий слушательский рейтинг, которые длятся, как правило, от получаса до 1,5-2 часов.
   С 00.00 до 6.00 утра - ночное время, в эфире звучат спокойный, по возможности медленный музыкальный материал, В это время радиостанцию слушают минимальное (по сравнению с другими сегментами эфира) число слушателей. Ночной эфир, как правило "возглавляют", совсем молодые ведущие или новый эфирный персонал (light dj's), для которых это время максимально подходит для того, чтобы научиться работать в прямом эфире, прежде чем выйти в "большое плаванье" в другие, более рейтинговые временные отрезки эфира.
   На некоторых станциях в это время выходят в эфир различные эротические шоу или специализированные программы, не рассчитанные на широкую аудиторию. Такие передачи ориентированы на публику от 25 лет и старше.
   * * *
   Теперь стоит подробнее ознакомится с каждым сегментом эфира и работой ди-джеев в эти часы как в будние, так и в выходные дни.
   В ранние утренние часы - с 6 до 9 (10) утра - как мы уже говорили, основной задачей программного директора, который редактирует плей-лист, а также ди-джея является сделать так, чтобы все компоненты эфира (музыка, тембр голоса ведущего, прогноз погоды (по возможности!), рекламные ролики, джинглы (создать эффектный, запоминающийся джингл - особое искусство, в чем больше других преуспели "Русское Радио" и "Хит-FM"), новости, викторины (с призами!) в максимальной степени способствовали формированию бодрого настроения, с которым слушатель должен начать новый день.
   Этот отрезок эфира ведут самые "топовые" ди-джеи радиостанции, которые знают, как завести слушателя на целый день. Среди них стоит упомянуть бывших утренних "жаворонков" радио "Максимум" Ольгу Максимову и Константина Михайлова, Глеба Деева ("самого громкого ди-джея "Русского Радио"), веселую и компанейскую Наташу Стаханову ("Хит-FM") и т.д.
   В отличие от музыкального утреннего эфира нескольких прошлых лет, особенного это касается раннего утра и дневного эфира, независимо от формата радиостанции, разговоров в эфире стало гораздо меньше. Во-первых, правила диктует программируемый эфир, где все расписано до секунды, что не позволяет растягивать фразы, а во-вторых, по утрам людям нужна максимально четкая информация о событиях, курсе доллара, погоде и пробках на дорогах.
   От ди-джея ждут метких, остроумных комментариев и мощной положительной энергетики, а от утреннего эфира в целом - побольше разных джинглов с пожеланиями удачного дня. В этом смысле лидирует "Русское Радио" с джинглом: "Русское Радио, все будет хорошо", который слушатели слышат в течении всего дня в разных тональностях, видах и темпах: от вальса до марша, стихами на злободневные музыкально-политические темы (например, о группе "На-На" и депутатах Госдумы), фирменными роликами с голосом Н. Фоменко, таких как "Новый вид услуг - пицца в автомобиль - с размаху в лобовое стекло - рекламная служба "Русского радио". Не уступает ему и "Хит-FM" с его веселенькими прибаутками типа "Расставим точки над E - радио мое" или "Когда я ем - я "Хит-FM".
   Исчезнувшее утреннее шоу Ольги Максимовой и Константина Михайлова "Взлетная полоса", о котором теперь слушатели вспоминают, в течение нескольких лет было показательным утренним эфиром именно для подростков и совсем молодых людей - основной аудитории радио "Максимум". Эта программа имела ряд особенностей и была призвана разбудить слушателей и создать им хорошее настроение. Во "Взлетной полосе" были самые заводные и быстрые музыкальные композиции, а число медленных песен сводилось к минимуму. Голоса ведущих, свежие и бодрые, способствовали формированию хорошего настроения у слушателей причем, учитывая то, что эфир вели девушка и молодой человек одновременно, слушатели имели возможность выбрать себе утренний объект для обожания. А это немаловажно, так как аудитория "Максимум" молодая и темпераментная.
   Выпуски новостей (новости, кстати, тоже отбирали сами ведущие, выискивая их в Сети) - "так быстрее", ведь шоу было весьма динамичным - включали в себя новости из мира культуры, музыки, бизнеса, большей частью несли не столько информативную, сколько развлекательную функцию и легко, без напряжения воспринимались людьми, которые недавно проснулись и собираются по своим делам.
   На "Русском радио" подобные новости рассказывает в пятиминутной программе "Людям о людях" Мария Макеева. Она делится со слушателями разными забавными случаями, произошедшими за рубежом (материалы Associated Press, Reuter и других зарубежных агентств). Например, вьетнамец - владелец видеосалона в одном из небольших городков в США для привлечения клиентов выставил на витрине портрет Хо Ши Мина, и это так оскорбило других вьетнамцев-эмигрантов, что они подали на него в суд.
   Стоит также отметить, что в утреннем эфире новостей должно быть больше, так как время, что называется "на свежую голову", согласно исследованиям, информация воспринимается лучше всего.
   Ольга и Константин во время своего шоу общались со слушателями по телефону, иногда разыгрывали их, выполняли заявки, совершенно непринужденно общались со слушателями, включая их в работу и заряжая энергией на весь день.
   Не менее культовыми фигурами утреннего эфира стали ведущие радиостанции "Серебряный дождь" - Владимир Соловьев и Александр Гордон. Их передачи также выходят в утренний "прайм-тайм" по будням с с 7 до 11: "Постскриптум к завтраку" Соловьева и - "Хмурое утро" Гордона.
