Раннюю биографию поэта Ивана Молчанова мы опустим, поскольку за нас её (чуть ниже) перескажет Максим Горький. И сразу перейдём к скандалу.
25 сентября 1927 г. В "Комсомольской правде" Молчанов публикует стихотворение "Свидание".
Закат зарею прежней вышит,
Но я не тот,
И ты - не та,
И прежний ветер не колышит
Траву под веером куста.
У этой речки говорливой
Я не сидел давно с тобой...
Ты стала слишком некрасивой
В своей косынке
Голубой.
Но я и сам неузнаваем:
Не говорит былая прыть...
Мы снова вместе,
Но... не знаем
О чем бы нам поговорить?
И цепенея,
И бледнея,
Ты ждешь,
Я за лицом слежу.
Да, лгать сегодня не сумею,
Сегодня правду расскажу!
Я, милая, люблю другую,
Она красивей и стройней,
И стягивает грудь тугую
Жакет изысканный на ней.
У ней в лице
Не много крови
И руки тонки и легки,
Зато -
В безвыходном подбровьи
Текут две темные реки.
Она - весельем не богата,
Но женской лаской -
Не бедна...
Под пышным золотом заката
Она красивой рождена!
У этой речки говорливой
Я песни новые пою.
И той,
Богатой и красивой
Я прежний пламень отдаю.
Нас время разделило низкой
Неумолимою межой:
Она, чужая,
Стала близкой,
А близкая -
Совсем чужой!..
Мне скажут:
"Стал ты у обрыва
И своего паденья ждешь!.."
И даже ты мои порывы
Перерожденьем назовешь.
Пусть будет так!..
Шумят дубравы,
Спокоен день,
Но тяжек путь...
Тот, кто устал, имеет право
У тихой речки отдохнуть.
Иду к реке,
Иду к обрыву,
И с этой мирной высоты
Бросаю звонкие на диво
И затаенные мечты.
За боль годов,
За все невзгоды,
Глухим сомнениям не быть!
Под этим мирным небосводом
Хочу смеяться и любить!
Опять закат зарею вышит...
Но я не тот,
И ты не та.
И старый ветер не колышет
Траву под веером куста.
В простор безвестный
И широкий
Несутся тени по кустам...
Прощай!
Зовет тебя далекий
Гудок к фабричным
Воротам.
Стихотворение вызвало настоящую бурю негодования. На Молчанова тут же набросились коллеги по цеху. В первую очередь из РАППа - Российской Ассоциации Пролетарских Писателей. Негодовал поэт Безыменский, недавний троцкист и протеже Льва Давыдовича. [1]
Александр Безыменский
НЕСОСТОЯВШЕЕСЯ СВИДАНИЕ.
(по поводу стихотворения
И. Молчанова "Свидание")
Да, не далась поэту слава,
Хоть он с надерганным стихом
Вертелся влево и направо,
И так, и этак, и кругом.
И вот решил поэт внезапно,
Что надо выбрать новый путь
И что-нибудь такое ляпнуть,
Чтоб этот мир объяла жуть.
Стремясь привлечь к себе вниманье
И ошарашить всех людей,
Он... голым вышел на свиданье
С какой-то девушкой своей.
"Я гол!" - вскричал поэт сурово. -
"Но шляпа с галстуком на мне.
Свежо! Оригинально! Ново!
И гениальнейше вполне.
Что все поэты? Падаль! Тлены!
Кто смел из них - ну хоть бы раз -
Гордиться собственным паденьем
И славить сладостную грязь?
Узнайте нрав мой горделивый
И щедрость пылкую мою!
Богатой бабе и красивой
Я прежний пламень отдаю.
Все пели Волховстроям славу,
А я иду на новый путь.
"Тот, кто устал, имеет право
У тихой речки отдохнуть."
А я устал. Поблекли щеки,
И ножницы дрожат в руке.
Легко ли уткинские строки
Пришпилить к жаровской строке?
Долой косынки! Гип жакеты!
Плевать на девушек труда!
Да, да! Перерожденье это!
На, выкуси! Перерожденье! Да!
"Пусть будет так!" О, мир спесивый!
Не знаешь ты, не знаешь ты,
Что это "звонкие на диво,
И затаенные мечты."
Глядите, люди! Критик, цапай,
Меня жестокою рукой!
На голом теле - галстук с шляпой!
Вот я какой! Вот я какой!
Поэт, от крика задохнувшись
Умолк, и запыхтел, как мех.
Молчал поэт... И вдруг - о ужас!
Кругом услышал тихий смех.
"Молчи, Молчанов! Будь покоен,
Пиши себе на шермака.
Ты, братец, грома не достоин,
И не достоин кулака.
Твои порывы - это... копоть,
Лампадка дури - твой огонь.
Тебя бы, собственно, отшлепать,
Но, право, лень поднять ладонь.
Иди себе! Не трать минуты -
Они жакету так нужны...
Но, впрочем... На башку свою ты...
Одень-ка... Чьи-нибудь штаны.
Иди себе! Вот речка рядом.
Там так уютно, так тепло.
Пройдут века шумливым рядом,
И слава величавым задом
Воссядет на твое чело.
2 октября того же года с гневной статьёй выступил "Литературный принц" СССР Леопольд Авербах. Авербах был не только руководителем РАППа, но также племянником покойного Я.М. Свердлова и зятем Генриха Ягоды, фактического руководителя ОГПУ. Авербах, которому было всего 24 года, стремительно брал под контроль все литературные процессы. И, соответственно, прибирал к рукам соответствующие денежные потоки. Конкурентов давили безжалостно и стремились при каждом удобном случае пришить им политику.
Статью Авербаха под названием "Новые песни и старая пошлость" опубликовала та же "Комсомольская правда"
"Стихотворение Молчанова так поражает, что сначала оно воспринимается как стилизация под пошлость. Можно не сомневаться в том, что стихотворение Молчанова ультралевыми будет использоваться и цитироваться бесконечно.
<...>
Молчанов - поэт чрезвычайно маленький... Его пафос отдает фальшивой риторикой. Внутренняя бессодержательность молчановского творчества становилась и становится все более явной. Так рождается стихотворение "Свидание"."
Кроме РАППовцев на Молчанова набросился и сам Маяковский, не только ведущий революционный поэт, но и лидер ЛЕФа (Левого фронта искусств). Организация, в которой заправляли Маяковский и Брики, была конкурентом авербаховскому РАППу. И при этом действовала точно теми же методами. Клеймили всех и вся, кроме соратников по цеху. Собственно именно поэтому рапповец Безыменский был по мнению Владимира Владимировича " Так... ничего... морковный кофе". А вот про соратника ЛЕФовца Маяковский сообщал "Асеев Колька. Этот может... Хватка у него моя". ("Юбилейное").
ПИСЬМО К ЛЮБИМОЙ МОЛЧАНОВА, БРОШЕННОЙ ИМ, КАК О ТОМ СООБЩАЕТСЯ В N 219 "КОМСОМОЛЬСКОЙ ПРАВДЫ" В СТИХЕ ПО ИМЕНИ "СВИДАНИЕ"