Краснов: другие произведения.

Аватар. Кино для простейших

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс 'Мир боевых искусств.Wuxia' Переводы на Amazon
Конкурсы романов на Author.Today

Зимние Конкурсы на ПродаМан
Получи деньги за своё произведение здесь
Peклaмa
Оценка: 4.00*3  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Сложно искать чёрную кошку в тёмной комнате, особенно если её там нет, как гласит приписываемая Конфуцию поговорка. И тем не менее, сразу несколько авторов левой направленности усмотрели марксистский подтекст в обычной приключенческой ленте. Есть ли он там? Попробуем разобраться.

  Скажем сразу, анализировать фильм, не имеющий "второго дна" - социально-исторического, философского или хотя бы политического подтекста, - с марксистской точки зрения невозможно. Вернее возможно, но совсем не так, как это сделали некоторые анализаторы.
  Немного о фильме. Парализованный десантник заменяет погибшего брата в проекте "аватар". Искусственные копии аборигенов планеты, в тело которых помещается разум человека, призваны установить контакт с местными и выяснить, чего же туземцам надо для того, чтобы убраться с насиженного места и не мешать людям. Дело в том, что на планете добывается уникальный минерал, который на земле стоит больших денег. Естественно, десантник влюбляется в местную Покахонтас, и, когда люди переходят к военной операции, помогает аборигенам победить обнаглевших землян.
  Сюжет, как видим, проще пареной репы. Собственно - и не сюжет, а тысячное повторение старого лекала под новым соусом. Один стандартнейший сюжетный ход в фильме сменяет другой: чем проще - тем лучше. Отрицательные персонажи уродливы даже внешне. Местное население имеет детские черты лица - большие глазки и маленький ротик, что инстинктивно делает их симпатичными для любой взрослой особи вида homo sapiens. Цвет кожи у них голубой, чёрными или красными делать - неполиткорректно, зелёными - технически сложно на "зелёном экране", другие цвета - слишком ярко.
  Кончается фильм "хеппи-эндом". Причём любой человек, если он хоть чуть-чуть пораскинет мозгами, поймёт, что взамен разгромленного воинства землянами ничего не стоит прислать вместо "одного парашютно-десантного полка" ещё парочку - и сопротивление будет сломлено. Но умница-Кэмерон, всегда так тщательно прорабатывающий сюжеты, на сей раз лепит явную халтуру, и в ус не дует.
  Нелепость того, что в XXII веке по-прежнему существует в том или ином виде Венесуэла, где воевали негодяи-командос, а корпорация (ЗАО, кстати говоря) продаёт добытый минерал за доллары - просто за гранью понимания. Добавим к этому многочисленные ляпы - стрелы пробивают бронестекло, ножом разрезается хитиновый панцирь животного, который не пробивает автоматная пуля (что тоже само по себе идиотизм) и т.д. Подобные ляпы и нестыковки крайне не характерны для Джеймса Кэмерона, режиссёра Терминатора - самого "умного" боевика, умного настолько, насколько вообще может быть интеллектуальным этот жанр (а в умелых руках очень даже может). А здесь - комикс вместо ожидаемого приключенческого романа с сильной смысловой нагрузкой.
  Вот тут-то и есть поле для пусть небольшого, но анализа фильма-комикса. Да, настоящий прорыв в области компьютерной графики. Да, 3d очки. Небывалая реклама "фильма, который не посмотреть не в кино". Побит очередной рекорд сборов. Снят самый дорогой в истории человечества фильм... Не фильм, - а настоящий пир для чувств и эмоций. Для чувств, но не для мысли. Схематичность, шаблонность, примитивность. "Пипл", привыкший есть в Макдоналдсе, читать глянцевые комиксы и смотреть реалити-шоу на ТВ потребляет так, что за уши не оттянуть. Фильм - доказательство ненужности духовного в современном вырождающемся обществе. И очень характерно, что снял его именно думающий и чуткий Кэмерон. Снял после сверхдолгого молчания. "Тусклые тени, вечером сдался и я. И перестал" - пел в своё время Егор Летов.