   Оба ведущих (ди-джеями их назвать рука не поднимается) -личности весьма не заурядные, но при этом абсолютно непохожие друг на друга. Владимир Соловьев выходит в эфир с вторника по четверг - его голос отличается бодростью и оптимизмом, в отличие от вечно недовольного голоса Гордона, появляющегося в эфире в первый и последний день трудовой недели
   Соловьевский эфир - это рассказы об автомобилях и компьютерах, ресторанах и поездках в экзотические страны, все, о чем можно прочитать в респектабельных печатных изданиях. Эфиры же Гордона наоборот обращены к "вечным" темам или же основой монолога служат истории из жизни самого ведущего.
   Владимир Соловьев со свойственным ему оптимизмом довольно много своего эфирного времени, а также внимания уделяет звонкам слушателей, относится к ним довольно дружелюбно. Гордон же относится к ним, как к созданиям, мягко говоря, не отягощенным интеллектом, а в рубрике "Стол отказов", долго и нудно выясняя, что за композицию хочет услышать радиослушатель и кому она предназначается, в итоге радостно объявляет собеседнику, что ему отказано в просьбе.
   Гордон называет себя "утренний шутом", однако, скорее всего он пытается заставить своих слушателей взглянуть на свою обыденную и вполне устроенную жизнь как-то иначе, возможно, заставить кого-то задуматься над своими ценностями и жизнью в целом.
   "Серебряный Дождь" пошел дальше других радиостанций. Если в середине недели слушатели Владимира Соловьева получают заряд хорошего настроения на весь день (обычная задача утренних ди-джеев), то в самом ее начале (а, как известно, понедельник - день тяжелый) и в конце - впереди два выходных дня - у них появляется возможность дать работу своим мозгам, чтобы подумать над тем, правильно ли они живут. В этом смысле "Хмурое утро" - уникальная программа в московском радиоэфире, благодаря таким непривычным для обыкновенного радиослушателя интонациям в голосе и темам, которые поднимает в своем утреннем шоу единственный и неповторимый А. Гордон.
   Эфир с 10.00 до 17.00 - самый спокойный отрезок времени, здесь много приятной, знакомой слушателю музыки - популярных композиций прошлых лет и свежих мелодичных хитов. Это важно, так как в это время радиостанцию слушают или домохозяйки, или тот, кто заболел и остался дома. Реплики ди-джеев сведены к минимуму, только чтобы объявить композицию или представить ведущего новостей. Обычно это ди-джеи (в основном, женщины) с приятным, мягким тембром голоса, который не отвлекает, а напротив создает приятную атмосферу для деятельности в офисе, во время поездки в автомобиле или обеда.
   Среди прочих можно назвать голоса дам, "приятных во всех отношениях" Алены Бородиной, Марии Сергеевой ("Русское Радио"), все той же Наташи Стахановой (Хит-FM) или же долгое время занимавший данный сегмент на радио "Максимум" Филиппа Галкина (DJ Филиппа).
   Это время выпусков новостей и даже специальных программ, посвященных проблемам города и его жителей, например, передача Алексея Остудина "Москва как она есть" по будням в полдень. Данная программа не испытывает нехватки в потенциальных рекламодателях, так как "ее задача, - по словам Алексея, - показать жизнь столицы так, чтобы это было интересно самым разным людям". Поэтому темы: от пробках на дорогах Москвы до появившихся мусорных ящиков всех цветов радуги, "Столица" на "Серебряном дожде" также сообщает о новостях городского масштаба. Это очень удачное время для таких часовых программ, так как она выходит в эфир в предобеденное время, соответственно есть шанс, что эту программу будут слушать с большим вниманием как находящиеся в офисе, так и в дороге.
   Однако самая главная особенность этого сегмента эфира - передачи по заявкам радиослушателей практически на всех популярных FM-радиостанциях, причем время выхода в эфир - обеденный перерыв - у них практически совпадает.
   На "Русском радио" заявки от слушателей принимают два раза в день. Манерный мужской голос, произносящий подобострастное "чего изволите?" раздается с 14.00 до 15.00 и с 22.00 до 23.00. Заявки принимаются по почте обыкновенной, причем письмам бумажным отдается больше шансов, чем у электронных.
   Ди-джеи, которые ведут эту эту программу, например, Алена Бородина, очень внимательно относятся к слушателям. Она не просто принимает заявки, а беседует с ними, спрашивает, чем они занимаются. Если кто-то из слушателей болеет гриппом, она просит побыстрее выздоравливать. Иногда приходилось проводить и воспитательную работу. Например, молодому человеку по имени "Андрютта", который упорно называл г-жу Бородину на "ты", она пыталась объяснить, что "хоть ты написал и замечательное стихотворение в мою честь, но все-таки лучше обращаться с незнакомыми людьми на "вы", ведь мы не пили на брудершафт". Алена старается никого не обидеть и вместе с телефонными заявками читает в эфир также пришедшие заявки ту же или похожую композицию, пришедшие на факс или пейджер. Такое внимательное отношение всегда подкупает, ведь людям важно не только услышать заказанную песню, но и теплое слово от ди-джея, знать, что ему здесь всегда рады.
   На РДВ ("Музыка по факсу") с 14.00 15.00 и "Хит-FМ" ("Хит в рабочий полдень") с 13.00 до 14.00 каждый день ждут от слушателей музыкальных заявок по факсу. На "Хит-ФМ" необходимо отправить факс с заявкой в течение часа до начала программы (с 12.00 до 13.00).
   Радио "Максимум в бытность там ди-джея Филиппа, который вел популярную программу программу по заявкам "Ланч с Филиппом" задушевных разговоров дождаться было трудно, однако перекинуться несколькими словами с "Сашей из Бирюлева о его простуде и беленьких и сереньких хомячках " Филипп мог запросто, а также поставить "Нирвану" или "Машу и медведи". Главное было дозвониться в отведенный для этого час, что являлось самой трудной задачей.
   Прием музыкальных заявок ведется и в следующем сегменте эфира, во время вечернего prime time. Люди возвращаются с работы, им нужен новый заряд энергии, они хотят расслабиться, снять нервное напряжения. Этот сегмент опять принадлежит самым интересным и неординарным ведущим (как правило, они же и самые высокооплачиваемые эфирные работники). Эти ди-джеи, обычно, не самые молодые, с достаточным жизненным опытом, имеющие собственное мнение по разным вопросам. С ними слушателю должно быть интересно, они способны создать комфортную обстановку.
   Ранним вечером программируется много коротких (5-10 минут) программ, несущих информацию, которую интересно узнать после работы: клубы, светские сплетни, новые тенденции в моде и т.д.
   Обязательный элемент - программы-розыгрыши призов, такие как "Игра без слов" на "Русском Радио", где дозвонившемуся предлагается угадать названия и исполнителей трех популярных песен (звучат две минуты каждой песни, но без слов). Угадавший две композиции получает утешительный, а все три - главный приз от компании-спонсора (например, маленькую и большую коробку конфет от шоколадной фабрики "Россия").
   Программы по заявкам, как уже и говорилось, тоже остаются программы ("Водные процедуры" на "Хит-FM"), но теперь ди-джеи уделят вам больше времени и внимания, пообщаются с Вами о Ваших проблемах, пошутят и, конечно же, поставят вожделенную песню. Вечер - отличное время, чтобы осуществить то, о чем вы мечтали весь день, и ди-джеи это понимают.
   Вечер - это время царствования Маргариты Митрофановой ("Максимум"), Светланы Казариновой ("Русское радио"), Татьяны Годуновой ("Европа плюс"), Светланы Водопадовой ("Хит-FM"). Самые популярные, очаровательные и любимые девушки будут развлекать московских радиослушателей до 20.00-21.00. Их голоса, мягкие и ироничные одновременно, позволяют расслабиться. Этим ди-джеям есть, что сказать своим слушателям не только о музыке, но о жизни в целом. Их остроумные, а иногда и едкие замечания заставляют забыть обо всех проблемах уходящего дня.
   Музыкальный материал, ведущие, новостные программы вечернего prime time помогают слушателям приготовиться, создать эмоциональную базу для "приема" новой информации.
   На станциях, чей формат ориентирован на подростков и совсем молодых людей, завершающий день отрезок эфира (с 21.00 до 00.00) - время танцевальной музыки, ремиксов. В это время выходило танцевальное шоу DJ Фонаря "Фанни-Хаус" ("Максимум").
   На более "взрослых" станциях в это время, как правило, в эфир "запускаются" различные ток-шоу. Например "Яблочко" ("Русское Радио") или все тот же "Презент-телефон" (программа по заявкам на " Европе плюс").
   "Фанни Хаус" ди-джея Фонаря (Владимира Фонарева), выходила в эфир по пятницам с 22.00 до 1.00. Это была развлекательная программа для совсем молодых слушателей, рассказывающая о танцевальной музыке и клубной культуре. В нее входили новости о новых работах наших и зарубежных ди-джеев, скандалы из жизни музыкантов, создающих модную танцевальную музыку, хит-парады и интервью, обзоры событий из мира музыки и моды. Однако новости и скандалы были всего лишь "приправой" к танцевальным миксам самых популярных ди-джеев мира, которые звучали на протяжении этих двух часов в режиме "нон-стоп". Гостями программы "Фанни Хаус" были группа Pet Shop Boys, Dr. Alban, нью-йоркский DJ Marc Kamins и многие другие.
   Это шоу было рассчитано на тех, кто любил танцевать или как гласил джингл программы: "Фанни Хаус" - это уникальная программа для тех, кто любит отдыхать в движении". "Фанни Хаус" была направлена направлена на отдых и релаксацию: она выходила в эфир в ночь с пятницы на субботу - на следующий день людям не нужно рано вставать на работу.
   В этой передаче доминирующую роль играла музыка, а не слова, произносимые в перерывах между сетами DJ Фанни.
   Учитывая то, что Фонарев еще и клубный ди-джей, его музыкальные эксперименты в эфире говорили слушателям больше, чем он мог им сказать словами. До появления Радио "Станции 106,8" эта программа была единственной отдушиной для той части модной молодежи, которая не представляет свою жизнь без клубов, модной танцевальной музыки и новых работ любимых ди-джеев. Вечер с пятницы на субботу на радио "Максимум" был реальной возможностью "оттянуться" и потанцевать под ту музыку, которую они любят (можно даже раз в неделю не ходить в клуб), а также пообщаться с любимым ди-джеем в прямом эфире.
   Совсем другой способ времяпрепровождения предлагают слушателю на "Русском радио". Это ток-шоу "Яблочко" (среда, 21.05 - 21.50), которое ведет программный директор станции Степан Строев.