  Само название "Аватар" уже говорит о многом. Аватар (в русском языке термин женского рода, аватара) - воплощение индуистского божества. В современном компьютерном мире слово означает также фотографию "воплощающую" на форуме или сайте своего владельца. Как видим, даже название фильма уже говорит о том, что современного человека не волнует реальность, его волнует её отражение. Термин "Аватар" употреблён отнюдь не в первоначальном религиозном смысле. Это важно. Ведь и голубокожие "индейцы" похожи не на настоящих индейцев, а на придуманных, "киношных". Злодеи - на киношных злодеев, учёные - на киношных учёных, монстры - и они тоже самые, что ни на есть, стандартные, даже набившие оскомину инопланетные монстры - таких "носорогов" с "птеродактилями" пруд пруди в любой книге или мультике.
  Вот эта вот законченность, исчерпанность образов, гибель кино как искусства и превращения его в "продукт", чему ярчайшим свидетельством является Аватар, - и могла бы стать темой для анализа с марксистской точки зрения. А вовсе не способ производства у племени Нави или империалистические поползновения земных корпораций.
  В заключение в качестве курьёза приведём точку зрения некоторых "истинных марксистов" как любят они сами себя именовать. Она заключается в том, что цивилизация Пандоры находится на родоплеменной стадии развития, не имеет материально-технической базы, живёт охотой и собирательством, а потому обладает соответствующими дикими пещерными верованиями и обычаями, которые ничего кроме смеха не вызывают. А потому значительно более развитое в социальном и техническом плане человечество, находящиеся в фильме на стадии империализма, безусловно несёт прогрессивную функцию.
  Что можно на это сказать? Применим ли марксизм к обществу, в котором переселение душ - самая что ни на есть реальность, разумные существа телепатически контактируют с животными-симбионтами, а деревья в лесу связаны чем-то вроде синапсов в единую живую сеть, к которой местные гуманоиды могут подключаться? Конечно, марксистские законы к такому обществу применимы едва ли больше чем к обществу разумных пчёл, муравьёв или к разумному студню. Разумный студень, если он и существует где-нибудь в бесконечной вселенной, очень далёк от прибавочной стоимости и эксплуатации человека человеком. Так же далёк, как далеки от них гуманоиды с Пандоры. Вообще на эту тему существует целый пласт великолепной литературы, один только Станислав Лем чего стоит. Однако, классиков социально-философской фантастики такие вот "истинные марксисты" не читают. А если читают, то им и там мерещится марксизм. Например "Обитаемый остров" Стругацких могут на полном серьёзе назвать "насквозь марксистской книгой".
  В общем, вульгарный, скверно понятый марксизм, помноженный на неспособность пользоваться диалектической логикой и низкий уровень знаний и общей культуры даёт трудноизлечимое заболевание под названием марксизм головного мозга. Не пытайтесь применять марксистскую методу к палке колбасы, перегону между остановками, математической формуле или балету Прокофьева - будьте марксистами!
  
  P.S. Между прочим, цели своей хитрецы-продюсеры добились. Даже иные члены коммунистической партии, запасшись 3d очками, двинулись смотреть очередной "фильм века", дабы не отстать от "мейнстрима" и "быть в курсе". Некоторые выходят довольные. Делайте выводы.
Оценка: 4.00*3  Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com Kerry "Копейка"(Антиутопия) А.Кочеровский "Баланс Темного 2"(ЛитРПГ) С.Панченко "Ветер: Начало Времен"(Постапокалипсис) А.Кочеровский "Утопия 808"(Научная фантастика) А.Ардова "Жена по ошибке"(Любовное фэнтези) Р.Цуканов "Серый кукловод. Часть 2"(Антиутопия) М.Атаманов "Искажающие реальность"(Боевая фантастика) Л.Малюдка "Конфигурация некромантки. Адептка"(Боевое фэнтези) А.Гончаров "Образ на цепях"(Антиутопия) В.Соколов "Мажор 2: Обезбашенный спецназ "(Боевик)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
И.Мартин "Время.Ветер.Вода" А.Кейн, И.Саган "Дотянуться до престола" Э.Бланк "Атрионка.Сердце хамелеона" Д.Гельфер "Серые будни богов.Синтетические миры"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"