   Он приглашает в студию известного человека и начинает "мучить" его вопросами о жизни, творчестве, идеалах и дальнейших планах на будущее. Задача слушателя - задать такой вопрос "в яблочко", чтобы можно было рассекретить героя программы. Времени у слушателей всего 45 минут, поэтому им приходится торопиться, ведь в эфире еще довольно часто звучит и любимая музыка "терзаемого" персонажа. Как правило, это люди, которые милы сердцу самого Строева (да и слушательскому тоже).
   Например, ведущий популярной телепередачи "Сам себе режиссер Алексей Лысенков, которому приходилось отвечать на провокационные вопросы, задаваемые Строевым с самой невинной интонацией своим мягким, обволакивающим голосом: "А вот тут всем интересно о твоих отношениях с той самой, как ты сказал, наполовину армянкой, наполовину казачкой Сабиной?".
   Это ток-шоу оставляет очень приятное ощущение: у слушателя создается впечатление, что он пообщался со старым другом или очень хорошим знакомым, узнал о нем нечто новое, услышал его любимую музыку. А что еще нужно молодому, но уже состоявшемуся человеку после работы для того, чтобы приятно провести вечер, если он собрался в этот вечер послушать радио?
   Выходные дни на радио -разговор особый, соответственно эфир в субботу и воскресенье строится по другой схеме, нежели в остальные дни. В эти дни люди отдыхают дома или на даче, поэтому основная задача программного директора коммерческой радиостанции сделать эфир максимально насыщенным, веселым и интересным, чтобы слушатели одновременно могли узнать массу новой и полезной информации и одновременно хорошо отдохнуть за уикэнд.
   Утро и ранний вечер, как правило, максимально заполнены развлекательными программами. Например, на "Русском радио" в 9.10 утра только в выходные в эфир выходит самая популярная детская передача советского периода - "Радионяня". Кроме того, самые популярные и веселые программы, насыщенные шутками, хохмами и импровизациями в адрес любимых народом поп-артистов: "Русские гвозди" ("холодная" десятка, хит-парад наоборот) обожаемого слушателями Николая Фоменко и "Золотой граммофон" (вторая по популярности) - тоже своеобразный хит-парад в исполнении Адексея Кортнева и Валдиса Пельша. Эти передачи в исполнении самых любимых ведущих слушатели ждут целую неделю - своеобразный подарок по окончании тяжелой трудовой недели.
   Неотъемлемым программным элементом субботне-воскресного эфира являются разнообразные хит-парады, которые аудитория слышит только в эти дни недели: "Хит-парад двух столиц" с любимым слушателями Александром Нуждиным (радио "Максимум", "Горячая десятка" ("Хит-FM"), Silver Top Hits ("Серебряный дождь"), Camel Rock. Глобальный хит-парад ("Европа плюс").
   Безусловно, субботний и воскресный радиоэфир не может обойтись без программ по заявкам - как знакомых слушателям по будним дням ("Презент-телефон" или "Чего изволите?"), так и нетрадиционных.
   Например, на радиостанции "Серебряный дождь" в выходные выходит целых две не совсем обычных программы по заявкам радиослушателей: "Сильвернет" Игоря Черского, предпочитающая принимать пожелания своих слушателей исключительно по Интернету и "Красный телефон" Владимира Орлова, куда можно отправить даже самые глупые, наивные и простые заявки (лучше по почте), чтобы словоохотливому ведущему было о чем поговорить. Эта программа рассчитана на тех слушателей, которым нравится, когда "работник эфира" больше говорит сам, чем выполняет чужие просьбы.
   На том же "Дожде" по выходным выходят весьма познавательные и полезные часовые передачи "Театры", "Клубы", "Рестораны", "Рынки и магазины", которые дают необходимую информацию тем, кто решил в выходные развлечься вне дома.
   Ну, и, конечно, в эти дни программируется большое количество самых модных как современных, так и хитов "всех времен и народов". Также много танцевальной музыки и специальных авторских передач (обычно в субботу с 20(22).00 до 00.00): "Танцевальная зона" на "Максимум", "Танцпол РДВ", Dancing Club ("Европа плюс"). В субботу и воскресенье для слушателей работают самые заводные и остроумные ди-джеи, способные поддерживать хорошее настроение слушателей в течение выходных дней. Как правило, они ведут эфир только по выходным дням, но их эфирная "вахта" длится дольше, чем отрезок времени, отведенный ди-джею в будний день.
   * * *
   А теперь стоит сделать некоторые выводы о работе ди-джеев на информационно-музыкальной коммерческой радиостанции, выявить общие методы их работы в эфире, особенности поведения перед микрофоном и общения со слушателями.
  -- На самых популярных московских радиостанциях радиостанции, "общий" формат которых приближается (условно!) к EHR+AC (смесь формата "Радио хитов" с "Современным взрослым" - такой вывод можно сделать, зная возрастные рамки их целевой аудитории станций). Здесь звучит как "горячая", то есть имеющая в данный момент наибольший коммерческий успех музыка, так и популярные русские и зарубежные хиты прошлых лет. Несомненно, с этим связаны и особые способы ее представления в эфире, и подходящие новостные блоки, и авторские программы. Так как этот, грубо говоря, "среднеарифметический" формат, в основном, ориентируется на довольно молодого, энергичного слушателя, то одной из составляющих этого типа станций является многочисленные конкурсы и викторины, программы по заявкам, розыгрыши и т.д., то есть то, что заводит слушателей, ориентирует на общение с ди-джеями и другими слушателями в "прямом" эфире.
  
  -- И тут на первый план выходит личность ведущего. Эфирный ведущий становится полновластным хозяином своего сегмента эфира, и проконтролировать его работу практически невозможно. Поэтому, программный директор радиостанции должен быть абсолютно спокоен и уверен в том, что ди-джей не скажет ничего лишнего и будет достойно представлять концепцию станции в эфире. Для таких радиостанций, как "Максимум" (хит-радио, ориентированно на подростков и молодых людей от 15 до 25 лет), а теперь еще и "Европа Плюс", характерна частая замена старых ведущих новыми, поэтому возникает проблема доверия аудитории к совершенно неизвестному ей человеку. Это проблема не только времени, нужно, чтобы слушатели не только привыкли к новому голосу, но и стали считать "новичка" своим новым другом.
  
  -- Человеку, общающемуся с публикой посредством радиоприемника, придется стать интересной, незаурядной личностью, которой не просто есть, о чем рассказать, но и умеющей сделать так, чтобы аудитория прислушивалась к нему. Недаром, составными частями "прямого эфира" являются непредсказуемость и определенный эмоциональный настрой, который задает ди-джей.
  
  -- Радиоведущий коммерческой радиостанции сильно ограничен компьютерным программированием эфира, поэтому ему просто необходимо время от времени импровизировать, чтобы удержать внимание слушателей. Нужно, чтобы аудитория чувствовала, что если она выключит приемник, то обязательно пропустит какую-нибудь интересную новость или просто забавную шутку, которая может развеселить и улучшить настроение.
  
  -- Ежедневные выпуски новостей, прогнозы погоды или сообщения о текущем курсе доллара могут надоесть слушателю, поэтому ведущему нужно стремиться преподносить эти элементы программы каждый раз по-разному. Конечно, слушатели - народ консервативный, они привыкают к определенному способу подачи материала на конкретном радио, поэтому "общаются" с тем ведущим, который им больше по душе, точно зная, что он работает в определенное время суток. Это и есть так называемый "слушательский комфорт". В это понятие также входят отсутствие, пусть даже секундного, молчания в эфире, хорошо узнаваемые джинглы, программы, оплачиваемые рекламодателями, не "выбивающиеся" из общей концепции станции. Программный директор радиостанции и призван следить за тем, чтобы течение эфира шло гладко, без каких-либо эксцессов.
  
  -- Однако, как уже говорилось выше, строгий порядок в эфире не должен нагонять на слушателю тоску, поэтому музыкальному ведущему нужно постоянно вносить "изюминку": шутки, импровизация, общение по телефону со слушателями в "прямом эфире" или просто бодрый, заряжающий энергией голос. Возможны также некоторые заминки и "спотыкания" в процессе общения с аудиторией: это лишний раз напоминает ей, что ведущий - живой человек, ему свойственно ошибаться, а заодно и напоминает слушателям, что любой из них (при желании и стремлении научиться) через какое-то время может сменить своего кумира, сев в кресло ди-джея популярной радиостанции.
  
  -- Нельзя сбрасывать со щитов и тот факт, что ди-джею следует весьма серьезно относится к своим обязанностям и вызывать чувство уверенности, как в начальстве, так и в слушателях. Все эти качества - залог процветания радиостанции, как в творческом, так и в коммерческом плане.
  
  
   No Наталья Барабаш, 2000г. All rights reserved.
   1
  
  
   2
  
  
  
  
  
   2
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"